Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы применения специальных налоговых режимов'

Проблемы и перспективы применения специальных налоговых режимов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улыбина Лариса Витальевна

The article considers the formation and development of taxation of subjects of small businesses, the problems of applying and prospects of using special tax regimes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF APPLYING OF SPECIAL FAX REGIMES

The article considers the formation and development of taxation of subjects of small businesses, the problems of applying and prospects of using special tax regimes

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы применения специальных налоговых режимов»

ген. директор). На втором этапе - количество баллов по тому или иному кандидату, выявляя с помощью тестов, собеседований или заданий качества руководителя, проставляла служба персонала предприятия.

Данная система, на наш взгляд, поможет свести к минимуму субъективное отношение к тому или иному претенденту и найти объективное решение по поиску менеджеров с набором именно тех качеств, которые необходимы для данного предприятия (руководителя/ собственника).

Все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы, однако есть и такие области, в которых они, мягко говоря, некомпетентны, что является для менеджеров ограничением. Выделяют следующие одиннадцать потенциальных ограничений в деятельности руководителя:

1. Неумение управлять собой.

2. Размытые личные ценности.

3. Неясные личные цели.

4. Заторможенное личное развитие.

5. Неумение решать проблемы (принимать решения).

6. Отсутствие творчества в работе.

7. Неумение влиять на людей.

8. Непонимание специфики управленческого труда.

9. Низкие организаторские способности (неспособность руководить).

10. Неумение обучать.

Для того чтобы избежать этих ограничений и преодолеть их, можно использовать самоменеджмент. Самоменеджмент — это система взаимосвязанных мероприятий по управлению собой: своим рабочим и свободным временем, квалификацией, результатами работы и др. Менеджер, который не реализует в своей практической деятельности хотя бы часть основных направлений само-менеджмента, обречен на неудачу.

S. Nikonorov. THE MODEL OF A MODERN MANAGER AND DETERMINATION OF A MANAGER RATING.

The given work represents the mark-rating system at large. The practical method of any manager rating calculation for the majority of enterprises, practically for all branches of the economy is presented. The original idea makes it possible to apply this rating for fixing the salary of any level manager and also for innovative environment creation in an organization (enterprise) for revealing entrepreneurs in a firm.

НИКОНОРОВ Сергей Михайлович — кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Сфера интересов: стратегия социально-экономического развития регионов (туризм, инновации, инвестиции). Автор более 20 научных статей.

УДК 336.22

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

Л.В. Улыбина

К моменту завершения формирования в 2002 г. системы специальных налоговых режимов для представителей малого бизнеса (с принятием двух глав Налогового кодекса - 262 и 263) на территории РФ было официально зарегистрировано около 850 тыс. предприятий, подпадающих под категорию малого предпринимательства. Кроме того, к этому времени в России работало более 4 млн. индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, в сферу налогообложения малого бизнеса подпадало около 5 млн. налогоплательщиков. В то же время, по оценке Госкомстата России, около 30% пред-

ставителей этого бизнеса занимались предпринимательской деятельностью, не представляя никаких данных о своей деятельности в налоговые и статистические органы, 25-30% представляли «нулевые» балансы и 3-5%, зарегистрировавших свою деятельность, не вставали на учет в налоговых органах.

При этом сфера малого бизнеса не играла к тому времени существенной роли в формировании доходов бюджетов всех уровней. В бюджетную систему Российской Федерации от деятельности указанных предпринимателей поступало менее 1% от общей суммы доходов консолидированного бюджета.

Динамика роста числа малых предприятий в Российской Федерации (тыс. единиц) (на конец года)

1991 1992 1993 1994 1996 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Учет особенностей деятельности малого бизнеса в виде отдельных законов был сформирован в Российской Федерации только спустя несколько лет после создания налоговой системы страны в двух формах. Первая - на упрощенном порядке определения налоговой базы и ведения отчетности; вторая - на оценке потенциального дохода налогоплательщиков и установлении фиксированного размера платежей в бюджет.

