Социально-реабилитационный центр «Подросток»: организация помощи семье и детям
Юлия Николаевна Акулинина,
директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Подросток»,
г. Самара
На жизненном пути человека порой встречаются такие преграды, которые одному не преодолеть. В такие моменты важно, чтобы рядом оказались люди, готовые помочь. Дети и подростки г. Самары, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, квалифицированную помощь могут получить в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних ««Подросток». О деятельности этого центра читайте в предлагаемой статье.
• дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации • девиантные подростки • психолого-педагогическая поддержка • педагогическая реабилитация
Центр «Подросток» открылся в 1993 году для оказания социально-психологической помощи детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Первоначально в центре работало только консультативно-диагностическое отделение, затем открылось и стационарное отделение на 15 мест. После реорганизации в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в январе 1995 года количество мест стационарного отделения увеличилось до 35. В настоящее время центр «Подросток» рассчитан на 73 места: 50 мест для несовершеннолетних и 23 места для беременных женщин и женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Сегодня центр оказывает квалифицированную социально-бытовую, социально-правовую, медицинскую, психолого-педагогическую помощь. В нём функционируют такие подразделения: административно-хозяйственное отделение; приёмное отделение; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации; отделение помощи семье и детям; отделение «Мать и дитя».
В приёмном отделении работа начинается с установления контакта с ребёнком. А для
-е-
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
этого психологу и педагогу, как правило, необходимо приложить немало усилий, которые к тому же могут оказаться бесплодными. В выстраивании доверительных отношений с детьми нам помогает методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова. Её применение способствует сокращению дистанции между людьми и самораскрытию личности в процессе общения. Взаимодействие разворачивается в шести стадиях (табл. 1), на каждой из них используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи. Эту методику можно также использовать в диагностических целях.
Таблица 1
©
Методика контактного взаимодействия с девиантными подростками
Стадии взаимодействия Содержание и характер контакта Основная тактика Результат
1. Расположение к общению Использование общепринятых форм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринуждённая беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости Одобрение, согласие, безусловное принятие Принятие, согласие
2. Поиск общего интереса Поиск нейтрального интереса. Внимательное отношение к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностно значимый интерес. Подчёркивание уникальности личности. От общих суждений о людях — к конкретному человеку. От его ценностей — к состояниям и качествам Ровное отношение, заинтересованность, подчёркивание уникальности личности Положительный эмоциональный фон, согласие
3. Выяснение предполагаемых положительных качеств Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск тех или иных качеств у себя Принятие того, что предлагает партнёр, авансирование доверия Создание ситуации безопасности, безусловное принятие личности
4. Выяснение предполагаемых опасных качеств Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах Принятие позитивного без обсуждения, сомнения, возражения Ситуация доверия, открытости
0
Ю.Н. Акулинина. Социально-реабилитационный центр «Подросток»: организация помощи семье и детям
5. Адаптивное поведение партнёров Подчёркивание положительных и учёт негативных качеств. Советы по качествам личности. Подчёркивание динамики представлений о человеке. Подчёркивание индивидуальности и её учёт в общении. Обсуждение тех качеств, которые могут вызвать трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого
6. Установление оптимальных отношений Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по изменению себя Общие намерения Согласие на выполнение принятого плана
После перевода ребёнка в отделение социальной реабилитации воспитатели проводят педагогическую реабилитацию по следующим направлениям: духовно-нравственное воспитание; гражданское воспитание; профессиональное сомоопределение (табл. 2).
