Научная статья на тему 'Социально-желаемые качества самооценки субъекта поведения и социальных взаимодействий: результаты экспериментального исследования'

Социально-желаемые качества самооценки субъекта поведения и социальных взаимодействий: результаты экспериментального исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
575
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ЖЕЛАЕМЫХ КАЧЕСТВАХ / ВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРОЕКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / РАССОГЛАСОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ноакк Н.В., Знаменская А.Н.

В статье представлены результаты очередной серии эксперимента по изучению качеств самооценки и их влияния на поведение экономического агента в ситуациях риска и неопределенности. Предметом изучения явились представления респондентов о ряде социально предпочитаемых качествах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ноакк Н.В., Знаменская А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-желаемые качества самооценки субъекта поведения и социальных взаимодействий: результаты экспериментального исследования»

СОЦИАЛЬНАЯСФЕРА

15 (204) - 2013

УДК 1.159.99

социально желаемые качества самооценки субъекта поведения и социальных взаимодействий: результаты экспериментального исследования*

Н. В. ноакк,

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории экспериментальной экономики E-mail: n. noack@mail. ru

центральный экономико-математический институт РАН

а. н. знаменская,

ведущий специалист E-mail: znam17@mail. ru ООО «Фирма «Смайл»

В статье представлены результаты очередной серии эксперимента по изучению качеств самооценки и их влияния на поведение экономического агента в ситуациях риска и неопределенности. Предметом изучения явились представления респондентов о ряде социально предпочитаемых качеств.

Ключевые слова: самооценка, представления о социально желаемых качествах, вербальные характеристики, проективные проявления, рассогласование.

Введение

Результаты первой серии пилотажного обследования, задачами которого явились апробация специально разработанной процедуры «Определи качество» (О. К. ) и сбор экспериментальных данных, подтверждающих выдвинутую ранее гипотезу об индивидуальных интерпретациях качеств личности, а также приведены результаты по двум

* Статья подготовлена по результатам исследования, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) (проект № 12-06-00231).

группам рассматриваемых качеств - социально не-одобряемым и социально нейтральным качествам, были представлены в статье [2].

В данной работе будет охарактеризовано исследование шести отобранных социально одобряемых качеств. В основу используемой оригинальной методики «Определи качество» (О. К. ) положен принцип сбора формулировок представлений о часто встречающихся качествах личности. Формулировки даются в свободной форме, что должно привести к отражению в них реальных представлений испытуемых о конструкциях качеств, их назначении, пределах их действия, а также позволяет выявить индивидуальные тяготения к определенному способу «презентации» себя, удобному для последующего выбора тактики конкретного поведения.

Для дальнейшего анализа были выбраны шесть качеств: открытость, тревожность, скрытность, доверчивость, смелость, терпимость. Выбор именно данных качеств обусловлен следующим. Все они, кроме скрытности, относятся к так называемым социально предпочитаемым качествам,

т. е. к таким, которые, как позволяют предположить данные предварительного исследования, обусловливают более индивидуализированные, развернутые, «поисковые» толкования, нежели качества двух других блоков (социально отвергаемые, социально нейтральные). Скрытность в данном случае взята авторами для анализа отношений полярности качеств (открытость - скрытность). Тревожность может служить потенциальной детерминантой континуума открытости-скрытности. Кроме того, три качества (открытость, доверчивость, тревожность) релевантны индивидуально-психологическим характеристикам, заложенным в невербальные методики, планируемые для использования.

Все отобранные качества значимы для установления контакта в коммуникации, решения проблемных ситуаций, поведения в ситуациях риска. Так, например, важнейшей проблемой в процессах общения, взаимодействия людей является проблема открытости-скрытности [1]. Открытость - это и доступ к внешним воздействиям в процессе коммуникации, и спонтанность личностных проявлений, и отсутствие «психологических масок». И в том и в другом случае открытость характеризует ту сторону личности, которая связана с барьерами в общении. «Минимум» открытости, проявляемый личностью, ставит препятствия на пути познания, понимания людьми друг друга. «Много» открытости порождает опасения по поводу мотивов подобного поведения, что также может привести к недоразумениям и разногласиям.

