Научная статья на тему 'Развитие предпринимательства: проблемы и пути решения'

Развитие предпринимательства: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
130
35
Поделиться
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Быстряков Александр Яковлевич

The article presents the problem of improving the efficiency of state regulation of entrepreneurship on the example of the Russian Federation, Europe and other countries. The author highlighted the factors influencing the development of the small and medium-sized businesses, as the basis of raising the economic security.

Entrepreneurship development: problems and solutions

The article presents the problem of improving the efficiency of state regulation of entrepreneurship on the example of the Russian Federation, Europe and other countries. The author highlighted the factors influencing the development of the small and medium-sized businesses, as the basis of raising the economic security.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательства: проблемы и пути решения»

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РЕФОРМЫ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

А.Я. Быстряков

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности государственного регулирования предпринимательством на примере Российской Федерации, европейских и ряда других стран. Анализируются факторы, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса как основы укрепления экономической безопасности экономики.

Ключевые слова: предпринимательство, государственное регулирование, малый и средний бизнес, налогообложение, экономическая безопасность, эффективная экономика.

Отношение к предпринимательству в каждой стране строится на законодательной базе и на отношении общества к тем своим соотечественникам, которых мы называем бизнесменами. Люди, которые сознательно и добровольно выбрали для себя самообеспечение, самозанятость и относительную независимость от государства, являются, как правило, самостоятельными в своих решениях и имеющими достаточное образование. Очевидно, что механизмы государственного регулирования бизнеса, особенно малого и среднего, должны быть понятными, стимулировать предпринимательскую активность на всех этапах развития бизнеса. Этот механизм должен быть принят всем населением страны (включая ту часть общества, которая относиться к предпринимательству негативно), поскольку успешное развитие предпринимательства является одним из ключевых условий экономической безопасности любого государства.

В новой России сложное отношение к предпринимательству сложилось в 1990-е гг., когда формирование крупного капитала происходило по следующему сценарию: получение большой прибыли и накопление капитала немногими было декларировано властью, однако сформировало большое количество недовольных среди всех групп населения в условиях резкой дифференциации по доходам. По социальному составу недовольные представлены всеми слоями общества — от крупных государственных чиновников, интеллигенции, малого бизнеса до рабочего класса и сельского населения.

Предпринимательство меньших размеров, то, что мы называем малым и средним бизнесом, вызывает меньшее отторжение у населения современной России. Причины просты: почти каждый попробовал себя на этом поприще, хотя итоги опыта сильно отличаются. Тем не менее и к малому бизнесу отношение неоднозначное. Реально существует прослойка населения, как правило, это люди старше 60—70 лет (бывшие военнослужащие, учителя, врачи, представители творческих профессий, рабочие и крестьяне), которые на бытовом уровне не приемлют малый бизнес, особенно в сфере обращения — торговле и оказании услуг. Это временный фактор, он исчезнет естественным образом, но в ближайшие десять лет его важно учитывать.

Сложившееся отношение к предпринимательству не может не влиять на экономическую безопасность современной России. Крупный капитал при длительном сохранении такой ситуации будет уходить из страны. И это объективно — в первую очередь бизнесу трудно рассчитывать на устойчивые инвестиции, в том числе финансовые ресурсы зарубежных партнеров.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности возложено, в основном, на Министерство экономического развития РФ, которое является основным оператором по важнейшим законодательным и нормативным документам в этой сфере. Кроме подготовки и экспертизы соответствующих законодательных актов, министерство осуществляет постоянный мониторинг финансовых потоков, направляемых государством в этот сектор национальной экономики.

Финансирование предпринимательской деятельности из бюджетных источников имеет своих сторонников и противников даже среди экспертного сообщества. Точка зрения, согласно которой бизнес должен финансироваться и развиваться самостоятельно, используя известные рыночные возможности, существует рядом с позицией сторонников наибольшего финансового государственного участия в развитие предпринимательства. Однако государственное финансирование развития предпринимательской деятельности явно недостаточно и критикуется абсолютно всеми политическими партиями и общественными движениями страны.

