Научная статья на тему 'Социальная значимость института пробации в России: отечественный и зарубежный опыт'

Социальная значимость института пробации в России: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
849
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ АДАПТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / СЛУЖБА ПРОБАЦИИ / УИИ ФСИН РОССИИ / ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЖДЕННЫХ В ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ПЕРИОД / POST-PENITENTIARY ADAPTATION OF JUVENILE CONVICTS / PROBATION SERVICE / CORRECTIVE SERVICES OF THE FSIN OF RUSSIA / MAIN SOCIAL PROBLEMS OF CONVICTS IN THE POST-PENITENTIARY PERIOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нестеров Артем Юрьевич

В статье представлена положительная практика института пробации осужденных в постпенитенциарный период в странах ЕС. Зарубежный опыт свидетельствует о целесообразности создания специальной государственной службы пробации (например, УИИ ФСИН России), основной целью которой является содействие успешной социальной адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы. Автор выявляет и анализирует основные проблемы несовершеннолетних осужденных в постпенитенциарный период и приходит к выводу, что процесс адаптации индивида после освобождения от уголовного наказания в виде лишения свободы к нормальным (естественным) условиям вне пенитенциарного учреждения, кардинально отличающимся от пенитенциарных, связан со значительными трудностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SIGNIFICANCE OF THE INSTITUTE OF PROBATION IN RUSSIA: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

The article presents a positive practice of the institution of probation of convicts in the post-penitentiary period in the EU countries. Foreign experience testifies to the advisability of creating a special state probation service (for example, the Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia). Its main goal is to promote a successful social adaptation of convicts released from places of deprivation of liberty. The author identifies and analyzes the main problems of minors convicted in the post-penitentiary period. He concludes that the process of adaptation of individual after releasing from criminal punishment in the form of deprivation of liberty to normal conditions, radically different from those outside the penitentiary institution, presents great difficulties.

Текст научной работы на тему «Социальная значимость института пробации в России: отечественный и зарубежный опыт»

Экспертиза

НЕСТЕРОВ Артем Юрьевич — кандидат социологических наук, старший преподаватель Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73; ne7terov@rambler.ru)

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИНСТИТУТА ПРОБАЦИИ В РОССИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. В статье представлена положительная практика института пробации осужденных в постпенитенциарный период в странах ЕС. Зарубежный опыт свидетельствует о целесообразности создания специальной государственной службы пробации (например, УИИ ФСИН России), основной целью которой является содействие успешной социальной адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы. Автор выявляет и анализирует основные проблемы несовершеннолетних осужденных в постпенитенциарный период и приходит к выводу, что процесс адаптации индивида после освобождения от уголовного наказания в виде лишения свободы к нормальным (естественным) условиям вне пенитенциарного учреждения, кардинально отличающимся от пенитенциарных, связан со значительными трудностями. Ключевые слова: постпенитенциарная адаптация несовершеннолетних осужденных, служба пробации, УИИ ФСИН России, основные социальные проблемы осужденных в постпенитенциарный период

Правовой институт освобождения от отбывания наказания в самом общем виде выражен возможностью прекращения исполнения наказания в отношении лица, признанного судом виновным в совершении уголовного преступления. Освобождение от уголовного наказания означает и отмену вытекающих из него правовых последствий. Процедура освобождения от отбывания наказания регулируется УИК РФ (ст. 172, 173).

В Российской Федерации основу нормативного регулирования постпенитенциарной адаптации составляет единственный закон, в котором предусмотрена помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания: это гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ1, которая содержит всего 4 статьи, 3 из которых посвящены вопросам оказании помощи. Стоит отметить, что эти статьи являются бланкетными. Например, ст. 181 УИК РФ «Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания» отсылает нас к постановлению Правительства РФ «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания»2. Исходя из этого, можно отметить, что УИК РФ (1997) практически не закрепляет и не относит к предмету уголовно-исполнительного законодательства отношения в сфере социальной помощи осужденным, освобождающимся из мест лишения свободы [Мокшанов 2012: 128-129].

Между тем такая помощь необходима, в частности, несовершеннолетним осужденным, освободившимся из воспитательных колоний ФСИН России. Это, прежде всего, обусловлено тем, что у подростков-осужденных низкий уровень профессиональной и жизненной подготовки в силу молодого возраста, они трудно адаптируются к новым социально-экономическим условиям. Воспитанники колоний на момент освобождения из учреждения ФСИН России не готовы достойно конкурировать на рынке труда, а также не в полной мере

1 Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ). Ст. 180-184. Доступ: http://base.garant.ru/1306500/ (проверено 26.10.2017).

