Продолжаем серию статей о негосударственных проектах по созданию и организации деятельности учреждений для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Автор публикаций считает, что «должностные инструкции» в таких учреждениях должен сменить «регламент взаимодействия», адолжно-стные обязанности того или иного специалиста следует представлять в контексте общей деятельности учреждения при выполнении той или иной задачи. Поэтому комплексные организационно-правовые положения должны стать основой деятельности такого учреждения. Но посколькудей-ствующее законодательство не предусматривает подобных положений, разрабатывать их необходимо самим учреждениям. Одно из таких положений — Положение о карантинной группе было опубликовано в 1-м номере журнала (Социальнаяпедагогика. 2013. № 1). В этом номере предлагаем ознакомиться с Положением о работе учреждения с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (не лишёнными родительского попечения).
Помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
Евгений Вежин
-е-
• организационно-правовые положения • дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации • реабилитационные мероприятия • дети, не лишённые родительского попечения
Положение о работе учреждения с детьми, не лишёнными родительского попечения
1. Общие положения
1.1. Деятельность учреждения в отношении детей осуществляется в соответствии с действующим законодательством и на основании устава учреждения.
1.2. Настоящее Положение распространяется только на детей и подростков, родители которых не лишены родительских прав,
а также на детей и подростков, имеющих законных представителей. На детей и подростков, родители (законные представители) которых безвестно отсутствуют, лишены родительских (законных) прав, на детей и подростков, в отношении родителей (законных представителей) которых рассматривается вопрос о лишении их родительских (законных) прав, а также на детей и подростков, направленных в учреждение органами государственной власти с целью профилактики поведения их родителей (законных представителей), настоящее Положение не распространяется.
В случае изменения социально-правового статуса ребёнка, в том числе в случае утраты родительского (законного) попечения, действие настоящего Положения в отношении этого ребёнка прекращается, и вступают (могут вступить) в силу иные положения.
1.3. Минимальное количество воспитанников учреждения, охваченных настоящим Положением, не устанавливается, мероприятия по реализации настоящего Положения могут проводиться в отношении одного воспитанника учреждения. Максимальное количество также не устанавливается и может определяться организационной и иной мощностью учреждения, производственной необходимостью, объективными и иными факторами.
1.4. При реализации настоящего Положения и исходя из конкретных ситуаций учреждение вправе вступать во взаимодействие со всеми государственными структурами, в том числе с органами опеки и попечительства, образования, здравоохранения, социальной защиты, следствия и надзора, с правоохранительными и иными органами, структурами и учреждениями.
1.5. Реализация настоящего Положения обеспечивается документацией, указанной в настоящем Положении, приказами, распоряжениями и поручениями руководителя учреждения, а также деятельностью полномочных коллегиальных органов управления учреждением.
1.6. Мероприятия, указанные в настоящем Положении, могут реа-лизовываться учреждением в отношении всех детей и подростков из семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в отношении нескольких детей и подростков из этой семьи, а также в отношении одного ребёнка (подростка) из этой семьи.
1.7. Между учреждением и родителями (законными представителями, заявителями) поступившего в учреждение ребёнка (подростка) может быть заключён соответствующий договор о социальном обслуживании ребёнка. В этом случае договор становится основным документом, регулирующим взаимоотношения учреждения, родителей и ребёнка.
1.8. Пребывание ребёнка (подростка) из семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в учреждении является временным. Срок
пребывания определяется ликвидацией трудной жизненной ситуации и её последствий, а также другими факторами, указанными в настоящем Положении.
2. Цели, задачи и мероприятия по их достижению
2.1. Главной целью реализации настоящего Положения является помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям и подросткам из этих семей в преодолении и ликвидации этой трудной жизненной ситуации, а также профилактика и предупреждение последствий этой ситуации.
