свою очередь также постепенно меняется в процессе последующего развития противоречия.
Таким образом, разрешение противоречий есть итог осуществления естественного процесса развития. В общественной практике разрешение их осуществляется в результате целенаправленной деятельности людей. Но в процессе практической деятельности нельзя самопроизвольно разрешить объективно складывающиеся противоречия независимо от течения объективного процесса их развития и разрешения. Можно лишь, как считал К. Маркс, на основе познания сущности данных противоречий содействовать ускорению объективного процесса их развития и разрешения [2, с. 10]. Следовательно, на практике разрешение противоречий, т.е. оптимальное в данных условиях сочетание интересов общества и научных коллективов, осуществляется в результате целенаправленной хозяйственной деятельности государства. И насколько полно человеческое познание отражает сущность объективных противоречий между общественными и коллективными интересами, содержание закономерностей их развития в каждый определенный период времени, а результаты познания своевременно используются в процессе управления народным хозяйством, настолько эффективно осуществляется общественный прогресс. Наоборот, недооценка или незнание сущности рассматриваемых противоречий наносит ущерб практике хозяйствования и порождает, кроме того, дополнительные искусственные противоречия.
Деятельность коллективов работников научно-инновационной сферы направлена на удовлетворение двуединой цели. Как часть общего народнохозяйственного организма, деятельность этих коллективов подчинена общей цели развития науки в обществе соответственно общенародным потребностям. Одновременно, как любая относительно обособленная экономическая единица, каждое из данных учреждений
направляет свои трудовые усилия на максимальное удовлетворение собственных коллективных потребностей в целях эффективного саморазвития в рамках целого.
Вместе с тем научно-инновационные коллективы в своей практической деятельности не руководствуется двумя различными целями - общей и особенной. Единство общего и особенного состоит в том, что общее, в данном случае общенародный интерес, проявляет себя в особенном через особенное, т.е. коллективный интерес. Поэтому для наиболее полного сочетания общенародных и коллективных интересов нужно таким образом выстраивать деятельность научно-инновационной сферы, чтобы достижение здесь более высоких результатов было одновременно реализацией максимально возможного удовлетворения и общенародных потребностей. То есть чтобы коллективы научно-иновационной деятельности, наиболее полно реализуя интересы собственного саморазвития, одновременно тем самым удовлетворяли бы и интересы общества в области развития научно-инновационного процесса.
Важнейшими экономическими формами сопряжения названных интересов выступают планирование, финансировании и стимулирование. И действенность последних в деле рационального соединения общественных и коллективных интересов в повышении народнохозяйственной эффективности развития научно-инновационной деятельности в стране зависит от полноты отражения данными экономическими формами содержания указанных интересов и сущности экономического механизма их взаимосвязи между собой. На основе рационального сочетания интересов государства, бизнеса и науки будет создан эффективный экономический мехнизм формирования инновационного потенциала, позволяющего осуществить революционный прорыв в экономическом развитии России.
Литература
1. Российская газета. 2005. 31 авг.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23.
А.И. Таловский
РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УВЕЛИЧЕНИИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЕМКОСТИ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
Департамент государственного регулирования потребительского рынка, перерабатывающей промышленности
и поддержки предпринимательства Томской области
Несмотря на тенденцию влияния глобализации на экономику региона, сохраняется и получает дальнейшее развитие малое предпринимательство. Более того, опыт стран с развитой рыночной экономикой, ход социально-экономических реформ в России показывают усиливающуюся роль малого предпринимательства в увеличении ресурсного потенциала и емкости
рынка потребительских товаров, поскольку малое предпринимательство способно обеспечивать решение важнейших социально-экономических и политических задач, а именно:
- создание новых рабочих мест;
- насыщение региональных и местных рынков товарами и услугами отечественного производства;
- обепечение стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности общества.
Сектор экономики малого предпринимательства Томской области динамично развивается, повышается его роль и значимость в социально-экономическом развитии территорий.
В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число фактически действующих малых предприятий на тысячу жителей. В странах Евросоюза, Японии этот показатель достигает 45-50.
