Научная статья на тему 'Формы работы по защите прав и интересов детей в условиях социально-реабилитационного центра'

Формы работы по защите прав и интересов детей в условиях социально-реабилитационного центра Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
206
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ДЕТИ И СЕМЬИ / ОКАЗАВШИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егорова Надежда Константиновна

Деятельность государственного казённого учреждения социального обслуживания Ярославской области «Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник», направленной на социальную и психолого-педагогическую поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Егорова Надежда Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of work to protect the rights and interests of children within the social rehabilitation center

The activity of state institutions for social service «Rybinsk Social Rehabilitation Center for Minors» Tutor « in Yaroslavl, that was aimed at the social and psychological-pedagogical support for minors in difficult situations.

Текст научной работы на тему «Формы работы по защите прав и интересов детей в условиях социально-реабилитационного центра»



Формы работы по защите прав и интересов детей в условиях социально-реабилитационного центра

Надежда Константиновна Егорова,

методист высшей квалификационной категории

• социально-реабилитационный центр • дети и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации • профилактика безнадзорности • психолого-педагогическая реабилитация

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области «Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник» — многопрофильное учреждение социальной поддержки детей и подростков, которое разрабатывает и реализует диагностические, коррекционно-реабили-тационные и коррекционно-развивающие программы.

Основные цели деятельности учреждения:

• профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних;

• социальная, психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

• содействие развитию и укреплению семьи, оказание помощи по преодолению семейных проблем, реализация приоритетного право ребёнка жить и воспитываться в семье.

Деятельность центра «Наставник» отличается тем, что в нём созданы автономные подразделения, каждое со своими программами и технологиями работы. Однако все они нацелены на то, чтобы ребёнок и его семья, обратившиеся в любое из подразделений, могли получить весь комплекс тех социальных услуг, в которых у них есть необходимость.

Деятельность учреждения обеспечивают 7 отделений:

• приёмное отделение рассчитано на одновременное пребывание 8 детей;

• два стационарных отделения, позволяющих обеспечить круглосуточное проживание 27 воспитанников;

-е-

ПЕДАГОГИКА И ПОЛИТИКА

• отделение социальной диагностики;

• отделение помощи семье и консультативно-методической работы;

• отделение семейно-воспитательных групп;

• методическое отделение.

В стационарных отделениях центра «Наставник» круглосуточно одновременно могут проживать до 35 воспитанников в возрасте от 3 до 18 лет. Здесь детям и членам их семей оказывается медицинская, психолого-педагогическая, юридическая, социально-педагогическая помощь, что позволяет наилучшим образом обеспечивать защиту прав и законных интересов наших воспитанников.

Нестационарные отделения центра «Наставник» также реализуют программы социальной реабилитации детей и их семей, включающие комплекс мероприятий, направленных на выход из трудной жизненной ситуации.

Социально-реабилитационный центр «Наставник», проводя работу по защите прав и законных интересов детей, использует такие формы работы:

Службы экстренного реагирования становятся индикаторами раннего выявления неблагополучия ребёнка, а следовательно, позволяют вовремя принять необходимые меры к преодолению негативных последствий критической семейной ситуации.

В Рыбинске «Телефон доверия» был создан в 1990 году как ответ на пожелания детей и подростков, выявленные в результате социологического опроса более тысячи горожан. За 22 года работы «Телефон доверия» оказал помощь более чем трём тысячам детей и родителей. Деятельность этой службы востребована и сейчас.

«Телефон доверия» является одним из каналов, по которому ребёнок может заявить о нарушении своих прав, независимо от родителей и взрослых.

«Скорая социальная помощь»

Скорая социальная помощь действует в учреждении с 2009 года. Её деятельность направлена на оказание экстренной социально-психологической помощи несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также на выявление семей группы риска.

Бригада «Скорой социальной помощи», в состав которой входят социальный педагог, педагог-психолог социально-реабилитационного центра и участковый уполномоченный полиции, выезжает по обращению-вызову. В основном это телефонные звонки, которые поступают чаще от соседей, жителей микрорайонов.

