УДК 331.103:338.432
Криулина Е. Н., Луговской С. И., Тарасенко Н. В. Kriulina E. N., Lugovskoy S. I., Tarasenko N. V.
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
SOCIO-LABOR SPHERE IN THE CONTEXT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL AREAS
В статье показаны значимость, особенности и взаимообусловленность функционирования социально-трудовой сферы села и сельских территорий России (в разрезе федеральных округов), Северо-Кавказского федерального округа и Ставропольского края с точки зрения реализации ими многоаспектности развития; приведены сведения об организации мониторинга социально-трудовой сферы села в России и Ставропольском крае и результатах социологических исследований в масштабах страны и края. Содержание статьи позволяет оценить масштабность и сельских территорий, и социально-трудовой сферы, а также проблем, свойственных их современному развитию. По ряду позиций внесены предложения о возможных направлениях оздоровления социально-экономической ситуации, сложившейся в границах сельских территорий и более эффективного функционирования социально-трудовой сферы села.
Ключевые слова: Социально-трудовая сфера, сельские территории, социально-экономическое развитие, масштабность, сельское развитие, сельское население, безработица, уровень оплаты труда.
The article shows the significance, characteristics and interdependence of the functioning of the socio-labour sphere of the village and the rural areas of Russia (by Federal districts), North-Caucasian Federal district Stavropol territory from the point of view of their multidimensionality of development; provides information on monitoring of socio-labour sphere of rural areas in Russia and Stavropol territory and the results of sociological research in the country and region. The content of the article allows to estimate the scale and rural areas, and the socio-labour sphere, as well as problems inherent in their modern development. In some respects the proposals on possible areas of improvement of the socio-economic situation within the boundaries of rural areas and more effective functioning of the socio-labour sphere of the village.
Key words: Socio-labor sphere, rural areas, socioeconomic development, the scale, rural development, rural population, unemployment and salary level.
Криулина Елена Николаевна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры
государственного и муниципального управления
Ставропольский государственный аграрный университет
г. Ставрополь
Тел.: 8(8652) 35-45-67
E-mail: [email protected]
Луговской Сергей Иванович -
кандидат экономических наук, доцент кафедры
государственного и муниципального управления
Ставропольский государственный аграрный университет
г. Ставрополь
Тел.: 8(8652) 35-45-67
E-mail: [email protected]
Тарасенко Надежда Васильевна -
доктор экономических наук, профессор кафедры
государственного и муниципального управления
Ставропольский государственный аграрный университет
г. Ставрополь
Тел.: (8652) 35-45-67
E-mail: [email protected]
Kriulina Elena Nikolaevna -
Ph.D in Economics, Docent of Department of State and
Municipal Management
Stavropol State Agrarian University
Stavropol
Tel.: 8(8652) 35-45-67 E-mail: [email protected]
Lugovskoy Sergei Ivanovich -
Ph.D in Economics, Docent of Department of State and
Municipal Management
Stavropol State Agrarian University
Stavropol
Tel.: 8(8652) 35-45-67 E-mail: [email protected]
Tarasenko Nadezhda Vassilyevna -
Ph.D in Economics, Professor of Department of State and
Municipal Management
Stavropol State Agrarian University
Stavropol
Tel.: 8(8652) 35-45-67 E-mail: [email protected]
Сельские территории со всей совокупностью составляющих их элементов становятся объектом пристального внимания и государственных структур, и ученого сообщества. Только за последние десять лет на федеральном уровне был принят ряд нормативных правовых документов в ранге Законов, Концепций, Доктрин, Программ, Стратегий, защищены и готовятся
к защите докторские и кандидатские диссертации, касающиеся проблем сельского развития. Все они прямо или опосредованно затрагивают социально-трудовую сферу села, которая выступает основным содержательным компонентом сельских территорий.
