Научная статья на тему 'Профилактика социального сиротства: организация работы по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации'

Профилактика социального сиротства: организация работы по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / АЩИТА СЕМЬИ И ДЕТСТВА / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СЕМЬЯ И ДЕТИ / НАХОДЯЩИЕСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ / СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олиференко Людмила Яковлевна

В предлагаемой статье содержатся методические рекомендации руководителям образовательных учреждений, социальным педагогам по организации работы, направленной на выявление детей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of social orphanage: organization of work for early detection of children in socially dangerous conditions and difficult living situation

Methodical recommendations for heads of institutions, social teachers about the organization of work to identify children in socially dangerous conditions and difficult living situation

Текст научной работы на тему «Профилактика социального сиротства: организация работы по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации»



Профилактика социального сиротства: организация работы по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации

Людмила Яковлевна Олиференко,

доктор педагогических наук, профессор

В предлагаемой статье содержатся методические рекомендации руководителям образовательных учреждений, социальным педагогам по организации работы, направленной на выявление детей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

• социальное сиротство • защита семьи и детства • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

• семья и дети, находящиеся в социально опасном положении • Семейный кодекс

• права и обязанности родителей

Детская безнадзорность и беспризорность — следствие социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией подростковой среды. Такая ситуация порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции: массовые нарушения прав детей, рост числа несовершеннолетних с алкогольной и наркотической зависимостью, с психическими отклонениями, страдающих венерическими заболеваниями, омоложение преступников, увеличение преступности среди девочек, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков.

Остро обозначилась проблема социального сиротства и защиты детей от жестокости и насилия в семье, от безответственного отношения деморализованных родителей к воспитанию и здоровью своих детей. Ежегодно лишаются родительского попечения более 100 тысяч детей, которые поступают в различные учреждения для де-

-е-

тей-сирот, отдаются под опеку и попечительство, усыновляются (удочеряются).

Остаётся острой проблема детей, оказавшихся вне образования. Не снижается численность правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, которые не обучаются в образовательных учреждениях и нигде не работают.

Государство, являясь безусловным гарантом обеспечения прав и законных интересов ребёнка, обязано своевременно принимать адекватные меры по защите детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семей и детей, находящихся в социально опасном положении, т.е. в тех случаях, когда родители в силу жизненных обстоятельств и по иным причинам не в состоянии справиться со своими обязанностями в отношении детей, либо уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей.

Решением конкретных вопросов защиты семьи и детства занимаются различные государственные и муниципальные органы и учреждения, а также негосударственные организации.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120-ФЗ) органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать (см. схему 1):

1. Орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних.

2. Орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.

3. Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления, — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий, или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия.

5. Орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении.

6. Орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях.

7. Орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.

8. Орган по делам молодёжи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют в пределах своей компетенции следующие виды деятельности, направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних:

— индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и(или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

— профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

— мероприятия по социальной адаптации несовершеннолетних (социальная адаптация ребёнка — процесс активного приспособления ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы);

— мероприятия по социальной реабилитации несовершеннолетних (социальная реабилитация ребёнка — мероприятия по восстановлению утраченных ребёнком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нём).

Результатом деятельности перечисленных категорий специалистов, работающих в различных организациях, является оказание конкретной социальной и государственно-правовой помощи детям и семьям, в том числе предоставление приюта в учреждениях для временного пребывания граждан, а также принятие различных санкций к детям и (или) родителям в случае их виновного поведения. Наиболее важные направления социальной и государственно-правовой защиты детей — устройство их в семью, восстановление утраченных связей детей и родителей, социальный патронаж, оказание материальной поддержки гражданам.

Должностные лица органов и учреждений системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних имеют право:

— в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами;

— запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.

Компетенция органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», федеральным и региональным законодательством.

Направления деятельности органов и учреждений образования в соответствии с названным Федеральным законом.

Статья 14. Органы управления образованием и образовательные учреждения

1. Органы управления образованием в пределах своей компетенции:

— контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;

— осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других

Наиболее важные направления социальной и государственно-правовой защиты детей — устройство их в семью, восстановление утраченных связей детей и родителей, социальный патронаж, оказание материальной поддержки гражданам.

образовательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

(В ред. федеральных законов от 07.07.2003 № 111-ФЗ, от 30.06.2007 № 120-ФЗ.)

— участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

— ведут учёт несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

— разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

— создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведений, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

(В ред. Федерального закона от 30.06.2007 ЛР 120-ФЗ.)

2. Общеобразовательные учреждения общего образования; образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

(В ред. Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ.)

— оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

(В ред. Федерального закона от 30.06.2007 № 120-ФЗ.)

— выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

— выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

— обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

— осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

3. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

(В ред. Федерального, закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ.)

— принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

— принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев;

(В ред. Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ.)

— осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

4. Руководители и педагогические работники органов управления образованием и образовательных учреждений пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Надзор органов прокуратуры за деятельностью субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Спектр форм и методов работы, направлений деятельности различных организаций и учреждений многообразен, имеются специфические, присущие лишь одним объектам профилактики, особенности.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением и надлежащим выполнением всеми органами и учреждениями требований законодательства, направленного на борьбу с детской безнадзорностью и правонарушениями, совершаемыми как самими несовершеннолетними, так и в отношении несовершеннолетних, соблюдением прав несовершеннолетних и их законных представителей.

При этом они не подменяют органы государственной власти, осуществляющие контроль за деятельностью органов системы профилактики. Координацию деятельности органов и учреждений осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Ведомственный контроль за их деятельностью осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами.

Во исполнение возложенных функций прокуратурой ежегодно проводятся проверки законности деятельности органов и учреждений системы профилактики по реализации положений Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Результаты проверок, нарушения, отмечающиеся в деятельности субъектов профилактики, пути и способы их устранения обсуждаются на координационных и межведомственных совещаниях руководства правоохранительных и контролирующих органов.

Одним из направлений прокурорского надзора является надзор за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления образованием и образовательными учреждениями, органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства.

В органах управления образованием и образовательными учреждениями проверяется, в числе прочего, организация учёта несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в учебных заведениях.

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что основными причинами систематических пропусков учащимися учебных занятий являются семейное неблагополучие, бесконтрольность со стороны родителей. При этом большинство несовершеннолетних, не обучающихся по году и более, назад в школу не возвращается.

Между тем Федеральным законом «Об образовании» предусмотрены различные формы получения образования (в зависимости от потребностей и возможностей личности): очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы, семейное образование, самообразование, экстернат. При этом допускается сочетание различных форм получения образования. Образовательное учреждение должно обеспечить реализацию права обучающегося (в данном случае «числящегося за школой») на получение образования по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения. То есть, если подросток длительное время пропускает занятия по неуважительной причине, остаётся не по одному разу на повторные курсы обучения и с учётом возраста не желает учиться в одном классе с детьми, значительно младше его, родители могут поставить перед администрацией учебного заведения вопрос о переводе ребёнка на другую форму получения образования.

Немаловажное значение имеет и своевременное сообщение о таких учащихся в комиссии по делам несовершеннолетних и защите

их прав, подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты для своевременного выяснения причин семейного неблагополучия, для оказания компетентной помощи как подростку, так и его родителям. Наделе зачастую такая информация «мёртвым грузом» оседает в территориальных органах управления образованием, процесс утраты со стороны ребёнка интереса к учёбе стремительно нарастает. В результате такие подростки пополняют ряды безнадзорных.

Дополнительные меры по профилактике социального сиротства

К сожалению, Федеральный закон «Об образовании» недостаточно исполняется, и органы государственной власти вынуждены принимать дополнительные меры по выполнению субъектами профилактики своих обязанностей. Глава Правительства РФ на заседании Президиума дал поручения:

— «усилить меры профилактики и защиты детей от жестокого обращения в семье и в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (4, с. 4);

— «обеспечить проведение в 2010 году общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми» (4, с. 7);

— Министерству образования и науки РФ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и с участием общественных организаций разработать дополнительные меры, направленные на профилактику социального сиротства и повышение эффективности работы уполномоченных органов с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Министерством образования Московской области издан Приказ «Об организации работы образовательных учреждений по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» от 30.11.2009 и Инструкция «О порядке действий ответственных лиц образовательных учреждений по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Руководитель образовательного учреждения обязан организовать следующую работу во вверенном ему учреждении:

1. Назначить ответственных должностных лиц (социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе и др.) за раннее выявление детей, находящихся в социально опасном положении (см. схему 1), вести их учёт и совместно с педагогическим

коллективом организовать работу с детьми и их семьёй по оказанию необходимой помощи.

