ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 069.1:316.77-056.24
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРАКТИК В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
А. А. Кашицын
Научный руководитель — М. Н. Чистанов, доктор философских наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Статья посвящена рассмотрению музея как агента социальной инклюзии, его роли и возможностей в распространении идей инклюзии. Обозначены миссия современных музеев и важность создания в них доступной среды для людей с инвалидностью. Представлен обзор инклюзивных практик в музейном пространстве, описаны результаты эмпирического исследования, проведенного среди посетителей и сотрудников музея. Обращается внимание на барьеры инклюзии в современном музее и пути их решения.
Ключевые слова: инвалиды, социальная инклюзия, агенты инклюзии, доступная среда, музей, миссия музея, инклюзивные практики, проект, барьеры инклюзии.
Социальная инклюзия в настоящее время является одним из приоритетных направлений государственной политики. Идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. На юридическом уровне эта идея закреплена в Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 г., которая ратифицирована нашей страной в 2012 г.
Инклюзия активно исследуется в работах таких авторов, как С. В. Алёхина, В. К. Антонова, М. С. Астоянц, Ю. А. Афонькина, И. Григорьева, Т. В. Егорова, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.
Понятие инклюзии достаточно известно в нашей стране, поскольку в первоначальном виде оно использовалось применимо к процессу обучения детей с особыми потребностями в массовых школах. Позже инклюзия приобрела более широкий контекст. Исследователь В. Ярская характеризует социальную инклюзию как «демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определённому действию или культурному процессу» и отмечает, что социальная инклюзия в настоящее время используется применимо ко всем категориям граждан, имеющим особые потребности - пожилым людям, молодежи, этническим меньшинствам [12, с. 41].
По словам Е. Ярской-Смирновой, инклюзия становится новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни. Она предполагает преодоление дискриминации по здоровью, полу, возрасту, этничности и иным признакам [2, с. 10].
По мнению Л. А. Солдатовой, в социальном аспекте понятие инклюзии следует толковать, как «включённость личности, социальной или этнической группы в существующую систему общественных отношений» [3, с. 102]. Исследователь понимает социальную инклюзию как совокупность регулирующих мероприятий и самоорганизацию общества, которая направлена на увеличение степени активного участия в жизни общества индивидов или иных групп с учётом их демократических, демографических, экономических, политических или культурных характеристик. Значимость обеспечения социальной инклюзии позволяет эффективнее включать в общественные процессы различные социальные группы и направлять их потенциал на позитивные преобразования в целях гармоничного развития общества [3, с. 102].
По словам С. В. Алёхиной, инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, позволяющих каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни [4, с. 12].
А. С. Юлдасова подчёркивает, что инклюзия предусматривает для человека с особыми потребностями неограниченное участие во всех социальных процессах и свободу выбора его меры, способов и форм, на всех ступенях образования, на работе, в досуговой деятельности и при реализации различных социальных ролей и функций [5, с. 15].
П. В. Романов и В. В. Яковлева полагают, что инклюзия может пониматься как описание повседневных практик и выражаться в профессиональных компетенциях сотрудников при социальном обслуживании, а также повседневном взаимодействии с обществом [6, с. 98]. Все исследователи, занимающиеся проблемами инклюзии, отмечают, что социальная инклюзия - это процесс преодоления социального исключения, который может быть реализован только в той социальной среде, которая готова к принятию этой идеи.
В нашем исследовании объектом инклюзии являются люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В настоящее время в России реализуются государственные программы, направленные на внедрение принципов поддержки людей с ОВЗ. Одной из наиболее масштабных является программа «Доступная среда» (20112020 годы), цель которой заключается в том, чтобы создать «правовые, экономические и институциональные условия, которые бы способствовали интеграции инвалидов в общество и повышали бы уровень их жизни» [7]. В этой программе обозначена задача обеспечения равного доступа инвалидам и иным маломобильным группам
населения к значимым для них объектам и услугам, в частности, реабилитационным и абилитационным услугам, профессиональному развитию и трудоустройству.
Целью нашего исследования является выявление потенциала Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова г. Абакана в реализации идей инклюзии с точки зрения безбарьерной среды, которая включает оценку трех компонентов: 1) доступность архитектурной среды для всех категорий инвалидов, 2) доступность мероприятий и программ, 3) отсутствие отношенческих барьеров при работе сотрудников музея с инвалидами.
