Научная статья на тему 'Становление малого бизнеса в России'

Становление малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3441
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФОРМА / ДИНАМИКА / ПОДДЕРЖКА / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / BUSINESS ACTIVITY / REFORM / DYNAMIC / SUPPORT / BUSINESS-INCUBATOR / PRIVATE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Людмила Николаевна, Худилайнен Мария Ивановна

В существующих рыночных условиях в России малый бизнес является одной из наиболее перспективных форм хозяйствования. Предложена градация развития малого предпринимательства в постперестроечный период. Рассмотрена динамика развития малого бизнеса за последние годы. Проведено сравнение методов государственной поддержки в России и за рубежом. Указаны особенности хозяйствования предприятий малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small business is one of the most perspective ways of the development in the existing conditions of the economy in Russia. The gradation of the small business development in post-perestroika period is proposed. The dynamic for the last years of the small business development is observed. The state small business support measures in Russia and abroad are compared. The specific features of the small business management are mentioned.

Текст научной работы на тему «Становление малого бизнеса в России»

Становление малого бизнеса

в России

Л. Н. Никитина,

д. т. н., профессор, заслуженный экономист РФ, заведующий кафедрой экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

В существующих рыночных условиях в России малый бизнес является одной из наиболее перспективных форм хозяйствования. Предложена градация развития малого предпринимательства в пост-перестроечный период. Рассмотрена динамикараз-вития малого бизнеса за последние годы. Проведено сравнение в методах государственной поддержки в России и за рубежом. Указаны особенности хозяйствования предприятий малого бизнеса.

В настоящее время Россия стоит на пути развития рыночной экономики. Реформирование российской экономики и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого бизнеса. Малый бизнес является эффективной формой функционирования хозяйствующих субъектов, не обладающих крупными капиталами. В то же время развитие малого бизнеса вызвало необходимость совершенствования форм и методов управления на малых предприятиях, с учетом особенностей их функционирования, в отличие от богатого накопленного опыта управления в нашей стране на крупных и средних предприятиях. В этой связи немаловажным является изучение опыта работы малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой и анализ уже накопленного опыта работы отечественных предприятий малого бизнеса.

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими предста-

М. И. Худилайнен,

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, кафедра экономики и финансов

Small business is one of the most perspective ways of the development in the existing conditions of the economy in Russia. The gradation of the small business development in post-perestroika period is proposed. The dynamic for the last years of the small business development is observed. The state small business support measures in Russia and abroad are compared. The specific features of the small business management are mentioned.

вительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

Малый бизнес — это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином [1].

Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость [2, 3].

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов — малых предприятий.

Согласно действующему законодательству, к малым предприятиям (МП) относятся вновь создаваемые и действующие предприятия, у которых показатели средней численности не превышают установленного уровня.

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

В нашей стране, согласно Закону РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», установлено, что предельный уровень численности персонала по отраслям составляет:

^ в промышленности — 100;

^ в строительстве — 100;

^ на транспорте — 100;

^ в сельском хозяйстве — 60;

^ в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30;

^ в остальных отраслях при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

В зарубежной статистике для определения принадлежности к сектору малого бизнеса, кроме критерия численности персонала, как правило, используются следующие количественные показатели: объем валовой продукции или оборота капитал (продаж), объем производственных фондов (табл. 1). Помимо вышеуказанных показателей зарубежные экономисты нередко пользуются другими критериями отнесения предприятий к разряду малых. Например, в экономической литературе Великобритании встречается около сорока определений малого бизнеса. Используют различные производственные переписи, переписи населения, данные о трудовых ресурсах, информацию кредитных организаций [4].

В нашей стране, согласно Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», кроме критерия численности используется и другой показатель. В частности в законе говорится: «Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%...».

Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода.

Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критерию того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Малые предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, моделям предпринимательского поведения, занятости, по способу их образования [5, 6].

Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги [7].

Таблица 1

Использование количественных показателей отнесения предприятий к разряду «малых» в различных страна

Страны Показатели

Численность занятых Объем оборота капитала (продаж) Объем годового дохода Степень участия в капитале других фирм

США X X X

Япония X X X

Германия X X

Великобритания X X

Франция X X

Италия X

В России сегодня насчитывается около 1 млн малых предприятий. Но основное их количество сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, соответственно, 21 и 10%. В сфере общественного питания и розничной торговли работает 47% малых предприятий, в строительстве и промышленности — по 13% [8].

В целом, уровень развития малого предпринимательства (МП) в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах — членах ЕС — не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 18 МП, соответственно.

Российский малый бизнес — именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Развитие малого бизнеса, основанного на различных формах собственности и их сочетании, началось с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Истоками же развития малого бизнеса в бывшем СССР считаются законы: «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.), «О кооперации» (1988 г.), а также положение «Об организации деятельности малых предприятий» (протокол № 6 заседания комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете министров СССР, 1988 г.).

