ОР
ГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-развивающего отдыха для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Наталья Юрьевна Синягина,
профессор, директор Центра исследований проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании и социально-педагогической поддержки детей и молодёжи, доктор психологических наук
Что такое «трудная жизненная ситуация»? Как влияет она на ребёнка? Как изъять ребёнка из этой ситуации и какую роль играет в этом процессе организация каникулярного отдыха и оздоровления детей? Как грамотно и эффективно организовать этот процесс? Как помочь таким детям?
• трудная жизненная ситуация • типология трудных жизненных ситуаций • оздоровительно-развивающая деятельность • социализация и реабилитация • эффективные правила работы с подростками • оценка качества оздоровительно-развивающей деятельности лагеря
Подход к организации каникулярного отдыха и оздоровления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации1, базируется на авторской практико-ориентирован-ной идее «Отдыхая, развивайся!». Мы исходим из того, что летние оздоровительные лагеря, являясь формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, при правильной их организации содержат значительные возможности для сохранения и укрепления здоровья подростка, его воспитания, продуктивного развития и коррекции имеющихся у него трудностей.
Трудная жизненная ситуация не только наносит непоправимый вред здоровью ребёнка, травмирует его психику, тормозит развитие личности, но влечёт за собой и другие
тяжёлые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не желающих трудиться, не умеющих создать здоровую
1 К группам детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся дети с ограниченными возможностями; дети, проживающие в интернатных (социальные приюты, детские дома, специализированные школы, психоневрологические интернаты и т.д.) учреждениях, находящиеся под опекой, в том числе в замещающих, приёмных, патронатных семьях и се-мейно-воспитательных группах; дети беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов; дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и/или национальностям с традиционной культурой насилия в семьях; дети, работающие и/или живущие на улице (безнадзорные, беспризорные); дети, проживающие в условиях чрезвычайной бедности, плохих жилищных условиях, в неблагоприятных и/или изолированных районах; дети, проживающие в условиях вооружённых конфликтов и/или чрезвычайных ситуаций; дети, находящиеся в экстремальной ситуации.
семью, быть хорошими родителями и др. Воспитательная ценность летнего отдыха состоит в том, что в детских лагерях созданы условия для целесообразного и привлекательного досуга детей и подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в нравственном и творческом развитии, получении знаний и умений жизнедеятельности, профессиональном образовании в условиях конкурентности рынка труда, в новизне впечатлений, самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, спорт, общение, игру и другие сферы возможного самоопределения. Важным аспектом воспитательной деятельности выступает возможность социализации и реабилитации.
Трудные жизненные ситуации
Понятие «трудная жизненная ситуация» в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов: мотивов, стремлений, ценностей.
В жизни каждого человека неизбежно встречаются трудности. Они естественное, закономерное следствие сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Трудные ситуации возникают и у детей, причём в их жизни они встречаются не реже, чем у взрослых.
Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что подросток хочет сделать, достичь, и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование влечёт за собой возникновение отрицательных
эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека.
Трудные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер. Это могут быть переходящие, быстротечные, будничные для ребёнка события (обозвали, не позвали в игру, ушибся, забыл дома тетрадь); кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситуации (потеря близкого родственника, разлука с близким человеком, смена жизненных обстоятельств); или, напротив, ситуации длительного действия, связанные, например, с семейной обстановкой (развод родителей, отсутствие поддержки, жестокость, алкоголизм родителей). Наибольшее влияние оказывают острые психические травмы и хронические психотравмирующие воздействия, которые являются ситуациями повышенного риска и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций.
Типология трудных жизненных ситуаций (К. Флейк-Хобсон):
1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищённости:
• враждебная, жестокая семья;
• эмоционально отвергающая семья;
• не обеспечивающая надзора и ухода семья;
• негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);
• чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);
• появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);
• противоречивое воспитание или смена типа;
• чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи:
• помещение в чужую семью;
• направление в детское учреждение;
• госпитализация.
Существуют и так называемые ситуации «стресса обыденной жизни» — повседневные, зачастую повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ у доски и др.). Их влияние на развитие детской личности не менее велико, но именно в таких ситуациях ребёнок приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.
Важное место в становлении у детей способов поведения в трудных жизненных ситуациях имеют:
1. Стиль семейного воспитания, поскольку именно он в целом и формирует личность ребёнка: авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети; авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети; снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети.
2. Воспитательное воздействие окружающей среды, целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций, формирование умений самостоятельно преодолевать трудности жизни. Здесь значительные возможности имеются у системы образования. Это школьное образование, которое позволяет включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, способствует организации системы правильных отношений в коллективе, корректирует отрицательные проявления в учебной работе (лень, невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.). Целенаправленная образовательная деятельность способствует нравственно-правовой сформированности личности, развитию позитивных поведенческих позиций, проявлению индивидуальных способностей и склонностей.
