30 (216) - 2014
Налоги и налогообложение
УДК 336.22
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В СИСТЕМЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А.С. ОКУНЬ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов
E-mail: [email protected] Ю.А. СТЕШЕНКО, студентка экономического факультета E-mail: [email protected] Кубанский государственный университет
Рассмотрены и проанализированы специальные налоговые режимы, применяемые субъектами малого предпринимательства в Российской Федерации. Предложены мероприятия, направленные на совершенствование налогового регулирования системы налогообложения в предпринимательской деятельности с точки зрения ее эффективности и увеличения собираемости налоговых поступлений в доходную часть бюджетной системы государства.
Ключевые слова: налоговый инструментарий, специальный налоговый режим, малый бизнес, налогоплательщик, микропредприятие, налоговая нагрузка, среднедушевой доход, эффективность, ВВП
Развитие экономической системы России в современных условиях предполагает прозрачность и эффективность функционирования малого бизнеса. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности этого сегмента экономики требует экономически обоснованных процессов, направленных на эффективность его развития. В условиях российской экономики вопросы применения и совершенствования специальных налоговых режимов являются весьма актуальными, так как одним из основных финансовых регуляторов развития малого бизнеса выступает налоговый инструментарий.
Замедляющийся рост количества индивидуальных предпринимателей (ИП) и организаций, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и упрощенную систему налогообложения (УСНО), способствует уменьшению доли поступлений от специальных налоговых режимов в бюджетную систему РФ. Применение специальных налоговых режимов обусловлено тем, что при взимании налогов и сборов необходимо учитывать различия в экономическом статусе налогоплательщиков и их деятельности, а также специфику функционирования отдельных административных единиц, на территории которых действуют хозяйствующие субъекты.
Проблематика системы налогообложения малого предпринимательства достаточно многогранна. Учитывая специфику сложившихся рыночных отношений в РФ, цель исследования заключалась в разработке мероприятий, направленных на более эффективное применение субъектами малого предпринимательства действующих налоговых режимов, учитывая значительное влияние налоговой нагрузки как непосредственно на налогоплательщиков, так и на систему макроэкономических показателей,
Таблица 1
Основные показатели деятельности малого бизнеса в Российской Федерации в 2008-2012 гг.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Количество малых предприятий (на конец года), тыс. ед. Удельный вес микропредприятий в количестве малых предприятий, % 1 347,7 79 1 578,8 84,8 1 644,3 86,1 1 836,4 86,8 2 003,0 87,9
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел. Удельный вес численности работников микропредприятий, % 10 436,9 40,4 10 247,5 44,2 9 790,2 33,9 10 422 37,1 10 755,7 39,5
Оборот предприятий, млрд руб. Удельный вес оборота микропредприятий, % 18 727,6 46,1 16 873,1 47,8 18 301,3 29,8 22 613,1 31,1 23 463,7 35,6
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. Удельный вес инвестиций микропредприятий, % 472,3 32,8 346,1 27 520,3 38,3 431,6 34,7 521,5 30,1
формирующих налоговую систему государства в 2008-2012 гг. В качестве инструмента научного исследования использовался статистический анализ, который позволил проанализировать показатели сплошного федерального наблюдения, проводимого Федеральной службой государственной статистики (табл. 1).
Анализ данных, приведенных в табл. 1, свидетельствует о том, что количество предприятий малого бизнеса увеличилось с 2008 по 2012 г. в 1,5 раза. При этом наблюдается стабильная тенденция возрастания доли микропредприятий. Численность занятых в секторе малого бизнеса в абсолютных значениях имеет изменчивую динамику. Прирост за исследуемый период составил всего 318,8 тыс. чел., в том числе наблюдается снижение удельного веса работников, занятых в микропредприятиях. Оборот предприятий и инвестиции в основной капитал позволяют оценить реальную экономическую выгоду малых предприятий. В период с 2008 по 2012 г. эти показатели были неустойчивыми.
Средняя численность занятых в расчете на одно предприятие в 2012 г. составила пять человек, на микропредприятие — два человека. За исследуемый период прослеживается нестабильная динамика этого показателя. В расчете на одно предприятие оборот имеет тенденцию к снижению. Так, в 2008 г. это значение для малых предприятий составило 13,9 млн руб., в том числе для микропредприятий — 8,1 млн руб., в 2012 г. оборот снизился до 11,7 млн руб. для малых, и до 4,7 млн руб. для микропредприятий.
Инвестиции в основной капитал также имеют отрицательную динамику. Анализируя темпы прироста показателей (см. табл. 1), можно сделать вывод об ухудшении экономической ситуации,
вызванной последствиями финансового кризиса и недостаточно эффективной налоговой и социальной политикой поддержки малого бизнеса в РФ. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2012 г. составило 2 599,3 тыс. чел., из которых большинство (более 50%) занято в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В сфере транспорта и связи занято 12% , а в сфере недвижимости — 10%. Следовательно, 85% объема выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг по отдельным видам экономической деятельности приходится на сферу розничной и оптовой торговли.