Противоположно открытости такое качество, как скрытность. Это система признаков и показателей, менее доступная для анализа. В некоторых случаях проявления скрытности связаны с опасением инвазии (влияния окружающих). Это может быть обусловлено желанием сохранить для себя возможность неожиданного маневра в коммуникации. Некоторая информация скрывается из-за ее опасности для коммуникации (речь идет о таких качествах человека, например, как вспыльчивость, резкость, грубость и т. д.). В утаиваемой информации есть такие образования, которые индивид расценивает как собственные слабости и по тем или иным причинам не хочет выставлять напоказ. Один стыдится своей лиричности, другой боится обнаружить свою скромность, способность внезапно смущаться и т. д. Иногда скрываются качества, связанные со способами поведения в трудных или опасных ситуациях (нерешительность, трусость);

качества, препятствующие развитию отношений (подозрительность, недоверчивость); качества, которые проявляются в тенденции к подавлению другой личности (агрессивное поведение, авторитарность). «Большое количество» скрытности в человеке практически выключает его из взаимодействия как обмена эмоциями, качествами, ведет к возникновению недоверчивости в межличностных отношениях. «Минимум» скрытности смыкается с «максимумом» открытости, связан с ситуациями снятия барьеров в коммуникации, что, в свою очередь, может приводить к отмене защит личности, к таким ситуациям, которые могут угрожать ее психической безопасности, душевному равновесию. Это возможность для другого - нанесения ударов по самооценке, по самолюбию. Это те ситуации, когда приходится расплачиваться за раскрытые тайны, сокровенные мысли, чувства. Кроме того, скрытность взята для анализа отношений полярности качеств (открытость - скрытность).

Доверчивость - также чрезвычайно важное, значимое для процессов общения и взаимодействия качество. С ним связана проблема необходимой и достаточной степени контроля в коммуникации. Излишняя доверчивость нередко воспринимается в социуме как наивность, простодушие, глупость. С другой стороны, «мало» доверчивости в человеке также оценивается окружающими отрицательно. Интересным представлялось также изучение сходных, синонимичных качеств (открытость - доверчивость) и выявление факторов, определяющих толкование этих качеств1.

Тревожность выбрана авторами как качество, также значимое для коммуникации и связанное с чувствительностью человека к слабым раздражителям. Излишняя тревожность может служить основой для барьеров при контакте. Ее проявления могут быть вызваны неопределенностью как в системе информации о личностных особенностях партнера, так и неясностью относительно того, какую линию поведения изберет партнер. Тревожность также может нести функцию потенциальной детерминанты континуума открытости - скрытности.

Смелость - качество, проявляющееся в ситуациях активного вмешательства человека в коммуни-

1 Доверчивость и поведение трейдеров на рынке ценных бумаг - тема ряда публикаций (см., например, URL: http://world-partners. jimdo. com/ошибки трейдера). Некоторые их авторы считают, что новичков Форекс губит излишняя доверчивость, слепое следование чужим рекомендациям и аналитическим обзорам.

- 41

кативный процесс. Обычно это ситуации дефицита времени, требующие выбора - принятия определенного решения. «Большая степень» смелости в человеке обычно в представлениях людей связывается с авантюристичностью, непродуманностью решений, бессмысленной тратой энергии. «Слабая степень» - воспринимается и как осторожность, и как трусость и получает соответствующую оценку в социуме.

Терпимость может быть связана с приемлемостью другого человека, с возможностью сосуществования равноценных структур личности. В «минимуме» проявлений терпимость - это сопротивление человека всем «другим», в конечном счете -изоляция в социуме. В достаточно выраженных проявлениях терпимость представляет собой наиболее приемлемый конструкт для межличностных отношений и процессов коммуникации. Необходимость проявления данного качества связана с ситуациями постоянных или многосторонних, или мощных воздействий.

