Научная статья на тему 'Сравнительное исследование особенностей эмоционального интеллекта и самоотношения у студентов профессий социальной сферы в период обучения в вузе'

Сравнительное исследование особенностей эмоционального интеллекта и самоотношения у студентов профессий социальной сферы в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1060
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОФЕССИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / STUDENT'S AGE / SELF-RELATION / EMOTIONAL INTELLECT / SOCIAL PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дробышевская И. В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и его структурных компонентов и аспектов самоотношения у студентов профессий социальной сферы. Рассмотрена динамика эмоционального интеллекта в период обучения в вузе. Показано, что показатели способностей воспринимать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей у студентов возрастает в процессе обучения в вузе. Выявлено, что чем больше студенты профессий социальной сферы стараются в межличностном общении адекватно воспринимать и распознавать эмоции других людей, тем отношение их к себе становится позитивнее, повышается стремление получить одобрение и положительное отношение окружающих к себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE RESEARCH OF FEATURES OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE AND THE SELF-RELATION AT STUDENTS OF TRADES OF THE SOCIAL SPHERES IN TRAINING IN HIGH SCHOOL

The article presents the results of the empirical research of particular characteristics of emotional intellect and its structural components and self-relation aspects of students belonging to social professions. The emotional intellect dynamics has been considered during high school study. It is shown that students, during their high school study, have an increase in indicators of the following abilitiesabilities to perceive, understand, and control their emotions and emotions of other people. It has been revealedthe more adequately students of social professions try in interpersonal communication to perceive and recognize other people emotions, the more positive their selfrelation they get, their desire of obtaining approval and positive attitude of people around is increasing.

Текст научной работы на тему «Сравнительное исследование особенностей эмоционального интеллекта и самоотношения у студентов профессий социальной сферы в период обучения в вузе»

УДК 159.9

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

И.В. Дробышевская, Р.К. Карнеев

Представленные в статье результаты исследования показывают, что менее половины испытуемых обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта, а также то, что способность воспринимать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей у студентов профессий социальной сферы возрастает в процессе обучения в вузе и достигает наиболее высокого уровня к пятому курсу. Установлено, что студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют большую способность эффективно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, однако обнаружена тенденция к повышению у них уровня тревожности, проявлению эмоциональной неустойчивости и снижению самоконтроля. В ходе исследования описаны отличительные психологические характеристики испытуемых с различным уровнем эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: индивидуально-личностные особенности, профессии социальной сферы, эмоциональный интеллект, студенческий возраст.

Постановка проблемы

В настоящее время происходит активная разработка проблематики эмоционального интеллекта как совокупности умственных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации. В психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий и содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет все эти теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей. Так, российский психолог Д.В. Люсин рассматривает это явление как «способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [1, с. 3]. По его мнению, способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями, может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей, то есть можно говорить как о внутриличностном, так и о межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом [2, с. 34].

Существует мнение, что уровень эмоционального интеллекта позволяет лучше предсказывать академический и социальный успех, чем уровень академического интеллекта и индивидуальные особенности. По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Так, Дж. Мейер придерживается позиции, что повысить его невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность, а Д.Гоулман считает, что его можно развивать [3, с. 210]. Аргументом в пользу последней позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. Зарубежные исследователи эмоционального интеллекта выявили некоторые возрастные особенности развития эмоционального интеллекта: по мере приобретения жизненного опыта он повышается, возрастая в период юности и зрелости. Поэтому несомненную важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает именно в студенческом возрасте (18-25 лет), который является начальным звеном в цепи зрелых возрастных периодов и считается периодом перехода от юности к взрослости.

Целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта с индивидуальными особенностями студентов профессий социальной сферы. Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между общим уровнем эмоционального интеллекта и его структурными компонентами, имеются различия в личностных особенностях у студентов профессий социальной сферы с различными уровнями эмоционального интеллекта.

