Научная статья на тему 'Налоговые источники местных бюджетов: реальность и перспективы развития налогообложения малого и среднего бизнеса'

Налоговые источники местных бюджетов: реальность и перспективы развития налогообложения малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД / ПАТЕНТ / НАЛОГ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова О.С.

В статье проведен расчет потенциальных налоговых доходов местных бюджетов от применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, а также анализ недостатков налогового законодательства в отношении специальных налоговых режимов. Сделан вывод о необходимости закрепления за конкретным органом власти обязанности по сбору информации по субъектам малого и среднего бизнеса для повышения результативности налогового контроля и укрепления финансовых основ местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые источники местных бюджетов: реальность и перспективы развития налогообложения малого и среднего бизнеса»

28 (118) - 2012

Налоги и налогообложение

УДК 336.221.262

НАЛОГОВЫЕ ИСТОЧНИКИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

О. С. КУЗНЕЦОВА,

главный специалист отдела мониторинга хода реализации и контроля за исполнением инвестиционных контрактов E-mail: olga. shalimova1981@yandex. ru Управление развития и регулирования инвестиционной деятельности департамента экономической политики и развития Москвы

для социальной защищенности населения через увеличение занятости, конкуренции в борьбе за работников на рынке труда и предоставление гражданам России возможности самим обеспечить себе достойный уровень жизни. Особенно это актуально для небольших городов и сельской местности, где крупные компании не представлены и работу может предоставить или государственный (муниципальный) сектор, или малый и средний бизнес. Данная категория хозяйствующих субъектов обладает наибольшей мобильностью в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры и внедрения новых форм хозяйствования и технологий. Вместе с тем развитие малого и среднего бизнеса неразделимо связано с увеличением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Во исполнение Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 201-р «Об информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики

В статье проведен расчет потенциальных налоговых доходов местных бюджетов от применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, а также анализ недостатков налогового законодательства в отношении специальных налоговых режимов. Сделан вывод о необходимости закрепления за конкретным органом власти обязанности по сбору информации по субъектам малого и среднего бизнеса для повышения результативности налогового контроля и укрепления финансовых основ местного самоуправления.

Ключевые слова: малый бизнес, вмененный доход, патент, налог, местный бюджет, упрощенная система.

Малый и средний бизнес - это существенная часть экономики, которая способна оперативно реагировать на изменения рынка. Важность малого и среднего бизнеса на территории России состоит еще и в том, что именно они могут обеспечить решение не только экономических, но и социальных проблем. Малый и средний бизнес могут стать основой

дуальных предпринимателей занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспортной деятельностью и операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг занимается 22 %. Почти 8 % индивидуальных предпринимателей работают в сельском хозяйстве (рис. 2).

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) большинство налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность по указанным видам деятельности, ведут налоговый учет с применением специальных налоговых режимов.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. планируется совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства [6]. Так, с 01.01.2013 будет введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая в виде отдельной главы НК РФ будет выделена из гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (УСН) в самостоятельный специальный налоговый режим. Вместе с тем налогоплательщики смогут вести указанный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской деятельности. Кроме того, будут установлены минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога, которые субъекты Российской

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых

Рис. 1. Распределение юридических лиц малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в 2010 г., %

Российской Федерации» во II квартале 2011 г. (по итогам 2010 г.) Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации проведено сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства [8]. По предварительным итогам этого наблюдения в 2010 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 4 560 758 ед., в том числе средних предприятий -26 485 ед., малых - 4 534 273 ед.

Вместе с тем количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, фактически осуществляющих деятельность, составило всего 70 %. Одной из задач сплошного наблюдения являлось формирование информации об отраслевой структуре малого бизнеса. Для этого на основании представленной предприятиями информации об осуществляемых ими видах экономической деятельности органами государственной статистики проведена идентификация объектов по фактически осуществляемому основному виду деятельности.

Основное количество малых и средних предприятий - юридических лиц - осуществляют деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, операций с недвижимым имуществом, аренды и строительства, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств (рис 1).