Результаты пилотажного исследования

По всем шести предложенным качествам был получен набор признаков, которые очерчивают «зону» представлений и понимания каждого качества студентами. Выявлены значительные различия между качествами по степени вариативности их толкования испытуемыми. Наиболее неоднозначны представление и понимание качества «открытость». Далее приведены полученные по методике «Определи качество» результаты по шести качествам.

Открытость. В исследовании выделен только один обобщенный признак, объединяющий испытуемых в группу по критерию аналогичности определений - представление об открытости как отсутствии помех, барьеров, преград; возможности решения проблемы «входа - выхода». Остальные признаки повторяются максимум дважды, а большей частью индивидуальны, неповторимы. Такая картина распределения признаков наблюдается только при определении открытости, что позволяет сделать предположение об особом месте данного качества среди других.

Качество тревожность получило более единообразный набор толкований. Группы аналогичных представлений объединяют по 12, 10, 8, 7 испытуемых. Обращает на себя внимание также значительная общность в понимании качества.

Смелость. Самая большая группа опрошенных указывает на отсутствие внутренних барьеров как ведущий признак качества. Характерно, что ситуация проявления смелости здесь - достижение чего-либо (какой-то цели). Вторая группа испытуемых подчеркивает регулятивные характеристики качества. Наконец, третья группа указывает на такой признак смелости, как объединение ее с другими качествами, «валентность» ее.

В признаках «зоны» понимания смелости обращает внимание толкование миссии качества как важнейшего условия жизнеобеспечения и развития личности. Кроме того, можно говорить еще об одной большой группе определений, в которых назначение смелости видится в обеспечении успешного поведения человека в различных жизненных ситуациях -поведения и адаптационного, и поискового.

Наиболее часто встречается представление о терпимости как о механизме адаптации к новым или тяжелым условиям или к другим людям. Адаптация осуществляется с помощью различных регуляционных механизмов - контроля за внешним выражением эмоций, переключением внимания, снятием внутреннего конфликта. Зону понимания качества отличает маловариативность признаков, лаконичность высказываний, наличие абстрактного представления о необходимости качества, его социальной обязательности, которая воспринимается как навязанная против воли и желания.

Две самые большие группы определений, объединенные общностью выделяемых признаков доверчивости, связаны с указанием на отсутствие барьеров при восприятии какой-то информации, контроля за ее истинностью, а также с определением доверчивости через другие качества. Причем, если в определениях открытости, которая также частью студентов толковалась через другие качества, подчеркивались социально привлекательные признаки (непосредственность, общительность), то здесь при определении доверчивости студенты употребляют такие синонимы, как наивность, простота, беззащитность. Испытуемые признают ее абстрактно как человеческую ценность, но постоянно противопоставляют этому нецелесообразность этого качества в настоящее время или, в крайнем случае, целесообразность для ограниченного круга жизненных ситуаций. Часть испытуемых, правда, говорит о необходимости наличия этого качества у других людей - «без доверчивых людей трудно жить». В большой группе определений функция доверчивости или не указана

вообще, или целесообразность качества ограничена узким кругом ситуаций, или доверчивость целесообразна только в других людях. Обращают на себя внимание также определения, в которых указывается на такой признак качества, как «независимость от ситуации». Имеется в виду употребление для характеристики качества выражений, подчеркивающих его постоянство, абсолютность, отсутствие связи с обстоятельствами, в которых происходит общение, взаимодействие. Причем этот признак трактуется как «слабая» сторона качества, показатель его несовершенства. Здесь замаскированно проявляется одна из главных особенностей отношения испытуемых к качествам - представление и понимание качеств личности должны быть такими, чтобы ими можно

было управлять - манипулировать, «включать» или

2 " «выключать»2 в зависимости от условий поведения,

взаимодействия. Для этого в структуру качества должно быть заложено как минимум несколько признаков, чтобы давать возможность выбирать одни признаки, игнорируя другие.

