Научная статья на тему 'Тенденции развития российского малого предпринимательства'

Тенденции развития российского малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / НОРМАТИВНАЯ БАЗА / SMALL BUSINESS / SMALL ENTERPRISE / GOVERNMENT MANAGEMENT METHODS / GOVERNMENT SUPPORT / WORKFORCE / GROSS DOMESTIC PRODUCT / INFORMAL SECTOR / SELF-EMPLOYED ENTREPRENEUR / HOUSEHOLDS / REGULATORY FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пророков Андрей Николаевич

Small business in the modern economy is an important factor for sustainable social and economic development and state stability. Small business plays a major role in ensuring employment and income growth for the population; increase in the domestic market potential, tax base expansion, development of the commodity market infrastructure and promotion of innovation activities. Direct methods of public administration in the examined area do not give the expected result. Despite numerous regulatory documents aimed at development and support of domestic small business, quantitative and qualitative indicators of this sector in the context of national economy are significantly lower than those of developed and emerging economies. This owes to the fact that different techniques are used for accounting small businesses. Russian economy features a significant informal sector which is not considered as small business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in Development of Russian Small Business

Small business in the modern economy is an important factor for sustainable social and economic development and state stability. Small business plays a major role in ensuring employment and income growth for the population; increase in the domestic market potential, tax base expansion, development of the commodity market infrastructure and promotion of innovation activities. Direct methods of public administration in the examined area do not give the expected result. Despite numerous regulatory documents aimed at development and support of domestic small business, quantitative and qualitative indicators of this sector in the context of national economy are significantly lower than those of developed and emerging economies. This owes to the fact that different techniques are used for accounting small businesses. Russian economy features a significant informal sector which is not considered as small business.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития российского малого предпринимательства»

УДК 658+330.101.542 JEL M21

тенденции развития российского малого

предпринимательства

ПРОРОКОВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ,

профессор кафедры экономики и предпринимательства института экономики, управления и права,

Московский государственный областной университет, Москва, россия

meo@iuecon.org

АННОТАЦИЯ

Малое предпринимательство в современной экономике является важным фактором устойчивого социально-экономического развития и стабильности государства. Именно данный сектор экономики призван обеспечить занятость и рост доходов населения, увеличить потенциал внутреннего рынка и налогооблагаемой базы, развить инфраструктуру товарного рынка и активно заниматься инновационной деятельностью. Прямые методы государственного управления в рассматриваемой сфере деятельности не дают необходимого результата. Несмотря на большое количество нормативных документов, направленных на развитие и поддержку отечественного малого предпринимательства, количественные и качественные показатели его вклада в экономику страны уступают показателям данного сектора большинства развитых и быстроразвивающихся стран мира. Это объясняется, в частности, различиями в методике учета субъектов малого предпринимательства. Особенностью российской экономики является значительный неформальный сектор, занятые в котором официально не относятся к малому предпринимательству.

Ключевые слова: малое предпринимательство; малое предприятие; методы государственного управления; малый бизнес; государственная поддержка; экономически активное население; валовой внутренний продукт; неформальный сектор; индивидуальный предприниматель; хозяйства населения; нормативная база.

trends in development of russian small business

ANDREY N. PROROKOV,

professor of the Economics and Entrepreneurship Department, Institute of Economics, Management and Law, Moscow

state Regional university, Moscow, Russia

meo@iuecon.org

ABSTRACT

Small business in the modern economy is an important factor for sustainable social and economic development and state stability. Small business plays a major role in ensuring employment and income growth for the population; increase in the domestic market potential, tax base expansion, development of the commodity market infrastructure and promotion of innovation activities. Direct methods of public administration in the examined area do not give the expected result. Despite numerous regulatory documents aimed at development and support of domestic small business, quantitative and qualitative indicators of this sector in the context of national economy are significantly lower than those of developed and emerging economies. This owes to the fact that different techniques are used for accounting small businesses. Russian economy features a significant informal sector which is not considered as small business.

Keywords: small business; small enterprise; government management methods; government support; workforce; gross domestic product; informal sector; self-employed entrepreneur; households; regulatory framework.

