УДК 364.465:343.815
АРТЕМ ЮРЬЕВИЧ НЕСТЕРОВ,
Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ИЗ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Реферат: в ХХ! в. в российском обществе с особой остротой проявились новые проблемы, ставшие следствием непродуманных реформ. Отсутствие в стране эффективных государственных программ, направленных на защиту материнства и детства, приводит к росту числа социальных сирот (сирот при живых родителях), деградации семьи, ее социальной незащищенности в условиях рыночных отношений. С каждым годом увеличивается количество безнадзорных детей, пополняющих ряды малолетних преступников. Во многих семьях дети не учатся, не имеют элементарных условий для нормальной жизни. Общественные организации не в состоянии решить весь комплекс накопившихся проблем. Со стороны государства пока не наблюдается определенной детской и молодежной политики.
В статье анализируются основные теоретические и практические вопросы подготовки к освобождению несовершеннолетнего осужденного, утверждается, что после освобождения от уголовного наказания в виде лишения свободы индивиду снова приходится адаптироваться к нормальным условиям жизни, кардинально отличающимся от пенитенциарных. При этом воспитанник колонии, освободившийся из мест лишения свободы, сталкивается с проблемами правового и социального характера.
Ключевые слова: особенности подготовки к освобождению несовершеннолетнего осужденного, ресоциализа-ция, исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, пенитенциарная система.
ARTEM JURYEVICH NESTEROV, Razumovsky MSUTM (FCU), Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
PECULIRITIES OF MINORS' RELEASE FROM CORRECTIONS OF RUSSIA: THEORY AND PRACTICE
Abstract: in the 21st century in the Russian society unreasonably adopted reforms led to new problems. The absence of effective state programs directed to protection of mother- and childhood leads to the increase of a number of social orphans (orphans in case of parents being alive), degradation a family, its social vulnerability in conditions of market relations. Every year the number of neglected children joining the ranks of juvenile delinquents increases. In many families children don't study, have no elementary conditions for normal life. Public organizations aren't able to solve all the complex of problems congested. The state doesn't operate any worthwhile nursery and youth policy.
This article analyzes the main theoretical and practical questions of minors' release.
The author states that after release the individual should adapt to normal real conditions. At the same time the ex-prisoner faces the problems of legal and social character. The peculiarities of minor's release are determined.
Keywords: peculiarities of minor's release, resocialization, execution of criminal sanction in the form of imprisonment, penal system.
____
Социальные проблемы в сфере детства вызывают особый общественный резонанс. Именно поэтому в последние годы в России усилилось внимание ученых, политиков, юристов, общественных деятелей, журналистов к проблемам правового положения несовершеннолетних. Отмечаются декларативность ювенального законодательства, низкая степень эффективности правовой защиты детей [1, с. 28-40].
© Нестеров А. Ю., 2017 © Nesterov A. Ju., 2017
Особенно актуально в условиях российской действительности исследование полноты и эффективности реализации социальных возможностей, предоставленных несовершеннолетнему субъекту права. Причин тому несколько: во-первых, ратификация Россией в 1990 г. Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и закрепившей за несовершеннолетним статус самостоятельного участника правоотношений. Следствием присоединения к Конвенции стало активное обновление российского законодательства, регулирующего отношения в сфере детства, что порождает необходимость оценки содержания этого законодательства, в том числе на предмет соответствия международным стандартам правового положения лиц, не достигших совершеннолетия; во-вторых, получившее характер национальной катастрофы социальное неблагополучие российских детей. Несмотря на предпринимаемые государством меры по повышению благосостояния населения, уровень жизни значительного количества семей с детьми остается невысоким, что отрицательно сказывается на здоровье, воспитании и образовании несовершеннолетних. Сохраняются такие острые социальные проблемы, как детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, ранняя алкоголизация и наркотизация подростков, насилие в отношении детей, рост преступности несовершеннолетних [2, с. 208-224].
