Научная статья на тему 'Социально-трудовые функции российских малых предприятий'

Социально-трудовые функции российских малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лылова О.В.

The author examines the core functions of small enterprises in the market development in modern Russia. Social and labor aspects of small businesses operations are highlighted. The article provides examples of small businesses successfully combining productive and social scopes of activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Labor Functions of Russian Small Businesses

The author examines the core functions of small enterprises in the market development in modern Russia. Social and labor aspects of small businesses operations are highlighted. The article provides examples of small businesses successfully combining productive and social scopes of activities.

Текст научной работы на тему «Социально-трудовые функции российских малых предприятий»

О.В. Лылова

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ РОССИЙСКИХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Составной частью реформы хозяйственного механизма, проводимой в России в начале 1990-х годов, была реформа собственности, результатом проведения которой стало создание многоукладной экономики, формирование частнопредпринимательского сектора, развитие конкурентной среды, насыщение потребительского рынка товарами и услугами. Одной из главных задач реформы было создание нового хозяйственного механизма на базе равноправия всех форм собственности и способов хозяйствования. Особая роль в процессе этих преобразований отводилась развитию малого бизнеса, так как предполагалось, по аналогии со странами с развитой рыночной экономикой, что такие предприятия смогут занимать собственную нишу в экономической жизни страны. В странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес развивает инновационные производства, организует рентабельные работы в тех сферах, которые не представляют финансового интереса для крупного бизнеса, но являются нужными обществу. Малые предприятия, выполняя такие функции, как производство новых инновационных продуктов, поддержание конкурентной среды, противодействуют неоправданному монополизму, создают новые рабочие места, стимулируют развитие предпринимательских способностей населения и тем самым способствуют стабильности и экономическому росту, поддерживают благоприятный социальный климат в обществе. Способность к созданию и распространению инноваций является важнейшей функцией современного малого предпринимательства.

Процессы формирования постиндустриального (индустриально-информационного) общества по своей сути основаны на инновациях, что предопределяет заметную роль малых предприятий в экономическом развитии ведущих стран мира.

Социально-трудовые функции российских малых предприятий

Экономические преобразования, с одной стороны, создавали институциональные условия для развития предприятий разнообразных форм собственности, а с другой - сопровождались социальными издержками.

Итоги десятилетних рыночных реформ, проводимых в нашей стране, показали, что российские малые предприятия (МП), стремительно развивавшиеся в начале 1990-х годов, впоследствии стабилизировали свою численность на уровне 890950 тыс. единиц и, к сожалению, пока так и не смогли занять какого-либо значимого положения в экономике страны. Сформировалась следующая структура хозяйственной деятельности этих предприятий: 46,3% МП образованы в сфере общественной торговли и питания и около 30% в промышленном производстве и строительстве. В этой сфере занято с учетом тех, кто работает по совместительству и по договорам, 7,4 млн человек, или 11,6% экономически активного населения. По международным критериям для такой страны, как Россия, значимая доля предприятий малого бизнеса должна составлять не менее 3-4 млн единиц, а их продукция давать 20-25% ВВП. Кроме того, на территории нашей страны предприятия малого бизнеса распределены крайне неравномерно - более трети их количества приходится на Москву и Санкт-Петербург.

В России, в основном благодаря ранее созданным научным заде лам, работает около 23 тыс. малых компаний научно-технической сферы. Но доля МП-юридических лиц сферы науки и научного обслуживания в общем объеме продукции МП в последнее десятилетие постоянно снижается, приблизившись к 2,5%. Так, за период с 1998 по 2002 г. количество малых предприятий этой сферы сократилось почти наполовину. Сокращение малого научно-технического предпринимательства обусловлено отсутствием эффективных институтов собственности, высокой степенью неопределенности и рисков, отсутствием устойчивого спроса на данную продукцию и невысокой коммерческой отдачей. Кроме того, на протяжении всего периода реформирования российский крупный капитал не проявлял заинтересованности в совместных инновационных проектах с малыми предприятиями. Недостаточная зрелость российской рыночной среды порождает безынновационность малых предприятий.

Еще одной особенностью малого бизнеса в России является сложность в налаживании партнерских отношений между предприятиями. Контакты в основном устанавливаются на основе неформальных личностных отношений, при этом велика доля

О.В. Лылова

предприятий, включенных в теневой бизнес. Уход в тень является широко распространенным способом ухода от налогов и защитой от административного произвола. Прямым следствием значительной включенности российского малого бизнеса в теневую экономику является то, что он (как и МП других стран с развивающимися рынками) в своей деятельности тяготеет к наиболее простым хозяйственным операциям. Живучесть теневой экономики также может быть объяснена существованием нелегального рынка труда, наличие которого вызвано высоким уровнем безработицы, низким уровнем оплаты труда в реальных секторах экономики, дифференциацией доходов населения.