В России этот показатель равен 6, в Томской области по итогам 2004 г. он составляет 7.4 предприятия на тысячу жителей. В разрезе районов области выглядит следующим образом: в Томске - 9.4, в Томском районе - 8.8, в г. Северске - 5.3, в г. Стрежевом - 5.5, в Кривошеинском районе - 5.3, в г. Кедровом - 4.3.
Значительно ниже показатель обеспеченности малыми предприятиями в Асиновском (2.4), Бакчарс-ком (1.8), Колпашевском (0.6) районах.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития любой страны необходимо накопить «критическую массу» сектора малого предпринимательства. По нашей оценке, для Томской области критическая масса сектора малого предпринимательства при численности населения в 2004 г. 1 041 тыс. человек составляет 26-31 тыс. малых предприятий.
В развитых странах в сфере малого бизнеса трудится до 70 % численности занятого населения. В России этот показатель составляет 10 %, в Томской области - 14 %.
Структура малого бизнеса Томской области в последние годы остается неизменной и соответствует структуре малого предпринимательства в целом по России. Непроизводственная сфера деятельности остается более привлекательной. Практически каждое второе малое предприятие (41.6 %) действует в сфере торговли и общественного питания. Число малых предприятий в промышленности составляет 15.1 %, в строительстве - 13.6, в науке и научном обслуживании - 4.1, транспорте - 3.1, сельском хозяйстве -2.0 %.
Несмотря на устойчивую положительную динамику числа предприятий, высокие темпы роста выпуска продукции и объема услуг, инновационный бизнес играет пока незначительную роль - не более 6 % общего количества малых предприятий.
Особенно высокие темпы роста в отраслях материально-технического снабжения и сбыта, связи, пищевой и легкой промышленности, науки и научного обслуживания, информационно-вычислительного обслуживания, транспорта, медицинской промышленности.
Определяя перспективы развития малого бизнеса, необходимо отметить следующие положительные тенденции.
Малый бизнес в Томской области успешно преодолел последствия кризиса 1998 г. и достаточно динамично развивается. Растет численность занятых в этом секторе экономики. Стабилизируется и укрепляется финансово-экономическое положение малых предприятий. Увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Становятся заметными процессы легализации предпринимательской деятельности. Растет число предпринимателей, стремящихся работать по цивилизованным правилам.
Развивается и совершенствуется нормативная правовая база, направленная на поддержку предпринимательства. Принят пакет документов, целью которых является повышение качества и эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, совершенствование налогообложения и инвестиционной политики. Важнейшие из них - законы Томской области «О государственной поддержке малого предпринимательства», «О государственной поддержке инвестиционной деятельности», «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Позитивную роль в становлении малого бизнеса в области играют комплексные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Все эти документы обеспечивают целенаправленность, комплексность и системность государственной поддержки малого бизнеса в области.
В основном сформирована и действует система информационного и консультационного обеспечения малого бизнеса. В нее входят как государственные, так и негосударственные структуры, работающие в сфере поддержки малого бизнеса. Сеть этой инфраструктуры уже достаточно велика и разнопланова.
Одна из главных причин недостаточной на сегодня эффективности работы инфраструктурного комплекса - отсутствие системы оказания поддержки начинающим предпринимателям, «стартующему бизнесу». Шаги в этом направлении есть. Уже созданы центры поддержки предпринимательства в Асиновском, Шегарском, Молчановском и Колпашевском районах.
В целях поиска путей эффективного развития предпринимательства был создан экспертно-консультативный орган - Совет по предпринимательству при губернаторе области. Совет координирует и объединяет усилия всех структурных подразделений власти, занимающихся решением проблем малого бизнеса. Полезными будут аналогичные советы и при главах администраций в городах и районах области.
В Томске при участии областной власти уже создан первый бизнес-инкубатор, а также студенческий
бизнес-инкубатор в ТУСУРе. Их задача - выполнение роли организационно-методических центров для вновь создаваемых инновационных предприятий.
