Научная статья на тему 'Изменения ценностных ориентации как результат изменения положения уже имеющихся ценностей в системе свойств личности (на примере студентов будущих специалистов по связям с общественностью)'

Изменения ценностных ориентации как результат изменения положения уже имеющихся ценностей в системе свойств личности (на примере студентов будущих специалистов по связям с общественностью) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
691
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эфа Светлана Георгиевна

Изменения в обществе привели к необходимости появления такой профессии как «Специалист по связям с общественностью», что, в свою очередь, вызвало большой интерес к исследованию особенностей тех профессиональных качеств, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. В то же время в ряде исследований показано, что за время обучения в вузе наблюдается личностный рост, который не включает в себя развитие профессионально значимых для будущей деятельности личностных качеств. В этой связи нам представляется, что изучение особенности личности студентов будущих специалистов по связям с общественностью, а именно: ценностных ориентации, самосознания и черт личности, представляет наибольший интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Эфа Светлана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations changes as a result of a position change of available values in the system of personal properties (on the example of students as the future public relations specialists)

Emergence of such occupation as Public Relations was due to social change in our country and it aroused interest in analysis the qualities which will allow students to succeed professionally in their future. But personal qualities which will be important for them haven't been studied yet. So we think that it will be rational to study students' value orientations, self-consciousness and personal traits.

Текст научной работы на тему «Изменения ценностных ориентации как результат изменения положения уже имеющихся ценностей в системе свойств личности (на примере студентов будущих специалистов по связям с общественностью)»

22. Чекмезов, В. И. Состязательность как принцип жизнедеятельности современного общества: автореф. дис. канд. филос. наук / В. И. Чекмезов. Киев, 1991. С. 6-13.

23. Чирикова, А. Е. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства / А. Е. Чирикова, О. Н. Кричевская. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 1996. 94 с.

24. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. М. : Прогресс, 1982. 455 с.

25. Шмелев, А. Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции / А. Г. Шмелев. М. : Магистр, 1997. 55 с.

26. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика / А. Ю. Юданов. М., 1996. 272 с.

O. I. Titova

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF BUSINESS INTERACTION IN THE BUISNESS ACTIVITY

If is studied the social-psychological aspects of competition and partnership in business. There are psychological typology of business interaction, and also the results of studing of different factors influence on business activity of men and women. If is described the results of comparative gender analysis ofpsychological relation to business interaction.

ХЦК 159.9.01

С. Г. Эфа

ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ)

Изменения в обществе привели к необходимости появления такой профессии как «Специалист по связям с общественностью», что, в свою очередь, вызвало большой интерес к исследованию особенностей тех профессиональных качеств, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. В то же время в ряде исследований показано, что за время обучения в вузе наблюдается личностный рост, который не включает в себя развитие профессионально значимых для будущей деятельности личностных качеств. В этой связи нам представляется, что изучение особенности личности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью, а именно: ценностных ориентаций, самосознания и черт личности, - представляет наибольший интерес.

В настоящее время проблема изучения ценностных ориентаций, самосознания и черт личности студентов становится все более актуальной. Юношеский возраст - это период, когда индивидом наиболее сильно ощущается потребность в осознанном социальном самоопределении. В это время у человека формируется активная деятельность самосознания и самообразования, формируется сознательное Я, устойчивая, развернутая Я-концепция, определяется иерархия ценностей. Данный возраст рассматривается как один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личностных периодов.

На сегодняшний день отсутствует единый подход к возрастной периодизации, выделению фаз развития взрослого человека. По международной классификации завершение юности и начало взрослости начинается для женщин с 20 лет, а для мужчин - с 21 года. По современной периодизации возрастного развития студенческий период захватывает конец юности и начало молодости (от 18 до 23-25 лет).

Согласно психолого-педагогическим исследованиям И. С. Кона, А. А. Реана, Е. И. Степановой, В. А. Сластени-на и других ученых, студенты отличаются относительно высокой самостоятельностью мышления, тягой к актив-

ной познавательной творческой деятельности, доминированию ее в общем объеме учебной деятельности.