В макроэкономическом контексте теневая экономика противостоит инновационным процессам и препятствует созданию цивилизованных партнерских отношений между самими субъектами малого бизнеса. Помочь преодолеть эти препятствия призваны общественные объединения предпринимателей. Например, в г. Москве с 1992 г. существует и успешно работает некоммерческая организация - Фонд поддержки малого предпринимательства при правительстве г. Москвы, Московское (городское) и территориальные агентства по развитию предпринимательства. Московское агентство по развитию предпринимательства (МАРП) создано в 1994 г. МАРП - первое российское консалтинговое агентство, награжденное «Гран-при» за лучший имидж в коммерции и промышленности за 1996 г.

Деятельность предпринимательских общественных объединений направлена на достижение нескольких целей: 1) лоббирование и защита своих частных и групповых интересов перед государственными и крупными предпринимательскими структурами; 2) получение и распространение деловой, правовой и технологической информации, 3) проведение курсов и тренингов по повышению квалификации работников малого предприятия; 4) содействие в разрешении трудовых конфликтов; 5) выполнение части функций регулирования и контроля предпринимательской деятельности, ранее выполняемых государственными или муниципальными органами власти.

Трансформация всего хозяйственного механизма нашей страны в начале 1990-х годов вызвала новые явления на рынке труда, такие как открытая безработица, множественная занятость, теневая занятость, произошла отмена правовых и административных ограничений, препятствующих мобильности рабочей силы. В первой половине 1990-х годов в результате либерализации и приватизации всей российской экономики

Социально-трудовые функции российских малых предприятий

произошли существенное снижение доли занятых в государственном секторе и в то же время рост в сфере индивидуального и частного предпринимательства. Так, если в 1990 г. в государственном секторе было занято 82,6% экономически активного населения, то в 1998 г. - всего 38%, а в сфере индивидуального и частного предпринимательства - 43%. Формирование рыночной экономики сопровождалось перераспределением занятых из отраслей материального производства, науки и научного обслуживания, сменой отрасли и профессии. Так, за этот же период доля работающих в промышленности сократилась на треть, в науке и научном обслуживании - вдвое, но в сфере торговли и общественного питания наблюдалось существенное увеличение занятых. Противостоять разрастающейся безработице, которая в отдельные периоды достигала 12-14% как раз и помогла занятость в возникающих в тот период МП. Это способствовало снижению социальной напряженности в обществе, поддержанию совокупного спроса и сохранению приемлемого уровня жизни.

При всей важности развития этой сферы в российской действительности трудовые отношения на МП далеки от цивилизованных норм хозяйственной жизни. Так, повседневной практикой является отсутствие трудовых контрактов и социальных гарантий работающих, наличие «серой» зарплаты, нечеткое определение должностных обязанностей, ненормированный рабочий день, несоблюдение норм охраны труда, несанкционированные увольнения и т. п. Кроме того, в отличие от стран с более развитыми институтами рынка, российские МП работают в сфере оптовой и розничной торговли, строительных и бытовых услуг и т. д. Тем не менее существуют важные социальные функции, реализуемые отечественными МП, несмотря на несоблюдение ими норм трудового права. Так, в начальный период проведения рыночных реформ деятельность малого бизнеса носила адаптационный характер, так как значительная доля трудоспособного населения, попадающая под сокращения, особенно из сферы ВПК (военно-промышленного комплекса), самоорганизовывалась и трудоустраивалась на такие предприятия невзирая на то, легальным или нелегальным является этот бизнес. В начале 1990-х годов таким образом проявлялись экономические стратегии населения, пытающегося всеми доступными способами сохранить достойный уровень жизни.

Устойчивость существования малых форм хозяйствования объясняется их большими адаптационными возможностя-

О.В. Лылова

ми, основанными на способности совмещать коммерческие принципы деятельности и традиционный жизненный уклад, использование сетей семейной и дружеской поддержки. Чаще всего персонал предприятия формируется по рекомендации, с использованием неформальных каналов, дружеских отношений, семейных и родственных связей и т. п., обращение в государственные службы занятости практически отсутствует.

Работа на малых предприятиях, или самозанятость, кроме всего, формировала новое, более ответственное отношение к труду, стимулировала трудовую мотивацию, так как величина дохода напрямую зависела от индивидуального трудового вклада работающего. Малое предпринимательство, малый бизнес, несмотря на все несовершенство и полулегальный характер, выполняло роль социального амортизатора.

