ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
LAW: THEORY AND PRACTICE
УДК 342 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-4-77-84
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
АТЖАНОВА ЖАНАТ САБИТОВНА Челябинский государственный университет (Костанайский филиал), г. Костанай, Республика Казахстан, e-mail: atzhanova1972@mail.ru
В статье автор анализирует труды русских государствоведов прошлого, которые исследовали правовое государство как явление, показали его зарождение и развитие. Идея правового государства, которая зародилась в античную эпоху, получившая развитие в трудах передовых мыслителей многих столетий, превратилась в завершенную теорию, после чего получила практическую реализацию во многих странах мира, в том числе и в современной России. Проведенный анализ научной литературы позволяет сформулировать определение понятия правового государства, которое отражает основные черты правого государства. В нем отражается высокий уровень развития общественных отношений, которые находят воплощение гражданском демократическом обществе. Анализ основных направлений исторической эволюции правопонимания закладывал основы соответствующего понимания правового государства. Основной признак правового государства заключался в том, что власть ограничена и подзаконна, государственная власть и правовой порядок организуется при помощи народа. В правовом государстве должна быть гармония между общественным целым и личностью, государственная индивидуальность не должна подавлять индивидуальность отдельного лица. Опираясь на отечественную и мировую литературу, автор проанализировал основные признаки правового государства, выделяемые большинством авторов. На основании вышеизложенных признаков сформулировано понятие правового государства как государства, основной целью деятельности которого является обеспечение и защита прав и свобод, и деятельность которого осуществляется согласно принципу разделения ветвей и подчинена общеобязательным законам. В статье уделяется внимание характеристике российского государства как правового и подчеркивается, что характерной чертой современной России является наличие целостной системы законодательства, которое существенно обновилось и продолжает интенсивно развиваться во всех сферах. Формально-юридическое признание России правовым государством не означает автоматического функционирования и развития Российского государства в соответствии с этим. В настоящее время в определенной мере сохраняет свою значимость проблема соотношения закона и так называемой, целесообразности.
Ключевые слова: государство, право, правовое государство, государственная власть, правовой порядок, демократия
Идея правового государства остается одной из самых актуальных и востребованных в современной юридической науке. На протяжении периода существования Российской Федерации как демократического государства издается учебная литература, проводятся научные исследования по этой теме. Что же такое правовое государство? Как оно формируется? Каковы особенности его становления и развития в современной России?
Античные мыслители заложили идейные источники теории естественного права, создали фун-
дамент, на котором впоследствии развились взгляды ученых ХVП-ХIХ вв., которые обосновали идеи о правовом государстве и разделении властей. Среди них работы таких мыслителей, как Аристотель «Политика», Цицерон «Диалоги», Д. Локк «Два трактата о правлении» и «Опыты о человеческом разумении», И. Кант «Трактаты и письма», Г. Гегель «Энциклопедия философских наук» и др. [1].
Проблемы становления правового государства, его отношения с гражданским обществом поднимали в своих работах российские ученые А. Н. Соко-
лов «Правовое государство. Идея, теория, практика», Э. Ю. Соловьев «И. Кант: взаимодополнительность морали и права», В. А. Четвернин «Понятие и термин «правовое государство»», К. С. Гаджиев «Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования», Б. А. Кистя-ковский «Государство правовое и социалистическое», М. П. Кузьмин «Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека», У. Э. Лыхмус «О правовом государстве», С. Л. Серебряков «Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России» и др. [2].
Особый интерес вызывали труды русских и зарубежных государствоведов прошлого, которые исследовали правовое государство как явление, показали его зарождение и развитие. Теоретические аспекты русской концепции правового государства раскрыты в трудах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: С. А. Кот-ляревского «Власть и право. Проблема правового государства», М. А. Рейснера «Что такое правовое государство», В. М. Гессена «Теория правового государства» и др.