3. Важное направление — воспитательная работа по месту жительства: создание трудовых отрядов для подростков 14—17 лет из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; организация спортивных клубов по месту жительства; формирование отрядов милосердия для оказания помощи пожилым людям.
4. Продолжение такой работы — организованная деятельность лагерей (учреждений) системы летнего отдыха и оздоровления, направленной на проведение специализированных или профильных оздоровительных смен для подростков с девиантным поведением, детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем, детей из многодетных семей, неполных семей, из семей безработных родителей.
Оздоровительно-развивающая деятельность
В основу продуктивного развития и воспитания личности в оздоровительно-развивающей деятельности лагеря (учреждения) для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть положены следующие принципы:
• принцип гуманизма — готовность прийти на помощь ребёнку и его семье, способствовать его социальному благополучию, защищать его права, преодолевать трудности в общении;
• индивидуальный подход — учёт социальных, психологических характеристик ребёнка в выборе средств реабилитационной работы; стимулирование ребёнка
и его семьи к самопознанию и саморазвитию — активизация их внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройки отношений с окружающими;
• возрастной подход — учёт возрастных особенностей в разработке методов диагностики и коррекции негативных отклонений в поведении подростков, реабилитации их в трудных жизненных ситуациях;
• интеграция усилий различных ведомств и учреждений, способных оказать содействие в социальном возрождении ребёнка и его семьи.
Схема организации социализации и реабилитации подростка может включать
в себя в качестве первоочередных следующие меры:
• привлечение специалистов, обеспечивающих процесс социализации и реабилитации подростка в трудной жизненной ситуации (социальные педагоги, психологи, медицинские работники, педагоги и др.);
• формирование воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учёбы, работы;
• привлечение специалистов различного профиля для обучения родителей решению проблем, связанных с их детьми;
• организация подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся вопросами социализации и реабилитации подростка в трудной жизненной ситуации и их семьями.
Детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, характеризует то, что они часто бывают невыдержанными; спорят со взрослыми; отказываются выполнять общественную необходимую работу (уборка, субботники); делают то, что раздражает других; часто обвиняют других в своих ошибках; постоянно сердятся и возмущаются; недоброжелательны и мстительны; сквернословят и говорят непристойности; жестоки к младшим и животным.
Устойчивое негативное поведение в отличие от временных вспышек негативизма создаёт трудности как для окружающих, так и для собственного развития такого ребёнка. Педагогу важно понять, что стоит за негативист-ским поведением. Это может быть способ самоутверждения, защита от беспомощности, тревоги, потеря самоуважения; стереотипы поведения, ориентация на «лидеров»; устойчивый комплекс ценностных норм.
Часто такие дети жестоки и агрессивны. Поэтому очень важно умение педагога реализовать личностно ориентированный подход в работе с каждым ребёнком и подростком.
Главные задачи такого подхода:
• сосредоточение внимания на личности и личном опыте как первичных феноменах, присущих человеку;
• подчёркивание таких исключительных человеческих свойств, как выбор, творчество, самооценка и самоактуализация, индивидуальные способности;
• признание человеческого достоинства
и индивидуальности как самостоятельных ценностей и установка на развитие потенциальных возможностей каждого человека.
Эти задачи могут быть положены в основу базовых программ их социализации и реабилитации, направленных на социализацию ребёнка.
Под базовой программой летнего оздоровительного лагеря (учреждения) понимается один из основных документов его деятельности, в котором отражены содержание и система его работы на определённый период, обозначены цели деятельности, её формы и методы.
Для преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков необходимо целенаправленно использовать следующие методы: организация личностно-зна-чимой общественно ценной деятельности и приобретения положительного опыта жизнедеятельности; насыщение детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, полезной информацией и поэтапной заменой ложных ценностей; дружеская помощь; обращение к позитивным сторонам характера и поведения подростка; контроль и самовоспитание.
Среди специфических проблем, подлежащих коррекции, назовём следующие: неадекватность самооценки; неадекватные реакции, формы поведения, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; тревожность,
повышенная эмоциональная напряжённость, агрессия, враждебность к окружающим; неуверенность в возможностях своего личностного роста; пассивность, безынициативность; конформизм; фобические реакции; нарушение адаптации ребёнка к существующим условиям.
В работе с подростками эффективны следующие правила:
• не торопиться с выводами по поводу причин неадекватного поведения и неадаптивности детей и подростков;
• замечать и фиксировать крайности в их поведении детей;
• поощрять детей и подростков к откровенной беседе и быть внимательным к их рассказам;
• анализировать и фиксировать информацию об их развитии, беседуя с психологом, специалистами;
• в случаях эмоциональной нестабильности детей и подростков не следует самим руководствоваться эмоциями, стараться быть объективными;
• необходимо выявить и попытаться при помощи специалистов устранить причину имеющейся или вновь возникшей;
• не забывать, что в основе причин эмоциональной нестабильности личности ребёнка могут быть более глубокие мотивы, которые нелегко обнаружить;
• быть терпеливыми, внимательными по отношению к детям и подросткам и руководствоваться принципом «Не навреди!».