Социальная роль музеев в обществе достаточно высока. Это подтверждается увеличением количества музеев во всем мире и повышением к ним общественного интереса. «Музейный бум» стал неоспоримым фактом современной культуры. В настоящее время музеи больше не являются закрытым академическим институтом, а представлены гостеприимным, привлекательным публичным пространством, где используются самые актуальные направления, формы и методы работы с аудиторией. Миссия современного музея - это работа с посетителем и ориентация на посетителя, потому в работу музеев активно внедряются такие современные формы работы, как интерактивность и анимация. Музей выступает агентом социальной инклюзии и способствует процессу активного включения в социальную жизнь всех категорий граждан, независимо от их физических или ментальных особенностей. В качестве агента социальной инклюзии в последнее время музей рассматривается в работах таких исследователей, как Н. Б. Акоева, Н. Г. Денисов, А. П. Архипова, С. В. Ашаева, В. В. Булгакова, И. Н. Донина, Е. Ю. Кашникова, Е. В. Медведева, Д. А. Прокудин, А. А. Шевлягин и др.
А. А. Биксалеев отмечает, что в деятельности современного музея внимание перемещается в сторону активного взаимодействия и исследования целевой аудитории. Главный смысл работы музея - интерес к посетителю, который считается основной фигурой музейной коммуникации [8, с. 236].
А. А. Шевлягин полагает, что музейный досуг является связующей нитью между разными группами населения, а значит, и между разными культурами. Инклюзия в музее происходит также посредством преодоления культурным учреждением психологических барьеров со стороны сотрудников по отношению к посетителю, который отличается от остальных в представлении среднестатистического человека, создания доступных условий для посещения, включающих адаптацию и разработку программ, информирование потенциальных посетителей о существующих возможностях через всесторонние каналы связи [9, с. 45].
Н. Б. Акоева полагает, что музей способен внести вклад в социализацию и адаптацию людей, имеющих психические нарушения, глухоту, слепоту. Он является посредником между человеком и культурной средой, своими средствами он транслирует культурные нормы и традиции, включая инвалидов в историко-культурный процесс [10, с. 10]. Таким образом, музейные практики способствуют культурной интеграции инвалидов.
И. Н. Донина отмечает, что именно музей в своём современном виде способен внести особый вклад в процесс реабилитации и социальной адаптации людей с ОВЗ. Практика музеев мира, на протяжении многих лет работающих с особенной аудиторией, является доказательством этому. Исследователь полагает, что музей как агент социальной инклюзии призван не только обеспечить людям с ОВЗ доступ к своему культурному полю, но и создать условия для их самореализации, а также предоставить возможность неформального общения, расширения кругозора, обмена впечатлениями, привлечь их к активному образу жизни» [11, с. 6].
В современных музеях существуют специальные программы, которые направлены на работу с миноритарными группами, в частности, с инвалидами. Также музеи стимулируют социальные изменения для того, чтобы преодолеть существующие в обществе негативные стереотипы, касающиеся людей с ОВЗ.
В настоящее время в музее используется проектная деятельность, которая характеризуется большим размахом и демонстрирует значительную эффективность в решении задач по обеспечению досуга людей с ОВЗ относительно традиционных форм. Проект - это, как правило, яркое мероприятие в музее, обеспечивающее больший общественный интерес и реализующееся в достаточно сжатые сроки по сравнению с долгосрочными программами. Т. Б. Царёва подчёркивает, что проектная деятельность решает ряд задач: «учит умению самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы с привлечением для этого всех необходимых знаний, добиваться результата. Таким образом, проектная деятельность становится и путём познания, и способом организации познания, и результатирующей константой» [12, с. 11].
А. В. Зайцева пишет о том, что участие людей с ОВЗ в культурно-образовательной жизни музея возможно условно подразделить на два типа по характеру проводимых мероприятий: 1 тип - социально ориентированные акции, специализированные музейно-педагогические проекты и программы, которые носят событийный характер; 2 тип - самостоятельная встреча человека, имеющего ОВЗ, с музейным пространством при наличии созданных для этого условий [13, с. 48].
Безбарьерная музейная среда основана на трёх видах доступности: 1) доступность физическая (инфраструктурная) для людей с ОВЗ, 2) доступность программ и услуг, наличие специальных программ для различных категорий людей, 3) безбарьерная отношенческая среда, психологический комфорт, который обусловлен положительным отношением к людям с ОВЗ со стороны посетителей и сотрудников музея, которые должны быть психологически и методически подготовлены к работе с инвалидами.
В отечественных музейных практиках идеи инклюзии реализуются в программе «Доступная среда», в рамках которой, начиная с 2017 года, в российских музеях проводится проект «День инклюзии».
Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова г. Абакана вошёл в тройку лидеров в грантовом конкурсе проекта «Инклюзивный музей». Регулярно в музее проводятся инклюзивные мероприятия «Музей для всех! День Инклюзии» (2 декабря 2017 и 2018 гг.). Инклюзивное мероприятие, посвящённое детям с синдромом Дауна, было проведено в музее 21 марта 2019 года. Одним из последних инклюзивных мероприятий, проведённых в музее Л. Р. Кызласова, следует назвать семейный инклюзивный фестиваль «ЛюдиКакЛю-ди», проведённый 2 апреля 2019 года, который был приурочен к Всемирному дню распространения информации об аутизме, учреждённому ООН.