Индивидуальные предприниматели предпочли реализовать свою деятельность в торговле, сфере услуг и сельском хозяйстве. Более половины индиви-

финансовая аналитика

проблемы и решения

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Операции с недвижимыму имуществом, аренда и предоставление услуг

Обрабатывающие производства

Строительство

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Рис. 2. Распределение индивидуальных предпринимателей малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в 2010 г., %

Федерации будут вправе увеличивать от трех до пяти раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности. Индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, разрешено будет использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 чел. При этом 90 % поступлений от патентной системы налогообложения будет направляться в бюджеты муниципальных образований и 10 % в бюджеты субъектов Российской Федерации. Переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 2013 г. станет добровольным, и данный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет отменен с 2018 г.

Необходимость данных изменений назрела давно. Например, ЕНВД полностью зачисляется в местные бюджеты, но права региональных и местных органов власти по этому налогу предельно ограничены. Размеры базовой доходности по видам деятельности, пределы изменений корректирующего коэффициента устанавливаются и определяются на федеральном уровне. Эта практика явилась реакцией на излишне широкий разброс базовой доходности в разрезе субъектов Российской Федерации, который допускался в первоначальном варианте этого режима.

В настоящее время фиксация показателя базовой доходности в Налоговом кодексе РФ стала экономически нецелесообразной, поскольку не позволяет объективно учесть различные возможности хозяйствующих субъектов при получении доходов.

В связи с этим для некоторых налогоплательщиков ЕНВД оказывается слишком либеральным, нарушая принцип справедливости налогообложения, провозглашенный еще А. Смитом, а муниципальный бюджет не получает потенциально возможных доходов. Применение системы налогообложения в виде ЕНВД давно превратилось в законный способ минимизации налоговой нагрузки. При этом налоговая нагрузка оказывается чрезмерно низкой и не соответствует ни фактическому, ни вмененному размеру дохода от финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому изменение применения ЕНВД с обязательного характера на уведомительный является необходимой мерой для увеличения налоговых доходов местных бюджетов.

В период 2013 - 2017 гг. одновременно будут действовать патентная система налогообложения и ЕНВД, при этом виды предпринимательской деятельности, на которые распространяются указанные системы налогообложения, во многом совпадают, в связи с чем законопроектом предусмотрено самостоятельное право выбора налогоплательщиком между данными специальными режимами налогообложения. Однако предположение, что выбор налогоплательщиков остановится на применении УСН на основе патента, представляется довольно спорным. Рассчитаем на примере Липецкого района Липецкой области сумму налога к уплате в бюджет в разрезе указанных налоговых режимов по виду деятельности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств [3, 4] (табл. 1).

Разница между ЕНВД и УСНО составляет 7 575 руб.

Таблица 1 Расчет налога к уплате в бюджет по системе налогообложения в виде ЕНВД и УСН на основе патента*

Показатель ЕНВД УСНО на основе патента

Базовая доходность, руб. 12 000 -

Количество работников, включая 1 1

индивидуального предпринимателя

К1 1,4942 -

К2 0,033 -

Годовой доход, руб. 7 100 360 000

Понижающий коэффициент - 0,4

Годовой доход с учетом 7 100 144 000

понижающего коэффициента, руб.

Налоговая ставка, % 15 6

Сумма налога к уплате за год, руб. 1 065 8 640

* Налог к уплате в бюджет рассчитан без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В случае применения патентной системы налогообложения потенциальный годовой доход даже с учетом понижающего коэффициента значительно выше вмененного дохода, а, соответственно, и сумма налога, исчисленная по итогам года (см. табл. 1). С одной стороны, данное обстоятельство значительно укрепит доходную часть местного бюджета, с другой, возникает вопрос: какой из режимов налогообложения для себя выберут индивидуальные предприниматели?

Конечно, система налогообложения в виде ЕНВД не соответствует экономическим реалиям и требует альтернативы, но введение УСН на основе патента должно способствовать прозрачности доходов налогоплательщика и увеличению налоговых поступлений в местные бюджеты. Однако порядок исчисления налога по указанному режиму вызывает ряд вопросов.

