RAR УДК 069 ББК 79
МУЗЕЙ КАК ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Акоева Наталья Борисовна,
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории, культурологии и музееведения Краснодарского государственного института культуры, ул. 40 лет Победы, 33, Краснодар, Россия, 350072,
akoeva_nata@mail.ru
Денисов Николай Григорьевич,
доктор философских наук,
профессор кафедры истории, культурологии и музееведения Краснодарского государственного института культуры, ул. 40 лет Победы, 33, Краснодар, Россия, 350072, kafedraistoriiimu2014@yandex.ru
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы создания условий для социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях музейной среды, приводится опыт работы российских музеев. Авторы отмечают, что развитие социально-культурных и реабилитационных технологий в музее может выступать базисом взаимодействия системы «музей — общество».
Ключевые слова
Музей, экспозиция, социальная адаптация, интерактивные технологии, инновации, доступность, безбарьерная среда.
Мировая практика показывает, что развитие музеев идет по пути превращения их в комплексные культурно-исторические и досуговые центры. Это существенным образом изменяет подход к организации музейного пространства в широком смысле этого понятия: имеются в виду и экспозиции, и выставки, и рекреационные зоны, и современная музейная инфраструктура, диктует необходимость разработки новых форм работы с посетителем, организации процесса его пребывания в музее, презентации имеющихся в музее культурно-исторических ценно-
стей. Многие музеи отходят от опыта статичных экспозиций, не сменяемых десятки лет стендов и витрин. Вводятся элементы интерактивности в саму экспозицию, проводятся различные мероприятия в стенах музея.
Как отмечает М. Г. Аверкин, музей должен быть «подвижен» — постоянно разрабатывать новые выставки, новые способы подачи информации и др.1
1 Аверкин М. Г. Модификация факторов коммуникативного взаимодействия // Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 163.
Современные музейные работники должны учитывать не только профиль своего музея, но и интересы аудитории, чтобы обеспечить «обратную связь», сделать экспозицию более интересной и привлекательной для посетителя. Только тогда культурно-образовательная деятельность музея будет эффективной.
Современный музейный мир России насчитывает по данным 2014 г. 2600 музеев системы Министерства культуры РФ. В них работают 31400 научных сотрудников и экскурсоводов2.
Однако, сколько в России на сегодняшний день ведомственных, общественных, муниципальных, частных музеев, к сожалению, сказать трудно. Исследователи отмечают рост числа музеев, рост количества посетителей; например, 81019,3 тыс. в 2010 году и уже 85857,8 тыс. человек пришли в музеи в 2011 г.
В тоже время, Центр прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ приводит интересные данные опросов: на сегодняшний день интересуются музеями и посещают их 16% россиян, 70% не знают о музеях и не интересуются, а еще 14% знают о музеях, но не посещают их3.
К сожалению, у нас есть довольно большая группа потенциальных посетителей, к которой музеи не всегда обращаются. Это люди с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день важной проблемой для современного музея является необходимость сделать возможным доступ к предметам культуры и искусства посетителям такой категории.
Проблема социальной адаптации инвалидов музейными средствами неоднократно поднималась в работах С. В. Ашаевой4, В. В. Булгаковой5,
2 Интерактивные формы в построении музейных экспозиций: отчет о НИР/Краснодарский гос. ин-т к-ры; рук. Н. Б. Акоева; исп. В. П. Гриценко и др. Краснодар, 2016. 89 с. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkd ocs2017/20_03_2017_04.pdf. (дата обращения: 12.06.17).
3 Гринкевич В. В. Семидесяти процентам россиян музеи не интересны [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. URL: https://iq.hse.ru/news/177666954.
4
С. Н. Ваньшина и О. П. Ваньшиной6, И. Н. Дони-ной7, Т. Е. Максимовой8 и других исследователей.
