Научная статья на тему 'Тенденции и проблемы становления системы психосоциальной помощи семьям с детьми в регионах России'

Тенденции и проблемы становления системы психосоциальной помощи семьям с детьми в регионах России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1189
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / УТРАТА РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ / НЕЭФФЕКТИВНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕМЕЙНЫЙ КРИЗИС / FAMILY DISADVANTAGES / FAMILY-ORIENTED SOCIAL SUPPORT / LOSS OF PARENTAL CARE / INEFFECTIVE PARENTING / FAMILY CRISIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костенко Максим Александрович

Выявлены актуальные проблемы модернизации практик социальной работы с семьей и детьми в трудной жизненной ситуации в Российской Федерации на современном этапе. На основании результатов социологического анализа реализации программ, направленных на улучшение положения детей в 48 субъектах РФ, сформулированы ключевые принципы повышения эффективности региональной системы предотвращения семейного неблагополучия и социального сиротства. Проанализирован опыт реализации инновационных социальных услуг, содействующих снижению показателей семейного неблагополучия, и разработана классификация их основных видов. Представлены основные тенденции становления и развития психосоциальной помощи семьям с детьми: модернизация традиционной национальной модели социальной защиты семьи и детей в регионах России; расширение инфраструктуры и доступности социальных услуг, ориентированных на предотвращение утраты несовершеннолетними родительского попечения; актуализация профилактической деятельности в практике социальных служб в регионах РФ; трансформация парадигмы оказания помощи семье в трудной жизненной ситуации - переход от патерналистской модели социальной помощи к усилению актуализации самозащитного потенциала, а также ориентации на социальные услуги, адекватные потребностям реципиента помощи (семьи). На основании анализа документов органов исполнительной власти в регионах РФ описаны актуальные проблемы нового этапа модернизации социальной работы с семьей в трудной жизненной ситуации. Основные из них: качество процесса институционализации направлений и форм инновационной социальной деятельности, составляющих пространство предотвращения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства; отсутствие условий для создания непрерывного процесса психосоциальной помощи «кризисной» семье, что приводит к необходимости усиления межведомственной координации формальных субъектов профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Костенко Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROBLEMS OF ESTABLISHMENT OF SYSTEM OF PSYCHOSOCIAL SERVICES TO FAMILIES WITH CHILDREN IN RUSSIAN REGIONS

The major trends and topical issues of modernization of the practice of social work with families and children in difficult life situation in the Russian Federation are identified. Based on the results of sociological analysis of the implementation of the programmes aimed at improving the situation of children in 48 subjects of the RF sets forth the key principles for improving the efficiency of the regional system for the prevention of family ill-being and social orphanhood are formulated. The experience of the implementation of innovative social services contributing to the decline of family ill-being is analyzed on the basis of which the classification of the basic kinds is developed. Basic tendencies of formation and development of psychosocial assistance to families with children are presented: modernization of traditional national model of social protection, family and children in the regions of Russia; expansion of infrastructure and availability of social services aimed at preventing the loss of minors parental care; actualization of prevention in the practice of social services in regions of the Russian Federation; the transformation of the paradigm of assisting the family in a difficult situation the transition from the paternalistic model of social assistance to strengthen the self-actualization of potential and orientation on social services, adequate to the needs and current situation of the recipient of the assistance (of the family). On the base of the analysis of documents of the Executive bodies of regions of the Russian Federation the problems of the new stage of modernization of social work with the family in difficult life situations are up to date. Main of them are the quality of the process of institutionalization of directions and forms of innovative social activities that make up the space prevention of family ill-being and the prevention of social orphanhood; lack of conditions for the creation of a continuous process of psychosocial care “crisis” in the family, in connection with this is the need to strengthen interagency coordination formal subjects of prevention.