В определениях скрытности первые места среди испытуемых разделяют два признака - «барьер в коммуникации; фактор, затрудняющий общение» и «отсутствие потребности в демонстрационных интенциях». Определения данного качества достаточно однообразны. Хочется обратить внимание на характерный признак определений только этого качества: частое указание на потребность или отсутствие таковой, апелляция к желаниям личности.

Что касается признаков понимания скрытности, то интересным представляется стремление некоторых студентов указать не назначение, функцию качества, а причину его появления, т. е. найти факторы, оправдывающие его. Кроме того, как и в определениях тревожности, 33 % выборки проигнорировали предложение экспериментатора сформулировать свое понимание целесообразности качества.

«Пакет» методик для выявления индивидуально-психологических характеристик личности

В соответствии с целями эксперимента были поставлены задачи выявить тенденции самооценивания у всех испытуемых, а также с помощью ряда методик определить индивидуально-психологические качества каждого студента.

Методика «Самооценка - самовыражение».

! URL: Ы1р:/МогМра11пеге. jimdo. сот/ошибки трейдера.

Результаты. В эксперименте использовалась методика «Самооценка - самовыражение» (СО/СВ). Назначение методики - выявление тенденций самооценивания личности. В основу положен принцип субъективной оценки своих качеств, их величины относительно предлагаемой шкалы, предназначенной для соотнесения себя и своего ближайшего окружения.

Методика «Самооценка - самовыражение» относится к числу методик диагностики индивидуального самосознания. По ее психометрическому статусу ее можно отнести к классу «субъектных» техник, точнее, к классу идеографических (описательных) методов, диагностирующих набор индивидуальных особенностей, характерных именно для респондента и в этом смысле определяющих специфику его индивидуальности. Поскольку при использовании идеографических техник требуется специальная предварительная работа, позволяющая в дальнейшем интерпретировать результаты в интересующем психолога ключе, укажем на основные соображения, которыми руководствовались авторы при выборе данной методики и при организации работы с ней.

Методика СО/СВ разработана Г. А. Медведской, В. Р. Волковым под руководством Л. Б. Филонова и представляет собой разновидность методик «контрольного списка прилагательных». Средством самоописания служат качества личности (черты, свойства, состояния, склонности) как наиболее операциональные единицы. Список включает 215 качеств, взятых из обыденной речи. Они были получены путем опроса большой выборки студентов, характеризующих себя и других лиц.

Методика предназначена для определения степени значимости для индивида отдельных характеристик и для выражения различий в предпочтении отдельных качеств. Она основана на использовании склонности каждого индивида к выделению себя из социальной среды путем сопоставления выраженности своих качеств с качествами других людей.

Обработка данных. У каждого испытуемого было посчитано количество выбранных им знаков по всем 15 качествам (первоначальное число отобранных качеств) по каждому знаку отдельно, т. е. сколько качеств он оценил знаками «+5», «+4», «+3», «+2», «+1», «-1», «-2», «—3», «-4», «-5» соответственно. Таким образом, по каждому испытуемому было получено 10 показателей. По данным всех испытуемых составлена матрица. Далее в виде

графиков представлены распределения их различных значений с учетом их частот. Построено три типа графиков:

1) усредненный график;

2) график качества;

3) индивидуальный график.

