Научная статья на тему 'Конституционный принцип социальной солидарности в аспекте консолидации российского общества и государства'

Конституционный принцип социальной солидарности в аспекте консолидации российского общества и государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция / социальная солидарность / конституционный принцип / ограничения прав и свобод / права человека и гражданина / гражданский патриотизм / Constitution / social solidarity / constitutional principle / restrictions on rights and freedoms / human and civil rights / civic patriotism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марат Вильданович Саудаханов

Затронута проблематика феномена социальной солидарности через призму конституционно-правового анализа. В работе предпринята попытка изучения важнейших признаков социальной солидарности как базового инструментария консолидации российского общества и государства. Автор рассматривает социальную солидарность в контексте конституционно-правовых аспектов как конечный результат общественных отношений, указывая на то, что в рамках отечественного правопорядка имеются определенные трудности в сфере осмысления социальной солидарности как конституционного принципа. В исследовании также были сделаны выводы о том, что социальная солидарность выступает не только важнейшим правовым императивом, но и базовой нравственной категорией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The constitutional principle of social solidarity in the aspect of consolidation of Russian society and the state

The article touches upon the problems of the phenomenon of social solidarity through the prism of constitutional and legal analysis. The paper attempts to study the most important signs of social solidarity as a basic tool for the consolidation of Russian society and the state. The author considers social solidarity in the context of constitutional and legal aspects as the final result of public relations, pointing out that within the framework of the domestic legal order there are certain difficulties in the field of understanding social solidarity as a constitutional principle. The study also concluded that social solidarity is not only the most important legal imperative, but also a basic moral category.

Текст научной работы на тему «Конституционный принцип социальной солидарности в аспекте консолидации российского общества и государства»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.72/.73

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-225-228 EDN: https://elibrary.ru/vocodh NIION: 2003-0059-6/23-867 MOSURED: 77/27-003-2023-06-066

Конституционный принцип социальной солидарности в аспекте консолидации российского общества и государства

Марат Вильданович Саудаханов

МИРЭА - Российский технологический университет, Россия, Москва, viento_del_norte@bk.ru

Аннотация. Затронута проблематика феномена социальной солидарности через призму конституционно-правового анализа. В работе предпринята попытка изучения важнейших признаков социальной солидарности как базового инструментария консолидации российского общества и государства. Автор рассматривает социальную солидарность в контексте конституционно-правовых аспектов как конечный результат общественных отношений, указывая на то, что в рамках отечественного правопорядка имеются определенные трудности в сфере осмысления социальной солидарности как конституционного принципа. В исследовании также были сделаны выводы о том, что социальная солидарность выступает не только важнейшим правовым императивом, но и базовой нравственной категорией.

Ключевые слова: Конституция, социальная солидарность, конституционный принцип, ограничения прав и свобод, права человека и гражданина, гражданский патриотизм

Для цитирования: Саудаханов М. В. Конституционный принцип социальной солидарности в аспекте консолидации российского общества и государства // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 225-228. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-225-228. EDN: VOCODH.

Original article

The constitutional principle of social solidarity in the aspect of consolidation of Russian society and the state

Marat V. Saudakhanov

MIREA - Russian Technological University, Russia, Moscow, viento_del_norte@bk.ru

Abstract. The article touches upon the problems of the phenomenon of social solidarity through the prism of constitutional and legal analysis. The paper attempts to study the most important signs of social solidarity as a basic tool for the consolidation of Russian society and the state. The author considers social solidarity in the context of constitutional and legal aspects as the final result of public relations, pointing out that within the framework of the domestic legal order there are certain difficulties in the field of understanding social solidarity as a constitutional principle. The study also concluded that social solidarity is not only the most important legal imperative, but also a basic moral category.

Keywords: Constitution, social solidarity, constitutional principle, restrictions on rights and freedoms, human and civil rights, civic patriotism

For citation: Saudakhanov M. V. The constitutional principle of social solidarity in the aspect of consolidation of Russian society and the state. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):225-228. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-225-228. EDN: VOCODH.

Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Основном Законе страны, выступают в качестве фундамента конституционного статуса личности и являются ниторативной категорией в аспекте государственно-властного нормирования. Важнейшим свойством конституционных прав и свобод

можно назвать то, что они закреплены в гл. 2 Конституции РФ и, следовательно, носят императивный характер. Вместе с тем отечественная конституционная регуляция предполагает наличие и ограничительного инструментария, который может отчасти купировать нормативные характеристики конституционных прав

© Саудаханов М. В., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

и свобод при наступлении определенных условий. В частности, отечественный Основной Закон (ч. 3 ст. 55) регламентирует положение о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законодательством в целях достижения таких целей, которые обладают признаками конституционной значимости. Перечень таких целей также зафиксирован в Конституции РФ и является исчерпывающим. Так, в результате толкования этой конституционной нормы в спектре указанных конституционно-значимых целей можно выявить следующие позиции: 1) защита основ конституционного строя; 2) охрана здоровья населения и общественной нравственности; 3) гарантирование прав и законных интересов граждан; 4) обеспечение обороны и безопасности государства.

В целях настоящего исследования интересно мнение Н. М. Добрынина, который полагает, что на современном этапе отечественного конституционного развития Основной Закон можно и нужно реформировать, если этого требует текущая социально-политическая конъюнктура. Ученый подчеркивает, что нормативная жесткость Конституции РФ, невозможность изменить некоторые ее положения могут выступать тормозом позитивного развития конституционной регуляции, которая выступает основой всего национального правопорядка. При этом Н. М. Добрынин ссылается на принцип социальной солидарности, как важнейший элемент«истинного конституционализма» [2, с. 34]. В этой связи представляется возможным согласиться со мнением ученого в части необходимости конституционного нормирования идей социального консенсуса и оптимального взаимодействия личности, общества и государства, в русле принципа социальной солидарности, как ответ на современные социально-политические вызовы.

В настоящее время острая социально-политическая ситуация представлена прежде всего проведением Специальной военной операции на Украине (далее - СВО), которая была инициирована 24 февраля 2022 года. При этом в октябре 2022 года в состав Российской Федерации на основе законной процедуры и свободного волеизъявления населения вошли новые субъекты, которые ранее находились в составе Украины. Подобная ситуация так или иначе влияет на социально-экономические связи, инициируя потребность реализации конституционного принципа социальной солидарности, без которой невозможна оптимальная интеграция новых территорий в политико-экономическое пространство Российской Федерации.

Имплементация принципа социальной солидарности может выражаться различным образом. Так, социальная солидарность осуществляет свое юридическое бытие в рамках помощи кадровым и мобилизованным военным, которые защищают интересы России. Кроме того, социальная солидарность может выражаться и в обустройстве новых субъектов Российской Фе-

дерации, которые существенно пострадали за время ведения боевых действий. Помощь беженцам также выступает признаком реализации указанного конституционного принципа.

Является вполне очевидным и то, что только лишь посредством усилий органов государства нельзя справиться с текущими трудностями, вызванными внешней и внутренней политической конъюнктурой. Поэтому важнейшую роль в преодолении трудностей, с которыми столкнулась Российская Федерация в 2022 году, может и должно сыграть российское общество, проявив взаимовыручку и сплоченность. В этой связи можно согласиться с мнением выдающегося ученого-конституционалиста Б. С. Эбзеева, который обосновывает значимость фактора лояльности общества к государству в период политической нестабильности и угроз конституционному строю. Ученый полагает, что именно в преданности государству со стороны граждан страны проявляется истинный дух патриотизма и гражданственности [7, с. 997].

Осознавая насущную необходимость преодолеть несоответствие между нормами Основного Закона и фактическим положением дел, Президент РФ в январе 2020 г. в послании к Федеральному Собранию внес предложение о возможности изменения Конституции РФ в целях формирования предпосылок оптимального развития институтов гражданского общества и эффективной государственности. При этом идея В. В. Путина приобрела особую актуальность в свете начала СВО в феврале 2022 года, когда граждане страны наиболее остро стали ощущать потребность в поддержке государства, в реализации всего спектра государственных гарантий в отношении беженцев, семей мобилизованных лиц и военнослужащих, принимающих участие в СВО с самого ее начала и пр.