Текст научной работы на тему «Тенденции и проблемы становления системы психосоциальной помощи семьям с детьми в регионах России»

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ

УДК 364.044.24:316.6

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

© Максим Александрович КОСТЕНКО

Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии, e-mail: [email protected]

Выявлены актуальные проблемы модернизации практик социальной работы с семьей и детьми в трудной жизненной ситуации в Российской Федерации на современном этапе. На основании результатов социологического анализа реализации программ, направленных на улучшение положения детей в 48 субъектах РФ, сформулированы ключевые принципы повышения эффективности региональной системы предотвращения семейного неблагополучия и социального сиротства. Проанализирован опыт реализации инновационных социальных услуг, содействующих снижению показателей семейного неблагополучия, и разработана классификация их основных видов. Представлены основные тенденции становления и развития психосоциальной помощи семьям с детьми: модернизация традиционной национальной модели социальной защиты семьи и детей в регионах России; расширение инфраструктуры и доступности социальных услуг, ориентированных на предотвращение утраты несовершеннолетними родительского попечения; актуализация профилактической деятельности в практике социальных служб в регионах РФ; трансформация парадигмы оказания помощи семье в трудной жизненной ситуации - переход от патерналистской модели социальной помощи к усилению актуализации самозащитного потенциала, а также ориентации на социальные услуги, адекватные потребностям реципиента помощи (семьи). На основании анализа документов органов исполнительной власти в регионах РФ описаны актуальные проблемы нового этапа модернизации социальной работы с семьей в трудной жизненной ситуации. Основные из них: качество процесса институционализации направлений и форм инновационной социальной деятельности, составляющих пространство предотвращения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства; отсутствие условий для создания непрерывного процесса психосоциальной помощи «кризисной» семье, что приводит к необходимости усиления межведомственной координации формальных субъектов профилактики.

Ключевые слова: семейное неблагополучие; социальное сиротство; утрата родительского попечения; неэффективное родительство; семейно-ориентированная социальная поддержка; семейный кризис.

Приоритетными задачами деятельности субъектов российской системы защиты детей являются профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержка семей с детьми-инвалидами, социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом [1-3]. Формулируемые задачи в области семейной политики и политики защиты детей рассматриваются в плоскости происходящих модернизационных процессов в обществе, поисков новых управленческих и технологических решений. Таким образом, реализация программной деятельности раз-

личных субъектов национальной семейной политики способствует созданию новой национальной многоуровневой комплексной модели управления процессами предотвращения семейного неблагополучия и утраты родительского попечения, позволяющей в социально-политических условиях разделения административных полномочий добиваться сокращения распространения пренебрежения нуждами несовершеннолетних в масштабах всей страны.

Анализ результатов реализации ряда программ действий региональных органов

исполнительной власти в интересах детей (в рамках исследования предпринята попытка анализа 48 программ субъектов РФ, направленных на оптимизацию / создание систем предотвращения социального сиротства и семейного неблагополучия: Тамбовская, Новосибирская, Томская области, Алтайский край, Республика Бурятия и др.) показывает, что в субъектах РФ происходят позитивные изменения в положении семей с детьми в трудной жизненной ситуации, осуществляется комплексная и планомерная работа с семьями в социально опасном положении, обеспечивающая благоприятные условия для их жизнедеятельности и развития. На федеральном, региональном, муниципальном уровнях происходит синхронное преобразование системы защиты семьи и детства: усиливается профилактический компонент работы, вмешательство в ситуациях раннего детского и семейного неблагополучия, переход от заявительного принципа в оказании социальных услуг к обеспечению семей и детей услугами, имеющими непосредственное отношение к преодолению предкризисных ситуаций, смягчению возможных рисков и предупреждению распада семей и появления новых социальных сирот [2; 4].

Усиление профилактического и реабилитационного компонента региональных систем улучшения положения детей детерминирует ослабление патерналистской парадигмы в осуществлении социальной помощи. Одновременно с этим развивается парадигма, основанная на стремлении усиления собственных самозащитных сил и ресурсов как индивида, так и семьи в трудной жизненной ситуации. В этой связи все чаще социальная помощь семьям с детьми описывается в контексте психосоциальных услуг, предоставляемых государством реципиенту помощи (семье, детям) и направленных на его реадаптацию в сообществе. Психосоциальная помощь семье особое внимание уделяет ре-ципроктному характеру взаимодействия социальных и психологических факторов и последствий переживания трудной жизненной ситуации.

