СОЦИАЛИЗАЦИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ)_
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках реализации проекта № 16-0600751
Березина Валентина Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии АНО «Научно-исследовательский Центр Экспертизы и Инноваций», эксперт, г. Москва
АННОТАЦИЯ.
В статье раскрываются особенности социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях организованного отдыха и оздоровления с учетом возможностей дополнительного образования; современные формы работы и технологии; критерии и показатели результативности социализации подростков в ходе реализации программ дополнительного образования. Приводятся данные собственного исследования, проведенного в рамках проекта РФФИ.
ABSTRACT.
The features of socialization of teenagers being in a difficultvital situation open up in the article, in the conditions of theorganized rest and making healthy taking into accountpossibilities of additional education; modern forms of workand technology; criteria and indexes of effectiveness ofsocialization of teenagers during realization of the programsof additional education. Cited data the own researchconducted within the framework of project РФФИ.
Ключевые слова: подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социализация, дополнительное образование, организованный отдых и оздоровление.
Keywords: teenagers being in a difficult vital situation, socialization, additional education, organized rest and makinghealthy.
Проблемы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их социализации в силу специфики подросткового возраста всегда были предметом особого внимания психо лого-педагогической науки и практики, различных образовательных организаций, общественности. Данная категориальная группа включает в себя детей из социально незащищенных, неблагополучных, многодетных семей; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов; детей с отклоняющимся поведением, находящихся в конфликте с законом; безнадзорных и беспризорных детей.
Сегодня в условиях социально-экономической нестабильности продолжает усугубляться социальное расслоение общества, увеличивается разрыв между людьми, имеющими разный социальный статус, что, безусловно, оказывает негативное влияние на несовершеннолетних, сказывается на условиях социализации различных групп подростков, их поведении, которое часто характеризуется трудностями в социальной адаптации. Изучение потребностей, интересов и девиаций современных подростков позволило выявить личностные особенности, обусловливающие отклонения в поведении. К ним относятся: несформированность самооценки, высокий уровень агрессивности, наличие проблем в общении, присутствие выраженности акцентуации личности, повышенный уровень тревожности. В трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов:
поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;
когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней;
витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;
экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум», ревизию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я»;
вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности жизненной ситуации [4, с.262-263].
Психолого-педагогическая поддержка и реабилитация подростков в условиях организованного отдыха и оздоровления ориентирована на формирование личности, способной к эффективной жизнедеятельности в обществе, обладающей приемами управления негативными эмоциями, преодоления стресса, способами адекватного эмоционального и поведенческого реагирования, имеющей навыки конструктивного взаимодействия в коллективе. Практика показывает, что большие возможности для воспитания, творческого развития и социализации детей, в том числе с трудностями в социальной адаптации, заложены в сфере дополнительного образования за счет активного внедрения социально-педагогических моделей деятельности и образа жизни, поскольку традиции, стиль и методы работы этой системы максимально учитывают особенно-
сти социума, что подтверждают наши исследования. Так, 82,4 процента респондентов из числа педагогов к самым значимым для социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, относят социально-психологические ресурсы (воспитывающая среда, позволяющая гармонизировать отношения подростков со своим ближайшим окружением); из перечня кадровых ресурсов мнения педагогов и подростков практически совпали - самыми значимыми специалистами названы вожатые (88,2% педагогов и 91,3% подростков соответственно), а также педагоги и педагоги дополнительного образования. Наличие материально-технических и финансовых ресурсов (комфортное проживание, качественное и сбалансированное питание, наличие возможностей для творческого и интеллектуального развития, наличие современного оборудования и техники и т.д.) было также высоко отмечено педагогами (от 70 до 80%). Подростки отдали предпочтение, прежде всего, наличию возможностей для полноценного отдыха и оздоровления (88,2%) и организации досуга в сфере дополнительного образования (кружки, секции и т.д. -70,65%) [2, 69].
Дополнительное образование играет большую
роль
в удовлетворении индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей, в создании условий для их творческого и индивидуального развития, оно призвано способствовать самореализации личности в различных сферах деятельности; позволяет решать проблемы социализации подростков, организации их занятости, профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков. Проблемы личностного развития детей, их социализации в системе дополнительного образования нашли отражение в исследованиях С.В.Апасовой, С.А.Ганиной, С.Н.Ждановой, В.А.Карнаухова, А.Н.Кузнецовой, И.А.Масловой, Н.Э.Политневой, Л.А.Турик и др.
