Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития профессионального образования специалистов в области социальной работы в пенитенциарных учреждениях России'

Современное состояние и перспективы развития профессионального образования специалистов в области социальной работы в пенитенциарных учреждениях России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ВОЛОНТЕРЫ / PENITENTIARY SYSTEM / DEFORMATION OF THE PERSONALITY / RESOCIALIZATION / TRAINING OF SPECIALISTS / BACHELOR / MAGISTRACY / SOCIAL ACTIVITY / VOLUNTEERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюрикова Г.Н., Филатова О.В., Гнездилова И.Ю.

В целях совершенствования системы подготовки специалистов по социальной работе для реформируемой пенитенциарной системы необходимо изучение данной проблемы и анализ существующего практического опыта. В статье проанализирован многолетний опыт подготовки специалистов по социальной работе для пенитенциарной системы в российских вузах. Наиболее подробно анализируется уникальный опыт Орловского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюрикова Г.Н., Филатова О.В., Гнездилова И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT PROFESSIONAL EDUCATION SPECIALISTS IN THE FIELD OF SOCIAL WORK IN THE PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA

In order to improve the training of specialists in social work for the reformed prison system its necessary to study the problem and analyze existing practices. In the article is presented an experience of long standing training in social work for the prison system in the Russian universities. The most detailed analysis of the unique experience of Orel State University.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития профессионального образования специалистов в области социальной работы в пенитенциарных учреждениях России»

Библиографический список

1. Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем. Под ред. А.М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2001. 384 с.

2. Ромашина Е.Ю. Педагогическое проектирование: Учеб.-метод. пособие / Е. Ю. Ромашина, О.В. Чукаев // Науч. ред. А. А. Орлов. Тула: «Инфра», 2003. 35 с.

3. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 2003. 208 с.

4. СмирновН.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. 121 с.

5. Туревский И.М. Интеграция здоровьесберегающей педагогики в систему. //Актуальные вопросы физической культуры и спорта студентов: материалы II Международного научно-практического семинара. Орел, ГТУ 2004. С. 224-232.

References

1. Designing systems intraschool management: A guide for education leaders and territorial education systems / Ed. A.M. Moiseev. - Moscow Pedagogical Society of Russia, 2001. - 384 p.

2. RomashinaE.U., Chukaev O.V. Teacher design: tutorial // Scientific. Ed. Orlov A.A. - Tula: "Infra", 2003. - 35 p.

3. Semago N.J., Semago M.M. Distressed Children: Fundamentals of diagnostic and remedial work of the psychologist. - M: ARKTI, 2003. - 208 p.

4. Smirnov N.K. Health-learning technologies in the modern school. - Moscow: APC and PRO, 2002. - 121 p.

5. Turevsky I.M. Integration of health-pedagogy in system // Actual problems of physical culture and sports of students: Materials II International scientific-practical seminar. - Orel STU. 2004. - S. 224-232.

УДК 364.465:364.044 Г.Н. ТЮРИКОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета E-mail: juliatyurikova@mail.ru О.В. ФИЛАТОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета Е-mail: ov_filatova@mail.ru И.Ю. ГНЕЗДИЛОВА

соискатель кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета Е-mail: lady.gnezdilova@yandex.ru

UDC 364.465:364.044 G.N. TURIKOVA

сandidate of pedagogical sciences, Associate Professor Department of theory and history of social pedagogy and social work, Orel state University E-mail: juliatyurikova@mail.ru O.V. FILATOVA

сandidate of pedagogical sciences, Associate Professor Department of theory and history of social pedagogy and social work, Orel state University Е-mail: ov_filatova@mail.ru I.U. GNEZDILOVA

аpplicant of the Department of theory and history of social pedagogy and social work, Orel state University Е-mail: lady.gnezdilova@yandex.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ

MODERN STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT PROFESSIONAL EDUCATION SPECIALISTS IN THE FIELD OF SOCIAL WORK IN THE PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA

В целях совершенствования системы подготовки специалистов по социальной работе для реформируемой пенитенциарной системы необходимо изучение данной проблемы и анализ существующего практического опыта. В статье проанализирован многолетний опыт подготовки специалистов по социальной работе для пенитенциарной системы в российских вузах. Наиболее подробно анализируется уникальный опыт Орловского государственного университета.