2. Обеспечить взаимодействие (и информирование о фактах ненадлежащего исполнения родителями или законными представителями своих обязанностей по воспитанию, содержанию и защите прав детей, а также выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и случаях жестокого обращения с детьми): с муниципальными органами управления образования, с администрациями муниципальных образований, в том числе сельских поселений, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства, органами социальной защиты населения, органами системы здравоохранения, органами внутренних дел, в том числе с отделом по делам несовершеннолетних.

3. Направить информационно-рекомендательные письма руководителям органов и учреждений системы профилактики:

— о выявлении несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу жизни или здоровью, в том числе о нанесённых побоях и иных случаях;

— о вновь прибывших на территорию замещающих семьях (опекунских, приёмных, патронатных);

Схема 1

Семья и дети, находящиеся в социально опасном положении

Социально опасное положение

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

— о несовершеннолетних, прекративших посещение образовательного учреждения без уважительных причин или посещающих образовательное учреждение в неадекватном состоянии;

— в случаях проживания ребёнка у родственников или иных лиц без законного представителя;

— в случаях самовольного ухода из семьи ребёнка;

— о случаях длительного отсутствия контакта родителей (законных представителей) с классным руководителем образовательного учреждения или воспитателем в детском дошкольном образовательном учреждении (см. схему 2).

4. Учитывать эффективность работы ответственных должностных лиц (ведение учёта и организация работы) по профилактике социального сиротства при социальных выплатах стимулирующего характера.

5. По запросу органов и учреждений системы профилактики направить запрашиваемую информацию, обеспечивая защиту конфиденциальной информации.

6. Осуществлять контроль за организацией данной работы.

Цель раннего выявления неблагополучия — предотвращение изъятия ребёнка из кровной семьи путём социально-педагогической помощи на дому и на основе сотрудничества с родителями.

Работа с родителями обязывает педагогических работников изучить права, обязанности и ответственность родителей по воспитанию детей. В связи с этим важно провести обучение всего педагогического коллектива, изучив главу 12 Семейного кодекса и схему 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глава 12 Семейного кодекса. Права и обязанности родителей

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные нрава и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Статья 62. Права несовершеннолетних родителей

1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребёнком и участие в его воспитании.

2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребёнка и при установлении их материнства и (или) от-

цовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребёнку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребёнка. Разногласия, возникающие между опекуном ребёнка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

3. Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать своё отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Родители с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

(В ред. Федерального закона от 21.07.2007№ 194-ФЗ.)

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребёнка к каждому из родителей, братьям и сёстрам, возраст ребёнка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком, возможность создания ребёнку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка

1. Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет права на общение с ребёнком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребёнком образования.

Родитель, с которым проживает ребёнок, не должен препятствовать общению ребёнка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребёнка, его нравственному развитию.

2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

3. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребёнка, может вынести решение о передаче ему ребёнка исходя из интересов ребёнка и с учётом мнения ребёнка.

4. Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет право на получение информации о своём ребёнке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребёнка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Статья 67. Право на общение с ребёнком дедушки, бабушки, братьев, сестёр и других родственников

1. Дедушка, бабушка, братья, сёстры и другие родственники имеют право на общение с ребёнком.

2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребёнка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

3. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребёнка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребёнком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребёнка и с учётом мнения ребёнка.

В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

Статья 68. Защита родительских прав

1. Родители вправе требовать возврата ребёнка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

При рассмотрении этих требований суд вправе, с учётом мнения ребёнка, отказать в удовлетворении иска родителей, если придёт к выводу, что передача ребёнка родителям не отвечает интересам ребёнка.

2. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребёнок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передаёт ребёнка на попечение органа опеки и попечительства.

