ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ
О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
К.А. Ишеков
ПРАВОВОЕ ГОСУДАР ГНС) КАК ОСИОВА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО
РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В исследовании рассмотрены проблемы конституционно-правового регулирования и фактического построения в России правового государства - важнейшего ориентира модернизации государства, власти, права и общества. Автор критически оценивает распространенные мнения о том, что принцип правового государства носит декларативный оттенок и может рассматриваться лишь как определенный недостижимый идеал, к которому необходимо стремиться, но в реальности вряд ли можно достичь.
В результате анализа автор приходит к выводу о том, что правовое государство как основа конституционного строя объединяет в себе целый ряд иных взаимосвязанных основ, провозглашенных в главе первой Конституции России. Этот базовый конституционный принцип не только декларируется, но и частично реализуется в российской конституционной практике. Для приближения к идеальному состоянию правовой государственности требуется коренная перестройка правосознания общества и представителей государства, что может быть реализовано только путем эволюционного, планомерного внедрения основ правового государства в правовую жизнь. Конечным итогом, свидетельством фактического построения правового государства в России может стать достижение такого состояния защищенности человека, его прав и свобод, которое в полной мере будет соответствовать гуманистическим установлениям российской Конституции.
Ключевые слова: правовое государство, Конституция, конституционный строй, верховенство права, права и свободы человека и гражданина, социальное государство, разделение властей, юридическая ответственность.
К.А. Ishekov
LEGAL STATE AS A BASE OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL DEVELOPMENT
OF MODERN RUSSIA
The research is dedicated to issues of constitutional and legal regulation and practical formation of legal state in Russia, which is the main point of modernization of state, power, law and society. The author gives critical interpretation to the common opinions about the declarative character of the principle of legal state, which can be determined as a certain unattainable ideal; it is necessary to seek after this ideal but it's hardly believable that it can be achieved.
The result of the research shows that legal law as a base of constitutional system contains lots of other interconnected bases declared in the chapter one of Constitution of Russian Federation. This main constitutional principle is not only declared but partially realized in Russian constitutional practice. To achieve the ideal condition of legal statehood, legal awareness of society and state representatives must be totally rebuilt. It can be done through systematic evolutional integration of legal state bases into legal life. The final result of practical formation of legal state in Russia is achievement of an individual's safety and safety of his rights and freedoms, which is totally corresponding to the humanistic establishments of Russian Constitution.
Key words: legal state, Constitution, constitutional system, supremacy of law, human and civil rights and freedoms, social state, division of powers, legal liability.
Идея построения правовой государственности имеет западные корни. Обоснованная в работах Ж.Ж. Руссо, И. Канта и их последователей концепция связанности государства законом, базирующемся на праве, получила развитие не только в исследованиях философской и юридической направленности, но и частично была воплощена в конституционную практику ряда государств. В России феномен правового государства был интерпретирован и развит в работах известных дореволюционных правоведов В.М. Гессена, Б.А. Кистяковского, Н.М. Корку-нова, С.А. Котляревского, П.И. Новогородцева, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича.
Важно отметить, что некоторые исследователи (A.A. Алексеев, В.М. Гессен) не делали различий между понятиями «правовое государство» и «конституционное государство» [1, с. 90]. Другие ученые (Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котляревский) выступали за разграничение этих категорий [2, с. 247; 3, с. 113114]. Интересна точка зрения Б.А. Кистяковского, который считал, что «правовое государство есть вполне и последовательно развитое конституционное государство» [4, с. 559]. Характерно, что и в настоящее время эти понятия рассматриваются как близкие по значению [5, с. 374-386]. Как отмечает H.A. Боброва, термины «конституционное госудаст-во», «конституционно-правовое государство» по су-
ти эквивалентны словосочетанию «правовое государство» применительно к тем странам, где государственная власть ограничена рамками конституционного строя [6, с. 64]. По логике следует вывод о том, что в государствах, где конституционализм только формируется, где понятие «конституционный строй» формализовано, эти термины несут различную смысловую нагрузку. «Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нем не существует конституционный строй вообще», - утверждает В.В. Мамонов [7, с. 272]. Полагаем, что конституционное государство - это такое государство, где действует конституция, в которой закреплены основы конституционного строя, а правовое государство - цель, к которой нужно стремиться; категория, в которую в разные времена вкладывается неодинаковый смысл. В советский период в официальной доктрине и научной публицистике применялся термин «социалистическое правовое государство» [8]. Однако он был наполнен иным содержанием, отличным от современных представлений о правовой государственности.