Ключевые слова: пенитенциарная система, деформация личности, ресоциализация, подготовка специалистов, бакалавриат, магистратура, социальная работа, волонтеры.

In order to improve the training of specialists in social work for the reformed prison system it's necessary to study the problem and analyze existing practices. In the article is presented an experience of long standing training in social work for the prison system in the Russian universities. The most detailed analysis of the unique experience of Orel State University.

© Г.Н.Тюрикова, О.В. Филатова, И.Ю. Гнездилова © G.N. Turikova, O.V. Filatova, I.U. Gnezdilova

Keywords: penitentiary system, deformation of the personality, resocialization, training of specialists, bachelor, magistracy, social activity, volunteers.

Реформирование уголовно-исполнительной системы, ее последовательная гуманизация, приближение к международным стандартам, поиск эффективных путей воздействия на личность и среду отбывающих уголовное наказание, ориентация системы на их ресоциализацию объективно требуют подготовки специалистов «новой формации», способных решать современные задачи, действуя в изменяющихся социально-экономических условиях и применяя новые подходы к их решению.

Будущие специалисты должны быть профессионально ориентированы на изучение особенностей внутреннего мира деформированной личности, криминальной среды и подготовлены не к борьбе с ними, а к оказанию им всесторонней помощи; воздействию на психику и поведение осужденных с использованием психолого-педагогических методов и гуманистических технологий, побуждающих личностную активность самих осужденных на собственное исправление и формирование благоприятной микросреды. Перед ними стоит задача психологического и социального обеспечения деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. К таким специалистам прежде всего относятся социальные работники и психологи, работающие в пенитенциарной системе. [2, с.20]

В целях совершенствования системы подготовки таких специалистов нами была предпринята попытка изучения данной проблемы и анализа существующего практического опыта.

Подготовка специалистов по социальной работе для пенитенциарной системы ведется в ряде учебных заведений России. Одним из них является ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому кругу направлений подготовки (специальностей), осуществляет подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников, в том числе, и для пенитенциарной системы.

С 1998 года в университете фукционирует социальный факультет, на котором в настоящее время учатся более 1000 студентов по очной и заочной формам обучения. Подготовка специалистов осуществляется по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры: Социальная работа, Психолого-педагогическое образование, Конфликтология, в том числе и для пенитенциарной системы (по профессионально-образовательной программе «Социальная работа в системе социальных служб»).

К участию в подготовке специалистов по социальной работе привлекаются ведущие ученые страны: Л.В. Мардахаев (профессор, заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета), Е.И. Холостова (профессор, президент общественной Академии со-

циальной работы, вице-президент Ассоциации работников социальных служб), Л.А. Ядвиршис (профессор Брянского государственного университета имени академика Б.Г. Петровского), Е.И. Степанов (профессор Института социологии РАО, президент Международной ассоциации конфликтологов) и другие.

Профильная подготовка специалистов осуществляется в контексте преподавания ряда дисциплин, например: «Содержание и методика социальной работы в пенитенциарной системе»; «Социально-педагогическая деятельность волонтеров в пенитенциарных учреждениях»; «Пенитенциарная педагогика»; «Взаимодействие волонтерских групп и социальных служб пенитенциарной системы»; «Технологии поддержки бывших осужденных на рынке труда и другие».

С 2008 года на базе кафедры социального управления и конфликтологии функционирует учебно-научно-практический Центр разрешения конфликтов. На базе Центра функционирует волонтерский отряд студентов-конфликтологов, который занимается внедрением технологий восстановительного правосудия и медиации в воспитательные и женские учреждения УФСИН по Орловской области.

В рамках областной целевой программы «Комплекс мер по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействию их социальной реабилитации в Орловской области» на факультете ведется обучение волонтеров для проведения благотворительных акций, тренингов и социально-просветительской деятельности в исправительных учреждениях Орловской области.

В рамках практики студенты, бакалавры и магистранты направляются в различные учреждения ФСИН г. Орла и Орловской области.