Основания для этого имеются более чем достаточные — согласно действующему законодательству [1] объем финансирования малого предпринимательства составляет сумму, не превышающую 70 млн долл. США. Финансирование развития малых предприятий в научно-технической сфере, осуществляемое через одноименный фонд, не намного превышает 100 млн долл. США. Для сравнения: в тех же США на исследования в области инновационных технологий, в малом и среднем бизнесе, выделяется 2 млрд долл. США.

Учитывая, что соответствующее Постановление [1] принималось в условиях экономической рецессии и носило по форме антикризисный характер, оно, безусловно, являлось стабилизирующем фактором в нестабильной финансовой ситуации. В настоящее время нужны совершенно другие подходы к формированию объемов государственного участия в развитии бизнеса.

Большое значение для экономической безопасности России и стабильного развития национальной экономики имеет показатель числа индивидуальных предпринимателей и создаваемых ими рабочих мест.

На начало 2013 г. в Российской Федерации было зарегистрировано более 4 млн индивидуальных предпринимателей, из которых реальную хозяйственную деятельность осуществляли свыше 60%. Если учесть, что за годы экономического кризиса — с 2008 по 2011 гг. число индивидуальных предпринимателей в России уменьшилось больше чем на 200 тыс. человек, то ситуация в этой группе бизнес-сообщества является наиболее тревожной.

Во Франции статус auto-entrepreneur (самостоятельный предприниматель, производящий в год товаров менее чем 100 на тыс. евро), имеют более 3 млн человек, притом что население Франции вдвое меньше, чем в России. Более 50% предприятий Франции — это малые и средние предприятия. Во Франции сильны тенденции к объединению и укрупнению малых предприятий, структура французских предпринимателей MEDEF объединяет более 800 тыс. предприятий и является влиятельной организацией Франции, которую поддерживает государство. В частном секторе французской экономики занято более половины трудоспособного населения. В последние кризисные годы закрывалось около 250 тыс. частных фирм, но ежегодно открывалось до 50 тыс. новых малых предприятий.

Вновь созданные малые предприятия во Франции на два года освобождаются от местных налогов, налог на доходы у них составляет 19%, тогда как у всех остальных 33%, а налог на добавленную стоимость оплачивается не ежемесячно, а поквартально. Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, освобождаются в течение первых двух лет от уплаты налога на доходы. Существует практика выкупа фирм частных предпринимателей и перевода их в государственную собственность.

В Германии теорию и практику государственного регулирования предпринимательства объединяет основополагающее правило — как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, сколько требуется. Современное отношение к малому бизнесу было заложено известным немецким экономистом Эрхардом.

Крупных предприятий (более 1000 работающих) в экономике ФРГ всего около 2%, а более 93% всех имеющихся фирм составляют классические малые немецкие предприятия, где не более 100 сотрудников. Предприниматели объединены в более чем 7000 различных союзов, ассоциаций, которые поддерживаются государством и являются органами самоуправления в частно-предпринимательской сфере экономики. В Германии существуют молодежные предпринимательские организации, которые получают финансовую поддержку из государственных источников.

Наиболее благоприятное отношение общества к предпринимательству сложилось в Италии. Можно утверждать, что здесь на генетическом уровне заложена предрасположенность к ведению бизнеса. Аналогичное отношение к предпринимательству наблюдается, по нашему мнению, только в США. В Италии более 50% экономически активного населения занято в малом бизнесе, а семейные предприятия составляют 80% всех фирм страны, зарегистрировано около 5 млн малых и средних предприятий. Около 12 млн человек производят более 60% добавочной стоимости в экономике. В Италии, по мнению экспертов, наименьший уровень государственной бюрократии в отношениях с бизнесом.

В Испании малый и средний бизнес сосредоточен в основном в сельском хозяйстве — до 80% всех частных фирм страны. Предприниматели представляют более 90% всей экономики страны. В стране существует более 3 млн малых предприятий, в каждом трудятся до пяти человек. Вновь открытое предприятие освобождается от налогов на пять лет. Если малое предприятие планирует работать на внешнем рынке, государством представляются беспроцентные кредиты и страховка до 100 тыс. евро. На внешнем рынке (в основном сельхозпродукция) работает около 40 тыс. малых и средних предприятий.

Активную роль играют общества взаимного гарантирования, которые представляют гарантии при получении кредитов для развития малого бизнеса, представляют свою собственность для залога или выступают поручителем. Существуют общества взаимного финансирования, которые финансируют, инвестируют и предоставляют субсидии для субъектов малого предпринимательства. Важную роль играет Государственный институт официального кредитования Испании.

