Научная статья на тему 'Развитие предпринимательства в Белоруссии и других странах СНГ'

Развитие предпринимательства в Белоруссии и других странах СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1238
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Румянцева Елена Евгеньевна

На основе предлагаемого методического подхода рассматриваются проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь. В частности, уточнен понятийный аппарат исследования проблемы, предложены показатели анализа задействования предпринимательской функции и предпринимательского потенциала, разработаны предложения по дальнейшему развитию предпринимательства. Статья подготовлена при информационной поддержке Компании «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательства в Белоруссии и других странах СНГ»

Е.Е. Румянцева

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛОРУССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ СНГ

На основе предлагаемого методического подхода рассматриваются проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь. В частности, уточнен понятийный аппарат исследования проблемы, предложены показатели анализа задействования предпринимательской функции и предпринимательского потенциала, разработаны предложения по дальнейшему развитию предпринимательства. Статья подготовлена при информационной поддержке Компании «КонсультантПлюс ».

Устойчивый экономический рост непосредственно зависит от эффективности использования основных факторов производства - земли, труда, капитала, - а также одного из ключевых факторов экономики - предпринимательской способности. Незадействование предпринимательской функции ведет к тому, что научнотехнические достижения не внедряются, капиталы используются неэффективно, земля и труд остаются невостребованными или используются нерационально. Раскрытие предпринимательского потенциала определяет наполнение доходной части государственного бюджета и в конечном счете влияет на уровень жизни в стране.

В России проблема формирования и раскрытия предпринимательского потенциала, к сожалению, законодательно не оформлена^. В отличие, например, от Трудового и Земельного кодексов и законодательства о инвестициях в России на сегодняшний день отсутствует специальное законодательство о развитии предпринимательства, кроме отдельных нормативно-правовых актов о его индивидуальных и малых формах.

В Республике Беларусь (РБ) - стратегическом экономическом и политическом партнере России - согласно Республиканскому закону «О предпринимательстве в РБ» от 28 мая 1991 г. № 813-Х11 предпринимательство (предпринимательская деятельность) формулируется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

Анализ показывает, что законодательная трактовка категории предпринимательства в Беларуси соответствует общепринятому в мировой экономической практике понятию как деятельности, не связанной с какой-либо определенной формой собственности или размерами производства. Вместе с тем в указанном Законе в качестве ключевой характеристики предпринимательства принято только получение прибыли или дохода, и в этом смысле понятие предпринимательства фактически совпадает с понятием коммерческой деятельности. По нашему мнению, предпринимательство может быть косвенно направлено на получение прибыли, но главной, на наш взгляд, характеристикой предпринимательства является инновация. Следовательно, и анализ развития предпринимательства в стране следует проводить на основе не только показателей, характеризующих динамику численности субъектов хозяйствования, но и инновации.

1 25 декабря1990 г. был принят Закон РСФР № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [1, ст. 418]. Но Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ главы о предпринимательской деятельности утратили свою силу.

С 1991 г. - момента принятия указанного Закона - в РБ были приняты и другие законодательные и нормативные акты2. В этих документах акцент сделан только на развитии малых форм хозяйствования и на решении проблемы безработицы.

Развитие законодательства в данном направлении свидетельствует о том, что предпринимательская способность на официальном уровне в Беларуси пока не рассматривается как один из ключевых факторов роста экономики, как в государственном, так и негосударственном секторе; как в малых (как бы начинающих), так и в средних и крупных (уже реализовавших предпринимательскую способность) предприятиях. Поэтому речь идет о том, что несмотря на сохранение специального Закона «О предпринимательстве», в Беларуси, как и в России, отсутствуют сложившиеся теоретические представления; в официально публикуемой статистике понятие предпринимательства подменяется понятием негосударственного сектора экономики. В связи с этим представляется актуальной разработка проблемы развития предпринимательства для корректировки и согласования национальных экономических политик России и Беларуси в рамках Союзного государства.