2.2. Основные задачи:
— организационное и иное содействие ребёнку (подростку) в обучении в государственной или негосударственной общеобразовательной (или иной) школе;
— профориентационная работа с подростком;
— содействие подростку в поступлении и обучении в среднее специальное или высшее учебное заведение;
— содействие подростку в трудоустройстве;
— организация досуговой деятельности;
— реализация воспитательных программ;
— социально-правовая помощь ребёнку и членам его семьи;
— осуществление мероприятий по охране здоровья ребёнка, содействие в получении им медико-психологической, консультационной, лечебной, в том числе стационарной, помощи в соответствующих учреждениях, регулярное проведение санитарно-гигиенических процедур;
— организация регулярного питания, в том числе дополнительного рекомендованного врачами, — усиленного, специализированного, диетического;
— материальное обеспечение пребывания ребёнка (подростка) в учреждении, в том числе за счёт благотворительных источников;
— в случае необходимости — помощь членам семьи ребёнка в решении вопросов, не связанных с пребыванием ребёнка в учреждении;
— бессрочный социальный патронаж ребёнка (подростка) после его выхода из учреждения.
2.3. Для достижения указанных целей и задач учреждение осуществляет (может осуществлять) следующие виды деятельности (мероприятия):
— организационное содействие родителям (законным представителям) ребёнка при первичном устройстве его в дошкольное учреждение, в общеобразовательную школу, в случае необходимости — со-
О
действие в переводе ребёнка из одного учебного учреждения в другое; предоставление транспорта для доставки ребёнка в учебное учреждение и возвращения в учреждение, предоставление сопровождающих лиц из числа работников учреждения по пути следования ребёнка в учебное учреждение и возвращении в учреждение; по соглашению сторон — присутствие работников учреждения на родительских и иных собраниях, педагогических и иных советах, на учебных и иных занятиях на территории учебного заведения, в котором обучается ребёнок; помощь ребёнку в приготовлении домашних учебных заданий, содействие учебному заведению в выполнении ребёнком (подростком) намеченных учебным заведением дополнительных, коррекционных и иных выравнивающих учебных программ; организация на территории учреждения учебных помещений для проведения указанных мероприятий в соответствии с существующими нормами, требованиями и стандартами; помощь ребёнку (подростку) в подготовке к сдаче зачётов, экзаменов, в том числе выпускных;
— привлечение к работе с подростком специалистов в области про-фориентационной работы;
— помощь подростку в подготовке к сдаче вступительных экзаменов в среднее специальное или высшее учебное заведение; содействие при оформлении на работу, при необходимости и/или по соглашению сторон — контроль пребывания подростка в указанных структурах и представление его интересов;
— организация летнего, в том числе оздоровительного, отдыха, организация выходных, праздничных дней, каникул, проведение спортивно-оздоровительных, игровых, развивающих и иных мероприятий; организация культурно-просветительной деятельности;
— психологическая поддержка ребёнка и его семьи, помощь в решении конфликтов, возникающих у ребёнка с членами его семьи, с лицами из ближайшего окружения, со сверстниками, со взрослыми; привлечение к работе с ребёнком (подростком) психологов, логопедов, дефектологов, врачей и иных специалистов, деятельность которых рекомендована ребёнку соответствующими компетентными органами; организационно-ходатайствующая помощь в получении ребёнком необходимых медицинских консультаций в государственных медицинских учреждениях; организация режима, помещений для приёма пищи, игр, сна и отдыха, санитарно-гигиенических процедур, территорий для прогулок, помещений для проведения медицинских и иных мероприятий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к детским воспитательным учреждениям;
— полное обеспечение ребёнка (подростка) на время его пребывания в учреждении питанием, одеждой и т.д., в случае необходимости — частичная или полная оплата обучения, лечения и иных мероприятий, связанных с преодолением и ликвидацией трудной жизненной ситуации ребёнка и его семьи;
— при необходимости и/или соглашении сторон — участие в судьбе ребёнка (подростка) и его семьи после выхода ребёнка (подростка) из учреждения (оказание содействия и помощи в повторном трудоустройстве, в повторном поступлении в учебное заведение, консультационная и иная помощь в правовых и иных вопросах.
3. Основания для приёма ребёнка в учреждение
3.1. Главным основанием для приёма ребёнка в учреждение является наличие у ребёнка и членов его семьи трудной жизненной ситуации в соответствии с определением параметров трудной жизненной ситуации, записанным в положениях ФЗ № 120, ФЗ № 124, ФЗ «О социальном обслуживании населения». (Можно указать полное название законов, пункта и определение понятия «трудная жизненная ситуация».)
