Научная статья на тему 'Теоретико-методологические правовые основы социального обеспечения несовершеннолетних осужденных, находящихся в местах лишения свободы'

Теоретико-методологические правовые основы социального обеспечения несовершеннолетних осужденных, находящихся в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1536
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / REGULATIONS / INTERNATIONAL AGREEMENTS / FUNDAMENTAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MINORS / PRISONERS / SOCIAL SECURITY FOR PRISONERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нестеров Артем Юрьевич

В статье анализируются конституционные правовые формы и виды социального обеспечения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Выявлены основные формы социального обеспечения несовершеннолетних осужденных. Автор публикации опирается на основные принципы социального обеспечения, декларируемые в российском законодательстве, и постулат о том, что несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, остаются полноправными гражданами России, т.е. пользуются правами и исполняют обязанности согласно Конституции РФ, и на них, соответственно, распространяется право на социальное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL LEGAL BASIS OF SOCIAL SECURITY OF MINORS-CONVICTS, LOCATED IN CONFINEMENT

The article analyzes the constitutional and legal forms and types of social welfare of juvenile prisoners serving their sentences in prison. The author examines the basic forms of social welfare of juvenile convicts. Basing on the principles of social security, declared in the Russian legislation and the fact that juveniles, convicted to imprisonment are full citizens of Russia, that is, they enjoy the rights and perform duties in accordance with the Constitution, the author concludes that minor convicts must have full right to social security.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические правовые основы социального обеспечения несовершеннолетних осужденных, находящихся в местах лишения свободы»

НЕСТЕРОВ Артем Юрьевич — кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры управления персоналом Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73; ne7terov@rambler.ru)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация. В статье анализируются конституционные правовые формы и виды социального обеспечения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Выявлены основные формы социального обеспечения несовершеннолетних осужденных. Автор публикации опирается на основные принципы социального обеспечения, декларируемые в российском законодательстве, и постулат о том, что несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, остаются полноправными гражданами России, т.е. пользуются правами и исполняют обязанности согласно Конституции РФ, и на них, соответственно, распространяется право на социальное обеспечение.

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, международные соглашения, основные права и свободы несовершеннолетних осужденных, социальное обеспечение осужденных

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России с 1993 г., обусловили повышенное внимание отечественной социологии, социальной педагогики, социальной психологии, юриспруденции к проблемам обеспечения прав человека и гражданина, декларируемых в главе 2 Конституции РФ1. Особое место в общем комплексе правозащитных проблем в нашем обществе занимают вопросы обеспечения прав человека в местах лишения свободы, в частности права на социальное обеспечение несовершеннолетних осужденных.

В России одной из наиболее уязвимых групп населения являются подростки из неблагополучных семей, воспитанники интернатных учреждений (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), подростки, отбывающие наказание в местах лишения свободы (воспитательных колониях, воспитательных центрах ФСИН России). Организация социальной работы в этих пенитенциарных учреждениях является труднейшей задачей для специалистов по социальной работе.

В абсолютном большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель -это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:

1) постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т.д.);

2) следование отрицательным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, участие в азартных играх;

3) бродяжничество, систематические побеги из дома, интернатных учреждений и детских домов;

1 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

4) ранние половые связи, половая распущенность;

5) систематическое проявление, в т.ч. и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения;

6) виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;

7) культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;

8) привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

Личность несовершеннолетнего правонарушителя - это совокупность социально-демографических, нравственных и правовых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, совершившее преступление [Орехов 1985: 110-111].

Уголовное наказание в виде лишения свободы представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающую существенное влияние на правовой статус определенной категории граждан РФ. Правовое положение несовершеннолетних осужденных регламентируется уголовно -исполнительным законодательством (УИК РФ) 1, согласно которому они не теряют гражданство РФ и, соответственно, основные права гражданина, гарантированные Конституцией России2. Данный принцип уголовно-исполнительного законодательства РФ базируется на положении ст. 21 Конституции РФ о том, что «общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность», а также на международно-правовых актах и конвенциях3.

Так, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными предлагается считать несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, не исключенными из общества, а остающимися его членами. «Следует принимать меры для того, чтобы несовершеннолетние заключенные могли сохранять максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот»4.

В соответствии с демократическими преобразованиями в России и международными стандартами исходной позицией нынешнего российского законодательства является сохранение за лицами, лишенными свободы, субъективных гражданских прав, представляющих собой одну из важнейших составляющих конституционных прав и свобод гражданина и человека.

