JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 342.72/.73
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-241-244 NIION: 2003-0059-3/22-314 MOSURED: 77/27-003-2022-03-513
Правовые позиции Конституционного Суда РФ об обязанности каждого платить законно установленные налоги
Марат Вильданович Саудаханов
Российский технологический университет — МИРЭА, Москва, Россия, [email protected]
Научный консультант: доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ,
заслуженный юрист РФ Б. С. Эбзеев
Аннотация. На основе анализа положений Конституции РФ и решений Конституционного Суда РФ по вопросам, касающимся конституционной обязанности уплаты налогов показана роль правовых его позиций по указанному вопросу, которые послужили основанием для признания неукоснительного исполнения указанной обязанности, но при условии законности установления налогов. Кроме того, Конституционный Суд установил, что обязанность уплаты законно установленных налогов имеет универсальный характер, консолидирующий разных субъектов, взаимодействующих в этой сфере; налогоплательщики вправе требовать защиты своих прав.
Особое внимание уделено анализу правовых позиций Конституционного Суда РФ, которые подготовили правовую базу для внесения в 2020 г. поправок в Основной закон, направленных на консолидацию человек — общество — государство (на примере добросовестной уплаты налогов) что имеет принципиальное значение для России как социального государства.
Ключевые слова: налогоплательщик, налог, конституционная обязанность, уплата налогов, законно установленный налог
Для цитирования: Саудаханов М. В. Правовые позиции Конституционного Суда РФ об обязанности каждого платить законно установленные налоги // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 241-244. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-241-244.
Original article
Legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation on the obligation of everyone to pay legally established taxes
Marat V. Saudakhanov
Russian Technological University — MIREA, Moscow, Russia, [email protected]
Research consultant: Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation,
Honored Lawyer of the Russian Federation B. S. Ebzeev
Abstract. Based on the analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation and the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation on issues related to the constitutional duty to pay taxes, the role of its legal positions on this issue is shown, which served as the basis for recognizing the strict fulfillment of this duty, but subject to the legality of the establishment of taxes. In addition, the Constitutional Court established that the obligation to pay legally established taxes has a universal character, consolidating different entities interacting in this area; taxpayers have the right to demand protection of their rights.
Special attention is paid to the analysis of the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation, which have prepared the legal framework for introducing amendments to the Basic Law in 2020 aimed at consolidating man — society — state (on the example of fair payment of taxes) which is of fundamental importance for Russia as a welfare state.
Keywords: taxpayer, tax, constitutional obligation, payment of taxes, legally established tax
© Саудаханов М. В., 2022
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
For citation: Saudakhanov M. V. Legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation on the obligation of everyone to pay legally established taxes. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):241-244. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-241-244.
Поскольку обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена в Конституции Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие, то она является одной из основных обязанностей. Тем самым играет важнейшую роль в существовании нашей страны, наполняя государственную казну и обеспечивая возможность государства осуществлять свои обязанности, в первую очередь, в социально-экономической сфере.
Данное обстоятельство является одной из причин пристального внимания ученых-конституционалистов к исследованию проблем, возникающих в данной сфере для выработки предложений по их разрешению [1, с. 409-434; 2; 3].
В частности, многие исследователи налоговых правоотношений, рассматривая взаимосвязь налогоплательщика и государства, полагают, что «уплата налога является наиболее важным действием налогоплательщика по отношению к государству» [4]. В результате чего за счет налогов формируется финансовая основа осуществления всех функций государства. Они, в конечном итоге, затрагивают основы конституционного строя, всю систему прав и свобод человека и гражданина. Это подчеркивает исключительную важность надлежащей уплаты налогов, ее системообразующий характер для современного государства [5]. Таким образом, можно утверждать, что уплата налогов является не только основной, но и универсальной обязанностью каждого человека.
Видимо, это является одной из основных причин пристального внимания к правоотношениям в данной сфере Конституционного Суда Российской Федерации. Достаточно сказать, что только с января 2003 г. по декабрь 2021 г. Конституционный Суд РФ вынес 142 решения1, имеющих непосредственное отношение к вопросам, возникающим в налоговой сфере, а по вопросам, имеющим косвенное отношение к указанной сфере в разы больше — 1882 решения2.
В частности, в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П установлено, что налог — это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безу-
словного требования государства. В этой обязанности налогоплательщиков «воплощен публичный интерес всех членов общества»3.
Другими словами, Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию о безусловном исполнении каждым человеком указанной конституционной обязанности. Поскольку для обеспечения исполнения публичной обязанности уплачивать налоги и сборы государство обладает мерами государственного принуждения4, постольку за неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности к налогоплательщику могут быть применены соответствующие меры ответственности.
Вместе с тем, выступая за безусловное исполнение каждым человеком указанной конституционной обязанности, Конституционный Суд РФ обращает особое внимание на то, что подобное исполнение данной обязанности распространяется только на законно установленные обязанности. Акцентируя внимание на данном аспекте обязанности уплаты налогов Конституционный Суд РФ в п. 2 мотивировочной части своего постановления от 10 июля 2017 г № 19-П сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой «федеральный законодатель располагает достаточной степенью усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога. При этом, ... он обязан соблюдать положения Конституции РФ, относящиеся к признанию и гарантиям прав и свобод человека и гражданина»5.
1 URL://http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx/
2 Там же.
3 Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П // URL ://http ://www.consultant .ru/ document/-cons_doc_LAW_12790/
4 Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П // СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3988.
