Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам профилактики семейного неблагополучия
Светлана Сергеевна Фарафонова,
главный специалист по опеке и попечительству муниципалитета внутригородского муниципального образования «Южнопортовый» (Москва)
В Москве работу по выявлению детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном положении, а также по оказанию им помощи осуществляют органы и учреждения системы социальной защиты населения, семейной и молодёжной политики, здравоохранения и образования, органы местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел. О полномочиях этих органов и учреждений читайте в предлагаемой статье.
• меры по защите прав детей • социальное сиротство • детское и семейное неблагополучие • профилактика семейного неблагополучия • сфера опеки и попечительства
Принимаемые и последовательно реализуемые Правительством Москвы меры в области защиты прав детей направлены прежде всего на профилактическую работу по предупреждению детского и семейного неблагополучия как основного фактора появления социальных сирот.
По данным государственной статистики, до 80% детей, оставшихся без попечения родителей, составляют так называемые социальные сироты. Среди причин, по которым эти дети остались без попечения родителей, преобладают: лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, отказ родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей.
В этой ситуации актуальной задачей как государственной политики, так и работы органов местного самоуправления является выявление детского и семейного неблагополучия и проведение комплексной работы с семьёй на ранней стадии кризиса.
В целом профилактику социального сиротства можно рассматривать в совокупности с мерами, направленными на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
-е-
Объект такой профилактики — семья, входящая в группу риска социального сиротства. Это семья, которая, находясь в трудной жизненной ситуации (обусловленной тяжёлым материальным положением, состоянием здоровья членов семьи, недостатком воспитательных возможностей либо в силу иных обстоятельств), не справляется самостоятельно с возложенными на неё функциями по воспитанию и содержанию детей, а также семья, находящаяся в социально опасном положении.
Для проведения эффективной профилактической работы с семьями группы риска по социальному сиротству необходима консолидация действий всех субъектов, участвующих в этом процессе. Кроме того, необходимо повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, а также дезадаптированным детям.
В первую очередь, межведомственная система выявления и учёта таких категорий детей и семей должна быть создана на территории внутригородских муниципальных образований.
Вместе с тем, деятельность по возвращению детей в родные семьи, реабилитация и социальный патронаж семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не имеют достаточного нормативного обеспечения.
Основные задачи деятельности по выявлению и учёту несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном положении:
• социальная поддержка малообеспеченных семей с детьми (предоставление материальной помощи — единовременно или на долгосрочной основе);
• осуществление комплексного психолого-педагогического, медицинского и социально-правового сопровождения семей (в том числе — замещающих);
• восстановление функций семьи, укрепление внутрисемейных отношений; профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей;
• формирование и поддержка групп родительской взаимопомощи путём организации и проведения регулярных встреч и патронирования семей социальными работниками;
• формирование здорового образа жизни семьи (с помощью организации встреч с медицинскими работниками, индивидуальные и групповые консультации, предоставление первичной медицинской помощи, направления в необходимые медицинские учреждения);
С.С. Фарафонова. Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления...
• духовное и культурное развитие семей и детей, организация для них содержательного отдыха и досуга.
В Москве уполномочены выявлять детей, находящихся в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном положении, органы и учреждения системы социальной защиты населения, семейной и молодёжной политики, здравоохранения и образования, органы местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел.
Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, наделённые отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства
В течение трёх дней со дня поступления сведений о том, что ребёнок нуждается в помощи государства, работники муниципалитета, осуществляющие работу по защите прав и интересов детей, проводят первичное обследование ребёнка и семьи для проверки поступивших сведений.
В случае отсутствия оснований к немедленному отобранию ребёнка по итогам первичного обследования руководитель муниципалитета может принять решение о проведении дополнительного обследования для решения вопроса о необходимости признания ребёнка нуждающимся в помощи государства и выбора формы защиты его прав.
По результатам обследования работники муниципалитета, осуществляющие работу по защите прав и интересов детей, составляют акт обследования и предложения по защите прав ребёнка, его законных интересов (определение формы защиты прав ребёнка и (или) формы, сроков и места его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия) и сроки их выполнения.