1. Колонии: ФГУ ИК - 5, исправительная колония №6, Шаховская воспитательная колония, воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области.

2. Уголовно-исполнительные инспекции: межрайонную уголовно-исполнительную инспекцию г. Орла, Филиал по Железнодорожному району г. Орла федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Орловской области, Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области, Филиал по Северному району г. Орла федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Орловской области, Филиал по Железнодорожному району г. Орла федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Орловской области, Филиал по Заводскому району г. Орла федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Орловской области, Филиал по Советскому району г. Орла федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная

инспекция» УФСИН России по Орловской области, Филиал по Должанскому району г. Орла федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Орловской области, Филиал по Ливенскому району г. Орла федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Орловской области, Филиал по Заводскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области, Филиал по Заводскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области.

3. Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей по Орловской области.

Магистранты 1 курса, обучающиеся по направлению подготовки 040400 Социальная работа, в 2012 году для прохождения социально-проектной практики направлялись в следующие социальные учреждения: Уголовно-исполнительную инспекцию УФСИН России по Орловской области, воспитательную колонию УФСИН России по Орловской области, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Орла.

Сотрудничество социального факультета и пенитенциарных учреждений Орловской области складывается и развивается на протяжении многих лет.

Так в 2007 году студенты 4 курса социального факультета отделения Социальная работа для прохождения производственной практики были направлены в межрайонную уголовно-исполнительную инспекцию г. Орла, для прохождения квалификационной практики - в уголовно-исполнительную инспекцию Заводского района г. Орла. В 2009 году студенты 2 курса отделения Социальная работа для прохождения учебной практики направлялись в ФГУ ИК - 5., для прохождения производственной практики - в исправительную колонию №6. Ознакомительная практика в 2011 году для студентов 1 курса отделения Социальная работа была организована в Шаховскую воспитательную ко -лонию. В 2012 году студенты 1-3 курсов, обучающихся по направлению подготовки 040400 Социальная работа для прохождения учебной практики были направлены в следующие социальные учреждения: в Филиал по Железнодорожному району г. Орла федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Орловской области., Филиал по Заводскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области, Филиал по Советскому району г. Орла федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Орловской области, Филиал по Должанскому району г. Орла федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Орловской области, Уголовно-исполнительную инспекцию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области, Филиал по Северному району г. Орла федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Орловской области, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей по Орловской области, воспитательную ко -

лонию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области.

Итогом подготовки специалистов по данному профилю является выполнение выпускных квалификационных работ. Выпускники социального факультета выполняют квалификационные исследования и по темам, связанным с пенитенциарной системой: «Профилактическая работа с несовершеннолетними, осужденными без лишения свободы»; «Трудовая реабилитация женщин, находящихся в местах лишения свободы»; «Социальная работа с осужденными женщинами, имеющими бытовые проблемы»; «Технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями, склонными к алкоголизму»; «Система социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями в период подготовки к освобождению»; «Социально-педагогическая работа по формированию адаптационных навыков у несовершеннолетних осужденных»; «Социальная работа с осужденными женщинами по профилактике ВИЧ-инфекции и туберкулеза среди осужденных»; «Совместная деятельность Красного креста и исправительной колонии по профилактике ВИЧ-инфекции и туберкулеза среди осужденных»; «Организация работы волонтеров из числа осужденных по профилактике ВИЧ-инфекции в условиях исправительной колонии; «Социальная работа в пенитенциарных учреждениях по профилактике ВИЧ-инфекции»; «Социальная работа по профилактике преступности среди несовершеннолетних»; «Профилактика правонарушений осужденных подростков в период профессионального обучения»; «Социально-педагогическая работа с семьями подростков-правонарушителей, осужденных без лишения свободы» и другие.

