Научная статья на тему 'Индикаторы эффективности специальных режимов налогообложения предпринимательства'

Индикаторы эффективности специальных режимов налогообложения предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЕДИНЫЙ НАЛОГ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ДИНАМИКА / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Н.И.

В статье раскрываются изменения, особенности, значение применения каждого специального режима налогообложения предпринимательства. В качестве индикаторов эффективности анализируется и сравнивается совокупность показателей: динамика роста или снижения количества налогоплательщиков, сумм начисленного и уплаченного единого налога, коэффициента исполнения налоговых обязательств, сумм недоимки и задолженности, величины налоговой нагрузки по специальным режимам налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикаторы эффективности специальных режимов налогообложения предпринимательства»

Налогообложение

Удк 336

индикаторы эффективности специальных режимов налогообложения предпринимательства

Н. И. СИДОРОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и финансов E-mail: nisidorova@eandex. ru Калмыцкий государственный университет

В статье раскрываются изменения, особенности, значение применения каждого специального режима налогообложения предпринимательства. В качестве индикаторов эффективности анализируется и сравнивается совокупность показателей: динамика роста или снижения количества налогоплательщиков, сумм начисленного и уплаченного единого налога, коэффициента исполнения налоговых обязательств, сумм недоимки и задолженности, величины налоговой нагрузки по специальным режимам налогообложения.

Ключевые слова: индикаторы, эффективность, специальный режим, налогообложение, предпринимательство, единый налог, задолженность, динамика, обязательства, нагрузка.

Предпринимательство является важным фактором экономического роста в рыночной экономике. Поэтому государство использует различные инструменты стимулирования предпринимательства, в том числе налоговые инструменты. В то же время малый и средний бизнес в России не получил необходимых темпов развития, его вклад в производство валового внутреннего дохода существенно меньше, чем в развитых странах. В связи с этим остаются актуальными вопросы эффективности специальных режимов налогообложения предпринимательства, их ориентированности на результат.

В России кроме общего режима налогообложения стали применяться четыре специальных режима налогообложения (в зарубежных странах

существует только один специальный режим - для малого бизнеса).

Специальные налоговые режимы устанавливают:

- особый порядок определения элементов налогообложения;

- освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

В России специальными налоговыми режимами являются:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН);

2) упрощенная система налогообложения (УСН);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Установление в России четырех специальных режимов налогообложения обусловлено тем, что они применяются в различных видах экономической деятельности и учитывают их специфику, состояние и значимость.

Система налогообложения при выполнении соглашений по разделу продукции применяется в добывающей промышленности для ее развития посредством привлечения инвесторов (им предоставляются налоговые преференции). Данный

2

финансы и кредит

режим налогообложения отличается от других специальных режимов налогообложения тем, что не предусматривает замену части налогов единым налогом. В его рамках предусмотрена замена уплаты совокупности налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения и возмещение части уплаченных налогов. В том числе:

- налога на добавленную стоимость;

- платежей за пользование природными ресурсами;

- водного налога;

- государственной пошлины;

- таможенных сборов;

- земельного налога;

- акциза;

- суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Другие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) имеют преимущества перед общим режимом в виде замены единым налогом страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ и трех налогов. У организаций единый налог заменяет:

- налог на прибыль организаций;

- налог на имущество организаций;

- НДС.

У индивидуальных предпринимателей:

- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

- налог на имущество физических лиц;

- НДС.

Это и определяет выбор налогоплательщиками перечисленных специальных режимов при соблюдении установленных условий их применения.

Анализ динамики количества налогоплательщиков по специальным режимам налогообложения за 2007-2009 гг. показал, что в условиях мирового финансового кризиса сохранилась тенденция роста налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, так темпы роста в 2009-2007 гг. по УСН, ЕНВД и ЕСХН составили соответственно 122,5, 109,4, 131,6 % [2].

Вместе с тем наблюдалось снижение темпов роста налогоплательщиков - предпринимателей данной категории в 2009 г. по сравнению с 2008 г. по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход. В то же время по единому сельскохозяйственному налогу темпы роста

предпринимателей в сельском хозяйстве, наоборот, увеличились.