Изучение особенностей реализации дополнительного образования в условиях организованного отдыха и оздоровления позволяет сделать вывод о том, что вовлечение подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в различные творческие объединения по интересам способствует их реабилитации, коррекции поведения, социализации личности. Одной из эффективных форм вовлечения подростков, в том числе с трудностями в социальной адаптации, к занятиям физической культурой и спортом в сфере дополнительного образования являются массовые спортивные мероприятия, соревнования, клубные формы, а также сдача норм ГТО, адаптированная к современным условиям. Не менее востребованными среди подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются дополнительные общеобразовательные программы по туристско-краевед-ческой и эколого-биологической деятельности, художественно-эстетическому и техническому творчеству. Последние годы в сфере дополнительного образования, в том числе в условиях организованного отдыха и оздоровления получили развитие программы и проекты социально-педагогической
направленности, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга подростков. В целях повышения эффективности социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в деятельность организаций отдыха и оздоровления детей внедряются новые образовательные технологии и программы - проектные, исследовательские, профессионально-ориентированные, направленные на обеспечение права каждого ребёнка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, социализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов в сфере дополнительного образования [4].
В настоящее время в регионах России накоплен интересный опыт социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В условиях оздоровительного лагеря активно внедряются новые формы и методы работы с подростками - занятия с элементами тренинга, интерактивные технологии, открытые мероприятия с демонстрацией видео профилактического характера. С каждым годом все большую популярность завоевывают арт-терапевтические технологии, театропеда-гогика, фототерапевтические технологии, аудиовизуальное воздействие, технологии развития способности к самопознанию «Познай себя» для детей старшего подросткового возраста; технологии стабилизации психоэмоционального состояния (обучение навыкам вербализации своих чувств, преодоления негативных эмоциональных состояний), обучения навыкам саморегуляции, изменения стереотипов эмоционального реагирования (групповые и индивидуальные упражнения, тренинги); социальная технология «Автофильм как антикризис» (формирование адаптивных, познавательных, эмоциональных и поведенческих стратегий, способствующих позитивному принятию несовершеннолетними себя и позволяющих эффективно преодолевать кризисные состояния и ситуации) и т.д. [3, с.6].
Заслуживает внимания опыт работы Тамбовской области, где уже не первый год реализуется модель социализации детей с трудностями в социальной адаптации, основанная на создании структур по работе с детьми группы социального риска в системе дополнительного образования как инновационной площадки для отработки образовательных моделей и технологий будущего, в том числе в условиях организованного отдыха и оздоровления детей. Одной из наиболее эффективных форм работы, способствующих социализации «трудных» подростков в сфере дополнительного образования являются профильные лагеря - туристские палаточные лагеря, экологические и этнографические лагеря, лагеря детских объединений «Юный спасатель», «Школа безопасности»; реализация турист-ско-краеведческого проекта «КОНТУР» -проведение палаточных лагерей детского конного клуба «Фаворит» в Архангельской области; областной летний экологический лагерь, где подростки, в
40
том числе находящиеся в трудной жизненной ситуации, обучаются по программам естественнонаучного цикла: лесоведение, ландшафтный дизайн, экология растений, экология животных, гидробиология, экологический мониторинг состояния окружающей среды и т.д., проводится на базе загородного оздоровительного центра «Таватуй» (филиал ГАУДО Свердловской области «Дворец молодежи»); в Ульяновской области большой популярностью среди детей и подростков пользуется «Летняя академия искусств», в рамках которой проводятся разнообразные мероприятия: мастер-классы, открытые занятия, плэнеры, беседы, познавательные лекции по хореографии, инструментальное исполнительство, вокал, хор, изобразительное искусство, фотография, художественное слово, что способствует духовно-нравственному развитию детей и подростков. Наиболее интересный опыт работы активно внедряется в практику организаций отдыха и оздоровления детей других регионов страны.
Кроме того, в летний период на базе организаций дополнительного образования детей работают так называемые городские лагеря, реализующие краткосрочные программы (летние школы), направленные на социализацию подростков. Большое внимание уделяется проведению мастер-классов, экскурсий, массовым спортивным мероприятиям. После завершения летней школы подростки при желании могут продолжить занятия в том или ином творческом объединении с учетом своих интересов, желаний и потенциальных возможностей уже в течение всего учебного года.
В основе психо лого-педагогической поддержки подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования лежит личностно-ориентированный, лич-ностно-деятельностный подходы, суть которых заключается в формировании «Я-концепции» подростка, индивидуальном развитии личности в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и в системе социальных отношений в соответствии с современными требованиями. Принцип личностно-ориенти-рованного, личностно-деятельностного подходов в сфере дополнительного образования предполагает не только знания закономерностей формирования личности, овладение методами, позволяющими проникнуть в мир подростка, понимание мотивов его поведения и отношений с окружающими, но и своевременную помощь в их корректировке; создание условий для творческого развития личности подростка, его самопознания, саморазвития, самовоспитания, самоопределения [1, с. 127].
Использование личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов в работе с такими подростками выдвигает целый ряд требований к педагогу дополнительного образования - это не только высокий уровень профессионализма, психолого-педагогической компетентности, но и свобода от стереотипов и педагогических догм, способность к творчеству, широкая эрудиция, высокий уровень психо лого-педагогической подготовки, высокая культура и гуманные установки по
отношению к людям, в особенности к детям. Одна из главных отличительных черт такого педагога -наличие стремления понимать и принимать подростка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении образовательного процесса с опорой на сильные стороны каждого подростка. Педагогическая практика показывает, что социализация подростков в творческих объединениях по интересам может сопровождаться определенными трудностями для педагогов дополнительного образования, связанными с:
привлечением таких подростков к групповым и индивидуальным занятиям в творческом объединении;
определением их интересов с целью привлечения к занятиям в секциях и кружках дополнительного образования;
решением проблем, связанных с вхождением подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в новый коллектив и др.