Наиболее глубокое исследование и анализ проблематики социальной работы в пенитенциарных учреждениях Орловской области осуществляется в рамках магистерских диссертаций. В 2010-2011 магистрантами социального факультета выбраны для исследования следующие темы: «Компетентностная модель профессиональной деятельности магистра социальной работы в пенитенциарной системе»; «Профессиональная деятельность магистра педагогики в пенитенциарной системе». И это был первый выпуск магистрантов на социальном факультете. В 2011-2012 учебном году магистрантами выполнялись исследования по следующим темам: «Социально-просветительская работа с осужденными женщинами по профилактике общественно-опасных заболеваний», «Взаимодействие институтов гражданского общества и государственных структур по социальной профилактике ВИЧ-инфекции и туберкулеза среди осужденных». В 2012-2013 учебном году магистрантами были выполнены исследования по темам «Социально-профилактическая работа с осуждёнными женщинами», «Организация и социально-педагогическое сопровождение волонтёрской деятельности студентов в уголовно-исполнительных инспекциях», «Организация и социально-педагогическое сопровождение волонтёрской деятельности студентов в воспитательной колонии», «Практика волонтёрской деятельности студентов в исправительных учреждениях».

Показателем востребованности специалистов дан-

ной отрасли является трудоустройство выпускников. Выпускники социального факультета трудоустраиваются в различные государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, правоохранительных органов, уголовно-исполнительные системы, в том числе и в уголовно-исполнительные инспекции, воспитательные колонии и другие.

Такая целенаправленная систематическая работа, сосредоточенная на взаимосвязи науки и профессиональной подготовки, обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов социальной сферы, в том числе и для пенитенциарной системы.

Определенный интерес представляет и опыт подготовки специалистов по социальной работе Рязанской академии УФСИН России, которая осуществляется с 1991 года.

На психологическом факультете Рязанской академии разрабатываются принципиально новые, не имеющие аналогов дисциплины пенитенциарно-психологической специализации, оригинальные методики и технологии, создаются авторские учебники и учебные пособия. В 1997 г. на факультете была открыта новая специальность «Социальная работа». Таких специалистов до этого не готовило ни одно учебное заведение не только в России, но и в мире. Именно они были призваны нейтрализовывать и смягчать влияние негативных социальных факторов (различные формы дискриминации, угнетения, социального неравенства, безработицы, нищеты, болезней и т. д.), в значительной степени детерминирующих преступность и, как следствие, уголовное наказание.

В настоящее время факультет представляет собой сформировавшееся многопрофильное, целостное структурное подразделение, которое осуществляет образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования по специальностям 030301.65 - Психология со специализацией «Юридическая психология» и 040101.65 - Социальная работа со специализацией «Социальная работа в УИС», а также по программам послевузовского образования. Учебные дисциплины, преподаваемые сотрудниками кафедры, имеют актуальный характер не только в отечественном, но и в мировом масштабе. На факультете функционируют два научных кружка «Пенитенциарная педагогика» и «Краткосрочная психологическая коррекция личности». [1]

Подготовка специалистов по социальной работе ведется и в Вологодском институте права и экономики ФСИН России, который является одним из ведущих высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний.

В институте реализуются программы подготовки специалистов для УИС и других правоохранительных органов по 4 специальностям («Юриспруденция», «Психология», «Социальная работа», «Управление персоналом»).

Образовательная деятельность вуза направлена на

решение следующих задач:

- проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы;

- подготовка высококвалифицированных специалистов;

- повышение качества образовательных программ работников уголовно-исполнительной системы. Исследование и разработка проблем социальной работы с различными категориями осужденных стали одной из насущных задач, стоящих перед НИИ ФСИН России. [3]

Тематика научно-исследовательской работы института определяется с учетом положений Концепции развития УИС до 2020 г., ведомственной специализации вуза, потребностей практических органов УИС, образовательного процесса института и направлена на исследование проблем: формирования уголовной политики и исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних; технологического обеспечения пенитенциарной социальной работы; формирования и реализации административно-правового статуса сотрудника ФСИН России в условиях реформирования УИС и системы государственной службы в Российской Федерации; научного и научно-методического обеспечения деятельности высших образовательных учреждений ФСИН России в условиях реформирования ведомственного профессионального образования. Приоритетными направлением НИР института стали:

• Нормативно-правовое обеспечение реализации положений Концепции развития УИС до 2020 г.

• Научно-методическое сопровождение эксперимента по созданию на базе воспитательных колоний учреждений для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте (воспитательных центров).