Учитывая то, что условия налогообложения в этот период существенно не изменились ни по одному специальному режиму, росту предпринимательства в сельском хозяйстве способствовал не налоговый, а следующие факторы:

- денежно-кредитный (в виде предоставления льготных кредитов);

- бюджетный (дотации и субсидии сельскому хозяйству).

В то же время, несмотря на наличие больших налоговых, денежно-кредитных, бюджетных преференций, в сельском хозяйстве по сравнению с другими видами экономической деятельности всего 91 789 предпринимателей-сельхозтоваропроизводителей, применяющих ЕСХН. Это приблизительно в три раза меньше, чем предпринимателей в торговле, общественном питании, сфере обслуживания населения, уплачивающих ЕНВД (2 794 674). А также в два раза меньше, чем предпринимателей в промышленности, строительстве и иных видах деятельности, находящихся на упрощенной системе налогообложения (1 962 167) (табл. 1).

За рассматриваемый период произошли изменения в структуре налогоплательщиков, в соотношении организационно-правовых форм деятельности - организаций и индивидуальных предпринимателей:

- уменьшился удельный вес организаций;

- увеличился удельный вес индивидуальных предпринимателей по всем режимам налогообложения, особенно по единому сельскохозяйственному налогу (на 16,6 %).

Наименьшее различие в соотношении удельного веса организаций и индивидуальных предпринимателей (47,9/52,1) выявлено при упрощенной системе налогообложения, максимальное (14,7/85,3) -при применении ЕНВД, по единому сельскохозяйственному налогу. В 2009 г. соотношение составило 32,2/67,8 %.

Сельское хозяйство является стратегической отраслью, которая обеспечивает продовольственную безопасность страны. Поэтому большинство государств предоставляет сельскохозяйственным товаропроизводителям комплекс преференций, в том числе налоговые льготы и льготные кредиты. В России для сельскохозяйственных товаропроизводителей с 1992 г. также действуют льготы по отдельным видам налогов по общему режиму налогообложения.

Таблица 1

Динамика количества налогоплательщиков по специальным режимам налогообложения в 2007-2009 гг.

Год Налогоплательщики В том числе

Организации Индивидуальные предприниматели

Всего В процентах Всего В процентах Всего В процентах

УСН

2007 1 602 098 100 773 377 48,3 828 721 51,7

2008 1 920 453 100 923 570 48,1 996 883 51,9

2009 1 962 167 100 940 670 47,9 1 021 497 52,1

2009 к 2007, % 122,5 - 121,6 - 123,3 -

ЕНВД

2007 2 553 781 100 419 725 16,4 2 134 056 83,6

2008 2 759 786 100 441 853 16,0 2 317 933 84,0

2009 2 794 674 100 411 769 14,7 2 382 905 85,3

2009 к 2007, % 109,4 - 98,1 - 111,7 -

ЕСХН

2007 69 771 100 34 056 48,8 35 715 51,2

2008 75 626 100 33 398 44,2 42 228 55,8

2009 91 789 100 29 568 32,2 62 221 67,8

2009 к 2007, % 131,6 - 86,8 - 174,2 -

На основании Федерального закона от 29.12.2001 № 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» был установлен специальный режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, который был полностью изменен и усовершенствован Федеральным законом от 11.11. 2003 № 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». Данные изменения вступили в силу с 01.01.2004.

Этот специальный режим налогообложения является особенно льготным и предусматривает низкую налоговую нагрузку - всего 6 % от налоговой базы (полученной прибыли) по единому налогу.

С 01.01.2010 единый социальный налог исключили из налоговой системы и заменили страховыми взносами в социальные фонды, которые по своей экономической сущности остаются налоговыми платежами, несмотря на то, что стали контролироваться соответствующими государственными внебюджетными фондами.

По страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и по специальному режиму, и по общему режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется пониженная ставка по сравнению с налогоплательщиками остальных видов экономической деятельности. Это имеет существенное

значение, так как отражается на их фискальном бремени и снижает его.

Анализ динамики сумм начисленного и уплаченного единого сельскохозяйственного налога за 2006-2010 гг. показал резкий спад темпов их роста: соответственно 57,7 и 89,5 % в 2009 г. по отношению к 2008 г.

В 2010 г. уже наблюдалось их существенное повышение (табл. 2).