Таблица 2
©
Направления педагогической реабилитации
Направление Назначение
Духовно-нравственное воспитание Формирование социальной нормативности, усвоение общечеловеческих ценностей. Реабилитация «Я» в собственных глазах, реставрация чувства собственного достоинства. Формирование нравственно-волевых устремлений в реализации своих действий и поступках. Формирование способности постановки жизненных целей и умения обоснованно принимать решения. Формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни. Формирование позитивного отношения к термину «семья», желания жить и воспитываться в семье. Формирование способности определять свою роль и своё место в семье
Гражданское воспитание Утверждение в сознании значимости выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, воспитание уважения к боевому прошлому России. Воспитание политической и правовой культуры, формирование чёткой гражданской позиции, социально значимой целеустремлённости, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, предполагающее приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями
0
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
Профессиональное самоопределение
Усвоение правового аспекта производственных отношений:
— права и обязанности (социально-экономические, юридические);
— документы, необходимые гражданину России;
— порядок оформления трудовых отношений.
Усвоение экономического аспекта производственных отношений — что делать, если:
— мне мало платят, потому что я несовершеннолетний?
— я не могу получить образование?
— сколько стоит мой труд?
— каковы перспективы моей деятельности?
— как я могу заработать?
Обучение конструированию возможных вариантов будущего
Отделение помощи семье и детям было открыто в 2001 году (его прежнее название — «Кризисное отделение семьи»). В нём проводится работа по реабилитации биологических, опекунских, приёмных кризисных семей, направленная на сохранение родительско-детских отношений. Главная задача, которая стоит перед специалистами отделения, — укрепление и сохранение семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В это отделение поступают также подростки и дети, страдающие невротическими поведенческими расстройствами пограничного круга, связанными с психологическим стрессом:
• жертвы насилия, в том числе семейного;
• социальные сироты;
• дети с риском возникновения негативных зависимостей;
• страдающие расстройством адаптации в связи с психологическим стрессом;
• получившие психические травмы в связи с потерей близких людей;
• дети, предпринимающие попытки суицида;
• получившие психическую травму в связи с разводом родителей, семейным конфликтом;
• попавшие в иную сложную жизненную ситуацию, приведшую к социальной и личностной дезадаптации.
В ходе проведённого психологического исследования у родителей (из социально благополучных семей), обратившихся за помощью, были выявлены неконструктивные стили взаимодействия с детьми, наличие противоречивых тенденций в воспитании детей, отсутствие знаний о возрастных, половых особенностях развития детей, ориентация на внешние признаки благополучия, часто только социального.
Выявлено также, что родители обращаются к специалистам отделения при наличии уже стойких нарушений в поведении детей, в острых конфликтных ситуациях, когда избежать решения проблемы уже невозможно. Как правило, в центры социальной помощи семье
Ю.Н. Акулинина. Социально-реабилитационный центр «Подросток»: организация помощи семье и детям
и детям они не обращались или обращались эпизодически, ожидая немедленного результата. А ведь многие проблемы семей не достигли бы такой степени остроты при раннем их выявлении и коррекции в детских садах, школах, центрах «Семья».
Важным в профилактике возникновения проблем в семье является повышение уровня родительской компетентности, просветительская работа с семьёй по вопросам развития и воспитания ребёнка, оказания необходимой медицинской помощи, знакомство с психологией и педагогикой.
Мы провели анализ социального положения семей, образовательного уровня родителей (законных представителей детей), их возраста. Он показал, что труднее всего решают семейные проблемы люди, имеющие невысокий образовательный уровень, низкий уровень адаптационных возможностей, а также люди старшего возраста. Им наиболее трудно проявить гибкость мышления и пластичность поведения в отношении с детьми, принять рекомендации специалистов центра. Для многих родителей и законных представителей детей, проходивших реабилитацию в отделении помощи семье и детям, характерно пассивное отношение к взаимной работе со специалистами, перекладывание ответственности за решение сложных вопросов на ребёнка и специалистов, инфантильная и эгоцентричная жизненная позиция, порой чрезмерная защита и открытая оппозиция. Конструктивное же взаимодействие родителей, их стремление поддержать ребёнка, найти пути разрешения конфликта — залог эффективности реабилитационной работы.