Имеющиеся у несовершеннолетних граждан права и свободы важны для них в той мере, в какой они служат удовлетворению их реально существующих потребностей. Только они определяют выбор человеком формы своего поведения, являясь исходным пунктом и движущим фактором любой человеческой деятельности.

В контексте рассматриваемой проблемы речь идет о потребности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и воспитательных центрах ФСИН России, в социальном

1 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ. Доступ: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ Ьа№_Ш40/

2 См.: Конституция РФ. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

3 Конвенция ООН «О правах ребенка» (ратифицирована СССР в 1990 г.). Принята резолюцией 44/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989. Вступила в силу 02.09.1990. М.: Институт «Открытое общество». 2001. 44 с.

4 См.: Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы («Гаванские правила», 1990); Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»). Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.

обеспечении. Такая потребность имеет естественный характер, т.к. это право относится ко всему населению и сопровождает каждого человека в течение всей его жизни.

В связи с этим необходимо отметить, что российское законодательство под правом на социальное обеспечение понимает гарантированную ст. 39 Конституции РФ возможность граждан законным путем удовлетворять свои социальные потребности. Другими словами, это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс социальных экономических мер, проводимых государством, по предоставлению гражданам различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда, на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством [Нестеров: 2016: 117-118].

До недавнего времени право на социальное обеспечение распространялось на несовершеннолетних осужденных в ограниченном объеме. В настоящее время право на социальное обеспечение несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, законодательно закреплено в ч. 7 ст. 12 УИК РФ1. Конкретизируется это положение ст. 98 уИК РФ, которая впервые закрепляет принцип обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Несовершеннолетние осужденные, работающие в воспитательных колониях ФСИН России, уравниваются в праве на социальное страхование со всеми иными категориями граждан РФ, участвующих в труде и подлежащих этому виду страхования.

Согласно ч. 3 ст. 98 уИК РФ, осужденные на общих основаниях имеют право на получение пенсий и социальных пособий (осужденные, имеющие инвалидность детства, при потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ) 2.

Соответственно, несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости (мужчины - по достижении 60 лет, женщины - 55 лет), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, а несовершеннолетние осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам. Необходимо отметить, что в отношении несовершеннолетних осужденных, отбывающих лишение свободы в пенитенциарных учреждениях России, действует обязательное медицинское страхование. В комментируемой статье отмечено, что выплата пенсий несовершеннолетним осужденным по инвалидности детства должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти - отделением УПФ РФ по месту нахождения воспитательной колонии ФСИН России путем перечисления пенсий и иных социальных выплат на лицевые счета несовершеннолетних осужденных. Из пенсий и иных выплат несовершеннолетних осужденных производится удержание по исполнительным документам3.

В то же время законодатель закрепляет такое важное положение, как право на возмещение ущерба несовершеннолетним осужденным в случае утраты ими трудоспособности, наступившей по вине администрации в период отбывания наказания. Причем это право должно быть реализовано сразу по факту наступления,

1 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ. Доступ: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_12940/

2 Там же.

3 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ. Ст. 107. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

а не после освобождения, как это имело место по ранее действовавшему ВТК СССР. Возмещение ущерба должно производиться на основании решения суда по соответствующему иску несовершеннолетнего осужденного к администрации ВК/ВЦ ФСИН России или предприятия, на котором он работал.

Каково же социально-правовое назначение права на социальное обеспечение?

Во-первых, в условиях, когда заново формируется российская государственная система социального обеспечения, его нормы служат как бы индикатором социальной политики государства. Они должны быстро реагировать на все изменения, происходящие в социально-экономическом развитии российского общества. Применительно к несовершеннолетним осужденным право на социальное обеспечение характеризует не только социальную, но и уголовно-исполнительную политику Российского государства, наглядно подтверждает ее приверженность основополагающим принципам демократизма, гуманизма и равенства всех граждан перед законом.

Во-вторых, с возрождением государственности России объективно связан и процесс формирования российской государственной системы социальной защиты граждан. Поэтому реализация права на социальное обеспечение является наглядным показателем эффективности созданной для этого организационной структуры, ее способности гарантировать право каждого человека, проживающего на территории России, на социальное обеспечение не ниже того уровня, который закреплен в международных актах.

Необходимо отметить, что в силу имеющихся экономических трудностей, наиболее сильно сказывающихся в местах лишения свободы, реализация права на социальное обеспечение не менее важна, чем его выражение в уголовно-исполнительной политике и закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве и праве. Именно создание системы социального обеспечения несовершеннолетних осужденных в единстве ее политических, правовых, организационных и ресурсных элементов свидетельствует о решимости государства не на словах, а на деле обеспечить это важнейшее право человека и гражданина в условиях его изоляции.