Музей на сегодняшний день является тем местом в городе, где осуществляется межкультурное взаимодействие, а также ценностный и информационный обмен между самыми различными представителями общества: между людьми разных возрастов, этносов, конфессиональных и профессиональных принадлежностей. Музей имеет широкий круг социальных партнёров и способен транслировать идеи инклюзии, а также привлекать внимание к проблемам создания инклюзивной среды. Музей уделяет внимание интеграции детей с особыми потребностями в общество, сотрудничает с другими организациями и фондами, в частности, благотворительный фонд «Кристалл» является постоянным партнёром музея при организации инклюзивных мероприятий. Такое взаимодействие позволяет найти дополнительное финансирование для организации новых проектов и идей, а также привлечь специалистов по работе с категорией детей с ОВЗ за пределами самого музея.
С целью выявления потенциала музея при осуществлении инклюзивных проектов нами было проведено эмпирическое исследование. В качестве респондентов выступили две группы людей: 1) посетители Дня инклюзии (общее количество - 105 человек: люди с ОВЗ и нормой здоровья. Возраст - от 11 до 53 лет. 76 человек - женского пола, 29 человек - мужчины); 2) сотрудники Хакасского национального краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова (общее количество - 28 человек. Возраст - от 27 до 48 лет. 23 сотрудника - женского пола, 5 сотрудников - мужского).
Было выявлено, что 61 % посетителей музея удовлетворены доступностью архитектурной среды, не удовлетворены 33 %, затруднились с ответом 6 %. Оценивая безбарьерную среду в музее, респонденты указали следующие причины неудовлетворённости ею: отсутствие указателей на стенах музея для быстрого и беспрепятственного перемещения как инвалидов-колясочников, так и людей, имеющих проблемы со зрением, сложности при подъёме на этажи, отсутствие специальных туалетов для людей с ОВЗ. Можно сделать вывод о частично доступной архитектурной среде в музее.
При оценке посетителями количества и качества мероприятий в музейном пространстве 81 % из них оказались довольны количеством представленных мероприятий на Дне инклюзии - их разнообразием и формами проведения. Частично довольны - 12 %. Не довольны проводимыми мероприятиями 3 % из числа опрошенных. Затруднились ответить 4 %. Содержательная сторона инклюзивных мероприятий в музее представлена достаточно полно: экскурсии, квесты, мастер-классы, выступления ансамблей и др., то есть включает в себя разнообразие познавательных и досуговых форм работы, на основании чего можно говорить о доступности инклюзивной развивающей среды в музее.
При оценке готовности сотрудников музея работать с людьми с ОВЗ было выявлено, что половина опрошенных респондентов испытывает сложности при взаимодействии с людьми, имеющими нарушения здоровья (50 %). Не испытывают затруднений при общении с людьми с ОВЗ 28 % опрошенных. Затруднялись ответить на этот вопрос 22 %. Таким образом, очевидно, что половина опрошенных сотрудников испытывает проблемы при взаимодействии с людьми с ОВЗ.
Из числа опрошенных сотрудников 33 % относятся к людям с ОВЗ с желанием помочь, 21 % относятся с интересом, столько же - как к обычным людям. С равнодушием относятся к инвалидам 18 %. Затрудняются ответить на вопрос 7 % опрошенных.
По мнению сотрудников музея, готовность коллектива музея к реализации инклюзии оценивается по преимуществу как низкая - так считают 40 % опрошенных. Готовность музейных сотрудников к работе с людьми, имеющими ограниченное здоровье, оценивают как высокую 35 % сотрудников музея. Затрудняются ответить на этот вопрос 25 % опрошенных. Полученные данные свидетельствуют о существовании отношенческих барьеров у сотрудников музея при взаимодействии с инвалидами, о различиях в установках по отношению к людям ОВЗ, о противоречиях в работе коллектива музея.
Таким образом, музей им. Л. Р. Кызласова обладает возможностями принимать посетителей с ОВЗ, но, как показало исследование, существуют проблемы архитектурного свойства: отсутствие информационных табличек, контрастной ленты для ступенек для слабовидящих, что создаёт неудобства при посещении музея. Также существуют барьеры отношенческого характера для реализации инклюзии в музее, поскольку часть сотрудников музея не готова к работе с людьми с ОВЗ. Мы полагаем, что сотрудникам музея в их работе необходима поддержка со стороны разных специалистов: психологов, дефектологов, педагогов со специальной подготовкой, - а также методическая поддержка, изучение опыта работы с людьми с ОВЗ в зарубежных и отечественных музеях.