Первая форма налогообложения, которая была введена в действие с 1 января 1996 г. с принятием Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», не получила в Российской Федерации достаточного развития: ее применяли к концу 2002 г. всего лишь около 50 тыс. организаций и чуть более 100 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Это было обусловлено в первую очередь тем, что переход на упрощенную систему налогообложения был связан с достаточно жесткими ограничениями для предприятий по численности работающих (до 15 человек) и по совокупному годовому объему валовой выручки (до 10 млн. руб.). Кроме того, у перешедших на упрощенную систему налогообложения организаций осложнялись финансовые отношения с покупателями их продукции, поскольку при реализации продукции через оптовую сеть покупателям-оп-товикам не осуществлялось возмещение «входного» НДС. Поэтому упрощенная система налогообложения нашла применение

в основном в сфере розничной торговли и оказания услуг за наличный расчет.

Вторая форма налогообложения малого бизнеса была введена в Российской Федерации в 1999 г. с принятием Федерального закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». При ее введении преследовалась цель заставить платить налоги и вывести из «теневой» сферы сложно поддающийся учету налично-денежный оборот субъектов малого бизнеса, занимающихся такими видами деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых, автотранспортных услуг и ряд других.

Механизмы, заложенные в указанном Федеральном законе, направленные, в первую очередь, на усложнение процесса уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, впервые затронули налогообложением слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализовывалось в то время от 30 до 80% отражаемых в отчетах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса.

Одновременно с этим введение системы налогообложения по методу вмененного дохода преследовало и другую не менее важную цель - упрощение процедур расчета и сбора налогов. Эта система в решающей степени упрощала для субъектов малого предпринимательства процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также налогового учета.

Таким образом, была реализована акту-

Таблица 1

Количество налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в виде УСН и ЕНВД (по состоянию на 1 января) и поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Количество налогоплательщиков: УСН (тыс.) 197,2 179,7 691,9 830,1 1 059,0 1 341,4

% к предыдущему году 91,1 385,0 120,0 120,0 126,7

ЕНВД (тыс.) 1 811,9 2000,5 1 847,3 1 916,6 1 996,0 2 273,6

% к предыдущему году 110,4 92,3 103,8 104,1 113,9

Всего поступило налоговых и обязательных платежей (без учета влияния увеличения цен на нефть) млрд. рублей 3 608,7 4311,9 5661,6 7792,2

% к предыдущему году 117,5 119,5 131,3 137,6 - -

в т.ч. от УСН млрд. рублей 7,9 17,2 27,2 38,8 56,0 -

% к предыдущему году 217,7 158,1 142,6 144,3 -

от ЕНВД млрд. рублей 25,6 16,4 28,4 42,5 53,0 -

% к предыдущему году 64,1 173,2 149,6 124,7 -

Доля УСН и ЕНВД в общих поступлениях (%) 0,9 0,8 1,0 1,04 - -

альная необходимость существования для малого предпринимательства особой системы налогообложения, которая учитывала бы особенности функционирования этого сектора экономики.

Следует отметить, что указанная система должна строиться (и в большинстве стран фактически строится) исходя из определенных критериев, важнейшие из которых следующие.

Во-первых, действующий для любой налоговой системы принцип определенности налогообложения в налогообложении малого бизнеса должен быть доведен до совершенства. Это означает, что данное законодательство обязано быть простым и понятным не только специалистам, но и любому предпринимателю, не имеющему специального образования и подготовки.

Поэтому нельзя допускать, чтобы в законе по налогообложению малого бизнеса имели место отсылочные нормы не только к иным законам и подзаконным актам, но и к другим главам Налогового кодекса. Он не должен также предусматривать издание дополнительных нормативных документов.