Ежеквартально (если планом по защите прав ребёнка не установлены другие сроки) с момента утверждения плана орган местного самоуправления рассматривает результаты профилактической и реабилитационной работы, при необходимости принимает решение о корректировке плана.
Вопрос об ограничении или лишении родителей родительских прав выносится на рассмотрение в суд, в том числе и в случае отказа родителей от социального патроната.
Учреждения социальной защиты населения
В течение трёх дней с момента поступления информации о несовершеннолетних (семьях), находящихся в трудной жизненной ситуа-
ции, в учреждениях социальной защиты (центры социального обслуживания всех типов) предпринимаются меры по социальному сопровождению, оказанию экономической, юридической, психологической и другой помощи. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков — социально-реабилитационные центры, социальные приюты), для проведения комплексной социальной реабилитации несовершеннолетних (семей), в том числе в случае изъятия ребёнка из семьи, осуществляют социальную диагностику. При наличии причин, требующих комплексной реабилитационной работы, проводят обследование материально-бытовых условий проживания семьи с составлением соответствующего акта.
Информацию о несовершеннолетних, поступивших в стационар — социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних или социальный приют, вносят в Городскую распределённую информационную систему (ГРИС). Информацию о несовершеннолетних (семьях), принятых на социальное сопровождение, заносят в автоматизированную систему информационного обеспечения ЦСО. Информацию о постановке на социальное сопровождение несовершеннолетних (семьёй), их отказе или помещении ребёнка в стационар направляют в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и в органы опеки и попечительства.
В случае установления фактов жестокого обращения с детьми сведения об этом незамедлительно передают в районные органы внутренних дел.
Учреждения семейной и молодёжной политики
В течение трёх дней с момента получения сведений о ребёнке (семье), находящемся в трудной жизненной ситуации, работники учреждений (центров социальной помощи семье и детям, ГУ «Дети улиц») осуществляют социальную диагностику. При наличии причин, требующих комплексной реабилитационной работы, проводят обследование материально-бытовых условий проживания (составляется соответствующий акт).
Результаты обследования и решение вопроса о предоставлении конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг принимают исходя из их реальной необходимости.
В случае необходимости постановки семьи на социальный патронаж вопрос рассматривается на Комиссии по решению проблем семей с детьми Центра социальной помощи семье и детям.
С.С. Фарафонова. Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления...
В сложных случаях к разработке программы могут привлекаться и работники учреждений других ведомств (социальные педагоги школ, участковые педиатры, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел и др.).
Учреждения здравоохранения
Женские консультации, центры планирования семьи при выявлении факта нахождения несовершеннолетней беременной в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении передают информацию юрисконсульту данного учреждения.
Юрисконсульт совместно с психологом организуют индивидуальную работу с с ней по профилактике отказа от ребёнка.
Медицинский персонал родильного дома (отделения) при поступлении несовершеннолетней беременной, если стало известно о нахождении её в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации и невозможности надлежащего ухода за новорождённым ребёнком, незамедлительно передаёт информацию руководителю родильного дома.
Руководитель родильного дома организует индивидуальную работу медицинского персонала учреждения с несовершеннолетней беременной по профилактике отказа от ребёнка.
В случае отказа несовершеннолетней роженицы от ребёнка в присутствии её законного представителя и юрисконсульта родильного дома оформляется заявление об отказе.
Руководитель родильного дома в течение трёх дней с момента получения заявления роженицы об отказе от ребёнка, в соответствии со ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации сообщает сведения о ребёнке, оставшемся без попечения родителей, в орган местного самоуправления по месту нахождения родильного дома.
В случае если несовершеннолетняя роженица сохраняет ребёнка, но при этом медицинскому персоналу стало известно о факте её нахождения в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, руководитель родильного дома в течение суток с момента поступления информации передаёт сведения в детскую районную поликлинику по месту предполагаемой выписки новорождённого.
Руководитель детской поликлиники в течение суток с момента поступления информации от руководителя родильного дома передаёт сведения о несовершеннолетней роженице, находящейся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации и невозможности надлежащего ухода за новорождённым ребёнком в орган местного самоуправления по месту предполагаемого проживания новорождённого ребёнка.