Для создания единой теоретической платформы политики стимулирования развития предпринимательства необходимо четкое определение его понятийного аппарата. Предлагается следующая трактовка базовых понятий:

- предпринимательская способность - фундаментальное понятие, относящееся к факторам производства, наряду с землей, трудом и капиталом;

- предприниматели - группа субъектов хозяйствования - носителей предпринимательской способности, объект изучения микроэкономики;

- предпринимательство - категория, отражающая совокупные (агрегированные) результаты деятельности предпринимателей, объект изучения макроэкономики;

- предпринимательская деятельность - деятельность предпринимателей;

- предпринимательская активность - состояние предпринимательской деятельности, для которого свойственно циклическое развитие, включающее периоды активности (постоянная предпринимательская активность для экономики невозможна);

- предпринимательский потенциал, определяемый возможностью достижения темпов экономического роста, который может уменьшаться или увеличиваться с течением времени;

- предпринимательская функция в качестве которой используется функция зависимости темпов экономического роста от предпринимательской деятельности.

Исходя из этого в качестве отправной точки оценки предпринимательской функции следует рассматривать анализ факторов, определяющих экономический рост. В 2000 г. в Беларуси сохранились противоречия в динамике индикаторов, характеризующих состояние экономики. С одной стороны, продолжался экономический рост. Например, прирост ВВП за полугодие составил 4%, за год - 6%. Промышленное производство увеличилось на 5,6 и 8% соответственно, реальная зарплата - на 16,5 и 18% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) [2]. Вырос в стоимостном выражении внешнеторговый оборот, в основном за счет переработки российской нефти и вывоза нефтепродуктов, и роста долларовых цен. В 2001 г. отмечается замедление темпов экономического роста в Беларуси (прирост ВВП за первый квартал 2001 г. - 1%, промышленной продукции - 2,2, продукции сельского хозяйства - 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). С другой - ухудшились качественные показатели: резко снизился размер создаваемой предприятиями прибыли (в 1,7 раза), увеличилась доля убыточных пред-

2 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 1993 г. № 150 «О создании и деятельности центров поддержки предпринимательства»; Временное положение о порядке и условиях выдачи ссуды безработным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью из средств государственного фонда содействия занятости; Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь и др.

приятий (с 19,2% в январе-июне 1999 г. до 28,9 в январе-июне 2000 г.), уменьшилась рентабельность с 15,0 до 10,8%, продолжилась негативная тенденция ослабления инвестиционной активности. В 2000 г. инвестиции в основной капитал уменьшились на 3,6%, в первом квартале 2001 г. на - 4%. Темпы инфляции за первый квартал 2001 г. составили около 4,2% в среднем за месяц, что является довольно высоким показателем, хотя это в 2,4 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Отрицательное сальдо внешней торговли за первые 6 мес. 2000 г. составило 630,8 млн. долл. (за 1999 г. - 742 млн. долл., 2000 г. - 1097,1 млн. долл.). За первое полугодие 2000 г. удвоилась кредиторская задолженность предприятий с 1454 млрд. до 3106 млрд. руб. по сравнению с первым полугодием 1999 г. Социологические опросы показывают, что около 65% населения отмечают падение уровня жизни за 1999-2000 гг.3

Ухудшались условия внешней торговли, поскольку в 1999 г. падение цен экспорта происходило большими темпами, чем импорта (17,5 и 13,7% соответственно), а в первом полугодии 2000 г. рост экспортных цен отставал от роста цен импорта (22,0 и 31,1%). С середины 90-х белорусским товаропроизводителям приходится выпускать все больше товаров на экспорт, чтобы получить тот же доход. По расчетам белорусских экспертов, республика выручила бы в 1999 г. от экспорта своих товаров на 800 млн. долл. больше, если бы продала эти товары по ценам 1996 г. [4].

