Научная статья на тему 'Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам профилактики семейного неблагополучия'

Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам профилактики семейного неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
361
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ДЕТСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / СФЕРА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фарафонова Светлана Сергеевна

В Москве работу по выявлению детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном положении, а также по оказанию им помощи осуществляют органы и учреждения системы социальной защиты населения, семейной и молодёжной политики, здравоохранения и образования, органы местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел. О полномочиях этих органов и учреждений читайте в предлагаемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фарафонова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdepartmental activity of executive authorities and local self-government in the prevention of family trouble

Work of Moscow authorities and institutions of social protection of population, family and youth policy, health and education, local government, commissions for minors and their rights, internal affairs agencies to identify children and families in difficult situations or in social dangerous situation, as well as to assist them.

Текст научной работы на тему «Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам профилактики семейного неблагополучия»



Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам профилактики семейного неблагополучия

Светлана Сергеевна Фарафонова,

главный специалист по опеке и попечительству муниципалитета внутригородского муниципального образования «Южнопортовый» (Москва)

В Москве работу по выявлению детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном положении, а также по оказанию им помощи осуществляют органы и учреждения системы социальной защиты населения, семейной и молодёжной политики, здравоохранения и образования, органы местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел. О полномочиях этих органов и учреждений читайте в предлагаемой статье.

• меры по защите прав детей • социальное сиротство • детское и семейное неблагополучие • профилактика семейного неблагополучия • сфера опеки и попечительства

Принимаемые и последовательно реализуемые Правительством Москвы меры в области защиты прав детей направлены прежде всего на профилактическую работу по предупреждению детского и семейного неблагополучия как основного фактора появления социальных сирот.

По данным государственной статистики, до 80% детей, оставшихся без попечения родителей, составляют так называемые социальные сироты. Среди причин, по которым эти дети остались без попечения родителей, преобладают: лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, отказ родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей.

В этой ситуации актуальной задачей как государственной политики, так и работы органов местного самоуправления является выявление детского и семейного неблагополучия и проведение комплексной работы с семьёй на ранней стадии кризиса.

В целом профилактику социального сиротства можно рассматривать в совокупности с мерами, направленными на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

-е-

Объект такой профилактики — семья, входящая в группу риска социального сиротства. Это семья, которая, находясь в трудной жизненной ситуации (обусловленной тяжёлым материальным положением, состоянием здоровья членов семьи, недостатком воспитательных возможностей либо в силу иных обстоятельств), не справляется самостоятельно с возложенными на неё функциями по воспитанию и содержанию детей, а также семья, находящаяся в социально опасном положении.

Для проведения эффективной профилактической работы с семьями группы риска по социальному сиротству необходима консолидация действий всех субъектов, участвующих в этом процессе. Кроме того, необходимо повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, а также дезадаптированным детям.

В первую очередь, межведомственная система выявления и учёта таких категорий детей и семей должна быть создана на территории внутригородских муниципальных образований.

Вместе с тем, деятельность по возвращению детей в родные семьи, реабилитация и социальный патронаж семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не имеют достаточного нормативного обеспечения.

Основные задачи деятельности по выявлению и учёту несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном положении:

• социальная поддержка малообеспеченных семей с детьми (предоставление материальной помощи — единовременно или на долгосрочной основе);

• осуществление комплексного психолого-педагогического, медицинского и социально-правового сопровождения семей (в том числе — замещающих);

• восстановление функций семьи, укрепление внутрисемейных отношений; профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей;

• формирование и поддержка групп родительской взаимопомощи путём организации и проведения регулярных встреч и патронирования семей социальными работниками;

• формирование здорового образа жизни семьи (с помощью организации встреч с медицинскими работниками, индивидуальные и групповые консультации, предоставление первичной медицинской помощи, направления в необходимые медицинские учреждения);

С.С. Фарафонова. Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления...

• духовное и культурное развитие семей и детей, организация для них содержательного отдыха и досуга.

В Москве уполномочены выявлять детей, находящихся в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном положении, органы и учреждения системы социальной защиты населения, семейной и молодёжной политики, здравоохранения и образования, органы местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел.

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, наделённые отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства

В течение трёх дней со дня поступления сведений о том, что ребёнок нуждается в помощи государства, работники муниципалитета, осуществляющие работу по защите прав и интересов детей, проводят первичное обследование ребёнка и семьи для проверки поступивших сведений.

