Научная статья на тему 'Региональная система управления социальной реабилитацией несовершеннолетних детей (на примере отделения государственного казённого учреждения "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в селе Кызлас Аскизского района Республики Хакасия)'

Региональная система управления социальной реабилитацией несовершеннолетних детей (на примере отделения государственного казённого учреждения "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в селе Кызлас Аскизского района Республики Хакасия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
213
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ / ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ ПОДРОСТКИ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ / РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ / SOCIAL REHABILITATION / MINOR CHILDREN / MALADAPTED TEENAGERS / NEGLECT / REHABILITATION OF MINOR CHILDREN / REPUBLIC OF KHAKASSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кызласов Ибрагим Демьянович

В статье рассмотрена проблема, связанная с деятельностью региональной системы управления социальной реабилитацией несовершеннолетних детей. Выявлена сущность понятия «социальная реабилитация», описаны виды социальной реабилитации несовершеннолетних, представлен анализ опыта работы анализируемого управления. Анализ заявленной проблемы проведён на примере деятельности отделения «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», входящего в систему управления социальной реабилитацией несовершеннолетних Республики Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Management System of Social Rehabilitation of Minor Children (by the Example of the State Institution Branch “Republic Social and Rehabilitation Center for Minor Children” in the village of Kyzlas, Askiz District of the Republic of Khakassia)

The article deals with the problem associated with the activities of the regional management system of social rehabilitation of minor children. The author reveals the essence of the concept "social rehabilitation", describes types of social rehabilitation of minors, and presents the analysis of the management experience. The analysis of the problem is carried out by the example of the activities of the Department "Republican social rehabilitation center for minors", which is a part of the social rehabilitation management for minors of the Republic of Khakassia.

Текст научной работы на тему «Региональная система управления социальной реабилитацией несовершеннолетних детей (на примере отделения государственного казённого учреждения "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в селе Кызлас Аскизского района Республики Хакасия)»

2. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. - М.: Московский общественный научный фонд: центр социальной политики и гендерных исследований. - М., 2008. - 244 с.

3. Солдатова, Л. А. Роль социальной инклюзии в развитии общества: теоретические аспекты / Л. А. Солдатова // Труд и социальные отношения. - 2010. - № 4. - С. 101-105.

4. Алёхина, С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования / С. В. Алёхина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 12-15.

5. Юлдасова, А. С. Философия взглядов на инклюзивное образование / А. С. Юлдасова // Познание. - 2016.

6. Романов, П. В. Корпоративная социальная политика: частные решения общих проблем / П. В. Романов, В. В. Яковлева // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - № 1- С. 97 - 105.

7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297. - иЫЬ: https://base.garant.ru/71265834/ (дата обращения: 25.01.2019).

8. Биксалеев, А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея / А. А. Биксалеев // Молодой учёный. - 2016. - № 22. - С. 236-238.

9. Шевлягин, А. А. Культурная инклюзия в музее / А. А. Шевлягин // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2019. - № 1 - С. 45-47.

10. Акоева, Н. Б. Музей как пространство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Б. Акоева, Н. Г. Денисов. // Культурное наследие России. - 2017. - № 3. - С. 10-15.

11. Донина, И. Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов: дис. ... канд. культурологии / И. Н. Донина. - СПб, 2014. - 21 с.

12. Царёва, Т. Б. Социокультурный проект как фактор развития музеев / Т. Б. Царёва // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. -2006. - № 7. - С. 10 - 14.

13. Зайцева, А. В. Люди с инвалидностью как сегмент аудитории современного музея / А. В. Зайцева // Молодёжный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. - № 2 (10). - С. 47-50.

© Кашицын А. А., 2019

УДК 369.223.247-053.5'465.14/. 18'

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

КАЗЁННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ

ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» В СЕЛЕ КЫЗЛАС АСКИЗСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

И. Д. Кызласов

Научный руководитель — М. Н. Чистанов, доктор философских наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассмотрена проблема, связанная с деятельностью региональной системы управления социальной реабилитацией несовершеннолетних детей. Выявлена сущность понятия «социальная реабилитация», описаны виды социальной реабилитации несовершеннолетних, представлен анализ опыта работы анализируемого управления. Анализ заявленной проблемы проведён на примере деятельности отделения «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», входящего в систему управления социальной реабилитацией несовершеннолетних Республики Хакасия.

Ключевые слова: социальная реабилитация, несовершеннолетние дети, дезадаптированные подростки, безнадзорность, реабилитация несовершеннолетних детей, Республика Хакасия.

Предметом нашего исследования была региональная система управления социальной реабилитацией несовершеннолетних детей. Его цель - изучение опыта работы отделения ГКУ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», находящегося в селе Кызлас Аскизского района Республики Хакасия, а также выявление проблем в деятельности названного отделения. Актуальность темы и проблемы исследования связаны, в частности, с неутешительной статистикой, отражающей положение несовершеннолетних детей, живущих в неблагополучных семьях, и ростом социальных девиаций среди таких детей.