Экономический рост на фоне падения остальных индикаторов экономического развития объясняется тем, что он по-прежнему обеспечивается за счет истощения накопленных ранее ресурсов. Например, из расчета по данным Министерства статистики и анализа РБ следует, что оборотные средства предприятий за период экономического роста в 1998-1999 гг. уменьшились на 16%. В первом квартале 2000 г. величина оборотных средств осталась неизменной, но значительно ухудшилась их структура. В текущих ценах запасы сырья и материалов возросли на 8,8%, незавершенное производство - 79,9, средства в расчетах - 68,5, запасы нереализованной готовой продукции - на 47,6 (справочно: рост цен производителей за первый квартал 2000 г. составил 36%). Рост ВВП обеспечивался и за счет других, менее существенных для данного анализа внешних и временных факторов (рост отрицательного сальдо платежного баланса, снижение уровня жизни населения, российские дотации и т.д.).

Рост производства во многом происходит за счет работы убыточных предприятий, которых в Беларуси не менее половины. Работа этих предприятий обеспечивается за счет изъятия ресурсов у предприятий, которые работают с прибылью, и передачи их убыточным секторам, включая АПК и жилищное строительство через налоги, платежи во внебюджетные фонды, обязательную продажу части валютной выручки, перекрестное субсидирование, передачу товаров по ценам ниже себестоимости (например, поставка минеральных удобрений колхозам и совхозам по ценам в несколько раз ниже их заводской себестоимости), но главное - инфляционного налога, которого никто не может избежать. В результате действия указанного механизма изъятия доходов государство централизованно перераспределяет 2/3 создаваемого в стране ВВП. Только примерно 40% этих средств проходит через республиканский бюджет.

Поддержка убыточных производств за счет отвлечения ресурсов с оставшихся прибыльных предприятий лишила последние оборотных средств, возможности модернизации и, следовательно, снизила их конкурентоспособность. Убыточных предприятий становится все больше, а тех, кто может платить налоги и другие пла-

3 По результатам национального опроса НИСЭПИ в апреле 2000 г. [3].

103

платежи налогового характера - все меньше. В 2000 г. правительство республики сделало попытку уменьшить централизованно распределяемую долю ВВП. С этой целью в первой половине 2000 г. было в значительной степени ликвидировано отставание официального валютного курса от рыночного, уменьшены темпы инфляции и тем самым - инфляционный налог.

Значительно уменьшился размер государственной поддержки жилищного строительства. Если в 1999 г. все виды государственных субсидий обеспечивали около 70% строительства жилья, то в 2000 г. - только 30%.

Уменьшение объема контролируемых белорусским правительством ресурсов ухудшило ситуацию в дотируемых производствах. Резервы государства, образовавшиеся за счет снижения дотации жилищному строительству, оказались исчерпанными.

В настоящее время предпринимательская деятельность в РБ осуществляется в сложных экономических условиях. Современный белорусский предприниматель вынужден работать в условиях экономической и политической нестабильности, во многом непродуманного и противоречивого законодательства, его непредсказуемости. Это предопределяет накопление негативных элементов в сфере предпринимательства, что способствует развитию теневой экономики. Так, в результате документальных проверок, проведенных в 1998 г. на 46431 предприятий (47,4% состоящих на налоговом учете) установлены нарушения на 33413 (72% проверенных) предприятиях как государственного сектора (36%), так и негосударственной собственности (64% соответственно) [5, с. 5].

Несмотря на постоянные проверки соблюдения предприятиями РБ налогового законодательства, количество нарушений остается достаточно высоким (табл. 1), (рассчитано по [6]). За первый квартал 2001 г. недобор налогов в республиканский бюджет составил 43 млрд. бел. руб., или 40% запланированного уровня.

Таблица 1

Динамика нарушений налогового законодательства в 1995-1998 гг.

Показатель 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.

Численность плательщиков Документально проверенных 46909 180466 149793 133195

Допустивших нарушение налогового законодательства 32172 106007 84337 86989

Удельный вес нарушений налогового законодательства, % 69 59 56 65

Таким образом, увеличение масштабов теневой экономики по сравнению с дореформенным периодом и отсутствие связи между предпринимательской деятельностью и экономическим ростом - одна из характерных черт современного периода развития предпринимательства в Беларуси. По экспертным оценкам, доля теневой экономики достигает в республике 60%.