3.2. При приёме ребёнка учреждение вправе руководствоваться также дополнительными факторами, свидетельствующими о необходимости оказания помощи ребёнку и его семьи, в том числе:
— если семья ребёнка неполная, многодетная, малообеспеченная, если совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума по нормам региона;
— если родители (законные представители) ребёнка являются престарелыми или несовершеннолетними;
— если профессиональная деятельность родителей ребёнка требует от них длительного отсутствия по месту проживания (длительные командировки и т.д.) и если при этом ребёнок оказывается без присмотра;
— если ребёнок из семьи инвалидов, хронических больных, если состояние здоровья родителей ребёнка (законных представителей) требует длительного и/или частого их нахождения в лечебных, оздоровительных и иных медицинских учреждениях и ребёнок при этом оказывается (оказался) без присмотра;
— если ребёнку в связи с его состоянием здоровья, его психоэмоциональными, личностными и иными особенностями необходима помощь в усвоении школьной программы, в адаптации к школьному режиму и т.д.;
— если психологический климат в семье ребёнка (конфликты и т.д.) является основной причиной и доминирующим фактором трудной жизненной ситуации как семьи, так и ребёнка.
3.3. Подросток, достигший возраста трудоспособности, может быть принят на проживание в учреждение, если он является работником учреждения и/или участником тех или иных программ учреждения.
4. Основания для отказа в приёме ребёнка в учреждение
Ребёнку (подростку) может быть отказано в приёме в учреждение, если:
О
— на момент обращения в учреждении отсутвуют свободные места;
— в учреждении проводятся ремонтные работы;
— в учреждении идёт переорганизация;
— учреждение временно закрыто для приёма детей в связи с проведением летнего отдыха и иных мероприятий;
— в учреждении объявлен карантин в связи с инфекционными заболеваниями;
— ребёнок находился в контакте с инфекциями в течение последних 20 дней;
— один из присутствующих родителей против приёма его ребёнка в учреждение;
— родители ребёнка (законные представители) и/или сам ребёнок (подросток) не согласны с режимными, дисциплинарными и иными требованиями учреждения и с реализуемыми учреждением программами;
— ребёнок (подросток) уже был отчислен из учреждения за нарушение дисциплинарных, режимных и иных требований учреждения;
— ребёнок (подросток) был отчислен по аналогичным причинам из другого (других) подобного учреждения;
— лицо, обратившееся в учреждение по поводу устройства ребёнка, не обладает правом распоряжаться его судьбой, не смогло подтвердить документально свою личность и личность ребёнка, а также степень своего родства с ребёнком и свои законные права в отношении ребёнка;
— до вынесения приказа о зачислении ребёнка в учреждение выяснится, что документация, представленная родителями (законными представителями) о себе, ребёнке, родстве, о трудной жизненной ситуации и т.д. недостоверна;
— лица, устраивающие ребёнка (подростка) находятся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения.
5. Правила приёма ребёнка в учреждение
5.1. Ребёнок (подросток) из семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, может быть принят в учреждение в экстренном порядке, в том числе в ночное время. В этом случае на ребёнка распространяются в полном объёме все мероприятия, оговорённые в Положении о карантинной группе учреждения.
5.2. Правовые документы, необходимые для приёма ребёнка (подростка) в учреждение:
— заявления обоих родителей ребёнка в случае полной семьи о приёме ребёнка в учреждение установленного образца с письменным
согласием ребёнка старше 10 лет на своё пребывание в учреждении;
— заявление одного родителя в случае неполной семьи с письменным согласием ребёнка старше 10 лет;
— заявления лиц, являющихся законными представителями ребёнка (заявление одного лица, являющегося законным представителем ребёнка) с письменным согласием ребёнка старше 10 лет;
— заявления родственников ребёнка, являющихся фактическими воспитателями ребёнка (заявление одного родственника, являющегося фактическим воспитателем ребёнка) с письменным согласием ребёнка старше 10 лет;
— личное заявление ребёнка старше 10 лет о приёме в учреждение установленного образца.
5.3. Ходатайствовать о положительном рассмотрении вопроса о приёме ребёнка (подростка) в учреждение вправе: родственники ребёнка, представители учреждения, в котором обучается ребёнок, представители лечебного (лечебно-оздоровительного) учреждения, в котором ребёнок проходит (проходил) лечение, а также иные организации и структуры, достаточно длительное время наблюдавшие развитие жизненной ситуации данного ребёнка.