Незначительная часть индивидуальных предпринимателей занята в области промышленности, сельского хозяйства и строительства. На долю образования и здравоохранения приходится всего около одного процента ИП. Большинство предприятий малого бизнеса, так же, как и ИП, заняты в области оптовой и розничной торговли, но их удельный вес в общем объеме предприятий снижается. Пятая часть от всех предприятий малого бизнеса осуществляет операции с недвижимым имуществом. На третьем месте — сектор строительства, количество предприятий, занятых этой деятельностью, за 2012 г. составило 231 тыс. ед., или 11,5%. Дифференциация малых предприятий по видам деятельности с 2008 по 2012 г. существенно не изменялась.
Результативность бизнеса непосредственно связана с уровнем налоговых изъятий со стороны государства. Постоянно возникают споры в отношении существующей практики налогообложения, при этом их актуальность не ослабевает на протяжении
всего периода трансформационных изменений в экономических и политических процессах. Отечественный бизнес постоянно находится в состоянии неустойчивости. И, как принято полагать, одним из основных факторов в системе предпринимательской деятельности выступает уровень налогообложения.
Позитивным аспектом в системе налогообложения малого бизнеса были изменения в налоговом законодательстве в части специальных налоговых режимов, которые изначально предполагали упрощение ведения бухгалтерского учета, приемлемую налоговую нагрузку и некоторые привилегии для данного сектора экономики. Однако в процессе эволюции налоговые режимы были подвержены изменениям, в результате чего усложнился порядок начисления налогов, в частности система УСНО была дополнена налоговым учетом при формировании налоговой базы и иными критериями, усложнившими ее применение. Значительным изменениям был подвержен и ЕНВД. В процессе исследования были выделены некоторые отличительные особенности каждого режима налогообложения. Так, общий режим налогообложения субъектов малого предпринимательства (ОСНО) основывается на общеустановленной системе уплаты налогов. При этом ее целесообразно применять при выверенной договорной политике, направленной на ведение финансово-хозяйственной деятельности с контрагентами — потенциальными плательщиками НДС, и предполагающей в дальнейшем налоговый вычет
при исчислении НДС, подлежащего внесению в бюджет.
Упрощенному режиму налогообложения присуще некоторое упрощение взаимоотношений субъектов предпринимательства с бюджетом, но чревато снижением количества контрагентов по причине того же НДС. Одновременное применение УСНО, ЕНВД и ОСНО допустимо законодательством при условии ведения раздельного учета, что благотворно может повлиять на снижение налогового бремени на субъект малого предпринимательства, но при этом будет способствовать уменьшению налоговых поступлений в бюджетную систему страны (табл. 2).
Количество индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, с каждым годом увеличивается, на конец 2012 г. их численность составила уже 1,2 млн чел. Анализ данных темпов роста (см. табл. 2) позволяет сделать вывод о том, что рост сумм налога опережает рост количества налогоплательщиков. Следовательно, увеличивается налоговое бремя на каждого субъекта ИП. Согласно ст. 346.12 Налогового кодекса РФ «Налогоплательщики», организации также имеют право применять УСНО, если выполняются определенные критерии (табл. 3).
Темпы роста юридических лиц, применяющих УСНО, с 2007 г. подвержены определенным изменениям. В среднем с каждым годом прирост составляет всего 87 тыс. ед., что в масштабе страны
Таблица 2
Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО в 2008-2012 гг.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый 41 026,5 40 087,8 48 081,9 57 305,5 69 225,4
период, млн руб.
Сумма минимального налога, подлежащая уплате 1 018,3 1 086,7 1 680,8 2 036,6 2 183,7
а налоговый период, млн руб.
Количество налогоплательщиков, чел. 996 883 1 021 497 1 136 248 1 200 130 1 217 099
Налог в среднем на одного индивидуального 42,2 40,3 43,8 49,4 58,7
предпринимателя, тыс. руб.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, млн руб. 69 639,9 66 082,7 81 946,3 91 393,0 106 058,6
Сумма минимального налога, подлежащая уплате за налоговый период, млн руб. 6 248,7 7 592,1 10 199,6 12 670,4 14 142,0
Количество налогоплательщиков, чел. 923 570 940 670 1 051 158 1 134 585 1 210 374
Налог в среднем на одно юридическое лицо, тыс. руб. 82,2 78,3 87,7 91,7 99,3
Таблица 3
Налогоплательщики — юридические лица, применяющие УСНО в 2008-2012 гг.