В случае отсутствия оснований к немедленному отобранию ребёнка по итогам первичного обследования руководитель муниципалитета может принять решение о проведении дополнительного обследования для решения вопроса о необходимости признания ребёнка нуждающимся в помощи государства и выбора формы защиты его прав.

По результатам обследования работники муниципалитета, осуществляющие работу по защите прав и интересов детей, составляют акт обследования и предложения по защите прав ребёнка, его законных интересов (определение формы защиты прав ребёнка и (или) формы, сроков и места его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия) и сроки их выполнения.

Ежеквартально (если планом по защите прав ребёнка не установлены другие сроки) с момента утверждения плана орган местного самоуправления рассматривает результаты профилактической и реабилитационной работы, при необходимости принимает решение о корректировке плана.

Вопрос об ограничении или лишении родителей родительских прав выносится на рассмотрение в суд, в том числе и в случае отказа родителей от социального патроната.

Учреждения социальной защиты населения

В течение трёх дней с момента поступления информации о несовершеннолетних (семьях), находящихся в трудной жизненной ситуа-

ции, в учреждениях социальной защиты (центры социального обслуживания всех типов) предпринимаются меры по социальному сопровождению, оказанию экономической, юридической, психологической и другой помощи. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков — социально-реабилитационные центры, социальные приюты), для проведения комплексной социальной реабилитации несовершеннолетних (семей), в том числе в случае изъятия ребёнка из семьи, осуществляют социальную диагностику. При наличии причин, требующих комплексной реабилитационной работы, проводят обследование материально-бытовых условий проживания семьи с составлением соответствующего акта.

Информацию о несовершеннолетних, поступивших в стационар — социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних или социальный приют, вносят в Городскую распределённую информационную систему (ГРИС). Информацию о несовершеннолетних (семьях), принятых на социальное сопровождение, заносят в автоматизированную систему информационного обеспечения ЦСО. Информацию о постановке на социальное сопровождение несовершеннолетних (семьёй), их отказе или помещении ребёнка в стационар направляют в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и в органы опеки и попечительства.

В случае установления фактов жестокого обращения с детьми сведения об этом незамедлительно передают в районные органы внутренних дел.

Учреждения семейной и молодёжной политики

В течение трёх дней с момента получения сведений о ребёнке (семье), находящемся в трудной жизненной ситуации, работники учреждений (центров социальной помощи семье и детям, ГУ «Дети улиц») осуществляют социальную диагностику. При наличии причин, требующих комплексной реабилитационной работы, проводят обследование материально-бытовых условий проживания (составляется соответствующий акт).

Результаты обследования и решение вопроса о предоставлении конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг принимают исходя из их реальной необходимости.

В случае необходимости постановки семьи на социальный патронаж вопрос рассматривается на Комиссии по решению проблем семей с детьми Центра социальной помощи семье и детям.

С.С. Фарафонова. Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления...

В сложных случаях к разработке программы могут привлекаться и работники учреждений других ведомств (социальные педагоги школ, участковые педиатры, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел и др.).

Учреждения здравоохранения

Женские консультации, центры планирования семьи при выявлении факта нахождения несовершеннолетней беременной в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении передают информацию юрисконсульту данного учреждения.

Юрисконсульт совместно с психологом организуют индивидуальную работу с с ней по профилактике отказа от ребёнка.

Медицинский персонал родильного дома (отделения) при поступлении несовершеннолетней беременной, если стало известно о нахождении её в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации и невозможности надлежащего ухода за новорождённым ребёнком, незамедлительно передаёт информацию руководителю родильного дома.

Руководитель родильного дома организует индивидуальную работу медицинского персонала учреждения с несовершеннолетней беременной по профилактике отказа от ребёнка.

В случае отказа несовершеннолетней роженицы от ребёнка в присутствии её законного представителя и юрисконсульта родильного дома оформляется заявление об отказе.

Руководитель родильного дома в течение трёх дней с момента получения заявления роженицы об отказе от ребёнка, в соответствии со ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации сообщает сведения о ребёнке, оставшемся без попечения родителей, в орган местного самоуправления по месту нахождения родильного дома.

В случае если несовершеннолетняя роженица сохраняет ребёнка, но при этом медицинскому персоналу стало известно о факте её нахождения в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, руководитель родильного дома в течение суток с момента поступления информации передаёт сведения в детскую районную поликлинику по месту предполагаемой выписки новорождённого.