Статья 69. Лишение родительских прав

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения,

О

воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений*;

(*Выделенные слова с 1 сентября 2008 года заменяются словами «аналогичных организаций» (Федеральный закон от24.04.2008 № 49-ФЗ).

— злоупотребляют своими родительскими правами;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Статья 70. Порядок лишения родительских прав

1. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других)1.

2. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

3. При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребёнка с родителей (одного из них), лишённых родительских прав.

4. Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.

5. Суд обязан в течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган

записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребёнка.

Статья 71. Последствия лишения родительских прав

1. Родители, лишённые родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребёнком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе пра-

1 Абзац второй статьи 70 пункта 1 с 1 сентября 2008 года излагается в следующей редакции: «Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других)». (Федеральный закон от 24.04.2008 № 49-ФЗ.

-е-

во на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

2. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребёнка.

3. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребёнка и родителей (одного из них), лишённых родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством.

4. Ребёнок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

5. При невозможности передать ребёнка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребёнок передаётся на попечение органа опеки и попечительства.

6. Усыновление ребёнка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.

Статья 72. Восстановление в родительских правах

1. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребёнка.

2. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишённого родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

3. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребёнка родителям (одному из них).

4. Суд вправе с учётом мнения ребёнка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребёнка.

Восстановление в родительских правах в отношении ребёнка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

Не допускается восстановление в родительских правах, если ребёнок усыновлён и усыновление не отменено (статья 140 настоящего Кодекса).

Статья 73. Ограничение родительских прав

1. Суд может с учётом интересов ребёнка принять решение об отобрании ребёнка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничение родительских прав).

2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребёнка с родителями (одним из них) опасно для ребёнка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжёлых обстоятельств и другое).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребёнка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребёнка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства, по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав, обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребёнка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребёнка, органами и учреждениями2, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором.

4. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

5. При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребёнка с родителей (одного из них).

6. Суд обязан в течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребёнка.

(В ред. Федерального закона от 15.11.1997 № 140-ФЗ.)

Статья 74. Последствия ограничения родительских прав

1. Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачи-_ вают право на личное воспитание ре-

2 Выделенное слово с 1 сентября 2008 года заменя- бёнка, а также право на льготы и госу-ется словом «организщиями» федеральный зжон дарственные пособия, установленные от 24 04.2008 № 49-ФЗ.

для граждан, имеющих детей.

2. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребёнка.

3. Ребёнок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

4. В случае ограничения родительских прав обоих родителей ребёнок передаётся на попечение органа опеки и попечительства.

Статья 75. Контакты ребёнка с родителями, родительские права которых ограничены судом

Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребёнком, если это не оказывает на ребёнка вредного влияния. Контакты родителей с ребёнком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приёмных родителей ребёнка или администрации учреждения3, в котором находится ребёнок.

Статья 76. Отмена ограничения родительских прав

1. Если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребёнка родителям (одному из них) и об отмене ограничений, предусмотренных статьёй 74 настоящего Кодекса.

2. Суд с учётом мнения ребёнка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребёнка родителям (одному из них) противоречит его интересам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 77. Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребёнка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребёнка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. При отобрании ребёнка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребёнка и в течение семи

дней после вынесения органом испол- -

нительной власти субъекта Россий- 3 Дленное ^ово с 1 гентабря 2008 года заменяется словом «организация» (Федеральный закон от ской Федерации акта об отобрании 24 04.2008 № 49-ФЗ.

ребёнка, обратиться в суд с иском

о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

(В ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ.)

Статья 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей

1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребёнка, к участию в деле должен быть привлечён орган опеки и попечительства.

2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребёнка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нём заключение по существу спора.

Статья 79. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей

1. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Если родитель (другое лицо, на попечении которого находится ребёнок) препятствует исполнению судебного решения, к нему применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

2. Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребёнка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передаётся ребёнок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел.

При невозможности исполнения решения суда о передаче ребёнка без ущерба его интересам ребёнок может быть по определению суда временно помещён в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение4.

4 Выделенные слова с 1 сентября 2008 г. заменяются словом «организация» (Федеральный закон от 24.04.2008 № 49-Ф3.

Схема 2

-е-

Работа по раннему выявлению детского неблагополучия

Для изучения семьи заполняется «Карта семьи». При этом могут быть использованы данные из личного дела ребёнка.