Показатели развития экспорта являются и одним из индикаторов задействования предпринимательского потенциала. В частности, речь идет о показателях в расчете на душу населения. Так, в 1998 г. в Беларуси объем внешней торговли, приходящийся на каждого жителя, составил 1553 долл., из них по экспорту - 702, а по импорту 851долл. (в 1997 г. - 1741, 831 и 910 соответственно). Белорусские показатели значительно ниже, чем в развитых странах (более чем в 20 раз по сравнению с Бельгией, где примерно такая же численность населения и ориентированная на внешний рынок экономика). В среднем в мире в 1998 г. этот объем был близок

к 1826 долл., в США - 6028, Германии - 12272, Японии - 5305, Франции - 10071, Великобритании - 9979, в Бельгии (с которой часто сравнивают Беларусь) - 33055 долл. и т.д. (рассчитано по [7, с. 214-215, 242-243]).

Развитие предпринимательства традиционно связывают с развитием негосударственного сектора экономики. В Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, частный бизнес существует немногим более 10 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составах предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса. Хотя формирование и поддержка частного бизнеса определены в Беларуси в качестве программной цели государства, малое предпринимательство здесь находится в настоящее время на грани выживания (табл. 2).

Таблица 2

Динамика изменения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей за 1995-1999 гг. в Республике Беларусь, тыс.

Показатель 1995 г.* 1996 г.* 1997 г. 1998 г. 1999 г.

Малые предприятия Индивидуальные предприниматели * Данные за 1995-1996 гг. несопоста отчетности. 213 вимы в связи с 159 введением в 21,279 118,8 1997 г. новой 24,061 126 истемы стат 26,787 130,7 тстической

Наиболее быстрый рост малых предпринимательских структур в Беларуси приходится на 1991-1993 гг. после принятия законов о собственности, предприятиях, предпринимательской деятельности и др. Критерии определения субъектов малого предпринимательства - их среднесписочная численность - существенно различаются по странам СНГ* (табл. 3, [8, с. 100-101]). Однако для всех стран Содружества (а не только для Беларуси) характерна недооценка роли предпринимательства вообще и его малых форм, в частности. Поэтому рассматривать опыт этих стран в качестве типовой модели не представляется возможным.

В 1996 г. в Беларуси состоялась общереспубликанская регистрация малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В результате было ликвидировано около 30 тыс. предприятий (из них 98% негосударственных) и 81 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. По данным Министерства предпринимательства и инвестиций РБ, процентное соотношение юридических лиц негосударственного сектора и индивидуальных предпринимателей в 1999 г. составило 35:65 соответственно (в 1997 г. - 39:61) [9, с. 7].

Вклад предприятий негосударственной собственности в ВВП составил 42,7% (по оценкам ЕБРР - доля частного сектора в ВВП Беларуси составляет только 20% [10]), численность занятых - 1,87 млн. чел., что составляет около 21% всех занятых в экономике. В негосударственный сектор включаются и такие предприятия-гиганты, как акционерные общества с преобладающей долей участия государства и численностью работающих 5-15 тыс. чел., а также совместные и иностранные предприятия.

4 Установлен в соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и Указом Президента РБ № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства».

Таблица 3

Критерии определения субъектов малого предпринимательства, чел.