Вместе с тем не только граждане страны нуждаются в поддержке со стороны публичной власти, но и сами властные институты испытывают потребность в одобрении своих действий со стороны общества, так как нередко в целях обеспечения национальной безопасности и обороны страны государство использует инструментарий, ограничивающий права и свободы граждан. Вместе с тем в качестве концептуального базиса ограничений конституционных прав и свобод можно видеть не только сам ограничительный механизм, но и пределы реализации прав и свобод [8, с. 321; 5, с. 506]. Важно понять, что социальный консенсус, оптимальное взаимодействие общества и публичной власти реализовывает конституционный принцип социальной солидарности, обосновывающий не только механизм ограничения прав и свобод, но и пределы их реализации, особенно во время проведения СВО и связанными с ней негативными социально-экономическими и политико-правовыми последствиями.

О необходимости своевременных изменений конституционной регуляции пишет и А. А. Клишас, который видит оптимальность фиксации социально-эко-

JURISPRUDENCE

номических гарантий граждан на конституционном уровне [4]. Здесь хотелось бы отметить, что смешение конституционного нормирования с фактической реализацией, конечно, стало бы некоторой переоценкой правотворчества как государственной функции. Тем не менее, нормативная регламентация конституционного принципа социальной солидарности может выступить юридическим фундаментов для претворения в жизнь всех необходимых гарантий.

В рамках анализа юридической сущности принципа социальной солидарности необходимо отметить отсутствие ее нормативной детерминации, что в конечном итоге влияет на результат правового истолкования этого феномена. В рамках заявленной проблематики нельзя обойтись без лексического определения термина «солидарность». Так, если обратиться к популярному словарю, можно увидеть то, что слово «солидарность» связано с такими понятиями как «деятельное сочувствие», «общие интересы», «единодушие» [6, с. 679].

В область науки дефиниция «социальная солидарность» попала благодаря таким ученым как О. Конт, Э. Дюркгейм и др. В частности, в трудах О. Контах социальная солидарность предстает как глобальный закон, четко коррелирующийся с правилами социального взаимодействия и человеческой природы. При этом основоположник позитивизма полагал, что общим двигателем социального прогресса выступает стремление к всеобщему счастью и присущая людям солидарность, которой О. Конт придавал не только нравственное, но и политическое значение [1, с. 88].

В свою очередь Э. Дюркгейм связывал социальную солидарность с разделением общественного труда, градируя ее на механическую и органическую. В механической солидарности ученый видел жизнеустройство простых социальных групп, где имела место традиционная общность труда. В качестве органической солидарности, которая наиболее ярко проявляет себя в социуме индустриального типа, Э. Дюркгейм подразумевал социальное единство развитых обществ, [3, с. 215]. Думается, что глобальность анализируемой дефиниции позиционирует социальную солидарность не только как правовой, но и нравственный принцип социального взаимодействия. Именно из этого посыла проистекает проблематика корреляции свободы индивида и социальной солидарности, так как нередко интересы отдельной личности могут не совпадать с целями общества и государства.

Тем не менее, как отмечают многие ученые, на консолидации частного и коллективного интересов, на их сбалансированности зиждется конституционный строй государства [7, с. 988]. В этом аспекте именно конституционная регуляция воплощает в себе нормирование индивидуальных и коллективных ценностей, легитимируя публичную власть в глазах общества.

Таким образом, социальная солидарность видится в единстве интересов личности, общества и госу-

дарства, которое выступает необходимым условием для достижения важных для социума целей. Вполне очевидным является и то, что индивиду, как части социума, необходимо соизмерять свои интересы с интересами общества и государства (как его политической ипостаси), для того, чтобы не было их коллизии, а это возможно лишь через реализацию принципа социальной солидарности.

В рамках конституционно-правового регулирования (ст. 75.1 Конституции РФ) акцентируется внимание на том, что публичная власть стремится к достижению баланса интересов и оптимальному соотношению субъективных прав и юридических обязанностей субъекта, параллельно реализуя механизм эффективного взаимодействия публичной власти и общества в различных кластерах общественных отношений. Указанная конституционная норма показывает то, что социальная солидарность - это принцип, который закрепляет важнейшие ценности, ниторативно воздействующие на весь национальный правопорядок.

Специфика принципа социальной солидарности заключается еще и в том, что его закрепление осуществлено в рамках гл. 3 Основного Закона страны, которая посвящена федеративному устройству. Стоит отметить, что базовые принципы зафиксированы в гл. 1 Конституции РФ, так как именно там сконцентрированы нормы, определяющие фундамент конституционного устройства государства. Тем не менее, здесь нет нормативного противоречия, так как ст. 75.1 Конституции РФ призвана уточнять и конкретизировать ст. 72 указанного нормативного акта. При этом если ст. 7 Конституции РФ нормирует принципы социального государства, то ст. 75.1 Основного Закона расширяет само его понимание через закрепление социальной солидарности как основополагающего начала конституционно-правовой регуляции.