Для изучения семьи, находящейся в социально опасном положении, рекомендуем «Акт обследования условий жизни ребёнка» с приложением плана работы по оказанию помощи ребёнку и семье. При этом следует помнить, что личная жизнь семьи неприкосновенна и без согласия родителей, участия органов опеки и попечительства вхождение в семью невозможно. Исключение составляют семьи, в которых есть угроза жизни и здоровью ребёнка, в таком случае в семью идёт участковый в составе комиссии.

Карта семьи

1. Ф.И.О. учащегося _

2. В каком классе учится _

3. Возраст __

4. Домашний адрес ________________________________

5. Родители: мать _________________________________

отец __________________________________________

5.1. Возраст родителей _

5.2.Образование родителей (среднее, неполное среднее, средне-специальное, высшее)

5.3. Род занятий родителей (рабочие промышленности, служащие, преподаватели вузов, пенсионеры, домохозяйки, занимающиеся бизнесом, малым предпринимательством и т.д.)

5.4. Сколько лет существует семья _ 6. Тип семьи:

6.1. Полная

6.2. Неполная

6.3. Регидная

6.4. Альтернативная (юридически не оформлены отношения) 7. Состав семьи (совместно проживающие):

7.1. Мать___________________________________

7.2. Отец _

7.3. Бабушки _

-ф- 7.4. Дедушки________________________________________________________________________-ф-

7.5. Дочери, другие члены семьи ________________________

8. Доход на одного члена семьи в месяц ______________рублей

9. Жилищные условия:

9.1. Нормальные (благоустроенная квартира, собственный дом)

9.2. Неблагоустроенная квартира, комната в общежитии

9.3. Другое _____________________________________

10. Семейный уклад противоречивый (нормальные отношения в семье)

10.1. Семейный уклад противоречивый (проблемы есть, но они разрешаются)

10.2. Семейный уклад неблагоприятный (конфликты, скандалы в семье, вредные привычки, токсикомания, пристрастие к наркотикам, бывшая судимость, алкоголизм, другое)

10.3. Наследственные болезни

11. Психолого-педагогическая культура: матери ______________________

отца

12. Знание интересов детей _

13. Умение учитывать в воспитании детей возрастные особенности ___________________________________________

14. Умение объективно анализировать ситуацию в семье

15. Наличие помощи семье в воспитании детей со стороны школы

Акт обследования условий жизни ребёнка

(при составлении акта необходимо учитывать возраст ребёнка и наличие особых потребностей)

э

Факторы, угрожающие жизни и здоровью ребёнка

№ Да Комментарии (если «Да», укажите конкретные факты, на основании которых принято решение)

1 Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребёнку либо другие жестокие наказания

2 Отсутствие еды/питья, длительный голод

3 Оставление ребёнка без присмотра, создающее для него угрозу

4 Эксплуатация ребёнка

5 Эмоциональная депривация, психическое насилие и/или пренебрежение нуждами ребёнка

6 Сексуальное насилие над ребёнком

7 Отсутствие необходимого базового ухода за ребёнком (особенно для детей до трёх лет)

8 Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребёнком, которое может привести к серьёзным последствиям для здоровья

9 Бездействие/невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц

10 Аварийное, непригодное для проживания жильё, представляющее непосредственную угрозу

©

э

11 При наличии опасной инфекции игнорирование сан.-гиг. норм и правил безопасного поведения (создаётся риск инфицирования ребёнка)

12 Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребёнком (физического, психического, сексуального насилия и/или пренебрежения нуждами)

13 Ранее в семье были факты жестокого обращения по отношению к ребёнку (есть сведения из милиции или др. учреждений)

14 Поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для ребёнка (в том числе вследствие алкогольного/наркотического опьянения)

15 Другое (указать что)

Вывод: Угроза жизни и здоровью ребёнка (ст. 77 СК РФ): □ да НЕТ

Комментарии:

Утверждаю /

(подпись) М.П.

Дата:

©

План работы

№ Мероприятие Срок выполнения Ответственное лицо: специалист/родитель Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

т.д.

