Научная статья на тему 'Специальные налоговые режимы в помощь малому бизнесу'

Специальные налоговые режимы в помощь малому бизнесу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / STATE SUPPORT / SMALL BUSINESS / MODERNIZATION / ECONOMY / INSTABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жураковский Александр Сергеевич

Государственная поддержка малого предпринимательства стала одним из основных направлений модернизации экономики страны. В текущих условиях финансово-экономической нестабильности важным инструментом стимулирования развития экономики и поддержания деловой активности является снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, в т. ч. и малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жураковский Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL TAX MODES FOR AID TO SMALL-SCALE BUSINESS

The state support of small business became one of the basic directions of modernization of national economy. In current conditions of financial and economic instability the important tool of stimulation of development of economy and maintenance of business activity is tax load decrease on subjects of entrepreneurial activity, including and small business.

Текст научной работы на тему «Специальные налоговые режимы в помощь малому бизнесу»

УДК 330.190.2

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ В ПОМОЩЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ

© Александр Сергеевич ЖУРАКОВСКИЙ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: fXtralex@mail.ru

Г осударственная поддержка малого предпринимательства стала одним из основных направлений модернизации экономики страны. В текущих условиях финансово-экономической нестабильности важным инструментом стимулирования развития экономики и поддержания деловой активности является снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, в т. ч. и малого предпринимательства.

Ключевые слова: государственная поддержка; малое предпринимательство; модернизация; экономика; нестабильность.

Приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации - поддержка и создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Основная цель поддержки малого бизнеса - повышение его конкурентоспособности, что послужит дополнительным ресурсом для развития производственного комплекса

страны и, как следствие, создания новых рабочих мест.

Все субъекты хозяйствования в соответствии с законами Российской Федерации обязаны платить налоги: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы (налоги субъектов Российской Федерации) и местные налоги и сборы.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено несколько систем налогообложения:

- общепринятая система налогообложения (общий режим);

- упрощенная система налогообложения (УСН);

- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Так как ЕСНХ направлен в большей части на поддержку сельскохозяйственных производителей, основным условием применения режима является доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции (не менее 70 %), то его нельзя отнести в полной мере к режимам направленным именно на поддержку малого предпринимательства. Поэтому детально разберем ЕНВД и УСН.

Упрощенная система налогообложения была введена федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ. Почему же она называется «упрощенной»? Все дело в количестве уплачиваемых налогов, а также в ведении бухгалтерской отчетности (а точнее в отсутствии обязанности ее представления). В соответствии со ст. 346.11. НК РФ, упрощенную систему налогообложения могут приме -нять как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Итак, по сравнению с общим режимом при упрощенной системе налогообложения (УСН):

- вместо ряда налогов: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДС - уплачивается единый налог. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, не являются плательщиками НДФЛ, налога на имущество физических лиц, НДС;

- налоговая отчетность представляется реже - не ежеквартально, а только один раз в год - по итогам налогового периода;

- существенно снижается документооборот;

- за счет возможности выбирать объект налогообложения и добровольного характера выбора самой УСН появляется возможность прогнозировать и планировать налоговую нагрузку.

В соответствии с п. 3 ст. 4 федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгал-

терском учете» организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет (за исключением учета основных средств и нематериальных активов).

В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН:

- организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

- банки;

- страховщики;

- негосударственные пенсионные фонды;

- инвестиционные фонды;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- ломбарды;

- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

- организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

- организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 НК РФ;

- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %;

- организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

- организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.;

- бюджетные учреждения;

- иностранные организации.

Налогоплательщик может перейти на УСН только с начала календарного года, т. е. с 1 января. Так, согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели подают заявление о переходе на УСН в период с 1 октября по 30 ноября года. предшествующего году ее применения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). Организации обязаны сообщить в заявлении о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года. Организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором подано заявление, ее доходы не превысили 45 млн руб. (ст. 346.12 НК РФ). Необходимо обратить внимание на то, что налогоплательщики, применяющие данный специальный налоговый режим, не могут от него отказаться в течение года. Исключение - превышение доходов свыше 60 млн руб. по итогам отчетного (налогового) периода, а также несоответствие иным требованиям, установленным для упрощенной системы налогообложения (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Такое заявление носит уведомительный характер, и налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в применении обсуждаемого спец-режима, если все условия соблюдены.

Согласно ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения при применении УСН признаются:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Если объектом налогообложения являются «доходы», налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.

Если объектом налогообложения являются «доходы, уменьшенные на величину расходов», налоговая ставка устанавливается в размере 15 % (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Уточним, что Налоговым кодексом установлен минимальный размер налога - 1 % от налоговой базы, в качестве которой приняты доходы (ст. 346.18 НК). В том случае, если сумма начисленного в общем порядке налога меньше - уплате подлежит этот обязательный минимум. Законами субъектов Россий-

ской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков. Так, в Тамбовской области законом № 499-З от 03.03.2009 г. ставка снижена до 5 % для налогоплательщиков, осуществляющих следующие виды предпринимательской деятельности:

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

- добычу полезных ископаемых;

- строительство;

- удаление сточных вод, отходов и аналогичную деятельность;

- управление недвижимым имуществом;

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

- научные исследования и разработки;

- разработку программного обеспечения и консультирование в этой области;

- деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

Выбор объекта налогообложения определяется самим налогоплательщиком. Заметим, что объект может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода он не может менять объект налогообложения.