Так, если в календарном году, в котором налогоплательщик применяет УСН на основе патента, его доходы превысили размер доходов, установленный ст. 346.13 НК РФ, независимо от количества полученных в указанном году патентов, налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН на основе патента и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан соответствующий патент. Индивидуальный предприниматель, перешедший с УСН на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН на основе патента не ранее чем через три года

после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента [1]. Следовательно, в течение трех лет, на которые действует запрет, налогоплательщик имеет право применять общий режим налогообложения или вновь систему налогообложения в виде ЕНВД, что на законных основаниях позволяет минимизировать налоговую нагрузку.

Вместе с тем при оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данная норма НК РФ не указывает на сумму начисленных или уплаченных страховых взносов, налогоплательщик имеет право уменьшить единый налог, исчисленный в связи с применением патентной системы налогообложения.

В свою очередь УСН и система налогообложения в виде уплаты ЕНВД предусматривают уменьшение суммы налога, исчисленного за налоговый период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Указанное ограничение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Ссылка к данной норме в статье НК РФ о применении УСН на основе патента отсутствует. В связи с этим налогоплательщики упрощенной системы на основе патента имеют право уменьшать сумму налога к уплате на сумму начисленных страховых взносов на

обязательное пенсионное страхование, фактически не уплачивая их в бюджет, что влечет неполную уплату единого налога в местный бюджет.

Кроме того, в соответствии со ст. 346.24, ст. 346.25.1 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. Данные положения НК РФ затрудняют контрольные мероприятия по вопросам правильности и полноты исчисления налога к уплате в бюджет. Во-первых, не все индивидуальные предприниматели имеют расчетные счета в банках. Во-вторых, большинство видов деятельности, указанных в УСН на основе патента, разрешают не применять контрольно-кассовую технику, а регулятивно-контролирующие функции налоговых органов и органов местного самоуправления в отношении малого и среднего бизнеса носят ограниченный характер, не допускающий административного вмешательства.

Вместе с тем в соответствии с порядком заполнения книги доходов и расходов налогоплательщик обязан представить ее в налоговый орган для заверения. Кроме того, книга учета доходов и расходов, ведение которой в течение налогового периода осуществлялось в электронном виде, после выведения на бумажные носители по окончании налогового периода должна быть представлена в налоговый орган для заверения должностным лицом налогового органа не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации по итогам налогового периода [5]. Учитывая это, если налогоплательщик обратился в налоговый орган с просьбой заверить книгу учета доходов и расходов, то должностные лица обязаны в присутствии налогоплательщика заверить ее подписью и печатью. Налогоплательщики, которые ведут книгу доходов и расходов на бумажном носителе, должны ее заверить до начала ее ведения. В связи с этим необходимо внести в НК РФ положение об обязательном представлении по итогам налогового периода книги учета доходов и расходов в налоговый орган для проведения контрольных мероприятий.

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что в случае, если вид предпринимательской деятельности входит в перечень, предусмотренный для применения ЕНВД, то размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по данному виду предприниматель-

ской деятельности не может превышать величины базовой доходности, установленной для ЕНВД в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности, умноженную на 30. В связи с отменой с 2018 г. ЕНВД можно предположить, что перечень видов деятельности, установленных для применения этой системы налогообложения, будет утвержден и для применения упрощенной системы на основе патента. В связи с этим отмена ЕНВД и применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента может оказать положительное влияние на формирование налоговых источников доходной части местных бюджетов.

Допустим, что налогоплательщики ЕНВД с 2018 г. выберут в качестве системы налогообложения упрощенную систему на основе патента. На основе данных статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы Российской Федерации по ЕНВД (отчет 5 -ЕНВД) за 2011 г. можно рассчитать предполагаемые показатели УСН на основе патента по итогам налогового периода (табл. 2).

Конечно, приведенный в табл. 2 расчет предполагаемых налоговых поступлений от применения патентной налоговой системы не учитывает множества факторов, оказывающих влияние на величину налога к уплате в бюджет, например:

- изменение законодательства;

- разработку и реализацию государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса и

населения;

- изменение численности населения;

- регистрацию и снятие с налогового учета субъектов предпринимательской деятельности;

- эффективность налогового контроля.