Исследование проводилось поэтапно в соответствии с поставленными задачами: определить уровень, динамику эмоционального интеллекта, степень выраженности составляющих его структурных компонентов, личностные особенности у студентов профессий социальной сферы; выявить взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта, его структурными компонентами и личност-

ными факторами.

Методики и процедура эмпирического исследования

Нами были использованы: методика «Эмоциональный интеллект» Н.Холла [4] и «16факторный личностный опросник Р.Б.Кеттела (16-FPQ-187-А)» [5]. В исследовании приняли участие 143 студента 1-5 курсов Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского специальностей «Психология», «Педагогика и психология», «Связи с общественностью». В анализ включались коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерии Краскела-Уоллиса и Манна-Уитни, факторный анализ.

Результаты исследования

На первом этапе с помощью методики Н.Холла «Эмоциональный интеллект» было выявлено, что у большинства студентов низкие показатели интегративного уровня эмоционального интеллекта и компонента эмоционального интеллекта «управление своими эмоциями» (см. рис. 1)

Ш Низкий □ Средний В Высокий

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Структурный компонент эмоционального интеллекта

Примечания: 1 - эмоциональная осведомленность, 2- управление своими эмоциями, 3- самомотивация, 4- эмпатия, 5 - распознавание эмоций других людей, 6 - интегративный уровень.

1

2

3

4

5

6

Рис. 1. Сравнительный профиль интегративного уровня эмоционального интеллекта и его структурных компонентов у студентов профессий социальной сферы

Следовательно, у данных студентов не достаточно развита способность к распознаванию и регулированию своих эмоций и эмоций других людей, а также способность к произвольному управлению своими эмоциями.

С помощью непараметрического критерия Краскела-Уоллиса нами установлены достоверные различия между показателями интегративного уровня эмоционального интеллекта, его структурными компонентами и курсом обучения в вузе (см. таб. 1).

Таблица 1

Непараметрический Н-критерий Краскела-Уоллеса между переменными эмоционального интеллекта

Среднее значение Н- критерий Уровень значимости

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Эмоциональная осведомленность 7,56 7,9 8,91 7,64 10,72 8,175 0,085

Управление своими эмоциями -0,83 3,39 0,52 0,41 5,10 10,527 0,032*

Самомотивация 6,06 7,68 5,48 4,23 8,45 6,780 0,148

Эмпатия 11,22 8,76 8,64 8,36 10,69 7,713 0,103

Распознавание эмоций других людей 8,22 8,46 7,94 6,73 10,38 7,092 0,131

Интегративный уровень 32,22 36,20 31,48 27,36 45,34 10,700 0,030*

Примечание: * - уровень значимости р<0,05.

Таким образом, нами обнаружено, что чем старше курс обучения в вузе, тем больше студенты способны распознавать и регулировать свои эмоции и будущим специалистам социальной сферы необходимо, с одной стороны, уметь сохранять собственное спокойствие, а с другой стороны - контролировать эмоциональный настрой других (см. рис. 2).

Рис. 2. Различие в показателях интегративного уровня эмоционального интеллекта у студентов

1-5 -х курсов

Далее, с помощью методики «16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла» нами были изучены индивидуально-психологические особенности личности студентов. Шкалы теста нами объединены в блоки по группам свойств - первичным: коммуникативным, интеллектуальным, эмоционально-волевым качествам и вторичным (См. рис. 3). Таким образом, в результате исследования личностных факторов у студентов профессий социальной сферы нами выявлено, что для них характерна легкость, открытость, естественность в общении, готовы к сотрудничеству и предпочитают деятельность, связанную с общением с людьми и ситуациями с социальным значением. Они стремятся быть независимыми и управлять внешними обстоятельствами, направлены «на себя», Хотелось бы отметить, что нами обнаружен высокий уровень тревоги, который может приводить к спонтанности в поступках.