В заключение статьи необходимо отметить, что вектор конституционного развития в области взаимодействия личности, общества и государства, который был задан Президентом РФ еще в 2020 году, обусловил потребность концептуальной трансформации норм, регулирующих важнейшие общественные отношения. В этой связи конституционный принцип социальной солидарности выступает важнейшим основополагающим началом, формирующим особый механизм взаимодействия отдельного индивида, гражданского общества и публичной власти, который функционирует на основе взаимного доверия и сплоченности, реализуя в себе дух гражданского патриотизма и доверия личности к деятельности органов государства. По сути, конституционное нормирование принципа социальной солидарности выступило реакцией руководства страны на вызовы времени. Важно то, что в настоящее время указанный принцип приобрел особую актуальность в связи текущей социально-политической конъюнктурой. Более того, принцип социальной солидарности не только развивает дух гражданского

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

патриотизма, но и конкретизирует нормативную базу принципа социального государства, осмысляя его через призму достижения баланса интересов личности и общего блага в политике публичной власти.

Список источников

1. Батуренко С. А. Солидаристская традиция в истории социологической теории : О. Конт, Э. Дюркгейм / С. А. Батуренко // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 4. С. 86-92.

2. Добрынин Н. М. Конституционализм, Конституция России и конституционализация российского права : несколько тезисов о конъюнкции смыслов и юридических практик / Н. М. Добрынин // Государство и право. 2020. № 4. С. 25-37.

3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. М. : Наука, 1991. 575 с.

4. Клишас А. А. Сообща - победим : доверие, общественная солидарность и расширение социальных прав и гарантий в условиях новых вызовов / А. А. Клишас // Российская газета. 2020. 22 апр.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотр. М. : Норма: ИНФРА-М, 2013. 1040 с.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка : ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. Москва : Оникс, 2008. 1000 с.

7. Эбзеев Б. С. Государство и личность в России : социальная солидарность как парадигма отечественного конституционализма / Б. С. Эбзеев // Журнал зарубежного законодательства и сравни-

тельного правоведения. 2013. № 6 (43). С. 986-999.

8. Эбзеев Б. С. Конституционное право России : учебник/Б. С. Эбзеев. М. : Проспект, 2019. 768 с.

References

1. Baturenko S. A. Solidaristic tradition in the history of sociological theory : O. Comte, E. Durkheim / S. A. Baturenko // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2012. № 4. P. 86-92.

2. DobryninN. M. Constitutionalism, the Constitution of Russia and the constitutionalization of Russian law : several theses on the conjunction of meanings and legal practices / N. M. Dobrynin // State and Law. 2020. № 4. P. 25-37.

3. Durkheim E. On the division of social labor. Method of sociology / E. Durkheim. M. : Nauka, 1991. 575 p.

4. Klishas A. A. Together we will win : trust, public solidarity and the expansion of social rights and guarantees in the face of new challenges / A. A. Klishas // Rossiyskaya Gazeta. 2020. 22 Apr.

5. Commentary to the Constitution of the Russian Federation / edited by V. D. Zorkin. 3rd ed., revision. M. : Norm: INFRA-M, 2013. 1040 p.

6. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language : about 60,000 words and phraseological expressions / S. I. Ozhegov ; edited by L. I. Skvortsov. 25th ed., ispr. and add. Moscow : Onyx, 2008. 1000 p.

7. Ebzeev B. S. State and personality in Russia : social solidarity as a paradigm of domestic constitutionalism / B. S. Ebzeev // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2013. № 6 (43). P. 986-999.

8. Ebzeev B. S. Constitutional law of Russia : textbook /В. S. Ebzeev. M. : Prospect, 2019. 768 p.

Информация об авторе

M. В. Саудаханов - доцент кафедры государственного и административного права МИРЭА - Российского технологического университета, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author M. V. Saudakhanov - Associate Professor of the Department of State and Administrative Law of the MIREA -Russian Technological University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 12.04.2023; одобрена после рецензирования 09.06.2023; принята к публикации 11.08.2023.

The article was submitted 12.04.2023; approved after reviewing 09.06.2023; accepted for publication 11.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.