Усредненный график составляется с учетом всех показателей и отражает средние показатели по всем испытуемым. Иначе говоря, он отражает общую характеристику выборки, ее тенденций, предпочтений. Усредненный график является точкой отсчета для анализа других графиков. График качества строится для каждого из качеств, представленных в методике. Он отражает показатели по всем испытуемым по параметру данного качества. График качества необходим для анализа индивидуального «контура» качества, его отличий от других качеств и усредненного графика. Индивидуальный график строится на основании суммирования показателей по каждой оценке. Он отражает индивидуальную напряженность потребности в самовыражении. Появляется возможность сопоставить индивидуальные графики испытуемых со средним графиком. На графиках отчетливо видны индивидуальные отклонения значений самооценки от среднего графика - как по горизонтали, так и по вертикали. По горизонтали индивидуальный график может быть сдвинут вправо, что означает предпочтение, оказываемое испытуемыми высоким положительным знакам; влево - при выборе испытуемым большего числа (в сравнении со средним по выборке) отрицательных знаков. Индивидуальные графики могут быть сдвинуты относительно среднего и по вертикали. Это означает, например, что испытуемый может при оценке своих качеств поставить себе больше знаков «+5» или, наоборот, больше знаков «-5», чем средний человек.

Результаты. Открытость характеризуется удивительным единообразием выборов среди положительных знаков. Практически большинство испытуемых выбирают здесь знаки «+2» и «+3». Скрытность, напротив, получила по отрицательным знакам 37 % выборов.

Доверчивость, тревожность, терпимость, смелость отличаются от двух предыдущих разнообразием выборов испытуемых. При самооценке этих качеств испытуемые выбирают почти все знаки предлагаемой шкалы.

Индивидуальные графики, составленные на основании методики «Самооценка - самовыражение»,

дают чрезвычайно богатый и разнообразный материал. Однако для выборки в целом авторы ограничились общей характеристикой контуров графиков с точки зрения выраженности потребности в самовыражении, с одной стороны, и потребности в среде, в окружении - с другой. В фокусе внимания авторов находились два типа графиков. Первый тип -графики с выраженным предпочтением оценок «+4», «+5», «-4», «-5». Он свойственен людям с высокой степенью напряженности потребности в самовыражении.

Второй тип графика характерен для испытуемых с высокой потребностью в среде, в социуме. Их графики приближаются к усредненному по всей студенческой выборке. Интерпретация авторами величины оценки основывается в основном на результатах комплексного исследования, проведенного Л. Б. Филоновым. Исследование показало, что оценка «5» означает преувеличение степени выраженности данного качества; «4» - наиболее точное удостоверение степени выраженности, уверенность в наличии данного качества; «3» - признание стандартов, удостоверение в одинаковости; «2» - сомнения в наличии данного качества, колебания, а также сдерживаемое признание: качество присутствует, но в меньшей степени, чем у других; «1» - сдержанность, скрытность.

Методика «Пять качеств». Результаты. Для изучения отношения человека к собственным качествам и качествам других (хорошо известных) людей авторы обратились к методике «Пять качеств» (Л. Б. Филонов) (методика соотнесенных качеств). Назначение методики - выявление отношения испытуемых к субъективно избранным качествам личности, а также их представлений о сочетаниях различных качеств.

Конструкция методики. В основе методики лежит присущее каждому индивиду представление о том, что качество человека является причиной его поведения. Методика «Пять качеств» допускает проекцию на лица ближайшего окружения как позитивных, так и негативных личностных черт и, следовательно, диагностирует менее осознаваемый по сравнению с методикой СО/СВ уровень.

Испытуемым предлагается выполнить задания по семи позициям.

1. Напишите пять качеств привлекательного для

Вас человека (с указанием пола и инициалов;

это требование повторяется и в двух следующих позициях).

2. Напишите пять качеств не привлекательного для Вас человека.

3. Напишите пять качеств обычного, среднего, типичного для Вашего окружения человека.

4. Напишите пять своих положительных качеств.

5. Напишите пять своих отрицательных качеств.

6. Напишите пять качеств, которые Вы хотели бы приобрести.

7. Напишите пять качеств, от которых Вы хотели бы избавиться.