Одна из острых проблем детства — жестокое обращение в семье, в образовательном учреждении, в референтной группе. При анализе положения ребёнка в семье, классе, группе рекомендуем использовать прилагаемую памятку по показателям жестокого обращения.

Памятка для специалистов образовательных учреждений

Жестокое обращение — это любое действие или бездействие по отношению к ребёнку, в результате которого нарушаются здоровье и социальное благополучие ребёнка, создаются условия, препятствующие его физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Над ребёнком совершено физическое насилие, если его здоровью причинили вред:

— ему нанесли повреждения, увечья;

— ему предложили или его вынудили принимать наркотики, алкоголь, отравляющие вещества или «медицинские препараты», вызывающие одурманивание (например, снотворные, не прописанные врачом).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Над ребёнком совершено сексуальное насилие, если нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу:

— с ним вели развращающие разговоры;

— за ним наблюдали, когда он не знал об этом во время переодевания, гигиенических и прочих процедур;

— ему демонстрировали порнографические материалы;

— в его присутствии совершали действия сексуального характера;

— его вовлекали в действия сексуального характера, принуждали к сексуальной близости.

Ребёнок подвергается психическому насилию, если:

— ограничивают его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сёстрами, родителями, бабушкой и дедушкой;

— унижают его достоинство;

— демонстрируют неприятие, нелюбовь, отвержение;

— обманывают;

— предъявляют к ребёнку требования, не соответствующие его возрастным возможностям;

— ребёнка запугивают с помощью действий, жестов, взглядов;

— угрожают насилием по отношению к значимым для ребёнка людям, домашним животным.

Нуждами ребёнка пренебрегают в случае, если:

— он остаётся без присмотра;

— не удовлетворяются потребности ребёнка в пище, одежде, жилье;

— он лишён медицинского наблюдения, ему не оказывается своевременная медицинская помощь;

— не удовлетворяется потребность в образовании, развитии его способностей.

Если вам стали известны факты, позволяющие предположить жестокое обращение с ребёнком, не оставайтесь в стороне, предпримите действия по защите прав и интересов ребёнка!

Изучая семью, полезно получить информацию и от ребёнка, подростка. Для этого предлагается «Примерный план опроса подростка о его взаимоотношениях с родителями». Опрос не следует проводить коллективно, желательно, чтобы подросток при этом был один.

Полезно руководителю лично встречаться с ребёнком, подростком для оценки его потребностей и привязанностей, понимания природы детского горя и агрессии. Такие встречи важны для подростка как признак неравнодушия к его проблемам. Руководитель должен быть социальным администратором — организовать работу по защите прав и законных интересов во вверенном ему учреждении.

Примерный план опроса подростка о его взаимоотношениях с родителями

-0"

1. Сердятся ли родители, если ты споришь с ними?

Да, всегда Да, часто Когда как Редко Никогда

2. С кем ты чаще советуешься в семье?

С матерью С отцом С братом или сестрой С другими родственниками Ни с кем

В зависимости от ситуации следует задать вопрос: «Почему именно с ним (с ней)?» И если подросток настроен на откровенный разговор можно задать другие уточняющие вопросы, касающиеся его взаимоотношений с родными. Например: «А почему ты не обращаешься за советом к отцу?»

3. Часто ли родители помогают с выполнением домашнего задания?

Часто Всегда, когда прошу Не всегда, когда прошу Редко Их это не интересует

Это их инициатива или твоя? Кто из родите -лей чаще? В каких ситуациях ты обращаешься за помощью и к кому? Почему они тебе иногда отказывают? Это их инициатива или твоя? Кто из родителей чаще? Как они это объясняют?

О

4.Часто ли родители соглашаются с тем, что учитель к тебе не справедлив?

Почти всегда Часто

Когда как

Редко

Никогда

Можно задать уточняющие вопросы: «В каких ситуациях это чаще происходит? Как ты думаешь, почему родители иногда с тобой не согласны? Как ты думаешь как этот учитель относится к тебе на самом деле?»

5. Часто ли тебя наказывают родители?

Часто

Редко

Почти никогда

Никогда

Как тебя наказывают? За что чаще? Как сильно наказание влияет на твоё поведение?

6. Верно ли, что у вас дома нет общих дел, в которых участвуют все члены семьи?