ЭКОНОМИКА и управление народным хозяйством

Вопрос о необходимости развития и поддержки в стране малого предпринимательства был поставлен уже в самом начале экономических реформ. Первый федеральный закон, показывающий внимание на государственном уровне к данной проблеме, был принят еще в 1995 г. [Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»]. В развитие этого закона были разработаны, утверждены и вступили в действие десятки нормативных документов на всех уровнях.

В конце того же 1995 г. принимается закон, упрощающий учет и отчетность в системе налогообложения для малого предпринимательства [Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»], выходят постановления Правительства РФ о создании Федерального фонда поддержки малых предприятий [постановление Правительства РФ от 04.12.1995 № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»] и утверждении устава этого фонда [постановление Правительства РФ от 12.04.1996 № 424]. Вслед за этим выходит постановление по размещению до 15% от всего объема федерального государственного заказа в данном секторе экономики [постановление Правительства РФ от 23.04.1996 № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве поставки продукции и товаров (услуг) для федеральных нужд]. В работу по созданию опоры рыночной экономики включаются регионы.

В 1997 г. принимается Федеральный закон № 97-ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, союзах) в Российской Федерации». В июле 1998 г. постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в РФ на 1998-1999 гг.

Планируется, что занятые в малом предпринимательстве, во-первых, должны преобразоваться в социально-экономический слой, именуемый «средний класс». В экономически развитых странах именно эта часть населения обеспечивает социально-экономическую стабильность всего общества. Во-вторых, считается, что малые предприятия смогут выполнить роль авангарда в инновационной деятельности за счет гибкости и более высокой степени приспособления к изменениям, происходящим на рынке.

В XXI в. законодательная работа на федеральном и иных уровнях продолжилась. Повышенное внимание к сфере предпринимательской деятельности,

именуемой за рубежом малым бизнесом, рассматривается руководством страны не как временная кампания, а как составная часть разработанного курса «Национальная экономика».

В 2007 г. принят новый Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 209). Указывается его инновацион-ность, декларируется, что наконец-то определили конкретно, что такое не только малое, но и среднее предприятие, дополнительно выделено отдельно — микропредприятие.

В новом законе определены и систематизированы формы поддержки: имущественная, финансовая, информационная, правовая, консультационная, кадровая, разработаны и приняты десятки нормативных актов по обеспечению базового закона на федеральном и региональном уровнях.

В этих нормативных актах были предусмотрены и экономические (косвенные) методы управления, направленные на развитие данного сектора.

Предпринимаемые на уровне Правительства РФ действия были призваны решить ряд актуальных проблем и устранить препятствия, затрудняющие деятельность субъектов малого предпринимательства. Введено ограничение числа плановых проверок, закреплен преимущественно уведомительный порядок регистрации, сокращено количество разрешительных документов, принят Закон о приватизации представителями малого предпринимательства арендуемых площадей, введена патентная система налогообложения, узаконены налоговые каникулы и др.

Важность наличия и поддержки малого предпринимательства для обеспечения социально-экономической стабильности государства осознается всеми. Определяя роль и значение малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики, можно выделить следующие его функции:

• обеспечение занятости населения;

• обеспечение стабильности общества;

• увеличение потенциала внутреннего рынка и налогооблагаемой базы;

• развитие инфраструктуры товарного рынка;

• инновационная деятельность;

• развитие кооперационных связей со средними и крупными предприятиями и др.

Прямые методы государственного управления в рассматриваемой сфере деятельности не дают необходимого результата. Несмотря на усиленное внимание к вопросам малого предпринимательства со стороны государства в течение последних двадцати лет, его роль и вклад в отечественное производство остаются примерно на одном уровне.

таблица 1

показатели занятости населения Российской Федерации

показатель Млн человек В процентах

Численность населения, всего: 146,3 100

в том числе:

- экономически активное население 75,4 51,5

- пенсионеры 41,5 28,4

Численность занятых в экономике, всего: 67,8 89,9 (от активного)

в том числе:

- безработные 3,9 5,2 (от активного)

Численность занятых в малом предпринимательстве 17,1 (МП и ИП) 25,2 (от занятых)

Численность занятых в неформальном секторе 14,0 18,6 (от активного)

рассчитано по: Россия в цифрах. 2015: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2015; Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: стат. сб. / Росстат. М., 2014.