Большой вклад в формирование концепции вложили русские мыслители Н. М. Коркунов, С. А. Котляревский, Е. Н. Трубецкой, Ф. В. Тара-новский, П. Е. Михайлов, А. Р. Куницын, П. Г. Виноградов, Л. И. Петражицкий [3].
Говоря о доктрине правового государства в политико-правовой теории дореволюционной России, на наш взгляд, следует согласиться с В. И. Тимошенко, который распределив теоретические позиции ученых-юристов на четыре группы, взяв за основу критерий: что будет являться средством «связывания» органов государственной власти: 1) конституция (А. Д. Градовский, В. М. Гессен, А. Л. Малицкий); 2) определение в законе конкретных направлений и форм деятельности государственной власти (Л. А. Жилин, Н. И. Па-шенко, А. С. Алексеев); 3) пределы, определяемые закономерностями социально-психологической жизни людей (С. А. Котляревский, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев); 4) гражданские свободы, рождающиеся из естественных потребностей человека, живущего в обществе (Н. М. Коркунов, Ф. Ф. Кокошкин, Ф. В. Таранов-ский) [4].
Таким образом, идея правового государства, которая зародилась в античную эпоху, получившая развитие в трудах передовых мыслителей многих столетий, превратилась в завершенную теорию, после чего получила практическую реализацию во многих странах мира, в том числе и в современной России.
Однако, у советских ученных 20-30-х гг. прошлого столетия правовое государство не вызывает особенного интереса. Это объясняется подменой конституционных аспектов разделения властей, народоправства, верховенства закона категориями «пролетарская демократия» и «революционная законность». В научной литературе считается, что идея правового государства после 1917 г. была отвергнута марксистско-ленинской идеологией на фоне модели будущего социалистического государства и права. Считаем, что такое суждение является спорным, поскольку несмотря на то, что внимание к проблематике правового государства в значительной мере было ослаблено, но в переходный период Советскому государству была необходима поддержка широких слоев населения, в связи с чем происходило заимствование либерально-демократических концепций государства и гарантий реализации прав и свобод граждан. Разработанная И. Кантом и его последователями Р. Молем, К. Велькерем, Ф. Гнейстом, Ф. Шталем концепция правового государства была приспособлена к новым административно-командным методам работы органов государственной власти.
После 1917 г. в России продолжали выходить в свет научные труды ученых, сторонников доктрины конституционного государства, в частности, В. М. Гессена и П. И. Новгородцева, которые под принципами правового государства рассматривали «связанность органов государственной власти правом», «правовые гарантии неприкосновенности публичных прав» [5], «единство и равенство прав для всех», «народный суверенитет» [6].
Первым попытался пересмотреть данные позиции представитель партии социалистов-революционеров А. Л. Малицкий, который скорректировал идею «правовой связанности государства». Он писал, что право, исходя от государства, создается его органами. Следовательно, государство должно контролировать исполнение права [7].
Наряду с А. Л. Малицким, о правовом государстве писал юрист и государственный деятель Д. И. Курский, который под «правовым строем» Советского государства подразумевал неукоснительное соблюдение всеми права как интереса пролетариата; «народный революционный суд», который осуществлял свои полномочия в соответствии с нормой; новую экономическую политику с «коллективизм» собственности как гарантии свободы пролетариата от натиска частного капитала [8].
Д. И. Курский и А. Л. Малицкий делали акцент на будущее правовое государство, которое представлялось им федерацией трудящихся всех
наций. Права человека А. Л. Малицкий считал октроированными. Он подчеркивал, что хотя государство и оставляет за собой контроль над правильным использованием гражданами своих прав и свобод, но одновременно оставляет возможность для осуществления гражданами так называемой социальной функции.
Дальнейшее развитие советской демократии тормозилось в связи со сложной политической и экономической обстановкой, а также с разрушением духовно-нравственных конструктов, возникших в начале XX столетия в итоге либерализации общественно-политической системы России.