Примечания: первичные свойства - коммуникативный блок: А - открытость - замкнутость, Е - доминантность - подчиненность, Н - смелость-робость, L - подозрительность - доверчивость, N -дипломатичность - прямолинейность, Q2 - нонконформизм - конформизм; интеллектуальный блок: В - абстрактное мышление - конкретное мышление, М - практичность - мечтательность, Ql - радикализм-консерватизм; эмоционально-волевой блок: С - эмоциональная стабильность- эмоциональная неустойчивость,: F - озабоченность - беспечность, G - сознательность - беспринципность, I - чувственность - твердость, О - спокойная адекватность - чувство вины, Q3 - высокий самоконтроль -низкий самоконтроль, Q4 - внутренняя напряженность - внутренняя расслабленность; вторичные свойства: F1 - тревожность - приспособленность, F2- экстраверсия-интроверсия, F3 - чувствительность, F4 - конформность,

Рис. 3. Сравнительный профиль по средним показателям личностных факторов у студентов профессий социальной сферы

На втором этапе факторному анализу были подвергнуты результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта и индивидуально-личностных особенностей по всей выборке студентов. Переменные эмоционального интеллекта и индивидуально-личностных особенностей составили пять факторов и сумме объясняли 67% дисперсии. Фактор 1 является фактором эмоционально-

волевых свойств личности, при этом имеются как положительные, так и отрицательные нагрузки на фактор. Так, при повышении тревожности, наличии высокой внутренней напряженности, озабоченности и подозрительности выявляется эмоциональная неустойчивость, робость, низкий самоконтроль. Фактор 2 трудно поддается интерпретации, поскольку в нем смешивались коммуникативные и эмоционально-волевые качества. Фактор 3 может рассматриваться как фактор эмоционального интеллекта, т.к. включает в себя все переменные с положительными оценками нагрузок: «интегративный уровень эмоционального интеллекта», «самомотивация», «управление своими эмоциями», «распознавание эмоций других людей», «эмоциональная осведомленность», «эмпатия». Фактор 4 является фактором интеллектуальных способностей. Так, он включает в себя переменную «практичность» с положительными оценками нагрузок, а две остальные переменные «сознательность-беспринципность» и «абстрактное-конкретное мышление» с отрицательными оценками нагрузок. Это свидетельствует о том, что чем больше старается студент профессий социальной сферы быть практичным, контролировать внешние обстоятельства, тем больше беспринципности конкретности отмечается в его действиях и поступках. Фактор 5 может быть интерпретирован как фактор эмоциональности и общительности. Он включает в себя следующие переменные с положительными оценками нагрузок: «экстраверсия-интроверсия», «открытость-замкнутость», «спокойная адекватность-чувство вины». Это свидетельствует о том, что при открытости и стремлении к установлению межличностных контактов отмечается уверенность в себе (см. табл.2).

Таблица 2

Сводная таблица основных факторов и нагрузок факторного анализа (после вращения по мо_________________________дели варимакс с нормализацией Кайзера)__________________________

Фактор Весовая нагрузка Название переменной

1 (22,7% от общей выборки) 0,963 F1 - Тревожность

0,864 Q4 - Внутренняя напряженность - внутренняя расслабленность

-0,784 С - Эмоциональная стабильность- эмоциональная неустойчивость

0,732 О - Спокойная адекватность - чувство вины

-0,720 Н - Смелость-робость

0,693 F - Озабоченность - беспечность

-0,686 Q3 - Высокий самоконтроль - низкий самоконтроль

-0,515 Q1 - Радикализм-консерватизм

0,469 L -Подозрительность - доверчивость

2 (15,6% от общей выборки) 0,871 F3 - Чувствительность

-0,799 I - Чувственность-твердость

0,723 Е - Доминантность- подчиненность

0,702 F 4 - Конформность

0,647 Q2 - Нонконформизм - конформизм

3 (13,3% от общей выборки) 0,996 Интегративный уровень эмоционального интеллекта

0,843 Самомотивация

0,740 Управление своими эмоциями

0685 Распознавание эмоций других людей

0,667 Эмоциональная осведомленность

0,647 Эмпатия

4 (8,6% от общей выборки) 0,820 М - Практичность - мечтательность

-0,797 G - Сознательность - беспринципность

-0,431 В -Абстрактное мышление - конкретное мышление

5 (6,9% от общей выборки) 0,742 F 2 Экстраверсия - интроверсия

0,716 А - Открытость - замкнутость

0,497 О - Спокойная адекватность - чувство вины

Итак, студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны эффективно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, но, при этом обнаруживают тенденцию к повышению уровня тревожности, проявлению эмоциональной неустойчивости и снижению самоконтроля. Также, чем больше данный студент старается быть практичным и честолюбивым, контролировать внешние обстоятельства, тем больше беспринципности отмечается в его действиях, что может отрицательно сказываться на профессиональной деятельности.