В период 1996-2006 гг. число малых предприятий (МП) незначительно колебалось на уровне 850-950 тыс., имея некоторую тенденцию к увеличению. Среднесписочная численность работников за это время изменилась также незначительно: от 8,2 до 8,6 млн чел.

Среднесписочная численность работников на малых предприятиях (без микропредприятий) в следующее десятилетие уменьшилась с 8,6 млн чел. в 2006 г. до 6,4 млн чел. к 2015 г. [Россия в цифрах. 2015: крат. стат. сб. / Росстат, М., 2015. С. 207]. При этом среднегодовая численность занятых в экономике за этот период уменьшилась на 1 млн чел.

Для сравнения, в период развития кооперативного движения в РСФСР на 1 января 1990 г. было зарегистрировано 102 тыс. кооперативов с численностью работавших 2,7 млн чел. [Народное хозяйство СССР в 1989 г.: Статистический ежегодник / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1990. С. 269], а в довоенном 1939 г. кооперированные кустари, т.е. члены артелей промысловой кооперации, вместе с неработающими членами их семей составляли 2,3%, или 4,5 млн чел., всего населения. Кроме того, 2,6%, или 5 млн чел., составляли крестьяне-единоличники и некооперированные кустари [Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1987. С. 11]. С учетом произошедших рыночных изменений сопоставление данных на-

водит на мысль, что существуют либо объективные социальные пределы вовлечения населения в данную сферу деятельности, либо не очень корректно ведется учет занятых в малом бизнесе. Либо и то и другое вместе взятое.

По данным Росстата, к началу 2015 г. численность экономически активного населения составляла 75,4 млн чел. (включая 4 млн безработных), численность занятых в экономике — 67,8 млн чел., из которых в частном секторе было занято 41 млн чел., численность занятых в малом предпринимательстве, по данным статистики, составляла 17,1 млн чел., включая индивидуальных предпринимателей (ИП) и крестьянские (фермерские) хозяйства (табл. 1).

В соответствии с действующими российскими законодательными актами (ФЗ № 209) существуют жесткие ограничения по определению субъекта хозяйственной деятельности, имеющего право получить статус субъекта малого предпринимательства: цель деятельности, государственная регистрация, организационно-правовая форма и ряд других.

В российском законодательстве к малому предпринимательству относятся юридические лица — коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) и потребительские кооперативы по установленным критериям (численность работающих, выручка за предыдущий календарный год), индивидуальные предприниматели (ИП) и кре-

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ хОЗЯЙСТВОМ

Таблица 2

Структура численности занятых в сфере малого и индивидуального предпринимательства

по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности численность занятых МП,% численность занятых ИП,%

Всего 100 (11,7 млн чел.) 100 (5,4 млн чел.)

Сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство 4,8 6,8

Добыча полезных ископаемых 0,4 -

Обрабатывающая промышленность 14,2 7,9

Строительство 13,5 2,9

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий 29,3 56,5

Транспортные услуги и связь 5,7 9,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,3 0,1

Гостиницы и рестораны 3,9 -

Операции с недвижимостью, аренда, предоставление услуг 21,4 (включая 0,8% - научные исследования и разработки) 7,9

Здравоохранение и другие социальные услуги 1,9 0,4

Образование 0,2 0,4

Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги 3,4 7,9

Рассчитано по: Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: стат. сб. / Росстат. М., 2014.

стьянские (фермерские) хозяйства (две последние категории действуют без образования юридического лица).

Для сравнения, в США, Франции и Италии численность занятых в малом бизнесе составляет 70, 54 и 73% трудоспособного населения соответственно.

В странах, входящих в Европейский союз (ЕС), выработаны обобщенные критерии отнесения фирм к категории малых: по численности занятых (до 250 человек) и по годовому обороту (до 40 млн евро). При этом в рамках ЕС каждая страна определяет понятие малого предприятия по-своему, устанавливая предел занятых и оборота в достаточно значительных интервалах. В ряде стран критерии определения малого предприятия варьируются в зависимости от сферы деятельности — для торговли предельная численность занятых ниже, чем для промышленных предприятий [1].

