Кг1ВКЁКг;ИДКА
• муниципальная система защиты детей
• социально-педагогическая помощь ребёнку
• управляющие советы • Конфликтная комиссия • Детская общественная приёмная
Муниципальная система защиты и поддержки детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации
Ирина Викторовна Седова,
начальник управления дополнительного образования, воспитательной работы и защиты прав детства Департамента образования Администрации города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа, педагог-психолог
Муниципальное образование город Но-ябрьскЯмало-Ненецкого автономного округа, по данным переписи, насчитывает более 110 тысяч человек и состоит из города Но-ябрьск и отдалённого микрорайона Вынга-пуровский (80 км).
Ноябрьский регион — это территория с относительно стабильными экономическими показателями, которые обеспечиваются нефтегазодобывающими предприятиями. В образовательных учреждениях города воспитывается и обучается более 20 тысяч детей, из них учащихся школ — 13 тысяч.
Организацию профилактической работы обеспечивают заместители директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты управления воспитательной работы, дополнительного образования и защиты прав детства Департамента образования. В управлении работают 15 человек, из них 12 — специалисты по опеке и попечительству.
Система профилактики строится согласно Федеральному закону № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Активно работают и взаимодействуют все субъекты профилактики. Остановлюсь на характерных особенностях профилактической системы города Ноябрьска, что значительно отличает её от систем других городов.
Для того чтобы рассмотреть муниципальную систему защиты детей, прежде всего,
технология и практика
необходимо ответить на три вопроса: кого защищаем? От кого защищаем? Кто защищает?
Ответ на первый вопрос даёт Декларация прав ребёнка: «...ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
Второй вопрос раскрывается при анализе значимых социальных институтов социализации ребёнка. Это, прежде всего, семья, образовательное учреждение и социум. Потенциал защиты также составляют эти социальные институты.
На наш взгляд, важная роль в защите ребёнка принадлежит повышению уровня правовых знаний. Иногда на встречах родители задают вопрос: надо ли ребёнку говорить о его правах? Мы убеждены, что надо. Да, одновременно обозначать его обязанности. Однако в ситуации угрозы со стороны взрослых ребёнок будет знать, как ему защищаться.
В городе Ноябрьске традиционными стали такие мероприятия с детьми:
• Марафон «Мой выбор».
• Акция «Правовая пропаганда».
• Выездная школа ученического актива (коммунарские сборы).
• Единые классные часы.
• Детская общественная приёмная.
• Видеоконференции с уполномоченным по правам ребёнка в России и ЯНАО.
• Волонтёрское движение.
Кроме того, осуществляется психолого-педагогическое консультирование и издаются брошюры, буклеты, календари соответствующей тематики.
К сожалению, образовательное учреждение тоже может таить опасность для ребёнка, если педагоги не защищают его права и, самое страшное, сами нарушают их. А. Дистервег отметил: «Повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в городе проводятся психолого-педагогические семинары; коммуникативные тренинги. Открыт кабинет поддержки педагогов, работающих с детьми группы риска. Функционирует «Телефон доверия». Большое значение мы придаём повышению квалификации педагогов и обучению классных руководителей активным формам работы с классом.
Главным защитником ребёнка должна быть семья. Однако именно в семье происходят самые страшные детские драмы.
Логика оказания комплексной помощи ребёнку требует, чтобы работа начиналась с предупреждения возникновения острых проблем его развития, и делать это следует в наиболее естественной для не-
И.В. Седова. Муниципальная система защиты и поддержки детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации
го среде вместе с его родителями, педагогами, одноклассниками, друзьями. Ключевым специалистом «в первом круге помощи» выступает классный руководитель, воспитатель, оказывающий ребёнку педагогическую поддержку. Опыт показывает, что эффективность помощи этого уровня возрастает, если к ней подключается социально-психологическая служба, курирующая конкретный класс или конкретного ребёнка.
Проблемы, нерешённые в первом круге, становятся
Система комплексной предметом заботы более специализированных струк-
помощи поэтапно вы- тур: отдельных специалистов системы помощи и сопро-
страивается во взаимо- вождения, их объединений (психолого-педагогические
дополняющую цепочку: консилиумы, советы профилактики) в образователь-
от педагогической под- ном учреждении.
