УДК 342.417 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-87-90
НАСКОЛЬКО СТАБИЛЬНЫ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ?
(ОБ ИЗМЕНЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ПОПРАВКАМИ К КОНСТИТУЦИИ 2020 ГОДА)
Марат Вильданович САУДАХАНОВ,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры государственного и административного права МИРЭА — Российский технологический университет
E-mail: [email protected]
Научный консультант: Б.С. Эбзеев, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель
науки РФ, заслуженный юрист РФ
Аннотация. В статье на примере сравнения принципа социального государства и конституционных новелл 2020 г., касающихся социального государства, показано, что свойство неизменности принципа права не является абсолютным. Проанализированы особенности неизменности названия и содержания принципа права. Выявлены два способа закрепления принципов в Конституции России. В результате анализа автор пришел к выводу, что неизменность названия и содержания принципа права — два неразрывно взаимосвязанных состояния: статичное и динамичное.
Ключевые слова: принцип социального государства; неизменность принципа; конституционные новеллы в России 2020 г.
HOW STABLE ARE THE FOUNDATIONS OF RUSSIA'S CONSTITUTIONAL SYSTEM? (ON CHANGING THE CONTENT OF THE PRINCIPLE OF THE SOCIAL STATE BY AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF 2020)
Marat Vildanovich SAUDAKHANOV,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of State and Administrative Law MIREA — Russian Technological University
E-mail: [email protected]
Scientific consultant: B.S. Ebzeev, Doctor of Legal Sciences, Professor
Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation
Abstract. The article shows that the property of the immutability of the principle of law is not absolute by comparing the principle of the social state and the constitutional novels of 2020 concerning the social state. The features of the immutability of the name and content of the principle of law are analyzed. Two ways of fixing the principles in the Russian Constitution are identified. As a result of the analysis, the author came to the conclusion that the immutability of the name and content of the principle of law are two inextricably interrelated states: static and dynamic.
Keywords: the principle of the social state; the immutability of the principle; constitutional novelties in Russia in 2020.
Постановка проблемы. Ведущие ученые-конституционалисты справедливо считают, что основы конституционного строя, которым посвящена гл. 1 Конституции Российской Федерации, представляют собой особую систему норм, именуемых принципами. От остальных норм права принципы отличаются рядом отличительных свойств. Одним из них, бесспорно отмечаемых всеми специалистами и закрепленных в ч. 1 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 Конституции РФ, является то, что принципы обладают высшей юридической силой1. Одним из других свойств, отмечаемых всеми специалистами в области теории права и конституционного права, которое также закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 16 и ст. 135), но в связи с принятием в 2020 г. поправок к Конституции вызвавшее ряд вопросов, является свойство неизменяемости принципов.
Анализ последних исследований и публикаций. Как уже отмечено выше, подавляющее большинство специалистов в области теории права (например, В.Н. Жуков, В.Н. Корнев, Г.И. Муромцев, А.И. Экимов)2 и конституционного права, а также других отраслей права отмечают еще одно важнейшее свойство принципов права — их стабильность и неизменяемость3.
Вместе с тем на примере вступивших в силу 4 июля 2020 г. поправок к Конституции России, одобренных всенародным голосованием 1 июля 2020 г., касающихся социального государства, встает вопрос о неизменяемости принципа социального государства, закрепленного в ст. 7 Конституции РФ.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Помимо указанной в предыдущем абзаце нерешенной проблемы, поправки к Конституции РФ 2020 г. поставили ряд других проблем: что понимать под неизменяемостью принципа права, насколько неизменяемы принципы и как долго они могут не изменяться. Но указанные проблемы еще не стали предметом комплексного научного исследования.
Формулирование целей статьи. Исходя из изложенного, автор поставил задачу на примере принципа социального государства проанализировать влияние конституционных новелл на конституционные принципы; выявить развитие содержания принципов, сделать выводы о неизменяемости принципов.
Изложение основного материала. Именно доктринальные и конституционные положения о неизменяемости (стабильности) принципов права, с одной стороны, и конституционные новеллы 2020 г., непосредственно касающиеся содержания некоторых конституционных принципов,
с другой стороны, вызвали необходимость всестороннего исследования указанной проблемы и обусловили основную цель и задачи настоящей публикации. Сравнительный анализ одного из конституционных принципов (светского государства) и конституционных новелл позволил автору выявить следующее.
Прежде всего, то, что понятие «неизменность (стабильность) принципов» в Конституции РФ может закрепляться двояко: в соответствующем названии и содержании принципа; или только в его названии. Подавляющее большинство принципов, содержащихся в гл. 1 Конституции РФ (народовластия (ст. 3), федерализма (ст. 5), социального государства (ст.7), разделения властей (ст. 10) и др.) закреплены и через формулировку их названия и основного содержания. Некоторые принципы закреплены (ст. 1 и 2 Конституции РФ) в форме названия (республиканская форма правления, демократическое государство, человек, его права и свободы являются высшей ценностью).
Степень неизменности (стабильности) названия и содержания принципов различаются. Прежде всего это вызвано тем, что содержание принципов закрепляется в Конституции РФ в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих ее главах4. Название же принципа формулируется в гораздо более общей форме, чем содержание. Из теории права и жизненного опыта хорошо известно, что чем более общая формулировка, тем дольше она остается неизменной.