5 Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2017 г. № 19-П // URL://http://www.consultant.ru/document/-cons doc LAW 220081/
JURISPRUDENCE
Исходя из данного требования в Налоговом кодексе РФ закреплено, что они «не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3)6.
Более того, в указанном пункте Постановления Конституционный Суд не только в очередной раз подтвердил требование правовой определенности, но и сформулировал позицию, направленную на защиту прав налогоплательщика: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах следует толковать в пользу на-логоплательщика»7.
В п. 2 постановления от 10 июля 2017 г. № 19-П Конституционный Суд установил, что являющееся конкретизацией конституционных принципов равенства и законности требование формальной определенности налоговых норм должно быть соблюдено как при установлении налогов, сборов, так и при правовом регулировании контрольных и юрисдикционных процедур, связанных с реализацией налогообложения»8.
Аналогичные позиции были сформулированы по другим делам (постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 г. № 8-П; от 23 мая 2013 г. № 11-П; от 25 июня 2015 г. № 16-П; от 24 марта 2017 г. № 9-П; от 1 июля 2015 г. № 19-П и др.). Причем, требование конкретизации конституционных принципов равенства и законности посредством формальной определенности налоговых норм касается не только регулирования налогообложения, но и его реализации в отношении физических, а также и юридических лиц.
Подобное объединение принципов равенства и законности и распространение их в равной мере на физических, и юридических лиц, судя по датам принятия указанных решений, подготовило солидную правовую базу для включения новой редакции п. 6 ст. 75 и новой ст. 751 в Конституцию РФ в 2020 г.9. Более того, подобными правовыми позициями Конституционный Суд РФ выходит далеко за пределы формального требования правовой определенности. Поскольку подготовил правовую основу для консолидации человека, гражданского общества и государства, которые так важны и крайне необходимы в условиях социального государства, которым является Российская Федерация.
После вступления в юридическую силу указанных конституционных новелл, Конституционный
Суд РФ в п. 4 постановления от 12 ноября 2020 г. № 46-П сформулировал правовую позицию, в которой указал на возможную основу для консолидации человек — общество — государство: «Налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству, .. .не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения»10.
Другими словами, у юридического лица, которое одновременно является работодателем для человека и налогоплательщиком для государства, а также у человека, являющегося производителем материальных благ и налогоплательщиком, должна быть объединяющая их материальная заинтересованность производительно трудиться и добросовестно исполнять конституционную обязанность уплаты законно установленных налогов. У государства, которое устанавливает налоги и осуществляет другие виды правового регулирования, должна быть заинтересованность в установлении конституционного правопорядка и обеспечения указанной консолидации.
А для этого, как указано в данном пункте постановления, государство не должно допускать «возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет — вопреки ст. 19 (ч. 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения — применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения»11.
Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные по вопросам
6 URL://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_-19671/d03926665a6af79635a902fe666ce607ad1cdab0/
7 URL://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_-220081/
8 Там же.
9 URL : //http : //www.consultant .ru/document/cons_doc_LAW_-28399/
10 URL : //http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_-367700/
11 Там же.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
обязанности каждого платить законно установленные налоги, представляют собой комплекс теоретических идей и обязательных правовых предписаний, нацеленных не только на обеспечение неукоснительного исполнения указанной обязанности, но и на защиту самого налогоплательщика. Кроме того, как показано в исследовании, они создали солидную правовую базу для дальнейшего развития положений Конституции РФ в части конкретизации признаков социального государства и их реализации. А самое главное — установили правовую основу для консолидации человек — общество — социальное государство.
Список источников
1. Эбзеев Б. С. Конституционное право России: учебник. М. : Проспект, 2019.
2. Осавелюк А. М. Конституционные основы экономической системы России // Международный журнал конституционного и государственного права. 2019. № 3. С. 5-8.
3. Паюшин М. К. Конституционно-правовые основы реализации обязанности каждого платить за-
конно установленные налоги и сборы в Российской Федерации. М., 2011.
4. Смирнов Д. А. Правовая природа обязанности по уплате налога // Налоги. 2008. № 30.
5. Печенкина А. А. Конституционные основы обязанности по уплате налога // Законность и правопорядок в современном обществе. 2014. № 17. С. 157-161.
References
1. Ebzeev B. S. Constitutional law of Russia: textbook. M. : Prospect, 2019.
2. Osavelyuk A. M. Constitutional foundations of the economic system of Russia // International Journal of Constitutional and State Law. 2019. No. 3. Р. 5-8.
3. Payushin M. K. Constitutional and legal bases for the implementation of the duty of everyone to pay legally established taxes and fees in the Russian Federation. M., 2011.
4. Smirnov D. A. The legal nature of the duty to pay taxes // Taxes. 2008. № 30.
5. Pechenkina A. A. Constitutional foundations of the duty to pay taxes // Legality and law and order in modern society. 2014. No. 17. Р. 157-161.
Информация об авторе
М. В. Саудаханов — доцент кафедры государственного и административного права Российского технологического университета — МИРЭА, кандидат юридических наук.
Information about the author
M. V. Saudakhanov—Associate Professor of the Department of State and Administrative Law of the Russian Technological University — MIREA, Candidate of Legal Sciences.
Статья поступила в редакцию 29.12.2022; одобрена после рецензирования 17.03.2022; принята к публикации 28.04.2022.
The article was submitted 29.12.2022; approved after reviewing 17.03.2022; accepted for publication 28.04.2022.