Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБЛИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИНЯТЫХ В 2020 ГОДУ'

РАЗВИТИЕ ОБЛИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИНЯТЫХ В 2020 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
801
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Конституция РФ / поправки к Конституции РФ / социальное государство / принцип социального государства / Constitution of the Russian Federation / amendments to the Constitution of the Russian Federation / a social state / the principle of the social state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марат Вильданович Саудаханов

В статье показана роль поправок к Конституции РФ, принятых в 2020 г., в аспекте конкретизации принципа социального государства, дальнейшего его развития текущим законодательством. Проанализировано содержание поправок. Особое внимание уделено роли поправок к Конституции в свете изменения концепции и облика России как социального государства. Сформулированы конкретные выводы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Russia as a social state in the light of the amendments to the Constitution of the Russian Federation adopted in 2020

The article shows the role of the amendments to the Constitution of the Russian Federation adopted in 2020 in concretizing the principle of the social state and its further development by the current legislation. The content of the amendments is analyzed. Special attention is paid to the role of amendments to the Constitution in changing the concept and image of Russia as a social state. Specific conclusions and proposals are formulated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБЛИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИНЯТЫХ В 2020 ГОДУ»

УДК 342.417 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-4-19-22

развитие облика социального государства

в свете поправок

_ __V V ___

к конституции российской федерации,

принятых в 2020 году

Марат Вильданович САУДАХАНОВ, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и административного права МИРЭА — Российского технологического университета viento_del_norte@bk.ru

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный

судебный процесс; муниципальное право

Научный консультант: Б.С. Эбзеев, доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный юрист РФ

Аннотация. В статье показана роль поправок к Конституции РФ, принятых в 2020 г., в аспекте конкретизации принципа социального государства, дальнейшего его развития текущим законодательством. Проанализировано содержание поправок. Особое внимание уделено роли поправок к Конституции в свете изменения концепции и облика России как социального государства. Сформулированы конкретные выводы и предложения.

Ключевые слова: Конституция РФ, поправки к Конституции РФ, социальное государство, принцип социального государства.

Annotation. The article shows the role of the amendments to the Constitution of the Russian Federation adopted in 2020 in concretizing the principle of the social state and its further development by the current legislation. The content of the amendments is analyzed. Special attention is paid to the role of amendments to the Constitution in changing the concept and image of Russia as a social state. Specific conclusions and proposals are formulated.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, amendments to the Constitution of the Russian Federation, a social state, the principle of the social state.

Постановка проблемы. Поскольку социальное государство является одной из ба-.зовых составных частей основ конституционного строя Российской Федерации, то ему посвящено много публикаций известных уче-ных-конституционалистов1, а также решений Конституционного Суда РФ. Вместе с тем ст. 7 Конституции РФ, закрепившая этот институт конституционного права и его признаки, провозглашает его одновременно и конституционным принципом. Таким образом, все исследования на эту тему не могли выйти за пределы конституционных положений данной статьи

Конституции, что не способствовало всестороннему исследованию этого вопроса.

Кроме того, многие вступившие с 4 июля 2020 г. поправки к Конституции Российской Федерации, одобренные всенародным голосованием, непосредственно коснулись социального государства, но они еще не стали предметом комплексного научного исследования.

Анализ последних исследований и публикаций

Большинство публикаций, посвященных данной проблеме, базируются на неизменных

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

положениях ст. 7 — одной из основ конституционного строя России и положениях Конституции РФ, действовавших до 4 июля 2020 г.2.

В частности, авторы учебника «Конституционное право» отмечают, что «это государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»3.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы

Как видно из цитаты, приведенной в предыдущем абзаце, многие специалисты лишь теоретически осмысливали отдельные составные части принципа социального государства (ст. 7 Конституции). Поскольку Конституция не устанавливала конкретный порядок правового регулирования указанных вопросов, то они не могли быть предметом всестороннего научного исследования.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ лишь частично решали данную проблему, поскольку далеко не все вопросы, связанные с социальным государством, смогли стать предметом его решений. Естественно, не были исследованы проблемы соотношения положений текущего законодательства с конституционными нормами, проблемы правоприменения.

Формулирование целей статьи

Исходя из вышеизложенного мы поставили перед собой задачу проанализировать содержание конституционных новелл, касающихся социального государства; выявить тенденции его развития, сделать соответствующие выводы и

сформулировать предположения о перспективах развития социального государства.

Изложение основного материала

Именно необходимость всестороннего исследования указанной актуальной проблемы в подобном ключе обусловила основную цель и задачи настоящей публикации. Анализ конституционных новелл позволил нам выявить следующее. Прежде всего, то, что новые положения Конституции РФ, касающиеся социального государства, в отличие от одноименного конституционного принципа, закрепленного в ст. 7, носят конкретный характер и позволяют более детально регламентировать конкретные отношения текущим законодательством.

Следует также отметить, что новые положения Конституции РФ имеют не только конкретное содержание, которое направлено на регулирование отношений по разным направлениям социально-экономических отношений, но и отличаются определенной дифференциацией. Так, часть положений касается предметов ведения Российской Федерации, а другая часть — предметов ведения ее субъектов.