Правовое государство - емкая, многозначная юридическая категория, синтезирующая целый ряд основных конституционных принципов. Как и иные основы конституционного строя, правовое государство можно рассматривать в трех значениях: как базовую ценность, на которую ориентируется общество в развитии конституционного строя; как основной принцип, выступающий в качестве руководящего для конкретных сторон конституционного строя; как конституционно-правовые институты и нормы, через которые названные ценность и принцип получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение [9, с. 29]. Кроме того, правовое государство является составным элементом конституционного строя, т. е. частью сложившихся конституционно-правовых отношений (фактической конституции).
В России тезис о том, что РФ является правовым государством, закреплен на самом высоком нормативно-правовом уровне - в Конституции РФ (ст. 1). Считается, что сама по себе такая декларация - только первый шаг, следующим же должно стать реальное воплощение этого принципа в жизнь, а не простая его имитация [10, с. 101]. Сложилось устойчивое мнение о том, что ни одно государство (в том числе и Россия) не достигло идеала, которым является правовое государство [6, с. 64]. На наш взгляд, это утверждение справедливо лишь отчасти, т. е. при рассмотрении правового государства на концептуальном уровне, в качестве ценностного ориентира. Однако в большинстве государств не только провозглашены в Конституции, но и реально функционируют конституционные принципы и нормы, обобщенные в категорию «правовое государство».
Прав Б.С. Эбзеев, отмечая, что «объяснение правовой государственности в России должно основываться не на абстрактных представлениях, сложившихся вне Конституции, а на ее воплощении в Основном Законе РФ и практике реализации принципов правового государства в деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти» [5, с. 382].
Правовое государство интегрирует большинство фундаментальных юридических начал, лежащих в основе конституционного строя России. «Юридический портрет» правовой государственности, отмечает В.А. Виноградов, в достаточной мере обрисован Конституционным Судом РФ [11, с. 52]. В правовых позициях высшего органа конституционного контроля отмечается взаимосвязь правового государства с такими основополагающими категориями, как верховенство права, правовая определенность, поддержание взаимного доверия во взаимоотношениях личности и публичной власти, верховенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства защищать их, разделение властей, правовая демократия.
Ведущее место в системе конституционных основ занимает признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. С позиций идеи правового государства верховенство прав и свобод, основанное на приоритете права, приобретает особый смысл: «вся конституционная конструкция должна ориентироваться на то, чтобы сделать верховенство права ядром социального поведения человека и гражданина, аксиологической основой его самовыражения и самореализации» [12, с. 1]. По смыслу российской Конституции не государство дарует права индивидам, а сами политически правоспособные граждане, приобретая основные права и свободы от рождения, делегируют свои властные полномочия государственным органам. В этом выражается такая сторона правовой государственности, как народный суверенитет и связанный с ним принцип народовластия. Важнейшей чертой правового государства выступает положение, согласно которому источником власти, носителем суверенитета является народ (общество), делегирующий часть своих полномочий государству [13, с. 81].
Народовластие представляется центральным элементом и качественным показателем демократического правового государства как такового. Отчуждение народа от принятия государственно-властных решений ведет к искажению самой сути такого государства, - утверждает судья Конституционного Суда России В.Г. Ярославцев [14, ст. 336]. Характерно, что термин «правовое государство» пользовался огромным уважением у общественности фашистской Германии. Однако при этом ведущие принципы правового государства - демократия, свобода, равенство, плюрализм мнений - были чужды немецкому
Г* *
правосознанию и отвергались юристами и идеологами третьего рейха [15, с. 33-34].