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Сегодня права детей нередко нарушаются родителями. Между тем забота о детях - это важнейшая обязанность родителей и родственников ребенка, о которой было известно со времен древности.
В течение длительного периода развития человечество изменяло свое отношение к детям. ХХ столетие стало «веком ребенка», приобрело новое качество, стало очевидным, что ребенок - это не просто зависящее от окружающих, и прежде всего от родителей, существо, умение которого жить в обществе, семье во многом обусловлено предоставлением ему возможности получить всестороннее развитие, проявить себя.
В ХХ1 в. в российском обществе с особой остротой проявились новые проблемы, ставшие следствием непродуманных реформ и социальной политики. Отсутствие в стране эффективных государственных программ, направленных на защиту материнства и детства, приводит к росту числа социальных сирот (сирот при живых родителях), деградации семьи, ее социальной незащищенности в условиях рыночных отношений. С каждым годом увеличивается количество безнадзорных детей, пополняющих ряды малолетних преступников. Во многих семьях дети не учатся, не имеют элементарных условий для нормальной жизни. Общественные организации не в состоянии решить весь комплекс накопившихся проблем. Со стороны государства пока не наблюдается определенной детской и молодежной политики.
Большую часть несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы составляют подростки, у которых искажены ранние детско-родительские отношения (дети воспитывались, как правило, в кризисной (дисфункциональной) семье). Каждый десятый ребенок (10,47 %) (по состоянию на 1 января 2017 г. 220 осужденных-сирот), осужденный и отбывающий наказание в местах лишения свободы, - это воспитанник интерната, более 74,85 %, осужденных детей, как правило, из неблагополучной (кризисной) семьи (2016 г.).
По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), за последние пять лет число несовершеннолетних заключенных в России сократилось в 4,5 раза. Во многом это связано с гуманизацией уголовной системы в отношении несовершеннолетних заключенных, а также профилактической работой с детьми и подростками. Следует отметить, что на сокращение числа несовершеннолетних преступников также повлияла неблагоприятная демографическая ситуация. Более половины содержащихся в заключении подростков осуждены за кражи, грабеж или разбой. В ФКУ ВК (ФКУ ВЦ) ФСИН России сосредоточивается наиболее криминальная часть несовершеннолетних осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления (табл.).
Таблица
Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних [3]
Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 (2016)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Количество пенитенциарных учреждений - всего 62 62 62 62 62 62 62 62 46 46 45 41 23
Лимит наполнения ВК (ВЦ) (количество мест) 26 548 26 987 27 017 21 872 22 307 21 657 21 276 19 964 14 791 14 254 14 084 10 916 8440
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Содержалось в воспитательных колониях всего 16 491 13 407 14 620 12 752 10 750 8550 5970 4053 2792 2293 1974 1776 1683
Осуждены за преступления: убийство 1423 1407 1468 1253 1059 686 390 315 256 184 175 155 170
в том числе лица женского пола 174 177 196 142 132 92 56 59 47 26 18 20 19
умышленное причинение тяжкого вредаздоровью 2212 2134 2271 1926 1500 1073 655 473 325 255 225 215 187
в том числе лица женского пола 112 168 165 139 99 68 41 35 29 26 22 14 9
изнасилование 744 681 785 752 650 545 392 262 240 192 168 170 134
в том числе лица женского пола 12 24 4 13 9 6 6 3 4 6 3 2 1
разбой, грабеж 4592 3940 4201 4022 3483 2709 2090 1431 947 728 585 518 459
в том числе лица женского пола 342 339 339 274 239 180 139 81 48 30 21 21 24
кража 5335 3723 4228 3290 2789 2235 1490 851 548 488 402 302 279
в том числе лица женского пола 179 214 255 193 181 171 101 69 39 20 28 19 15
Преступность несовершеннолетних составляет основу для воспроизводства преступности в целом, а свой первый противоправный опыт профессиональные преступники приобретают в юности. Впоследствии их социальная адаптация значительно затруднена или даже невозможна. Именно поэтому приоритетным направлением в деятельности пенитенциарных учреждений ФСИН России является социально-психологическая работа с несовершеннолетними осужденными. Их деятельность направлена на обеспечение социальной защиты, решение социальных и психологических проблем несовершеннолетних-осужденных, содействие им в ресоциализации в местах лишения свободы. Количество социально полезных связей за время отбывания наказания в виде лишения свободы резко уменьшается, вместо этого человек приобретает опыт общения с преступной средой. В то же время от освобожденного гражданина общество требует изменения образа жизни, включения его в иной ритм, необходимым становится выполнение социально одобряемых обязанностей, ранее не имевшихся или существовавших в незначительном объеме. Именно поэтому освобождению несовершеннолетнего осужденного предшествует подготовка его к самостоятельной жизни в социуме [4, с. 5].