В-третьих, реализация права на социальное обеспечение является реальным свидетельством того, что Россия выполняет взятые на себя обязательства в области социальной защиты населения, в т.ч. несовершеннолетних осужденных. Напомним, международное сообщество в этой сфере социально-правовых гарантий исходит из того, что признание государством достоинства и равных неотъемлемых прав человека и гражданина является основой свободы и справедливости и они должны охраняться властью закона.

Цели, непосредственно стоящие перед институтом социального обеспечения, в разные исторические периоды страны менялись в зависимости от ряда социальных факторов. Так, в первых декретах советской власти по социальному обеспечению были провозглашены цели обеспечения при всех случаях нетрудоспособности, а сам институт социального обеспечения закреплялся как система обеспечения нетрудоспособных граждан обществом и за счет общества. Социальное обеспечение в настоящее время выражается в поддержке социально незащищенных слоев населения путем предоставления денежных выплат гражданам во всех случаях нетрудоспособности и оказания им социальных услуг в целях обеспечения их прожиточного минимума.

Указанные цели стоят и перед социальным обеспечением несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы. На протяжении длительного периода времени в теории исправительно-трудового права существовала точка зрения, что в содержание уголовного наказания в виде лишения свободы входят

ограничения в трудовых (непредставление отпуска и др.) и пенсионных правах. Вытекающие из факта отбывания наказания в виде лишения свободы ограничения права несовершеннолетних осужденных на социальное обеспечение являлись результатом особого правового положения данной категории лиц. На несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, не распространялось государственное страхование, им не назначались пенсии, а уже назначенные пенсии не выплачивались [Нестеров 2016: 118-120].

Неприменение к несовершеннолетним осужденным принципа государственного социального страхования обусловливалось в значительной степени тем обстоятельством, что у осужденного к лишению свободы в период отбывания наказания не проявлялось большинство проблем, которые могли возникнуть у заболевшего или потерявшего временно трудоспособность рабочего или служащего. Однако практика деятельности ВТК УИС показывала, что существующее положение в этом вопросе в старом законодательстве РФ в ряде случаев не могло быть признано безупречным. Следует отметить, например, что установление отдельным категориям несовершеннолетних осужденных, находящихся на излечении или временно нетрудоспособным (в связи с трудовыми травмами, профессиональными заболеваниями и другими обстоятельствами), определенных выплат денежных сумм, которые они могли бы использовать на приобретение дополнительных продуктов питания и предметов первой необходимости в магазинах пенитенциарных учреждений ФСИН России, несомненно, сыграло бы положительную роль в стимулировании их трудовой активности, в обеспечении режима в местах лишения свободы, в более успешном исправительном воздействии на несовершеннолетних осужденных, а также в предупреждении совершения ими новых преступлений и более успешной социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в постпенитенциарный период. Изменения политико-правовой доктрины прав человека в целом и реализация их в условиях изоляции от общества обусловили, в частности, пересмотр взглядов на содержание лишения свободы. Оно стало трактоваться как совокупность пра-воограничений, выражающих изоляцию от общества и заключающихся в ограничении свободы передвижения и выбора места жительства [Нестеров 2016: 121].

Ограничения в области социального обеспечения несовершеннолетних осужденных, как было признано, не связаны с содержанием лишения свободы. Вследствие изменения теоретических основ изменились и экономико-правовые решения в этой сфере. В ст. 43 УК РФ1 было закреплено определение лишения свободы как «меры государственного принуждения, назначаемой по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающейся в лишении или ограничении прав и свобод этого лица». Исходя из содержания лишения свободы как изоляции несовершеннолетнего осужденного от общества, в нормах УИК РФ четко закреплен подход об исчерпывающем определении правоограничений, составляющих изоляцию от общества. Статья 10 УИК РФ определяет, что несовершеннолетний осужденный гражданин РФ независимо от совершенного им преступления и вида назначенного наказания не теряет своего гражданства и правового статуса гражданина2.

Ограничения его прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законодательством. Это исключает возможность установления ограничений в праве на социальное обеспечение законодательными актами субъектов РФ,

1 Уголовный кодекс РФ. Принят Федеральным законом РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3. Доступ: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/

2 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ. Доступ: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_12940/

ведомственными нормативными актами и субъективным усмотрением должностных лиц. В нормах же федерального законодательства ограничений в праве на социальное обеспечение осужденных нет.