Страна Субъект

Азербайджан Предприятие Промышленность - 50 Транспорт - 15 Строительство -25 Розничная торговля и сфера услуг - 10

Армения Юридическое лицо Промышленность и строительство - 200 Другие сферы производства - 50 Сфера науки и научного обслуживания - 50 Прочие - 25

Беларусь Юридическое лицо Промышленность и транспорт - 100 Сельское хозяйство и научно-техническая сфера - 60 Строительство и оптовая торговля - 50 Другие отрасли производственной сферы, в системах общественного питания, бытового обслуживания и розничной торговли - 30 Другие отрасли непроизводственной сферы - 25

Грузия Критерий отсутствует

Казахстан Физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью со среднегодовой численностью работников не более 50 чел. и общей стоимостью активов в среднем за год не выше 60-тысячекратного расчетного показателя

Кыргызстан Производственная сфера - максимальный объем оборота 500 тыс. сомов - 50 Непроизводственная сфера - максимальный объем оборота 500 тыс. сомов - 15

Молдова Предприятия Мелкие - 1-19 Малые - 20-75

Россия Предприятие Промышленность, транспорт, строительство - 100 Сельское хозяйство - 60 Сфера науки - 60 Система оптовой торговли - 50 Розничная торговля и бытовое обслуживание - 30 Другие отрасли производственной и непроизводственной сферы - 50

Таджикистан Предприятия и организации, в уставном капитале которых отсутствует доля государства и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает: в промышленности и строительстве - 50 в других сферах экономики - 15

Туркменистан Критерий отсутствует

Узбекистан Предприятие - 300

Украина Предприятие Промышленность и строительство - 200 Другие отрасли производственной сферы - 50 Сфера науки - 100 Непроизводственная сфера - 25 Розничная торговля - 15

Среди негосударственных субъектов хозяйствования доля малых предприятий составляет 36%. В 1999 г. их доля в ВВП составила примерно 9%, численность занятых 326,9 тыс. чел., что составляет около 7% занятых в экономике. Около 80%

всей произведенной малыми предприятиями продукции реализуется на внутреннем рынке, 14% - на рынках стран СНГ, и 6% - третьих стран.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что малый бизнес в экономике Беларуси значительно уступает аналогичному в развитых странах и в странах Восточной Европы (табл. 4).

Таблица 4

Роль малых предприятий в экономике некоторых стран с переходной экономикой в 1999 г.

Показатель Беларусь Украина Чехия Польша*

Количество МП на 1 тыс. чел. 2,6 4 10,2 35

Доля МП в ВВП, % 9 11 38,5 51,5

Доля занятых на МП в общей чис-

ленности занятых в экономике, % 7 9 59,12 61,1

* Данные за 1997 г.

Более 50% всех малых предприятий и более 50% всех занятых в малом бизнесе сосредоточено в столице Беларуси. После нее по количеству занятых на малых предприятиях лидируют Гомельская область (8,4% всех занятых в экономике) и Брестская область (8%). Во всех областях Беларуси малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в областных центрах. В целом по республике количество малых предприятий сокращается, а количество созданных рабочих мест на них продолжает увеличиваться [9, с. 10].

Отраслевое распределение малых негосударственных предприятий следующее: в торговле и общественном питании - 50%, промышленности - 20%, в строительстве и на транспорте - по 10% предприятий. Доля малых предприятий в общем объеме выручки (валовом доходе) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по областям находится в диапазоне от 4% (Витебская, Гродненская области) до 9,8% (Минск). Удельный вес производства промышленной продукции малых предприятий в общем объеме производства промышленной продукции колеблется от 4% (Витебская обл.) до 8,3% (Минская область). Малые предприятия, занимающиеся промышленным производством, сосредоточены в основном в Минской области и Минске.

Если придерживаться научной постановки проблемы, то роль малого предпринимательства в РБ еще меньше, так как не все малые предприятия, по определению, корректно относить к предпринимательским. Основным критерием размера предприятия является численность работающих, а главная характеристика предпринимательской фирмы, вне зависимости от масштаба и формы собственности, заключается в применении ею различного рода инноваций. Однако, безусловно, имеется прямая зависимость между увеличением числа малых предприятий и малых предпринимательских фирм. Поэтому ввиду отсутствия соответствующей статистики выводы, относящиеся к развитию малых форм предпринимательства, правомерно базировать на анализе более общей статистики развития малых форм бизнеса: малый бизнес в Беларуси не проявил себя в полной мере, то же касается и малых форм развития предпринимательства.

