#
ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МОДЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ
EFFECTIVE TECHNIQUES AND MODELS OF INDIVIDUAL SOCIAL SUPPORT FOR MINORS IN CONFLICT WITH THE LAW
И. Б. Челышева
В статье представлен материал о передовом опыте специалистов «Центра психолого-педагогической помощи семье и детям» по внедрению технологии индивидуальной реабилитации несовершеннолетних, имеющих наказание, не связанное с лишением свободы.
Ключевые слова: несовершеннолетний, реабилитация, Центр, инспекция, исправление, семья, индивидуальный подход, воспитание.
I. B. Chelysheva
The article presents information on innovative practices of the 'Families and Children Psychological and Educational Assistance Centre' experts in implementing individual rehabilitation techniques with minors who have non-custodial sentences.
Keywords: minor, rehabilitation, Centre, inspection, correction, family, individual approach, upbringing.
Факт наличия высокого уровня детской и подростковой преступности, представляющей общегосударственную проблему, в настоящее время остается бесспорным. Рост преступности среди несовершеннолетних является одной из важных проблем, волнующих современное общество.
Принимая во внимание незрелость подростков, их потенциальную возможность найти свое место в обществе, суды назначают для определенной части малолетних преступников форму наказания, не связанную с лишением свободы, что исключает принудительную изоляцию, влияние субкультуры осужденных, негативно отражающихся на психике подростков.
Оптимизируя процесс воспитания и исправления несовершеннолетних осужденных, обеспечивая индивидуальный подход к ним, необходимо учитывать эмоциональные особенности личности подростка, влияние эмоционально-волевой, ценностно-смысловой сфер на его жизнь.
Знание особенностей психических состояний и свойств личности несовершеннолетних является необходимой предпосылкой для выявления внутренних, субъективных причин, которые привели его к совершению преступления.
Мы изучили работы отечественных и зарубежных исследователей, затрагивающих тему девиантности и деви-антного поведения (Р. Агнью, Г. Айзенк, Ю. М. Антонян, В. Л. Васильев, Я. И. Гилинский, И. А. Горьковая, Т. А. Донских, Э. Дюркгейм, В. Т. Кондратенко, А. Ю. Егоров, М. И. Еникеев, С. А. Ениколопов, С. А. Игумнов, Ц. П. Короленко, Б. Д. Лысков, В. Д. Менделевич, Р. Мертон, В. Франкл, Э. Фромм, Т. В. Шипунова, Э. Шнейдман, Д. Элиот, А. М. Яковлев, К. С. Янг, В. И. Гарбузов).
По результатам научных исследований, несовершеннолетние испытывают сильную мотивацию на исправление в период до вынесения приговора и сохраняют ее в течение 6-12 месяцев, именно в этот период нужно обеспечить наибольшую эффективность реабилитационного воздействия.
1
С учетом остроты проблемы и сложности задач, требующих безотлагательного решения, в 2008 г. было подписано Соглашение между Департаментом социальной защиты населения Ивановской области и Управлением Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) об организации взаимодействия с целью осуществления социальной поддержки и социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, преступивших закон, в том числе условно осужденных. Данное соглашение положило начало созданию модели индивидуального социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Впервые в России и в работе уголовно исполнительных инспекций РФ в течение года с момента подписания документа УФСИН Ивановской области была достигнута договоренность о направлении в суды представлений о возложении дополнительной обязанности условно осужденным несовершеннолетним пройти курс психолого-педагогической реабилитации в Областном государственном учреждении социального обслуживания (ОГУ СО) «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» г. Иваново, что создало реальные возможности для организации работы с условно осужденными несовершеннолетними.
Отмеченные обстоятельства и функциональные возможности такого учреждения, как ОГУ СО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям», явились предпосылкой для разработки совместного проекта с УФСИН Ивановской области «Эффективные технологии и модели индивидуального социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом».
В Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 10 марта 2009 г. направлен вышеуказанный проект. В ходе конкурсного отбора проект получил финансовое сопровождение и поддержку. Общий объем финансирования проекта составляет 1140,8 тыс. руб.