На наш взгляд, результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, позволяют сделать нам следующие выводы:

1. У более половины студентов профессий социальной сферы низкие показатели интегративного уровня эмоционального интеллекта, т.е. у них не достаточно развита способность к распознаванию и регулированию своих эмоций и эмоций других людей.

2. При изучении динамики эмоционального интеллекта в процессе обучения студентов про-

фессий социальной сферы в вузе способность к распознаванию и регулированию эмоций развивается к 5 курсу, т.е. чем старше курс обучения в вузе, тем более студенты способны распознавать чужие и регулировать свои эмоции и эмоции других людей. Чем больше студент профессий социальной сферы произвольно контролирует свои эмоции, тем выше развивается у него способность к эмпатии, т.е. сопереживанию, сочувствию, что является немаловажным условием для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности в социальной сфере.

3. При исследовании личностных особенностей у студентов профессий социальной сферы нами выявлено, что для них характерна легкость в общении, они готовы к сотрудничеству и предпочитают деятельность, где преобладает общение с людьми и ситуации с социальным значением. Также студенты они несколько авторитарны, самоуверенны, иногда руководствуются собственными правилами поведения. Нами выявлено, что некоторые из них чувствительны, менее эмоционально устойчивые, лабильны и у них отмечается тенденция к тревожности в трудных ситуациях, спонтанности в поступках, зависимость от мнения группы, пассивность.

Заключение

В нашей работе были выявлены особенности эмоционального интеллекта: интегративный уровень и степени выраженности структурных компонентов эмоционального интеллекта, а также описаны личностные особенности студентов профессий социальной сферы с различными уровнями эмоционального интеллекта. Установлено, что студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют большую способность эффективно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, но обнаружена тенденция к повышению у них уровня тревожности, проявлению эмоциональной неустойчивости и снижению самоконтроля. Важно отметить, что чем больше данный студент старается быть практичным и честолюбивым, контролировать внешние обстоятельства, тем больше беспринципности и конкретности отмечается в его действиях и поступках, что может отрицательно сказываться в их профессиональной деятельности.

При выявлении психологических условий развития эмоционального интеллекта следует отметить, что именно развитие таких личностных свойств, как эмпатия, эмоциональная устойчивость, открытость в общении, внутренний самоконтроль позволяют развивать эмоциональный интеллект у студентов.

The results of the research, presented in the article, show that less than a half of subjects possess the high level of emotional intellect and also show that the ability to perceive and understand, control own emotions and emotions of other people is increasing during high school study and reaching its highest point by the fifth course. It has been found that students with high level emotional intellect have greater ability to understand and control their own and others’ emotions effectively; however it is detected that they have some tendency to the anxiety increasing, demonstration of emotional instability and self-control increasing. During the study distinctive psychological characteristics of the subjects with different level of social intellect are described.

The key words: individual personal peculiarities, emotional intellect, social professions, student’s age

Список литературы

1. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3- 22.

2. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ. Сб. науч. трудов. «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования»/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.

3. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Даниел, Бояцис Ричард, Макки Энни. Пер. с англ. - 3 изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 302 с.

4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.

5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. / В.Д. Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб.: Питер, 2003. 560 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об авторах

Дробышевская И.В. - аспирант Брянского государственного университета им.академика И.Г. Петровского, г.Брянск, ул. Пушкина, д.75, кв. 104, ira. drobyshevskaj a@yandex.ru

Карнеев Р.К. - кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и профессиональ-

ной психологии Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, rkameev@vandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.