Расширение инфраструктуры психосоциальных услуг для семей и детей, организация новых служб поддержки семей дают возможность повышать доступность социальной помощи для целевых групп, увеличи-

вать частоту посещений семей, переживающих кризисную ситуацию, что позволяет выявлять семейное неблагополучие на ранних стадиях и оказывать своевременную помощь. Очевидно, что обеспечение доступности и системности предоставления услуг по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению семей с детьми в дальнейшем обеспечит целостность и устойчивость региональной системы предотвращения семейного неблагополучия.

Фактически в основу реализации эффективных региональных программ по улучшению положения детей положена идеология семейно-ориентированного подхода психосоциальной помощи, что выражается в формировании региональных систем межведомственной координации при решении наиболее актуальных вопросов семейного неблагополучия; создании системы раннего выявления семейного неблагополучия; расширении инфраструктуры услуг в интересах детей, повышении их качества и доступности для семей с детьми. При этом в деятельности умело сочетается поддержка эффективных традиционных и новых технологий в реализации индивидуальных программ реабилитации семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Инновационная направленность таких программ действий на уровне субъекта РФ проявляется в поддержке государственных и негосударственных некоммерческих инициатив, ориентированных на семейно-центрированные формы психосоциальной помощи: повышение родительской компетентности, создание условий для улучшения качества жизни несовершеннолетних при сохранении кровной семьи посредством предоставления социальных услуг и социального сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и / или в социально опасном положении и т. п. [5-7].

Важной тенденцией формирующейся новой модели психосоциальной работы с проблемами семейного неблагополучия является расширение пространства профилактической и реабилитационной работы: все чаще административные методы работы с семьей становятся семейно-сберегающими и ориентированными на гармонизацию отношений в кровной семье при условии достижения наивысших показателей безопасности

ребенка. Реализация такого подхода позволяет преодолеть формализованный подход к помощи детям и их семьям и коллегиально решать вопросы оказания помощи детям при максимальном учете интересов ребенка и особенностей ситуации в его семье [8].

Опыт работы в российских регионах доказывает активизацию потенциала семьи благодаря увеличению арсенала психосоциальных технологий, применяемых специалистами в социальной сфере, приоритетности выявления «неблагополучных» семей на ранней стадии и разрешению сложившихся проблем. Несмотря на региональную специфику, программы объединяет общее видение решения проблем социального сиротства: ориентация на раннюю профилактику рисков в семьях, сохранение для ребенка кровной семьи, мобилизация собственных жизненных сил и ресурсов семьи. В этих целях программы расширяют спектр практической профилактической деятельности, внедряют и развивают инновационные технологии по социальному сопровождению и социальной реабилитации семей, имеющих детей и находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, усиливают межведомственную координацию деятельности различных ведомств, участвующих в решении проблем семьи и детей [2; 4].

Идеологию изменения качества политики и практических действий в интересах семей с детьми на региональном уровне можно сформулировать в виде следующих принципов:

- нацеленность на конечный результат и прямая результативность мероприятий для достижения целей программы действий в интересах семьи и детей;

- создание новых услуг для целевых групп;

- расширение охвата целевых групп существующими и новыми услугами (мероприятия, обеспечивающие расширение охвата целевой группы результативной профилактической работой, увеличение числа служб новых видов и соответственно увеличение охвата семей и детей новыми видами услуг);

- обязательным элементом любой поддерживаемой программы должно стать развитие межведомственного взаимодействия;

- создание, в результате реализации мероприятий длительного эффекта, возможности использования созданной материаль-

ной базы, новых кадров и методов работы (обеспечение нарастающего эффекта);

- повышение профессиональной компетенции специалистов, непосредственно участвующих в реализации мероприятий;

- вовлечение гражданского общества в реализацию программ через развитие волонтерского движения, информирование и просвещение широкого круга лиц, обучение представителей целевых групп программ, распространение семейных ценностей и образовательных программ по ответственному родительству.