В Китае провозглашен курс на всеобщую поддержку малого и среднего бизнеса. Госсовет КНР с августа 2013 г. временно вводит отмену налога на добавленную стоимость и операционных налогов на бизнес с ежемесячным объемом продаж менее 3250 долл. США. Эта налоговая льгота коснется более 6 млн предприятий, на которых работают десятки миллионов человек. Для экспортеров будет упрощена процедура получения разрешений, отменены сборы за освидетельствование товарного экспорта, оптимизирована таможенная проверка промышленных товаров [2].

В современной России много делается для развития бизнеса, но из различных информационных источников, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, поступают устойчивые сигналы о сокращении количества официально зарегистрированных индивидуальных предпринимателей [3]. За первые месяцы 2013 г. от официальной регистрации отказались более 300 тыс. индивидуальных предпринимателей. Учитывая, что это в основном социально активные люди в продуктивном возрасте, нельзя предполагать, что они прекращают свою трудовую деятельность в связи с возрастом. Их переход в государственный сектор возможен, но маловероятен: роста занятости в государственных и муниципальных органах управления не наблюдается. Можно предположить, что большинство из этих предпринимателей перейдет в теневой бизнес, оставаясь в том же сегменте рынка [4].

Уход предпринимателей с официального рынка в бизнес по «черным» схемам является серьезной угрозой экономической безопасности страны, важным сигналом о неблагополучии в предпринимательской среде.

По официальным источникам, малый бизнес сегодня обеспечивает более 22% рабочих мест в России и аккумулирует примерно пятую часть валового дохода. В малом и среднем бизнесе трудятся более 17 млн человек. Это владельцы и совладельцы бизнеса, постоянные или временные наемные рабочие, юридически оформленные члены семей. Вместе с тем, согласно данным Министерства экономического развития РФ, в России около 20 млн граждан трудоспособного возраста не учтены во всех секторах национальной экономики, а в недавнем выступле-

нии вице-премьера правительства Ольги Голодец прозвучала цифра в 38 млн неучтенных официальной статистикой человек. Таким образом, можно предположить, что в теневом секторе экономики представлено больше занятых в малом предпринимательстве, чем в официальном!

Нельзя сказать, что экономическая безопасность России полностью зависит от активности в предпринимательском секторе, но недооценивать возможные социальные последствия снижения предпринимательской активности опасно как в текущем периоде, так и в долгосрочной перспективе, этому есть примеры.

В прошедшем 2012 г. в Греции практически не прекращались социальные волнения, которые едва не привели к выходу этой страны из Евросоюза. Причины тому — огромные социальные государственные обязательства, низкая занятость населения, огромный государственный долг и т.д. Но одним из ключевых факторов является падение предпринимательской активности. Количество населения, занятого в малом и среднем бизнесе в Греции, с 2008 г. сократилось почти на 150 тыс. человек, закрылось более 70 тыс. мелких предприятий.

Безусловно, экономики России и Греции не сопоставимы ни по объемам, ни по структуре, малый бизнес отличается и по направлениям деятельности, и по организационным формам. Но недооценивать ситуацию, происходящую в развитой стране, члене Европейского союза, имеющей многолетнюю историю и сложившиеся традиции в предпринимательстве, нельзя. Необходимо использовать опыт Греции, в том числе и в государственном регулировании кризисных процессов в предпринимательской деятельности.

Одним из эффективных инструментов Правительства РФ стало введение в стране должности бизнес-омбудсмена. Законодательное создание государственного института уполномоченного по защите прав предпринимателей, представителей бизнес-сообщества в органах власти, появление инстанции, способной донести до исполнительной и законодательной власти точку зрения предпринимателя, несомненно правильный и стратегически верный шаг в направлении стабилизации развития малого и среднего бизнеса.

Несомненно, данный институт призван решать наиболее важные задачи на федеральном уровне, но еще существеннее эффективная организация деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах, на уровне субъектов РФ.