Студенчество - это центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов, это пора структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего профессионала.

Интеллектуальное развитие в рассматриваемый возрастной период происходит в тесной связи с формированием личности. При этом, как считает А. А. Ре-ан, на характер интеллектуального развития влияют не только особенности личности, но и закономерности развития интеллектуальной сферы, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции [3].

Интеллектуальные особенности студентов рассматриваются в работах Б. Г. Ананьева, С. Д. Смирнова, X. Рем-шмидта. Некоторые исследования позволили сделать вывод, что в студенческом возрасте мышление становится абстрактным (И. С. Кон, В. И. Слободчиков, И. А. Исаева), оперативная память, избирательность и концентрация внимания достигают своего пика (Б. Г. Ананьев, С. Д. Смирнов, Е. И. Степанова).

В эмоциональной сфере в студенческом возрасте наблюдаются следующие тенденции: потребности как сфера необходимости проявляются в самоориентации; эмоции как сфера желаний - в самовыражении; темперамент, или сфера возможностей, - в самореализации; сознание как сфера долженствования - в самосознании; характер как сфера действительного - в самооценке.

Исследуемые нами студенты обучаются на гуманитарном факультете Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ). Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта. Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление.

Если подойти к студенту как к личности, то, по мнению Б. Г. Ананьева, возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. К 21 году жизни происходит завершение формирования основных векторов развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных и самосознания (Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, Ф. Райс).

Особый интерес представляют проблемы формирования ценностных ориентаций, самосознания и черт личности студентов.

Юношеский возраст является сенситивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловила появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и т. д.

Для этого возраста помимо традиционных ценностей социума особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентаций важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами, мнениями.

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. У них развивается интенсивная рефлексия цен-

ностей и смысла жизни, происходят перемены в представлениях о себе и окружающем мире. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Многие молодые люди стремятся к индивидуальности, считая ее главной ценностью в жизни. Ценностные ориентации в юношеском возрасте, как утверждают Л. Н. Павлова и В. В. Игнатова, «направлены на самообразовательную деятельность и заключаются в следующем: в приобщении к мировой культуре, расширению кругозора, восприятии себя в качестве субъекта познавательной и творческой самообразовательной деятельности» [2].

По единодушному мнению многих исследователей, система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека.

При изучении проблемы самосознания студентов мы рассматриваем исследования, посвященные анализу самосознания в юношеском возрасте (И. С. Кон, И. И. Чесноко-ва, Б. Г. Ананьев, Ф. Райс, X. Ремшмидт, Б. Ливехуд и др.)

Процесс становление самосознания и устойчивого образа «Я» был проанализирован в работах И. С. Кона. Сравнительно-возрастные исследования, как правило, констатируют прерывность, кризисность развития самосознания. По утверждению И. С. Кона, «пик» трудностей приходится на раннюю юность. В этом возрасте усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», общее самоуважение и существенно меняется самооценка некоторых качеств [1].

В то же время, рост самонаблюдения может приводить к тому, что в самосознании наряду с «Я действующим» начнет отчетливо проявляться позиция «Я наблюдающего». Это, несомненно, приведет к возникновению аутокоммуникации и, следовательно, к росту самоанализа и самоосмысления. Таким образом, именно в период ранней юности начинает развиваться рефлексивное самосознание. Становление самосознания в юношеском возрасте происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности;

2) осознание необратимости времени, происходит осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана (важного элемента самосознания);

3) формирование целостного представления о себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, который отличается сложностью становления личностных черт. Данный процесс был проанализирован в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др.

Некоторые ученые выделяют такие черты личности студента, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Анализируя закономерности возрастного развития, Е. Ф. Рыбалко и Л. А. Головей считают, что в этот период происходит переориентация с внешних оценок на оценки самого себя, усложняется их содержание, включаются нравственные проявления, отношение к окружающим, происходит своеобразный перенос различных свойств личности на себя [4].