Социологический анализ региональной статистики, документов, посвященных реализации региональных программ, позволяет выделить 5 ключевых элементов региональной системы профилактики семейного неблагополучия:

1) нормативно-правовая база (межведомственное урегулирование полномочий и ответственности, стандартизация услуг) и организационно-управленческие условия организации работы по предотвращению семейного неблагополучия (определение координирующих и контрольных функций, программно-целевой подход, проектное финансирование);

2) технологии выявления и ведения учета семей на разных этапах кризиса;

3) инфраструктура услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или социально опасном положении, отвечающая потребностям семей;

4) качество процесса профилактической и реабилитационной работы, определяемое специалистами (переход от «карательной» к «поддерживающей» парадигме помощи, обучение, методическое сопровождение) и механизмами участия семей с детьми в планировании и оценке этих процессов (планирование, мониторинг и оценка результативности);

5) обеспечение поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем информирования, вовлечения гражданского общества.

Представленные элементы фактически являются эффективными инструментами влияния на ситуацию с семейным неблагополучием в регионе.

Организация межведомственной системы работы на региональном и муниципальном уровнях является исходным пунктом реализации эффективности программной

деятельности психосоциальной помощи семьям с детьми в трудной жизненной ситуации. Необходимость межведомственной организации работы обусловлена привлечением к решению проблемы большого числа участников разных учреждений и организаций разной ведомственной принадлежности. Межведомственный подход в реализации региональных программ характеризуется единым видением и регламентацией деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан относительно целей, задач, мер по решению наиболее актуальных проблем семейного неблагополучия; создание единых банков данных по детям и семьям в трудной жизненной ситуации; создание региональных и муниципальных координационных советов с привлечением гражданского общества; согласование межведомственных и ведомственных показателей и индикаторов. Реализация такого подхода позволила сформировать у регионов представления о системной и эффективной управленческой деятельности в сфере семейной политики, ориентированной на достижение результата. Как правило, программная деятельность региональных стратегий в интересах детей направлена на создание устойчивого потенциала для развития системных мер и форм поддержки семей с детьми различных целевых групп: ранняя профилактика семейного неблагополучия и реабилитация социально неблагополучных семей и детей, а также профилактика вторичной волны социального сиротства, развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей [1; 2; 4; 5]. Результатами реализации региональных стратегий становятся ин-ституализировавшиеся направления инновационной социальной деятельности, составляющие пространство предотвращения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства:

- реализация программ поддержки родителей и ответственного родительства [9];

- организация раннего выявления семейного неблагополучия и социального патроната семей в трудной жизненной ситуации и / или в социально опасном положении;

- оказание экстренной помощи детям и семьям с детьми в кризисных ситуациях (мобильные службы, кризисные центры и др.);

- организация работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей и предоставления реабилитационной помощи детям, пострадавшим от насилия и/или ставшим свидетелями насилия;

- предотвращение отказов от новорожденных детей и реабилитация женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации с малолетними детьми [10];

- внедрение технологий восстановления естественной социальной среды ребенка, актуализации внутренних ресурсов семьи и включения семейного окружения в решение проблем семьи («Сеть социальных контактов» и т. д.):

- семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и последующее социальное сопровождение замещающих семей с целью предотвращения конфликтных ситуаций в детско-родитель-ских взаимоотношениях и создания условий для стабильного положения семьи;

- постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- реализация специализированных программ реабилитации детей и семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с участием учреждений различной ведомственной принадлежности.

Целенаправленная семейно-ориентиро-ванная региональная политика способствует созданию и продвижению в регионах эффективных технологий и услуг, содействующих снижению показателей семейного неблагополучия:

- формирование и поддержка ответственного родительства. Реализация подобных услуг способствует усилению роли и большему вовлечению родителей в воспитании детей, предполагает оказание информационно-просветительской, правовой, социально-психологической помощи семьям, формирование в обществе в целом и в каждой отдельной семье позитивных семейных ценностей, обучение родителей навыкам ненасильственного воспитания детей;