На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малых формах. За 1992 г. было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 г. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 г. порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми.

За прошедшие 10 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 год

Рис. 1. Число малых предприятий в России, тыс. единиц

Рис. 2. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в России, тыс. чел.

организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

В целом, рассматривая послеперестроечный период развития малого предпринимательства в нашей стране ряд ученых предлагает разделять на три периода:

^ период интенсивного становления предпринимательства (1990-1995 гг.);

^ период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);

^ период цивилизованной модернизации (с 1998 г. по настоящее время).

К началу 2000 г. число малых предприятий в нашей стране ставило порядка 891 тыс., приблизившись к отметке 1994-1995 гг. (рис. 1). Следует отметить, что, начиная с 1996 г., статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном малом предприятии с 200 до 100 человек).

Динамика числа малых предприятий с 1997 г. — совокупный прирост примерно на 0,1-2,5% свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в

2001 г. был отмечен спад в развитии малого бизнеса, усугубившийся в 2002 г., но 2003 г. показал значительный прирост количества малых предприятий, продолжающийся до сих пор.

Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2004 г. составило порядка 7 млн 433 тыс. человек или 11% от общего числа работающих на российских предприятиях (рис. 2). По сравнению с 1994 г. данный показатель сократился на 13,5%. Это закономерно, так как критерии отнесения к малым предприятиям, принятые в 1995 г., в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.

Не менее высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В России доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий.

О масштабах участия малых предприятий в экономике нашей страны в целом можно судить из табл. 2.

Как видно из табл. 2, доля малого бизнеса в общественном производстве составляла в прошедшее десятилетие в среднем 10-20%, в то время как в странах со сформировавшейся экономикой этот показатель колебался от 40 до 60%: Великобритания — 5053%; Германия — 50-52%; Франция — 55-62%; США — 50-52%; Япония — 52-55% и т. д. Доля малых предприятий в общей численности занятых в России колебалась в пределах от 7,4 до 13,5%, в ранее упомянутых странах этот показатель равнялся: Великобритания — 49%; Германия — 46%; Франция — 54%; США — 54%; Япония — 78% и т. д.

В настоящее время малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 11% числа занятых, производят 13% ВВП и дают 23% всей прибыли народному хозяйству.

Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше чем у крупных: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научнотехнической информации и т. д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка. Одним из компонентов системы господдержки являются государственные программы по поддержке малого бизнеса, имеющее своей целью, прежде всего, создание благоприятного правового и экономического климата для его развития.

Практически все развитые западные страны используют различные методы и формы административной, правовой и экономической (прямой и косвенной) поддержки малого бизнеса: создание государственных структур, ведающих делами малых и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу, налоговые льготы для малых предприятий; помощь государства в получении заказов малыми фирмами; оказание управленческой и технической помощи; антимонопольное регулирование [9]. Механизм стимулирования развития МП включает в себя, прежде всего, законодательно-правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы,

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

Таблица 2

Показатели участия малых предприятий в экономике

Показатели 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Выпуск продукции, млрд руб (до 1999 г. — трл. руб.) 323,4 303,1 261,9 423,7 613,7 852,7 1160,8 1682,4

Доля в общем производстве, % 8,4 6,9 5,7 5,5 12,9 14,5 16,9 19,8

Среднесписочная численность занятых, млн чел. 6,3 6,5 6,2 6,5 6,6 6,5 7,2 7,4

Доля в общей занятости, % 9,5 10,1 9,8 10,1 10,0 10,0 9,1 8,8

льготные субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Например, законодательство США предусматривает для малого бизнеса две налоговые ставки — в 15 и 28%. В то время как для крупных корпораций они составляют 34 и 46%. В стране на государственные средства создана сеть бизнес-инкубаторов, где начинающие бизнесмены получают на льготных условиях, не менее чем на три года — помещения, оборудование, вычислительную технику. Государственная администрация по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, предоставляет гарантии за взятые МП кредиты, содействует повышению квалификации персонала.

Кроме государства, малому и среднему бизнесу призваны помогать и крупные фирмы, акционерные общества и концерны. Как в сфере самого производства, так и в создании систем обучения и переподготовки кадров малого бизнеса. Не менее важным направлением стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение малых предприятий.

Малый бизнес США поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. малых и средних предприятий.

Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, по инициативе министерства экономики и финансов, создано Французское общество по страхованию капиталов от риска — СОФАРИС, которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие Обществу, то оно дает банку гарантию на 5060% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает Общество из собственных фондов. Сами фонды СОФАРИС образуются на акционерной основе, с участием частного и, в основном, государственного капитала.