Ситуация с развитием предпринимательства на региональном уровне крайне неоднозначна. В Москве, Санкт-Петербурге, крупных региональных центрах и в муниципальных образованиях наблюдается зачастую прямо противоположная ситуация. Стандартный подход к развитию малого и среднего бизнеса в большинстве малых городов и поселений сводится к практически полному аффили-рованию бизнеса с местной властью. Причем неважно, на каких отношениях выстраивается такой подход: родственных, дружеских, соседских. Наблюдается сочетание всех неформальных форм взаимоотношений муниципальной власти и бизнеса, кроме легальной, юридически прозрачной системы, которая не допускает наличие нетрудовых доходов, коррупцию и развитие теневой экономики.

С другой стороны, в крупных центрах России уже сегодня можно констатировать наличие широко разветвленной предпринимательской сети предприятий,

сложившейся по национальному признаку. Это предприятия обслуживания, ресторанный бизнес, торговля, строительство и многое другое. На наш взгляд, это обнадеживающая тенденция, которая сформировалась в последние годы благодаря конструктивной политике Правительства РФ и органов управления в регионах. К сожалению, в ряде регионов России из-за негативного отношения местных органов власти и населения к бизнесу на мононациональной основе его развитие в полной мере пока невозможно.

Именно с подобными проблемами сталкиваются уполномоченные по защите прав предпринимателей на региональном уровне. Пока не до конца понятен механизм разграничения предметов ведения между федеральным и региональным уровнем управления в сфере поддержки предпринимательства, но можно предположить, что чем больше прав будет у регионального бизнес-омбудсмена, тем эффективней заработает механизм государственного регулирования бизнеса в целом по стране.

В настоящее время основной задачей государственного регулирования предпринимательства является сокращение теневой составляющей бизнеса, официальная регистрация всех хозяйствующих субъектов и их налогообложение в соответствии с существующем законодательством.

Нарушения в налогообложении бизнеса связаны со многими причинами, в том числе и с несовершенством налогового законодательства [5].

Наиболее часто они связаны с выплатой заработной платы «в конверте», без уплаты соответствующих налогов. В средствах массовой информации фигурирует цифра доли теневого фонда оплаты труда в 2011 г. в размере около 60% от легального. По данным Пенсионного фонда России, заняты трудовой деятельностью 75 млн человек, а взносы в Пенсионный фонд поступают примерно за 50 млн работников. В основном их выплачивают крупные и средние предприятия, имеющие длительную налоговую историю, большое число работников на постоянных контрактах, занятых хозяйственной деятельностью в сферах с продолжительным производственным циклом.

Падение заработной платы, связанное с кризисом 2008—2011 гг. фактически прекратилось, и можно наблюдать динамику ее постепенного роста. Государственный сектор, поднимая заработную плату служащих в 2012 и в 2013 гг., фактически стимулировал подъем зарплаты в частном секторе. Таким образом, превышение заработной платы в государственном секторе стимулирует рост зарплаты в бизнес-секторе.

К сожалению, не подтвердился прогноз стимулирующего эффекта для бизнеса при переходе от единого социального налога к социально-страховым платежам в фонды социального страхования. В 2013 г. налоговая и неналоговая нагрузка на предпринимателей в целом имеет тенденцию к росту. Государство должно принимать на себя часть рисков по стимулирующему развитие бизнеса налогообложению.

Тенденции развития бизнеса в России имеет положительную динамику. ВВП на душу населения в РФ самый высокий среди стран БРИКС, он составил 17 698 долл. США в 2012 г., Россия занимает третье место по объему золотовалютных резервов в мире и шестое по паритету покупательной способности на-

циональной валюты. Но в динамике роста желающих заниматься бизнесом наша страна существенно отстает от Китая и Бразилии. Социологические опросы в конце 2012 г. показали, что в этих странах заниматься бизнесом готов каждый пятый опрошенный (20%), в России этот показатель составляет лишь 2%.

Медленно решается вопрос о создании федерального агентского центра по привлечению инвестиций и координации деятельности региональных центров. Можно вспомнить попытку создания института уполномоченных по инвестициям в федеральных округах и объединить эти организационные начинания. Усиливая государственное регулирование в этой области, можно попытаться решить проблемы юридического сопровождения бизнеса. Пока же, по данным статистики, девять из десяти крупных сделок в бизнесе регистрируется вне России.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России недостаточно конкурентоспособно. Государство не успевает оперативно реагировать на меняющиеся условия ведения бизнеса. Показатели рейтингов инвестиционного климата, комфортных условий ведения бизнеса, наличие административных барьеров, высокий фактор коррупционности свидетельствуют о сохранении тренда увеличения фискальной политики. Более эффективный путь связан с усилением финансового контроля за исполнением законодательных актов, закрепляющих рыночные механизмы развития национальной экономики в целом и предпринимательства в частности.