2 Постановление Правительства РФ от 24.10.1997 № 1358 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания». - Собрание законодательства РФ. 1997. № 44. Ст. 5074.

могут отстаивать свои основные права и свободы, самостоятельно вести переговоры с органами местного самоуправления о решении тех или иных жизненных вопросов (например, улучшения жилищных условий, оформления пособий по утрате трудоспособности через ФБМСЭ, разрешения спорных вопросов наследственного права и иных вопросов имущественного и неимущественного права и др.). Многие работодатели сегодня неохотно принимают на работу несовершеннолетних, имеющих судимость (автоматически срабатывает «институт судимости»), мотивируя отказ абз. 6 ч. 1. ст. 65 ТК РФ1. Иными словами, работодатель злоупотребляет данным положением в трудовом законодательстве, которое ориентировано исключительно на соискателей вакансий на должности педагога, медицинского работника, специалиста, работающего с несовершеннолетними в организациях, осуществляющих образовательную, воспитательную и медицинскую деятельность. В связи с этой нормой в ТК РФ возникают проблемы с трудоустройством несовершеннолетнего, освободившегося из мест лишения свободы.

Проблемы постпенитенциарной адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, исследовались многими авторами: Ю.М. Антоняном, Л.И. Беляевой, И.А. Васильевой, Г.А. Гадиевой, М.Т. Дибировой, А.С. Михлиным, А.Л. Ременсоном, В.А. Уткиным и др. Все они указывают на типичные трудности вхождения осужденных, освобожденных из пенитенциарных учреждений ФСИН России, в новую или изменившуюся социальную среду обитания: это ситуация в собственной семье, взаимоотношения с коллективом сверстников в образовательной организации, с трудовым коллективом, ближайшим бытовым окружением и многое другое.

В последние годы в научных кругах активно обсуждается вопрос о необходимости создания в России службы пробации в системе ФСИН России в виде уголовно-исполнительных инспекций (УИИ ФСИН России). Это обусловлено целым рядом причин. Главная состоит в том, что отбывание наказания без изоляции от общества позволяет, с одной стороны, сохранить имеющиеся у несовершеннолетнего осужденного социально полезные связи, с другой - оградить его от негативного влияния со стороны наиболее криминально зараженной части преступников, находящихся в местах лишения свободы [Голодов 2011: 82].

Под службой пробации сегодня понимают комплекс мер, направленных на социальную реабилитацию и адаптацию осужденных, освободившихся из мест лишения свободы; защиту законных прав и интересов лиц, подвергшихся уголовному преследованию и оказавшихся в трудной жизненной ситуации; контроль и надзор за их поведением в постпенитенциарный период. Социальная значимость института пробации определяется также его возможностями в развитии у осужденных навыков социально приемлемого и ответственного поведения. Поэтому существует необходимость дальнейшего исследования данного социально-правового института, определения возможностей его применения в российских реалиях [Голодов 2011: 83-84].

Наиболее распространенная коннотация термина «пробация» связана с деятельностью по исполнению наказаний, не предусматривающих изоляцию от общества, где под ней понимают уголовный надзор или уголовную опеку. В правовых системах зарубежных государств данный уголовно-правовой институт представляет возможность применять альтернативные виды наказания за совершение преступления взамен реального лишения свободы (при наличии установленных законом оснований). В этом понимании пробация охватывает досудебную стадию, стадии назначения и исполнения наказания и мер уголовно-правового характера (воздействия), а также постпенитенциарную стадию. В ходе своей

1 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Ст. 65 «Документы, предъявляемые при заключении трудового договора». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/

эволюции институт пробации все больше стал выполнять социально-реабилитационные функции в отношении граждан, преступивших закон и нуждающихся в подобной помощи. При этом в разных странах имеются существенные отличия в характере, функциях и организационном построении службы пробации [Габараев 2017: 4-5].