Ф
В результате внедрения технологии индивидуальной реабилитации специалисты разработали и оформили модель методики индивидуального курса реабилитации несовершеннолетних. Данная методика индивидуальной реабилитации состоит из трех модулей, в каждый из которых входит три раздела: социально-правовая реабилитация, психолого-педагогическая и социокультурная реабилитация.
Первый модуль - «Оценка рисков и выявление потенциалов несовершеннолетнего», цель - привлечение ресурсов семьи к процессу ресоциализации, составление социально-демографического портрета несовершеннолетнего, выявление проблем и причин правонарушения.
Второй модуль - «Формирование социально-значимых установок и правового сознания», его целью является оказание позитивного влияния на духовное мировоззрение, нравственность подростков, приобщение к положительным формам проведения досуга.
Третий модуль «Анализ результатов проведенной работы и выработка рекомендаций» проходит с целью подведения итогов работы, выработки дальнейших рекомендаций для подростка или продления индивидуальной программы реабилитации.
Выделены важные принципы нашей модели:
1. Несовершеннолетний является активным участником реабилитационного процесса.
2. Несовершеннолетний проходит курс реабилитации внутри одного центра, где все специалисты стоят на позиции гуманистического отношения к личности.
«Ошибаться может любой человек, важно иметь желание преодолеть трудности и достойно выйти из проблемной ситуации» - такая позиция позволяет несовершеннолетним чувствовать себя принятыми в социуме, что повышает уровень ответственности за поступки, позволяет почувствовать уверенность в своих собственных силах.
3. Изучение всех сторон развития, начиная с перинатального периода, приведших к асоциальному развитию личности.
4. Организация сотрудничества с родителями.
5. Разделение ответственности между специалистами и несовершеннолетними.
6. Тесный контакт с социальным окружением.
Специалисты по социальной работе выступают в тесном сотрудничестве со специалистами Федерального бюджетного учреждения «Межрайонная исполнительная инспекция» (ФБУ МРИИ) № 1, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществляют взаимодействие с педагогами образовательных учреждений, где обучаются подростки.
Кроме того, практически у всех подростков в начале работы наблюдается очень низкая мотивация к прохождению курса реабилитации.
Главной целью проекта было изыскание условий к изменению негативных и формированию социально значимых установок у подростков, преступивших закон, для чего была разработана индивидуальная программа реабилитации каждого из них.
За период с начала действия проекта по решению судов в Центр было направлено 20 условно осужденных несовершеннолетних. Таким образом, целевая группа, составившая 20 подростков, среди которых было 2 девушки, к завершению проекта полностью прошла курс реабилитации.
По возрасту в группе преобладали подростки 17 лет (45%), четвертую часть составили пятнадцатилетние, четверым исполнилось 16 лет и двое к окончанию процесса реабилитации стали совершеннолетними. Большая часть из них были учащимися: 13 ребят обучались в профессиональных лицеях, 5 являлись учащимися вечерних школ (7-й, 9-й, 11-й классы), один имел постоянное место работы, один, закончив 9 классов, не учился и не работал.
В ходе социальных собеседований выяснилось, что образование практически для всех связано с отрицательными эмоциями, что свидетельствует о негативном опыте, полученном в системе школьного образования, более или менее благоприятные впечатления, как правило, ограничиваются начальной школой.
Третья часть несовершеннолетних живут в полных семьях, у половины родители состоят в разводе, матери имеют сожителей, двое воспитываются одинокими матерями, у одного мать осталась вдовой, двое подростков находятся под опекой.
По статистике, приведенной А. М. Пановым, «67% несовершеннолетних, совершивших кражи, - дети, родители которых систематически пьянствуют» [1].