Важное направление поддержки малого бизнеса -содействие в подготовке предпринимательских кадров. В Томске для этого есть все условия. Предпринимательству обучают высшие учебные заведения -государственный и политехнический университеты, средние специальные учебные заведения, к примеру экономико-промышленный, торгово-экономический техникумы, технико-коммерческий лицей и др.
Администрация области оказывает содействие в продвижении товаров, производимых малыми предприятиями, на российский и зарубежный рынки, участвует в формировании положительного имиджа предпринимателя и предпринимательства. Предприниматели постоянно участвуют в выставках и ярмарках, проводимых в «Технопарке», в межрегиональных и международных выставках. Малые предприятия привлекаются к участию в поставках продукции на Север.
Финансово-кредитная поддержка предпринимательских проектов на льготных условиях осуществляется за счет средств областного Фонда развития и поддержки малого предпринимательства, действующего на основании закона, принятого Государственной думой Томской области. Эффективным источником финансовой поддержки бизнеса служат субсидии на компенсацию части процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов.
Переход от прямого финансирования отдельных проектов к формированию механизма гарантий и законодательного обеспечения безопасности частных инвестиций - следующий шаг в процессе совершенствования политики финансовой поддержки малого предпринимательства. Такой подход нацеливает на привлечение дополнительных инвестиций в сектор малого бизнеса. Он способствует созданию инфраструктуры финансовой поддержки малого предпринимательства, что эффективнее оказания помощи отдельным предприятиям.
В условиях дефицита областного бюджета проводилась и проводится постоянная работа по привлечению в малый бизнес средств из внебюджетных источников, федерального фонда, иностранных инвестиционных программ. Так, в 1998-2000 гг. удалось привлечь дополнительно 5 млн р. средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Более 7 млн р. привлечено из Федерального фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на финансирование инновационных проектов.
В 2000 г. привлечена в Томскую область льготная долгосрочная кредитная линия правительства Германии в размере 400 тыс. марок. Завершена организационная часть работы с программой краткосрочного микрокредитования субъектов малого предпринима-
тельства БШСА (США), которая с 2001 г. работает в Томской области в рамках программы «Региональная инициатива».
Более широкое использование лизинговых операций, развитие системы государственных, региональных и муниципальных заказов на поставку продукции малыми предприятиями относится также к числу важных средств стимулирования развития малого предпринимательства.
Однако достигнутый уровень развития малого предпринимательства еще недостаточен. Малое предпринимательство должно развиваться как источник проявления самостоятельности экономически активного населения, семейного благополучия, способ создания новых рабочих мест, снижения социальных нагрузок на бюджетные расходы всех уровней.
Несмотря на усилия по созданию благоприятного климата, малое предпринимательство по-прежнему сталкивается с рядом проблем, сдерживающих его развитие. Вот наиболее острые из них.
Недостаточная мотивация государством малых предприятий к повышению доходности своего бизнеса без увода его в тень. Раздробление активов предприятий, теневой оборот являются серьезной преградой на пути сотрудничества с инвесторами. Решение этой проблемы мы видим в разумной налоговой политике на всех уровнях власти, воспитании налоговой и финансовой культуры.
«Административные барьеры» на пути легального бизнеса представляют собой наибольшую опасность для неокрепших предприятий. Назревшее упрощение процедуры регистрации предприятий и регламентация проверок предполагают введение моратория на проверки вновь созданных предприятий и ограничение количества лицензируемых видов деятельности.
Мы возлагаем надежды на совершенствование федерального законодательства.
Сложны и часто просто неподьемны для начинающих предпринимателей проблемы заключения договоров на аренду, получения разрешения на отвод земли под свое предприятие, изменение статуса арендованных помещений. Слишком много времени, сил и финансовых средств уходит на бесконечные согласования и сбор виз у чиновников разных рангов.
Существует настоятельная необходимость упрощения процедур получения малыми предприятиями всевозможных разрешений, упорядочения сроков подготовки, прохождения и согласования распорядительных документов.