составляет незначительное число. Также замедляется рост суммарного объема налога, подлежащего уплате в бюджет. Коэффициент корреляции, оценивающий степень связи между количеством налогоплательщиков и суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, составил 0,96, что свидетельствует о тесной их взаимозависимости.
Система налогообложения в виде ЕНВД согласно ст. 346.29 НК РФ «Объект налогообложения и налоговая база» может применяться только для определенных видов предпринимательской деятельности. Специфика этого режима состоит в том, что при исчислении единого налога используется базовая доходность и корректировочные коэффициенты. Режим косвенных методов налогообложения при наличии полноценной и качественно проработанной методики расчета суммы вмененного дохода для каждой отдельной группы налогоплательщиков позволяет привлечь к уплате налога организации и ИП, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен. В то же время наличие экономически обоснованной методики делает более прозрачным механизм учета доходов и расходов и одновременно упрощает порядок расчета налоговых обязательств субъектов малого предпринимательства (табл. 4, 5).
Количество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, применяющих ЕНВД, в абсолютных значениях увеличивается, однако, несмотря на это, темпы прироста снижаются. Анализ показал, что темп прироста налогоплательщиков за оцениваемый период приобрел отрицательные
значения. Коэффициент корреляции, оценивающий степень связи между количеством налогоплательщиков и суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, равен 0,23, что свидетельствует об отсутствии зависимости. Основную часть налогоплательщиков, применяющих данную систему налогообложения, составляют ИП, большинство которых заняты в сфере розничной торговли.
Одной из основных задач специальных налоговых режимов остается выведение малого бизнеса из теневого сектора экономики для увеличения поступлений в бюджеты различных уровней. Согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации», доход от налога, взимаемого в связи с применением УСНО и минимального налога, зачисляется в региональный бюджет по нормативу 100%. Единый налог на вмененный доход относится к местным налогам и согласно ст. 61.2. «Налоговые доходы бюджетов городских округов» зачисляется также в бюджет по нормативу 100%. Введение и применение системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) имеет большое значение для отрасли (табл. 6). Во всем мире крестьянство дотируется из государственных бюджетов и имеет множество льгот и привилегий по уплате налогов, и Россия не должна быть исключением.
Количество организаций, применяющих ЕСХН, за исследуемый период значительно уменьшилось. Так, в 2008 г. их число составляло более 34 тыс. ед., а на конец 2012 г. — всего 26 тыс. ед., что свидетельствует о непривлекательности этого специального налогового режима для организаций и выражается
Таблица 4
Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД в 2008-2012 гг.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Сумма единого налога на вмененный доход, подлежащая уплате за налоговый период, млн руб. 36 374,4 40 419,2 44 406,7 44 434,2 51 118,7
Количество налогоплательщиков, тыс. чел. 2 317,9 2 382,9 2 363,8 2 316,6 2 244,7
Средняя сумма налога на одного индивидуального предпринимателя, тыс. руб. 15,7 16,9 18,8 19,2 22,8
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Сумма единого налога на вмененный доход, подлежащая уплате за налоговый период, млн руб. 26 999,7 24 543,9 27 966,1 26 632,7 28 812,7
Количество налогоплательщиков, тыс. ед. 441,8 411,8 406,6 401,6 393,2
Средняя сумма налога на одно юридическое лицо, тыс. руб. 61,1 59,6 68,8 66,3 73,3
Таблица 5
Налогоплательщики — юридические лица, применяющие ЕНВД в 2008-2012 гг.
Таблица 6
Налогоплательщики — организации, применяющие ЕСХН в 2008-2012 гг.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Налоговая база, млн руб. 22 973,3 41 725,5 57 399,4 52 091,9 62 112,5
Сумма исчисленного единого сельскохозяйственного налога, млн руб. 1 378,3 1845,5 2 606,2 2 521,0 2 692,0
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу, ед. 33 398 29 568 28 944 28 055 26 394
Налог в среднем на одну организацию, тыс. руб. 41,3 62,4 90,0 89,9 102,0
Таблица 7
Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН в 2008-2012 гг.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Налоговая база, млн руб. 6 214,8 8 749,4 12 223,6 13 590,4 17 815,1
Сумма исчисленного единого сельскохозяйственного налога, млн руб. 372,8 489,3 682,9 762,4 981,9
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу, ед. 42 228 62 221 102 629 118 614 95 250
Налог в среднем на одну организацию, тыс. руб. 8,8 7,9 6,7 6,4 10,3
в уменьшении количества малых предприятий, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью. Несмотря на это, существует тенденция повышения суммы исчисленного единого сельскохозяйственного налога за исследуемый период на 61%, тем самым провоцируя рост налоговой нагрузки в среднем на одну организацию (табл. 7).