Среди данных семей не было таких, которые следовало бы отнести к категории находящихся в социально опасном положении, но и благополучными можно было назвать не более трех. У двоих отцы погибли, у одного погибла мать, а отца лишили родительских прав. На глазах у многих матери меняли мужей, сожителей, которых дети считали отцами, пятеро имеют сводных братьев и сестер. В восьми полных семьях родные отцы лишь у пятерых; в одной полной семье серьезно нарушены родительские отношения, девочка несколько лет живет в условиях тяжелого конфликта. Из индивидуальных бесед с детьми и родителями можно было судить о внутрисемейных взаимоотношениях, в основном характеризующихся отсутствием общих интересов и эмоциональной близости, бесконтрольностью, педагогической несостоятельностью родителей, криминальной отя го щенн остью ближайшего окружения. У большинства несовершеннолетних есть друзья или близкие знакомые, имеющие судимость, что не может не оказывать влияния на криминальную направленность интересов. Так, один из членов целевой группы был втянут в преступление своим родным ранее судимым старшим братом.
По квалификации совершенных преступлений наиболее распространенными у данных несовершеннолетних оказались грабежи, совершенные с применением насилия, один случай грабежа, совершенного группой лиц с незаконным проникновением в жилище, мошенничество путем обмана, кража.
Ресоциализация несовершеннолетних преступников невозможна без осмысления ими своего поступка и осознания неизбежности и справедливости наказания. С каждым условно осужденным подростком проводилась индивидуальная работа юриста Центра. В ходе 3-5 юридических консультаций подробно разбирались статьи по совершенному правонарушению, характер, последствия преступного деяния с учетом особенностей подростка, его роли в совершенном преступлении.
С целью контроля занятости условно осужденных специалистами осуществлялся постоянный контакт с работодателями, учебными заведениями, мастерами производственного обучения, педагогами, отслеживалось поведение, посещаемость и успеваемость.
Не менее важная роль в занятости несовершеннолетних должна отводиться структуре их свободного времени, формам его использования. Достаточно длительное и частое общение с подростками позволило выяснить, что среди своих ценностных ориентиров они отдают предпочтение занятиям, связанным с риском, далее следуют развлечения, деньги, работа (стремление иметь личные деньги), спорт, общение с друзьями. При этом на вопрос «Чем вы занимаетесь с друзьями?» ответ был всегда односложен: «Просто гуляем».
Учитывая особенности воспитания большинства подопечных, становится понятно, что они не были с детства приучены к занятиям по интересам, не могли сами продуктивно организовать свой досуг, что нередко выливалось в девиантные формы поведения. Как альтернативу пустому времяпрепровождению подростков им предлагались в виде одного лишь фрагмента полезной занятости еженедельные занятия в спортивном зале, оборудованном современными многофункциональными тренажерами.
С целью духовно-нравственного воздействия на подростков для них были организованы экскурсии в храмы города Иваново, Суздаля, Владимира, прочитана проповедь настоятеля храма.
Прошедший год реабилитационной работы с группой дал и вполне очевидные положительные результаты. Большинство несовершеннолетних достаточно добросо-
вестно исполняли решения суда, никто из них не прекратил работы или процесса обучения, трое подростков, не занятых в начале программы, возобновили учебу. Всеми специалистами отмечено, что ребята стали более организованными и ответственными, о чем свидетельствует отсутствие пропусков занятий и консультаций.
Сами подростки и их родители отмечают изменения многих жизненных ориентиров. Практически все хотят служить в армии, получить профессию, иметь семью.
На заключительных социальных собеседованиях подростки искренне говорили, что ни при каких обстоятельствах не стали бы повторять нарушений закона: по их словам, это слишком дорого им обошлось.
В процессе своего взросления подросток неминуемо сталкивается с множеством жизненных ситуаций, в которых нужно делать выбор и соответствующим образом поступать. Выбор в большинстве случаев связан с понятиями добра и зла. Решать, идти по пути добра или по пути зла, приходиться каждому. Немаловажно при этом, кто находится рядом в этот момент с подростком.
Представленные методы и техники могут стать тем «ключиком», который поможет установить терапевтические отношения с подростком и открыть возможности для их саморазвития и позитивных изменений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социальная помощь семье и детям: Сб. матер. из практики работы / Под ред. А. М. Панова. - М., 1997.
2. Антонян Ю. М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. - Ереван, 1987. - 227 с.
3. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб., 1994.
4. Лихтарников А. Л. Чеснокова Е. Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. - СПБ.: РШ, 2004. - С. 56-63.