Поддержка предпринимателей без образования юридического лица, как и развитие малых предприятий, - один из приоритетов проводимой сегодня экономической политики РБ. В частности, предусматривается оказание финансовой поддержки безработным, решившим заниматься предпринимательской деятельно-

стью. Однако начало деятельности и формирование постоянного источника доходов данной категории работающих - не одно и то же. Устойчивость начатого дела зависит не только от способностей его участника, но и от налоговой среды, в которой осуществляется данная экономическая деятельность. Проведенный анализ налоговой среды индивидуальных предпринимателей показывает, что в Беларуси для них пока не созданы благоприятные экономические условия.

Обобщение зарубежного опыта показывает, что для развития малого бизнеса (и следовательно, раскрытия предпринимательского потенциала) целесообразно: согласовать политику развития малого бизнеса с ключевыми экономическими и социальными целями общества; определить вклад малого бизнеса в оптимизацию структуры производства и собственности; выработать привлекательную систему включения граждан в индивидуальную деятельность; популяризовать предпринимательскую культуру; проводить благоприятную для малого бизнеса налоговую политику; сформировать систему сотрудничества крупных и малых предприятий; создать социально-психологический климат в стране, выражающийся в терпимости к индивидуализму.

Одним из показателей, характеризующих предпринимательскую активность в стране, может служить число используемых патентов [11, с. 314-316].

Первое место среди 12 государств - участников СНГ занимает Российская Федерация - 123 патента, затем Молдова - 73, Украина - 71 и Беларусь - 70 патентов. На последнем месте среди стран Содружества - Таджикистан - 5 патентов на 1 млн. чел. (Для сравнения: в Японии, где применяется наибольшее количество инноваций в мире и соответственно зарегистрировано больше всего патентов, этот показатель равен 2705). Общая проблема для стран СНГ - крайне низкая реализация инновационного потенциала, поскольку патентование отражает уже заключительную - промышленную - стадию инновационного проекта.

Вопрос о информационной базе мониторинга развития предпринимательства в РБ остается открытым. Вряд ли можно считать исчерпывающей для проведения соответствующего анализа информацию, публикуемую в статистических сборниках республики о фермерских хозяйствах и распределении субъектов малого предпринимательства и численности работающих в них по отраслям экономики и формам собственности. В отдельном сборнике Министерства статистики и анализа РБ публикуются показатели деятельности субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности, однако и их методическая база пока не проработана. По малым предприятиям не стыкуется пока информация также в указанных выше сборниках и статистическом сборнике в целом по народному хозяйству. Например, среднесписочная численность работающих в малых предприятиях и организациях негосударственной формы собственности на конец 1998 г. в сборнике «Основные показатели деятельности предприятий и организаций Республики Беларусь негосударственной формы собственности за 1998 г.» составляет 280,5 тыс. чел., а в сборнике «Статистический ежегодник Республики Беларусь, 1999 г.» - 255,6 тыс. чел. Имеются расхождения по остальным приведенным показателям. Следовательно, и публикуемая информационная база нуждается в методической доработке.

В целом же статистическая информация о развитии предпринимательства в РБ отсутствует: не разработана соответствующая методическая база в рамках Министерства статистики и анализа РБ, как следствие - не собирается необходимая информация, отсутствуют научно-практические исследования по развитию предпринимательства, и по оценкам эффективности системы стимулирования его развития. Подобная статистическая база исследования проблем предпринимательства пока не создана и в других странах СНГ. В России в системе государственной статистики введен только один раздел по предпринимательству - «Малое предпринима-

тельство» [12, с. 701-705]. Вопрос о пересмотре важности проблемы развития предпринимательства и рассмотрения его в качестве фактора производства наряду с землей, трудом и капиталом с соответствующими изменениями в информационной инфраструктуре также пока не ставится.

Отдельную проблему представляет определение предпринимательского потенциала и степени его задействования. На данном этапе разработки проблемы, когда исследований по этой теме не ведется, однозначно не определен понятийный аппарат и многие вопросы находятся в стадии постановки, представить расчеты количественной оценки предпринимательского потенциала невозможно.