Нет, неверно

Неверно, но таких дел мало

Верно

Какие это дела? По чьей инициативе вы это делаете? Кто любит этим заниматься больше всех? Как ты относишься к этим делам? Как к ним относятся остальные члены семьи? Чем ещё ты хотел бы заниматься вместе со всей семьёй?

Хотел бы ты, чтобы они были? Какие именно? Предлагал ли ты это родителям? Почему они отказались?

7. Часто ли на твою просьбу родители отвечают отказом?

Часто

Редко

Когда как Почти никогда

Никогда

Как ты думаешь, почему они так поступают? Далее уточняющие вопросы задаются в зависимости от ответа

8. Бывает ли так, что родители настаивают, чтобы ты прекратил дружбу с кем-то из твоих друзей?

Было и не раз

Один раз было

Не было

Почему родители на этом настаивали?

9. Кто является главой вашей семьи?

Отец

Мать

Другой член семьи

Почему ты так считаешь? В чём это проявляется?

10. Критикуют ли родители кого-нибудь из твоих учителей?

Да

Иногда

Никогда

Как ты считаешь, почему это происходит? Как ты к этому относишься?

11. Часто ли родители разговаривают с тобой резким, грубым тоном?

Часто

Редко

Никогда

В каких ситуациях это происходит чаще? Кто из родителей так поступает чаще? Как ты на это реагируешь?

Каким тоном с тобой разговаривают родители? А как ты разговариваешь с ними?

-е-

12. Верно ли что в твоей семье мало помогают друг другу?

Верно Неверно

Ты хотел бы, чтобы тебе помогали? В чём? А помогаешь ли ты своим родным? Просите ли вы друг друга о помощи? Чем объясняете свой отказ? В чём помогают тебе родные? Чем ты им помогаешь? Просите ли вы друг друга о помощи или каждый из вас предлагает помощь сам?

13. Считают ли тебя родители капризным ребёнком?

Да Нет

Почему? Согласен ты с ними или нет?

14. С кем в семье ты больше общаешься?

15. Часто ли родители не одобряют то, чем ты занимаешься?

Очень часто Случается Иногда бывает Почти никогда Никогда

В чём это выражается? Почему они это не одобряют? Правы ли они? Как ты относишься к их неодобрению? Всегда ли родители в курсе всех твоих дел? Если нет, то почему?

16. Наказывали тебя в детстве более сильно, чем других детей?

Да, такое случалось Нет, меня вообще редко наказывали

Считаешь ли ты, что родители поступали правильно? Обижен ли ты на них за это? Как по твоему мнению они должны были поступать? Правы ли были твои родители? Будешь ли ты поступать также со своими детьми?

17. Верно ли, что у тебя нет постоянных домашних обязанностей?

Да Нет

Предлагал ли ты сам выполнять какую-либо домашнюю работу? Если да, то почему не выполняешь? Если выполняешь от случая к случаю, то что мешает выполнять систематически? Что входит в их число? Как ты относишься к их выполнению?

Чего тебе не хватает, чтобы чувствовать себя в семье полностью счастливым?

-е-

Согласно законодательству образовательное учреждение обязано заботиться о содержательном досуге и отдыхе детей, создавая для этого систему разнообразной внеурочной и внеклассной работы. Руководитель образовательного учреждения должен ещё при планировании работы, тарификации предусмотреть такую возможность. Полезно провести анкетирование подростков по изучению

структуры их досуга с тем, чтобы внеурочная и внеклассная работа дополняли, а не повторяли те формы досуга, которые у ребят уже есть.

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучения структуры досуга подростков Анкета

Инструкция

Уважаемые ребята! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты, касающиеся вашего времяпрепровождения. На каждый вопрос предложено несколько вариантов ответов. Поставьте, пожалуйста, «галочку» рядом с наиболее подходящим вариантом ответа или запишите свой вариант.

Фамилия, имя _ Возраст _

Как Вы оцениваете материальное состояние Вашей семьи?

выше среднего среднее ниже среднего

Как часто Вы общаетесь с родителями?

столько, сколько мне хочется

недостаточно

слишком много

Как часто Вы проводите свой досуг вместе с родителями?

почти никогда

часто

редко

Есть ли у Вас человек, которому Вы могли бы довериться?

