30
Юридическая наука. 2014. № 4
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1
КАЛАШНИКОВ Сергей Валерьевич
Аннотация. Настоящая научная статься посвящена проблемам формирования демократического конституционного строя в современной России в условиях развивающегося гражданского общества. Автор рассматривает понятие и признаки конституционного строя, а также условия, при наступлении которых, эти процессы возможны в нашей стране. Одним из них является развитие и функционирование независимых от государства институтов гражданского общества: средств массовой информации, правозащитных общественных организаций, союзов, фондов, которые в свою очередь, должны не только отстаивать и защищать свои интересы и создавших их граждан, но и осуществлять контроль за государственной властью.
Annotation. The current research article is devoted to the problems of the existence of democratic regime in modern Russia under developing civil society. The author examines the concept and features of the constitutional system and conditions that are necessary for our country to start these processes. One of them is the development and functioning of civil institutions free from the state such as mass media, human rights public organizations, unions, funds which in turn must not only defend their interests and founders, but also take control of the government.
Ключевые слова: государство, гражданское общество, закон, граждане, Констиуция, строй, контроль, страна, доверие, свобода, демократический.
Key words: constitutional system, civil society, democracy, separation of powers, multi-party system.
Одними из наиболее актуальных и многогранных научных проблем ученых-юристов различных поколений, в том числе и современных авторов, были и остаются проблемы соотношения государства и права, личности и государства и общества, а также многие другие актуальные научно-практические вопросы отечественной государственности. Их правильное решение и научное обоснование, разработка научно-практических рекомендаций и ориентиров является основой для дальнейшего развития современного Российского государства и общества, а также для проектирования модели (моделей) их развития, устране-
1 Настоящая научная статья посвящается памяти известного и уважаемого в научном мире ученого-юриста, коллеги и друга, профессора, доктора юридических наук Андрея Павловича Печникова.
Вопросы развития отечественного государства и права, истории и теории права и государства, а также отдельные аспекты науки конституционного права России являлись предметом внимания и научного исследования А.П. Печникова. Они нашли свое отражение не только в трудах Андрея Павловича, но и в его научно-педагогической, научно-методической деятельности.
ния препятствий и противоречий на пути их поступательного развития.
Развитие институтов гражданского общества в Российской Федерации, как и в любом другом современном, демократически ориентированном государстве, включая все страны бывшего СССР (ныне суверенные независимые государства), возможно лишь при условии существования в России, а также во всех вышеназванных государствах фактического, а не виртуального конституционного строя.
Мировой опыт конституционного развития современных зарубежных стран показывает, что конституционный строй существует далеко не в каждом их них, даже несмотря на наличие конституции, провозглашающей самые демократические принципы (ценности): приоритет прав и свобод личности, разделение властей народовластие и др.
В этой связи трудно не согласиться с мнением выдающихся отечественных ученых-юристов - О.Е. Кутафина и Е.И. Козловой (ныне покойных) - о том, что наличие в госу-
Конституционное право, муниципальное право
31
дарстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным2, а общество - гражданским. Многие государства-правопреемники СССР после его распада обрели свою независимость, укрепили государственный суверенитет, закрепив при этом в своих конституциях принципы конституционного строя, по всем критериям соответствующие международно-правовым стандартам прав человека. Однако в реально существующих государственно-правовых условиях весьма сложно утверждать о наличии в них конституционного строя, а еще труднее вести речь о формировании гражданского общества.
Что же представляет собой понятие конституционного строя государства и какое значение имеет создание конституционного строя в Российской Федерации для формирования гражданского общества?
Несмотря на имеющиеся в отечественной юридической литературе различные трактовки и толкования, на наш взгляд, само понятие «конституционный строй» предполагает дальнейшее теоретическое исследование, особенно в контексте формирования гражданского общества, применительно к Российской Федерации и к современному периоду ее развития.
Конституционному (правовому) государству и формирующемуся параллельно с ним гражданскому обществу должен соответствовать лишь конституционный строй, способный обеспечить приоритет прав и свобод своих граждан, защитить их интересы от произвола властных структур, других граждан. В отечественной юридической литературе само понятие «конституционный строй» возникло относительно недавно, так как в советский период довольно часто употреблялись другие понятия -«государственный строй» и «общественный строй», «политическая система» и т.п.
Современные российские ученые-юристы неоднозначно подходят к теоретическому обоснованию (определению) понятия «конституционный строй». Одни авторы определяют его как систему господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих
2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. : Юрист, 1995. С. 75.
суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом3.