Еще один ориентир в механизме модернизации государства - конституционный принцип раздния властей. «Правовой характер современного государства покоится на принципе обособления властей», - еще в начале XX в. отмечал В.М. Гессен [16, с. 81]. Позиция о том, что правового государства не существует без разделения властей, достаточно распространена в современной литературе [17, с. 20]. Конституционный принцип разделения властей провозглашен в качестве основы конституционного строя России (ст. 10 Конституции РФ). Его главный смысл сводится к тому, что государственная власть, имея единый источник - многонациональный народ, делится по направлениям ее реализации и дифференцируется между органами, осуществляющими властные полномочия и имеющимиприоритет в соответствующих сферах.
Вместе с тем самостоятельность органов публичной власти имеет конституционно предусмотренные пределы. Гарантией государственной защиты прав и свобод человека, залогом обеспечения верховенства закона и исполнения других принципов правового государства служит система сдержек и противовесов. Суть этой системы заключается в конкурентном взаимодействии властей, базирующемся на мерах взаимного контроля и ответственности. Взаимное сдерживание отдельных органов государственной власти в их стремлении к приоритету перед другими позволяет предотвратить узурпацию власти и обеспечить условия формирования правовой государственности.
Традиционно сущность правового государства олицетворяется с верховенством права, основанного на законе. Понятие «закон» при характеристике рассматриваемого конституционного начала следует толковать распространительно. В контексте принципа правового государства эта правовая категория обобщает не только внутригосударственное законодательство, но и международно-правовые акты. Согласно преамбуле Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» [18, ст. 1094] международные договоры — существенный элемент функционирования правового государства. Однако особая роль в отечественной системе законодательства отводится, прежде всего, Конституции России как Основному Закону, обладающему наивысшей юридической силой. Все иные нормативные правовые акты, в том числе международные договоры Российской Федерации, являющиеся частью ее правовой системы, должны соответствовать конституционным нормам. Только в этом случае положения международных договоров РФ в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ будут иметь преимущество перед законом. О приверженности верховенству права и его основополагающем значении для по-
литического диалога и сотрудничества между всеми государствами и для дальнейшего укрепления трех основных направлений деятельности Организации Объединенных Наций - международного мира и безопасности, прав человека и развития - говорится в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о верховенстве права на национальном и международном уровнях от 24 сентября 2012 г. [19].
Неотъемлемым элементом правового государства является его социально ориентированная политика. Как показывает практика, российское социальное правовое государство еще далеко от международных стандартов. Однако утверждать, что социальное государство будет построено в России только тогда, когда будут реализованы все конституционные нормы, определяющие социально-экономические права, не вполне корректно [20, с. 27]. Следует согласиться с М.И. Байтным, который полагает, что формирование правового государства и есть процесс осуществления и утверждения его принципов [21, с. 519].
Есть основания считать, что конституционное провозглашение России социальным государством, а также фактическая реализация отдельных направлений социальной политики сами по себе являются воплощением социально-правовой государственности. Формирование социального государства - сложный процесс, успешная реализация которого зависит от множества факторов. Прежде всего, характер социальной надстройки государства связан с необходимым уровнем развития экономического базиса.
Новый этап развития экономики России сопряжен с переходом от планово-регулируемой экономической системы к экономике с чертами рыночной. Конституционно установлены и конкретизированы в законодательстве такие элементы экономических основ, как многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности (ст.ст. 8-9 Конституции РФ). Экономическая функция Российского государства осуществляется посредством реализации конституционных прав человека и гражданина, таких как: право частной собственности, право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд и на вознаграждение за труд. В конституционной гарантии и реальном воплощении в жизнь этих прав и свобод проявляется взаимосвязь принципа правового государства с экономическими основами конституционного строя, находит свое выражение государственно-правовая сущность РФ.