В конце 20-х гг. XX в. в процесс развенчания концепции правового государства вмешались представители государственной власти. Отметим, что еще в 1929 г. в Институте советского строительства выступил с докладом Л. М. Каганович, отмечал, что он отвергает понятие правового государства. Если человек, претендует на звание марксиста, применяет понятие правового государства к советскому государству, то он идет на поводу у буржуазных юристов [9].
С 1930 г. в советских юридических журналах, велась дискуссия о сущности пролетарского государства. Советский теоретик и специалист по идеологической и агитаторской работе А. И. Ангаров (Зыков), критикуя суждения Н. И. Бухарина, М. А. Рейснера, писал, что от правового государства марксисты никогда не ожидают превращения государства в свободную организацию [10]..
А. И. Ангарову оппонировал советский юрист П. И. Стучка, который не отрицал принцип разделения властей государства, действующего правовым порядком, и в целом поддерживал отживший принцип связанности государства законом, изданным в согласии с политикой.
М. Доценко, умеренно критикуя воззрения крупного советского правоведа А. К. Стальгевича, затронул проблему правоотношений, в которых кроме норм права и законов участвует само государство. Он считал, что государство выполняет функции регулятора правовой и экономической жизни, т. е. становится правовым государством [11].
К сожалению, научная критика 30-х гг. XX в. была полна необоснованными обвинениями в адрес представителей «революционно-демократической» научной школы.
В 1932 г. проблемой правового государства занимался крупный теоретик, правовед, директор Института советского строительства и права (19311937) Е. Б. Пашуканис, который выработал определение понятия «правовое государство», противопоставляя его полицейскому. Е. Б. Пашуканис
говорил об установлении демократических учреждений в собственных интересах господствующего класса. Е. Б. Пашуканис не внушал доверия сталинскому окружению, его теории были признаны вредоносными и невостребованными, видимо, потому, что обсуждение на глобальном уровне таких неугодных партийному руководству тем могло повлечь отклонение части научной общественности от строгой линии марксистского учения о праве и государстве и тем самым вызвать усиление «троц-кистско-бухаринского» влияния на сознание советской пролетарской общественности [8, С. 54].
События Второй мировой войны прервали дискуссии о правовом государстве. Только в 1950 г. известный ученый Н. Г. Александров, рассматривая вопросы соотношения права и свободы в социалистическом государстве, дал негативную оценку правовому государству. Идее правового государства был поставлен окончательный диагноз. Согласно марксистско-ленинскому тезису об отмирании государства и права, должны были отмереть и все его модели, кроме концепции пролетарского государства. Итак, концепция правового государства пребывала в «летаргическом сне» до момента «идеологической оттепели» - до конца 80-х гг. XX в.
Таким образом, негативное отношение к теории правового государства было стереотипом и господствовало длительное время и только на XIX Всесоюзной Конференции КПСС (1988 г.) термин «социалистическое правовое государство» был официально введен в оборот.
С конца 80-х гг. XX в. идеи о правовом государстве нашли воплощение в проекте Конституции, которая была предложена академиком А. Д. Сахаровым [12].
В. В. Бойцова и В. С. Нерсесянц попытались определить содержание понятия «правовое государство» следующим образом:
- правовое государство - это совокупность государственно-властных механизмов, которые действуют на основе закона в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан.
- правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публичной власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.
Данные определения точно отражают главную мысль, концепцию правового государства. Каждое определение самостоятельно и оригинально, не противоречит друг другу. В. В. Бойцова берет за основу права и свободы граждан, то В. С. Нерсе-сянц определил правовое государство через деятельность и организацию публичной власти [13].
Анализ научной литературы позволяет сформулировать определение понятия правового госу-
дарства как функционирование государства в гражданском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на приоритете права, реальном обеспечении статуса гражданина. Данное определение отражает основные черты правого государства. В нем отражается высокий уровень развития общественных отношений, которые находят воплощение в гражданском демократическом обществе.