Во-вторых, налогообложение малого бизнеса должно предусматривать замену для этих организаций одним налогом максимально возможного числа действующих в стране налогов и сборов. Естественно, что идеальная система налогообложения малого бизне-

са предполагает наличие всего одного налога, но построить такую систему довольно сложно. Это связано, в частности, со спецификой отдельных видов деятельности организаций. Например, организации, занимающиеся экспортом или импортом продукции, не могут быть освобождены от уплаты соответствующей таможенной пошлины. При реализации подакцизных товаров малые предприятия должны уплачивать акцизы и т. д.

В-третьих, система бухгалтерского учета и отчетности для малого предпринимательства должна быть максимально упрощена, одновременно позволяя осуществлять необходимый налоговый контроль за формированием налоговой базы и полнотой уплаты соответствующих налогов. При этом ведение соответствующего учета и отчетности не должно превращаться для малого предприятия в своего рода дополнительный вид деятельности, а проводимые налоговыми органами проверки не должны отнимать много времени ни у проверяемых, ни у проверяющих.

В-четвертых, система налогообложения малого бизнеса должна решать проблему укрывательства получаемых доходов и, соответственно, налогов, имея в виду, что именно малый бизнес действует в основном в сферах деятельности, связанных с оказанием услуг и вытекающими из этого огромными потоками налично-денежного обращения.

И наконец, в-пятых, система налогооб-

ложения должна побуждать организации малого бизнеса работать не только эффективно, но и открыто. Этого можно достигнуть лишь благодаря установлению для этих организаций щадящей налоговой нагрузки по отношению к организациям, работающим в обычном налоговом режиме.

Вступившие в действие с 1 января 2003 г. гл. 262 и 263 Налогового кодекса были нацелены именно на решение этих задач и реализацию государственной политики совершенствования системы налогообложения малого предпринимательства, в том числе на снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, а также на создание благоприятных условий для легализации и развития малого предпринимательства.

Кроме этого, принятые в последние годы меры по совершенствованию специальных налоговых режимов для малого бизнеса оказали положительное влияние на рост числа малых предприятий и улучшение показателей их деятельности (диагр. 1).

По данным диаграммы за анализируемый период экономические показатели деятельности малых предприятий значительно улучшились. Так, при росте за 2000-2004 г.г. численности малых предприятий на 8,3 %, объем продукции (работ, услуг) в среднем на 1 малое предприятие вырос в 3,4 раза; доля малых предприятий в выпуске товаров и рыночных услуг выросла с 5,4 до 8,5 % или в 1,6 раза. За 2000-2005 г.г. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) малых предприятий увеличился в 4,8 раза, а удельный вес убыточных малых предприятий сократился с 33,0 до 29,8 %.

За 2002-2007 г.г. количество налогоплательщиков УСН выросло в 6,8 раза, налогоплательщиков ЕНВД - в 1,3 раза, а объем поступлений налогов, уплачиваемых в связи с применением указанных специальных налоговых режимов за 2002-2006 г.г. вырос, соответственно, в 7,1 и 2,1 раза (табл. 1).

Отношение количества организаций, применяющих УСН и ЕНВД к общему количеству малых предприятий за 2002-2007 г.г. возросло с 24,1 % до 75 %. Указанные специальные налоговые режимы применяют также 2/3 из зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

По статистическим расчетам субъекты предпринимательской деятельности, применяющие данные специальные налоговые режимы, обеспечивают занятость 13,6 млн. человек, что составляет около 20 % от чис-

ленности занятого населения по отраслям экономики страны.

Одной из основных причин улучшения в последние годы экономических показателей деятельности малых предприятий стало снижение налоговой нагрузки в результате применения ими специальных налоговых режимов.

В результате этого можно сделать вывод о существенной социальной значимости специальных налоговых режимов, предназначенных для малого бизнеса, что свидетельствует об активном использовании государством социальной функции налогов, а также о соответствии данных налоговых режимов основным принципам налогообложения, в первую очередь принципу социальной налоговой справедливости.

Вместе с тем в результате исследования практик применения специальных налоговых режимов выявлен ряд проблем в их использовании.