Взаимодействие государства и частного бизнеса в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой осуществляется на взаимовыгодной основе и носит долгосрочный характер. Как показывает анализ сложившейся практики, роль государства в рыночной экономике состоит, в частности, в создании ровных благоприятных условий для развития различных форм бизнеса, включая малый бизнес, многостороннего поощрения предпринимательства и частной

инициативы. Наряду с этим частный бизнес оказывает содействие государству в решении задач, стоящих перед обществом, в том числе в создании новых рабочих мест, финансировании социальных программ, программ развития приоритетных отраслей и сфер экономики, обеспечения благоприятного инвестиционного климата в стране и т. д.

В России по мере развития частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений также возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основная задача которых — стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства, семинары, съезды представителей малого бизнеса. Разрабатываются различные программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства как на федеральном, так и на местных уровнях. Однако, анализ показывает, что государственная поддержка малого предпринимательства в России на сегодняшний день, малоэффективна. Зачастую наблюдается нарушение принятых нормативно-правовых актов в отношении субъектов малого бизнеса, существуют административные барьеры, а созданные фонды поддержки остаются в силу различных причин невостребованными. Но, здесь следует отметить, что в последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных формах и методах господдержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России [10]. Экономистами также исследуются современные условия и тенденции развития малого предпринимательства в нашей стране, проблемы взаимовыгодного сотрудничества малого, среднего и крупного бизнеса [11, 12]. Все это, думается, в скором времени должно принести положительные результаты.

Среди наиболее актуальных задач, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января

2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН).

Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно сказываются на развитии малого пред-

принимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т. д. [6, 13].

Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер, что декларировано при определении сущности предпринимательской деятельности в ГК РФ. Таким образом, законодательно подтверждается, что гражданам, решившим создать и осуществлять собственное дело, необходимо помнить: они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых, например, сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т. д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий [14].

При рассмотрении малого предприятия как субъекта управления в рыночной экономике, МП характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно сказываются на деятельности МП. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным, средним бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степенью неопределенности: во-первых, это объясняется тем, что МП, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности; во-вторых, ключевая особенность внешней среды малого бизнеса — его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами; третья специфическая черта связана именно с периодом радикальных реформ, — исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении МП происходят изменения (все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования).

Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в

деятельности малых предприятий влияют и внутренние характеристики МП, определяемые внутренней средой предприятия, и также во многом зависящих от размера МП. Внутренняя среда малого предприятия, как и внешняя, имеет ряд отличий, например, в способах разделения труда; расстановке кадров; распределения прав и ответственности; проведении маркетинговой политики; налаживании финансовых потоков на предприятии; получении информации и т. д. Жизнеспособность МП напрямую зависит от личностных характеристик самого руководителя; самостоятельности, профессионализма, опыта, умения идти на риск и т. д. По различным данным, до 90% неудач малых фирм США связано с неопытностью и некомпетентностью руководства, его несоответствия изменившимся условиям.

Литература

1. В. П. Буянов, К. А. Кирсанов, Л. А. Михайлов. Управление рисками (рискология). М., Экзамен, 2002.

2. И. Брциева. Малое предпринимательство как экономическая категория //Общество и экономика, № 9, 1999.

3. М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. Малое предпринимательство. М., Инфра-М, 1998.

4. А. О. Блинов. Малое предпринимательство. М., Ось-89, 1998.

5. Н. Е. Егорова, Е. Р. Майн. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М., Центральный экономикоматематический институт, Институт социально-экономических проблем народонаселения, 1997.

6. Л. Б. Бабаева и др. Малый бизнес в России: социальные типы и сферы деятельности. М., Российский общественно-политический центр, 1993.

7. Э. Цандер. Руководство малыми и средними предприятиями: пер. с нем. В. П. Воронькова, под. Ред. Р. М. Гринева. Обнинск, ГЦИПК, 1994.

8. Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР)//Вопросы экономики, № 5, 2002.

9. Экономика предприятия/Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. 3-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

10. А. Семенов, Д. Агеев. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства //Экономист, № 10, 2000.

11. Е. Балацкий, А. Потапова. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования//Эконо-мист, № 4, 2001.

12. Е. Бухвальд, А. Виленский. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства//Вопросы экономики, № 12, 1999.

13. А. П. Егорушков. Проблемы развития малого предпринимательства в России//Финансы, № 12, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. В. Новиков, Ф. Шереги. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?//Российский экономический журнал, № 910, 1999.

—'■ жтеша @1 шшЕмюкшЗа шшнвш)

инновации

в Интернете

Редакция журнала «Инновации» предлагает своим читателям электронную версию журнала в сети 1п1егпе1 по адресам:

http://innov.eltech.ru http://www.n^ag.^nnov/ru

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.