Право в данном понимании рассматривается как неотъемлемое социальное свойство индивида, качество человека. Именно приоритет свободы личности, который обеспечивает ее самоопределение, связь с обществом, предполагает приоритет права в таком его смысле.
Ф. Г. Шухов и И. А. Наумов попытались рассмотреть теоретическую модель государства, в котором главными принципами функционирования являются:
1) господство права в организации и деятельности всех государственных органов и общественных организаций;
2) осуществление публичной власти по принципу разделения властей;
3) реальность прав и свобод граждан [14].
Как видно, указанные принципы соотносятся с основными идеями концепций правового государства, значит можно определить их в качестве главных отличительных принципов правового государства.
Большинство других характеристик правового государства, которые предлагают ученые, не следует относить к категории принципов, поскольку они являются второстепенными, скорее они выступают признаками или чертами правового государства, как, например, А. Н. Соколов выделил следующие важные характерные черты правового государства: обусловленность исполнительной власти правом и законом; ограничение усмотрения для суждений администрации; запрет обратной силы законов; правовое равенство; судебная защита гражданина от незаконных административных актов; демократизм административного процесса; четкость принципов судебного процесса; принципы преобразования уголовного права; ответственность государства за действия (бездействия) своих органов; компенсация за вмешательство государства, в случае причинения особого ущерба лицу; институт конституционной жалобы [15].
Анализ основных направлений исторической эволюции правопонимания закладывали основы соответствующего понимания правового государства. Основной признак правового государства заключался в том, что власть ограничена и подза-
конна, государственная власть и правовой порядок организуется при помощи народа. В правовом государстве должна быть гармония между общественным целым и личностью, государственная индивидуальность не должна подавлять индивидуальность отдельного лица.
Как видно из истории возникновения и формирования теории правового государства, ученые по-разному определяют понятие правового государства, выделяют различные его признаки. Однако, это не освобождает от необходимости исследования и попытки сформулировать единое определение правового государства. Опираясь на отечественную и мировую литературу, можно отметить определенные признаки, выделяемые большинством авторов.
В соответствии со ст. 1 Конституции РФ, Россия провозглашена правовым государством. Россия признает верховенство права и верховенство закона в общественной и государственной жизни страны. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Верховным правовым актом в правовой системе России признается Конституция. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). Все акты, изданные в Российской Федерации, в субъектах РФ и на территориях местного самоуправления должны соответствовать федеральной Конституции.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны также соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). К числу актов, которые должны соответствовать законам, относятся нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, российских министерств, федеральных служб, агентств и др. Долгое время сила закона подменялась «ведомственным правом», построенным на личных контактах и «телефонном праве», но главной альтернативой закону в советский период являлась коммунистическая воля, выраженная в партийных директивах Коммунистической партии.
Важным показателем правового государства является равенство всех перед законом. Согласно Конституции РФ (ст. 19), Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
В России, как и в любом другом правовом государстве, обеспечивается правовая осведомленность граждан и других субъектов правовых отношений о действующем законодательстве. Государство проявляет специальную заботу о формировании развитого правосознания.
Законы в Российской Федерации подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Весьма важным конституционным требованием является положение о том, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Получая возможность своевременно и в полной мере ознакомиться со своим правовым статусом и его изменением, человек тем самым оказывается защищенным от произвола правоприменителя.
Россия, будучи полноправным членом мирового сообщества, признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Это тоже одно из непременных качеств современного правового государства. Россия на достаточно высоком уровне интегрирована в международно-правовую систему. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ).
Характерной чертой современной России является наличие целостной системы законодательства, в основном охватывающей наиболее важные сферы государственной и общественной жизни. За последнее десятилетие законодательство РФ существенно обновилось и продолжает интенсивно развиваться во всех сферах.