Кроме того, в отчете-5 ЕНВД «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому вмененному налогу для отдельных видов деятельности» представлена информация только по налогоплательщикам, представившим декларации в налоговые органы, и не содержится данных о количестве налогоплательщиков, вновь зарегистрированных и снятых с налогового учета в течение года, что не позволяет определить количество налогоплательщиков, имеющих обязанность по уплате ЕНВД.

Тем не менее даже с учетом перечисленных погрешностей можно сделать вывод о том, что в результате отмены ЕНВД размер налогов, подлежащих уплате в бюджет, будет соответствовать экономической действительности. Совершенствование налогового законодательства в отношении

Таблица 2

Расчет налоговых поступлений в бюджет от упрощенной системы налогообложения на основе патента, тыс. руб. [7]

Показатель Графа Сумма

Налоговая база по ЕНВД 1 487 143 546

(отчет 5-ЕНВД)

Исчислено ЕНВД (отчет 5-ЕНВД) 2 73 071 121

ЕНВД к уплате (отчет 5-ЕНВД) 3 44 422 157

Страховые взносы на обязательное 4 61

пенсионное страхование, уменьша-

ющие исчисленный ЕНВД

(графа 4/ графа 3 • 100), %

Предполагаемый потенциальный 5 14 614 306

годовой доход УСН на основе 380

патента (графа 1 • 30)

Предполагаемый исчисленный 6 876 858

налог УСН на основе патента 382,8

(графа 5 • 6 %)

Налог к уплате по УСН на основе 7 533 068

патента (графа 6 • графа 4) 881,58

Отклонение налога к уплате между ЕНВД и УСН (графа 3 - графа 7) 8 488 646 724,58

Предполагаемые поступления 9 479 761

в бюджет муниципального образования (графа 7 • 90 %) 993,42

Предполагаемые поступления в бюджет субъекта РФ {графа 7 • 10 %) 10 53 306 888,16

Рост предполагаемых поступлений в местный бюджет 11 1 080

(графа 9/ графа 3), %

рассматриваемых систем налогообложения должно быть направлено на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства и выхода из тени самозанятого населения (мелкие бытовые услуги, репетиторство, ремесленничество, извоз и т. п. виды микробизнеса) и обеспечит рост налоговых доходов в местный бюджет, которые позволят значительно увеличить финансовую самостоятельность местных бюджетов и расширить налоговый потенциал территории.

Наряду с указанными специальными налоговыми режимами юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право применять системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) и УСН. Применение системы налогообложения в виде ЕСХН подразумевает использование природных ресурсов (в большей степени земельных и водных ресурсов) для осуществления финансово-хозяйственной деятельности на территории одного или нескольких муниципальных образований, при этом в соответствии с бюджетным

законодательством единый сельскохозяйственный налог практически является федеральным и зачисляется в местный бюджет лишь частично.

При исчислении и уплате ЕСХН наряду с УСН предоставляется право налогоплательщику осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Но при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплачивается минимальный налог в размере 1 % от дохода. Таким образом, несмотря на получение по итогам налогового периода убытка, минимальный налог подлежит уплате и зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации. В то же время при получении убытка при исчислении ЕСХН минимальный налог в бюджет не уплачивается. Учитывая те обстоятельства, что результаты финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей зависят от погодных условий, сезонности, форс-мажорных обстоятельств, а также связаны с высоким уровнем затрат, по итогам налогового периода налогоплательщик зачастую получает отрицательный финансовый результат. В результате при переносе убытков на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, налог не поступает в бюджет довольно длительный период времени. Целесообразно сократить указанный период и установить по аналогии с УСН минимальный налог, уплачиваемый в бюджет муниципальных образований по ЕСХН. В связи с этим целесообразно пересмотреть процентное соотношение налоговых доходов в местный бюджет от федеральных и региональных налогов в сторону увеличения отчислений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации по налогам от специальных налоговых режимов, уплачиваемых в местные бюджеты в целом по России за период с 2008 по 2011 г., кроме кризисного 2009 г., наблюдается тенденция к росту (рис. 3).