Международный опыт свидетельствует о целесообразности создания для решения таких задач специальной государственной службы пробации, основной целью которой является содействие социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в пенитенциарных учреждениях, связанное с изоляцией от общества (помощь в восстановлении социально полезных связей, в социально-бытовом, трудовом обустройстве, оказание психологической поддержки и т.п.), и предупреждение совершения ими рецидивных уголовных преступлений. Такой подход в целом снижает уровень преступности (в т.ч. рецидивной) в обществе, предупреждает криминализацию личности, уменьшает нагрузку на пенитенциарную систему и способствует достижению целей уголовного наказания.

В зарубежных странах службы пробации созданы в целях обеспечения общественной безопасности, осуществления работы с лицами, отбывающими уголовное наказание не в местах лишения свободы, оказания помощи заключенным или освобожденным из мест лишения свободы. В большинстве стран Европы службы пробации находятся в подчинении министерств юстиции (за исключением Люксембурга и Шотландии), при этом они могут быть самостоятельными агентствами (например, в Ирландии, Молдове, Португалии, Румынии). В ряде государств они являются структурными подразделениями тюремного ведомства (Болгария, Финляндия, Франция, Эстония и др.) или входят в состав иных ведомств (Бельгия, Сингапур) [Гилева 2015: 1-2]. Можно отметить, что «в большинстве стран ЕС существуют отдельные органы для управления тюрьмами и пробацией. Однако в Дании, Италии и Швеции одна и та же структура отвечает за тюрьмы и осуществляет функции пробационной службы. Эту же систему переняла и Великобритания» [Фоглесон 2007: 25]. Еще одна организационная модель деятельности службы пробации - распределение функций между несколькими ведомствами. Например, в Нидерландах определенные функции выполняют Национальная служба пробации, Организация по охране психического здоровья и Армия спасения [Гилева 2015: 1-2].

Для того чтобы приобщить несовершеннолетнего осужденного, освободившегося из мест лишения свободы, к адекватной (самостоятельной) жизни в социуме, научить его преодолевать возникающие в это время трудности, межличностные (семейные, бытовые) конфликты, которые неизбежно возникают в повседневной жизни, необходимо проводить комплекс ресоциализирующих мероприятий.

Сам процесс постпенитенциарной адаптации сложен и по-разному понимается как в нашей стране, так и в других странах мира. Процесс постпенитенциарной адаптации является одним из основных направлений борьбы с рецидивной преступностью в подростковой среде. Следует отметить, что уровень рецидивной преступности достаточно высок, что обычно объясняется ошибками судов общей юрисдикции, применяющих указанные виды наказания, а также недостатками организации воспитательного процесса в воспитательных колониях ФСИН России. Девиантное поведение несовершеннолетнего осужденного в постпенитенциарный период зависит не только и, пожалуй, не столько от результатов карательно-воспитательного воздействия, сколько от влияния на него факторов постпенитенциарной адаптации. Одни из них способствуют закреплению результатов исправительно-трудового воздействия, другие, наоборот, провоцируют новые преступления [Репецкая, Агильдин 2012: 242].

Между тем процесс постпенитенциарной адаптации несовершеннолетнего осужденного требует правовой регламентации, поскольку его участники - не только бывшие осужденные, но и другие лица, а также разнообразные социальные институты. В то же время законодатель еще не определил конкретные формы включения в общественную жизнь подростка, освободившегося из мест лишения свободы. Оказываясь в неблагоприятной ситуации, гражданин, для которого несколько лет все было определено государственными нормативами, не получив ожидаемой помощи, с учетом его ценностных ориентаций и нравственно-психологических особенностей личности может вновь совершить преступление [Репецкая, Агильдин 2012: 243].

Также при разработке системы мер осуществления постпенитенциарной адаптации учитывается, насколько успешно прошел несовершеннолетний осужденный пенитенциарный период подготовки к освобождению из воспитательной колонии ФСИН России. Такая подготовка осуществляется в последние полгода пребывания несовершеннолетнего осужденного в воспитательной колонии ФСИН России. Она включает в себя перечень мероприятий, которые обеспечат освобожденному подростку условия для осуществления его более или менее успешной постпенитенциарной адаптации в социуме.

