УДК 343.8 ББК 67.409.13 Г15
I.U. GALITSKOVA
REALIZATION OF CONVICTS’ RIGHTS IN TERMS OF EDUCATIONAL COLONY
Annotation: the article opens up the content of providing mechanism of realization of civil rights of juveniles sentenced to deprivation of liberty, and also determines the main means of penitentiary character, necessary to provide the realization of civil rights of convicts.
Keywords: civil rights, minor, sentenced to deprivation of liberty, means.
ИРИНА ЮРЬЕВНА ГАЛИЦКОВА
адъюнкт кафедры гражданского права и процесса (Академия ФСИН России) E-mail:irishjoy@,yandex.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ
Аннотация: в статье раскрывается содержание механизма обеспечения реализации гражданских прав несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, а также определяются основные средства уголовно-исполнительного характера, необходимые для обеспечения реализации гражданских прав несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.
Ключевые слова: гражданские права; несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы;
уголовно-исполнительные средства.
Базисной, направленной на обеспечение гражданских прав несовершеннолетних осужденных является норма, закрепленная в ч. 2 ст. 10 УИК РФ: «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации».
Данное общее положение конкретизируется относительно основных гражданских прав, указанных в ст. 12 УИК РФ «Основные права осужденных». Среди них: право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию; право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий.
Согласно ч. 4. ст. 12 УИК РФ осужденный вправе по своему усмотрению обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, суд, прокуратуру, к Уполномоченному по правам человека в РФ, в органы местного самоуправления, общественные объединения и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Осужденные имеют право обращаться в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания. Это органы уголовно-исполнительной системы, которые рассматривают предложения, заявления и жалобы осужденных к лишению свободы. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб осужденных осуществляется на основе действующего законодательства, а также норм Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами и в иные органы государственной власти - Президенту России, в Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и Правительство РФ.
Отсутствие физической возможности реализации гражданских прав в условиях изоляции вызвало вопрос об урегулировании указанной проблемы. Данный вопрос нашел свое разрешение в Инструкции о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы, утвержденной приказом МВД СССР от 15 апреля 1974 г. № 111. Это определило механизм обеспечения реализации гражданских прав несовершеннолетнихосужденных
ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2
Согласно указанному нормативному акту доверенности, удостоверенные начальником места лишения свободы, приравниваются к нотариально заверенным документам.
Начальник места лишения свободы удостоверяет доверенности лишь лиц, достигших 18-летнего возраста. В тех случаях, когда лица в соответствии с действующим законодательством вступили в зарегистрированный брак до достижения 18-летнего возраста, их доверенности также могут быть удостоверены.
Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет вправе самостоятельно выдавать доверенности только на распоряжение своим заработком, стипендией либо на осуществление своих авторских или изобретательских прав. Доверенности на совершение иных действий могут выдаваться указанными лицами с согласия их родителей, усыновителей или попечителя, о чем должно быть указано в данном документе.
Доверенности от имени несовершеннолетних, не достигших 15 лет, могут выдаваться лишь их законными представителями: родителями, усыновителями или опекунами.
При удостоверениидоверенности начальник места лишения свободы устанавливает личность, проверяет возраст лица, выдавшего документ, в порядке, предусмотренном для этих учреждений (по личному делу и пр.). Установление личности выдавшего доверенность необходимо для того, чтобы убедиться, то ли лицо подписывает доверенность, от имени которого она составлена.
Он должен также соблюдать тайну удостоверяемых доверенностей. Начальник места лишения свободы, а также лица, которым о совершенных доверенностях стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей, виновные в нарушении тайны удостоверяемых доверенностей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Справки о наличии доверенности или о ее содержании выдаются только лицам, в ней указанным, а также по требованию суда, прокуратуры, органов следствия и дознания в связи с нахождением в их производстве уголовных или гражданских дел.
Начальник места лишения свободы оказывает содействие лицам, находящимся в местах лишения свободы и желающим удостоверить доверенность. В этих целях он, в частности, разъясняет им их права и обязанности; предупреждает о последствиях, возникающих в связи с удостоверениемдоверенности; разъясняет
порядок изменения, отмены доверенности; в необходимых случаях по просьбе лиц, находящихся в местах лишения свободы, начальник места лишения свободы составляет проект доверенности.
Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются по их устному заявлению.
Не удостоверяютдоверенности лиц, находящихся в момент составления доверенности в таком состоянии, когда они не могут понимать значения своих действий или руководить ими (например, лиц, находящихся в бредовом или бессознательном состоянии).
Отказ в удостоверениидоверенности по причине душевной болезни или слабоумия лица, желающего удостоверить доверенность, возможен лишь после вступления в законную силу решения суда о признании этого лица недееспособным. Если начальнику места лишения свободы известно, что обратившееся к нему лицо решением суда, вступившим в законную силу, признано ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, он отказывает ему в удостоверении доверенности на распоряжение имуществом. Она может быть удостоверена лишь с согласия его попечителя.
За исключением приведенных случаев, удостоверение доверенности является обязанностью начальника исправительного учреждения.
Доверенность может быть составлена: на общее управление имуществом, продажу дома, получение заработной платы, получение свидетельства о праве на наследство.