Объединяющим их элементом выступает сельское население. Главным показателем
в
Экономика
271
развития сельских территорий (как и любой другой территории) является именно население, его динамика, половозрастная структура, социально-демографические процессы, протекающие в их границах. Социально-трудовая сфера также характеризуется численностью и структурой населения, но уже экономически активного, занятого, незанятого, безработного, исследует уровень материального благополучия, бедности и т.д. Сельским территориям нашей страны, как известно, свой-
ственна масштабность, определяемая численностью их населения и формирующая соответствующие характеристики социально-трудовой сферы села. С целью предметного анализа состояния и динамики названных показателей рассмотрим их значения на различных территориальных уровнях: федеральном и региональных. В таблице 1 приведены сведения о населении по России в целом и субъектам Северо-Кавказского федерального округа [15].
Таблица 1 - Динамика численности населения России, 2013 год
Показатели Численность постоянного населения, тыс. человек: 2013 г. в процентах к 2010 г. (все население)
все население в том числе:
городское население сельское население
Российская Федерация 143666,9 106548,7 37118,2 100,6
Северо-Кавказский федеральный округ: 9590,1 4706,1 4884,0 101,6
Республика Дагестан 2963,9 1336,0 1627,9 101,7
Республика Ингушетия 453,0 182,8 270,2 109,3
Кабардино-Балкарская Республика 858,4 448,9 409,5 99,8
Карачаево-Черкесская Республика 469,9 200,7 269,2 98,4
Республика Северная Осетия-Алания 704,0 450,4 253,6 98,8
Чеченская Республика 1346,4 468,1 878,3 105,6
Ставропольский край 2794,5 1619,2 1175,3 100,3
Прежде всего, в Российской Федерации в 2013 году проживало более 143 млн. чел, практически не изменившись с 2010 года - с приростом в 0,6%. Численность населения Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) составляла 9,6 млн. человек с уже большим - 1,6% - темпом прироста. Однако в разрезе субъектов Округа отмечается различная динамика населения. Наибольший прирост его отмечен в Чеченской Республике, в то время как в КБР, КЧР и Республике Северная Осетия-Алания произошло сокращение жителей в общей сложности на 18 тыс. человек. В определенной степени прирост или сокращение жителей может рассматриваться как его реакция на изменившиеся в силу различных причин условия жизни, происшедшие за конкретный временной отрезок.
Обращают на себя внимание, кроме больших числовых значений, некоторые специфические особенности нашего округа и составляющих его субъектов Федерации:
- во-первых, если в стране численность на-
селения в целом стабилизировалась, то в СКФО она имеет слабовыраженную тенденцию роста (за исключением КБР, КЧР и Республики Северная Осетия-Алания); - во-вторых, при доле сельского населения в общей численности жителей страны 25,8%, в нашем СКФО ситуация прямо противоположная - численность сельского населения на 5-15% превышает численность городского населения, кроме Кабардино-Балкарской Республики и Республики Северная Осетия-Алания. В Чеченской Республике это соотношение составляет 65:35, а в Ставропольском крае- 42:58. Немаловажную роль в определении возможностей развития и сельских территорий, и социально-трудовой сферы играет изучение структуры населения (таблица 2) [7]. В ней, как видим, динамический ряд более представительный.
Таблица 2 - Структура сельского населения Российской Федерации по возрасту и полу, %
Показатели 2000 год 2012 год 2013 год
Все население 100,0 100,0 100,0
в т.ч. в возрасте:
моложе трудоспособного 22,9 19,0 19,3
Трудоспособном 54,1 58,4 57,6
старше трудоспособного 23,0 22,6 23,1
На 1000 мужчин приходится женщин
272
,,„ „„„,„,„,„„,„„. Ставрополья
Продолжение
Показатели 2000 год 2012 год 2013 год
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного 954 953 952
Трудоспособном 889 858 850
старше трудоспособного 2156 2377 2347
По данным этой таблицы можно констатировать регрессивный тип воспроизводства сельского населения как следствие устойчивого превышения доли лиц старших возрастов над долей лиц в возрасте моложе трудоспособного. В недалекой перспективе это приведет к увеличению пенсионной нагрузки на одного трудоспособного, ухудшению качества трудовых ресурсов села. По прогнозу, выполненному министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края к 2025 году, в случае непринятия действенных мер, ситуа-
ция станет угрожающей. Кроме того, обращает на себя внимание общая для страны тенденция ухудшения гендерного состава населения в трудоспособном возрасте, что требует внесения коррективов в структуру потенциальных рабочих мест и способов альтернативной занятости селян.
