УДК 159.9.016.1
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2017
Василевская Елена Александровна, кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького 65/67, e-mail: vasilevskayae@yandex.ru) Аминов Руслан Артурович, аспирант Московский городской педагогический университет (443034, Россия, Уфа, ул. Зорге, 75, e-mail: aminoffruslan@mail.ru)
Аннотация. В статье обращается внимание на малоизученный аспект мотивационно-ценностного компонента, излагаются результаты исследования, следующие индивидуально-психологические особенности у подростков: сочетание и устойчивость различных личностных черт и качеств, обусловленное и определяемое системой индивидуальных психических свойств личности, ее направленностью, индивидуальностью, характером взаимоотношений, где в качестве важнейших механизмов выступают саморегуляция и самореализация личности подростка в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью. А также наличие особенностей в мотивации достижения у подростков-спортсменов и ее связи с волевыми и другими свойствами личности. Доказано, что мотивами поведения у подростков чаще всего становятся интересы: непосредственные и опосредованные. Непосредственный интерес -это интерес к самому предмету деятельности. Опосредованный интерес вызывается необходимостью выполнения определенных действий, необходимых для удовлетворения непосредственного интереса. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует решению имеющей важное значение психолого-педагогической задачи - задачи формирования позитивного отношения учащихся к физкультурно-спортивной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в его направленности на совершенствование деятельности тренера в аспекте формирования позитивного отношения учащихся к физкультурно-спортивной деятельности; в определении методов, с помощью которых изучается мотивация учащихся на физкультурно-спортивную деятельность.
Ключевые слова: мотивация, ценностные ориентации, достижение успеха, самоценность, самоотношение, физ-культурно-спортивная деятельность.
STUDY OF THE MOTIVATION-VALUE COMPONENT OF POSITIVE ATTITUDE AT STUDENTS TO PHYSICAL AND SPORT ACTIVITY
© 2017
Vasilevskaya Elena Aleksandrovna, candidate of psychological sciences, associate Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology Samara State Social and Pedagogical University (443099, Russia, Samara, Maxim Gorky Street 65/67, e-mail: vasilevskayae@yandex.ru) Aminov Ruslan Arturovich, post-graduate student Moscow City Pedagogical University (443034, Russia, Ufa, Zorge St., 75, e-mail: aminoffruslan@mail.ru)
Abstract. This article draws attention to poorly studied aspects of motivational axiological component of organization positive attitude toward physical culture and sports among students. It touches upon the problem of teenagers' individual psychological features such as balance and stability of various personality traits and qualities, caused and determined by the system of individual psychological properties of identity, a personality direction, individuality, the nature of the relationship, where the most important characteristics are self-regulation and self-realization of teenager's personality during physical education classes. Special attention is given to motivation toward achievements among teenager-athletes. The results of research are also stated. It is proved that the motivation of their behavior is most often extended to interests - direct and indirect. A direct interest is an interest in the very subject of activity. Indirect interest is caused by the needs to perform certain actions required to meet the immediate interest. Theoretical significance of the research lies in the fact that it contributes to the solution of the important psychological and pedagogical task - the task of forming a positive attitude of students to physical culture and sports activities. The practical importance of the research lies in its focus on improving the activities of the coach in the aspect of forming a positive attitude among students to physical culture and sports activities; in determining the methods by which the students' motivation to physical culture and sports activities is studied.
Keywords: motivation, value orientations, achievement, self-appreciation, self-attitude, to physical culture and sports activities.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одной из главных проблем теории и практики физической культуры является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций. Ее решение обеспечивается конкретизацией основных принципов, положенных в основу концепции формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у учащихся подросткового возраста.
Подростковый возраст отмечается формированием и функционированием ценностных ориентаций, имеющих ряд особенностей. Так, детерминация регуляции поведения у подростка обусловлена двумя аспектами: внешним - со стороны мира, природных факторов, культуры, общества; внутренним - со стороны самого подростка, его ценностей и смыслов, мотивов и предпочтений [7, с.144-150].
Любое внутреннее отношение есть отношения между
потенциальным и актуальным. Мотивационные отношения заключаются в активном выборе способов действия, поступков, выборе предметов и людей. В этих отношениях наиболее отчетливо проявляются предпочтения и пристрастия. В результате чего происходит упорядочение внутреннего мира подростка. Такое упорядочивание ведет к выстраиванию иерархий мотивов, потребностей и ценностей. Поскольку внутренние отношения выражают динамику субъективной жизни человека, они могут принимать разные формы, такие как: конфликт, подъем, гармония, цельность, разбитость, меланхолия, мотивированность [15, с. 67].