Коэффициенты исполнения налогового обязательства по единому сельскохозяйственному налогу свидетельствуют об ухудшении финансового состояния сельхозтоваропроизводителей в 2006 и в 2008 гг. А также о постепенном восстановлении платежеспособности к 2010 г. (табл. 3).

Упрощенная система налогообложения (УСН) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таблица 2

Динамика сумм начисленного и уплаченного единого сельскохозяйственного налога

за 2006-2010 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010

Темпы роста к предыдущему году начисленного ЕСХН, % 126,5 167,3 57,7 191,2

Темпы роста к предыдущему году уплаченного ЕСХН, % 142,3 158,7 89,5 123,7

Таблица 3

Коэффициент исполнения налогового обязательства по единому сельскохозяйственному налогу за 2006-2010 гг., тыс. руб.

Упрощенная система налогообложения была установлена Федеральным законом от 29.12. 1995 №№ 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Но из-за несовершенства указанного закона не получила большого распространения. Поэтому при принятии соответствующей главы Налогового кодекса РФ была существенно изменена.

С 01.01.2003 по настоящее время специальный режим применяется на основании главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ. Данный режим налогообложения установлен для субъектов малого бизнеса, у которых среднесписочная численность работников не должна превышать 100 чел., а остаточная стоимость амортизируемого имущества не должна быть более 100 млн руб.

На период 2010-2012 гг. в качестве антикризисной меры и для компенсации повышения тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ был повышен предел доходов для получения права применения упрощенной системы. Установили, что доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг), не должны быть свыше 45 млн руб. за 9 мес. года подачи заявления по переходу на упрощенную систему налогообложения и свыше 60 млн руб. за год. В 2003-2009 гг. указанные пределы составляли соответственно 15 млн и 20 млн руб.

Налогоплательщик имеет право выбора объекта единого налога, от которого зависит размер ставки:

- если выбирает объектом налогообложения доходы, то применяет налоговую ставку в размере 6 %;

- если выбирает объектом доходы, уменьшенные на величину расходов, то применяет налоговую ставку в размере 15 %.

С 01.01.2009 законодательные органы власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать по единому налогу при упрощенной системе налогообложения дифференцированные налоговые ставки при объекте «доходы-расходы» в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие некоторые виды предпринимательской деятельности (69 видов), указанные в гл. 26.2 Налогового кодекса РФ, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента. В целях исключения внутренних противоречий, содержащихся в Налоговом кодексе РФ, было отменено такое основание для утраты индивидуальным предпринимателем права применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, как привлечение в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера).

С 01.01.2009 индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения на основе патента, получил право привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период 5 чел.

Анализ темпов роста по отношению к предыдущему году сумм начисленного и уплаченного налога при упрощенной системе налогообложения за 2006-2010 гг. выявил их резкое снижение в 2009 г.: соответственно 35,1 и 91,5 %. Был также отмечен рост в 2010 г. (табл. 4).

Анализ состояния уплаты налога при упрощенной системе налогообложения выявил неисполнение обязательств в 2006 и 2008 гг., увеличение в 2,6 раза суммы уплаченного налога по сравнению с начисленным налогом вследствие значительного уменьшения суммы начисленного налога в 2009 г.: Отмечен также его рост, исполнение налогового обязательства в 2010 г. на 110,9 % (табл. 5).

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) был установлен Федеральным законом от 31.07.1998

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика сумм начисленного и уплаченного налога при упрощенной системе налогообложения за 2006-2010 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010

Темпы роста к предыдущему году начисленного налога, % 148,0 144,4 35,1 288,2

Темпы роста к предыдущему году уплаченного налога, % 150,1 142,3 91,5 122,8

ЕСХН 2006 2007 2008 2009 2010

Начислено за 1 145 1 448 2 423 1 398 2 673

текущий год 337 598 753 822 831

Уплачено за 1 072 1 525 2 420 2 165 2 678

текущий год 369 566 448 987 868

Коэффициент 93,6 105,3 99,9 154,8 100,2

исполнения

налогового

обязательства, %

Таблица 5

Коэффициент исполнения налогового обязательства при упрощенной системе налогообложения в 2006-2010 гг., тыс. руб.