Формально-юридическое признание России правовым государством не означает автоматического функционирования и развития Российского государства в соответствии с этим. В настоящее время в определенной мере сохраняет свою значимость проблема соотношения закона и, так называемой, целесообразности. В первые годы совет-
ской власти на официальном уровне была признана доктрина «революционной целесообразности» при принятии и реализации закона. Допускались ситуации, когда «революционная целесообразность» ставилась выше закона. Эта трактовка особенно широко использовалась в годы репрессий. Доминирование целесообразности над законностью в советский период было связано также с проведением ведомственных интересов. Имела место практика, когда некоторые руководители партийных и исполнительных органов ставили целесообразность, т. е. ведомственные интересы, выше интересов закона.
Хотя в современный период официально доктрина приоритета целесообразности над законностью не допускается в правотворчестве и правоприменении, в тоже время нельзя игнорировать важность задачи преодоления в правовом сознании остатков сложившегося ранее стереотипа, особенно при принятии решений органов исполнительной власти и судебных решений.
В правовом государстве отношение к закону должно быть совершенно иное. Обход закона под предлогом общественной «целесообразности» недопустим даже в том случае, когда закон несовершенен или устарел. Закон может быть изменен или отменен только уполномоченным на то государственным органом или народом, принявшим его. Пока этого не произошло, все субъекты правовых отношений, включая государственные органы, обязаны действовать на основе закона и в его рамках [16].
Признание России правовым государством требует преодоления легковесного отношения к праву и в период реформирования общества и государства. Борьба с устаревшими нормами, утверждение демократии и легитимности должно происходить с соблюдением установленных процедур законотворчества.
Верховенство права и закона в то же время не означает его всесилие. В сущностно-содер-жательном смысле правовое государство живет в постоянном ритме обновления и развития законодательства. Особенно интенсивны эти процессы для государств, вставших на путь реформирования. Именно таким государством оказалась Россия в последние два десятилетия. С помощью правового обновления создается новый режим демократии и свободного развития государства и общества.
Сегодня правовое государство связано с наличием демократического политического режима, при котором народ играет важную роль, является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет свою
власть как непосредственно, так через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а суверенитет государства производен от суверенитета народа.
Граждане государства имеют право участвовать в выборах представительных государственных органов и быть избранными в их состав на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый человек обладает основными неотчуждаемыми правами и свободами, выполняет закрепленные в Конституции обязанности, а также вправе требовать от государственной власти обеспечения и защиты основных прав и свобод.
Как отмечал, Ф. М. Раянов, сколько бы мы ни дискутировали о правовом государстве, без уважительного отношения к правам и свободам человека, не может быть речи о правовом государстве. Права и свободы человека, их обеспечение и гарантия являются важной целью правового государства [17].
Некоторые авторы считают, что отношения между правовым государством и гражданами основаны на сотрудничестве, доверии и взаимопомощи, поскольку государство обеспечивает, охраняет и защищает права и свободы, заботится о благосостоянии народа, но и граждане помогают государству осуществлять его задачи и функции, подчиняют свою деятельность праву.
Как было отмечено, одной из характеристик правового государства признается верховенство закона в правовой системе, которое является обязательным как для народа, так и для самого государства, его органов и должностных лиц. Деятельность государства должна осуществляться только на основе закона. И хотя государство само творит законы, но, как отмечал Джон Локк, кто бы не обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, которые провозглашены народом, а не путем импровизированных указов... [18].
Основной Закон государства обладает высшей юридической силой, все иные правовые акты носят подзаконный характер, создаются на основе и во исполнение закона, следовательно, все обязаны соблюдать уставленную иерархию правовых установлений. Однако, на практике иногда законы противоречат друг другу, что говорит о необходимости устранения противоречий, но это не означает того, что законы можно не соблюдать или не исполнять.