Обработка данных. Материал всей группы анализировался на предмет частоты встречаемости тех или иных качеств в основной массе. Полученный материал рассматривается как общий фон, с которым сопоставляются индивидуальные варианты. Отклонения фиксируются по «резкости» выступа-ния из общего фона.

Лишь 5 студентов в среднем из 30 называют одно и то же качество при описании себя и других людей. Это составляет 16,6 % от общего числа студентов. Таким образом, для подавляющего большинства данной выборки характерно отсутствие единого, общего тезауруса при описании себя и других людей. Вероятно, одни и те же характеристики окружающих людей и себя испытуемые описывают различными словами и словосочетаниями. Возможно, это связано с различными пониманиями испытуемыми одних и тех же качеств личности. Полученные результаты подтверждают предположение авторов о неоднозначности представлений и пониманий общеупотребительных слов, обозначающих качества человека. Данные результаты методики «Пять качеств» могут, вероятно, быть объяснены также тенденцией преобладания индивидуального над типическим (при объяснении качеств).

Опишем подробнее результаты методики по каждой из позиций.

В 1-й позиции при описании «привлекательного» человека на 1-м месте - этические качества (доброта). Ум, интеллект, которые занимают 2-е место по выборам среди десяти предпочитаемых, в данном случае трудно отнести к определенной категории, скорее всего, они несут и регуляционную, и инструментальную нагрузку. 7 выборов получило качество «уверенность в себе», также отнесенное авторами в категорию регуляционных. Под следующими номерами фигурируют коммуникативные качества, получившие примерно одинаковое число выборов (общительность, отзывчивость, веселость,

умение понимать других, остроумие, внимательность). Среди них также любознательность как инструментальное качество.

2-я позиция - качества «непривлекательного» человека. Обращают на себя внимание качества, получившие наибольшее число выборов - замкнутость, скрытность. Как было указано ранее, в этой позиции возможно ожидать проекции испытуемыми некоторых своих качеств. Также возможно демонстративное выделение качеств, противоположных тем, которые испытуемые приписывают себе. Как видим, оба данных предположения оправдались. С одной стороны, испытуемые приписывают «непривлекательному» человеку качества, которые, как они отмечают сами (в определениях скрытности и оценке ее величины у себя), свойственны им самим. С другой стороны, студенты данной выборки в преобладающем большинстве считают себя открытыми людьми, причем ставят себе по качеству «открытость» достаточно высокие знаки. Обращает на себя внимание также в этой позиции качество, стоящее на 2-м месте по числу выборов, - «самоуверенность, высокомерие». Если обратимся к другим позициям, например к 5-й, 6-й или к 1-й, то увидим, что признаки, обозначаемые словами «самоуверенность» (во 2-й позиции), «неуверенность в себе» (5-я и 7-я позиции), «уверенность в себе» (1-я и 6-я позиции), - чрезвычайно значимы для испытуемых. Они связаны с образом «Я» человека, с представлениями о себе, своих качествах, особенностях. Речь идет о ядровых компонентах личности, о напряженности, связанной с основными регуляционными механизмами психики. Возможно, данные результаты обусловлены отсутствием у испытуемых четких, ясных, конкретных ориентиров оценки для себя. Это может быть связано также с неопределенностью как важнейшей характеристикой современного состояния общества.

Интерес представляют качества, выделяемые испытуемыми в 3-й позиции. Это качества так называемого «среднего» человека, типичного для окружения испытуемых. В этом образе много пересечений с «лучшим» человеком. В то же время ряд качеств совпадает с характеристиками, приписываемыми студентами себе (4 качества 1-й, 4-й и 5-й позиции идентичны). Качества 4-й и 5-й позиций -те, с помощью которых испытуемые описывают себя, свои положительные (4-я позиция) и отрицательные (5-я позиция) качества.