УСН 2006 2007 2008 2009 2010

Начислено за текущий год 56 122 963 83 056 356 119 894 226 42 046 090 121 156 339

Уплачено 56 007 521 84 078 371 119 628 894 109 443 839 134 366 324

Коэффициент исполнения налогового обязательства, % 99,8 101,2 99,8 260,3 110,9

№ 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и вводился на территориях законами субъектов Федерации с 01.01.1999. Но фактически стал применяться в разное время в различных регионах. В связи с несовершенством закона по ЕНВД фискальное бремя налогоплательщиков было экономически необоснованно и неравномерно по регионам.

С 01.01.2003 ЕНВД применяется на основании гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ, которая устранила имевшиеся недостатки, усовершенствовала и унифицировала на всей территории России установленный раньше ЕНВД.

Введение ЕНВД было вынужденной мерой государства, так как по отдельным видам деятельности, связанной в основном с торговлей и обслуживанием населения, трудно было контролировать доходы и расходы предпринимателей, определять фактическую налоговую базу и суммы налога, подлежащего уплате, вследствие преобладания наличного оборота во взаиморасчетах организаций. Эту ситуацию использовал бизнес. Он уходил от уплаты налогов, показывая заниженную или нулевую налоговую базу.

Для предотвращения массового ухода от налогов и обеспечения исполнения бюджетов был установлен специальный режим налогообложения, объектом единого налога которого является не фактически полученный доход, а вмененный государством доход, т. е. потенциально возможный доход по определенному виду деятельности. Вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности по данному виду предпринимательства, установленной Налоговым кодексом РФ на единицу физического показателя, на количество физических показателей конкретного налогоплательщика.

Этот налог вводится в действие на территориях нормативными правовыми актами:

- представительных органов муниципальных районов;

- представительных органов городских округов;

- законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Он зачисляется на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Представительные органы муниципальных районов, городских округов, а также законодательные органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга вправе устанавливать значения (в пределах от 0,005 до 1) корректирующего коэффициента 2, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности:

- ассортимент товаров (работ, услуг);

- сезонность;

- режим работы;

- величину доходов;

- особенности места ведения предпринимательской деятельности (район, город, село, центр, окраина, вокзалы и т. д.);

- иные особенности.

Вследствие этого суммы поступлений по ЕНВД в бюджетную систему могут быть различны по одному и тому же виду деятельности и одинаковом количестве физических показателей и в одном муниципальном образовании, и в разных муниципальных образованиях в связи с тем, что были установлены разные значения корректирующего коэффициента 2.

Анализ состояния уплаты при применении единого налога на вмененный доход выявил несоответствие темпов роста сумм начисленного и уплаченного налога за 2006-2010 гг. (табл. 6) и как

Таблица 6

Динамика сумм начисленного и уплаченного налога при системе налогообложения

с применением ЕНВД за 2006-2010 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010

Темпы роста к предыдущему году начисленного налога, % 104,3 112,9 103,1 108,9

Темпы роста к предыдущему году уплаченного налога, % 106,2 111,9 101,5 110,5

Таблица 7

Коэффициент исполнения налогового обязательства при системе налогообложения с применением ЕНВД за 2006-2010 гг., тыс. руб.

ЕНВД 2006 2007 2008 2009 2010

Начислено за текущий год 53 774 193 56 074 338 63 326 211 65 256 812 71 092 812

Уплачено 52 997 182 56 265 696 62 967 538 63 899 587 70 609 657

Коэффициент исполнения налогового обязательства, % 98,6 100,3 99,4 97,9 99,3

следствие - неисполнение налоговых обязательств (табл. 7).

Применение ЕНВД осуществляется в обязательном порядке, если вид деятельности подлежит налогообложению ЕНВД, а ЕСХН и УСН - в добровольном порядке, на основании заявления налогоплательщика при соблюдении установленных условий по каждому специальному режиму налогообложения.

Наибольший объем суммы налога ежегодно поступает по упрощенной системе налогообложения - 134 366 324 тыс. руб. в 2010 г. Это в 1,9 раза больше, чем по ЕНВД, и более чем в 50 раз больше, чем по ЕСХН.

Расчет средней налоговой нагрузки на 1 налогоплательщика при разных специальных режимах налогообложения позволил установить, что максимальное фискальное бремя - 55,777 тыс. руб. - у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. У налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог, средняя налоговая нагрузка составила 23,597 тыс. руб., при едином налоге на вмененный доход -22,864 тыс. руб., что соответственно в 2,36 и 2,43 раза меньше, чем при упрощенной системе налогообложения (табл. 8).