Количество индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков ЕСХН увеличивается с каждым годом. Так, в 2008 г. налоговые декларации по этому специальному налоговому режиму подали всего 35 тыс. чел., а в 2012 г. их число увеличилось до 95 тыс. чел., таким образом, наблюдается их рост более чем в 2,5 раза. Также следует отметить, что в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдается отрицательный прирост количества налогоплательщиков. Сумма исчисленного единого сельскохозяйственного налога имеет тенденцию к ежегодному увеличению. Так, в 2012 г. по сравнению с 2008 г. темп роста составил 301,9%, или 655 млн руб. В 2012 г. прослеживается резкое увеличение среднего налога на одного ИП, прежде всего из-за снижения количества человек, представивших налоговые декларации.
Принимаемые государством меры по совершенствованию системы ЕСХН оказывают положительное влияние на развитие сельского хозяйства, растут поступления от данного налога в бюджетную систему страны. Это свидетельствует об усилении социальной и фискальной функций этого налога, а также о его соответствии основным принципам налогообложения, в первую очередь принципу социальной налоговой справедливости. Активно
используется ЕСХН государством в целях регулирования социально-экономических процессов.
Учитывая то, что система налогообложения в виде ЕСХН имеет специфическую направленность, рассмотрим долю единых налогов от применения УСНО в объекте налогообложения (табл. 8).
Налоговая нагрузка на налогоплательщиков в РФ, применяющих УСНО и ЕНВД, с 2008 по 2012 г. в среднем снизилась на 1,5%, что свидетельствует о положительном влиянии проводимой государством налоговой политики, направленной на сдерживание налогового бремени малого бизнеса. Согласно имеющимся данным, налоговая нагрузка при условиях применения УСНО, где в качестве объекта налогообложения выступают «доходы, уменьшенные на величину расходов», значительно выше, чем при объекте налогообложения «доходы». Согласно ст. 346.21 Налогового кодекса РФ «Порядок исчисления и уплаты налога», налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, имеют право уменьшить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, на сумму уплаченных за налоговый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также выплаченных работникам в течение налогового периода из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности. Рассчитанная авторами фактическая налоговая ставка как отноше-
Таблица 8
Фактическая налоговая ставка при применении УСНО юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в 2008-2012 гг., %
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Индивидуальный предприниматель
Доход 5,44 5,30 5,19 4,97 4,97
Доходы минус расходы 12,71 11,55 11,05 10,82 11,04
Минимальный налог 2,30 2,38 2,39 1,97 1,98
Юридическое лицо
Доход 4,00 3,96 4,00 3,71 3,77
Доходы минус расходы 12,70 10,99 10,79 10,59 10,70
Минимальный налог 4,35 4,51 4,53 4,34 3,77
Всего
Доход 4,48 4,41 4,40 4,15 4,21
Доходы минус расходы 12,71 11,14 10,86 10,65 10,79
Минимальный налог 5,05 5,26 5,31 5,25 4,41
Таблица 9
Задолженность налогоплательщиков по единым налогам от применения специальных налоговых режимов за 2008-2012 гг.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Задолженность налогоплательщиков по единым налогам от применения специальных налоговых режимов, млрд руб. 11,32 13,77 16,01 17,69 20,31
Задолженность налогоплательщиков в консолидированный бюджет РФ, всего, млрд руб. 559,07 698,96 704,53 675,31 728,16
Единый налог от специальных налоговых режимов, млрд руб. 175,85 173,43 205,69 223,08 258,87
Удельный вес задолженности в сумме налога, подлежащего уплате в бюджет, % 6,44 7,94 7,78 7,93 7,85
Удельный вес задолженности по специальным налоговым режимам в общей сумме задолженности, % 2,02 1,97 2,27 2,62 2,79
ние суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, к налоговой базе указывает на то, что в исследуемом периоде при определении объекта налогообложения по доходам разница между установленной налоговой ставкой в размере 6% и фактической составила в среднем 1,67%.
По объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», разница составила 3,81%. Фактическая налоговая ставка при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» существенно ниже установленной законодательством, что прежде всего связано с высоким процентом налогоплательщиков, уплачивающих минимальный налог.
По имеющимся данным, за исследуемый период задолженность перед бюджетом по налогам от специальных налоговых режимов демонстрировала тенденцию к увеличению. Так, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. задолженность увеличилась на 14,8%, или на 2,69 млрд руб., а за весь исследуемый период базисный темп роста составил 79,4%. Удельный вес задолженности в сумме налога, подлежащего уплате
в бюджет, в 2012 г. составил 7,9%. При этом также следует отметить, что существует положительная тенденция. Рост задолженности, во-первых, свидетельствует о наличии неполной уплаты налогов, подлежащих внесению в бюджет, во-вторых, объясняется сложностью расчетного механизма, в частности при применении УСНО с использованием объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (табл. 9).