Новая редакция п. «е» ст. 71 Конституции РФ расширила компетенцию федеральной власти по установлению основ федеральной политики и федеральных программ в области «социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установления единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования».

При этом новая редакция п. «ж» и новый п. «ж.1» расширили компетенцию субъектов Федерации по координации вопросов здравоохранения и обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальной защите, включая социальное обеспечение, а также по защите семьи, материнства, отцовства и

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

детства; защите института брака как союза мужчины и женщины; созданию условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

Следующие два важнейших блока новелл напрямую социального государства не касаются, но тесно связаны с ним.

Первый блок касается не столько самого социального государства, сколько конституционных и государственных гарантий в социально-экономической сфере жителям страны. Это государственная гарантия: минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации; системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддержания ее эффективного функционирования, а также осуществления индексации пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом; обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат.

Второй блок, сформулированный в новой ст. 75.1 Конституции, направлен на поддержание институтов гражданского общества и конкретного человека и гражданина в их взаимодействии друг с другом и социальным государством, поскольку в соответствии с ее положениями «в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность»4.

Пожалуй, самый главный результат, достигнутый конституционными новеллами, которые имеют отношение к социальному государству, состоит в том, что указанные поправки существенно изменили концепцию социального государства, а вместе с тем и представление о его облике. Вместо социального государства-благодетеля Конституция Российской Федерации впервые сформулировала правовую концепцию социального государства — партнера с гражданским обществом и его институтами.

Причем в пользу новой конституционной концепции социального государства — партнера с другими социальными институтами и социальной солидарности на основе взаимного доверия государства и общества, сбалансированности прав и обязанностей гражданина, социального партнерства в разных социальных сферах впервые в Конституции России провозглашено не только в упомянутой новой ст. 75.1, но и в новой редакции ст. 75.

Выводы из данного исследования и перспективы дальнейшего развития в этом направлении

Проведенное исследование конституционных новелл 2020 г. относительно социального государства позволило сформулировать следующие выводы.

Появление в Конституции РФ помимо принципа социального государства, закрепленного в ст. 7, новых положений, закрепляющих конкретные права государства и основу его взаимодействия с гражданским обществом и его институтами в социально-экономической сфере, позволит не только существенно расширить рамки регулирования социальных отношений в указанной сфере текущим законодательством, но и расширит возможности дальнейших научных исследований.

Ученые -конституционалисты теперь могут не только исследовать содержание принципа социального государства, но и его соотношение с текущим законодательством, проблемы правоприменения и т.д.

Изменение концепции социального государства позволит не только расширить его возможности за счет более тесного взаимодействия с гражданским обществом, его институтами и группами людей, но и сам человек, создаваемые при его участии институты гражданского общества со временем сменят роль иждивенца и пассивного стороннего наблюдателя-критика на позицию активного партнера — участника социального государства в повышении уровня жизни, благосостояния и развития социально-экономической сферы.

1 См.: Аристов Е.В. Научные интерпретации содержания понятий «социальное государство» и «социальность государства» и их признаков // Вестник Пермского унта. 2017. Вып. 38. С. 417—429;

Осавелюк А.М., Громов К.Э. Полномочия государственных органов по реализации социальной политики в Рос-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

сии // Вестник Моск. гос. ун-та МВД России. 2014. № 11. С. 213—216;

Права человека и правовое социальное государство в России / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011;

Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2011;

Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма. Инф-ра-М, 2011; Нарутто С.Б. Основы конституционного строя РФ и ее субъектов в решениях Конституционного Суда РФ // Актуальные проблемы рос. права. 2013. № 8 (33). С. 947—957.

2 См., напр.: Гриценко Н.Н. Основы социального государства. М., 2019;

Осавелюк A.M., Тутханян Г.А. О роли правовых основ в деятельности социального государства в России // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 5. С. 34—37; Эбзеев Б. С. Конституционное право России: Учебник. М.: Проспект, 2019. С. 244—259.

3 Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Под науч. ред. В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. 10-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 133.

4 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

Библиографический список

1. Аристов Е.Б. Научные интерпретации содержания понятий «социальное государство» и «социальность государства» и их признаков //

Вестник Пермского ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2017. Вып. 38. С. 417-429.

2. Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма: Инфра-М, 2011.

3. Гриценко H.H. Основы социального государства. М., 2019.

4. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Под науч. ред. В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. 10-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.

5. Нарутто С.В. Основы конституционного строя РФ и ее субъектов в решениях Конституционного Суда РФ / / Актуальные проблемы рос. права. 2013. № 8 (33). С. 947-957.

6. Осавелюк А.М., Громов К.Э. Полномочия государственных органов по реализации социальной политики в России // Вестник Моск. гос. ун-та МВД России. 2014. № 11. С. 213-216.

7. Осавелюк А.М., Тутханян Г.А. О роли правовых основ в деятельности социального государства в России // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 5. С. 34-37.

8. Права человека и правовое социальное государство в России / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

9. Эбзеев Б.С. Конституционное право России: Учебник. М.: Проспект, 2019.

10. Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2011.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.