Научная статья на тему 'Лето-2010'

Лето-2010 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТЫ / СОРЕВНОВАНИЯ / ЛАГЕРЯ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ / ЛАГЕРЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ / ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ЛАГЕРЯ / ИННОВАЦИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / PRIVILEGES / COMPETITIONS / CAMPS FOR GIFTED CHILDREN / CAMPS FOR CHILDREN IN DIFFICULT SITUATIONS / THE MILITARY-SPORTS CAMPS / INNOVATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левитская Алина Афакоевна

Приоритетные направления. Лагеря для одарённых детей. Военно-спортивные лагеря. Лагеря для детей в трудной ситуации. Подготовка кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лето-2010»

Образовательная

ЮЛИТИКА

ЛЕТО-2010

Алина Афакоевна Левитская,

директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ

Жизнь давно сформулировала основную задачу организации отдыха детей: летний отдых должен быть интересным и полезным. Конечно, при этом речь идёт и о социально значимых приоритетах: формировании здорового образа жизни, обеспечении занятости детей как эффективного средства профилактики правонарушений.

• приоритеты • соревнования • лагеря для одарённых детей

• лагеря для детей в трудной ситуации • военно-спортивные лагеря

• инновации • подготовка кадров

Не менее значимая педагогическая задача — развить индивидуальные способности детей, дополнить школьное образование, дать ребятам возможность проявить себя в новой сфере, найти дело по душе. Важно обеспечить эту возможность как можно большему количеству

детей через различные организацион ные формы отдыха и оздоровления, в первоочередном порядке создать условия социально не защищённым категориям детей, детям «группы риска».

Можно сделать ряд выводов по результатам обобщения информации, которую Минобрнауки России получило из субъектов РФ по итогам летней оздоровительной кампании 2009 г.

Приоритетные направления

Многие регионы активно развивают ставшие традиционными массовые спортивные мероприятия и соревнования в каникулярное время.

Например, в Чувашской Республике в этом году состоялась Республиканская спартакиада летних загородных детских лагерей и V ежегодная Спартакиада школьников, отдыхающих в пришкольных оздоровительных лагерях. В Кемеровской области, помимо лагерных учебно-тренировочных площадок и сборов для спортивных соревнований, были сформированы дворовые команды.

В Ярославской области проведена областная Спартакиада детей, отдыхающих в детских оздоровительных центрах.

Другое направление работы, которое регионы определяют как приоритетное, — выявление и поддержка одарённых и талантливых детей: это направление реализуется в профильных лагерях, профильных сменах, деятельности отрядов технического и художественного творчества, историко-краеведческих, экологических.

Например, в Сахалинской области работал областной профильный лагерь для одарённых детей «Эврика». В Ивановской области были организованы областные профильные смены для одарённых детей — победителей международных, всероссийских, региональных и муниципальных олимпиад, конкурсов и фестивалей. В Саратовской области на базе оздоровительно-образовательного центра «Дубки» работала XXI летняя школа для одарённых учащихся. В Ставропольском крае популярны профильные интеллектуальные отряды для одарённых детей, созданные на базе об-

разовательных учреждений («Юный лингвист», «Математик», «Эколог»).

По экспертным оценкам, в 2009 году число отдохнувших детей и занимающихся по образовательным программам, развивающих способности детей, их таланты, выросло приблизительно на 25%.

Ещё одно направление — создание условий для летнего отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «трудных» подростков, детей с ограниченными возможностями здоровья).

Радует, что в системе организации отдыха, оздоровления и занятости ребят в этом направлении за последние годы произошли качественные изменения, и во многих регионах такая работа уже стала приоритетной.

Заслуживает внимания опыт ряда субъектов РФ:

Оренбургская область — 750 ребят, оказавшихся в трудной ситуации, и 373 ребёнка-инвалида отдохнули в санаториях и загородных оздоровительных лагерях области и за её пределами;

Самарская область — на базе образовательных учреждений был организован отдых 450 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Вологодская область — «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий» совместно с Вологодской областной общественной организацией инвалидов уже второй год проводит областной лагерь для детей с ограниченными возможностями;

В Еврейской автономной области при районной библиотеке г.Облучья работал лагерь с дневным пребыванием «Лучики добра» для детей, нуждающихся в особой заботе;

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Смоленская область — в течение летнего периода в рамках оздоровительно-развивающей программы «Радуга» были оздоровлены 230 детей с ограниченными возможностями;

В Орловской, Воронежской областях, Республике Коми на базе районных социальнореабилитационных центров были созданы лагеря дневного пребывания, в которых обеспечивался отдых, оздоровление и профилактика безнадзорности, комплекс коррекционно-реабилитационных услуг.