Рассмотрим содержание следующей таблицы, сведения которой прямо вытекают из предшествующей и позволяют судить о состоянии социально-трудовой сферы села [7].
Таблица 3 - Численность занятых и уровень занятости сельского населения в экономически активном возрасте по федеральным округам Российской Федерации
Занятые, тыс.чел. Уровень занятости, %:
2011 2012 2012 в % к 2011 2011 2012 изменение, (+,-)
Российская Федерация 16592 16561 99,8 59,4 60,2 0,8
Центральный ФО 3332 3294 98,9 61,6 62,8 1,2
Северо-Западный 1127 1054 93,5 61,8 62,1 0,3
Южный 2324 2290 98,5 58,4 58,6 0,2
Северо-Кавказский 1848 1882 101,8 54,6 55,7 1,1
Приволжский 4166 3988 95,7 61,8 62,4 0,6
Уральский 1173 1067 910 69,6 59,8 -0,8
Сибирский 2527 2294 90,8 58,6 58,4 -9,2
Дальневосточный 787 692 90,2 59,2 58,1 -1,1
Отметим, прежде всего, что в России численность экономически активного населения превышает 27 млн. человек, это даже по масштабам нашей страны огромный запас труда. В СКФО этот запас составляет 3,4 млн. человек. Однако уровень занятости впечатляет - здесь он составляет чуть больше половины экономически активного населения. Бесспорно, статистикой в этих показателях не учтена занятость малым бизнесом, однако это вряд ли в целом существенно изменит представленную картину.
Отсюда вывод: особое внимание в стране и регионах должно быть уделено созданию рабочих мест в сельской экономике, способных занять имеющиеся (и даже растущие) сельские ресурсы труда и ориентированных на максимально рациональное использование природных условий сельских территорий. Применительно к СКФО это: интенсивное садоводство, овощеводство, в том числе защищенного грунта, цветоводство, хранение и переработка плодоовощной продук-
ции, мясное и молочное скотоводство и овцеводство, развитие сферы услуг, народных промыслов с безусловным расширением альтернативной занятости населения, особенно женского, несельскохозяйственной деятельностью. Определенные подвижки в этой части предпринимаются органами государственной власти, частными инвесторами, но сегодняшними темпами вряд ли можно обеспечить импортозамещение этой продукции.
Вариантов решения данной проблемы немного: или серьезная национальная поддержка сельского развития и отечественного товаропроизводителя, или дальнейшее усугубление продовольственной беззащитности страны.
Поскольку деление на занятое и незанятое население несколько условно, перейдем к оценке показателей безработицы, исследуемых во всем мире, причем самыми различными способами [1].
|£естник АПК
Экономика
273
Таблица 4 - Уровень общей безработицы в городской и сельской местности в России
Годы Уровень безработицы в городе, % Уровень безработицы на селе, % Разница между уровнем безработицы городского и сельского населения,%
2008 7,4 11,1 3,7
2009 6,3 10,6 4,3
2010 5,5 9,6 4,1
2011 5,5 8,5 3
2012 4,6 8,4 3,8
2013 4,3 7,9 3,6
В этой таблице приведен показатель общей безработицы, определяемый как отношение численности безработных к экономически активному населению (методика МОТ). Можно заметить, что безработица в селе почти вдвое выше, чем в городе, однако в обоих случаях она имеет тенденцию сокращения.
Немаловажным фактором в решении этой проблемы является обеспечении роста мате-
риального благополучия селян. Данные все-российскихпереписей населения, выборочных обследований, проводимых органами власти и сотрудниками нашей кафедры убедительно говорят о главенствующей роли оплаты труда в доходах селян. Какова же она, можно увидеть из данных нижеследующей таблицы [9].
Таблица 4 - Средняя заработная плата по регионам России в 2013 году
Регионы России Среднемесячная начисленная зарплата, руб. Реальная зарплата, в % к 2012 г.