Как мы уже заметили, в нашей стране, к сожалению, наблюдается неутешительная статистика, связанная с положением несовершеннолетних детей в неблагополучных семьях и социальными девиациями, наблюдающимися в данной группе детей. Детей из таких семей временно определяют в реабилитационные центры, однако они часто их покидают, уходя в так называемую «свободную жизнь». При этом большая часть неблагополучных детей, не достигших совершеннолетия, не может приспособиться к новой форме своего существования, в результате чего они оказываются ничем не занятыми, среди них «процветает» бедность, зачастую они становятся на путь нарушения законов, в их среде распространены наркомания, алкоголизм, самоубийства [1].

Нестабильность ситуации в обществе обусловила рост социальных девиаций, особенно среди указанной группы несовершеннолетних. Общественные катаклизмы, которые произошли в нашей стране в перестроечный период, наиболее остро отразились на многих российских семьях: ухудшилось не только материальное положение семей, но, что самое опасное, образовался синдром посттравматических стрессовых нарушений, что привело к массовой утрате социальной и личностной идентичности, смысла жизни и жизненных перспектив [2].

Многие семьи не в состоянии в полной мере противостоять негативным процессам, происходящим в обществе. Вследствие этого возникает реальная опасность деформации межличностных связей, разруше-

ния системы наследования культурно-исторического опыта. Сказанное, в частности, подтверждается исследованиями социологов. Например, по их данным, до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а в 15 % семей формируются правонарушители. Современная российская семья находится в состоянии трансформации, нуждается в помощи и адаптации к новым изменившимся условиям жизни [3].

Указанными проблемами призваны заниматься социально-реабилитационные центры. Но, к сожалению, дети, находящиеся в реабилитационных центрах, сталкиваются с огромным количеством трудностей, из которых основной является проблема включения несовершеннолетних детей в социум и формирование ими условий собственной жизнедеятельности [4]. В результате сложившейся в данной социальной группе детей ситуации актуальным является создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, которые оказались в кризисной ситуации. Задачей данных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.

В настоящее время в нашей стране функционирует развёрнутая сеть профильных и непрофильных региональных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних, однако, как показывает статистика, данная сеть функционирует пока недостаточно эффективно, что актуализирует проблему управления процессами социальной реабилитации несовершеннолетних [5].

Прежде чем говорить о предмете нашего исследования, кратко остановимся на сущности понятия «социальная реабилитация» и назовём разновидности социальной реабилитации несовершеннолетних. Вслед за авторами пособия для сотрудников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних под редакцией Г. М. Иващенко, под социальной реабилитацией будем понимать комплекс психолого-педагогических, юридических мер и мероприятий, направленных на восстановление жизнедеятельности в социальной среде, компенсацию нарушенных социально-педагогических функций, социальных отклонений, защиту законных прав и интересов несовершеннолетних» [6].

Не достигшие совершеннолетия подростки сталкиваются с самыми разными трудностями, которые существуют в их жизни - от индивидуальных до социальных; от характера таких трудностей зависят методы социальной реабилитации несовершеннолетних. Так, О. Н. Бессонова выделяет следующие виды социальной реабилитации детей, попавших в трудные жизненные ситуации:

- социально-медицинская реабилитация; данный вид связан с оказанием детям различными специалистами оперативной и нужной врачебной поддержки (терапия, общественно-медицинское восстановление и приспособление и т. п.);

- социально-психическая реабилитация ориентирована на внутреннее общество детей и подразумевает конкретную коррекцию концепции ценностей и ориентаций, взглядов и предпочтений ребёнка и социума, в котором он оказался, а также корректирование и усовершенствование эмоциональных способностей детей и предоставление им надлежащей помощи и поддержки (технологические процессы психодиагностики и психокоррекции, психический консалтинг и т. п.);

- социально-преподавательская реабилитация содействует увеличению просветительного и умственного развития детей, развитию концепции ценностных ориентаций и взглядов, соответствующих находящимся вокруг него обстоятельствам (технологические процессы создания и просвещения, преподавательской корректировки и преподавательского консультирования);

- социально-правовая реабилитация направлена на конкретные операции и процедуры, разрешающие приведение несовершеннолетнего в соотношение с имеющимися общепризнанными мерками закона (адвокатская и законная охрана положения детей, законное образование, законный надзор, законные наказания);

- социально-средовая реабилитация ориентирована на возобновление у несовершеннолетнего принципа общественной важности новой для него сферы [7].

С целью изучения особенностей региональной системы управления социальной реабилитацией несовершеннолетних детей нами был изучен опыт и проблемы работы в данном направлении на примере отделения ГКУ Республики Хакасия «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (РСРЦН), которое находится в селе Кызлас Аскизского района Республики Хакасия.

Названное отделение ГКУ РХ было открыто в 1999 году. В его состав входят четыре подразделения: приёмное, стационарное, транзитное и дневное.