Во многих странах правовое государство, действительно, стало основой стабильного политического и экономического развития, каче-
ственной модернизации важнейших сфер государственной и общественной жизни. Однако так происходит далеко не везде. В России, например, на протяжении последних двух веков попытки создания правового государства оборачивались кризисами, социальными конфликтами и легитимацией в массовом сознании режимов, ориентированных на неправовые принципы политики и управления [22, с. 52]. Создание правового государства в РФ - процесс достаточно сложный, требующий значительных временных затрат. Насаждение идеи правовой государственности сверху, административным путем может лишь в некоторой степени ускорить этот процесс, но не позволит достичь конечной цели. Требуется коренная перестройка правосознания общества и представителей государства, что, на наш взгляд, может быть реализовано только путем эволюционного, планомерного внедрения основ правового государства в правовую жизнь.
В литературе высказываются предположения, что индикатором окончания процесса модернизации является переход государственного механизма в состояние правового государства [22, с. 53]. Безусловно, совершенствование государственных институтов занимает важное место в модернизационном процессе, однако не следует забывать о том, что согласно Конституции РФ высшей ценностью является человек, его права и свободы. В связи с этим можно с уверенностью утверждать, что основным свидетельством фактического построения правового государства в России, моментом завершения модернизаци-онных процессов может стать достижение такого состояния защищенности человека, его прав и свобод, которое в полной мере будет соответствовать
гуманистическим установлениям российской Конституции [23, с. 14].
Приведенные размышления позволяют сделать вывод о том, что правовое государство как основа конституционного строя объединяет в себе целый ряд иных взаимосвязанных основ, провозглашенных в главе первой Конституции России. Несмотря на невозможность достижения всех характеристик идеальной правовой государственности в современных условиях, этот базовый конституционный принцип не только декларируется, но и частично реализуется в российской конституционной практике. Однако для того, чтобы правовое государство прочно укоренилось в отечественной правовой системе, стало ориентиром фактических конституционно-правовых отношений, требуется качественная модернизация ключевых институтов государства и общества, что, в свою очередь, требует внедрения постулатов правового государства в сознание каждого человека, составляющего многонацио-нальный российский народ. В особенности важна модернизация правосознания представителей государственной власти и местного самоуправления, чиновников, формирующих направления правовой политики государства. Сказанное убеждает в том, что модернизация государства, права, власти и общества возможна только с позиций человеческого измерения. Только тогда правовое государство перестанет быть недостижимым идеалом, а станет общепризнанным и фактически реализуемым конституционным принципом, интегрирующим иные конституционные начала и задающим вектор дальнейшего конституционного развития государства и общества.
Пристатейный библиографический список
1. Алексеев A.A. Министерская власть в конституционном государстве. Ее основы, роль и современное положение. Харьков, 1910.
2. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911.
3. Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915.
4. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916.
5. Эбзеев B.C. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.
6. Боброва H.A. Соотношение понятий «правовое государство», «конституционный строй», «гражданское общество» // Российское правовое государство: итоги формирования и перспективы развития: в 5 ч.: Конституционное и международное право, теория государства и права / Под ред. Ю.Н. Старилова. Ч. 1. Воронеж, 2004.
7. Мамонов В.В. К вопросу о конституционном строе Российской Федерации // Российское правовое государство: итоги формирования и перспективы развития : в 5 ч. : Конституционное и международное право, теория государства и права / Под ред. Ю.Н. Старилова. Ч. 1. Воронеж, 2004.
8. Алексеев С.С. Правовое государство - судьба социализма. Научно-публицистический очерк. М., 1988.
9. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М., 1994.
10. Виноградов В.А. Правовое государство и верховенство права: теоретические конструкции и реализация // Закон. 2013. № 12.
11. Виноградов В.А. Российская Федерация как правовое государство // Правовая культура. 2011. № 2.
12. Арутюнян Г.Г. Конституционализация социального поведения человека в правовом государстве // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 5.