По России в целом 29960 105,3
Центральный федеральный округ 36581 105,9
Северо-Западный федеральный округ 32861 105,4
Приволжский федеральный округ 22521 105,8
Уральский федеральный округ 34901 102,5
Сибирский федеральный округ 26484 104,2
Дальневосточный федеральный округ 37357 104,2
Южный федеральный округ 22496 105,8
Северо-Кавказский федеральный округ 19520 109,0
Определенный оптимизм внушает тот факт, что по России в целом и всем ее федеральным округам зафиксировано увеличение начисленной заработной платы от 2 до 9%. Несмотря на более высокий темп ее роста в СКФО, здесь она самая низкая как следствие преобладания сельского населения и, соответственно, самого низкооплачиваемого сельскохозяйственно-
го труда (нижеследующая таблица). Отметим к тому же, что в сельском хозяйстве России самая высокая доля работников, чья зарплата ниже МРОТ - 3,6%, а в целом по всей экономике она составляет 1,2%.
Какова оплата труда в Ставропольском крае, можно судить по следующей информации (таблица 5) [8].
Таблица 5 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного
работника по Ставропольскому краю, руб.
Отрасль 2009 2010 2011 2012 2013
В среднем по всем отраслям 12647 13949 15589 18447 20667
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9470 10857 12693 13992 15903
Добыча полезных ископаемых 17182 20131 22959 29144 30455
Химическое производство 19912 23215 23971 26512 30243
Финансовая деятельность 28106 33015 35638 40554 42908
Гос. управление и военная безопасность; 19013 19454 21214 29046 32491
Образование 9887 9956 11094 13708 17575
Здравоохранение и социальные услуги 11660 12128 13446 16004 19116
Действительно, в стране сохраняется многолетняя «традиция»: вознаграждение за труд в сельском хозяйстве самое низкое не только среди отраслей материального производства, но и отраслей социальной сферы. Если учесть,
что официально работающих в границах сельских территорий приходится в среднем до 0,5 члена сельского домохозяйства, становится очевидной необходимость существенного увеличения и числа работающих, и оплаты труда
через обеспечение сельских жителей «приемлемой» работой. В противном случае сельская бедность будет не только традиционной, но и прогрессирующей.
Сейчас (в 2013 году) в российском селе практически каждый десятый, по оценкам сотрудников Всемирного Банка [3], может быть отнесен к бедным, хотя, на наш взгляд, это еще весьма щадящая оценка. К бедным по действующим в России правилам, относятся люди, чей доход ниже прожиточного минимума. Более того, ученые, исследующие эту категорию, единодушны в том, что в селе распространена не только бедность, но и нищета.
Данное сообщение посвящено социально-трудовой сфере села и ее теснейшему взаимодействию с социально экономическим развитием сельских территорий. С 2004 года кафедра государственного и муниципального управления Ставропольского ГАУ занимается направленными исследованиями. Как таковая, социально-трудовая сфера в России стала комплексно изучаться не только статистикой, но и социологией с 1994 года. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.1994 г. «Об организации Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы» под эгидой Министерства труда и социального развития России была организована государственная система непрерывного наблюдения хода социально-трудовых процессов [7].
Однако сельская местность и отрасль сельского хозяйства как объект социально-трудовых
отношений в этом Постановлении Правительства представлены не были, хотя в них остро протекали деструктивные процессы. Поэтому в 1998 г. по инициативе и при поддержке Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ во ВНИИЭСХ Россельхозакадемии был создан Центр Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села с сетью региональных отделений. Его руководителем была назначена профессор, член-корреспондент РАН Бондаренко Людмила Васильевна.
Ставропольское региональное отделение этого Центра было создано в 2004 году и сразу же приступило к интенсивной работе. Более того, в 2012 году вуз заключил Государственный контракт с министерством сельского хозяйства Ставропольского края по теме: «Исследования в области социально-экономического развития сельских территорий Ставропольского края по производству сельскохозяйственной продукции, эффективности сельского хозяйства, занятости населения». В результате сотрудниками кафедры был успешно выполнен этот контракт, опубликовано учебно-практическое пособие с грифом МСХ СК, подготовлен проект программы по устойчивому развитию сельских территорий Ставропольского края.
Сама постановка темы статьи еще раз подтверждает органическое единство социально-экономического развития сельских территорий и социально-трудовой сферы села, и некоторые результаты наших исследований представлены на рисунках 1-2.