Другие считают, что конституционный строй - это прежде всего система конституционных отношений как предмет конституционного регулирования4.
Многие полагают, что конституционный строй есть и конституционные нормы, и конституционные принципы, регулирующие отдельные виды общественных отношений существующего социального строя5.
Мировой и отечественный опыт 19301940-х годов свидетельствует о том, что при самой демократичной конституции могут существовать реакционные порядки, нарушаться права и свободы граждан. При этом конституция носит декларативный характер.
Понятие «конституционный строй» в нашем законодательстве практически не применялось. Советские конституции использовали термины «общественное устройство», «основы общественного строя и политики». В конституциях зарубежных социалистических стран также применялись термины, аналогичные советской конституционной системе: «общественный строй», «общественно-экономичес-кий строй», «политический строй». Демократизация советского строя, расширение гласности в 1990-х годах поставили в повестку дня необходимость конституционных реформ в СССР6.
В конституционном законодательстве бывшего Союза ССР появился термин «конституционный строй» в связи с учреждением поста Президента СССР с изменением редакции статей Конституции СССР 1977 годов7.
В конституционном законодательстве РСФСР термин «конституционный строй» был введен Съездом народных депутатов, изменившим редакцию ст. 6 и 7 Основного Закона РСФСР 8.
3 Ю.П. Еременко в понятие «конституционный строй» включает еще и господствующие идеологические отношения (Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность / ред. А. Ржевский. Саратов, 1982. С. 18.
3 Конституционное право России. Курс лекций по общей части / Кабышев В.Т. [и др.]. Уфа, 1993. С. 46-47.
5 Там же.
6 Конституционное право России.
7 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 12. Ст. 189.
8 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 3. Ст. 25.
32
Юридическая наука. 2014. № 4
Наибольшее свое распространение и признание как важная общественная и правовая категория конституционный строй получил в период подготовки, разработки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. В процессе подготовки проекта новой конституции была сформулирована абсолютно новая научная доктрина, раскрывающая суть и содержание конституционного строя России, базирующаяся на основополагающих началах (идеях):
- приоритете прав и свобод человека;
- разделении властей (законодательная, исполнительная, судебная);
- верховенстве права;
- признании многообразия всех форм собственности (в том числе и частной на землю и природные ресурсы);
- свободе предпринимательства, справедливой конкуренции;
- политическом многообразии (плюрализме мнений), способном учитывать интересы и мнения различных социальных слоев общества.
Важное социально-политическое значение в воплощении вышеназванных идей и принципов в реальных условиях Российской Федерации имеют конституционные реформы всех сфер общественной жизни общества.
Современные конституционные реформы имеют главную цель, состоящую в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Следовательно, конституционный строй -это форма или способ организации государства, которые обеспечивают подчинение его праву и характеризуют его как конституционное государство9. Таким образом, конституционный строй - определенный способ организации государства, закрепленный в его консти-туции10, но не каждый строй может быть признан конституционным.
По мнению автора, «конституционный строй» - это форма организации государства и всего общества в целом, основанная на закрепленных Конституцией Российской Федерации принципах: приоритете прав и свобод личности, полновластии народа, разделении властей, верховенстве права, многообразии и равноправии всех форм собственности, по-
9 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 75-76.
10 Там же.
литическом и идеологическом плюрализме, гарантированных конституцией, при которой государство в лице своих органов и должностных лиц, а также институтов гражданского общества и граждан подчинено праву.
Иными словами, конституционным является фактически демократический строй, который не только закрепляет общечеловеческие гуманистические принципы, соответствующие общепризнанным международноправовым нормам, направленным на всестороннюю защиту человека, его прав, свобод и законных интересов, демократию и иные демократические ценности, закрепленным в Основном Законе государства, но и при котором создаются реальные гарантии их реализации посредством различных механизмов, способов и приемов, обеспечивающих достижение поставленных целей и ориентиров.
Следовательно, конституционным не может считаться такая форма организации государства и общества, при которой лишь декларируются самые гуманные передовые идеи, принципы и институты, закрепленные в Основном Законе государства, но не создаются эффективные механизмы их обеспечения, защиты конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, общественных объединений, где государство не подчинено праву, лишь формально выступает гарантом защиты человека, его прав и свобод, а также существующих и функционирующих в обществе институтов гражданского общества.