Таким образом, можно констатировать, что общая цель социального обеспечения на современном этапе стоит и перед социальным обеспечением несовершеннолетних осужденных. Однако при исполнении уголовных наказаний, в т.ч. в форме лишения свободы, социальное обеспечение призвано не только обеспечить прожиточный минимум социально незащищенных групп осужденных, но и достичь при этом определенных воспитательных целей.

Этому служит, во-первых, сам факт отношения общества к преступникам, в частности, это относится к распространению на несовершеннолетних осужденных основных видов социального обеспечения граждан. Во-вторых, это дополнение общих для всех граждан видов социального обеспечения специфичными - только для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Их применение призвано не просто обеспечить необходимый прожиточный минимум, но и удержать осужденного от совершения новых преступлений. Например, материально-бытовое обеспечение несовершеннолетних осужденных при освобождении от отбывания наказания в соответствии со ст. 182 УИК РФ предусматривает право несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, на трудовое и бытовое устройство, а также на получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами.

Оказание освобождаемым из мест лишения свободы различной социальной помощи, согласно законодательству, имеет цель облегчить их социальную адаптацию в постпенитенциарный период, т.к. бытовая и трудовая неустроенность и бесперспективность толкают многих освобожденных на новые преступления. В настоящее время Конституция РФ (1993) зафиксировала фактически сложившуюся государственную систему социального обеспечения граждан. Ее необходимо рассматривать как состоящую из различных видов обеспечения всех категорий граждан, включая несовершеннолетних, осужденных к реальному лишению свободы.

При этом в перспективе размер обеспечения должен полностью гарантировать удовлетворение потребностей граждан на соответствующем этапе развития современного российского общества.

Рассматривая вопросы социально-правового назначения и понятия социального обеспечения, нельзя не коснуться и принципов, которые отражают наиболее существенные черты данного института. Такими принципами признаны: 1) всеобщий характер социального обеспечения; 2) обеспечение за счет государственных и общественных средств; 3) справедливое распределение материальных благ и услуг; 4) осуществление обеспечения самими гражданами через органы государства и общественные организации.

Сущность этих принципов заключается в том, что, во-первых, социальное обеспечение должно распространяться на всех граждан без ограничений и исключений; во-вторых, оно должно предоставляться во всех случаях потери трудоспособности и утраты заработка; в-третьих, всякая социальная помощь нетрудоспособным предоставляется только бесплатно; в-четвертых, размеры социального обеспечения должны гарантировать определенный уровень удовлетворения основных потребностей; в-пятых, право на социальное обеспечение должно охраняться соответствующими государственными органами и организациями.

Исходя из основных принципов социального обеспечения и того факта, что несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, остаются полноправными гражданами России, т.е. пользуются правами и исполняют обязанности

согласно Конституции РФ, на них, соответственно, распространяется право на социальное обеспечение. Оно частично устанавливается общегражданским законодательством и более целенаправленно - уголовно-исполнительным. Так, УИК РФ (ч. 7 ст. 12, ст. 98) гарантирует каждому несовершеннолетнему осужденному право на социальное обеспечение, в т.ч. на получение пенсий и социальных пособий на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ1.

Применительно к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, право на социальное обеспечение представляет собой систему различных денежных выплат и оказания социальных услуг, предоставляемых на основе норм уголовно-исполнительного, пенсионного, трудового и иного законодательства РФ.

Список литературы:

Нестеров А.Ю. 2016. Реализация конституционных прав и гарантий несовершеннолетних осужденных в пенитенциарных учреждениях ФСИН России (теория и практика). - Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей международной научно-практической конференции. г. Уфа, 1 апреля 2016 г. Уфа: НИЦ «Аэтерна». С. 117-124.

Орехов В.В. 1985. Социология в науке уголовного права. Л.

NESTEROV Artyom Yur'evich, Cand.Sci.(Soc.), Senior Lecturer of the Chair of Personnel Management, Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovskiy (73 Zemlyanoi Val St, Moscow, Russia, 109004; ne7terov@rambler.ru)

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL LEGAL BASIS OF SOCIAL SECURITY OF MINORS-CONVICTS, LOCATED IN CONFINEMENT

Abstract. The article analyzes the constitutional and legal forms and types of social welfare of juvenile prisoners serving their sentences in prison. The author examines the basic forms of social welfare of juvenile convicts. Basing on the principles of social security, declared in the Russian legislation and the fact that juveniles, convicted to imprisonment are full citizens of Russia, that is, they enjoy the rights and perform duties in accordance with the Constitution, the author concludes that minor convicts must have full right to social security.

keywords: regulations, international agreements, fundamental rights and freedoms of minors, prisoners, social security for prisoners

1 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.