Ориентируясь на вышесказанное, мы можем выделить проблему исследования, заключающуюся, во-первых, в изучении особенностей связи ценностных ориентаций и свойств личности, включающих самосознание и черты личности будущих специалистов по связям с общественностью, и, во-вторых, в исследовании динамики этих взаимосвязей на всем протяжении обучения студентов в вузе (с 1по 5 курс включительно).

Исследование было проведено на базе гуманитарного факультета СибГАУ. В эмпирическом исследовании принимали участие студенты 1, 2, 3, 4и 5 курсов, обучающиеся по одной специальности. Общее количество испытуемых составило 147 человек.

В процессе исследования были использованы следующие методы: сбор эмпирической информации для исследования особенностей самосознания проективный метод (тест 20 утверждений на самоотношение «Кто я такой» М. Кун, Т. Мак-Партланд), тестирование с использованием личностного опросника Кеттела (16 PF) для исследования черт личности, методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича, исследующей индивидуальную иерархию ценностных ориентаций.

Обработка полученных данных по всем методикам проводилась в два этапа. Первичная обработка бланков ответов была выполнена вручную. 3атем сырые баллы по каждому параметру были занесены в таблицы, составленные соответственно для групп студентов - будущих специалистов по связям с общественностью - 1, 2, 3, 4 и 5 курсов. Последующая статистическая обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы STATGRAPHICS V.3.1 с применением корреляционного анализа Спирмана по нескольким выборкам, оценка достоверности различий между выборками была выявлена с использованием критерия U Манна-Уитни.

Однако корреляционный анализ может описать только связи интересующих нас объектов, но не дает возможности сделать определенный вывод о «топографии» сознания. Для этого мы использовали метод кластерного анализа. Термин «кластерный анализ» впервые ввел Tryon в 1939 г. Он включает в себя набор различных алгоритмов «распределения объектов по классам». В переводе с английского «cluster» - это «кисть, гроздь, группа

людей». Кластерный анализ определяет наиболее значимое решение. Назначение древовидной кластеризации состоит в объединении объектов в достаточно большие кластеры, используя некоторую меру сходства или расстояния между объектами. Типичным результатом такой кластеризации является иерархическое дерево.

Задачей нашего исследования является проследить, как доминирующие ценности располагаются по кластерам. Следует заметить, что доминирующие ценности могут находиться рядом с другими, не смотря на их низкое ранговое место, и реально участвовать в регуляции поведения.

В сознании людей можно выделить некоторые взаимосвязанные образы (взаимосвязи достаточно прочные), между терминальными и инструментальными ценностями, самоотношением и чертами личности. В некоторых группах ценности взаимосвязаны и соотнесены с личностными чертами, в некоторых с самоотношением. Кластеры - это не общее поле, это точки в пространстве, ассоциированные комбинации (комплексы), которые позволяют понять внутреннее пространство личности.

Для нашего исследования особый интерес представляют студенты третьего и четвертого курсов, так как это одни и те же студенты.

Для студентов третьего курса выделяется девять кластеров (рис. 1). Однако нас интересуют только те кластеры, в которых находятся актуальные для студентов терминальные и инструментальные ценности.

Второй кластер представлен показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, личностного опросника Кеттела (16 PF) и проективного метода для исследования особенностей самосознания (тест 20 утверждений на самоотношение «Кто я такой» М. Кун, Т. Мак-Партланд).

Наполняемость данного кластера: инструментальная ценность «ответственность», фактор Ь «доверчивость -подозрительность», инструментальная ценность «исполнительность», терминальная ценность «счастливая семейная жизнь», инструментальная ценность «образованность», самоотношение «количество положительных самохарактеристик».

Данной группе студентов свойственны подозрительность, большое самомнение, их интересы обращены на самих себя, у них преобладает положительное отношение к себе, что говорит о некритичном самопознании. В то же время данные студенты считают, что исполнительность, ответственность и образованность являются предпочтительными в любых ситуациях.