По мнению В. Ф. Яковлева, правовое государство - образ жизни общества, в которым правят не
люди, а законы. В. Ф. Яковлев выделяет преимущества управления жизнью общества через законы: такой способ организации общественной жизни позволяет установить стабильность, непрерывность развития; законы выражают интересы общества, потребности его членов, так как принимаются представительными органами, которые избирают население; закон в силу общеобязательности делает всех равными, одинаково относится ко всем гражданам, органам власти и должностным лицам; исполнение закона обеспечивается государственным принуждением; закон - универсальное средство, которое можно использовать для конституционного строительства общества [19].
Таким образом, согласно его мнению, на основе комплекса требований законности, создается правовой порядок, в котором осуществляется нормальная жизнедеятельность каждого в правовом государстве, обеспечивается справедливость, равенство, соблюдение прав.
Говоря о законах правового государства, нельзя не обратить внимание на Основной закон - Конституцию, которая определяет государственное устройство, порядок и организацию органов государственной власти. Конституция необходима для создания условий устойчивого режима законности, осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством.
Неотъемлемым признаком правового государства является принцип разделение властей на три ветви власти. Законодательную власть осуществляет представительный государственный орган, который создает законы и осуществляющий контроль за их соблюдением, исполнением и применением. Законодательную власть осуществляет также законотворческую и правотворческую деятельность, ею также занимается также исполнительная власть.
Исполнительная власть осуществляется системой государственных органов исполнительной ветви государственной власти. Исполнительная деятельность призвана обеспечить постоянное, повседневное оперативное управление обществом и самим государством, непосредственное соблюдение, исполнение и применение правовых установлений.
Судебная власть призвана осуществлять реализацию законов и подзаконных актов путем осуществления правосудия всеми судами.
В настоящее время выделяют надзорно-контрольную деятельность, которая реализуется специальными государственными органами. Некоторые авторы при определенных условиях говорят о президентской власти. Как видим вопрос о необ-
ходимости расширения принципа разделения властей остается дискуссионным.
Признаком правового государства является идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. В правовом государстве запрещается создание и деятельность общественных объединений, которые влекут нарушение целостности государства, подрывают его безопасность, разжигают социальную, расовую, национальную, религиозную розни, пропагандируют насилие.
Таким образом, на основании вышеизложенных признаков можно сформулировать понятие правового государства как государства, основной целью деятельности которого является обеспечение и защита прав и свобод и деятельность которого осуществляется согласно принципу разделения ветвей и подчинена общеобязательным законам.
Литература
1. Ангаров А. О понятии государства. Интернет-ресурс. Сайт Юридическая научная библиотека. URL: http://lawlibrary.ru/ (Дата обращения 27.02.2017). С. 16.
2. Вестов Ф.А. Правовое государство: теоретическое проектирование и современная политическая практика: монография. Изд-во «Проспект». 2015. С. 16.
3. Ганоев О. К. Идея правового государства и проблемы государственно-правовой трансформации в современной России: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 17.
4. Сырых В. М. Правовое государство как идеал развития русской государственности // Российский юридический журнал. 2013. № 2. С. 12.
5. Гессена В. М. Теория правового государства. Спб. 1913.
6. Новгородцев П. И. Лекции по истории философии права. Учения нового времени XIX-XX вв. Интернет-ресурс. URL: http://www.studmed.ru/docs (Дата обращения 27.02.2017)
7. Малицкий А. Л. Советское государственное право (очерки). М., 1926. С. 127.
8. Курский Д. И. На путях развития советского. М., 1927. С. 9.
9. Каганович Л. Двадцать лет строительства Советского государства и борьба с оппортунизмом // Советское государство и революция права. 1930. № 1. С. 9.
10. Ангаров А. О понятии государства. Интернет-ресурс. Сайт Юридическая научная библиотека. URL: http://lawlibrary.ru/ (Дата обращения 27.02.2017). С. 9.
11. Доценко. М. Против схоластики в теории права // Советское государство и революция права. 1930. № 7. С. 141.