При этом следует отметить, что различие в налоговой нагрузке в среднем на одного налогоплательщика при УСН и ЕСХН можно в определенной степени объяснить различиями в размерах налоговой ставки и меньшей величине налоговой

Таблица 8

Средняя налоговая нагрузка на одного

налогоплательщика при специальных режимах налогообложения, тыс. руб.

базы вследствие высокой себестоимости сельскохозяйственной продукции. Более высокую налоговую нагрузку на одного налогоплательщика при УСН (чем при ЕНВД) невозможно объяснить размером ставки налога, так как ставка по ЕНВД выше или равна ставке при УСН. Следовательно, это обусловлено меньшей величиной налоговой базы при ЕНВД и применением корректирующего коэффициента 2, существенно снижающего величину налоговой базы при ЕНВД (табл. 9).

Налоговый анализ изменений за пять лет объема задолженности и недоимки выявил их существенный рост в 2010 г. по сравнению с 2006 г.: соответственно на 148,7 и 145,1 %. Темпы роста задолженности в 2006-2009 гг. ежегодно увеличивались. С 2010 г. идет снижение темпов роста и задолженности и недоимки, что свидетельствует об улучшении финансового состояния малого бизнеса (табл. 10).

Сопоставление изменений в 2010 г. по сравнению с 2006 г. сумм начисленного и уплаченного налога при применении специальных режимов налогообложения помогло установить, что при каждом режиме (ЕНВД, УСН, ЕСХН) соотношение сумм уплаченного налога превышает соотношение сумм начисленного налога. Сравнение динамики 2010 г. по сравнению с динамикой 2006 г. значений сумм начисленного и уплаченного налога показывает:

- максимальный рост имеется при применении единого сельскохозяйственного налога (233,5 и 249,8 соответственно);

- существенный рост - при упрощенной системе налогообложения;

Таблица 9

Сравнение объектов и ставок единого налога

специальных режимов налогообложения

Вид специального режима налогообложения Уплачено Количество налогоплательщиков, чел. Средняя налоговая нагрузка на налогоплательщика

УСН 109 443 839 1 962 167 55,777

ЕСХН 2 165 987 91 789 23,597

ЕНВД 63 899 587 2 794 674 22,864

Вид специального режима налогообложения Объекты единого налога Размер ставки, %

УСН Доходы - расходы, доход 5-15 6

ЕСХН Доходы - расходы 6

ЕНВД Вмененный доход 15

Таблица 10

Динамика задолженности и недоимки по специальным режимам налогообложения за 2006-2010 гг., тыс. руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2010 к 2006, %

Задолженность 10 722 277 10 913 864 11 323 217 13 770 608 15 939 959 148,7

В процентах - 101,8 103,8 121,6 115,8 -

к предыдущему году

Недоимка 7 026 844 6 903 165 7 547 272 9 156 439 10 194 729 145,1

В процентах - 98,2 109,3 121,3 111,3 -

к предыдущему году

- незначительный рост - при применении единого налога на вмененный доход (132,2 и133,2 соответственно).

В целом по указанным специальным режимам налогообложения рост сумм уплаченного налога за рассматриваемый период превышает рост недоимки и задолженности, что свидетельствует о восстановлении платежеспособности и организаций, и индивидуальных предпринимателей (табл. 11).

Несмотря на стимулирующие условия применения специальных режимов налогообложения, есть и негативные последствия их применения, которые обусловлены тем, что субъекты малого бизнеса не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Это влечет за собой снижение конкурентоспособности субъектов малого бизнеса вследствие того, что они включают НДС по приобретенным товарам, работам, услугам в расходы (это увеличивает их себестоимость) и не имеют права выставлять в счетах-фактурах НДС отдельной строкой при реализации товаров, работ, услуг. В связи с этим при одинаковых ценах на одни и те же товары (работы, услуги) покупатели, приобретающие эти товары (работы, услуги) оптом, предпочтут продавцов, выставляющих в стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) НДС отдельной строкой, чтобы иметь право на его возмещение из бюджета при расчетах по НДС.