Коррекционные мероприятия в ходе реабилитации осуществляются по двум направлениям: индивидуальная психокоррекция и коррекция семейных отношений. Деятельность эффективна, когда в занятиях принимают участие и ребёнок, и его родители. Объединённые совместным желанием изменить ситуацию к лучшему, они достигают качественных изменений, касающихся развития личностных и межличностных отношений в семье.
Нередко в своей практике специалисты сталкиваются с проблемой физического и психологического насилия в семье. Позитивный результат в реабилитационной работе с семьёй ребёнка, который стал жертвой насилия, даёт подписание соглашения специалиста с родителями. Родители чаще всего выражают готовность подписать такое соглашение, так как понимают, что для пресечения насилия над ребёнком его могут изъять из семьи и передать на воспитание в интернатное учреждение. В соглашении констатируются признаки жестокого обращения с ребёнком в семье (физические и психологические) и определяются пути совместных действий специалистов и родителей по преодолению сложившейся ситуации.
Содержательная часть соглашения (табл. 3) включает практические действия сторон по улучшению положения ребёнка в семье, повы-
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
шению психолого-педагогической грамотности родителей. Устанавливаются сроки действия и критерии оценки результативности работы по созданию безопасных условий для ребёнка в семье.
Таблица 3
Структура соглашения о совместных действиях сторон
№ п/п Содержание Действия
1 Причины заключения соглашения: признаки жестокого обращения
2 Цель совместных действий сторон
3 Срок действия соглашения
4 Обязанности сторон
5 Права сторон
6 Процедура совместных действий
7 Оценка эффективности проведённой работы
Достоинством такого соглашения является участие в нём семьи ребёнка в качестве одной из ответственных сторон, берущей на себя определённые обязательства. Таким образом достигается добровольная включённость семьи в процесс собственной реабилитации. С другой стороны, подписание родителями соглашения означает признание ими наличия в семье проблем, требующих решения.
В рамках программы «Мероприятия по улучшению положения семей в Самарской области и профилактике детской беспризорности» в апреле 2008 года было открыто отделение «Мать и дитя» для беременных женщин и женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Со дня открытия отделения на реабилитацию поступило около 200 человек, из них 73 женщины и 127 детей. В отделение женщины поступают по разным причинам. Наиболее распространённые среди них — домашнее насилие (физическое, эмоциональное, экономическое), предразводная ситуация, отсутствие жилья и средств к существованию.
Около 40% от общего числа женщин, поступивших в отделение «Мать и дитя», относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жизненный путь которых связан с детским домом, интернатом, приёмной семьёй. Исследования свидетельствуют, что семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. И именно этот опыт у данной категории женщин отсутствует. Специалисты отделения проводят
Ю.Н. Акулинина. Социально-реабилитационный центр «Подросток»: организация помощи семье и детям
большую работу по коррекции взаимодействия между матерью и ребёнком, а также по формированию родительской компетентности и позитивного материнства.
Большую тревогу вызывает ранняя подростковая беременность. Почти для всех поступивших беременных несовершеннолетних характерно отсутствие сформированной материнской мотивации и инфантильное отношение к беременности. У большинства из них период беременности осложнён, в том числе негативными переживаниями, связанными с принятием решения иметь ребёнка.
Беременность, роды и материнство — это определённые ступени формирования зрелой женской идентичности. Задача специалистов отделения заключается в создании максимально благоприятных условий для успешного развития позитивного материнства.
За время деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Подросток» (данные на декабрь 2011 г.) помощь получили 2484 несовершеннолетних: 821 ребёнок возвращён в родную семью; 315 детей переданы на воспитание в приёмную семью; 171 ребёнок передан под опеку; 1177 детей переданы в учреждения начального профессионального образования, направлены в образовательные учреждения для детей-сирот, на усыновление.
Сберегая, умножая и пропагандируя лучшие семейные традиции, укрепляя авторитет семьи в обществе и государстве, предотвращая «дублирование сиротства», мы тем самым обеспечиваем полноценное развитие личности детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.