Рисунок 1 - Желание сельских жителей Ставропольского края в ближайшие 2-3 года переехать
на постоянное место жительства в город, в %
Из рисунка следует, пока почти половина респондентов сохраняет верность селу, понятно что нужно их в этом желании укрепить, равно как убедить в этом еще пятую часть населения, которая начала задумываться о переезде и четвертую часть селян, которая пока не допускает мысли о переезде. Практически безвозвратно потерянным можно считать десятую часть сельских жителей.
Понятно, что для принятия
Рисунок 2 - Причины, по которым сельские жители действенных мер по удержанию
хотят уехать в город, в % сельского населения от переез-
в
Экономика
275
да, нужно знать причины негативного отношения селян к их сегодняшнего образа жизни (рисунок 2).
На данном рисунке отражены ответы респондентов о причинах их неудовлетворенности ситуацией, сложившейся сегодня в социально-трудовой сфере ставропольского села, причем можно было им дать четыре ответа, в силу чего совокупная доля ответов не может составлять 100%. Не приходится удивляться: в экономике - самые низкие заработки в сельском хозяйстве. Примерно одинаково не устраивает селян и отсутствие свободного времени, и недостатки в оказании медицинской помощи. Если пер-
вое обстоятельство можно отнести в большей части на неустроенность быта и необходимость занятия личным подсобным хозяйством, или хотя бы огородом, то второе целиком на совести государственных и муниципальных властных структур.
Итак, для сохранения сельского населения и улучшения его жизни необходимо обеспечение успешного развития социально-трудовой сферы села и сельских территорий на основе тесного взаимодействия всех заинтересованных в этом участников: властных структур государственного и муниципального уровня, представителей аграрного предпринимательства.
Литература
1. Бондаренко Л., Татарова Л. Занятость сельского населения и социальная защита безработных // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 2. С. 58-65.
2. Бондаренко Л. В. Бедность сельской России // Отечественные записки. 2012. № 6 (51). URL: http://www.strana-oz.ru/2012/6/ bednost-selskoy-rossii (дата обращения: 2.04.2015)
3. Доклад об экономике России. Кризис доверия обостряет экономические проблемы России [Электронный ресурс] // Всемирный банк. Представительство в России. URL: http://www.worldbank. org/ru/country/russia (дата обращения: 2.04.2015)
4. Зайцева О. О. Сельские территории как объект управления: понятие, функции, типологии // Фундаментальные исследования. 2013. № 6, ч. 2. С. 416-420.
5. Костяев А. И. Основные направления и механизмы развития АПК и сельских территорий Новгородской области // Новые подходы к научному обеспечению АПК и развитию сельских территорий : сб. тр. Великий Новгород, 2014. С. 18-20.
6. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2015)
7. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию : ежегодный доклад по результатам мониторинга 2013 г. М. : ФГНУ «Росин-формагротех», 2014. Вып. 15. 250 с.
8. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника по региону Ставропольский край // Фед. Служба гос. статистики [Офиц. сайт]. URL: http://www.audit-it.ru/ inform/zarplata/index.php?id_region=133 (дата обращения: 04.03.2015)
9. Среднемесячная номинальная начис-
References
1. Bondarenko L., Tatariv L. rural Employment and social protection of the unemployed // Economics of agriculture of Russia. 2014. No. 2. P. 58-65.
2. Bondarenko L. V. Poverty of rural Russia. / Otechestvennye Zapiski. 2012. № 6 (51). - URL: http://www.strana-oz.ru/2012/6Z bednost-selskoy-rossii (accessed: 2.04.2015)
3. The report on the Russian economy. The confidence crisis is exacerbating economic problems of Russia // world Bank. Representative office in Russia. No. 31, March 2014. -URL: http://www.worldbank. org/content/dam/Worldbank/document/ eca/RER-31-rus.pdf (accessed: 2.04.2015)
4. Zaitseva O. O. Rural areas as an object of management: concept, functions, typology // Fundamental research. 2013. No. 6 (part2). P. 416-420.