Основываясь на анализе полученных данных (см. табл. 9), можно сделать вывод, что задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему страны, судя по ее ежегодным объемам и высокому удельному весу в налоговой задолженности и общей сумме налогов, остается до сих пор значительной и стабильно не разрешенной проблемой. Статистика свидетельствует, что большая часть малого бизнеса в настоящее время недостаточно контролируется государством. Показатели задолженности указывают на возможный теневой оборот и неэффективность применения механизмов действующего законодательства.
Таблица 10
Оценка показателей, формирующих налоговую политику государства в сфере малого бизнеса в РФ за 2008-2012 гг.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Поступление налогов, сборов и иных обязательных плате- 3 569,7 2 500,1 3 172,2 4 477,7 5 165,1
жей в федеральный бюджет, млрд руб.
Поступления от УСНО, млрд руб. 110,7 106,2 130,0 148,7 175,3
Поступления от ЕНВД, млрд руб. 63,4 64,9 72,4 71,1 79,9
Поступления от ЕСХН, млрд руб. 1,75 2,33 3,29 3,28 3,67
Доля поступлений от УСНО, % 3,1 4,2 4,1 3,3 3,4
Доля поступлений от ЕНВД, % 1,8 2,6 2,3 1,6 1,5
Доля поступлений от ЕСХН, % 0,05 0,09 0,10 0,07 0,07
Валовой внутренний продукт, млрд руб. 41 276,85 38 807,22 46 308,54 55 967,23 62 218,38
Доля поступлений от УСНО в ВВП, % 0,27 0,27 0,28 0,27 0,28
Доля поступлений от ЕНВД в ВВП, % 0,15 0,17 0,16 0,13 0,13
Доля поступлений от ЕСХН в ВВП, % 0,00 0,01 0,01 0,01 0,01
Федеральный бюджет РФ, млрд руб. 9 275,9 7 337,8 8 305,4 11 367,7 12 855,5
Доля поступлений от УСНО в федеральный бюджет, % 1,19 1,45 1,57 1,31 1,36
Доля поступлений от ЕНВД в федеральный бюджет, % 0,68 0,88 0,87 0,63 0,62
Доля поступлений от ЕСХН в федеральный бюджет, % 0,02 0,03 0,04 0,03 0,03
Единый налог от применения специальных налоговых 175,85 173,43 205,69 223,08 258,87
режимов, млрд руб.
Общая доля специальных налоговых режимов в налого- 4,93 6,94 6,48 4,98 5,01
вых доходах бюджета, %
Анализ результатов налоговой политики государства в сфере малого бизнеса показал, что в России специальные налоговые режимы являются сдерживающим фактором роста основных показателей деятельности в этой сфере экономики. Основной причиной сложившейся ситуации является действующая практика исчисления и взимания налогов при применении специальных налоговых режимов (табл. 10).
Малый бизнес в России является наиболее многочисленной сферой экономики. Оценка сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, показывает, что удельный вес поступлений от применения налогоплательщиками УСНО и ЕНВД от отдельных видов деятельности в общем объеме поступлений снижается. Так, в 2012 г. доходы от УСНО составили 3,4%, что меньше на 0,1%, чем в 2011 г., и на 0,8% меньше, чем в 2009 г. Доля поступлений доходов от ЕНВД в бюджетную систему страны также имеет тенденцию к снижению, что отрицательно сказывается на состоянии экономики. Наибольший вклад в доходную часть федерального бюджета страны (в среднем 1,4%) вносят малые предприятия и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО. Налоговые доходы от применения ЕНВД составляют менее 1%.
Следует отметить, что удельный вес от уплаты ЕНВД снижается как в федеральном бюджете, так
и в общей сумме налоговых поступлений. Единый сельскохозяйственный налог — это специфический налоговый режим, который вправе применять только сельскохозяйственные производители, его доля составляет менее 0,1%. Доля налоговых поступлений от применения специальных налоговых режимов в целом за рассматриваемый период не превысила 2% в федеральном бюджете РФ и 5% от общей суммы налоговых поступлений. Для оценки эффективности системы налогового регулирования малого бизнеса в РФ авторами, помимо величины налогового вклада, были использованы такие показатели налоговой нагрузки, как сумма налоговых платежей в расчете на одного плательщика и доля налоговых платежей в доходах предпринимателей.
По мнению большинства экспертов, переход российской экономики на инновационный путь развития невозможен без существенного уменьшения налогового бремени. В результате проведенного исследования сделан вывод об уменьшении фактической налоговой ставки при применении специальных налоговых режимов, что выразилось в негативных тенденциях в виде снижения налогового бремени и налогоемкости доходной части бюджета. При этом поступления от специальных налоговых режимов в федеральный бюджет имеют тенденцию к росту.