Этап подготовки несовершеннолетних осужденных к освобождению должен и может начинаться с первого дня начала отбывания наказания в виде лишения свободы. С первого дня отбывания несовершеннолетним осужденным наказания с ним проводятся воспитательные, психологические, социальные, образовательные мероприятия, а также мероприятия по сохранению связей с семьей и иных социально полезных связей, со-
хранению имеющегося у несовершеннолетнего осужденного жилья, восстановлению отсутствующих документов. На завершающем этапе отбывания наказания интенсивная групповая и индивидуальная работа с несовершеннолетними осужденными включает в себя проведение занятий в Школе подготовки к освобождению; решение вопросов трудового и бытового устройства, а также продолжения освобождаемым осужденным своего образования; психологическую подготовку к освобождению [4, с. 6-7].
Оказание помощи несовершеннолетним осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, закреплено в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В соответствии со ст. 180, 181 УИК РФ оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания является обязанностью администрации пенитенциарных учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы.
Оказывая помощь несовершеннолетним осужденным, администрация пенитенциарного учреждения взаимодействует в решении вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых от отбывания уголовного наказания, с органами местного самоуправления, внутренних дел, опеки и попечительства, управления здравоохранением, образованием, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, и федеральной службой занятости населения по избранному ими месту жительства [5].
Работа с несовершеннолетним, готовящимся к освобождению из мест лишения свободы, может стро-
иться по следующим направлениям: 1) диагностика наличного уровня развития с целью определения степени развитости, личностных ресурсов осужденного несовершеннолетнего к успешной адаптации на свободе; 2) просветительская работа в сфере ресурсов территории, на которой несовершеннолетний собирается проживать на свободе, в сфере получения образования и трудоустройства, в сфере здорового образа жизни; 3) работа с психологическими проблемами несовершеннолетнего; 4) работа по решению юридических проблем; 5) работа с семьей и социальным окружением несовершеннолетнего; 6) помощь несовершеннолетнему в трудоустройстве и получении образования; 7) помощь в решении проблем медицинского характера [4, с. 14]'
Основная работа с освободившимся несовершеннолетним должна быть систематической, правильно спланированной, осуществляться всеми специалистами в едином алгоритме. Работа с несовершеннолетним обязательно должна начинаться с установления контакта со специалистом, чтобы подросток научился получать от него помощь. Наиболее эффективно, если среди тех, кто работает с конкретным подростком, будет один специалист, который координирует всю эту работу и на которого подросток может опираться: для несовершеннолетнего достаточно сложно, когда есть множество разных людей, которые выполняют каждый свои цели и задачи, но нет кого-то определенного.
Если несовершеннолетний освобождается условно-досрочно, к работе с ним подключаются сотрудники УФСИН России. Это постепенное освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности можно использовать как поддерживающий работу специалиста фактор, однако должно быть четко налаженное взаимодействие между сотрудниками УФСИН России и специалистом, сопровождающим конкретного несовершеннолетнего.
Мероприятия по подготовке несовершеннолетних осужденных к освобождению должны преследовать единую цель и быть взаимосвязаны. Непременным условием успешности процесса реабилитации выступает заинтересованность самих подростков в результатах, а также их семей, государства в целом. Главная цель подготовки несовершеннолетних к освобождению - помочь им успешно интегрироваться в общество, осознать свое место в жизни.