Третий кластер представлен показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, личностного опросника Кеттела (16 PF) и проективного метода для исследования особенностей самосознания (тест 20 утверждений на самоотношение «Кто я такой» М. Кун, Т. Мак-Партланд).

Наполняемость данного кластера: терминальная ценность «наличие хороших и верных друзей», терминальная ценность «материально обеспеченная жизнь», факторы Е «подчиненность - доминантность», Н «робость -смелость», терминальная ценность «интересная работа», инструментальная ценность «самоконтроль», терминальная ценность «развлечение», самоотношение «присое-

диняющие/дифференцирующие утверждения», инструментальная ценность «аккуратность».

Данные студенты склонны быть независимыми, самоуверенными в суждениях и поведении, им свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Они стремятся получить хорошую работу, чтобы иметь материально обеспеченную жизнь, но для этого необходимы сдержанность, самодисциплина и аккуратность. Студенты третьего курса все еще стремятся к присоединению, поэтому для них актуальна ценность «наличие хороших и верных друзей», а с друзьями можно приятно провести время.

Шестой кластер представлен показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и личностного опросника Кеттела (16 РБ).

Наполняемость данного кластера: инструментальная ценность «жизнерадостность», инструментальная ценность «воспитанность», фактор О «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения», терминальная ценность «жизненная мудрость», терминальная ценность «свобода», терминальная ценность «развитие», инструментальная ценность «терпимость».

Данной группе студентов свойственны осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, они стремятся к самостоятельности, независимости в суждениях и поступках, им необходимы жизненная мудрость, работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование, воспитанность, жизнерадостность, терпимость.

Седьмой кластер представлен показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и личностного опросника Кеттела (16 РБ).

Наполняемость данного кластера: терминальная ценность «любовь», фактор М «практичность - развитое воображение», инструментальная ценность «эффективность в делах», терминальная ценность «продуктивная жизнь», инструментальная ценность «рационализм».

Данным студентам свойственны развитое воображение, ориентирование на свой внутренний мир, они романтичны, так как терминальная ценность «любовь» занимает высокое место в иерархии терминальных ценностей. В то же время для них представляют интерес продуктивность в работе, максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей, сдержанность и самодисциплина.

Девятый кластер представлен показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и личностного опросника Кеттела (16 РБ).

Ж ми т.|\ ми-ю сосела. шклмлока мирмки

Наполняемость данного кластера: инструментальная ценность «твердая воля», инструментальная ценность «независимость», терминальная ценность «здоровье», терминальная ценность «уверенность в себе», фактор О «уверенность в себе - тревожность», фактор Q1 «консерватизм -радикализм», инструментальная ценность «чуткость».

Данной группе студентов свойственны безмятежность, уверенность в себе, умение настоять на своем, твердая воля, они склонны к экспериментированию, спокойно воспринимают новые неустоявшиеся взгляды и перемены. Студенты стремятся к независимости. Они заботятся о своем здоровье, им свойственна чуткость.

Для студентов четвертого курса выделяется десять кластеров (рис. 2).

Первый кластер представлен показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, личностного опросника Кеттела (16 РБ) и проективного метода для исследования особенностей самосознания (тест 20 утверждений на самоотношение «Кто я такой» М. Кун, Т. Мак-Партланд).

Наполняемость данного кластера: инструментальная ценность «жизнерадостность», фактор МВ «адекватность самооценки», терминальная ценность «материально обеспеченная жизнь», фактор С «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», самоотношение «количество положительных самохарактеристик», инструментальная ценность «непримиримость к недостаткам в себе и других», фактор О «уверенность в себе - тревожность», терминальная ценность «общественное признание», инструментальная ценность «исполнительность».

Данной группе студентов свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя. Они считают, что условием полноценной жизни является материальное благополучие. При этом терминальная ценность «материально обеспеченная жизнь» является актуальной. Однако студентам свойственна низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, непримиримость к недостаткам в себе и других. Преобладает положительное отношение к себе. Они стремятся к общественному признанию и считают, что для этого необходимо быть дисциплинированными.