Известно, что период подросткового возраста обусловлен интенсивным развитием всей личностной структуры, в частности, ее мотивационно-потребностной сферы. Однако анализ научных работ, направленных на изучение мотивации подростков к занятиям физкультур-но-спортивной деятельности, указывает на недостаточ-
ную разработанность и представленность проблемы.
Одной из самых распространенных форм включения детей в спортивную деятельность являются детско-юношеские спортивные школы - ДЮСШ, где на первое место выходит мотивация достижения успеха.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Мотив - это одно из ключевых свойств человека, определяющее толчок, побуждение его к совершению той или иной деятельности. Здесь можно задать вопрос, откуда и где возникает это побуждение как источник осуществления того или иного действия, то есть мотив. На этот вопрос можно ответить с позиции подсознания: когда человек сталкивается с теми или иными внешними обстоятельствами (а в данном случае с заданиями, которые он перед собой ставит и ему необходимо выполнить), в его подсознании возникает информация об этой необходимости реализации выполнения данных обстоятельств, заданий, что автоматически становится сознательным и подсознательным побуждением к данной деятельности.
Также мотив рассматривается с позиции более углубленных, научных сведений. Например, согласно теории деятельности А.Н.Леонтьева, мотивы деятельности включают в себя потребности, установки, интересы, привычки, побуждения, желания, склонности, влече-ния[8].
Конкретно в данном случае мы рассматриваем мотив с точки зрения элемента мотивации, той движущей силы, которая формирует побуждение к реализации выполнения именно физических, спортивных заданий.
В настоящее время значительно возрос исследовательский интерес к изучению проблемы формирования мотивации к физкультурно-спортивным занятиям. Так, Н.А. Симон обосновывает методику формирования мотивации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся младших классов путем формирования у них ценностей здорового образа жизни, активизации положительных эмоций на занятии, формирования четкого представления о целях занятий физическими упражнениями[11].
Н.А. Соснина определяет формирование мотиваци-онной сферы как фактор, способствующий повышению эффективности юных спортсменов[12]. Автор научно обосновывает методику формирования мотивационной сферы, включив в нее методы опосредованного воздействия и коррекции. В этом процессе главенствующую роль играет как их собственноличный мотив, так и мотив со стороны тренера, который и способствует в его формировании с помощью личностных качеств, направленных на это. Согласно данной методике значимость личностных качеств тренера выделяется как фактор, существенно влияющий на уровень мотивации к занятиям. В комплекс занятий включены совместный анализ проделанной работы, развитие инициативы юного спортсмена, подбор спарринг-партнеров, коррекция стиля руководства, обучение методам самооценки и самоанализа.
Методика развития спортивной мотивации В.Б. Антипина построена на удовлетворении актуальных потребностей спортсмена.
Т.Д. Тришкина использует дифференцированный подход, при помощи которого обосновывается формирование активного отношения к физической культуре школьников старших классов путем внедрения технологии и психолого-педагогических средств воздействия с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их предпочтений и интересов[13].
Следовательно, влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов. Исследователями выявлены наиболее важные мотивационные факторы, такие как потребность, связанная с результатом деятельности; наличие умений и навыков, необходимых для
успешного ее выполнения; эмоционально-чувственная оценка результата деятельности (Кузьмина Н.Н.).
Зизиковой С.И. разработана модель формирования у учащихся позитивного отношения к занятиям физической культурой, а также обоснована организация проектной деятельности школьников с целью формировать у учащихся среднего школьного возраста позитивное отношение к занятиям физической культурой в зависимости от социально-психологического типа их личности [5, 79]. Ею выделены структурные компоненты формирования мотивации занятиями физической культурой и спортом: когнитивный, эмоциональный мотивационно-поведенческий и обоснована их совокупность.
Содержание когнитивного компонента раскрывает наличие знания у себя спортивных способностей и интересов в сфере физической культуры. Содержание моти-вационно-поведенческого компонента включают ценности физической культуры. Содержание эмоционального компонента составляют переживания и чувства, а также эмоции, связанные с занятиями физической культурой [5, с.117-119].
И в этой связи эмоционально-ценностное отношение к себе у подростков может выступать, с одной стороны, как независимые процессы, с другой стороны, в виде интерпретации в единую деятельность самооценивания [9, с.16]. Следовательно, в данном исследовании для нас становится интересным изучение содержание мотивационно-ценностного компонента формирования позитивного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.