держки к сопровожде- Если те или иные проблемы не удаётся решить на
нию, специализирован- уровне образовательного учреждения, то они стано-
ной помощи вятся предметом деятельности иных специализиро-
и консультированию. ванных служб — психолого-медико-педагогической
комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав.
Таким образом, система комплексной помощи поэтапно выстраивается во взаимодополняющую цепочку: от педагогической поддержки к сопровождению, специализированной помощи и консуль-^ тированию. ^
В муниципальном образовании сформирован и действует механизм экстренного реагирования в обстоятельствах, непосредственно угрожающих жизни или здоровью ребёнка.
Система комплексной социально-психологической помощи строится:
— по месту воспитания (обучения) несовершеннолетних (силами специалистов системы образования);
— по месту жительства (силами специалистов Комплексного центра социально-досугового обслуживания детей и молодёжи, Центра психолого-педагогической помощи населению «Доверие» управления по делам семьи и молодёжи Администрации города Ноябрьска совместно с инспекторами подразделения по делам несовершеннолетних УВД по г. Ноябрьск и участковыми педиатрами).
Так, в августе 2009 года участковым педиатром были обнаружены следы побоев на теле семилетнего Александра. Незамедлительно специалисты опеки и инспекторы ОПДН изъяли ребёнка из семьи. Он был помещён в Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония». Решением Федерального суда Ноябрьска мать ребёнка была ограничена в родительских правах. Ребёнок в настоящее время проживает с отцом. Несовершеннолетний и его окружение находятся под патронажем специалистов социальных служб. Когда была отмечена устойчивая положительная динамика семейных отношений, мать восстановили в родительских правах.
технология и практика
Не менее важным является привлечение к проблеме защиты детей общественности города. Для этого с 2007 года ведётся планомерная работа по созданию управляющих советов.
В системе образования Ноябрьска эта деятельность осуществляется на городском уровне — через Муниципальный общественный совет по развитию образования, а также на уровне образовательных учреждений — через управляющие советы.
Управляющие советы наделены широкими полномочиями (более широкими, чем совет школ): от утверждения Программы развития школы, расходования бюджетных и внебюджетных средств до участия в разработке критериев и определения их соответствия в деятельности работников при распределении стимулирующей части фонда заработной платы в новой отраслевой системе оплаты труда.
Процедура создания управляющего совета предполагает выборы и кооптацию членов, что позволяет обеспечить участие широкой общественности в создании легитимного совета.
В состав управляющих советов вошли представители педагогического коллектива школы, родителей, учащихся 10 — 11-х классов, а также Городской думы, градообразующих предприятий, работников культуры, молодёжной политики, общественных организаций.
Активность избирателей свидетельствовала о неравнодушии, заинтересованности в такой структуре родителей, учащихся, педагогов. Избранные в конкурентной борьбе члены совета начали плодотворно работать для развития школы. По решению Муниципального общественного совета создана Конфликтная комиссия, которая осуществляет приём участников образовательного процесса по проблемным вопросам.
Примечательно, что заседания Конфликтной комиссии проходят на базе образовательных учреждений, руководители которых готовят презентацию своего учреждения. Это позволяет участникам совета ознакомиться с видами и типами образовательных учреждений, спектром их образовательных услуг. Большинство заседаний проводится в расширенном составе, с участием председателей управляющих советов. Таким образом осуществляется обмен опытом деятельности управляющих советов, что даёт возможность их членам использовать в своей деятельности апробированные и эффективные формы работы коллег.
На этапе профилактики и поддержки семьи и ребёнка мы привлекаем дополнительные механизмы, такие как Детская общественная приёмная, созданная на базе Центра детского творчества (действует на основе Положения о Детской общественной приёмной при Комитете по образованию, утверждённого приказом Комитета по образованию № 234-од от 27.03.03 г.).
И.В. Седова. Муниципальная система защиты и поддержки детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации
В письме заместителя министра образования Российской Федерации Е.Е. Чепурных — «Информация об организации работы с родительской общественностью по проблеме воспитания детей и молодёжи в регионах Российской Федерации» как положительный отмечается опыт г.Ноябрьска по созданию Общественной приёмной для детей и родителей.