12. Конституционные идеи Андрея Сахарова: сборник // Сост. Л. М. Бабкин. М., 1990. С. 4-14.
13. Нерсесянц В. С. Концепция социалистического правового государства в контексте истории учений о праве и государстве // Социалистическое право и государство: проблемы и суждения. 1985. С. 122.
14. Шухов Ф. Г. Наумов И. А. Правовое государство: эволюция взглядов и современность // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 10. № 31. С. 21.
15. Соколов А. Н. Правовое государство. Идея, теория, практика. Курск, 1994 (критика и библиография) // Государство и право. 1995. № 11. С. 16.
16. Умнова И. А. Конституционное право Российской Федерации: в 2 т. Т. 2. Особенная часть. М.: Изд-во юрайт, 2015. С. 375.
17. Раянов Ф. М. Правовое государство и современный мир. СПб. 2012. С. 34.
18. Локк Дж. Опыт о веротерпимости. Соч.: в 3-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 35.
19. Яковлев В. Ф. Правовое государство: вопросы формирования. М.: Статут, 2012. С. 122.
References
1. А^агоу А. O ponyatii gosudarstva. Internet-resurs. Sajt Yuridicheskaya nauchnaya biblioteka [About a concept of the state. Internet resource. Legal scientific library website]. URL: http://lawlibrary.ru/ (Data obrashcheniya 27.02.2017)
2. Vestov FA. Pravovoye gosudarstvo: teoreticheskoye proektirovaniye i sovremennaya politicheskaya praktika: monografiya [Constitutional state: theoretical design and modern political practice: monograph]. Izd-vo «Prospekt». 2015.
3. Ganoev O. K. Ideya pravovogo gosudarstva i problemy gosudarstvenno-pravovoj transformatsii v sovremennoj Rossii [The idea of the constitutional state and problem of state and legal transformation in modern Russia]: avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2012.
4. Syrykh V. M. Pravovoye gosudarstvo kak ideal razvitiya russkoj gosudarstvennosti [Constitutional state as ideal of development of the Russian statehood] // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2013. № 2. S. 18-20.
5. Gessena V. M. Teoriya pravovogo gosudarstva [Theory of the constitutional state]. Spb. 1913.
6. Novgorodtsev P. I. Lektsii po istorii filosofii prava. Ucheniya novogo vremeni XIX-XX vv. Internet-resurs [Lectures on legal philosophy history. Doctrines of modern times of the XIX-XX centuries. Internet resource]. URL: http://www.studmed.ru/docs (Data obrashcheniya 27.02.2017)
7. Malitskij А. L. Sovetskoye gosudarstvennoye pravo (ocherki) [Soviet state law (sketches)]. M., 1926.
8. Kurskij D. I. Na putyakh razvitiya sovetskogo [On the ways of Soviet development]. M., 1927. S. 9.
9. Kaganovich L. Dvadtsat' let stroitel'stva Sovetskogo gosudarstva i bor'ba s opportunizmom [Twenty years of construction of the Soviet state and fight against opportunism] // Sovetskoye gosudarstvo i revolyutsiya prava. 1930. № 1. S. 7-43.
10. Аngarov А. O ponyatii gosudarstva. Internet-resurs. Sajt Yuridicheskaya nauchnaya biblioteka [About a concept of the state. Internet resource. Legal scientific library website]. URL: http://lawlibrary.ru/ (Data
obrashcheniya 27.02.2017). URL: http://lawlibrary.ru/ (Дата обращения 27.02.2017). S. 9
11. Dotsenko. M. Protiv skholastiki v teorii prava [Against scholasticism in the theory of the right] // Sovetskoye gosudarstvo i revolyutsiya prava. 1930. № 7. S. 136-155.
12. Konstitutsionnye idei Аndreya Sakharova [Andrey Sakharov's constitutional ideas]: Sb. // Sost. L. M. Babkin. M., 1990.