Большую роль играют вредные привычки. Подавляющее большинство детей впервые знакомятся с сигаретой в 1—2-м классах. Движет ими, прежде всего, любопытство. Убедившись, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), некоторые дети к табаку больше не тянутся. В старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Это подражание более старшим, особенно тем, на кого хотелось бы походить, желание казаться взрослым, независимым, «быть как все». Свой вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации.
Значительную роль в социализации и реабилитации детей играет профилактика употребления
алкоголя и наркотиков, вредных привычек. Употребление школьниками спиртных напитков, к сожалению очень распространено. Основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы — воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала.
Организаторам оздоровительно-развивающей деятельности лагеря (учреждения) необходимо также знать, что первый приём наркотиков приходится примерно на 12 лет. Ежегодно в России заболевания, связанные с наркозависимостью, составляют 20% всех госпитализаций и 10% всех смертей. 60% детей и подростков не представляют, куда им обращаться за помощью при наркотических проблемах. Профилактика будет более эффективной, если:
• детям будет предоставлена объективная информация о вреде алкоголя и наркотиков, их воздействии на человека
и последствиях применения;
• профилактическая работа будет строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
• осознание преимуществ здорового образа жизни будет идти параллельно
с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к алкоголю и наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовывать своё время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами.
Очень важен подбор педагогов и специалистов, работающих с этими детьми. При отборе педагогов следует учитывать: опыт подобной работы с подростками, уровень психолого-педагогических знаний, коммуникативные качества претендента, творческие способности, активность, отсутствие замечаний и нареканий в отношении к подросткам.
На подготовительном этапе для педагогического состава необходимо проводить обучающие теоретические и практические
занятия по специфике профильной смены и работы с подростками в условиях лагеря во временном коллективе; провести чёткое распределение ролей, ознакомить с должностными инструкциями. Педагогические сотрудники в своей работе должны руководствоваться нормативно-правовой базой организации развития, отдыха и оздоровления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К отбору педагогического состава следует привлекать психолого-педагогическую службу, которая проводит личностно-профессио-нальную диагностику, просвещение педагогов, их консультирование.
Необходимым элементом работы выступает оценка эффективности оздоровительно-развивающей деятельности лагеря (учреждения) для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Количественными показателями эффективности могут выступать: степень решения поставленных задач, процент и уровень включённости в процесс развития детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, достигнутые результаты воспитания, которые можно определить в количественных показателях.
Качественные показатели эффективности:
• анализ физического состояния: физического самочувствия, физической активности, состояния здоровья;
• характеристика социального роста: развитие социальных навыков воспитанников, приобретение навыков трудовой деятельности, использование возможностей в реализации собственных интересов и потребностей;
• анализ психологического благополучия: степень возможностей развития и саморазвития личности, описание психологического микроклимата в подростковом и педагогическом коллективах, уровень компетентности педагогических кадров.
К качественным показателям можно также отнести знания, умения, навыки, сформированные в ходе реализации специализированных программ, эмоциональное состояние их
участников, готовность к активной позитивной социальной жизни. Качественной оценке могут подвергаться дневники наблюдений, журналы отзывов, сочинения участников «Почему мне понравилось в лагере». Способы оценки эффективности: психолого-педагогическая диагностика (анкетирование, тестирование опрос); скриниг-диагностика состояния здоровья; оценка поведения и личностных достижений в течение смены.
С 2011 года поддержкой детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, занимаются учреждения исполнительной власти в регионах, необходимо обеспечить родителей или опекунов таких детей своевременной информацией об их правах в этом направлении: возможность получения путёвки (в том числе и бесплатной) на отдых и оздоровление, возможность получить проездные билеты до места отдыха, условия получения предоставляемых услуг и перечень документов, необходимых для этого.
Особенностью работы лагеря (учреждения) отдыха и оздоровления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, также должна быть трудовая реабилитация детей, направленная на воспитание трудолюбия, потребности в труде. Это может быть общественно полезный труд на сельскохозяйственных участках, в теплицах, благоустройство территории лагеря, обслуживание пожилых людей.
Направляющие организации и учреждения при направлении детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление, в обязательном порядке в целях предупреждения возможных последствий должны указывать в справках итоги диспансеризации, особенности состояния здоровья ребёнка, особенности развития и рекомендации по его оздоровлению и реабилитации. На основе этих справок и результатов собственной диагностики лагеря (учреждения) отдыха и оздоровления должны вести «Карты здоровья ребёнка». НО