Указанные ходатайства в обязательном порядке рассматриваются учреждением в совокупности со всей документацией ребёнка и в случае положительного решения о приёме ребёнка становятся частью личного дела данного ребёнка.
5.4. Инициировать рассмотрение учреждением вопроса о приёме того или иного ребёнка в учреждение вправе любая организация и/или любое лицо, обладающее информацией о трудной жизненной ситуации этого ребёнка, в том числе и работник самого учреждения.
5.5. Руководитель учреждения с момента получения информации о трудной жизненной ситуации ребёнка (подростка) и/или по результатам личной беседы с родителями ребёнка и/или самим ребёнком (подростком) вправе единолично принять решение:
— о незамедлительном приёме ребёнка в экстренном порядке (или об отказе в приёме ребёнка);
— о зачислении ребёнка по окончании правовых и приёмных мероприятий;
— о вынесении рассмотрения вопроса о приёме ребёнка на полномочный коллегиальный орган управления учреждением, в том числе с приглашением на это рассмотрение представителей всех служб учреждения, ходатайствующих лиц, родителей (заявителей) ребёнка и самого ребёнка (подростка);
— об иных вариантах, сроках и условиях приёма данного ребёнка.
5.6. По решению руководителя учреждения и/или по решению полномочного коллегиального органа управления учреждением, по рекомендации руководителей служб учреждения, принимавших ребёнка, по ходатайству (в том числе письменному) родителей (заявителей) ребёнка, по просьбе самого ребёнка (подростка) данный ребёнок (подросток) может быть принят в учреждение с испытательным сроком.
5.7. В ходе планового приёма и оформления ребёнка (подростка) в учреждение службы учреждения обязаны провести (обеспечить) следующие мероприятия:
— Руководитель учреждения обязан провести детальную беседу с родителями (заявителями) ребёнка, с самим ребёнком (подростком), при необходимости с ходатайствующими лицами, на предмет анализа трудной жизненной ситуации данной семьи, определения форм и методов помощи, разъяснения семье и ребёнку условий и правил пребывания ребёнка в учреждении, ознакомиться со всей документацией семьи, в том числе с документацией, собранной в отношении данной семьи работниками учреждения; в случае необходимости дать указание о сборе дополнительной информации (документации) и впоследствии ознакомиться с ней в полном объёме; дать личное указание всем службам учреждения о начале приёмных мероприятий в отношении данного ребёнка и проконтролировать их неукоснительное выполнение; получить от руководителей служб учреждения подтверждения об окончании приёмных мероприятий, издать приказ о зачислении ребёнка в учреждение; проследить, чтобы данные о поступившем ребёнке были внесены во все списки учреждения; руководитель учреждения вправе лично присутствовать на всех приёмных мероприятиях, вправе лично ознакомить поступившего ребёнка с территорией и персоналом учреждения и лично проконтролировать устройство поступившего ребёнка в группе.
— Социально-правовая служба обязана ознакомиться с документацией, подтверждающей личность ребёнка, личность родителей (лиц, устраивающих ребёнка в учреждение, и законные права в отношении ребёнка) — паспортом заявителя, свидетельством о рождении ребёнка, распоряжением об установлении опеки, попечительства, усыновления и т.д.), сделать копии указанной документации для формирования личного дела ребёнка; ознакомиться с документацией, подтверждающей трудную жизненную ситуацию семьи и ребёнка, в случае необходимости запросить дополнительную документацию, сделать (предложить сделать заявителям) копии указанной документации для формирования личного дела ребёнка; ознакомиться со школьной документацией ребёнка, в случае необходимости запросить (лично обеспечить) дополнительную школьную документацию: выписку из личного школьного дела, ведомость текущих
оценок, учебно-педагогическую характеристику из школы и т.д.; провести с родителями (заявителями) ребёнка и самим ребёнком детальную беседу о существе планируемых учреждением реабилитационных мероприятий в отношении ребёнка, о деятельности учреждения в целом, о режимных, дисциплинарных и иных требованиях учреждения, обеспечить ознакомление заявителей и ребёнка с документацией учреждения, требующей ознакомления и подписи об ознакомлении; в случае необходимости оказать помощь в составлении заявления о приёме ребёнка, вложить всю собранную документацию в заведённое личное дело ребёнка.