В целях устранения этих и других трудностей в процессе социализации подростков с отклонениями в поведении рекомендуется начинать занятия с ними в индивидуальном формате, постепенно вовлекая в групповые; параллельно проводить соответствующую работу с педагогическими кадрами лагеря и детским коллективом. В процессе социализации несовершеннолетних с отклонениями в поведении, педагог дополнительного образования должен стремиться получить детальную информацию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого подростка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудовой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается подросток, его семье и т.д. В результате индивидуального жизненного пути у подростка формируется своеобразный склад способностей, требующий индивидуализированного подхода к каждой конкретной личности. Именно этот принцип является основополагающим в сфере дополнительного образования [1, с. 129].
В качестве критериев социальной адаптации в результате деятельности по социализации подростков могут выступать: изменение ценностных ори-ентаций в сторону социально-значимых, снижение уровня агрессивности, нормализация уровня тревожности, оптимизация процессов общения. Критериями социализации являются: изменение социального статуса подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации, в конкретном творческом объединении, уровень его самооценки, изменение направленности личности.
Показателями результативности социализации подростков данной категории в ходе реализации программ дополнительного образования в условиях организованного отдыха и оздоровления выступают:
• повышение уровня заинтересованности подростков, их включенности в процесс деятельности;
• положительная динамика во взаимодействии с подростками на занятиях в творческом объединении, поддержки в отношении друг к другу;
• положительная динамика психологического самочувствия подростков и личностный рост (нормализация уровня тревожности; снижение уровня агрессивности; уменьшение проявлений акцентуации личности; рост позитивности восприятия, адекватность самооценки; оптимизация процессов общения; уменьшение поведенческих отклонений);
• степень применения подростками полученных знаний, умений и навыков, полученных в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы, в повседневной жизни;
• степень удовлетворенности участников процесса социализации: подростков, их родителей, педагогов.
Таким образом, реализуемые в рамках организаций отдыха и оздоровления детей дополнительные образовательные программы позволяют получить реальные положительные результаты, оказывая влияние на продуктивное развитие личности в период каникулярного отдыха, способствуют укреплению здоровья, профилактике вредных привычек, социализируя и реабилитируя подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Список литературы:
1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. - М.: АНО «Диалог культур», 2007, - 512 с.
2. Березина В.А., Бубнова А.Н. Социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организациях отдыха и оздоровления (результаты исследования).//Воспитание школьников. - 2017, № 3. С.67- 73.
3. Бубнова А.Н. Эффективные технологии социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях детского оздоровительного лагеря.// Сборник публикаций по материалам XX международной научно-практической конференции: «Психологическая наука и образование» - М: Научный журнал '' Chronos '', 2017. - 52с. С.4-9.
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р [Электронный ресурс]
http://static.govemment.ru/media/files/ipA1NW4 2XOA.pdf
5. «Дети и лето: отдых, здоровье, развитие». Сборник научно-методических материалов и нормативно-правовых документов /Под ред. В.А.Березиной. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. - 336 с.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИЙ ОТ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 7-8 _КЛАССОВ_
Сучкова А.Б.
Магистр, группа 3-15ПО(м)МО35, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск
АНОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается методика оценки уровня сформированное™ позитивных эмоций от математической деятельности у учащихся 7-8 классов. Выявлены требования к методике, а именно: комплексность и интегрированность , надежность и валидность, относительная кратковременность и возможность организации индивидуальной и групповой диагностики, простота обработки результатов, возраст ребенка и присущий ему ведущий вида деятельности, а также влияние личности взрослого, проводящего диагностику. Для данной методики выявлены уровни сформированности позитивных эмоций от математической деятельности: высокий (ярко выраженные положительные эмоции от учения), средний (позитивное эмоции от учения, соответствие социальному нормативу), низкий (переживание "школьной скуки", отрицательные эмоции от учения)
ABSTRACT
This article discusses the technique of an estimation of level of formation of positive emotions on mathematical activities from students in grades 7-8. The identified requirements for the method, namely: the comprehensiveness and integrity , reliability, and validity, relative brevity and the possibility of organizing individual and group diagnostics, ease of processing results, the age of the child and to its leading activity, and the impact of the personality of the adult conducting the diagnosis. For this technique revealed the levels of formation of positive emotions on mathematical activities: high (pronounced positive emotions from the teachings), medium (positive emotions from the teachings, according to the social norm), low (the experience of "school boredom" negative emotions from the teachings)
Ключевые слова: методика, диагностика, уровни сформированности, позитивные эмоции.
Key words: methodology, diagnostics, levels of formation of positive emotions.