- организация дневного пребывания для детей и матерей, которое направлено на реабилитацию несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, и иной трудной жизненной ситуации, в т. ч. материальные затруднения, быто-

вая неустроенность, сложный режим работы единственного родителя и др.;

- организация экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье (социальная скорая помощь, мобильные службы (бригады), телефон доверия, интернет-службы) призвана максимально быстро и четко действовать в ответ на обострившуюся ситуацию в семье. Достаточно распространена практика оказания экстренной психологической и социальной помощи семье через телефонное или интернет-консультирование со специалистами [11]. Телефон доверия является важным звеном в системе профилактики социального неблагополучия семей, так как в силу своей доступности и анонимности дает возможность получения экстренной психологической и ресурсной помощи любой категории населения. Особенно в ней нуждаются дети и подростки, которые порой не знают, куда и к кому обратиться за помощью в сложной для них ситуации. С введением в Российской Федерации единого номера детского телефона доверия - 8-800-2000-122, действующего во всех регионах России, также создана первичная сеть выявления семейного неблагополучия. В настоящее время любой ребенок и / или его родитель (законный представитель) может в трудную для него минуту набрать номер и получить анонимно и бесплатно помощь специалиста (по состоянию на декабрь 2013 г. принято более 3 миллионов звонков) [1; 2];

- организация комплексного социального сопровождения семьи и ребенка (кураторы, тьюторы, участковые социальные службы, социальный патронаж) является крайне важной составляющей профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, для выполнения которой в регионах создаются специальные службы. Организация деятельности участковой социальной службы призвана выявлять, ставить на учет и сопровождать семей в трудной жизненной ситуации, а также позволяет выстроить комплексную систему профилактической работы с семейным неблагополучием на ранней стадии кризиса, направленной на восстановление семьи непосредственно по месту жительства. Кроме того, деятельность таких служб позволяет обеспечить доступность социальных услуг для семей, проживающих в отдаленных населенных пунктах;

- организация реабилитационного досуга детей (социальные гостиные, низкопороговые клубы, игровые автобусы и т. д.). Для детей и подростков, воспитывающихся в семьях «группы риска», как правило, характерен низкий уровень социальной адаптации к самостоятельной жизни, нарушение норм общественного порядка. Для организации реабилитации и досуга таких детей в регионах организуются специальные мероприятия;

- создание системы мер по предотвращению отказов от новорожденных детей (дневное пребывание детей и женщин «группы риска», временное пребывания женщин «группы риска», прокат средств ухода за ребенком первого года жизни, домашние помощники и социальные няни и т. д.);

- восстановление семейного окружения для ребенка (сетевая семейная терапия, метод «сеть социальных контактов»), институт семейного терапевта) позволяет реализовывать мероприятия, направленные на мобилизацию самозащитных сил семьи, активизацию жизненного потенциала ее членов и ближайшего социального окружения; реабилитацию родителей, страдающих алкогольной зависимостью, предусматривающую лечение, профессиональную подготовку (курсы повышения квалификации и др.) и последующее трудоустройство, а также профессиональное психолого-педагогическое и социальное сопровождение семьи;

- организация предоставления услуг детям и семьям с детьми в домашних условиях (семейная терапия, домашнее визитирование, институт «домашние помощники», интенсивная терапия на дому) позволяет специалистам, работающим иметь более четкое и наглядное представление о том, в каких условиях живет семья и ребенок, какие существуют проблемы и конфликты, а следовательно, сделать вывод о том, какие виды помощи необходимо в данном случае предоставить. Домашние визиты могут стать частью мониторинга ситуации в семье, позволяющего фиксировать положительные или негативные изменения. Домашнее визитирование необходимо также, когда семья находится уже на крайней стадии кризиса и нуждается в экстренной помощи, но сама по разным причинам не обращается или не попадает в систему социальной защиты населения. Домашнее визитирование актуально также

тогда, когда речь идет о детях со специфическими, требующими особого подхода характеристиками. Например, в Томской области данная технология применяется активно в отношении семей с детьми, имеющими нарушения в развитии;

- уличная социальная работа применяется в основном с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Республика Татарстан).