С помощью статистического анализа было установлено, что тенденцию изменения налогового бре-
мени специальных налоговых режимов достаточно точно описывает полином третьего порядка у = 0,333х3 — 3,357 х2 + 9,829х — 1,892; R2 = 0,8616,
где у — годовой уровень налогового бремени для специальных налоговых режимов, %;
х — временной уровень ряда налогового бремени.
Налогоемкость бюджета также описывает полином третьего порядка:
у = 0,006х3 — 0,065 х2 + 0,187х + 0,29; R2 = 0,995,
где у — годовой уровень налогоемкости специальных налоговых режимов федерального бюджета;
х — временной уровень ряда налогоемкости специальных налоговых режимов федерального бюджета.
Оценка динамики и прогноз эффективности налоговой системы РФ представлены на рис. 1.
Показатель налоговой нагрузки тесно связан с уровнем жизни населения. При этом наиболее рациональным и всеобъемлющим показателем выступает среднедушевой доход населения. При этом снижение налоговой нагрузки определяет рост уровня жизни населения. Влияние налоговой нагрузки на социальную составляющую экономического развития РФ представлено на рис. 2.
18 16 14 12 10-8" 6" 42" 0
Коэффициент корреляции между среднедушевым доходом и налоговой нагрузкой при применении налогоплательщиками УСНО (объект налогообложения — «доходы») составил -0,86. Выборочный коэффициент детерминации Кху = к^ = 0,74 свидетельствует, что на 74% вариация среднедушевого дохода в выборке обусловлена изменением налоговой нагрузки, а остальные 26% — изменением прочих неучтенных факторов. Коэффициент корреляции между среднедушевым доходом и налоговой нагрузкой при применении УСНО (объект налогообложения — «доходы, уменьшенные на величину расходов») составил 0,85. Выборочный коэффициент детерминации Кху = т^ = 0,72 свидетельствует о том, что на 72% вариация среднедушевого дохода в выборке обусловлена изменением налоговой нагрузки, а на остальные 28% — изменением прочих неучтенных факторов. Коэффициент корреляции между среднедушевым доходом и налоговой нагрузкой при применении ЕНВД составил 0,91. Выборочный коэффициент детерминации Кху = г^ = 0,83 показывает, что на 83% вариация среднедушевого дохода в выборке обусловлена изменением налоговой нагрузки, а на остальные 17% — изменением прочих неучтенных факторов.
Научное исследование продемонстрировало тесную зависимость исследуемых показателей и позволило сделать вывод о возможности уве-
300
250
200
150
100
50
0
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
I I Налог от специальных режимов (правая шкала), млрд руб.
Поступления от специальных режимов в федеральный бюджет (левая шкала), % НИ— Поступления в ВВП (левая шкала), %
...... Полиноминальная поступлений от специальных режимов в федеральный бюджет (левая шкала), %
" _ _ Полиноминальная поступлений в ВВП (левая шкала), %
Рис. 1. Оценка динамики и прогноз налогового бремени и налогоемкости бюджета РФ
14
х= 12
О4
§ 10
я §
п о
о 4 Н
0
-|-1-1-1-г
10 791,5 13 953,6 16 967,6 18 796 21 444
Среднедушевой доход, руб.
-Доход -О- Доходы минус расходы —ЕНВД Рис. 2. Влияние налогового бремени на социальную составляющую экономического развития РФ
личения ставки единого налога при применении налогоплательщиков УСНО (объект налогообложения — «доходы, уменьшенные на величину расходов»). Проведенное исследование позволило установить удельный вес суммы налога в общем объеме доходов, который составил в среднем 8%.
Статистическая оценка ситуации в сфере налогообложения малого бизнеса позволяет сделать выводы о необходимости пересмотра существующих концептуальных подходах к вопросам налогообложения малого бизнеса и использования в формировании модели новых перспективных направлений, инновационных приоритетов, а также наполнения процессов реформирования специальных налоговых режимов соответствующим содержанием, ориентированным на конечный результат и социальное благополучие. В целях повышения эффективности стимулирования малого бизнеса в РФ требуются реформирование и совершенствование существующей системы налогообложения. Повышению финансовой прозрачности и сокращению непроизводительности расходов и налогового бремени в малом бизнесе будет способствовать реформирование упрощенной системы налогообложения.