Библиографический список
1. Ярская, В. Н. Инклюзия как важный принцип социальной работы / В. Н. Ярская // Отечественный журнал социальной работы. - 2012 -
№ 4. - С. 41-47.
2. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. - М.: Московский общественный научный фонд: центр социальной политики и тендерных исследований. - М., 2008. - 244 с.
3. Солдатова, Л. А. Роль социальной инклюзии в развитии общества: теоретические аспекты / Л. А. Солдатова // Труд и социальные отношения. - 2010. - № 4. - С. 101-105.
4. Алёхина, С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования / С. В. Алёхина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 12-15.
5. Юлдасова, А. С. Философия взглядов на инклюзивное образование / А. С. Юлдасова // Познание. - 2016.
6. Романов, П. В. Корпоративная социальная политика: частные решения общих проблем / П. В. Романов, В. В. Яковлева // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - № 1- С. 97 - 105.
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297. - иЫЬ: https://base.garant.ru/71265834/ (дата обращения: 25.01.2019).
8. Биксалеев, А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея / А. А. Биксалеев // Молодой учёный. - 2016. - № 22. - С. 236-238.
9. Шевлягин, А. А. Культурная инклюзия в музее / А. А. Шевлягин // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2019. - № 1 - С. 45-47.
10. Акоева, Н. Б. Музей как пространство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Б. Акоева, Н. Г. Денисов. // Культурное наследие России. - 2017. - № 3. - С. 10-15.
11. Донина, И. Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов: дис. ... канд. культурологии / И. Н. Донина. - СПб, 2014. - 21 с.
12. Царёва, Т. Б. Социокультурный проект как фактор развития музеев / Т. Б. Царёва // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. -2006. - № 7. - С. 10 - 14.
13. Зайцева, А. В. Люди с инвалидностью как сегмент аудитории современного музея / А. В. Зайцева // Молодёжный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. - № 2 (10). - С. 47-50.
© Кашицын А. А., 2019
УДК 369.223.247-053.5'465.14/. 18'
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КАЗЁННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» В СЕЛЕ КЫЗЛАС АСКИЗСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)
И. Д. Кызласов
Научный руководитель — М. Н. Чистанов, доктор философских наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассмотрена проблема, связанная с деятельностью региональной системы управления социальной реабилитацией несовершеннолетних детей. Выявлена сущность понятия «социальная реабилитация», описаны виды социальной реабилитации несовершеннолетних, представлен анализ опыта работы анализируемого управления. Анализ заявленной проблемы проведён на примере деятельности отделения «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», входящего в систему управления социальной реабилитацией несовершеннолетних Республики Хакасия.
Ключевые слова: социальная реабилитация, несовершеннолетние дети, дезадаптированные подростки, безнадзорность, реабилитация несовершеннолетних детей, Республика Хакасия.
Предметом нашего исследования была региональная система управления социальной реабилитацией несовершеннолетних детей. Его цель - изучение опыта работы отделения ГКУ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», находящегося в селе Кызлас Аскизского района Республики Хакасия, а также выявление проблем в деятельности названного отделения. Актуальность темы и проблемы исследования связаны, в частности, с неутешительной статистикой, отражающей положение несовершеннолетних детей, живущих в неблагополучных семьях, и ростом социальных девиаций среди таких детей.
Как мы уже заметили, в нашей стране, к сожалению, наблюдается неутешительная статистика, связанная с положением несовершеннолетних детей в неблагополучных семьях и социальными девиациями, наблюдающимися в данной группе детей. Детей из таких семей временно определяют в реабилитационные центры, однако они часто их покидают, уходя в так называемую «свободную жизнь». При этом большая часть неблагополучных детей, не достигших совершеннолетия, не может приспособиться к новой форме своего существования, в результате чего они оказываются ничем не занятыми, среди них «процветает» бедность, зачастую они становятся на путь нарушения законов, в их среде распространены наркомания, алкоголизм, самоубийства [1].
Нестабильность ситуации в обществе обусловила рост социальных девиаций, особенно среди указанной группы несовершеннолетних. Общественные катаклизмы, которые произошли в нашей стране в перестроечный период, наиболее остро отразились на многих российских семьях: ухудшилось не только материальное положение семей, но, что самое опасное, образовался синдром посттравматических стрессовых нарушений, что привело к массовой утрате социальной и личностной идентичности, смысла жизни и жизненных перспектив [2].
Многие семьи не в состоянии в полной мере противостоять негативным процессам, происходящим в обществе. Вследствие этого возникает реальная опасность деформации межличностных связей, разруше-