На региональном и муниципальном уровне остаются нерешенными проблемы организационно-технологического характера. Даже в таких высокоорганизованных структурах управления, какими являются соответствующие департаменты Москвы и Санкт-Петербурга, получение разрешения на строительство или подключение к энергетическим сетям при выполнении всех заданных условий зачастую сопровождается отягощениями, не связанными с конкретным проектом.

Отдельно следует рассматривать проблему организации системы государственных закупок, доступ к реальному участию в этой сфере для большинства предпринимательских структур крайне затруднен.

Предпринимательские структуры активнее будут принимать участие в разработке опытных конструкторских образцов, возможно их реальное участие в прикладных научно-исследовательских разработках, но только при условии более расширенного развития программ государственного софинансирования [6].

Много нерешенных вопросов в сфере взаимодействия финансово-банковской системы и предприятий малого и среднего бизнеса. Одним из оперативных и эффективных путей широкого доступа к банковскому кредитованию для малого бизнеса является расширение объемов государственного субсидирования процентных ставок и предоставление государственных гарантий по кредитам для малых и средних предпринимателей, особенно для предпринимателей, работающих в инновационной сфере.

Экономика России в период кризиса продемонстрировала свою устойчивость и способность быстро восстанавливаться, но все достигнутые показатели могут раствориться в проблемах, тормозящих развитие малого и среднего бизнеса. Основа экономической безопасности страны не только в энергетических ресурсах, она сегодня и в развитии предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

[2] Кравченко Е., Поллак А. Китай: становление на рельсы // Ведомости. — 26.07.2013. — № 133(3395).

[3] Пономаренко Е.В. Государство и рынок: новое противостояние мировому финансовому кризису // Вестник РУДН. Серия «Экономика». — 2009. — № 1. — С. 5—13.

[4] URL: http//www.finansmag.ra\94052 Финанс № 36(271) ФИНАНС-500

[5] Хиггс Р. Кризис, разрастание государства и идеологические сдвиги // www.inLiberty.ru

[6] Быстряков А.Я. Государственное регулирование ценовой политики // Современная экономическая теория и реформирование экономики России. — Т. 4. — М.: Экономика, 2008.

LITERATURA

[1] Postanovlenie Pravitelstva RF ot 27.02.2009 г. № 178 «О raspredelenii i predostavlenii sub-sidiy iz federalnogo budzheta subyektam RF na gosudarstvennuyu podderzhku malogo i sred-nego predprinimatelstva, vkluchaya krestyanskiye (fermerskie) khozyaystva».

[2] Kravchenko E., Pollak A. Kitay: stanovlenie na relsi // Vedomosti. — 26.07.2013. — № 133(3395).

[3] Ponomarenko E.V. Gosudarstvo i rynok: novoe protivostoyanie mirovomu finansovomu kri-zisu // Vestnik RUDN. Seriya «Ekonomika». — 2009. — № 1. — S. 5—13.

[4] URL: http//www.finansmag.ru\94052 Finans № 36(271) FINANS-500

[5] Khiggs R. Krizis, razrastanie gosudarstva i ideologicheskie sdvigi // www.inLiberty.ru.

[6] Bystryakov A. Ya. Gosudarstvennoe regulirovanie tseovoy politiki // Sovremennaya ekonomi-cheskaya teoriya i reformirovaniye ekonomiki Rossii. — T. 4. — М.: Ekonomika, 2008.

ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT: PROBLEMS AND SOLUTIONS

A.Y. Bistryakov

Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya, 6, Moscow, Russia, 117198

The article presents the problem of improving the efficiency of state regulation of entrepreneurship on the example of the Russian Federation, Europe and other countries. The author highlighted the factors influencing the development of the small and medium-sized businesses, as the basis of raising the economic security.

Key words: entrepreneurship, government regulation, small and medium-sized businesses, taxation, economic security, efficient economy.