Антиконституционный строй - это псевдодемократический строй, при котором ни государство, да и само общество, не может или не желает создавать реальных условий, обеспечивающих реализацию материальных, духовно-культурных и иных потребностей граждан, их объединений, всего общества в целом. Такой форме организации власти может быть характерно фактическое непризнание принципа разделения властей, явно выраженная однопартийная система, при которой заметно доминирование одной правящей партии, с присущими признаками фиктивного народовластия (регулируемой демократии), а также наличие высокой степени правового нигилизма, отсутствия подлинного верховенства права и подчинения ему государственных органов власти и управления и самоуправления.
Конституционное право, муниципальное право
33
Сущность же конституционного строя Российской Федерации выражается закреплением в конституции и практике общественных отношений совокупности незыблемых основополагающих ценностей, провозглашающих гуманные, правовые отношения между человеком, гражданским обществом и государст-и
вом .
Однако формирование поистине конституционного строя в любом государстве во многом зависит от многих факторов:
- правосознания и правовой культуры общества в целом;
- уровня социально-экономического развития общества и политического режима;
- создания и обеспечения гарантии реализации основ конституционного строя, закрепленного в Основном Законе государства, в том числе прав и свобод граждан.
Основной Закон РФ закрепил те политические, экономические и социальные изменения, которые произошли в результате реформ. В соответствии с Конституцией РФ Россия -это правовое, демократическое, социальное светское государство, в котором признается народовластие в различных его формах выражения.
Считать Российское государство в современных условиях подчиненным праву, в котором обеспечиваются все гарантии конституционного строя, было бы не совсем объективным, так как не созданы условия для их реализации. Но перспектива создания конституционного строя в условиях Российской Федерации реально существует, так как новая Конституция России рассчитана не на 5-10 лет, а на более длительный исторический период, который не исключает, и даже предполагает внесение в нее поправок и изменений.
Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования Конституции, а становится реальностью только при наличии двух условий: если конституция соблюдается и если она демократична11 12.
Такая трактовка конституционного строя представляется обоснованной, так как последний - это гуманный, демократичный строй, предполагающий высокий уровень подлинного
11 См. более подробно: Основы государства и права. Уфа, 1994. С. 44-64.
12 Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право
РФ : учеб. для вузов. М., 1996. С. 96.
народовластия в обществе, политическое, идеологическое многообразие в соответствии его основ международным нормам и принципам и рассматривающий право как средство, ведущее к торжеству справедливости во всех сферах общественных отношений, при реализации которых соблюдаются все конституционные права и свободы граждан, а государство в лице государственных органов власти и управления ограничено рамками закона.
Аналогичный смысл в понятие «конституционный строй» вкладывают М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе, определяя его как «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией»13.
Следует иметь в виду, что, помимо юридического аспекта, понятие «конституционный строй» предполагает наличие и социальных норм (морали, этики, культуры, религии) в обществе, значение которых бесспорно велико. Роль и значение социальных норм, морали и религии определяется соответствующим государством и обществом по-разному, например, в Российской Федерации в соответствии с Преамбулой Конституции РФ утверждаются принципы равноправия и самоуправления народа
в России как многонационального государственного образования, уважения и любви к Отечеству, веры в добро и справедливость, светский характер государства (то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, и религиозные объединения отделены от государства, равны перед законом (ст. 14), а в Иране, исламском государстве, нормы религии Ислама являются доминирующими в общественных отношениях, в быту и подлежат обязательному исполнению всеми членами общества).
Следовательно, конституционный строй любого государства основывается не только на основных его принципах, закрепленных в Конституции, но и на социальных нормах: нормах морали, этики, уровня культуры общества.
Нормы морали и иные социальные нормы, укрепившие свои позиции в обществе, признаваемые им, как бы помогают реализовать правовые предписания, отражаясь в принципах конституционного строя. Часто они находят
13 Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Указ. соч. С. 81.
34
Юридическая наука. 2014. № 4
свое правовое закрепление в нормативноправовых актах императивного характера, превращаясь в нормы права, целью которых становится защита прав и свобод граждан, привлечение виновных к ответственности (в демократическом, конституционном государстве) или интересов правящих кругов (социальных слоев), занимающих привилегированное положение в обществе с авторитарным или тоталитарным политическим режимом.
Содержание конституционного строя любого государства раскрывается путем исследования его принципов - основ, под которыми принято понимать систему господствующих экономических, социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и прав человека и определяющих организацию общества в целом, образующих фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни государства14.
В соответствии с гл. 1 Конституции Российской Федерации 1993 года «Основы конституционного строя» нашли свое конституционное закрепление такие основополагающие принципы, как: демократизм, суверенитет государства, российский федерализм, правовое государство, разделение властей, социальный, светский характер государства, республиканская форма правления, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политический и идеологический плюрализм, экономическая основа государства, местное самоуправление.