Реализация программного подхода в региональной политике улучшения положения семей с детьми, внедрение в практику государственных и негосударственных организаций инновационных социальных технологий и услуг психосоциальной помощи, механизмов распределения ресурсов позволяет достичь не только результатов, но и значимых социальных эффектов в сфере предотвращения семейного неблагополучия. Так, в Тамбовской области в период 2009-2012 гг. в 2 раза сократилось число детей, родители которых лишены родительских прав, и число выявленных в течение года детей, оставшихся без попечения родителей; в кровные семьи стало возвращаться в 1,5 раза больше детей, чем до начала реализации программы. Поразительные результаты отмечают регионы в работе по предотвращению отказов от новорожденных: снизилось количество отказов, от 20 % в Калужской области до 60 % в Новосибирской области. Удельный вес детей, получивших семейно-ориентированные услуги, в среднем по регионам составил до 70-75 %. В Астраханской области ежегодно отмечается сокращение численности выявленных семей с затяжным характером кризиса в 4,4 раза. Белгородская область имеет один из самых низких показателей по удельному весу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детского населения в Центральном федеральном округе (1,25 %). В Курганской области на 11 % сократилось количество фактов жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних [1; 2; 5].

Таким образом, очевидно, что реализация региональных политик и практик, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, позволяет снизить уровень социального сиротства, повысить доступность и расширить спектр услуг психосоциальной помощи семьям с детьми, внедрить

инновационные технологии работы. Организация психосоциальной работы с семьями в трудной жизненной ситуации содействует усилению межведомственной координации субъектов профилактики в регионах Российской Федерации и на муниципальном уровне, что в свою очередь определяет основу для системных изменений в организации социальной поддержки семей и детей, находящихся в социально опасном положении и иных трудных жизненных ситуациях. В частности, очевидна трансформация системы социальной защиты семьи и детства на организацию и развитие профилактической деятельности, что способствовало развитию инфраструктуры, повышению доступности психосоциальных услуг и росту профессиональной компетенции специалистов. Представляется, что дальнейшее развитие практики психосоциальной помощи семьям с детьми будет стимулировать создание, внедрение, совершенствование и распространение инновационных социальных технологий, моделей и методик, направленных на расширение перечня и повышение качества услуг, предоставляемых детям и (или) семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.

1. Дети в трудной жизненной ситуации: профилактика неблагополучия / под ред. М.В. Гор-деевой. М., 2013.

2. Костенко М.А., Костенко Н.Б. Жестокое обращение в отношении несовершеннолетних: проблемы предотвращения и организация психосоциальной помощи. Барнаул, 2013.

3. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента РФ от 1.06.2012 гг. № 761. URL: http:// base.garant.ru/70183566. Загл. экрана.

4. Костенко М.А. Опыт работы служб субъектов Российской Федерации по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения и осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми, пострадавшими от жестокого обращения. М., 2011.

5. Региональная модель профилактики социального сиротства. Опыт Томской области / под ред. М.О. Егоровой. М., 2010.

6. Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики сиротства / под общ. ред. Е.В. Гуровой. М., 2009.

7. Rycus J., Huges R. Filed guide to child welfare, Washington, 2009.

8. Роджерс Дж. Гейткипинг: Механизмы контроля на вход в систему социальной защиты детей: теоретическое обоснование и первый опыт. СПб., 2010.

9. Cleaver H., Unell I. and Aldgate J. Children's Needs-Parenting Capacity: The Impact of Parental Mental Illness, Problem Alcohol and Drug Use, and Domestic Violence on Children's Behaviour. L., 1999.

10. Geeraert L., Van den Nootgate W., Grietens H. & Onghena P. The effects of early prevention programs for families with young children at risk for physical child abuse and neglect: a meta-analysis // Child Maltreatment. 2004. Vol. 9 (3). P. 276-297.