К основным задачам приёмного отделения относятся следующие:

- выявление причин кризисной ситуации и существа конфликта, приведшего несовершеннолетнего в центр;

- обеспечение условий для прохождения медицинского осмотра при первичном, повторном приёме;

- принятие решений при необходимости перевода несовершеннолетнего на стационарное или дневное обслуживание в Центре;

- взаимодействие с различными службами профилактики при поступлении и оформлении несовершеннолетних и их семей на обслуживание в Центр;

- оказание первичной социально-педагогической и социально-медицинской помощи вновь поступившим несовершеннолетним и их семьям [8].

В стационарном отделении проводятся профилактические мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, повышение учебной мотивации, предотвращение совершения воспитанниками правонарушений. Отделение осуществляет работу по организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних в

каникулярный период, включению несовершеннолетних в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания.

Транзитное отделение осуществляет функцию доставки несовершеннолетних, самовольно покинувших семью, самовольно ушедших из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их постоянного места проживания.

Дневное отделение осуществляет деятельность по оказанию услуг детям, очутившимся в трудной жизненной ситуации, реализации программ социальной реабилитации в полустационарных условиях.

Ведущими направлениями деятельности анализируемого нами учреждения являются следующие два:

- межведомственное взаимодействие служб системы профилактики с целью организации работы по ранней профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- своевременное выявление и оказание помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, оставшимся без попечения родителей.

В состав сотрудников отделения РСРЦН входят: директор, заместители директора, заведующие отделениями, социальные педагоги, воспитатели, специалисты по социальной работе, педагоги-психологи, медицинский персонал, юрист, инструктор по труду, музыкальный руководитель.

С целью анализа деятельности Кызласского отделения республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних нами были проведены анкетирование родителей, экспертный опрос специалистов, работающих в указанном отделении, анализ сведений банка данных в части организации работы с семьями.

В ходе анкетирования родителей выявлено, что все они удовлетворены работой отделения центра и оказанием предоставляемых здесь услуг; при этом анкетируемые отметили положительную динамику состояния их детей после проведённых с ними социально-реабилитационных мероприятий.

Сотрудники центра выполняют все требования, предъявляемые к осуществлению ими профессиональной деятельности, даже несмотря на то, что они иногда сталкиваются с финансовыми трудностями и с проблемой недопонимания родителями некоторых социально-педагогических проблем, связанных с их детьми.

Анализ сведений банка данных в области организации работы с семьями позволил выявить некоторые проблемы реабилитации несовершеннолетних: в личных делах не всегда разрабатываются индивидуальные программы реабилитации, не подводятся ежеквартальные промежуточные итоги работы с семьёй, недостаточно эффективно выстроена работа по проведению психодиагностики родителей, употребляющих психоактивные вещества.

Полагаем, что успешное проведение социальной реабилитации несовершеннолетних в отделении ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» возможно путём использования программно-целевой, коммуникативной, релаксационной, оценочной, тренинговой, патронажной, трудовой технологий, а также технологий формирования новой жизненной и нормативной среды.

Итак, к особенностям управления социальной реабилитацией несовершеннолетних в отделении ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», расположенном в селе Кыз-лас Аскизского района, относятся следование строгим принципам социально-реабилитационной работы, использование эффективной управленческой технологии, внедрение инновационных организационных форм. Основными ориентирами при управлении в Кызласовском отделении республиканского центра выступают принципы приоритетности интересов детей, их социальной поддержки, комплексности проводимых социально-реабилитационных мероприятий, системности социально-реабилитационной работы, её постепенности и последовательности, дифференцированного подхода к реабилитируемым, принцип сотрудничества с ними, формирования внутренней мотивации реабилитируемых, деятельностного подхода сотрудников учреждения к своим обязанностям.

Процесс социальной реабилитации несовершеннолетних в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (отделение центра с. Кызлас) включает формирование и восстановление социальных качеств находящихся здесь несовершеннолетних, их умений, разнообразных социальных отношений, нормативного состояния социальной среды.

Библиографический список

1. Степанова, В. Г. О проблемах реабилитации социально-психологического здоровья несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации / В. Г. Степанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - №. 3. - С. 1 171-1 175.

2. Антакова, Н. В. Психолого-педагогические условия эффективности социально-педагогической реабилитации детей: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Н. В. Антакова. - Екатеринбург, 2012. - 164 с.

3. Дементьева, И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И. Ф. Дементьева. - М., 2012. - 48 с.

4. Михайлова, Л. Работа с трудными подростками / Л. Михайлова // Воспитание школьников. - 2017. - № 10. - С. 40-41.

5. Восстановление социального статуса безнадзорных детей: методическое пособие для сотрудников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2016. - 126 с.

6. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: пособие для сотрудников центров / под ред. Г. М. Иващенко. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2012. - 256 с.

7. Бессонова, О. Н. Методика социальной работы с подростками в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних / О. Н. Бессонова // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 2. - С. 58-66.

8. Сайт ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». - URL: http://cdn.sr19.ru/ (дата обращения: 15.06.19).

© Кызласов И. Д., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.