В соответствии с данными экономических исследований более 80% действующих предприятий

в западноевропейских странах классифицируются как малые. По мнению специалистов, высокие темпы экономического роста таких стран, как Китай, Южная Корея, Бразилия, Индия обеспечены в первую очередь за счет развития малого предпринимательства.

Следует иметь в виду, что и в странах ЕС, и в США и вышеупомянутых странах в общем количестве МП более 90% составляют фирмы, на которых работают до 5 человек, и они соответствуют статусу ИП по российскому законодательству. В США, например, треть семей вовлечена в сферу частного предпринимательства, т.е. ведет семейный бизнес и учитывается как субъекты малого бизнеса. Таким образом, понятие «малый бизнес» за рубежом имеет отличный характер от отечественного законодательно закрепленного статуса и в значительной мере представляет собой домохозяйства как элемент рыночной инфраструктуры [1].

Структура занятых в российском малом предпринимательстве в последнее время практически

не меняется. Подавляющее число МП и ИП занято в торговле и предоставлении услуг (табл. 2).

Основными условиями, обеспечивающими поступательное развитие малого предпринимательства, являются в первую очередь состояние экономики в целом, состояние, действенность законодательной базы и общественное отношение к предпринимательской деятельности.

Обсуждая перспективы малого предпринимательства, следует сказать несколько слов о национальной экономике.

В 2014 г. экономика РФ стала шестой крупнейшей экономикой по паритету покупательной способности и десятой по объему валового внутреннего продукта (ВВП) в текущих ценах.

ВВП России, по данным Межгосударственного статистического комитета Содружества независимых государств (СНГ), в период январь — сентябрь 2015 г. в постоянных ценах по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. составляет 96,3% [2]. Руководители экономического блока в Правительстве РФ в начале текущего года подтвердили падение ВВП России в 2015 г. на 3,7%.

Индекс потребительских цен в России вырос более чем на 11% (увеличение в странах СНГ больше только в Украине), оборот розничной торговли закономерно снизился почти на 9% (показатель в странах СНГ больше только в Украине) [2].

Снижение покупательной способности и, соответственно, потребительского спроса населения обусловливает сокращение доходной части бюджета и государственных расходов. В соответствии с общеизвестным макроэкономическим тождеством снижение показателей по перечисленным элементам ведет к дальнейшему сокращению национального ВВП.

Малое предпринимательство является индикатором состояния экономики, поскольку ориентировано в основном на внутренний спрос. Снижение доходов и, соответственно, платежеспособности населения негативно сказывается на состоянии данного сектора экономики.

Кризисные явления в экономике в 2014 г. привели к уходу с рынка значительной части малых предприятий. Снижение деловой активности наблюдалось в торговле, сфере услуг и производстве. Снижение объема продаж усиливает потребность предприятий в финансировании, но получение ссуд становится все более затруднительным.

Ярким примером чувствительности малого предпринимательства к малейшим изменениям экономической политики государства является закрытие более полумиллиона индивидуальных предприятий

за весь 2013 г. из-за увеличения социальных отчислений в результате реформы пенсионной системы.

Сокращение продаж и рост себестоимости (издержек) предприниматели пытаются компенсировать повышением цен на продукцию, а некоторая их часть — продажей бизнеса. В Москве, например, в 2014 г. было подано в 14,5 раза больше объявлений о продаже бизнеса, чем в 2013 г., в Московской области — в 11,7 раза, в Санкт-Петербурге — в 15,8 раза [3].

Одним из важных факторов, определяющих состояние малого предпринимательства, является политика в сфере законодательного и нормативного регулирования данного сектора со стороны органов власти и управления.

На государственном уровне неустанно декларируется необходимость поддержки отечественного малого предпринимательства.

Директивные методы управления, видимо, уже полностью исчерпаны. Во всех регионах разработаны программы поддержки малого предпринимательства, создана инфраструктура такой поддержки. Однако предложенные косвенные методы управления также не дают ожидаемого эффекта по различным причинам.