Третий кластер представлен показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, личностного опросника Кеттела (16 РБ) и проективного метода для исследования особенностей самосознания (тест 20 утверждений на самоотношение «Кто я такой» М. Кун, Т. Мак-Партланд).

Наполняемость данного кластера: инструментальная ценность «честность», фактор Q1 «консерватизм - ради-

Метод будущего соседа, эвклидова метрика

Рис. 1. Кластеризация признаков в пространстве студентов 3 курса

Рис. 2. Кластеризация признаков в пространстве студентов 4 курса

кализм», терминальная ценность «продуктивная жизнь», самоотношение «количество самоопределений».

Данная группа студентов склонна к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, они стараются максимально полно использовать свои возможности, силы и способности. Они считают, что правдивость и искренность помогут в достижении целей. У студентов развитое самосознание.

Четвертый кластер представлен показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Наполняемость данного кластера: терминальная ценность «активная деятельная жизнь», терминальная ценность «интересная работа», терминальная ценность «творчество», инструментальная ценность «самоконтроль».

Это говорит о том, что студенты стремятся к полной и эмоциональной насыщенной жизни, возможности творческой деятельности и хорошей работе, а одним из средств к достижению данной цели, возможно, является сдержанность и самодисциплина.

Пятый кластер представлен показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, личностного опросника Кеттела (16 РБ) и проективного метода для исследования особенностей самосознания (тест 20 утверждений на самоотношение «Кто я такой» М. Кун, Т. Мак-Партланд).

Наполняемость данного кластера: терминальная ценность «здоровье», терминальная ценность «любовь», инструментальная ценность «ответственность», фактор Е «подчиненность - доминантность», инструментальная ценность «воспитанность», самоотношение «присоединяющие/дифференцирующие утверждения», фактор Р «сдержанность - экспрессивность», самоотношение «количество отрицательных самохарактеристик».

Данная группа студентов стремится к дифференциации, при этом у них доминирует отрицательное отношение к себе, они склонны быть энергичными, для них значимы социальные контакты. Терминальные ценности «любовь» и «здоровье» и инструментальная ценность «ответственность» находятся в одном кластере. Возможно, для того, чтобы стать здоровым и любимым необходимо быть ответственным и воспитанным.

Шестой кластер представлен показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Наполняемость данного кластера: терминальная ценность «уверенность в себе», терминальная ценность «жизненная мудрость», инструментальная ценность «аккуратность», инструментальная ценность «высокие запросы», инструментальная ценность «смелость в отстаивании своего мнения».

Актуальная терминальная ценность «уверенность в себе» находится в одном кластере с неактуальными терминальными и инструментальными ценностями. Возможно, это объясняется тем, что для достижения уверенности в себе и жизненной мудрости необходимо научиться отстаивать свое мнение, иметь высокие требования к жизни, иметь порядок в делах.

Седьмой кластер представлен показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и личностного опросника Кеттела (16 РБ).

Наполняемость данного кластера: инструментальная ценность «образованность», фактор А «замкнутость -

общительность», терминальная ценность «счастливая семейная жизнь», фактор М «практичность - развитое воображение», инструментальная ценность «независимость», фактор О «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения».

Это говорит о том, что данной группе студентов свойственно развитое воображение, ориентированность на свой внутренний мир, они стремятся к счастливой семейной жизни. Однако, для них также важна независимость, возможно, в профессиональном плане, которую можно получить, имея хорошее образование.

Восьмой кластер представляют методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и личностного опросника Кеттела (16 РБ).

Наполняемость данного кластера: терминальная ценность «развитие», фактор Н «робость - смелость», фактор Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль», Q2 «конформизм - нонконформизм», I «жесткость - чувствительность», терминальная ценность «познание», терминальная ценность «красота природы и искусства», терминальная ценность «счастье других».

Данной группе студентов свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, при этом им свойственно принимать собственные решения, следовать по выбранному пути. Однако у данной группы студентов может наблюдаться недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, зависимость, стремление к покровительству. Они стремятся к физическому и духовному совершенствованию, расширению своего образования, кругозора, при этом интерес для них представляет красота природы, искусство и счастье других.