Налоговый период по налогу равен календарному году, отчетные периоды - кварталу, полугодию и девяти месяцам.

По итогам отчетных периодов налогоплательщики исчисляют авансовые платежи по налогу.

С 1 января 2009 г. налогоплательщики, применяющие УСН, освобождены от обязанности представлять налоговые декларации и расчеты по итогам отчетного периода, но как и раньше обязаны уплачивать авансовые платежи по налогу, которые уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (т. е. 25 апреля, 25 июля, 25 октября).

Налоговая декларация при применении УСН по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организа-циями по месту своего нахождения не позд-

нее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики-индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Также с 1 января 2009 г. внесены поправки в НК РФ, значительно расширяющие сферу применения УСН на основе патента. Расширен список видов деятельности, при которых возможно применение УСН на основе патента. Теперь данный налоговый режим можно применять, в частности, при оказании услуг общественного питания, при занятиях частной медицинской практикой, частной фармацевтической или детективной деятельностью.

Также УСН на основе патента применяется в отношении некоторых видов деятельности, связанных с сельскохозяйственным производством.

Ранее индивидуальные предприниматели вправе были применять УСН на основе патента, только если они не использовали наемный труд, в т. ч. лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. Теперь это ограничение снято. Среднесписочная численность таких сотрудников не должна превышать за налоговый период пять человек (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ).

Специальный налоговый режим в виде уплаты единого налога на вмененный доход, предусмотренный гл. 26.3 НК РФ, рассчитан именно на представителей малого бизнеса. Одна из его особенностей заключается в том, что величина уплачиваемого налога (ЕНВД) зависит не от реальной прибыли, а от определенных физических показателей. Поэтому он выгоден для предприимчивых и деятельных субъектов предпринимательства.

В отличие от упрощенной системы налогообложения система в виде уплаты ЕНВД является обязательной. Рекомендованный список видов деятельности, попадающих под эту систему перечислен в ст. 346.26 НК РФ; окончательный же перечень устанавливается решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов субъектов федерации.

ЕНВД не могут применять организации и предприниматели, среднесписочная чис-

ленность работников которых превышает 100 человек, организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %, индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса на упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Предприятия и предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, освобождаются от уплаты следующих налогов:

- НДС;

- налог на имущество;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей - налог на доходы физических лиц).

В то же время организации, применяющие общий режим налогообложения или УСН, также обязаны уплачивать единый вмененный налог и подавать соответствующую налоговую отчетность, если какая-либо их деятельность входит в перечень деятельностей попадающих под ЕНВД.

Ставка единого налога на вмененный доход является единой для всех - 15 % от вмененного дохода. Только платится он не с фактического дохода, а с того, который вменен законом.

Объектом налогообложения для приме -нения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода. При расчете величины вмененного дохода учитывается значение базовой доходности, число физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности.

Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода. Корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на

результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

При исчислении единого налога необходимо также учитывать корректирующие коэффициенты базовой доходности, которые показывают степень влияния определенных факторов на результат предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются значения коэффициента К2. Так, в городе Тамбове корректирующие значения коэффициента К2 определены Решением Тамбовской городской Думы от 9 ноября 2005 г. № 75 «О введении в действие на территории города Тамбова системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Другой корректирующий коэффициент К1 определяется на каждый календарный год и публикуется в порядке, установленном Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 1834-р. Согласно данному документу Минэкономразвития России ежегодно не позднее 20 ноября публикует в «Российской газете» согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год (Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 от 1 ноября 2011 г. № 612 коэффициент К1 равный 1,4942).

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Следует также помнить о том, что организации, применяющие общий режим налогообложения или уплачивающие ЕНВД, ведут бухгалтерский учет в полном объеме.

1. Налоговый кодекс РФ, часть вторая (в действующей редакции) // СПС «Консультант-Плюс», 2011.

2. Налоговый кодекс РФ, часть первая (в действующей редакции) // СПС «Консультант-Плюс», 2011

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (в ред. от 27.12.2009): федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Российская газета. 2007. 31 июля.

4. Упрощенная система налогообложения, как способ поддержки малого бизнеса // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. № 45.

5. Определим систему для начинающего предпринимателя // Малая бухгалтерия. 2010 № 4.

Поступила в редакцию 14.01.2012 г.

UDC 330.190.2

SPECIAL TAX MODES FOR AID TO SMALL-SCALE BUSINESS

Aleksander Sergeyevich ZHURAKOVSKIY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: fxtralex@mail.ru The state support of small business became one of the basic directions of modernization of national economy. In current conditions of financial and economic instability the important tool of stimulation of development of economy and maintenance of business activity is tax load decrease on subjects of entrepreneurial activity, including and small business.

Key words: state support; small business; modernization; economy; instability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.