К факторам, обусловливающим эффективность данного процесса, можно отнести: возможность пройти курс социальной, психологической, медицинской реабилитации в специальном учреждении; возможность обратиться за помощью к специалистам; наличие разработанных и апробированных программ реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы; наличие
психолого-педагогических методик работы по реабилитации несовершеннолетних преступников; своевременное начало процесса реабилитации; мотивация несовершеннолетних к изменению образа жизни, поведения; консультативно-разъяснительная работа с родителями, участие родителей в процессе реабилитации; благоприятный социум, отсутствие криминального окружения; наличие условий для продолжения образования и трудоустройства; желание работать или получить образование [4, с. 20].
Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц. Родственникам либо иным лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства.
Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, администрация пенитенциарного учреждения ФСИН России направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью.
В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в установленном порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства. Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника пенитенциарного учреждения ФСИН России. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии [5].
Основными проблемами в сфере социальной адаптации лиц, отбывших наказание, являются их профессиональная ориентация и трудоустройство, благополучная обстановка в семье, в кругу родственников, а также друзей, знакомых, соседей.
Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начинается при отбытии наказания и заканчивается после его полной адаптации к условиям существования в нормальной социальной среде.
Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) встретились с воспитанниками Ново-
сибирской воспитательной колонии ГУФСИН России по Новосибирской области. Представители филиалов по Новосибирскому, Ордынскому, Мошковскому районам уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН России по Новосибирской области и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области провели прием по личным вопросам несовершеннолетних осужденных. Мероприятие организовано в соответствии с планом работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области, включая комплекс мер по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Новосибирской области за 2016 г.
Представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области отмечают, что в ходе встречи обсуждались вопросы, решение которых потребуется после освобождения подростков из колонии: определение местожительства, места учебы или работы, досуговой занятости.
Из беседы с одним из воспитанников стало известно, что он обучается в 11-м классе средней общеобразовательной школы воспитательной колонии, параллельно получает профессию слесаря, посещает различные кружки. Замечаний в отношении подростка и жалоб у него самого нет, интересовался подробностями жизни своих близких родственников. Еще один воспитанник обучается в 8-м классе вечерней общеобразовательной школы, параллельно получает профессию швеи, работает в столовой разнорабочим. В колонии приобрел новых друзей, которые, по словам администрации колонии, характеризуются положительно.
В завершение встречи руководство воспитательной колонии, представители УИИ и комиссии по делам несовершеннолетних Новосибирской области обсудили вопросы преемственности и непрерывности процесса исправления несовершеннолетних.
Начальник филиала по городу Тогучин и Тогу-чинскому району УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области Ю. Бакаевская отмечает, что проведение подобных бесед может способствовать социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних осужденных, готовящихся к освобождению [7].
13 ноября 2016 г. в Архангельской воспитательной колонии УФСИН России по Архангельской области (п. Талаги, Приморский район) прошло профориентационное мероприятие. Представители регионального молодежного центра рассказали подросткам о многообразии профессий
провели командную игру, которая состояла из шести раундов, за выполненные задания ребята получали заслуженные баллы. Главное правило -активность, уважение друг к другу, правило «одного микрофона». Поделившись на команды, участники выбрали капитанов, придумали название и девиз. Затем началось само мероприятие. Подростки-осужденные разгадывали загадки, знакомились с профессиями. Кроме того, в одном из туров они должны были представить в виде сценки или рассказа понравившиеся им профессии (таким образом, ребята определялись, какую профессию они хотели бы получить в постпенитенциарный период). По словам сотрудников воспитательной колонии, проведение подобных профориентационных мероприятий необходимо для подрастающего поколения, для знакомства с миром профессий, выбора будущей профессии (специальности).