Руководитель службы обязан лично доложить руководителю учреждения о завершении приёмных мероприятий со стороны своей службы, лично передать поступающего ребёнка работникам медицинской службы учреждения для продолжения приёмных мероприятий, в случае необходимости оказать содействие в проведении этих мероприятий, по окончании всех приёмных мероприятий лично собрать и вложить в личное дело ребёнка приёмную документацию всех служб учреждения, внести данные о поступающем ребёнке во все списки учреждения, лично представить поступившего ребёнка воспитателям группы, в которую определён ребёнок, воспитанникам группы и проконтролировать процесс устройства поступившего ребёнка в группе.
— Работники медицинской службы учреждения обязаны ознакомиться с медицинской документацией ребёнка в полном объёме, в случае необходимости запросить дополнительную медицинскую информацию о ребёнке — карту ребёнка из поликлиники, справки из медицинских учреждений, в которых ребёнок состоит на учёте, результаты проводимых ранее обследований ребёнка, выписки из лечебных (лечебно-оздоровительных) учреждений, в которых находился данный ребёнок, в случае необходимости запросить информацию о состоянии здоровья проживающих совместно с ребёнком членов его семьи (возможна ситуация запроса о состоянии здоровья соседей ребёнка по коммунальной квартире), запросить результаты анализов ребёнка, необходимых для приёма ребёнка по существующим требованиям.
— Прочие специалисты учреждения (психологи, дефектологи, логопеды, педагоги и др.) могут принимать участие в приёме поступающего ребёнка по просьбе руководителей служб и личному распоряжений руководителя учреждения.
По окончании указанных мероприятий ребёнок считается принятым и оформленным в учреждение и имеет право на получение питания и отдыха независимо от режима и текущих мероприятий учреждения.
5.8. Сотрудники учреждения, получившие в ходе приёмных мероприятий сомнительную, тревожную (иную, требующую проверки)
информацию о ребёнке и членах его семьи, обязаны незамедлительно уведомить об этом руководителя своей службы и/или руководителя учреждения. В случае получения чрезвычайной информации о ребёнке и/или его семьи руководители социально-правовой и медицинской служб учреждения обладают исключительным правом на любом этапе незамедлительно приостановить все приёмные мероприятия всех служб учреждения до выяснения всех обстоятельств.
5.9. В случае необходимости (при возникновении у поступившего ребёнка/подростка сложностей с адаптацией к учреждению в первые часы после поступления) сотрудники учреждения, участвовавшие в приёме данного ребёнка в учреждение, обязаны находиться с этим ребёнком в непосредственном контакте и способствовать контакту ребёнка с воспитателями и воспитанниками группы (учреждения).
6. Деятельность учреждения по доверенности
6.1. Отдельные виды деятельности учреждения в отношении воспитанников могут осуществляться только по нотариальной доверенности, выданной родителями воспитанника учреждению. Такими видами деятельности являются:
— выезд воспитанника за пределы России и въезд воспитанника на территорию России (в случае, например, проведения летнего отдыха);
— оформление воспитаннику заграничного паспорта.
Доверенности на выполнение учреждением указанных видов деятельности оформляются родителями у нотариуса и выдаются на имя руководителя учреждения с правом передоверия (лицу, непосредственно организующему указанные виды деятельности) или без этого права.
Отказ родителей ребёнка (или невозможность по тем или иным причинам) выдать учреждению указанные доверенности предполагает невозможность реализации учреждением указанных видов деятельности в отношении данного ребёнка и может повлечь за собой временное отчисление этого ребёнка из учреждения (в случае, например, закрытия учреждения на летний период в связи с выездом всех воспитанников за пределы Российской Федерации).
6.2. По взаимному согласию (учреждения и родителей ребёнка) родители могут выдать учреждению доверенность на полное представление интересов их ребёнка во всех муниципальных, государственных и иных организациях, в том числе судебных и правоохранительных, перед всеми юридическими и физическими лицами.
6.3. Доверенность может быть выдана учреждению родителями ребёнка также на проведение отдельных мероприятий по реабилитации их ребёнка:
— при переводе ребёнка из одного учебного учреждения в другое;
— при проведении специализированных обследований ребёнка,
в том числе психиатрических;
— при трудоустройстве подростка и т.п.
6.4. Учреждение вправе взять на себя в полном объёме все финансовые и иные расходы, связанные с оформлением указанных доверенностей и с реализацией мероприятий, указанных в доверенностях.