В настоящее время данные специальные режимы широко используются в хозяйственной деятельности крупных компаний, которые для соответствия критериям перевода на специальные налоговые режимы выделяют из своего состава обособленные подразделения. Это позволяет существенно экономить на налогах. При этом доказать на практике, что дробление предприятия не производственная необходимость, а уход от налогообложения бывает затруднительно.

Поэтому для придания специальным налоговым режимам более целевого характера необходимо, на наш взгляд, при подготовке изменений в Налоговый кодекс:

1. Уточнить критерии по идентификации субъектов предпринимательской деятельности. Применение таких режимов должно стать возможным исключительно представителями малого предпринимательства. В частности, ограничение для использования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход возможно, например, путем установления предельного количества работающих. В качестве условий доступа к применению УСН можно выделить такие показатели, как численность работающих, объем выручки от реализации продукции (работ, услуг), балансовую стоимость активов. При этом необходимо обосновать размеры этих критериев с учетом дифференциации, направленной на придание более целевого характера применения УСН малыми предприятиями в сферах предпринимательской деятельности, определяю-

щих научно-технический прогресс (наука и научное обслуживание, инновационная деятельность, информационные технологии, производство высокотехнологичной наукоемкой продукции и др.), а также в социальной сфере (жилищно-коммунальное хозяйство, производство товаров(работ, услуг) по государственному заказу и др.)

Кроме того, в целях привлечения малых предприятий к решению государством демографических проблем и проблем занятости населения необходимо осуществлять дифференциацию налоговых ставок при применении УСН в зависимости от доли в общей средней численности занятых на малом предприятии работников, принятых в рамках реализации государственной политики по привлечению трудовых ресурсов, осуществляемой в связи с реализацией внутренней миграционной политики через территориальное перераспределение трудовых ресурсов внутри страны, перепрофилирование рабочей силы, а также в связи реализацией внешней миграционной политики по стимулированию притока в страну квалифицированной миграции, привлечения из-за рубежа наших соотечественников.

2. Для повышения объективности установления единого налога на вмененный доход, следует разработать порядок определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемым указанным налогом, на основании отраслевых исследований базовой доходности, проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, результаты которых должны использоваться для корректировки базовой доходности не реже чем раз в три года без применения корректирующего коэффициента - дефлятора К1.

3. Необходимо внести ряд изменений в положения Налогового кодекса, регламентирующих применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. В частности:

предоставить индивидуальному предпринимателю право иметь наемных работников, средняя численность которых не должна превышать за налоговый период 5 человек;

снять ограничение, в соответствии с которым применение упрощенной системы налогообложения на основе патента предоставляется только по одному виду предпринимательской деятельности;

расширить перечень видов предпринимательской деятельности, по которым может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента;

отменить право субъектов Российской Федерации устанавливать конкретный перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на упрощенную систему налогообложения на основе патента;

сократить минимальный срок действия патента с квартала до одного месяца, а также ввести определение налогового периода по упрощенной системе налогообложения на основе патента;

4. В целях облегчения административной нагрузки следует предусмотреть уменьшение объема представляемой налогоплательщика -ми отчетности, закрепив обязанность представления налоговых деклараций только по итогам налогового периода. Это позволит сократить количество отчетности для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в 4 раза; для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, в 2 раза за счет отмены обязанности представления деклараций по итогам отчетных периодов.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс РФ: Части первая и вторая. - М.: Статус, 2008 - 597 с.

2. Косолапов А. И. Изменения порядка применения специальных налоговых режимов для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей. // Налоговая политика и практика. - 2007. - № 6. - С.18-27.

L. Ulybina. PROBLEMS AND PROSPECTS OF APPLYING OF SPECIAL FAX REGIMES.

The article considers the formation and development of taxation of subjects of small businesses, the problems of applying and prospects of using special tax regimes

УЛЫБИНА Лариса Витальевна родилась в 1975 г. Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор более 30 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.