Системные исследования предпринимательского потенциала следует начинать с создания благоприятной демографической ситуации и условий дошкольного воспитания подрастающего поколения для раскрытия творческих способностей как можно большего числа детей (подробнее см. [13]). Следующим шагом должен быть анализ роли средней и высшей школы в раскрытии предпринимательских способностей нового поколения.

Новые технологии, основанные на информации, предъявляют более жесткие требования к распространению, интерпретации и применению знаний. Кроме того, что система образования и техническая подготовка дают новые, более совершенные знания, они также позволяют предпринимателям осуществлять контроль за тенденциями в технологии, оценивать свое соответствие перспективам развития страны и оказывать содействие в разработке соответствующих национальных стратегий развития технологии. Странам, находящимся на передовых или близких к ним рубежах технологического развития, требуется развитая система высшего образования и научно-исследовательских структур для конкурентоспособного участия в процессе создания новых знаний. Новые знания в виде научных открытий и изобретений требуют наличия значительных финансовых ресурсов, высокоразвитых способностей и деловых качеств, чтобы опережать своих конкурентов.

Постановка проблемы в таком ключе позволяет более комплексно подходить к задействованию предпринимательского потенциала в стране, не сводя последнее к инновационной политике государства, декларирующей задачи обеспечения связи науки с производством. Более того, по нашему мнению, реформирование системы образования (подготовки и переподготовки кадров) - более приоритетная задача, чем освоение зарубежных или создание собственных наукоемких технологий, поскольку их внедрение без соответствующей профессиональной квалификации не принесет ожидаемого эффекта.

Исследования специалистов Всемирного Банка показывают, что тип высшего образования имеет значение для экономического развития. Было обнаружено, что студенты математических и инженерных факультетов (но не гуманитарии) имеют положительную причинно-следственную связь с последующими темпами роста, что говорит о более высокой прибыльности инвестиций в образование в этих областях, чем в других. Таким образом, содержание обучения имеет большое значение для стран, стремящихся к развитию новых, применимых в местных условиях технологий. С точки зрения подготовки аспирантов, наибольший удельный вес как и в дореформенное время занимают аспиранты технических специальностей -37%. Эта цифра сопоставима с данными по развитым странам, где удельный вес специалистов технических специальностей колеблется от 20 до 50%.

Однако если проанализировать ситуацию в системе высшей школы, то можно заметить, что в РБ реформирование экономики фактически не затронуло структур подготовки специалистов - наибольший удельный вес как в дореформенное время занимают специалисты в сфере просвещения (см. рисунок) [14].

Специализация

Прочие

Искусство и кинематография

Транспорт и связь

0,2

0,3

3 0,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здравоохранение, физкультура и спорт

Сельское хозяйство

Промышленность и строительство

Просвещение

0

^777777777777777771 о ^

— ■— ■— ■— ■— ■— ■— ■— ■— ■—1 о о

з ■ ■

777777777777777777777777777777777т1

-Л -Л -Л -Л -Л ■_!

10,3

^ 10,5

_(Тыс. чел.

10

12

14

Рисунок. Выпуск специалистов государственными высшими учебными заведениями по отраслевой специализации учебных заведений ^ 1985 г -ЕЕЭ 1998 г.

0

2

4

6

О

Более того, за 13 лет ежегодная численность выпускников-преподавателей выросла на 2,5 тыс. чел., в то время как численность выпускников-специалистов для промышленности и строительства сократилась на 3,3 тыс. чел. Таким образом, государство из года в год само, финансируя подобную структуру подготовки кадров в государственных высших учебных заведениях, наращивает численность работников бюджетной сферы и сокращает предпринимательский корпус.