да

нет

Кто этот человек?

отец мать друг

Как часто Вы бываете на дискотеках?

почти каждый вечер, если ничего не мешает приблизительно раз в неделю раз в месяц

реже одного раза в месяц

-е-

3

7

9. Сколько часов в неделю Вы уделяете:

а) чтению газет и журналов _

б) слушанию музыки _

в) просмотру видеофильмов _

г) телепередачам _________________________________

д) изучению специальной литературы, учебников ____________

е) чтению художественной литературы ___________________

ж) «общению» с компьютером __

10. Можете ли Вы назвать себя регулярным пользователем компьютера?

а) да

б) нет

11. Как часто Вы имеете доступ в Интернет?

а) так часто как хочу, мой домашний компьютер подключён к Интернету

б) часто, я пользуюсь услугами интернет-кафе

в) часто, у моего друга домашний компьютер подключён к Интернету

г) редко

12. Сколько раз за последние три месяца Вы побывали:

а) на выставке ___________________________________

б) в музее ______________________________________

в) в кинотеатре __________________________________

г) на оперном спектакле ____________________________

д) на эстрадном концерте ____________________________

е) в драматическом театре ___________________________

13. Какую художественную литературу Вы прочитали за последние полгода?

14. Является ли для Вас телевидение источником информации?

а) да, основным

б) да, но не основным

в) не является

15. Как Вы относитесь к телевизионной рекламе?

а) она является источником новых знаний

б) вызывает раздражение

в) привлекает меня (указать чем) _

Спасибо за внимание!

* *

*

Нарушение прав и законных интересов детей родителями (законными представителями), педагогическими работниками влечёт за собой административную и (или) уголовную ответственность (см. схему 4, 5).

Ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов детей

Схема 3

Административная ответственность

-е-

Схема 4

Уголовная ответственность

-0"

Ответственность должностных лиц

Примечание: приведённые в тексте схемы взяты с изменениями и дополнениями из Информационного вестника по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних: С-Петербургский университет,2002.

Родительский всеобуч

Образовательные учреждения располагают значительным потенциалом в повышении уровня педагогической культуры, просвещении родителей в вопросах воспитания детей.

Правовая неосведомлённость во многом способствует нарушению законных прав и интересов семьи. Нередко родители (законные представители) нарушают права ребёнка, относятся к нему неуважительно, не видят в нём личность, злоупотребляют родительскими правами. Но незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

Неразвитость правосознания и низкий уровень правовых знаний не только населения в целом, но и специалистов, осуществляющих работу с семьёй и ребёнком, настоятельно требует организации работы образовательного учреждения с педагогическим коллективом, а также работы по просвещению родителей (законных представителей).

Содержание родительского всеобуча может быть посвящено таким актуальным вопросам:

— Права детей в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, российским законодательством.

— Обязанности родителей по обеспечению воспитания, развития, содержания детей, получения ими обязательного общего образования.

— Права родителей.

— Ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.

— Роль родителей в профилактике безнадзорности, правонарушений, формировании здорового образа жизни несовершеннолетних.

— Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.

— Оказание родителям психолого-педагогической и социально-правовой помощи в воспитании детей.

Родительский всеобуч может проводиться в рамках родительских собраний, «горячих линий», консультаций специалистов. При этом могут быть использованы печатные средства и пр.

Литература

1. Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 10.12.1996 г.

2. Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 24.06.99 № 129-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Протокол заседания Президиума Совета при Правительстве РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 14 августа 2009 г. № 30.

5. Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2008 г. «Рекомендации по повышению эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства».

6. Рекомендации Минобрнауки РФ от 10.03.2009 г. № 06-224 «Об организации в субъектах Российской Федерации и работы по профилактике жестокого обращения с детьми».

7. Приказ Министерства образования Московской области «Об усилении контроля за условиями жизни несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально

опасном положении, и организации работы по профилактике несчастных случаев и жестокого обращения с детьми» от

02.09.2009 г. № 2051.

8. Приказ Министерства образования Московской области «Об организации работы образовательных учреждений по

выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» от 30.11.2009 г. № 2559.

9. Информационный вестник по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних (в части социальной работы с семьёй): С-Петер-

бургский университет, 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.