7. Основания для отчисления ребёнка из учреждения
7.1. Главным основанием для отчисления ребёнка (подростка) из учреждения является ликвидация трудной жизненной ситуации, в связи с которой ребёнок был устроен в учреждение, а также преодоление всех последствий, связанных с этой ситуацией, о чём должна свидетельствовать соответствующая документация.
7.2. В случае заключения между учреждением и родителями (законными представителями) ребёнка договора о социальном обслуживании ребёнка отчисление ребёнка из учреждения может быть осуществлено в связи с выполнением сроков, условий и обязательств договора и взаимному решению сторон об отказе в заключении нового договора; в связи с досрочным прекращением договора по объективным причинам с обеих сторон, по причине неожиданной (внезапной) ликвидации трудной жизненной ситуации ребёнка и её последствий, а также по причине невыполнения (неудовлетворительного и/или неоднократного нарушения) условий договора обеими сторонами или одной из сторон.
7.3. Объективными основаниями для отчисления ребёнка из учреждения могут быть:
— ликвидация (закрытие) учреждения, комплексная реорганизация, снижение финансовой, организационной и иной мощности учреждения и т.п.;
— переезд семьи ребёнка для проживания в другой регион (смена места жительства);
— болезнь ребёнка, требующая длительного нахождения на стационарном лечении и большого срока последующего восстановительного лечения;
— перевод ребёнка (подростка) в другое аналогичное учреждение, в государственное учреждение, в том числе для детей-сирот, или вспомогательное, специализированное учреждение;
— окончание подростком образовательного учреждения, трудоустройство и/или поступление в среднеее специальное или высшее учебное заведение, в том числе с оформлением в общежитие, возвращение в родную семью, получение воспитанником учреждения собственного жилья и переезд в это жильё, создание воспитанни-
о
ком учреждения собственной семьи, превышение возрастного ценза пребывания в учреждении, призыв воспитанника учреждения в армию.
7.4. Ребёнок (подросток) может быть отчислен из учреждения в случае:
— неоднократного, преднамеренного нарушения режимных, дисциплинарных, этических и иных правил и требований учреждения после неоднократных предупреждений со стороны учреждения;
— единичного грубейшего нарушения правил проживания в учреждении, повлёкшего за собой угрозу жизни и здоровью самого ребёнка, других воспитанников и персонала учреждения, в случае подобных же нарушений со стороны родителей ребёнка, его родственников, посетителей и/или лиц из ближайшего окружения при явном содействии этому со стороны самого ребёнка;
— в случае обнаружения и подтверждения информации о длительном тайном склонении воспитанников учреждения со стороны данного ребёнка и его родственников к тем или иным нарушениям правил учреждения, в случае организации этих нарушений, а также в случае совершения иных действий, несущих угрозу жизнедеятельности учреждения, жизни и здоровья воспитанников и персонала учреждения.
7.5. Отчисление ребёнка из учреждения может происходить в том же порядке, что и зачисление в учреждение, с обязательным снятием отчисленного ребёнка со всех внутриучрежденческих учётов, исключением из всех списков учреждения и с обязательным заполнением листка убытия.
7.6. По окончании мероприятий по отчислению родителям ребёнка (подростка) возвращаются подлинники правовой, медицинской и иной документации, принесённой при устройстве ребёнка в учреждение, с обязательным оставлением копий этой документации в учреждении, справка о пребывании в учреждении установленного образца, в случае необходимости — копии медицинских, психологических и иных обследований ребёнка, характеристики ребёнка; личное дело ребёнка направляется в архив учреждения для бессрочного хранения.
7.7. Ребёнок (подросток), отчисленный из учреждения по тем или иным причинам временно, имеет право в случае возобновления трудной жизненной ситуации и/или возникновения новой трудной жизненной ситуации быть принятым в учреждение повторно и/или неоднократно.
7.8. В случае изменения социально-правового статуса воспитанника учреждения за время его пребывания в учреждении (лишение родительского (законного) попечения)действие настоящего Положения в отношении этого воспитанника утрачивает силу, и все
организационно-правовые вопросы в отношении этого воспитанника рассматриваются только с участием органов опеки и попечительства.