11. Gilliland B., James R. Crisis Intervention Strategies. University of Memphis, 1999.

1. Deti v trudnoy zhiznennoy situatsii: profilaktika neblagopoluchiya / pod red. M.V. Gordeevoy. M., 2013.

2. Kostenko M.A., Kostenko N.B. Zhestokoe obrashchenie v otnoshenii nesovershennoletnikh: problemy predotvrashcheniya i organizatsiya psikhosotsial'noy pomoshchi. Barnaul, 2013.

3. O Natsional'noy strategii deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody: ukaz Prezidenta RF ot 1.06.2012 gg. № 761. URL: http:// http:// base.garant.ru/70183566. Zagl. ekrana.

4. Kostenko M.A. Opyt raboty sluzhb sub"ektov Rossiyskoy Federatsii po okazaniyu pomoshchi

detyam i podrostkam v sluchayakh zhestokogo obrashcheniya i osushchestvleniyu reabilita-tsionnykh meropriyatiy s det'mi, postradavshimi ot zhestokogo obrashcheniya. M., 2011.

5. Regional'naya model' profilaktiki sotsial'nogo sirotstva. Opyt Tomskoy oblasti / pod red. M.O. Egorovoy. M., 2010.

6. Realizatsiya gosudarstvennoy semeynoy politiki v sfere profilaktiki sirotstva / pod obshch. red. E.V. Gurovoy. M., 2009.

7. Rycus J., Huges R. Filed guide to child welfare, Washington, 2009.

8. Rodzhers Dzh. Geytkiping: Mekhanizmy kon-trolya na vkhod v sistemu sotsial'noy zashchity detey: teoreticheskoe obosnovanie i pervyy opyt. SPb., 2010.

9. Cleaver H., Unell I. and Aldgate J. Children's Needs-Parenting Capacity: The Impact of Parental Mental Illness, Problem Alcohol and Drug Use, and Domestic Violence on Children's Behaviour. L., 1999.

10. Geeraert L., Van den Nootgate W., Grietens H. & Onghena P. The effects of early prevention programs for families with young children at risk for physical child abuse and neglect: a meta-analysis // Child Maltreatment. 2004. Vol. 9 (3). P. 276-297.

11. Gilliland B., James R. Crisis Intervention Strategies. University of Memphis, 1999.

Поступила в редакцию 9.04.2014 г.

UDC 364.044.24:316.6

TRENDS AND PROBLEMS OF ESTABLISHMENT OF SYSTEM OF PSYCHOSOCIAL SERVICES TO FAMILIES WITH CHILDREN IN RUSSIAN REGIONS

Maksim Aleksandrovich KOSTENKO, Altai State University, Barnaul, Russian Federation, Candidate of Sociology, Associate Professor of General and Applied Psychology Department, e-mail: [email protected]

The major trends and topical issues of modernization of the practice of social work with families and children in difficult life situation in the Russian Federation are identified. Based on the results of sociological analysis of the implementation of the programmes aimed at improving the situation of children in 48 subjects of the RF sets forth the key principles for improving the efficiency of the regional system for the prevention of family ill-being and social orphanhood are formulated. The experience of the implementation of innovative social services contributing to the decline of family ill-being is analyzed on the basis of which the classification of the basic kinds is developed.

Basic tendencies of formation and development of psychosocial assistance to families with children are presented: modernization of traditional national model of social protection, family and children in the regions of Russia; expansion of infrastructure and availability of social services aimed at preventing the loss of minors parental care; actualization of prevention in the practice of social services in regions of the Russian Federation; the transformation of the paradigm of assisting the family in a difficult situation - the transition from the paternalistic model of social assistance to strengthen the self-actualization of potential and orientation on social services, adequate to the needs and current situation of the recipient of the assistance (of the family).

On the base of the analysis of documents of the Executive bodies of regions of the Russian Federation the problems of the new stage of modernization of social work with the family in difficult life situations are up to date. Main of them are the quality of the process of institutionalization of directions and forms of innovative social activities that make up the space prevention of family ill-being and the prevention of social orphanhood; lack of conditions for the creation of a continuous process of psychosocial care "crisis" in the family, in connection with this is the need to strengthen interagency coordination formal subjects of prevention.

Key words: family disadvantages; loss of parental care; ineffective parenting; family-oriented social support; family crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.