Следовательно, мы можем в той или иной степени судить о неизменности и степени неизменности принципов права в тех случаях, когда в Конституции (или в законодательстве) сформулировано название и содержание принципа. Например, в ст. 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на-создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты5.
Поправки к Конституции РФ, принятые в 2020 г., существенно конкретизировали и до-
полнили содержание принципа социального государства, закрепленное в ст. 7. Указанное дополнение содержания принципа социального государства осуществлено поправками в трех направлениях:
■ расширения компетенции Российской Федерации по установлению основ федеральной политики и федеральных программ в области социально-экономического, культурного и национального развития; единых правовых основ системы здравоохранения, воспитания и образования, а также расширения компетенции субъектов РФ по координации вопросов здравоохранения, обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; защиты института брака как союза мужчины и женщины; создания условий для достойного воспитания детей в семье и др. (п. е) ст. 71, п. ж) и ж.1) ст. 72 Конституции РФ)6;
■ установления конституционных и государственных гарантий в социально-экономической сфере: минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации; системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддержания ее эффективного функционирования, а также осуществления индексации пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом; обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат (ст. 75);
■ поддержки институтов гражданского общества и конкретного человека и гражданина в их взаимодействии друг с другом и социальным государством посредством создания условий устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, взаимного доверия государства и общества, защиты достоинства граждан и уважения человека труда, сбалансированности прав и обязанностей гражданина, социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности (ст.75.1)7.
Сопоставляя название и содержание принципа социального государства (ст. 7 Конституции РФ) с приведенными выше конституционными новеллами 2020 г., можно сделать несколько выводов. Во-первых, название принципа осталось неизменным. Произошло некоторое изменение содержания названного принципа.
Во-вторых, содержание принципа в силу свойства неизменности принципов, с одной стороны, изменилось не существенно (конституционные новеллы конкретизировали и «приспособили» содержание принципа к сложившимся к настоящему времени потребностям общества и государства, «обогатив» тем самым представление о нем); а с другой стороны, в силу указанного свойства принципа, закрепления его в главе 1 Конституции России и общей формулировки его содержания оно является более «долговечным» по сравнению с конституционными новеллами и является юридическим «пределом» для конституционных новелл.
В-третьих, название и содержание принципа представляют собой два неразрывно связанных его свойства: название является статичным и позволяет сохранять принцип неизменяемым в течение длительного периода времени и тем самым обеспечивать стабильность и преемственность правового регулирования соответствующих социальных отношений, а содержание — динамичная составляющая принципа, позволяющая ему при сохранении общей стабильности приспосабливать правовое регулирование к новым правоотношениям, востребованным обществом и государством.
В тех случаях, когда в Конституции России сформулировано только название принципа, и поэтому не известно каково его содержание, изменения приобретают латентный характер. При таком способе закрепления принципа в Конституции РФ, по нашему мнению, конституционные новеллы не всегда могут адекватно отражать то представление о содержании принципа, которое вкладывали в него составители Конституции в ходе ее подготовки и высказывали на совещаниях, в рабочих группах и т.д.
Выводы из данного исследования и перспективы дальнейшего развития в этом направлении. Проведенное сравнительное исследование конституционного принципа социального государства и конституционных новелл 2020 г., непосредственно касающихся социального государства, показал, что категория «неизменяемость принципа» не является абсолютной. Кроме того, «неизменяемость принципа» имеет два состояния — статичное и динамичное.
Первое из них связано с названием принципа и позволяет длительный период сохранять основу принципа в неизменном состоянии и обеспечивать преемственность в правовом регулировании и через него в правоприменении.
Второе состояние (динамичное) связано с содержанием принципа и позволяет при неизменяемости основы принципа в некоторых пределах изменять отдельные нормы под влиянием потребностей, вызванных обществом и государством под влиянием изменившихся условий.
1 См.: Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 99—101; Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебник. СПб., 2019. С. 84; Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник. М., 2019. С. 551—559.
2 См.: Кроткова Н.В. Теоретико-правовая наука на современном этапе. "Круглый стол": «Обсуждение книги "Общая теория государства и права. Академи-
ческий курс: в 3 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013"» // Государство и право. 2014. № 4. С. 5—30.
3 Например: Козлова Е.И., Кутафин O.E. Указ. соч. С. 99; Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2: Право. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 97, 102, 142—170, 415—506; Осавелюк А.М. О некоторых проблемах канона в церковном праве // Государство и право. 2015. №№ 4. С. 28—34; Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2002. С. 212—216.
4 Эбзеев Б.С. Конституционное право России. М., 2019. С. 199.
5 СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/bcddbd9060e44ed6085b65a1af0fb90aa3ef0 175/ (дата обращения: 27.11.2020).
6 Там же.
7 Там же.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Нотариат. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Илюшиной.
ISBN: 978-5-238-02629-9
Представлена история становления и организация нотариа-тов в Российской Федерации; дана характеристика норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при удостоверении нотариусами бесспорных прав и фактов; рассмотрены вопросы свидетельствования документов, выписок из них, оформления наследственных прав, прида-ния документам исполнительной силы и выполнения других предусмот-ренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.
Учтены последние изменения в законодательстве о нотариате и про-анализированы новые нормативные акты, относящиеся к нотариальной деятельности.
Для студентов и аспирантов юридических вузов, а также руководителей хозяйствующих субъектов.