В рамках работы Детской общественной приёмной осуществляется тесное взаимодействие с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управлением социальной защиты населения, отделом здравоохранения, городским Центром занятости населения, Управлением внутренних дел, прокуратурой, общественными организациями, от которых зависит восстановление нарушенных прав детей.
Анализ обращений детей и их родителей выявил наиболее актуальные проблемы: положительные и отрицательные стороны ЕГЭ; выбор профессии, взаимоотношения со сверстниками; взаимоотношения с педагогами; взаимоотношения в семье (злоупотребление родителями спиртными напитками, уклонение от воспитания, конфликты между членами семьи, жестокое обращение, вынужденный уход из дома и т.д.).
Все участники образовательного процесса, обратившиеся в Детскую общественную приёмную, получают практическую помощь.
С 1 сентября 2009 учебного года для расширения информационно-правового пространства Департамент образования реализовал новую дополнительную форму работы — выездную. На таких встречах у каждого из учащихся, педагогов, родителей есть возможность задать вопрос участникам Детской общественной приёмной.
Таким образом, с введением новой формы работы с общественностью расширился круг обращений в Детскую общественную приёмную, что подтверждает эффективность этой формы работы.
В 2010/11 учебном году выездная Детская общественная приёмная работает над проблемой «Успешный выбор профессии: условия, факторы, технологии». Предполагается актуализировать у учащихся 9-10-х классов потребность осознанного выбора профессионального пути.
Также состоялась встреча представителей общегородской Детской общественной приёмной с учащимися 10-х классов. Тема встречи — «В разговоре о главном...».
Анализ обращений позволяет сделать вывод, что такая форма работы является эффективной. Только за прошлый учебный год в Детскую общественную приёмную обратилось более 1800 человек. Количество обращений увеличивается из года в год.
Координирующую роль в деятельности субъектов профилактики выполняет Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
т е х н о л о г и я и п р а к т и к а
Администрации города Ноябрьска. По инициативе штатных сотрудников комиссии два раза в месяц, а также в выходные и праздничные дни проводятся рейды, направленные на профилактику безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних, асоциальных проявлений, семейного неблагополучия. Посещаются семьи несовершеннолетних, места сбора молодёжи.
В ходе проведения рейдов отслеживается динамика в поведении социально-неблагополучных семей, оказывается консультативная помощь.
На заседаниях комиссии рассматриваются дела в отношении родителей, ненадлежащим образом исполняющих свои родительские обязанности. К сожалению, мы отмечаем рост количества рассмотренных дел с 292 в 2007 г. до 323 — в 2009-м. При этом количество родителей, злоупотребляющих алкоголем, увеличилось с 94 в 2007 г. до 109 в 2009-м.
Важным защитником ребёнка является Федеральный суд и прокуратура города Ноябрьска, а также недавно созданный, но эффективно действующий институт Уполномоченного по правам ребёнка.
Порядок экстренного реагирования в случаях угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних регламентирует распоряжение главы города от 20.03.2007 № Р-226 «Об организации работы по подготовке правовых актов, предусматривающих отобрание детей». Непосредственное изъятие детей из семей, где есть угроза их жизни и здоровью, осуществляют специалисты отдела по защите прав детства и опеке Департамента образования совместно с УВД и КДНиЗП.
За период 2009 года из неблагополучных семей изъято 11 несовершеннолетних детей. Дети до трёх лет помещаются в детское соматическое отделение Центральной городской больницы, старше трёх лет — в ЦРН «Гармония». При установлении статуса оставшихся без попечения дети переводятся в детский дом «Семья», в котором сегодня воспитываются 34 воспитанника, большая часть которых — социальные сироты.
К сожалению, наблюдается рост лишения и ограничения родителей в их правах (76 случаев в 2007 г. и 95 — в 2009-м). Мы считаем, что более действенным является временное (до 6 мес.) ограничение родителей в их правах. Только в 2010 г. восстановлены в правах 10 родителей.
Перечисленные меры дают свои положительные результаты: всё больше жителей города не остаются равнодушными к проблемам детей и всё чаще обращаются в различные службы с информацией о неблагополучной ситуации в семьях.