Формирование целей статьи (постановка задания). Эмпирическое исследование проводилось на базе «Теннисного клуба № 1» г. Уфа. В качестве испытуемых выступили учащиеся Теннисного клуба в возраст. Выборка составила 25 человек. Все спортсмены занимаются в группе ВСМ (высшее спортивное мастерство) и СС (спортивное совершенствование).
Цель исследования - изучение особенностей мотива-ционно-ценностного компонента личности подростка, занимающихся спортом.
Для достижения поставленной цели нами был выбран комплекс взаимодополняющих методов исследования: методика диагностики личности на мотивацию успеха Т. Элерса; методика «ГОЛ»; «Ценностные ориентации» М. Рокича; тест самооценки личности Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Результаты диагностики мотивации достижения успеха Т. Элерса позволили выявить следующие показатели. На рисунке 1 представлены результаты диагностики мотивации достижения успеха.
J0%
57,Ж
□ средини уровень
□ LLICCKHII VpÜBehb
G ниэи1й)р(1ве«>
Рисунок 1 - Результаты диагностики мотивации достижения успеха
Большинство испытуемых - 57,5% имеют средний уровень мотивации к достижению успеха; у 40% испытуемых выявлен высокий уровень мотивации к достижению успеха и у 2,5% - низкий.
Необходимо отметить, что не менее важным для нас было выявить показатели групповой оценки личности. С этой целью мы использовали методику «ГОЛ». В ходе проведения методики «ГОЛ» была выявлена группа испытуемых, получившая наибольшее количество выборов при оценке выраженности мотива достижения. В эту
группу вошли всего 27, 5% из числа всех испытуемых. Большинство испытуемых - 45% - получили среднее количество выборов. 27,5% испытуемых получили небольшое количество выборов (1, 2 выбора) или не получили выборов вовсе. На рисунке 2 представлены результаты группой оценки личности.
27,5%
27,5%
D Ht-tBK/e поиазатели о среднге гсказате™ □ высокие пскаэатегч
Рисунок 2- Результаты групповой оценки личности
Итак, в группу, члены которой получили наибольшее количество выборов вошли испытуемые, которые при самооценке своей личности определили наличие у себя как высокого, так и среднего мотива достижения.
Также в ходе исследования выделилась группа испытуемых, субъективно оценивших себя высоко на наличие мотива достижения, но получивших мало выборов у окружающих или не получивших их вовсе.
Затем мы сравнили результаты, полученные с помощью методики Т. Элерса и групповой оценки личности.
На основе данных, полученных по методикам Т. Элерса и «ГОЛ», мы выделили группу с выраженным мотивом достижения успеха. В эту группу были включены испытуемые, набравшие большое количество выборов по «ГОЛ» и высоким мотивом достижения, а также, получившие большое количество выборов, но имеющие среднюю выраженность мотива достижения.
Рассмотрим результаты диагностики уровня самооценки подростков Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн. В таблице 2 представлены результаты диагностики уровня самооценки подростков.
Таблица 1- Результаты диагностики уровня самооценки подростков
Уровень Количество испытуемых
Наиболее благоприятный (высокий) 63, 6%
Продуктивный (средний) 27, 3
Непродуктивный (низкий) 9, 1
Наибольшее количество подростков имеют наиболее благоприятный уровень самооценки, указывающий на продуктивный вариант отношения к себе и своим возможностям. Подростки, результаты которых указывают на продуктивный вариант самооценки и уровня притязаний, характеризуются высоким уровнем целеполагания и достижение целей.
Подростки с непродуктивным или неблагоприятным вариантом самооценки отличаются нечувствительностью к своим ошибкам, что формирует у них внутренние препятствия по достижению целей и конструктивному развитию.