8. Основные организационные формы работы учреждения с детьми, не лишёнными родительского попечения
8.1. Исходя из особенностей трудной жизненной ситуации каждого ребёнка и намеченного в отношении каждого ребёнка плана индивидуальных реабилитационных мероприятий, учреждение вправе организовывать для своих воспитанников следующие формы их пребывания в учреждении: круглосуточное, дневное, дневное продлённое, вечернее, ночное, функциональное и совмещённое.
За исключением функциональной и совмещённой форм пребывания, организационная особенность остальных указанных форм состоит в том, что цели, задачи, мероприятия и режим реализации этих форм в отношении детей, не лишённых родительского попечения, могут в полном объёме совпадать с целями, задачами, мероприятиями и режимом пребывания в учреждении всех остальных детей и подростков, в том числе детей-сирот.
«Функциональное» пребывание — особая форма пребывания ребёнка в учреждении. В этом случае цели, задачи, мероприятия индивидуальной реабилитации конкретного ребёнка могут частично или полностью не совпадать с целями, задачами и режимом пребывания в учреждении всех остальных воспитанников. Функциональным пребыванием может считаться пребывание ребёнка в учреждении только (в основном) для получения специфической помощи — особой социально-правовой, медико-психологической и/или педагогической, для проведения особых дополнительных занятий, мероприятий по трудоустройству, по подготовке к экзаменам и т.д. В этом случае деятельность учреждения в отношении этого (этих) ребёнка (подростка) может быть выделена в особую организационно-целевую программу.
«Совмещённая» форма пребывания — сочетание какой-либо из указанных выше основных форм пребывания с функциональной формой (дневное пребывание и посещение индивидуальных дополнительных учебных занятий в вечернее время и т.п.), а также сочетание основных указанных форм пребывания — дневное пребывание и ночное пребывание и т.д.
8.2. Особенности трудной жизненной ситуации каждого ребёнка могут предполагать необходимость реализации учреждением сложного режима и графика пребывания ребёнка (подростка) в учреждении. Сложность режима и графика может заключаться в объективной необходимости смены форм пребывания ребёнка в течение года, полугодия, сезона, месяца и недели. (Например, круглосуточное пребывание в летний период, пятидневное пребывание осенью, пребы-
о
вание в выходные, праздничные и каникулярные дни в зимний период, дневной стационар весной, ночное пребывание в следующий летний период и т.д.)
Учреждение вправе реализовывать и иные организационные формы и режим пребывания воспитанников в учреждении, если при этом не нарушается деятельность учреждения в отношении остальных воспитанников учреждения. Учреждение вправе отказать родителям (законным представителям) ребёнка (подростка) в приёме их ребёнка (подростка) в учреждение, если предполагаемый режим пребывания данного ребёнка в учреждении не может быть обеспечен учреждением по организационным и иным причинам.
8.3. Пребывание в учреждении детей и подростков, не лишённых родительского попечения, может быть организовано в следующих формах:
— как составная часть какой-либо основной группы воспитанников учреждения, в этом случае домашние дети в полном объёме считаются воспитанниками именно этой группы, подчиняются воспитательскому составу этой группы и участвуют в жизнедеятельности и в жизнеобеспечении этой группы в полном объёме;
— как частично обособленное звено какой-либо основной группы учреждения, в этом случае домашние дети считаются воспитанниками этой группы, подчиняются воспитательскому составу и правилам этой группы, однако при проведении учреждением индивидуальных реабилитационных, функциональных и иных мероприятий могут быть обособлены от своей группы особым режимом, отдельной территорией для проведения указанных мероприятий и иметь временного руководителя, ответственного за проведение указанных мероприятий;
— как полностью автономная группа учреждения с отдельным воспитательским составом, с отдельной территорией проживания, особой программой социальной работы.
При выборе формы пребывания ребёнка учреждение вправе учитывать мнение ребёнка (подростка) и позицию по данному вопросу его родителей (законных представителей).
9. Особые, в том числе запрещающие, положения
9.1. Деятельность всех основных служб и специалистов учреждения в отношении детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в соответствии с функциональными обязанностями, должностными инструкциями и требованиями, предусмотренными для деятельности указанных специалистов в детских воспитательских учреждениях.