Проведенное исследование показало, что существует научно аргументированная возможность увеличения налоговой ставки для юридических и физических лиц при использовании ими объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» в среднем до 18%, что позволит сравнять налоговую нагрузку для всех категорий налогоплательщиков, использующих УСНО. При этом необходимо ликвидировать закрытый перечень расходов, указанный в ст. 346.17 «Порядок определения расходов», что позволит в значительной сте-
пени упразднить понятие налогового учета, упростить ведение бухгалтерского и налогового учета и уменьшить налогооблагаемую базу. Представляется целесообразным увеличение минимального налога с 1 до 5%. Также предлагается внести изменения в ст. 346. 17 «Порядок признания доходов и расходов» и ввести метод начисления как альтернативу кассовому методу определения доходов и расходов. Данные меры упростят ведение бухгалтерского учета для юридических лиц, применяющих УСНО, сделают его более прозрачным и эластичным.
В налоговом законодательстве РФ не существует понятия «микропредприятие», хотя проведенный анализ позволяет сделать вывод, что их удельный вес в общем количестве малых предприятий составляет более 80%. Поэтому было бы целесообразно предложить выделение микропредприятий в отдельную категорию налогоплательщиков, использовав критерии, указанные в Федеральном законе от 24.07.2007 №№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Применение прогрессивной налоговой ставки (табл. 11, рис. 3) микропредприятиями позволит на стадии организации финансово-хозяйственного процесса поддержать субъекты малого предпринимательства в финансовом аспекте, снизить расходы на налогообложение и тем самым, с одной стороны, простимулировать развитие бизнеса, с другой — активизировать последующий рост сумм налоговых поступлений в бюджет РФ (рис. 4). Основываясь на показателях, представленных в табл. 11, проследим динамику налоговой базы при различных методах ее формирования в условиях применения УСНО.
Применение прогрессивной налоговой ставки по сравнению с действующей ставкой для микро-
7х"
43
8
2
Таблица 11
Прогрессивная налоговая ставка при применении налогоплательщиками и микропредприятиями упрощенной системы налогообложения, %
Налоговая база, млн руб. Налоговая ставка при использовании объекта налогообложения Минимальный налог при использовании объекта налогообложения ««доходы минус расходы»
доходы доходы минус расходы
От 0 до 1 2 6 5
От 1 до 5 2,5 6,5 5
От 5 до 10 3 7 5
От 10 до 20 3,5 7,5 5
От 20 до 40 4 8 5
От 40 до 60 4,5 8,5 5
4= 7 000'
6 000'
,1 5 000-
§ 4000--
3 000-
2 2 000- ■
Ц 1 000--
сз
з з
о
Ш
1
■О
а
.п
Доходы (прогрессивная ставка)
Доходы (действующая ставка)
До 1 млн руб. 20-40 млн руб.
Доходы минус
расходы (прогрессивная ставка)
Ш5-
Доходы минус
расходы (действующая ставка)
Минимальный
налог (прогрессивная ставка)
Минимальный
налог (действующая ставка)
10 млн руб. 40-59 млн руб.
У/Л 10-20 млн руб.
60 млн руб. и более
Рис. 3. Оценка эффективности применения прогрессивной налоговой ставки микропредприятиями
6 000
с 5 000
4 000
3 000
2 000
1 000-
0,99
4,99
19,9
9,99 1С Доходы
Минимальный налог Доходы минус расходы
"Г
20 39,9 40 59,99 Налоговая база
Рис. 4. Оценка результативности прогрессивной налоговой ставки при применении налогоплательщиками — микропредприятиями упрощенной системы налогообложения, млн руб.
0
предприятий является наиболее приемлемой, так как на стадии становления малый бизнес в большей степени подвержен риску банкротства. Налоговая нагрузка для микропредприятий, применяющих УСНО, при объекте налогообложения «доходы», в среднем снизится на 54,17%, при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», — в среднем на 48,33%. Увеличение минимального налога позволит сократить число уплачивающих его предприятий.
В связи с изменениями налогового законодательства РФ в 2013 г. юридические лица, применяющие УСНО, обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет. С одной стороны, данные меры позволят контролирующим органам производить более детальный анализ деятельности малого бизнеса, с другой — налогоплательщики увеличат затраты на его ведение. Установленный в 2010 г. максимальный доход по итогам отчетного (налогового) периода в размере 60 млн руб., согласно ст. 346.13 НК РФ «Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения», до настоящего момента не корректировался. Индекс потребительских цен с 2008 по 2012 г., согласно данным Росстата, ежегодно увеличивается в среднем на 10%. Таким образом, целесообразно с 01.01.2015 увеличить доход до 87 млн руб. и ежегодно применять корректировку данного показателя на индекс потребительских цен или уровень инфляции, что также было исследовано при подготовке представленной работы.