На этом этапе администрация воспитательной колонии ФСИН России, где отбывает срок несовершеннолетний осужденный, должна установить, куда после освобождения он направится для постоянного проживания. После этого следует установить контакт с родителями или близкими родственниками, а также с органами внутренних дел (ОМВД) и службами занятости городских и районных администраций, на территории которых собирается проживать осужденный, определить возможности продолжения его обучения в профессиональном образовательном учреждении (НПО, СПО или вечерней/сменной общеобразовательной школе) и/или трудоустройства. Кроме того, администрация пенитенциарного учреждения ФСИН России выявляет, каких документов, необходимых в гражданской жизни, не хватает у освобождаемого осужденного (паспорт, СНИЛС, пенсионное удостоверение, другие документы, касающиеся профессиональной подготовки) и принимает меры к безвозмездному восстановлению утраченных документов.

Однако уже на этапе подготовки к освобождению подростка из воспитательной колонии при осуществлении перечисленных выше мероприятий, реализуемых администрацией воспитательной колонии, возникает ряд проблем, которые могут свести на нет все усилия по осуществлению постпенитенциарной адаптации несовершеннолетнего осужденного, если их не решить именно на этом этапе [Репецкая, Агильдин 2012: 243-244].

Таким образом, уголовное наказание, связанное с реальным лишением свободы, исполнение и отбывание которого происходит с отрывом несовершеннолетнего осужденного от привычной социальной среды, влечет за собой ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей, существенное ограничение выполняемых социальных ролей. Изменяется и личность несовершеннолетнего осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону.

Исполнение уголовного наказания обусловливает необходимость пенитенциарной адаптации несовершеннолетнего осужденного к условиям жизни в воспитательной колонии ФСИН России, что нередко связано с усвоением нравов криминальной среды. После освобождения подростка из мест лишения свободы и возвращения в прежнее социальное окружение адаптационные проблемы возникают даже у тех лиц, кто совершил преступление случайно, под воздействием неблагоприятных социальных обстоятельств.

Итак, прохождение осужденным постпенитенциарной адаптации зависит от

множества социальных, личностных факторов. Одни из них благоприятствуют успешному вхождению подростка-осужденного, освободившегося из мест лишения свободы, в новую или изменившуюся среду, другие, наоборот, этому препятствуют.

Важнейшим личностным фактором, от которого зависит постпенитенциарная адаптация подростка-осужденного, является соотношение между диспозицион-ной структурой личности и социальными ожиданиями среды.

Список литературы

Габараев А.Ш. 2017. Пенитенциарная медиация как инструмент совершенствования уголовно-исполнительной политики Российской Федерации. - Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. № 4. С. 3-5.

Гилева В.Ю. 2015. Организация деятельности службы пробации в зарубежных странах по исполнению альтернативных видов наказаний. - Конференция «Ломоносов 2015». Секция «Правоохранительные органы». М. С. 1-2.

Голодов П.В. 2011. Зарубежный опыт и перспективы создания службы пробации в России: организационно-правовые аспекты. - Вестник института: преступление, наказание, исправление. № 2(14). С. 81-88.

Мокшанов А.Г. 2012. Ограничение гражданских прав актами федеральных органов исполнительной власти (на примере ФСИН России). - Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 4. С. 127-129.

Репецкая А.Л., Агильдин В.В. 2012. Современные проблемы постпенитенциарной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. - Библиотека криминалиста. Научный журнал. М.: Юрлитинформ. С. 240-247.

Фоглесон Т. 2007. Эффективные альтернативы тюремному содержанию в Российской Федерации. Поддержка Министерства юстиции со стороны Европейской комиссии: EC Report on RF penal system (пер. с англ.). Брюссель. С. 24-28.

NESTEROV Artem Yur'evich, Cand.Sci. (Soc.), Senior Lecturer, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy (73 Zemljanoj Val St, Moscow, Russia, 109004; ne7terov@rambler.ru)

SOCIAL SIGNIFICANCE OF THE INSTITUTE OF PROBATION IN RUSSIA: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

Abstract. The article presents a positive practice of the institution of probation of convicts in the post-penitentiary period in the EU countries. Foreign experience testifies to the advisability of creating a special state probation service (for example, the Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia). Its main goal is to promote a successful social adaptation of convicts released from places of deprivation of liberty. The author identifies and analyzes the main problems of minors convicted in the post-penitentiary period. He concludes that the process of adaptation of individual after releasing from criminal punishment in the form of deprivation of liberty to normal conditions, radically different from those outside the penitentiary institution, presents great difficulties.

Keywords: post-penitentiary adaptation of juvenile convicts, probation service, Corrective Services of the FSIN of Russia, main social problems of convicts in post-penitentiary period

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.