Отмечалось, что именно музей способен внести вклад в процесс социализации и адаптации людей с психическими нарушениями, глухотой, слепотой и другими отклонениями. Музей выступает посредником, необходимым звеном между индивидом и культурной средой. Он транслирует своими средствами комплекс культурных образцов, норм и традиций, тем самым включая инвалидов в историко-культурный процесс. Это позволяет предположить, что практика, связанная с активным участием музеев в социокультурной интеграции инвалидов, является одним из механизмов, определяющих вектор их дальнейшего развития.
Понятие «инвалид» появилось в России в XVIII в. Первоначально так называли бывших военнослужащих, которые по своему состоянию здоровья не могли себя обслуживать. В XIX веке при описании инвалида акцент делался на профессионально-трудовой стороне жизнедеятельности. Позднее внимание стали уделять медицинским аспектам и проблемам материальной помощи таким людям. Сейчас понятием инвалид определяют лиц с нарушениями здоровья, приводящими к ограничению жизнедеятельности и требующими его социальной защиты9.
В нашей стране требования к работе с людьми с ограниченными возможностями были введены в 2011 г. в рамках государственной программы «Доступная среда», которая будет реа-лизовываться до 2020 года.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, в целый ряд законодательных актов были внесены соответствующие изменения.
Существующая нормативно-правовая база и инклюзивно направленная социальная политика нашего государства, вроде бы провозгла-
6 Ваньшин С. Н, Ваньшина О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами. М.: ГДМ, 2013.
Донина И. Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов: дис.... канд. культурологии: 24.00.03. СПб., 2014.
Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как средство социализации людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник СПбГУКИ. 2015. № 4. С. 123-128.
Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2002. С. 20.
html (дата обращения: 12.06.17). 7
Ашаева С. В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями // Омский научный вестник. 2010. № 4. С. 219-222. 8
Булгакова В. В. Взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями здоровья в российских и зарубежных музеях в конце XIX- начале XX вв. // Вестник 9 Кемеровского государственного университета культуры. 2016. № 34. С. 158-169.
шают равноправное участие инвалидов в социокультурной жизни. Но на деле все оказывается гораздо сложнее.
Многие музеи по-прежнему недоступны для большинства инвалидов. Этому есть несколько причин. Прежде всего, это обусловлено наличием барьеров средового, т. е. архитектурного характера. Часть музеев расположена в зданиях, являющихся памятниками архитектуры. Они имеют мраморные полы, не удобные для инвалидов-колясочников; высокие многоступенчатые лестницы, которые и здоровому человеку трудно преодолеть; не везде есть лифты, пандусы. А получить разрешение на перепланировку помещений не всегда удается.
Существуют проблемы отношенческого, то есть психологического характера. Некоторые посетители не доброжелательно относятся к инвалидам в музее; многие музейные работники не имеют опыта работы с такой сложной аудиторией.
Во многих музеях медленно внедряются в практику инновации, которые позволили бы людям с ограниченными возможностями комфортно чувствовать себя в музее.
Интересным и показательным примером музея, работающего с такими посетителями уже более 80 лет, является Государственный Дарвиновский музей.
Основатель и первый директор музея Александр Федорович Котс проводил экскурсии для слепых студентов с 1920-х гг. С 2002 г. работа с инвалидами перешла на профессиональную основу. В настоящее время выставки, проходящие в Государственном Дарвиновском музее, доступны людям с разными заболеваниями: с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабослышащим, слабовидящим, с нарушениями умственного развития и аутизмом. На экспозиции используются различные приспособления: тактильные средства информации с буквами, цифрами по Брайлю.
Важно, что в музее проходят выставки работ самих инвалидов. Это рисунки, лоскутное шитье, предметы декоративно-прикладного творчества. Все, кто выставлял свои работы в музее хоть раз, становятся его постоянными посетителями, их приглашают на все вернисажи и они с радостью возвращаются в музей.
Работу с посетителями с ограниченными возможностями ведет музей «Старое английское
подворье». Во время занятия широко используются реплики русской и английской столовой и бытовой посуды XVI-XVII вв., образцы пряностей и муляжи. Обязательно во время экскурсии звучат фрагменты английских музыкальных произведений XVI-XVII вв., что придает особый колорит, помогает посетителям лучше почувствовать эпоху10.