Факторами, препятствующими работе малых предприятий, являются высокие налоги, недостаток собственных оборотных средств, коррупция, высокая арендная плата и неразвитость структуры сбыта.

Действия властей по поддержке предприятий малого бизнеса зачастую носили бессистемный характер показательных кампаний, при этом существовала проблема недостаточной и ассимет-ричной информации. С середины 1990-х годов за малый бизнес были ответственны Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, которые впоследствии были упразднены, и контроль за развитием данных структур с 2005 г. возложен на департамент госрегулирования МэРТ (Министерства экономического развития и торговли).

Для того чтобы малое предпринимательство с максимальной полнотой выполняло свои позитивные функции, государство и общество должны всячески стимулировать его развитие. Помощь государства и общества малым предприятиям призвана компенсировать их природную слабость по сравнению с крупным бизнесом.

Для дальнейшего развития этой сферы необходима комплексная долгосрочная программа, которая должна включать борьбу с коррупцией и административными барьерами, меры по стимулированию спроса на научно-техническую продукцию, инновации, легализации бизнеса и повышению уровня жизни. При этом программа поддержки должна разбиваться на отдельные подпрограммы, предназначенные для начинающих

Социально-трудовые функции российских малых предприятий

предприятий или предприятий, выпускающих инновационную продукцию.

Особая роль отводится программе борьбы с теневым сектором экономики, где приоритеты отдаются мерам не только правового, но и экономического характера, таким как привлечение теневых предприятий к выполнению государственного муниципального заказа, создание баз данных, отражающих реальное финансовое состояние предприятия, внедрение системы налогообложения на принципах «вмененного дохода» и т. п. В перспективе из федерального бюджета планируется осуществлять поддержку следующих направлений деятельности: формировать институты государственного и муниципального заказа, при этом определить квоты поставок продукции и очередность их оплаты на контрактном и субконтрактном уровнях; поддерживать начинающих предпринимателей, особенно выпускающих инновационный, наукоемкий продукт; формировать внутренний спрос и поддерживать выходы на внешний рынок; создать системы мер контроля и оценки эффективности проводимых программ. Целесообразно разработать учебно-методическую основу подготовки управленческих кадров субъектов малого предпринимательства. Кроме того, необходим федеральный закон об общественных объединениях малого бизнеса, способствующий более жесткой регламентации их деятельности и проведению лоббирования интересов МП.

Для создания благоприятной институциональной макросреды развития российского малого предпринимательства необходимо на федеральном уровне:

привлекать государственные научно-исследовательские организации и университеты к созданию малых предприятий в научно-технической сфере;

разрабатывать меры, стимулирующие приход частного капитала в инновационный сектор и, прежде всего, в сферу финансирования малых инновационных предприятий;

создавать льготное налогообложение для венчурных инвесторов;

устанавливать государственные гарантии возврата возможных потерь;

разработать механизмы и правила выхода инвесторов из малых инновационных предприятий с учетом особенностей венчурного бизнеса и лучшего мирового опыта;

содействовать формированию спроса на результаты отечественных исследований и разработок со стороны промышленности, предпринимательского сектора;

О.В. Лылова

осуществлять стимулирование международного сотрудничества в инновационной сфере;

оказывать поддержку экспорту наукоемкой продукции предприятиями малого и среднего бизнеса.

Перспективным представляется расширение возможностей субъектов РФ и муниципальных образований самостоятельно пополнять свои бюджеты за счет налогов от субъектов малого предпринимательства, что определяет заинтересованность местных и региональных властей в развитии у себя на территории малого бизнеса.

В состав государственных центров занятости, бирж труда необходимо включать отделы, занимающиеся переобучением безработных, предоставлением им консультаций и даже небольших финансовых средств с целью их профессиональной переориентации и направления в сферу малого бизнеса. Для стимулирования научно-технической инновационной деятельности малых предприятий создаются и получают государственное финансирование различные инновационные и вен чурные фонды, создаются технопарки, промышленные парки. В задачи таких парков входят содействие сотрудничеству крупного и малого бизнеса в научно-технической и промышленной сферах.

Дальнейшая трансформация предприятий малого бизнеса должна происходить в соответствии с инновационной направленностью развития экономики нашей страны.

Литература

Виленский А.В. Институты поддержки малого предпринимательства России. М., 2005.

Иоффе А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки

государства // Человек и труд. 2006. № 1. Малое предпринимательство в России: Стат. сб. / Федер. служба гос.

статистики. М., 2005. Малый бизнес Москвы: 1987-2002. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.