Следует отметить, что подготовка работников просвещения имеет традиции советского периода, так как окончив вуз такой специалист имеет весьма невысокую квалификацию, чтобы обучать других. В развитых странах система преподавания в вузах построена таким образом, что ведущий преподавательский корпус формируется за счет кадров, имеющих существенный практический опыт. Иными словами, в развитых странах редко можно встретить разделение на коллектив научноисследовательского института, занимающегося, к примеру макроэкономикой, и коллектив преподавателей учебного института, обучающего студентов аналогичным вопросам. В Беларуси фактически происходит дублирование исследовательской деятельности учебных и научных учреждений. Сложилась парадоксальная ситуация - государство 20% финансирования научных исследований направляет в вузовскую науку, в то время как в вузах готовится 72% всех аспирантов, диссертационные работы которых по положению ВАК РБ должны иметь связь с государственными научными исследованиями и иметь внедрение на производстве или в системе государственного управления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование предпринимательского потенциала находится в прямой связи с состоянием системы образования. В РБ уже в краткосрочном периоде целесообразно реформирование высшей и средней школы, а в долгосрочном - и дошкольных учреждений. Для системы среднего образования необходимо как минимум обеспечить 100-процентное обучение английскому языку и по желанию любому второму иностранному. Для выс-

ших учебных заведений на основе среднесрочных прогнозов развития экономики следует пересмотреть концепцию отраслевой подготовки специалистов, учитывая 45-6-летний лаг их выпуска; в целях устранения дублирования и для повышения качества преподавания предусмотреть меры по кооперации в рамках бюджетного финансирования научных и учебных заведений, занимающихся сходной тематикой.

В целом, следует отметить, что в рамках данной статьи проблема анализа развития предпринимательства в силу имеющейся теоретической неразработанности носит постановочный характер. Однако уже сегодня можно сделать однозначный вывод, что Беларусь, как и другие республики бывшего СССР, не использует в полной мере свой предпринимательский потенциал.

Оперативное и комплексное решение данной проблемы в странах Союзного государства и СНГ видится в разработке и реализации национальных целевых программ развития предпринимательства, рассчитанных не менее чем на 10-летний период и включающих приоритеты и механизмы государственной поддержки не только малых, но и крупных форм предпринимательства, т. е. корпоративных структур. Более того, проведенные исследования позволяют утверждать, что именно корпоративный сектор, основанный на системе управления холдингового типа, может стать сегодня точкой роста переходной экономики. Развитие корпоративного сектора целесообразно осуществлять в рамках реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, в частности, проекта по созданию евроазиатского транспортного коридора (автомагистраль, высокоскоростная железная дорога, коммуникации) через Беларусь и Россию, позволяющего использовать колоссальные геополитические возможности Союзного государства - расположение на самом коротком пути из Европы в Азию. Наиболее эффективной организационной формой управления данным проектом явилось бы создание межгосударственной финансово-промышленной группы холдингового типа.

Литература

1. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30.

2. О работе народного хозяйства Республики Беларусь за январь-июнь 2000 года. Доклад Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

3. IISEPS NEWS. 2000. № 2.

4. Марунчак Г. Цена побед иль поражений //Белорусский рынок. 1999. № 51.

5. Итоги работы за 1998 год. Минск: Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, 1998.

6. Итоги работы за 1995-1998 гг. Минск: Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, 1995-1998 гг.

7. На пороге 21 века. Доклад о мировом развитии. 1999/2000. М.: Весь Мир, 2000.

8. Ажекбаров К., Колобова С. Малое предпринимательство в государствах — участниках СНГ//Информационный бюллетень МЭК. 1999. № 1.

9. Малый и средний бизнес в Беларуси. Аналитический бюллетень МВФ, сентябрь 2000. № 1.

10. European Bank for Reconstruction and Development. Transition report. 1999.

11. 1999. World Development Indicators. Washington, D.C.: World Bank, 1999.

12. Методологические положения по статистике. Вып. 1. М.: Госкомстат России, 1996.

13. Дадалко В.А., Румянцева Е.Е., Пешко Д.А. Теневая экономика и кризис власти: проблемы и пути решения. Минск, 2000.

14. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 1999 г. Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 1 999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.