Поэтому целесообразно предоставить право выбора по НДС малому бизнесу, применяющему

Таблица 11

Сравнение роста в 2010 г. по сравнению с 2006 г. сумм начисленного и уплаченного налога при применении специальных режимов

налогообложения, %

Показатель ЕНВД УСН ЕСХН

Соотношение сумм начисленного налога 132,2 215,9 233,5

Соотношение сумм уплаченного налога 133,2 239,9 249,8

специальные режимы: воспользоваться правом освобождения от обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость или нет. И в первом случае иметь право выставлять в счетах-фактурах НДС по реализованной продукции отдельной строкой и вычитать НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) при расчетах по НДС с бюджетом, но не включать НДС по приобретенным товарам, работам, услугам в расходы.

Сравнительный анализ факторов, препятствовавших развитию малого бизнеса в 2004-2009 гг., показывает одни и те же проблемы в промышленности и строительстве:

- высокий процент коммерческого кредита;

- недостаток квалифицированных рабочих;

- недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке или недостаток заказов на работы;

- высокие налоги.

Такой фактор, как высокое налогообложение, постоянно упоминается в опросах многих предпринимателей. Это может быть связано с ограниченными финансовыми ресурсами малого бизнеса и неустойчивым финансовым положением. Поэтому даже пониженное налогообложение является для них высоким [1].

Усовершенствование налогового законодательства в 2000-е гг. по специальным режимам налогообложения способствовало:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитию малого бизнеса, в том числе в сельском хозяйстве;

- формированию местных бюджетов благодаря установлению унифицированного единого налога на вмененный доход по трудноконтролируемым видам деятельности, зачисляемого в местные бюджеты.

Для достижения результата - увеличения темпов экономического роста и удельного веса в производстве ВВП малого и среднего бизнеса необходимы не только налоговые меры, а комплекс

мероприятий и инструментов государственного регулирования:

- налоговых;

- бюджетных;

- кредитных;

- административных.

Для продолжения восстановления финансовой устойчивости и развития малого и среднего бизнеса следует продлить с 2013 г. применение пределов объема выручки (без НДС) в размере 60 млн руб. за год, 45 млн руб. за 9 мес. для перехода на упрощенную систему налогообложения.

В связи с сохранением проблемы большого объема наличного оборота в малом бизнесе в сфере торговли и обслуживания населения, невозможностью вследствие этого осуществления действенного налогового контроля и проблемами уклонения от налогов было бы целесообразно сохранить систему ЕНВД в среднесрочной перспективе.

Индикаторами результативности налогового стимулирования предпринимательства посредством применения специальных режимов налогообложения могут быть следующие показатели:

1) темпы роста количества налогоплательщиков,

применяющих специальные режимы;

2) темпы роста сумм уплаченных налогов и динамика исполнения налоговых обязательств;

3) динамика снижения сумм задолженности и

недоимки по уплате начисленного налога;

4) налоговая нагрузка по видам режимов налогообложения.

Проведенный анализ перечисленных индикаторов за 2006-2010 гг. показал следующие результаты:

- увеличение количества и темпов роста налогоплательщиков, применяющих специальные режимы;

- рост сумм уплаченных налогов и исполнение налоговых обязательств;

- снижение темпов роста задолженности и недоимки.

Все это свидетельствует о стимулирующем значении специальных режимов налогообложения, постепенном восстановлении устойчивости финансового положения и платежеспособности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения.

Список литературы

1. СидороваН. И. Малое предпринимательство: оценка состояния и тенденций, анализ факторов // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 44. С. 10-11.

2. URL: http://www. nalog. ru.

Новости Б5

1. В Москве будут штрафовать за грязные рекламные шиты

2. Жилье за материнский капитал

3. Информацию о состоянии счета налоговики будут ждать дольше

4. Разработан новый порядок постановки на учет в налоговых органах

5. Новая декларация 3-НДФЛ зарегистрирована и опубликована

Страховые взносы

жизнь после ЕСН

Поиск

d Актуальные ^

Везде Законодательство Практика Аналитика

referent.ru

Обзоры

"Вступают в силу.

Федеральное законодательство Законодательство Москвы Правоприменение и консультации Правовые методики БухгалтерПресс

Основные документы Кодексы

Нормативно-правовые акты Первичные учетные документы Бухгалтерская отчетность Налоговый учет и отчетность Отчетность бюджетных организаций Статистическая отчетность Гражданско-правовые договоры

У/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.