Самое главное право ребёнка — воспитываться в семье. Поэтому стратегической целью нашей деятельности должно стать сохранение кровной семьи, её реабилитация, поддержка в трудной жизненной ситуации.
И.В. Седова. Муниципальная система защиты и поддержки детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации
Чтобы добиться успеха, необходимо установить партнёрские отношения с родителями. Участие родителей и общественности в работе по предотвращению насилия и пропаганде ценностей, относящихся к ненасильственному разрешению конфликта (автономность, ответственность, сотрудничество, креативность и солидарность), помогает сделать образовательное учреждение не только местом, где происходит диалог и обмен мнениями, но и центром общественной жизни.
Ориентируясь на семью ребёнка как на равноправного и творческого участника образовательного процесса, Департамент образования проводит городские родительские собрания — «Проблемы правонарушений и употребления ПАВ в детско-молодёжной среде», «Создание воспитательного пространства», «Патриотическое и духовно-нравственной воспитание» и др. В муниципальном образовании созданы группы детско-родительских отношений, а также Центр игровой поддержки, адаптационные группы кратковременного и круглосуточного пребывания. Функционирует родительский лекторий (гостиная) «Родительский дом — начало начал.», тема этого года — «Детская агрессия: как предотвратить беду?».
В каждом образовательном учреждении проводятся родительские собрания, в которых принимают участие: администрация школы, педагоги-психологи, социальные педагоги. На собраниях рассматриваются вопросы о социальных нормах и отклоняющемся поведении учащихся школы, о воспитании в семье, усилении контроля со стороны родителей за поведением подростков в свободное от обучения время.
Для повышения уровня психолого-медико-педагогической и правовой компетентности семей, планирующих взять на воспитание ребёнка, и семей, уже усыновивших или принявших детей под опеку или на попечительство, продолжает функционировать «Школа опекунов-родителей», с прошлого года работает Служба по подбору, подготовке, сопровождению и оказанию поддержки замещающим семьям; разработана программа по подготовке семей для принятия на воспитание детей, их профессиональному сопровождению. Прошла обучение первая группа кандидатов в замещающие родители (5 человек).
Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с детьми осуществляется на специальных организационно-деятель-ностных играх, тренингах для родителей. Для этой цели созданы родительские и семейные клубы, семейные проекты. Особый интерес у семей вызывает традиционная городская спортивная эстафета «Традиции моей семьи», где все вместе — папа, мама и ребёнок — соревнуются в силе и ловкости.
Для оказания социально-педагогической помощи, социальной защиты, экстренного реагирования в работе с семьёй, специалисты образовательных учреждений проводят патронаж семей, находя-
т е х н о л о г и я и п р а к т и к а
щихся в трудной жизненной ситуации. Зачастую они являются посредниками между школой и семьёй, семьёй и социумом. Педагоги-психологи оказывают высококвалифицированную консультативную помощь родителям в вопросах воспитания детей.
Мы понимаем, что перевоспитать родителей не сможем, но повлиять на характер их взаимоотношений с детьми, скорректировать их действия по отношению к ребёнку и другим людям при проведении специальной работы возможно.
Надеемся, что нерадивых родителей подстегнёт принятый в апреле 2010 года Закон ЯНАО № 40 «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда на территории ЯНАО». Мы ведём широкую разъяснительную работу по положениям закона через управляющие советы, классные родительские собрания, СМИ. Совместно с управляющими советами и классными родительскими комитетами уже рассмотрены предложения об определении мест, в которых запрещается нахождение детей. Предложения направлены главе нашего города.
В завершение, ещё раз обозначу стратегическую цель нашей деятельности — это сохранение кровной семьи и детей в этой семье, её реабилитация, поддержка родителей и детей в трудной жизненной ситуации.
«...Родительский дом для человека — это отправная точка жизненного пути. Здесь он учится говорить и ходить, думать и чувствовать. Здесь он получает привычкуклюбви или ненависти — кто-му, чем живёт и дышит родительский дом. Горше сиротства бывает воспитание во зле. Но счастлив человек, если через любовь отца и матери он до конца дней получает урок человеколюбия». (Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XIII Международных рождественских образовательных чтений «Школа, семья, церковь — соработничество во имя жизни, 2005 г.)