Вышеперечисленные принципы конституционного строя Российской Федерации являются общеизвестными и признаваемыми во всем цивилизованном мире общечеловеческими ценностями, посредством которых достигается демократическое развитие не только государства, но и всего общества.
Именно основы конституционного строя, несмотря на их отличие в правовых системах различных государств, дают представление не только о том, какой государственный и общественный строй закрепляет Конституция того или иного государства, но и возможно ли создание конституционного строя в этой стране.
Конституция Российской Федерации 1993 года впервые закрепила конституционные основы формирования гражданского общества
14 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 81.
в Российской Федерации. Ими являются принципы конституционного строя, закрепленные в гл. 1 под названием «Основы конституционного строя».
Развитое гражданское общество, также как и правовое государство, - это необходимые условия формирования конституционного строя в Российской Федерации. И это очевидно, поскольку и зрелое гражданское общество в лице независимых от государства общественных институтов, и правовое государство в лице органов государственной власти и их должностных лиц, подчиненных праву, закону, являясь «сторонами одной медали», могут развиваться лишь в условиях подлинно демократического конституционного строя. И, наоборот, конституционный строй как основа для формирования гражданского общества и правового государства также не может формироваться без условий, способствующих демократизации всех сфер общественной жизни и обеспечения режима законности и правопорядка.
Чем более интенсивно будут развиваться институты гражданского общества в России, тем большее влияние они смогут оказывать на государственную власть, а также на решение многих сложных проблем в различных сферах общественной жизни и «помогать» государству не только осуществлять его функции, но и обретать черты правового демократического государства, постепенно избавляя его от элементов коррупции, бюрократии и иных изъянов.
Однако не следует забывать о том, что все вышеназванные политико-правовые категории: и гражданское общество и правовое государство, а также формирующийся в Российской Федерации конституционный строй - это далекие ориентиры развития и Российского государства, и общества в целом. Исторический отечественный и зарубежный опыт конституционного развития показывает, что достижение этих целей рассчитано на достаточно долгий исторический период времени в зависимости от того, какие условия для этого будут созданы и самим государством и обществом. Возможно и влияние на данные процессы
и внешних факторов.
Каковы же критерии (признаки) конституционности того или иного строя?
Конституционное право, муниципальное право
35
На наш взгляд, под признаками конституционного строя могут признаваться его основные качественные характеристики (характерные черты).
Признаками фактического конституционного строя, применительно к Российской Федерации, а также любого другого, демократически ориентированного, государства, должны быть следующие:
- подлинное народовластие, демократизм избирательной системы, позволяющей организовывать и проводить честные, нефальсифицированные выборы и референдумы, с эффективными механизмами общественного контроля за избирательным процессом и подсчетом голосов избирателей (участников референдумов), а также эффективный механизм отчетности депутатов всех уровней перед своими избирателями, с возможностью досрочного отзыва тех депутатов, которые не выполняют или недобросовестно выполняют наказы своих избирателей;
- многопартийная или двухпартийная политическая система, основанная на политическом и идеологическом плюрализме;
- социально ориентированная экономическая система, способная не только обеспечить высокий уровень экономического развития Российской Федерации, но и создать эффективную систему социального обеспечения и обслуживания граждан, направленная на охрану жизни и здоровья людей, создающая уверенность в их завтрашнем дне;
- независимость средств массовой информации;
- создание, функционирование и деятельность институтов гражданского общества в Российской Федерации, способствующих укреплению дружбы и мирного сосуществования наций и народностей в многонациональной России, укрепляющих основу федерализма
и патриотизма. Такими общественными организациями могут быть различные молодежные, в том числе студенческие, женские, религиозные и иные общественные организации;
- наличие эффективных внутригосударственных механизмов защиты конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В этот механизм должна включаться вся структура государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, вся система правоохранительных органов, включая полицию, прокуратуру, иные силовые структуры и органы, а также судебная система, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный по правам ребенка и др.;
- высокий уровень культуры граждан и общества в целом, включая правовую культуру и правосознание;
- развитость институтов гражданского общества и реальная их способность осуществлять эффективный общественный контроль за государственной политической властью в целях предотвращения или борьбы с коррупцией, иными проявлениями, связанными со злоупотреблениями государственной властью, а также оказывающих заметное влияние на правотворческую деятельность государственных органов власти и внутреннюю политику государства;
- миролюбивая внешняя политика Российского государства, основанная на основных принципах международного права и на добросовестном выполнении государством взятых им международных обязательств в рамках международных договоров, подписанных (ратифицированных) Российской Федерацией.