При этом удельный вес налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов в сумме всех налоговых доходов местных бюджетов с 2008 по 2011 г., кроме 2009 г., сохраняется на уровне 11 %. Провести анализ участия в налоговых доходах местных бюджетов налоговых поступлений от субъектов малого и среднего пред-

70 000

60 000

50 000

40 000

30 000

20 000

10 000

2008

| | Упрощенная система налогообложения

2009

2010

2011

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

[:■:■: | Единый сельскохозяйственный налог

Рис. 3. Динамика поступлений налогов от специальных налоговых режимов в местные бюджеты в целом по России с 2008 по 2011 г., млн руб. [7]

принимательства, применяющих другие режимы налогообложения, не представляется возможным, так как на федеральном уровне по данным категориям налогоплательщиков статистическая налоговая отчетность не предусмотрена.

Интерес к оценке показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства с каждым годом растет как со стороны государства и населения, так и со стороны самих налогоплательщиков. Особенностью показателей оценки эффективности малого предпринимательства в регионе является их ориентация на аккумуляцию эффектов, позволяющих обеспечить связанность социально-экономических интересов населения региона с предпринимательской деятельностью.

Для эффективного регулирования процессов развития малого и среднего предпринимательства, с учетом интересов развития региональной экономики в целом, органы государственной власти должны осуществлять мониторинг развития малого бизнеса, его вклад в региональную экономику посредством обмена имеющейся информации между собой. Так, например, острой проблемой при проведении сплошного наблюдения органами государственной статистики явилось наличие организаций, полностью прекративших свою деятельность без проведения официальной процедуры ликвидации, а также отсутствие точных

адресов фактического осуществления деятельности предприятиями, несмотря на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N° 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о регистрации обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения и жительства. Кроме того, от 24 тыс. респондентов получить отчеты не удалось, по другим причинам (временно отсутствовали на момент проведения обследования, банкроты, в связи со смертью индивидуального предпринимателя, не исключенного из ЕГРИП) не получены данные примерно от 50 тыс. респондентов [8].

Необходимо регламентировать порядок сбора информации по субъектам малого и среднего бизнеса за конкретным органом власти. В настоящее время наиболее полной информацией обладают налоговые органы, однако статистическая налоговая отчетность по показателям деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в разрезе налоговых режимов Федеральной налоговой службой Российской Федерации не предусмотрена. Отсутствие указанной информации не позволяет на постоянной основе проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности

7х"

35

0

данной категории налогоплательщиков на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Наличие формы статистической налоговой отчетности на основе сбора данных налоговой и бухгалтерской отчетности, сведений единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей позволило бы устанавливать причины тех или иных проблем по категориям налогоплательщиков, осуществлять налоговый контроль непосредственно в отношении недобросовестных налогоплательщиков и разрабатывать программы адресной помощи малому и среднему бизнесу.

Перечень обозначенных проблем субъектов малого и среднего предпринимательства так или иначе сводится к формированию бюджетных денежных средств. Поэтому проведение эффективной налоговой политики - одно из важнейших условий экономического роста России, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата капиталов, а также привлечения в страну полномасштабных иностранных инвестиций. Система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О заверении книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообло-

жения: письмо ФНС России от 04.05.2011 № КЕ-4-3/7244@.

3. О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Липецкой области: закон Липецкой области от 18.08.2010 № 407-03.

4. О принятии Положения о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Липецкого муниципального района: решение Липецкого районного Совета депутатов Липецкой области от 29.07.2005 № 128 (ред. от 30.03.2010).

5. Об утверждении форм книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и порядков их заполнения: приказ Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

6. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. URL: http://www. minfin. ru/common/img/uploaded/library/2012/04/ONNP_ 2013-2015.pdf.

7. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности № 5-ЕНВД. URL: http://www. nalog. ru/nal_statistik/forms_stat/otchet_ svod/3932807.

8. Предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году. URL: http://www. gks. ru/free_doc/new_site/business/prom/ small_business/pred_itog. htm.

11-12 сентября 2012 г. в Москве компания «АСЭРГРУПП» при поддержке Минэкономразвития России, Минфина России, Комитета по кадастру и налогообложению недвижимости Общероссийской общественной организации («Деловая Россия»), НП «Кадастр-оценка», а также ряда отраслевых агентств проводит

всероссийский конгресс

Налоги: правовое регулирование 2012

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону (495) 988-61-15 либо E-mail: info@asergroup.ru, а также на сайт компании.

www.asergroup.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.