В тексте доверенности должны быть указаны место и дата ее совершения (подписания), фамилия, имя, отчество и место жительства лица, который выдает доверенность. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, является недействительной. Срок действия доверенности устанавливается лицом, ее выдавшим, по его усмотрению, но не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность на получение пенсии может быть удостоверена не более чем на 3 месяца. Срок ее действия указывается прописью.
В доверенности должны быть точно определены полномочия лица, на имя которого она выдается. При выдаче доверенности, например на продажу жилого дома, должно быть указано, что лицо, выдавшее этот документ, уполно-
мочивает лицо, на имя которого выдана доверенность, продать принадлежащий ему жилой дом за цену и на условиях по своему усмотрению. Лицо, выдавшее доверенность, вправе указать в ней, кому, за какую цену и на каких условиях должен быть продан принадлежащий ему дом лицом, на имя которого выдана доверенность. После подписи доверенности лицом, выдавшим ее, начальник места лишения свободы должен удостоверить документ.
В УИК РФ содержатся нормы, обеспечивающие реализацию гражданских прав осужденных, регламентирующие осуществление контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 19-24).
Из числа субъектов органов государственной власти наибольший научный и практический интерес вызывает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации. Такой интерес обусловлен по крайней мере, тремя основными причинами: 1) новизна данных институтов (должность У пол-номоченного по правам человека в Российской Федерации введена Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченномпо правам человека в Российской Федерации»1 (далее - Закон), должности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в настоящее время введены не во всех регионах); 2) наличие различной законодательной практики в субъектах Российской Федерации; 3) особый статус Уполномоченного по правам человека в РФ: «Уполномоченный при осуществлении своих полно мо-чий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам» (ч. 1 ст. 2 Закона).
Уполномоченный защищает права и законные интересы лиц, подпадающих под сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, а именно осужденных. Данная деятельность осуществляется путем контроля за учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, а также совершенствования уголовноисполнительного законодательства и практики его применения.
Уполномоченный акцентирует внимание компетентных органов на нарушениях прав осужденных в местах лишения свободы, просит разобраться в каждом отдельном случае и устранить их.
Контроль за нарушениями выражается в следующих формах: в процессе рассмотрения обращений и жалоб осужденных, посещения ис-
правительных учреждений, при личном приеме, анализе пенитенциарного законодательства.
Согласно ст. 19 Закона жалобы, адресованные Уполномоченномулицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией не подлежат и направляются ему в течение 24 часов.
Закон не конкретизирует лицо, обладающее правом обращения к Уполномоченному. Следовательно, подать жалобу могут не только лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, но и их родственники, общественные организации и т. п.
Лица, обращающиеся в службу Уполномоченного, освобождаются от уплаты государственной пошлины (ст. 18 Закона). Данная норма имеет важное значение, поскольку расширяет возможность доступа малообеспеченных осужденных, к которым, безусловно, в первую очередь относятся несовершеннолетние.
В соответствии со ст. 27 указанного Закона Уполномоченный обязан направить должностным лицам учреждений и органов, исполняющих наказания, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав. Заключение омбудсмена - это рекомендательный акт, однако он имеет юридические последствия. Так, согласно ст. 35 Закона должностные лица учреждений и органов, исполняющих наказания, получившие заключение Уполномоченного, обязаны в месячный срок рассмотреть его и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе: направлять должностным лицам учреждений и органов, исполняющих наказания, свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, способствующие устранению недостатков в работе персонала и ее совершенствованию. Он может обратиться к субъектам права законодательной инициативы с ходатайством об изменении или дополнении закона, нарушающего права лиц указанной категории.
Согласно ст. 32 указанного Закона в случае грубого или массового нарушения прав лиц, от-
/ЭвМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2
бывающих наказания в местах лишения свободы, Уполномоченный вправе выступить с докладом на заседании Государственной Думы Федерального Собрания.
Уголовно-исполнительное законодательство содержит норму, согласно которой суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и организаций, исполняющих наказания (ч. 2 ст. 20 УИК РФ). Это является одной из гарантий реализации гражданских прав несовершеннолетних осужденных.
В заключение следует отметить, что разрыв между наличием гражданских прав у несовершеннолетних осужденных и практикой реализации законодательныхустановлений недопустим. Это чревато нестабильностью обстановки в местах лишения свободы, недоверием со стороны лиц, находящихся в них, к законодательной и исполнительной властям, администрации исправительных учреждений, в конечном счете пре-
пятствием в достижении одной из основных целей наказания - исправления осужденных. В данной ситуации повышается роль контрольных функций государства, усиление контроля за обеспечением практической реализации рассматриваемых прав и интересов осужденных со стороны судебных, правоохранительных органов, управомоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектов, общественных объединений, других государственных структур и должностных лиц, наделенных в соответствии с законодательствомтаким правом. В этом направлении требует своего совершенствования система обеспечения реализации норм уголовно-исполнительного законодательства.
На основании изложенного можно сделать однозначный вывод о том, что необходимо повышение уровня контроля за созданием условий для реализации лицами, отбывающими лишение свободы, их прав.
1 См.: Собрание законодательстваРоссийскойФедерации. 1997. N° 9. Ст. 1011.
-------------- ' ■—..............................—