Девятый кластер представлен показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и личностного опросника Кеттела (16 РБ).

Наполняемость данного кластера: инструментальная ценность «широта взглядов», фактор В «интеллект», инструментальная ценность «терпимость», терминальная ценность «свобода», инструментальная ценность «эффективность в делах».

Студентам данной группы свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления. Они стремятся к самостоятельности, независимости в суждениях и поступках, возможно, этого можно достичь, умея понять чужую точку зрения, продуктивностью в работе, терпимостью к взглядам и мнениям других.

Как было сказано выше, при анализе результатов нас интересовали только те кластеры, в которых находились актуальные для студентов терминальные и инструментальные ценности. Сравнивая полученные результаты для студентов 3 и 4 курсов, мы обнаружили, что такие актуальные терминальные ценности, как «любовь» и «здоровье», и инструментальная ценность «ответственность», на 3 курсе находятся в разных кластерах, а на 4 курсе они оказались в одном кластере.

Так, на третьем курсе терминальная ценность «любовь» находится в седьмом кластере вместе с фактором М «практичность - развитое воображение», инструментальной ценностью «эффективность в делах», терминаль-

ной ценностью «продуктивная жизнь», инструментальной ценностью «рационализм».

Терминальная ценность «здоровье» находится в девятом кластере вместе с инструментальной ценностью «твердая воля», инструментальной ценностью «независимость», терминальной ценностью «уверенность в себе», фактором О «уверенность в себе - тревожность, фактором 01 «консерватизм - радикализм», инструментальной ценностью «чуткость».

Инструментальная ценность «ответственность» находится во втором кластере с фактором Ь «доверчивость -подозрительность», инструментальной ценностью «исполнительность», терминальной ценностью «счастливая семейная жизнь», инструментальной ценностью «образованность», самоотношением «количество положительных самохарактеристик».

В то время как на четвертом курсе терминальные ценности «любовь», «здоровье» и инструментальная ценность «ответственность» находятся в одном кластере (9 кластер) вместе с фактором Е «подчиненность - доминантность», инструментальной ценностью «воспитанность», самоотношением «присоединяющие/дифференцирующие утверждения», фактором Г «сдержанность - экспрессивность», самоотношением «количество отрицательных самохарактеристик».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из данного исследования, мы можем сделать вывод, что наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в дости-

жении целей, верность определенным принципам и идеалам и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека. Неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, конформизм, безликость человека. Если на третьем курсе у студентов еще нет единой системы ценностных ориентаций, ценности возникают случайно, то на четвертом курсе у этих же студентов выбор идет более осознанно, в связи с этим наблюдаются внутренние взаимосвязи ценностных ориентаций и свойств личности.

Библиографический список

1. Кон, И. С. Социальный статус юношества / И. С. Кон // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М. : Издательский центр «Академия», 2000. С. 529-532.

2. Павлова, Л. Н. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъективной активности студентов: монография / Л. Н. Павлова, В. В. Игнатова ; Сиб. гос. технич. ун-т. Красноярск, 2002. С. 42.

3. Психология человека от рождения до смерти. СПб. : прйм; ЕВРОЗНАК, 2002. С. 411.

4. Рыбалко, Е. Ф. Возрастные периоды развития человека / Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Головей // Психология: учебник/ под ред. А. А. Крылова. М. : ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2000. 584 с.

S. G. Efa

VALUE ORIENTATIONS CHANGES AS A RESULT OF A POSITION CHANGE OF AVAILABLE VALUES IN THE SYSTEM OF PERSONAL PROPERTIES (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS AS THE FUTURE PUBLIC RELATIONS SPECIALISTS)

Emergence of such occupation as Public Relations was due to social change in our country and it aroused interest in analysis the qualities which will allow students to succeed professionally in their future. But personal qualities which will be importantfor them haven’t been studied yet. So we think that it will be rational to study students’ value orientations, self-consciousness and personal traits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.