Результаты изучения ценностных ориентаций («Ценностные ориентации» М. Рокича) указывают на следующие результаты. Подростки на первое место ставят такую терминальную ценность как «материально обеспеченная жизнь» (26%). Это говорит о том, что подростки стремятся жить без материальных затруднений и желают быть независимыми от своих родителей. Стремятся к тому, чтобы взрослые приняли их взрослость. На второе место подростки ставят ценность «активная деятельная жизнь» (16%). Это связано с особенностями подросткового периода: в этом возрасте интересы подростков связаны с путешествиями, различными туристическими походами, им важна насыщенная жизнь. На третье место подростки ставят ценность «общественное признание» (15%). Это свидетельствует о том, что подросткам важно, чтобы окружающие оценивали положительно их личностные качества, способности. Они стремятся разными способами получить признание у
взрослых... Из инструментальных ценностей подростки на первое место ставят ценность «независимость» (18%). Это говорит о том, что подростки стремятся действовать самостоятельно и решительно, без контроля со стороны взрослых. В подростковом возрасте возникает желание быть взрослыми и действовать как взрослые, поэтому они стремятся автономизироваться от опеки со стороны родителей. На второе место подростки ставят ценность «рационализм» (15%). Для подросткового возраста характерно проявление взрослости, поэтому подростки стараются здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения. Третье место подростки отводят ценности «высокие запросы» (11%). Это связано с тем, что для подростков характерен подростковый максимализм. Формирование ценностных ориента-ций у подростков предполагает актуализацию процесса самопознания, выработку стремления к самореализации.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Изучение эмоционально-ценностного компонента позволяет раскрыть самоотношение личности подростка путем выделения его психологических характеристик, а также выраженности отдельных компонентов: уверенности, саморуководства, самоценности. В контексте представлений личности о смысле «Я», самоотношение понимается как выраженность смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я».
Развитие мотивации достижения у подростков-спортсменов, обучающихся в детско-юношеских спортивных школах, необходимо рассматривать как одну из самых главных задач учебно-воспитательной, тренерской и педагогической работы; ее успешное решение позволяет развивать спортивные способности школьников и формировать их личность. Полученные результаты позволили выявить следующие индивидуально-психологические особенности у подростков: сочетание и устойчивость различных личностных черт и качеств, обусловленное и определяемое системой индивидуальных психических свойств личности, ее направленностью, индивидуальностью, характером взаимоотношений, где в качестве важнейших механизмов выступает саморегуляции и самореализации личности подростка в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью.
А также наличие особенностей в мотивации достижения у подростков-спортсменов и ее связи с волевыми и другими свойствами личности. В то же время оно поставило ряд новых вопросов, определяющих перспективы дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме. К их числу следует отнести изучение условий, способствующих «генерализованности» - переносу -компонентов мотивации достижения, сформированных в спортивной деятельности, на другие виды деятельности; о взаимосвязи учебной (школьной) мотивации и спортивной. Все эти вопросы могут стать предметом новых исследований и научных изысканий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология. / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова - Рост. На Дон. Феникс. -2000. 248 с.
2. Афанасенко Е.А. Формирование мотивационно ценностного отношения к физической культуре у студентов специальной медицинской группы: автореф. дисс. канд. пед. наук / Е.А. Афанасенко.- Москва, 200б. 25с.
3. Виру А.А. Аэробные упражнения. / А.А. Виру, Т.А. Смирнова - М.: ФиС. - 1988. 196 с.
4. Гельфман С.Н. Психолого - педагогические условия развития понятийного мышления / С.Н. Гельфман, Э.Г. Цымбал -Томск. -2003. 239с.
5. Зизикова С.И. Формирование позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой: дисс.к .п.н./ С.И. Зизикова.- Самара, 2007. 166 с.
6. Иващенко Л. Я. Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л. Я. Иващенко, А. Л., Благий,
Ю. А. Усачев. -К.: Наук. Свет. -2008. 198с.
7. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся.- М., 2012. С. 144.
8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев - М. - 1971. 196 с.
9. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студ. - 2-у изд., стер.- М.: «Академия», 2004. 256 с.
10. Пономаренко А. А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов // Молодой ученый. /А. А. Пономаренко, В. А. Ченобытов. 2013. №1. С. 356 358.
11. Симон Н. А. Формирование мотивации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности у школьников младших классов: диссертация ... к.п.н: 13.00.04. - Омск, 2000. - 178 с.: ил. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
12. Соколов В. А. Методика тренировки в легкой атлетике / В. А. Соколов. - Мн.: Полымя, 1994. 504 с.
13. Тришкина Т.Д. Дифференцированный подход к формированию активного отношения учащихся старших классов к физической культуре: автореферат диссертации к.п.н: 13.00.04. - Москва, 2009. 21с.
14. Фурман Ю.М. Физиология оздоровительного бега. / Ю. М. Фурман - Киев: Здоровье. - 1994. 208с.
15. Хачатурян Е.Г. Ценностные ориентации и интересы школьников. -М., 2012. С.67.
16. Холодова Г. Б. Оздоровительный бег как средство повышения работоспособности студента // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. №12 (161). С. 83-87.
17. Холодова Г. Б. Субъектная профессиональная позиция будущего педагога // Вестник университета управления /Холодова Г. Б. 2011. №4. С. 106 -108.
Статья поступила в редакцию 02.05.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.