Н.К. Егорова. Формы работы по защите прав и интересов детей в условиях социально-реабилитационного центра

Ежегодно бригада «Скорой социальной помощи» совершает более 30 выездов. Каждая третья семья ставится на учёт в органах защиты прав несовершеннолетних.

«Социальный участковый»

Эта форма работы осуществляется не по заявительному, а по вы-явительному принципу.

Специалисты центра регулярно проводят обход дворов. К их функциям также относится социальный патронат семей, состоящих на учёте, работа, направленная на разрешение семейной проблемы. Они оказывают посильную помощь в сборе документов, в трудоустройстве, в лечении от алкогольной зависимости, ведут разъяснительную работу о правах, льготах и социальных гарантиях, проводят консультирование, при необходимости привлекают специалистов различного профиля (психотерапевта, юрисконсульта, психолога).

Специалисты центра обеспечивают тесное взаимодействие с участковым инспектором ОДН УВД, школами, детскими садами, учреждениями дополнительного образования, поликлиниками как для получения информации о неблагополучии в семьях, так и с целью использования ресурсов социума для реабилитации ребёнка и семьи. Такой подход содействует тому, чтобы семьи получили своевременную социальную помощь на всех этапах и уровнях.

Социальный патронат

В практике работы учреждения определились категории семей, которые нуждаются в более долговременном участии специалиста в их жизни. Это, как правило, педагогически несостоятельные семьи (с низким уровнем воспитательной культуры родителей).

Другая ситуация возникает с семьями, находящимися в социально опасном положении, где дети уже изымались в государственные учреждения по акту оперативного дежурного УВД. С момента изъятия ребёнка в государственное учреждение и с родителями, и с ребёнком проводится серьёзная психолого-педагогическая работа. Но, несмотря на усилия специалистов, возвращение ребёнка в семью не всегда бывает гладким.

Теоретически родители готовы принять ребёнка, но на практике зачастую повторяют те же ошибки, в результате которых ребёнок попал в государственное учреждение. Именно эти семьи наиболее часто, на наш взгляд, нуждаются в таком виде помощи, как социальный патронат.

Социальный патронат — инициируемая и специально создаваемая учреждением социального обслуживания система взаимоотношений с семьёй, формирующаяся на основе её долгосрочного обслуживания и представления комплекса услуг на основе договора.

П Е Д А Г О Г И К А И П О Л И Т И К А

Эта форма позволяет наиболее плотно взаимодействовать с семьёй, когда социальный педагог оказывает поддержку семье по месту её проживания в течение длительного времени.

Центром заключено 22 договора на оказание такой социальной услуги. Явная положительная динамика прослеживается у 30% семей.

«Служба примирения»

Суть этой формы работы заключается в подготовке волонтёров-посредников из числа студентов и школьников, которые прошли специальное обучение и, получив необходимые навыки, способны конструктивно решать конфликтные ситуации среди сверстников.

На данный момент прошли и продолжают обучение 83 подростка-волонтёра. В трёх школах города действуют службы, решающие подростковые конфликты по примирительной технологии.

Оказание помощи семьям на основе социального контракта

Цель социального контракта — объединение ресурсов различных ведомств для поиска путей выхода из ситуации малообеспеченности.

Оказание помощи семьям на основе социального контракта строится на договорной основе. Заключается договор о взаимных обязательствах между гражданином, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и органом социальной защиты населения Ярославской области о предоставлении ему и (или) его семье социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи. В свою очередь, получающие помощь семьи или граждане берут на себя встречные обязательства, исполнение которых позволяет стимулировать их активную жизненную позицию.

Суть технологии оказания социальной помощи заключается в том, что в обмен на социальную помощь у её получателя возникают встречные обязательства, исполнение которых позволяет стимулировать активную жизненную позицию граждан.

В учреждении реализуются контракты, обеспечивающие предоставление социальных услуг, предотвращающих распад семьи и направленных на нормализацию семейных отношений, а также создание благоприятного климата для выхода из сложившейся трудной семейной ситуации.

С 2010 года с участием учреждения реализовано более 23 контрактов, часть из них — контракты только на услуги специалистов центра, остальные совмещают помощь специалистов и материальную поддержку семьи несовершеннолетнего со стороны органа социальной защиты населения.