Воспитанники имеют возможность ознакомиться с современными профессиями (востребованными на рынке труда), что, безусловно, облегчит самоопределение в выборе профессии при поступлении в профессиональный лицей или колледж Архангельской области в период постпенитенциарной адаптации [6].
Из практики воспитательной колонии ГУФСИН России по Кемеровской области: за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в воспитательных мероприятиях на основании ст. 134 УИК РФ воспитаннику Дмитрию З. (16 лет) было предоставлено право выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении сотрудников пенитенциарного учреждения ФСИН России по Кемеровской области. Посещение музея имени В. А. Чивилихина, музея «Береста Сибири», Часовни имени Анастасии Узо-решительницы принесло ему массу положительных эмоций.
Такие выезды на несколько часов за пределы колонии применяются регулярно в качестве воспитательной меры, направленной на социальную адаптацию несовершеннолетних осужденных. Лучшей профилактикой рецидивной преступности является не только работа с подростками внутри учреждения, но и возможность для них ненадолго выехать за пределы колонии. Это стимул к хорошему поведению в самом учреждении, а также тренировка социально полезных навыков. Опыт показывает, что, если подростки не оторваны полностью от жизни, им легче возвращаться в общество после освобождения [8].
Таким образом, социальная (постпенитенциарная) адаптация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений
(нормальные отношения в семье, наличие жилья, регистрации по месту жительства, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезное проведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т. д.). Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.
В современный период к решению проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из пенитенциарного учреждения ФСИН России, необходимо подходить комплексно, придавая особое значение оказанию им реальной помощи в первое время после освобождения. Важно учесть, что работа с несовершеннолетним должна проводиться как сотрудниками воспитательной колонии, так и социальными педагогами, психологами, наркологами, специалистами по социальной работе, юристами, причем она должна
быть согласованной, осуществляться в едином направлении, в едином алгоритме; работа одной организации должна дополнять работу другой.
Основной задачей подготовки несовершеннолетних осужденных является не только вооружение их системой знаний, норм и ценностей, но и развитие способности и готовности жить в современном обществе, эффективно взаимодействовать с социумом и разрешать жизненные проблемы, содействовать их успешной социальной адаптации и интеграции в современное российское общество. Перед специалистами, работающими с освободившимися несовершеннолетними, встают задачи в таких направлениях деятельности, как содействие в решении психологических, социальных и юридических проблем несовершеннолетнего, работа с семьей, работа по осознанию ответственности и заглаживанию вреда, помощь в решении вопросов получения образования и трудоустройства, организации общения и досуга, формирование ценности здорового образа жизни и т. п.
Список литературы
1. Нестеров А. Ю. Доктринальные особенности соблюдения и защиты, основных конституционных прав и свобод несовершеннолетних осужденных (проблемы теории и практики) // Вопросы эволюции правовой мысли человечества : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 10 сент. 2016 г.). Казань, 2016. С. 28-40.
2. Нестеров А. Ю. Социально-правовая профилактика правонарушений и преступлений детей-сирот интернатных учреждений: социологический аспект // Современная наука: теоретический и практический взгляд : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Тюмень, 15 апр. 2016 г.) : в 4 ч. Уфа, 2016. Ч. 1. С. 208-224.
3. Федеральная служба исполнения наказаний. URL : httpV/фсин.рф (дата обращения: 23.01.2017).
4. Гайсина А. М. Подготовка осужденных несовершеннолетних к освобождению - залог успешной адаптации на свободе : метод. пособие. Уфа, 2013. 43 с.
5. Тюремный портал России. URL : http://prisonlife.ru/analitika/697-podgotovka-osuzhdennyh-k-osvobozhdeniyu.html/ (дата обращения: 24.01.2017).
6. Архангельская воспитательная колония УФСИН России по Приморскому краю. URL : http://avk.ufsin29.ru/news/?ELEMENT_ID=230 (дата обращения: 23.01.2017).
7. Новосибирская воспитательная колония ГУФСИН России по Новосибирской области. URL : http://www.novosibirsk-vk.ru/news/sotrudniki-uii-vstretilis-s-vospitannikami-nvk (дата обращения: 24.01.2017).