Основные проблемы известны и даже внесены в табличном виде в статистические сборники Рос-стата. К основным факторам, ограничивающим деловую активность организаций розничной торговли и сферы услуг, относятся: высокий уровень налогообложения — 53% и 36% от числа обследованных организаций соответствующих видов деятельности, недостаточный платежеспособный спрос — 48 и 42% соответственно, недостаток финансовых средств — 30 и 42% соответственно и др. [Россия в цифрах. 2015: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2015. Табл. 14.18, 14.21].

При этом на государственном уровне одновременно регулярно вводятся новые виды сборов, которые влияют именно на субъекты малого предпринимательства: торговый сбор (новый муниципальный налог), сбор за проезд по федеральным дорогам (для грузового автотранспорта), сбор на утилизацию колесной техники, сбор на капитальный ремонт и десятки других на региональном и муниципальном уровнях.

Введенные налоговые каникулы разрешены только вновь создаваемым предприятиям, в связи с чем возникают трудности с перерегистрацией действующих. В крупных городах началась кампания по сносу торговых точек и т.д. и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По разным оценкам, вклад российского малого предпринимательства в настоящее время со-

ЭКОНОМИКА и управление народным хозяйством

Таблица 3

производство основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств (в процентах от общего объема производства)

Сельскохозяйственные организации хозяйства населения Крестьянские (фермерские) хозяйства (включая Ип)

Продукция всего, в том числе: 48,6 41,4 10,0

Зерно 73,9 0,7 25,4

Сахарная свекла 89,2 0,5 10,3

Семена подсолнечника 70,2 0,4 29,4

Картофель 12,2 80,2 7,6

Овощи 16,8 69,2 14,0

Скот и птица на убой 72,7 24,4 2,9

Молоко 47,0 46,7 6,3

Яйца 78,4 20,8 0,8

Источник: Россия в цифрах. 2015: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2015. Табл. 16.4.

ставляет 15-25% объема ВВП. При этом в объеме конечной продукции не учитывается, например, деятельность личных подсобных и приусадебных хозяйств (в статистике — «хозяйства населения»), которые в структуре основных видов сельскохозяйственной продукции дают 80,2% картофеля, 69,2% овощей, 46,7% молока, 24,4% скота и птицы на убой. Для сравнения, фермерские хозяйства поставляют порядка 8, 14, 6 и 3% указанных видов сельхозпродукции соответственно (табл. 3).

Однако хозяйства населения не подпадают под юридически закрепленное определение малого предприятия. Отсюда следует и исключение занятых этой деятельностью граждан из разработанной системы государственной поддержки малого предпринимательства, поскольку они официально относятся к неформальному сектору экономики.

Проблема малого бизнеса в России заключается в необходимости развития малых форм хозяйственной деятельности, основанной на индивидуальной инициативе и предприимчивости, однако ограничением является излишнее акцентирование всех нормативных документов на термине «предпринимательство», которое в ГК РФ совершенно жестко связано с целью получения прибыли. Надо отдавать отчет, что предпринимательская деятельность является частным случаем хозяйственной или просто трудовой деятельности, которая направлена на материальное обеспечение самого работающе-

го и его семьи, а не исключительно на получение прибыли как экономической категории.

Именно поэтому данные по малому бизнесу в зарубежной статистике так отличаются от показателей малого предпринимательства в России. У «них» под малым бизнесом понимается дело как занятие, т.е. трудовая деятельность, приносящая доход. При этом в число вовлеченных в малый бизнес включаются как наемные работники, так и члены семьи организатора доходного хозяйства. Количество субъектов малого бизнеса определяется числом соответствующих налогоплательщиков, ведущих самостоятельную хозяйственную деятельность, являющихся независимыми экономическими единицами (как фирмами, так и домохозяйствами).

Кроме того, из-за действующих ограничений, связанных с законодательно закрепленными понятиями, вне сферы государственной поддержки остается значительное число тех, кто ведет такую индивидуальную трудовую деятельность, т.е. относится к неформальному сектору («серый» сектор экономики).

На международной конференции по экономическому и социальному развитию Москвы весной 2013 г. первый вице-премьер Ольга Голодец заявила, что только 48 млн чел. работают в секторах, которые видны и понятны Правительству РФ, и платят все необходимые взносы. В то же время, по ее словам, почти 45% трудоспособных россиян работают в «теневом секторе».