9.2. Специалисты учреждения, обнаружившие в ходе диагностиче-
ских и иных мероприятий необходимость проведения в отношении этого ребёнка не экстренных, но в дальнейшем жизненно важных для него мероприятий (необходимость в лечебном вмешательстве, в проведении специфических обследований, в привлечении к работе с ребёнком узких специалистов, явную необходимость в смене учебного заведения, в смене форм и программ обучения, реальную возможность в восстановлении ущемлённых ранее имущественных и/или неимущественных прав ребёнка и т.д.), обязаны до проведения этих мероприятий провести детальную беседу с родителями (заявителями) ребёнка с целью разъяснения необходимости этих мероприятий и получения согласия на их проведение. Родители (заявители) ребёнка вправе отказаться от проведения этих мероприятий, однако при этом специалисты учреждения вправе ходатайствовать об отчислении ребёнка из учреждения.
9.3. В случае экстренной необходимости (по жизненным показаниям) при невозможной экстренной связи с родителями (заявителями, родственниками) ребёнка, учреждение вправе незамедлительно принять меры к госпитализации ребёнка с обязательным последующим уведомлением об этом семьи ребёнка.
9.4. Запрещается всему персоналу учреждения во время всего срока пребывания ребёнка (подростка) в учреждении забирать домашнего ребёнка (подростка) к себе домой с любой целью и на любое время. Исключения могут составлять чрезвычайные обстоятельства — побег ребёнка из своей семьи и его инициативный приход по месту жительства сотрудника учреждения, побег ребёнка из учреждения, из лечебного учреждения, из летнего лагеря и т.д. (при этом сотрудник обязан составить акт о данном факте и принять срочные уведомительные мероприятия); обстоятельства чрезвычайной производственной необходимости — невозможность возвращения ребёнка в семью по тем или иным причинам между сменами в летнем лагере и т.д. В этом, а также иных аналогичных случаях нахождение домашнего ребёнка по месту жительства сотрудника учреждения может быть только с ведома руководителя учреждения и по письменной просьбе родителей (родственников) ребёнка.
9.5. Запрещается всему персоналу учреждения и всем воспитанникам находиться по месту проживания детей и подростков из домашней группы. Исключения могут составлять случаи особой производственной необходимости и/или исполнения сотрудниками учреждения служебных обязанностей — посещения места жительства ребёнка в случае необъявленного его отсутствия в учреждении, в школе, при невозможности получения информации о ребёнке по телефону, в случае внезапного исчезновения (побега) ребёнка из учреждения (школы), проведение совместно с органами власти актов обследования жилищно-бытовых условий ребёнка, посещение заболевшего ребёнка и/или его родителей, осуществление программ учреждения по оказанию помощи семье ребёнка в хозяйственных,
О
бытовые ремонтных и иных вопросах.
9.6. Запрещается всему персоналу и всем воспитанникам учреждения своими действиями, поступками, словесными и иными оценками, мнением и иными формами противопоставлять детей из домашней группы всем остальным воспитанникам учреждения. Запрещается использовать подобное противопоставление в укорительных, назидательных, дисциплинарных и иных целях. Запрещается настраивать ребёнка (подростка) из домашней группы, его родителей, родственников и лиц из ближайшего окружения друг против друга, запрещается использовать негативную информацию о члене семьи ребёнка при беседах с этим ребёнком и/или с другим членом этой семьи, а также запрещается осуществлять иные действия, не совместимые с реабилитационными, нравственными и духовными целями учреждения.
9.7. Руководитель учреждения, руководители медицинской, социальной, правовой служб учреждения, воспитатели, педагоги, иные специалисты учреждения, работающие с детьми и подростками из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обязаны тщательно анализировать развитие каждой ситуации, анализировать развитие взаимоотношений детей и подростков указанной категории со своими родителями, лицами их заменяющими, родственниками, лицами из ближайшего окружения на предмет своевременного выявление уклонения родителей (лиц, их заменяющих) от родительских (законных) обязанностей, жестокого обращения с ребёнком в семье, фактов насилия в семье над ребёнком (подростком), иных признаков неблагополучия семьи ребёнка, указанных в ст.69 СК РФ. При выявлении указанных фактов сотрудники учреждения обязаны незамедлительно в письменной форме уведомить об этом руководителя учреждения с приложением подтверждающей документации. Руководитель учреждения при получении указанной информации обязан незамедлительно осуществить действия, предусмотренные ст. 122 СК РФ.