8. Мариинская воспитательная колония ГУФСИН России по Кемеровской области. URL : http://www.marvk.ru/index.php/ru/2-uncategorised/174-polozhitelno-kharakterizuyushchijsya-vospitannik-pooshch-ren-pravom-vykhoda-za-predely-mariinskoj-vk (дата обращения: 24.01.2017).
References
1. Nesterov A. Ju. Doktrinal'nye osobennosti sobljudenija i zashhity, osnovnyh konstitucionnyh prav i svobod nesovershennoletnih osuzhdennyh (problemy teorii i praktiki) [Doctrinal features of observance and protection, basic constitutional rights and freedoms of minor convicts (problem of the theory and practice).]. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Voprosy jevoljucii pravovoj mysli chelove-chestva» [Proc. the International scientific and practical conference «Questions of Evolution of a Legal Thought of Mankind»]. Kazan, September 10, 2016, pp. 28-40.
2. Nesterov A. Ju. Social'no-pravovaja profilaktika pravonarushenij i prestuplenij detej-sirot internatnyh uchrezhdenij: sociologicheskij aspekt [Social and legal prevention of offenses and crimes of orphan children of residential care facilities: sociological aspect]. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennaja nauka: teoreticheskij i prakticheskij vzgljad» [Proc. the International scientific and practical conference «Modern science: theoretical and practical look»]. In 4 parts. Ufa, April15, 2016. Part 1, pp. 208-224.
3. Federal'naja sluzhba ispolnenija nakazanija (FSIN Rossii) [Federal penitentiary service of Russia (the FPS of Russia)]. Available at : http://fsin.rf (Accessed 23 January 2017). 43 р.
4. Gajsina A. M. Podgotovka osuzhdennyh nesovershennoletnih k osvobozhdeniju - zalog uspeshnoj adap-tacii na svobode [Training of the condemned minors for release - guarantee of successful adaptation on freedom]. Ufa, 2013.
5. Tjuremnyj portal Rossii [Prison portal of Russia]. Available at: http://prisonlife.ru/analitika/697-podgotovka-osuzhdennyh-k-osvobozhdeniyu.html/ (Accessed 24 January 2017).
6. Arhangel'skaja vospitatel'naja kolonija UFSIN Rossii po Primorskomu kraju [The Arkhangelsk educational colony of OFPS of Russia across Primorsky Krai]. Available at : http://avk.ufsin29.ru/news/ ?ELEMENT_ID=230 (Accessed 23 January 2017).
7. Novosibirskaja vospitatel'naja kolonija GUFSIN Rossii po Novosibirskoj oblasti [The Novosibirsk educational colony of OFPS of Russia across the Novosibirsk region]. Available at : http://www.novosibirsk-vk.ru/news/sotrudniki-uii-vstretilis-s-vospitannikami-nvk (Accessed 24 January 2017).
8. Mariinskaja vospitatel'naja kolonija GUFSIN Rossii po Kemerovskoj oblasti [Mariinsky educational colony of OFPS of Russia across the Kemerovo region]. Available at : http://www.marvk.ru/index.php/ru/2-uncategorised/174-polozhitelno-kharakterizuyushchijsya-vospitannik-pooshchren-pravom-vykhoda-za-predely-mariinskoj-vk (Accessed 24 January 2017).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Нестеров Артем Юрьевич - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры управления персоналом Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Nesterov Artem Ju. - phd in sociology, senior lecturer, personnel management department Razu-movsky MSUTM (FCU), Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Нестеров, А. Ю. Особенности подготовки к освобождению из пенитенциарных учреждений ФСИН России несовершеннолетних осужденных: вопросы теории и практики / А. Ю. Нестеров // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 66-72.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Nesterov A. Ju. Peculirities of minors' release from corrections of Russia: theory and practice / A. Ju. Nesterov // Penal law, 2017, vol. 12, no. 1, pp. 66-72.