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, используя опыт Дарвиновского музея, создал программу реабилитации «Шаг навстречу: вместе мы сможем больше». В нее вовлечены дети и подростки, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития. Авторы программы поставили две задачи: знакомить ребят с искусством, расширив их представления о культурном разнообразии стран и народов, и создать удобную, комфортную среду для таких детей, чтобы они смогли реализовать свои творческие способности, восстановить свое психическое здоровье11.
В целом следует отметить, что первыми на необходимость работы музеев с людьми с ограниченными возможностями обратили внимание в Северной Америке и Европе в начале 1990-х гг. Сейчас уже накоплен значительный опыт, который российские музеи активно изучают и внедряют в практику.
Овладение мировым опытом по обеспечению максимальной доступности музейных экспозиций, по практическому внедрению социально-культурных и реабилитационных технологий в музее являются базисом для дальнейшего развития системы взаимодействия музея и общества.
10 Тавлинцева Е. Ю. Эпоха великих гастрономических открытий // Реабилитация инвалидов музейными средствами: мат-лы круглого стола. М., 2011. С. 57-63.
11 Царева Т. Б. Музей доступен всем // Музей и образование в новом социокультурном измерении: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2010. С. 197-198.
Список литературы
1. Аверкин М. Г. Модификация факторов коммуникативного взаимодействия // Вопросы музео-логии. 2010. № 2. С. 157-164.
2. Ашаева С. В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями // Омский научный вестник. 2010. № 4. С. 219-222.
3. Булгакова В. В. Взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями здоровья в российских и зарубежных музеях в конце XIX — начале XX вв. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры. 2016. № 34. С. 158-169.
4. Ваньшин С. Н, Ваньшина О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами. М.: ГДМ, 2013.
5. Гринкевич В. В. Семидесяти процентам россиян музеи не интересны [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. URL: https://iq.hse.ru/news/177666954.html (дата обращения: 12.06.17).
6. Донина И. Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов: дис.... канд. культурологии: 24.00.03. СПб., 2014.
7. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2002.
8. Интерактивные формы в построении музейных экспозиций: отчет о НИР/Краснодарский гос. ин-т к-ры; рук. Н. Б. Акоева; исп. В. П. Гриценко и др. Краснодар, 2016. 89 с. URL: http://mkrf.ru/uplo ad/mkrf/mkdocs2017/20_03_2017_04.pdf. (дата обращения: 12.06.17).
9. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как средство социализации людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник СПбГУКИ. 2015. № 4. С. 123-128.
10. Тавлинцева Е. Ю. Эпоха великих гастрономических открытий // Реабилитация инвалидов музейными средствами: мат-лы круглого стола. М., 2011. С. 57-63.
11. Царева Т. Б. Музей доступен всем // Музей и образование в новом социокультурном измерении: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2010. С. 197-198.
MUSEUM AS A SPACE OF SOCIAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH DISABLED HEALTH OPPORTUNITIES
Natalya B. Akoyeva,
Dr. Sci. (National History), Assos. Prof., Prof.,Deparment of History, Cultural Studies and Museology,
Krasnodar State Institute, Sorokoletiya Pobedyst. 33, Krasnodar, Russia, 350027,
akoeva_nata@mail.ru
Nikolay G. Denisov,
Dr. Sci. (Theory and History of Culture), Prof., Deparment of History, Cultural Studies and Museology,
Krasnodar State Institute, Sorokoletiya Pobedyst. 33, Krasnodar, Russia, 350027, kafedraistoriiimu2014@yandex.ru
Abstract
The article deals with the creation of conditions for the social adaptation of people with disabilities in the conditions of the museum environment, the experience of Russian museums is given. The authors note that the development of socio-cultural and rehabilitation technologies in the museum can act as a basis for the interaction of the «museum-society» system. Keywords
Museum, exposition, social adaptation, interactive technologies, innovations, accessibility, barrier-free environment.