13. Дулич JIM. Системообразующие черты теоретической модели правового государства //Правовая культура. 2012. № 1.
14. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.Г. Ярославцева по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан: постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 3.
№
Г *
w ^
15. Соколов А.Н. «Социальное правовое государство» фаптистской формации (извращение права и разложение законности правоохранительными органами и судами Германии в 1933-1945 годах) // Правовая культура. 2009. № 1.
16. Гессен В.М. Теория правового государства // Политический строй современных государств : сб. статей : в 2 т. Т. 1. СПб., 1905.
17. Денисов С.А. Конституционные ценности как основа для толкования норм Конституции РФ // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9.
18. О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон РФ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. № 29. 1995, ст. 3757; 2014. № 11.
19. Декларация совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи по вопросу о верховенстве права на национальном и международном уровнях: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 24 сентября 2012 г. <URГ:http://www.lm.org/rn> (Дата обращения: 19.08.2014).
20. Правовые основы Российского государства: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.А. Машкина. М., 2002.
21. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). М., 2005.
22. Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. Правовое государство как критерий модернизации России // Правовая культура. 2013. № 1.
23. Раянов Ф.М. Доктрина правового гссударства: истоки, распространенность, проблемы в России // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 3 (29).
P.C. Маркунин
ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Статья посвящена анализу обязанностей государства и их роли в построении гражданского общества. Обосновывается суждение, что закрепление обязанностей позволяет повысить дисциплинированность и обеспечить поддержание должного уровня профессионализма в работе государственных органов. Сформулированы конкретные предложения по изменению действующего законодательства. В заключении делается вывод об особой роли обязанностей в обеспечении защиты прав граждан и становлении эффективных мер ответственности должностных лиц.
Ключевые слова: обязанность, гражданское общество, закон, судьи, должностное лицо, нормативно-правовой акт.
R.S. Markunin
DUTY OF THE STATE AS A NECESSARY ELEMENT OF THE CIVIL SOCIETY
This article analyzes the responsibilities of the state and their role in building civil society. Substantiates the proposition that binding obligations can increase discipline and ensure the maintenance of a proper level of professionalism in the work of public authorities. Formulate specific proposals to amend the existing legislation. Finally, the conclusion of the special role of responsibilities in ensuring the protection of citizens' rights and the establishment of effective accountability of officials.
Key words: duty, civil society, law, judge, officer, legal act.
Государство - это особая организация политической власти, в которой власть персонифицируется в правоохранительной системе и государственном аппарате. Публичная власть включает в себя чиновников, служащих, которые на материальной основе осуществляют свою деятельность в публичных интересах. Представители государства как субъекты ответственности обременяются соответствующими обязанностями в процессе реализации своих государственных функций. Проблема юридических обязанностей занимает особое место среди большинства проблем современной правовой науки, так как она связана с построением правового государства, а ее решение будет способствовать развитию правовых отношений, формированию нравственного и правового сознания граждан, укреплению законности и правопорядка. Конституция РФзакрепила приоритет общечеловеческих интересов над всеми иными ценностями государства. Провозгласив основную обязанность государства в виде признания, соблюдения
и защиты прав человека и гражданина, она вывела Российскую Федерацию на единый уровень с современными цивилизованными государствами [1, с. 27-31].
Государство ответственно за качество действующего законодательства, поэтому обязано совершенствовать его и ориентировать свою деятельность на восполнение пробелов и освобождение от противоречий в нем. Нормативно-правовой акт налагает определенные обязанности на граждан, предоставляя известные права правительству; одновременно с этим налагаются соответствующие обязанности и на государство, предоставляя гражданам определенные права. Государству, как и каждому отдельному лицу, необходимо подчиняться закону [2, с. 11-12]. Установление подобных обязанностей напрямую зависит от того, на какой стадии развития находится гражданское общество. К тому же движение к демократическому, правовому, социальному государству создает проблему установления дополнительных