В соответствии с данными ежегодного мониторинга экономической активности, подготовленного в конце 2014 г. Росстатом, 14 млн чел., или 18,6% от экономически активного населения, находятся в «серой» зоне, а по мнению некоторых экспертов, до 40% экономически активного населения регулярно участвуют в неформальной занятости или неофициально получают заработную плату.

Занятость в неформальном секторе сложно оценить количественно. К видам неформальной занятости относятся и услуги, оказываемые в индивидуальном порядке специалистами (преподавателями, адвокатами и т.п.), и деятельность, направленная на обеспечение условий простого выживания семей (производство продуктов в домашнем хозяйстве для последующей продажи на рынке), и деятельность надомников (фрилансеров), что остается вне статистической отчетности и определяется оценочно. Зачастую вовлеченность граждан в неформальный сектор проявляется в форме вторичной занятости.

Поэтому целью государственной программы в данной сфере следует, на наш взгляд, считать развитие не столько малого предпринимательства, сколько создание условий для обеспечения занятости посредством вовлечения в общественное производство домохозяйств.

Особенностью отечественной реальности является такой субъективный фактор, как отношение большинства населения к возможности лично заняться предпринимательством.

В начале 2013 г. был опубликован национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012» в рамках одноименного международного проекта, проводимого в 2012 г. в 69 странах. В России исследование проводилось специалистами Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета [4]. В ходе исследования в России было опрошено 3,5 тыс. респондентов. Среди них планирующих начать предпринимательскую деятельность всего 2,2% (в странах БРИКС и Восточной Европы таких более 20%). При этом интерес к предпринимательству проявляют мигранты, но всего 1% российских студентов готовы заняться собственным делом.

Подавляющее число не занимающихся предпринимательством граждан — 87% — не наблюдают в своем регионе благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.

Среди основных проблем для предпринимателей по-прежнему привлечение финансирования и административные трудности, непрозрачность и непоследовательность в процессе взаимодействия бизнеса и государства.

С учетом рассмотрения основных факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства в России (состояние экономики, нормативное регулирование и общественное мнение), нет оснований предполагать в ближайшее время рост активности в этом секторе экономики, но есть надежда на осознание органами власти и управления необходимости сбалансировать интересы малого предпринимательства и государства в общих целях национальной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пророков А. Н. и др. Малое предпринимательство в России: социально-экономические, правовые и организационные аспекты: монография / под ред. А. Н. Пророкова, Л. И. Чистоходовой. М.: ИИУ МГОУ, 2015. 185 с.

2. Экономика стран Содружества в январе — октябре 2015 года // Экономические новости России и содружества. 2015. № 23, декабрь.

3. Приказали долго жить // Экономические новости России и содружества. 2015. № 4, февраль.

4. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013». URL: http://www. gsom.spbu.ru/ nam_20_let/ sobytiya/vshm_.

REFERENCES

1. Prorokov A. N. i dr. Maloe predprinimatel'stvo v Rossii: sotsial'no-ekonomicheskie, pravovye i organizatsionnye aspekty: monografiia / pod red. A. N. Prorokova, L. I. Chistokhodovoi [Small business in Russia: social, economic, legal and organizational aspects: monograph]. Moscow, IIU MGOU, 2015, 185 p. (in Russian).

2. EHkonomika stran Sodruzhestva v yanvare — oktyabre 2015 godа [The economy of the Commonwealth countries in January — October 2015].

Ekonomicheskie novosti Rossii i sodruzhestva — Economic news from Russia and the Commonwealth, 2015, no. 23 (in Russian).

3. Prikazali dolgo zhit' [Ordered to live long]. Ekonomicheskie novosti Rossii i sodruzhestva — Economic news from Russia and the Commonwealth, 2015, no. 4 (in Russian).

4. Natsional'nyi otchet «Global'nyi monitoring predprinimatel'stva. Rossiia 2013» [National report "Global Business Monitoring. Russia 2013"]. Available at: http://www.gsom.spbu.ru/ nam_20_let/ sobytiya/vshm_ (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.