5. The kostyaev A. I. the Main directions and mechanisms of development of agriculture and rural areas of the Novgorod region.//: New approaches to scientific support of agriculture and rural development. Veliky Novgorod: Publishing house of the Novgorod state University. -2014, pp. 18-20
6. The concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2020 [Electronic resource]: regulation of the Government of the Russian Federation dated November 30, 2010 No. 2136-R. access from the Ref.-the legal system "Consultant plus" (reference date: 11.04.2015)
7. The state of socio-labour sphere of the village and proposals for its regulation. Annual report on the monitoring results 2013.: scientific. ed. -M.: FSSI "Rosinformagrotech", 2014. -Vol 15-th. -250S.
8. Average monthly nominal salary per employee by region Stavropol region. - URL: http://www.audit-it.ru/inform/zarplata/ index.php?id_region=133 (reference date: 04.03.2015)
9. Average monthly nominal salary per employee (according to Rosstat). -URL:
ленная заработная плата в расчете на одного работника // Фед. Служба гос. статистики [Офиц. сайт]. URL: http:// www.audit-it.ru/inform/zarplata/ (дата обращения: 04.03.2015)
10. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства от 2 февраля 2015 г. № 151 -р. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 10.04.2015)
11. Тарасенко Н. В., Криулина Е. Н., Лугов-ской С. И. Социально-инфраструктурное обустройство жизненного пространства сельского населения Ставрополья: статистика и социология // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6. С. 214-220.
12. Теория, методика и практика оценки уровня и перспектив социально-экономического развития сельских территорий Ставропольского края : учеб.-практ. [Электронный ресурс] / В. И. Трухачев, Н. В. Тарасенко, Н. В. Криулина, С. И. Луговской, Е. А. Шевченко ; под общ. ред. Н. В. Тарасенко; СтГАУ. Ставрополь: АГРУС, 2013. 1,24 МБ.
13. Трухачев В. И., Тарасенко Н. В. Мониторинг социально-трудовой сферы села на Ставрополье // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 4. С. 51-53.
14. Трухачев В. И., Тарасенко Н. В., Криулина Е. Н. Социально-экономическое развитие муниципальных образований аграрного региона : учеб. пособие ; СтГАУ. Ставрополь : АГРУС, 2008. 104 с.
15. Трухачев В. И., Бондаренко Л. В., Тарасенко Н. В. Социально-трудовая сфера Ставропольского села в зеркале статистики и социологии // АПК: экономика, управление. 2013. № 5. С. 84-96.
16. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/a fc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (дата обращения: 06.03.2015)
http://www.audit-it.ru/inform/zarplata/ (accessed: 04.03.2015)
10. The strategy of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2030 [Electronic resource]: Resolution of the Government dated 2 February 2015 No. 151-R access from the Ref.-the legal system "Consultant plus" (reference date: 10.04.2015)
11. Tarasenko N. In. Socio-infrastructural improvement of living space rural population of Stavropol territory: statistics and sociology / N. In. Tarasenko, E. N. Criuleni, Lugovskoy S. I. // Economics and entrepreneurship. - 2013. - No. 6. - Pp. 214220
12. Theory, methodology and practice of evaluation of the level and prospects of socio-economic development of rural territories of Stavropol territory : ucheb. practical. the allowance for hands. and specialists of agricultural organizations, students in the training and retraining of specialists in Economics. profile / V. I. Trukhachev, N. V. Tarasenko, N. V. Criuleni, S. I. Lugovskoy, A. E. Shevchenko ; under the General editorship of N. Vladimir Tarasenko; SSAU. - Stavropol: AGRUS, 2013. - 1,24 MB. - (Gr. USDA's Stuurop. the edge).
13. Trukhachev V. I. Socio-economic development of municipal formations of the agrarian region: proc. textbook / V. I. Trukhachev, N. V. Tarasenko, E. N. Criuleni; SSAU. - Stavropol: AGRUS, 2008. - 104 p.
14. TrukhachevV. I., Bondarenko L. V., Tarasenko N. In. Socio-labor sphere Stavropol villages in the mirror of statistics and sociology // AIC: Economics, management. -2013, - No. 5. -p. 84-96
15. The population of the Russian Federation for municipalities on 1 January 2014 /Federal state statistics service - URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (reference date: 06.03.2015)
16. The population of the Russian Federation for municipalities on January 1, 2013 /Federal state statistics service - URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (reference date: 06.03.2015)