При сопоставлении качеств 4-й позиции и 5-й позиций, с одной стороны, и 1-й и 3-й позиций -

с другой, обнаруживается, что студенты склонны соотносить себя с «лучшим» и со «средним» человеком примерно одинаково (по 4 общих качества -40 %). В то же время в 4-й позиции видим качество «независимость, самостоятельность». Оно может быть связано с потребностью студентов в тех проявлениях поведения, которые связаны с отдельностью человека, с «отделенностью» его от окружения, с потребностью в индивидуальных проявлениях. Обращает на себя внимание выбор качеств «храбрость», «смелость» (оно входит в число 6 предложенных для толкования качеств) -в позиции «желаемых» качеств. В большинстве случаев представление и понимание данного качества связаны для испытуемых с выходом за пределы обыденности, с совершением поступка, с основополагающим конструктом, обеспечивающим жизнеобеспечение системы личности, сохранение ее, отстаивание своего «Я».

Важным с точки зрения задач и гипотез авторского исследования оказывается тот факт, что среди значимых признаков качеств испытуемые выделяют те, которые связаны со стабильностью, равновесием, умением управлять своим эмоциональным состоянием. Это «эмоциональная уравновешенность, спокойствие», «сдержанность» - в желаемых качествах; «несдержанность, раздражительность» -в отвергаемых; «эмоциональность, раздражительность» - в своих отрицательных качествах.

Методика «Дом - Дерево - Человек», методика «Несуществующее животное», методика «Цветовой тест Люшера».

Основные результаты. Эти методики использовались авторами в качестве удостоверительных, поэтому приводятся здесь основные результаты, характеризующие выборку в целом.

Назначение методик - выявление индивидуально-психологических особенностей личности испытуемых. Это необходимо для последующего соотнесения полученных данных с вербально выраженными представлениями испытуемых о собственных качествах, а также об их величине с целью установления степени соответствия или несоответствия вербальных представлений качеств и их невербальных эквивалентов. Кроме того, важным представлялся поиск индивидуальных тенденций, определяющих тяготения испытуемых в толкованиях качеств к тем или иным способам «презентации» своих представлений. В основу методик положен принцип графического отражения индивидуальной

проекции реальности, собственной интерпретации ее каждым индивидом. В работе использовался невербальный материал, что позволило замерить неосознаваемые компоненты личности, ее индивидуальных представлений. Далее, возможность самостоятельного проецирования реальности вела к появлению результатов, отражающих индивидуальное своеобразие испытуемых, уникальность, неповторимость их личности.

Результаты. Признак, объединяющий всех испытуемых, - трудности в сфере межличностных отношений. Это выражается в ряде характеристик, чувстве отвергнутости (почти все испытуемые, например, изображают дом вдали). Это говорит также о желании отойти от конвенционального общества, тенденции отграничиться от окружения. Практически все испытуемые показали такую особенность поведения, как отчуждение, уединение, избегание реальности, значительную неприступность. Большая часть опрошенных демонстрирует нежелание впускать в свое «Я», чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях (как правило, если испытуемые рисуют двери, то боковые или вообще их не изображают, или рисуют их очень маленькими, с замками или без ручек).

Характерная особенность испытуемых выборки, отразившаяся в графической методике «Дом -Дерево - Человек» - уменьшенная доступность, сопровождаемая потребностью более адекватной социализации. Большинству испытуемых свойственна попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием. Все без исключения испытуемые характеризуются такой особенностью, как чрезмерной озабоченностью свободными откровенными эмоциональными переживаниями, страхом перед открытыми переживаниями. Многие испытуемые во взаимоотношениях с окружающими показывают враждебность, грубость, черствость, нежелание уступать, идти на компромиссы. Другой признак, выделенный авторами по результатам методики «Дом - Дерево - Человек» и объединяющий практически всех испытуемых, - это ярко выраженные защитные тенденции. Это и охрана внутреннего мира, и осторожность, скрытность поведения (в некоторых отдельных случаях - даже чувства деперсонализации и отчужденности). Следует отметить, что этот признак подтверждается данными методики «Несуществующее животное». Там он более отчетлив. Защита как психологическая

характеристика испытуемых имеет как агрессивный, так и оборонительный характер. Тесно связан с выявленными защитными тенденциями поведения испытуемых и такой признак, как тревога. Она также свойственна всей выборке и связана прежде всего со сферой межличностных отношений.