Результаты совместной научной работы внедряются в образовательный процесс института, активно используются при проведении научных исследований.

В рамках нашей исследовательской работы был проанализирован опыт российских вузов в области подготовки специалистов по социальной работе для пенитенциарных учреждений. Анализ показал, что с начала 90-х годов XX столетия в России складывается целостная система подготовки специалистов в данной области. Вместе с тем, эволюция пенитенциарной системы в России, современный этап ее реформирования диктуют необходимость поиска современных и перспективных форм подготовки специалистов для пенитенциарной системы России. Одной из самых чувствительных к результатам реформирования служб пенитенциарной системы социальной работы является пенитенциарная социальная работа. И с этой точки зрения опыт Орловской области в деле подготовки пенитенциарной социальной работы является безусловно уникальным. Его анализ и систематизация, а также моделирование системы подготовки современного специалиста в сфере пенитенциарной социальной работы на уровне магистратуры является предметом нашего научного исследования.

Библиографический список

1. Академия права и управления ФСИН России-(психологический факультет). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.apu.fsin.su, свободный, Загл. с экрана.

2. ГалагузоваМ.А. Социальная работа с осужденными.: учебное пособие. М.: МГСУ, 2002. 210 с.

3. Вологодский институт права и экономики ФСИН России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fsin.su, свободный, Загл. с экрана.

References

1. Academy of law and management of the Federal penitentiary service of Russia- (psychology Department). [Electronic resource]. - Mode of access: www.apu.fsin.su, free, Загл. from the screen.

2. GalaguzovaM.A. Social work with convicts [Text]: a training manual .M: MGSU, 2002.- 210 S.

3. Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia. [Electronic resource]. - Mode of access: http://fsin.su, free, Загл. from the screen.

УДК 378.031.4 УСМАН КУЛИБАЛИ

аспирант кафедры общей педагогики Орловского государственного университета E-mail: ouscoul30@yahoo.fr

UDC 378.031.4

OUSMANE COULIBALY

graduate student Department of General Pedagogy, Orel

State University E-mail: Ouscoul30@yahoo.fr

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ В МАЛИ

SOME PECULIARITIES OF FORMING TECHNOLOGICAL COMPONENT OF THE PROFESSIONAL CULTURE

OF TEACHERS IN MALI

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки студентов-будущих учителей общего среднего образования в педагогическом вузе Мали( критерии набора, сроки обучения, базовые дисциплины и т.д.), делается акцент на важность технологического компонента формирования их профессиональной культуры.Особенность этой статьи заключается в выделении и анализе основных путей формирования технологического компонента профессиональной культуры учителей, считающихся наиболее эффективными. В этом отношении особое значение придают применению ИКТ и практическим занятиям. Автор делает вывод о том, что в связи с глобализацией и потребностью повышения конкурентоспособности на рынке труда, качество подготовки собственных педагогических кадров становится необходимым.

Ключевые слова: технологический компонент, профессиональная культура, информационно-коммуникационных технологий(ИКТ), компетентностный и интегрированный подходы, педагогическая практика, микропреподавание,учебно-образовательные поездки.

The article deals with the training of students-future teachers of secondary education in the pedagogical university of Mali (recruitment criteria, terms of training, basic disciplines, etc.). The peculiarity of this article is the isolation and analysis of the key ways of developing the technological component of the professional culture of teachers considered to be the most effective. In this regard, particular importance is attached to the use of information and communication technologies(1СТ) and practical exercises.

The author concludes that, due to globalization and the need to improve competitiveness in the labor market, the quality ofpreparation of their teachers is necessary.

Keywords: technological component, professional culture, information and communication technologies(Ia), competence and integrated approaches, pedagogical training, microteaching. educational school trips.

Качество подготовки учителей является важным, особенно если мы желаем достичь целей образования для всех. Во многих северных и южных странах Африки последовательные значительные реформы преобразовали системы образования и внесли суще-

ственные изменения в первоначальное призвание педагогических училищ и институтов. Эти преобразования и глубокие изменения привели к созданию различных более современных структур с большими потенциальными возможностями, задачей которых является под-

© Усмап Кулибали © Ousmane Coulibaly

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.