Мы предлагаем создать фонд нежилых помещений для сдачи их в аренду малым предприятиям на относительно льготных условиях. Что касается федеральной собственности, то можно применить опыт создания технико-внедренческих зон на базе этих предприятий.
Для поддержки предпринимательства необходимо активное взаимодействие, конструктивное партнерство
с предпринимательской общественностью, учет их предложений и инициатив, делегирование им ряда функций, находящихся в ведении исполнительной власти, открытость.
Ожидания малого бизнеса просты и конкретны: разумные налоги, доступные кредиты, стабильные и понятные правила игры.
У местной власти есть немало возможностей осуществления реальной поддержки малого бизнеса. Учитывая вышесказанное, можно выделить пять основных направлений его государственной поддержки:
- налоговая политика на федеральном и региональном уровнях,
- устранение административных барьеров,
- финансовая поддержка,
- развитие инфраструктуры,
- подготовка и переподготовка кадров.
Необходимо создать единое экономическое про-
странство для бизнеса любого масштаба, сохраняя приоритеты для стартующего, инновационного, малого бизнеса в социальной сфере и в сельских районах.
Малый бизнес должен занять достойное место в тактических и стратегических планах органов государственной власти и управления. Критериями для оценки развития малого бизнеса могут стать такие показатели:
- достижение норматива - 9 предприятий на 1000 жителей;
- увеличение доли малого предпринимательства в ВВП области до 15 %;
- увеличение доли налоговых поступлений от малого предпринимательства в бюджеты всех уровней до 12-13 %.
Это не только обеспечит воспроизводство малых предприятий, но и существенно усилит роль малого бизнеса в увеличении ресурсного потенциала и емкости рынка потребительских товаров Томской области.
С.В. Салахов
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Азербайджанский научно-исследовательский институт экономики и сельского хозяйства
В каждой стране велико значение государства как мощной организации, которая сплачивает разрозненные силы, противоречивые интересы, вырабатывает и осуществляет стратегию развития общества. Игнорирование этого всеобщего критерия обычно сопровождается большими потерями: сбоями в экономике, разбалансированностью хозяйства, нарушением макроэкономических пропорций и микроэкономических связей, расстройством финансовой системы и системной нестабильностью. Однако у теоретиков и практиков наличествует и критический настрой по поводу экономической роли государства. При этом используются весьма серьезные аргументы, связанные с малой эффективностью государственного сектора, порой его неспособностью обеспечить устойчивые темпы экономического роста, с инспирированным государством иждивенчеством производителя и потребителя, обезличенностью собственности, с нарушением естественных законов рынка через государственный протекционизм и т.д.
Такой подход во многом базируется на теоретических выводах западной классической школы о том, что сбалансированность рынка достигается благодаря действию закона спроса и предложения посредством гибкого рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции; цены отражают индивидуальные предпочтения и колебания в соответствии с изменениями спроса, что распределение ресурсов осуществляется в соответствии с относительной ве-
личиной рыночных цен. Далее, если эта величина зависит от колебаний спроса и предложения, то абсолютный их уровень определяется количеством денег В случае же нарушения равновесия система стремится к его восстановлению, а поэтому любые попытки внешнего вмешательства в действие рыночных механизмов могут привести лишь к ухудшению положения.
Это - идеальная модель. Но она едва ли отражает реальность современной развитой рыночной экономики Запада. Тем более что она неадекватна сегодняшней действительности. А в связи с этим возникает ряд вопросов: существуют ли у нас в настоящее время условия для совершенной конкуренции и свободного колебания цен на товары, услуги и факторы производства; всегда ли и до какой степени рыночная экономика способна к саморегулированию; насколько быстро могут сформироваться в наших условиях рыночные отношения, обладающие подобными свойствами?
В свое время Дж.М. Кейнс отмечал, что действие рыночных сил может оказаться недостаточным для обеспечения полной занятости и сбалансированности экономики. Это особенно характерно для кризисных периодов, хотя глубина падения производства не менее чем в 2 раза превысила соответствующие величины времен «великой депрессии». Именно для таких условий предложены рекомендации Кейнса о необходимости стимулирования государством инвести-