Руководитель детской поликлиники в течение суток с момента поступления информации от руководителя родильного дома передаёт сведения о несовершеннолетней роженице, находящейся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации и невозможности надлежащего ухода за новорождённым ребёнком в орган местного самоуправления по месту предполагаемого проживания новорождённого ребёнка.

Руководитель детской больницы:

— при выявлении несовершеннолетних, поступивших в стационар по причиние жестокого обращения с ними родителей (законных представителей), с признаками физического или психического насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребёнка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно уведомляет ОВД, орган местного самоуправления по месту жительства ребёнка, Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы, Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

При выявлении детей, которых в больнице не навещают родители, уведомляет орган местного самоуправления по месту жительства и регистрации ребёнка

Сведения о безнадзорных москвичах, поступивших в стационары города, ежедневно передаются на «горячую линию» Департамента социальной защиты населения города Москвы, в трёхдневный срок — в органы местного самоуправления, еженедельно — в ГУВД.

Сотрудники медицинских учреждений для взрослых ставят в известность руководителя учреждения о невозможности родителей в случаях длительной и тяжёлой болезни самостоятельно осуществлять уход и воспитание несовершеннолетних детей.

Руководитель поликлиники для взрослых или больницы незамедлительно передаёт эти сведения в орган местного самоуправления.

Учреждения образования

Работники дошкольных образовательных учреждений при выявлении детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, передают информацию в социозащитное учреждение (ЦСПСиД или КЦСО по месту жительства семьи) для оказания различного вида социальных услуг семье, восстановления её нормального функционирования.

Если им стало известно о фактах жестокого обращения родителей с ребёнком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно сообщают в орган местного самоуправления, а также в ОВД.

При выявлении несовершеннолетних, длительное время не посещающих учебные занятия в образовательном учреждении, ответственные работники этого учреждения принимают меры к выяснению причин, осуществляют социальную диагностику. Совместно с представителями ПДН ОВД и КДНиЗП проводят обследование социаль-

С.С. Фарафонова. Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления...

но-бытовых условий учащегося, составляют акт обследования, по результатам которого ставят его на внутришкольный учёт, составляют и реализуют план индивидуальной профилактической работы с ним и его семьёй.

Органы внутренних дел

Подразделения по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции проводят профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, с родителями и законными представителями, не исполняющими обязанности по воспитанию, обучению, содержанию детей и (или) отрицательно влияющими на их поведение, а также жестоко обращающимися с ними.

Информируют органы социальной защиты населения об освобождении несовершеннолетних из учреждений уголовно-исправительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они допускали нарушения режима, и (или) после освобождения находятся в социально опасном положении.

Участковые уполномоченные милиции совместно с ПДН проводят индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, неблагополучными родителями и проводят работу с лицами, допускающими нарушения в семейно-бытовой сфере.

Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляет и ставит на учёт несовершеннолетних, проживающих в семьях, входящих в группу социального риска, беспризорных, а также оставивших образовательные учреждения.

Для получения объективной информации о ситуации в семье, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение трёх дней со дня получения информации организует первичное обследование условий жизни указанной семьи специалистами специализированных учреждений социальной защиты населения.

По результатам обследования составляется акт жилищно-бытовых условий семьи с рекомендациями по определению социального статуса семьи и работе с данной семьёй.

В зависимости от конкретной ситуации на заседании КДНиЗП принимается соответствующее решение:

Ситуация Решение

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, не справляется самостоятельно с возложенными на неё функциями по воспитанию и содержанию детей Направить в Центр социальной помощи семье и детям Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы или учреждение, подведомственное Департаменту социальной защиты населения

Семья, находящаяся в социально опасном положении Поставить семью на учёт в КДН и ЗП, направить в социозащитное учреждение по месту её проживания, или в учреждения других ведомств комплекса социальной сферы для организации межведомственной индивидуальной социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи

В случае выявления факта жестокого обращения с детьми или выявления детей, оставшихся без попечения родителей Незамедлительно сообщить в прокуратуру, органы внутренних дел, орган местного самоуправления

Таким образом, усилия всех учреждений и организаций, участвующих в профилактике социального сиротства, направлены на сохранение семьи, полноценное развитие ребёнка, предотвращение семейного неблагополучия. При этом важнейшее условие эффективности профилактики социального сиротства — чёткое взаимодействие, координация и дифференциация их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.