Можно отметить также опыт ряда регионов по организации совместного отдыха родителей (законных представителей) с детьми из малообеспеченных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, семей, состоящих на учёте в органах социальной защиты населения:

В Свердловской области в августе 2009 года своё десятилетие отметил палаточный лагерь «Оленьи ручьи», в котором отдыхают и трудятся дети-инвалиды и их родители.

В Калининградской области в летний период 2009 года этим видом отдыха воспользовались 489 семей.

В Воронежской области 140 семей отдохнули в 120 лагерях семейного отдыха.

Министерство считает особенно актуальной тему гражданско-патриотического воспитания, организацию военно-спортивных лагерей (в том числе для «трудных» подростков).

Как одна из инновационных форм допризывной подготовки молодёжи заслуживает внимания опыт Свердловской области, где для ребят был организован областной оборонно-спортивный оздоровительный лагерь «Юный моряк», Еврейской автономной области — на базе Центра детского творчества создан городской военно-спортивный лагерь «Спартанец», Орловской области — военно-спортивный палаточный лагерь «Разведчик ВДВ», Рязанской области — спортивно-оздоровительный лагерь «Зарни-

ца», Калининградской обасти — специализированный лагерь «Компас».

В Чувашской Республике для 850 детей из социально неблагополучных семей организован профильный военноспортивный лагерь «Сыны России», где был реализован проект «Юный спецназовец — достойная смена».

Задачей при подготовке очередной летней оздоровительной кампании становится развитие направлений, ставших традиционными, поиск новых форм отдыха (в том числе и малозатратных), которые привлекут ещё больше ребят. Вот только несколько инновационных проектов, реализованных в ходе летней оздоровительной кампании 2009 года:

В Орловской области за трудовыми объединениями школьников закреплено 308 га земельных угодий, 6 миниферм, 300 голов птицы. Общий доход составил 3,14 млн руб. В экологических отрядах более 6,7 тыс. подростков, ребята ухаживают за лесом на площади 227 га, за 338 воинскими захоронениями, 29 памятниками природы.

В Санкт-Петербурге по дополнительным образовательным программам проведено более 600 туристических мероприятий различной направленности (туристско-краеведческой, эколого-био-логической, естественно-научной, военно-патриотической и.т.д.). В них приняли участие около 10 тыс. ребят.

В Калининградской области около 12 тыс. несовершеннолетних участвовали в трудовых акциях и десантах. Почти 27 тыс. ребят совершили летние увлекательные путешествия в рамках различных программ («Волшебный автобус», «Весёлый выходной» и т.д.).

В Республике Мордовия работал палаточный лагерь «Школа приключений-2009», палаточные лагеря «Школа выживания» и «Юный спасатель».

Военно-спортивные лагеря

Подготовка кадров

В регионах обновляются содержание и формы деятельности в сфере детского отдыха и оздоровления. Задача Минобрнауки России — выявить положительный опыт (включая инновационные формы работы с детьми) и подготовить методические рекомендации для использования в регионах при подготовке к предстоящим оздоровительным кампаниям.

Традиционно сложилось так, что подготовка кадров к новой оздоровительной кампании в регионах начинается уже с начала года: проводятся курсы; установочные и обучающие семинары (с приглашением преподавателей вузов и специалистов различных служб и ведомств); организуется работа школ и центров «Вожатского мастерства» и межрегиональных инструктивнотворческих лагерей профессионального развития вожатых; проводятся инструктивнометодические сборы, издаётся методическая литература.

Федеральная Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиПП-РО), Федеральный институт развития образования (ФИРО), федеральные центры «Орлёнок», «Океан», «Смена» также проводят курсы повышения квалификации для руководящих работников и специалистов сферы отдыха и оздоровления детей и молодёжи; школы вожатского мастерства, кон-

курсы профессионального мастерства в этой сфере. Федеральные детские центры («Океан», «Орлёнок», «Смена») ежегодно обновляют свои программы и становятся площадками инновационного опыта, методическими центрами по новым проектам и новым идеям.

Для кадрового обеспечения летнего отдыха детей возрождается старая традиция участия в детской летней оздоровительной кампании студентов педагогических вузов.

В сложные 90-е годы, проблемные и для организации летнего отдыха детей, снизилась потребность в педагогических кадрах для этой сферы, практически исчезла база для летней педагогической практики студентов. В этот период летняя практика на базе учреждений отдыха и оздоровления детей не была обязательной (за исключением лишь специальностей: педагогика и методика начального образования; педагогика и психология; социальная педагогика).

В проектах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения учтено предложение о включении в качестве одного из требований к учебной и производственной практике — проведение в детских оздоровительных лагерях летней психологопедагогической практики для всех студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.