Руководитель детской больницы:
— при выявлении несовершеннолетних, поступивших в стационар по причиние жестокого обращения с ними родителей (законных представителей), с признаками физического или психического насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребёнка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно уведомляет ОВД, орган местного самоуправления по месту жительства ребёнка, Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы, Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
При выявлении детей, которых в больнице не навещают родители, уведомляет орган местного самоуправления по месту жительства и регистрации ребёнка
Сведения о безнадзорных москвичах, поступивших в стационары города, ежедневно передаются на «горячую линию» Департамента социальной защиты населения города Москвы, в трёхдневный срок — в органы местного самоуправления, еженедельно — в ГУВД.
Сотрудники медицинских учреждений для взрослых ставят в известность руководителя учреждения о невозможности родителей в случаях длительной и тяжёлой болезни самостоятельно осуществлять уход и воспитание несовершеннолетних детей.
Руководитель поликлиники для взрослых или больницы незамедлительно передаёт эти сведения в орган местного самоуправления.
Учреждения образования
Работники дошкольных образовательных учреждений при выявлении детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, передают информацию в социозащитное учреждение (ЦСПСиД или КЦСО по месту жительства семьи) для оказания различного вида социальных услуг семье, восстановления её нормального функционирования.
Если им стало известно о фактах жестокого обращения родителей с ребёнком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно сообщают в орган местного самоуправления, а также в ОВД.
При выявлении несовершеннолетних, длительное время не посещающих учебные занятия в образовательном учреждении, ответственные работники этого учреждения принимают меры к выяснению причин, осуществляют социальную диагностику. Совместно с представителями ПДН ОВД и КДНиЗП проводят обследование социаль-
С.С. Фарафонова. Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления...
но-бытовых условий учащегося, составляют акт обследования, по результатам которого ставят его на внутришкольный учёт, составляют и реализуют план индивидуальной профилактической работы с ним и его семьёй.
Органы внутренних дел
Подразделения по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции проводят профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, с родителями и законными представителями, не исполняющими обязанности по воспитанию, обучению, содержанию детей и (или) отрицательно влияющими на их поведение, а также жестоко обращающимися с ними.
Информируют органы социальной защиты населения об освобождении несовершеннолетних из учреждений уголовно-исправительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они допускали нарушения режима, и (или) после освобождения находятся в социально опасном положении.
Участковые уполномоченные милиции совместно с ПДН проводят индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, неблагополучными родителями и проводят работу с лицами, допускающими нарушения в семейно-бытовой сфере.
Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляет и ставит на учёт несовершеннолетних, проживающих в семьях, входящих в группу социального риска, беспризорных, а также оставивших образовательные учреждения.
Для получения объективной информации о ситуации в семье, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение трёх дней со дня получения информации организует первичное обследование условий жизни указанной семьи специалистами специализированных учреждений социальной защиты населения.
По результатам обследования составляется акт жилищно-бытовых условий семьи с рекомендациями по определению социального статуса семьи и работе с данной семьёй.
В зависимости от конкретной ситуации на заседании КДНиЗП принимается соответствующее решение:
Ситуация Решение
Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, не справляется самостоятельно с возложенными на неё функциями по воспитанию и содержанию детей Направить в Центр социальной помощи семье и детям Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы или учреждение, подведомственное Департаменту социальной защиты населения
Семья, находящаяся в социально опасном положении Поставить семью на учёт в КДН и ЗП, направить в социозащитное учреждение по месту её проживания, или в учреждения других ведомств комплекса социальной сферы для организации межведомственной индивидуальной социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи
В случае выявления факта жестокого обращения с детьми или выявления детей, оставшихся без попечения родителей Незамедлительно сообщить в прокуратуру, органы внутренних дел, орган местного самоуправления
Таким образом, усилия всех учреждений и организаций, участвующих в профилактике социального сиротства, направлены на сохранение семьи, полноценное развитие ребёнка, предотвращение семейного неблагополучия. При этом важнейшее условие эффективности профилактики социального сиротства — чёткое взаимодействие, координация и дифференциация их деятельности.