Для системы налогообложения ЕНВД для отдельных видов деятельности рекомендуется увеличение налогового периода до календарного года с введением понятия отчетного периода (квартал, полугодие, 9 мес.), что позволит сократить финансовое и психологическое воздействие со стороны контрольно-проверочных органов на субъекты малого бизнеса. Эта мера позволит снизить применение штрафных санкций. Предоставлять налоговую декларацию в данном случае было бы целесообразно по итогам налогового периода, т.е. один раз в год. Продолжить проведение мониторинга эффектив-
ности использования ЕНВД в системе налогообложения с учетом применения УСНО субъектами малого бизнеса.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 N° 145-ФЗ (в ред. от 01.01.2014).
2. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2008. 688 с.
3. Данные по формам статистической налоговой отчетности. URL: http://www.nalog.ru/rn23/ search/?text.
4. Желтоносов В.М., Щеблыкина Ю.С. Регулирование налоговых режимов малого предпринимательства // Все для бухгалтера. 2007. N 3. С.34-38.
5. Малое и среднее предпринимательство в России: стат. сб. М.: Росстат, 2008.
6. Малое и среднее предпринимательство в России: стат. сб. М.: Росстат, 2009.
7. Малое и среднее предпринимательство в России: стат. сб. М.: Росстат, 2010.
8. Малое и среднее предпринимательство в России: стат. сб. М.: Росстат, 2011.
9. Малое и среднее предпринимательство в России: стат. сб. М.: Росстат, 2012.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 02.04.2014).
11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 05.04.2013).
12. Окунь А.С. Налоговый инструментарий обеспечения экономической безопасности государства: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 126 с.
13. Серикова Ю.С. Бухгалтерский учет при упрощенной системе налогообложения // Академический вестник Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права. 2011. № 4. С. 216-222.
Financial analytics: science and experience Taxes and taxation
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
IMPROVEMENT OF TAX INSTRUMENTS IN THE SYSTEM OF SMALL BUSINESS
Anzhela S. OKUN', Yuliya A. STESHENKO
Abstract
The article performs analysis of the special tax regimes, which are applied by the entities of the small business of the Russian Federation. The authors propose the measures, which are aimed at improving the fiscal management of the taxation system in the business activity in terms of its efficiency and the increase of tax revenue collection in income part of the budget system of the State.
Keywords: tax instrument, special tax regime, small business, taxpayer, micro-enterprise, tax load, average per capita income, efficiency, GDP
References
1. Federal Law "Budget Code of the Russian Federation" of July 31, 1998 № 145-FZ (as amended by January 01, 2014). (In Russ.).
2. Gryaznova A.G., Dumnaya N.N. Makroekonomi-ka. Teoriya i rossiiskaya praktika [Macroeconomics. Theory and the Russian practice]. Moscow, KnoRus Publ., 2008, 688 p.
3. Dannye po formam statisticheskoi nalogovoi otchetnosti [The data on the forms of statistical tax reporting]. Available at: http://www.nalog.ru/rn23/ search/?text. (In Russ.)
4. Zheltonosov V.M., ShcheblykinaYu.S. Regulirov-anie nalogovykh rezhimov malogo predprinimatel'stva [Regulation of tax regimes for small business]. Vse dlya bukhgaltera — Everything to an accountant, 2007, no. 3, pp. 34-38.
5. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii: stat. sb. [Small and medium-sized businesses in Russia: a statistics digest]. Moscow, Rosstat Publ., 2008.
6. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii: stat. sb. [Small and medium-sized businesses in Russia: a statistics digest]. Moscow, Rosstat Publ., 2009.
7. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii: stat. sb. [Small and medium-sized businesses in Russia: a statistics digest]. Moscow, Rosstat Publ., 2010.
8. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii: stat. sb. [Small and medium-sized businesses in Russia a statistics digest]. Moscow, Rosstat Publ., 2011.
9. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii: stat. sb. [Small and medium-sized businesses in Russia: a statistics digest]. Moscow, Rosstat Publ., 2012.
10. Federal Law "The Russian Federation Tax Code. Part 1" of July 31, 1998 № 146-FZ (as amended by April 02, 2014). (In Russ.).
11. Federal Law "The Russian Federation Tax Code. Part 2" of August 05, 2000 № 117-FZ (as amended by April 05, 2013). (In Russ.).
12. Okun' A.S. Nalogovyi instrumentarii obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti gos-udarstva [Tax instruments to ensure economic security of the State]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2010, 126 p.
13. Serikova Yu.S. Bukhgalterskii uchet pri up-roshchennoi sisteme nalogooblozheniya [Accounting for the simplified taxation system]. Akademicheskii vestnik Tyumenskoi gosudarstvennoi akademii mirovoi ekonomiki, upravleniya i prava -Academic journal of Tyumen State Academy of Economy, Management and Law, 2011, no. 4, pp. 216-222.
Anzhela S. OKUN'
Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation [email protected] Yuliya A. STESHENKO Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation [email protected]