Здесь можно обратить внимание на присущую многим испытуемым тревогу, связанную с контролем за своими эмоциями, поведением. Она может быть связана (по тесту) как с потребностью большего контроля, так и с ощущением чрезмерной импульсивности своих поступков.

Следует отметить такое характерное для большинства испытуемых качество, как отсутствие уверенности в себе, в своих действиях или убеждениях. Робость, чувство малоценности, озабоченность внешним видом, нехватка самоуверенности в социальных контактах - эти признаки наряду с другими однотипными вычленяются буквально в каждой индивидуальной работе.

В диагностическом эксперименте был использован также «Цветовой тест Люшера» (в работе авторами использован вариант теста, модифицированный в секторе психологии труда Пермского филиала Центра НОТИУ). В основе теста - принцип связи выбора цвета и индивидуальных характеристик испытуемых. Назначение методики - выявление направленности испытуемого на определенную деятельность, его функционального состояния, устойчивых черт его личности.

Результаты. Характерной особенностью выборки является то, что один из основных цветов у всех испытуемых находится в отвергаемой позиции, т. е. у всех студентов в той или иной степени присутствуют проявления тревожного состояния, неудовлетворенности, стремления выйти из неблагоприятной ситуации. Авторы посчитали целесообразным разделить всех испытуемых по результатам методики на две группы. В основу разделения положен параметр размещения основных и отвергаемых цветов. В первую группу вошли студенты, у которых в 1-й или 2-й позиции расположены основные цвета. 13 испытуемых по тесту Люшера дали результаты, которые говорят об удовлетворении (в известной мере) основных потребностей, восприятия их как удовлетворяемых.

Во вторую группу вошли студенты (17 чел.), характеризующиеся тем, что в их состоянии на настоящий момент имеет место какой-то конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблаго-

приятных обстоятельств. Тем не менее общими для всех испытуемых выборки являются эгоцентризм и стремление к независимости, с одной стороны, и отсюда склонность к эмоциональной изоляции и невовлеченности в эмоционально насыщенные отношения, а с другой - зависимость от окружения, стремление добиться признания и восхищения и связанное с этим понимание необходимости контролировать себя и свои эмоциональные проявления. Индивидуальные варианты этой общей характеристики, как показывают результаты исследования, чрезвычайно различны.

Заключение

Последовательность проведения экспериментов подчинена логике выявления факторов, значимых для установления индивидуальных представлений и пониманий качеств. Для решения поставленных задач использована специальная процедура «Определи качество (О. К.)». Чтобы выяснить роль социально-психологических характеристик личности в формировании таких представлений, во второй серии делались замеры этих характеристик у испытуемых. Изучались и вербально отраженные характеристики качеств, и проективные их проявления. Обращение к методике «Пять качеств» позволило установить факторы, обусловливающие значимость, меру предпочтения качеств для респондентов. Использование проективных методик анализа личности предпринято для выявления индивидуально-психологических характеристик испытуемых. Особое внимание, как и раньше, уделялось фактам рассогласования между самооценкой и объективной оценкой качеств индивидуальности в силу их значимости и для саморегуляции индивида, и для управления им извне.

Список литературы

1. Ноакк Н. В., Знаменская А. Н. Психологические качества экономического агента: проблема «самораскрытия» - «самопредъявления» в аспекте экспериментального изучения индивидуальности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 19. С. 51-60.

2. Ноакк Н. В., Знаменская А. Н. Экспериментальное исследование представления и понимания социально неодобряемых и социально нейтральных качеств экономического агента // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 44. С. 54-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.