Суть технологии оказания социальной помощи заключается в том, что в обмен на социальную помощь у её получателя возникают встречные обязательства, исполнение которых позволяет стимулировать активную жизненную позицию граждан.

Н.К. Егорова. Формы работы по защите прав и интересов детей в условиях социально-реабилитационного центра

Работа с сетью социальных контактов

В 2009 году специалисты центра «Наставник» прошли обучение в рамках программы «Ступени роста» по применению метода «Сеть социальных контактов». С 2010 года этот метод работы активно внедряется в практику деятельности учреждения.

Нельзя не отметить, что для получения стойких изменений недостаточно работать только с ребёнком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, или только с его семьёй. Чтобы найти истоки проблемы и решить её, необходимо увидеть всё окружение ребёнка.

Один из главных принципов Конвенции о правах ребёнка гласит: дети в соответствии с возрастом и зрелостью имеют право излагать свою точку зрения по всем вопросам, имеющим к ним отношение.

Специалисты, работающие с детьми и семьями, часто «забывают» этот принцип. Сетевая методика включает в себя разные способы работы, благодаря которым голос ребёнка будет всегда услышан. Основа сетевого метода заключается во включении самих детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их родителей в терапевтическую работу.

Зачастую семьи наших воспитанников — это семьи, чьё чувство достоинства, возможность оказывать влияние на принимаемые решения ущемлялись и раньше. А здесь они становятся субъектом, и задача специалиста по работе с семьёй — помочь восстановить, поддержать и укрепить их собственные ресурсы.

Сетевые встречи являются инструментом совершенствования работы специалистов центра с семьями, дети которых — воспитанники центра находятся в трудной жизненной ситуации. Благодаря мобилизации окружения ребёнка, оказавшегося в стационарном отделении центра, сетевая работа становится инструментом предупреждения распада семьи, разрешения конфликтной семейной ситуации, преодоления семейного кризиса посредством выяснения сущности проблем и поиска способов оказания поддержки. Сетевой метод позволяет вовлекать самих родителей и ребёнка в процесс реабилитации их семьи; мобилизовать ресурсы родственников, специалистов, значимых людей для преодоления семейного неблагополучия.

Ресурсный центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Ресурсный центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, организован на базе отделения семейно-воспитательных групп, которое создано в Рыбинском

Основа сетевого метода заключается во включении самих детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их родителей в терапевтическую работу.

П Е Д А Г О Г И К А И П О Л И Т И К А

социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Наставник» в 2006 году. Семейно-воспитательная группа осуществляет социальную реабилитацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством помещения ребёнка на воспитание в семью. Деятельность этого отделения направлена на воспитание и гармоничное развитие ребёнка, реализацию его приоритетного права жить и воспитываться в семье.

Проходя социальную реабилитацию в условиях семейно-воспита-тельной группы, дети получают образец лучших семейных традиций, они воспитываются в среде, где имеются чёткие и понятные правила и роли, положительный образ отца и матери.

В рамках деятельности Ресурсного центра формируются базы данных претендентов на должность воспитателя семейно-воспитательной группы, проводится отбор, подготовка кандидатов в замещающие родители, а также непрерывное обучение родителей-воспитателей, которые участвуют в работе семинаров, практикумов, мастер-классов и прочих обучающих мероприятий.

В помощь родителям и воспитателям выпущено 14 методических сборников библиотечки «Ребёнок в замещающей семье. Советы воспитателям и родителям».

Деятельность учреждения по различным направлениям социальной помощи детям и семьям постоянно анализируется, обобщается и представляется на семинарах и конференциях городского, областного и межрегионального уровней, а также представлена в виде публикаций в СМИ и специальных изданиях.

Подводя итог, хочу ещё раз отметить, что защита прав и законных интересов детей зависит исключительно от активной и своевременной помощи взрослых, и в первую очередь — на местном уровне.

Защита прав и законных интересов детей зависит исключительно от активной и своевременной помощи взрослых, и в первую очередь на местном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.