13. Nersesyants V. S. Kontseptsiya sotsialisticheskogo pravovogo gosudarstva v kontekste istorii uchenij o prave i gosudarstve [The concept of the socialist constitutional state in the context of story of doctrines about the right and the state] // Sotsialisticheskoye pravo i gosudarstvo: problemy i suzhdeniya. 1985.
14. Shukhov F. G. Naumov I. А. Pravovoye gosudarstvo: evolyutsiya vzglyadov i sovremennost' [Constitutional state: evolution of views and present] //
Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo
pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2007. T. 10. № 31. S. 21.
15. Sokolov A. N. Pravovoye gosudarstvo. Ideya, teoriya, praktika [Constitutional state. Idea, theory, practice]. Kursk, 1994 (kritika i bibliografiya) // Gosudarstvo i pravo. 1995. № 11. S. 20-21.
16. Umnova I. A. Konstitutsionnoye pravo Rossijskoj Federatsii [Constitutional right of the Russian Federation] : v 2 t. T. 2. Osobennaya chast'. M.: Izd-vo yurajt, 2015.
17. Rayanov F. M. Pravovoye gosudarstvo i sovremennyj mir [Constitutional state and modern world]. SPb. 2012.
18. Lokk Dzh. Opyt o veroterpimosti [Experience about toleration]. Soch.: v 3-kh t. T. 1. M.: Mysl', 1988.
19. Yakovlev V. F. Pravovoye gosudarstvo: voprosy formirovaniya [Constitutional state: questions of formation]. M.: Statut, 2012.
* * *
FORMATION OF THE THEORY OF THE CONSTITUTIONAL STATE AND MAIN SIGNS OF MODERN CONSTITUTIONAL MODEL OF LEGAL STATEHOOD
ATZHANOVA ZHANAT SABITOVNA Chelyabinsk State University (Kostanay Branch), Kostanay, the Republic of Kazakhstan, e-mail: atzhanova1972@mail.ru
In article the author analyzed works of the Russian political scientist of the past which explored the constitutional state as the phenomenon, showed its origin and development. The idea of the constitutional state which arose during an antique era gained development in works of the advanced thinkers of many centuries turned into the complete theory then received implementation in many countries of the world including in modern Russia. The carried-out analysis of scientific literature allows to formulate definition of a concept of the constitutional state which reflects the main lines of the right state. In it there is a high level of development of the public relations which find the embodiment civil democratic society. The analysis of the main directions of historical evolution of right understanding laid the foundation of the corresponding understanding of the constitutional state. The main sign of the constitutional state was that the power is limited and sublegislative, the people will organize the government and legal order. In the constitutional state there has to be a harmony between public whole and the personality, the state identity should not suppress identity of the individual. Leaning on the domestic and world literature, the author analyzed the main signs of the constitutional state which most of authors mark. On the basis of the above signs the author formulated concept of the constitutional state as state which main objective of activity is providing and protection of the rights and freedoms and which activity is going according to the principle of division of branches and is subordinated to obligatory laws. In article the author paid attention to the characteristic of the Russian state as legal and emphasized that characteristic feature of modern Russia is existence of complete system of the legislation which was significantly updated and continues to develop intensively in all spheres. Legalistic recognition of Russia by the constitutional state does not mean automatic functioning and development of the Russian state according to it. Now in a certain measure the problem of a ratio of the law and, so-called, expediency keeps the importance.
Key words: state, right, constitutional state, government, legal order, democracy
Об авторе:
Атжанова Жанат Сабитовна, кандидат юридических наук, профессор кафедры права Костанайского филиала Челябинского государственного университета по науке, г. Костанай, Республика Казахстан
About the author:
Atzhanova Zhanat Sabitovna, Candidate of Jurisprudence, Professor of the Right Department, the Kostanay Branch of Chelyabinsk State University, Kostanay, the Republic of Kazakhstan