КТО ЗАЩИТИТ ПРАВА РЕБЁНКА В ШКОЛЕ?
Людмила Леонидовна Васильева,
доцент кафедры методологии образования
Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук
Одна из важнейших областей жизни ребёнка — школа, а учёба — процесс, занимающий большую часть его времени и сил. Кто защитит его от несправедливости в школе, поможет разрешить конфликтную ситуацию в классе, кто подскажет, как правильно поступить? В решении этих вопросов важная роль отводится уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса.
• права ребёнка • уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса • часто нарушаемые права детей • охрана личных прав и защита личных прав
Институту уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Саратовской области исполнилось 11 лет. На первых порах защитников было не больше десятка. С сентября 2001 года их уже 140, а с 2002 года должность уполномоченного была введена во всех средних и основных общеобразовательных учреждениях области.
Должность уполномоченного -----
внештатная и специалист выбирается на эту должность сроком всего на один год.
Создание института уполномоченного по правам человека Саратовской области стало началом успешного развития правового образования и правового просвещения в сфере прав человека.
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса — посредник между сторонами, который в своей деятельности обязан следовать трём принципам: нейтральности, добровольности участия сторон, конфиденциальности информации. Он избирается собранием учащихся, учителей и родителей. Их, в свою очередь, делегируют собрания учащихся класса и их родителей. Членов педагогического коллектива делегирует собрание учителей. Выборы уполномоченного осуществляются открытым или прямым тайным голосованием. В выборах могут принимать участие учащиеся, начиная с 7-го класса, их родители и учителя. Выборы проводятся раз в год, в сентябре. Для организации и проведения выборов уполномоченного в образовательном учреждении создаётся избирательная комиссия. Предвыборная агитация проводится не более чем в течение двух недель до выборов и заканчивается
за 2—3 дня до выборов. Уполномоченный избирается в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановления нарушенных прав.
Уполномоченным может быть только совершеннолетний участник образовательного процесса — учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог или родитель. Участник образовательного процесса, занимающий в школе административную должность, не может быть избран уполномоченным. Уполномоченный избирается на срок, установленный собранием школы (но не менее одного учебного года). Он может быть досрочно освобождён от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнении из учреждения.
В своей деятельности уполномоченный руководствуется Европейской конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, Уставом школы, Правилами школьной жизни. Он содействует исполнению законов «Об образовании» РФ и Саратовской области, совершенствованию Правил школьной жизни и правовому просвещению участников образовательного процесса. Уполномоченный при осуществлении своих функциональных обязанностей независим и неподотчётен школьным органам и должностным лицам.
Если говорить о часто нарушаемых правах детей в РФ, то можно выделить неполное соблюдение таких групп прав детей, как личные права1 и право на образование.
Задачи, решаемые уполномоченным, разнообразны. Это:
• содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
• оказание помощи родителям по вопросам соблюдения прав человека, прав ребёнка;
• регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека, прав ребёнка;
1 Под личными правами имеются в виду право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребёнка; право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления и т.д.
• обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка, прав человека;
• содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Основные направления деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса:
• принятие внутренних нормативных актов, регулирующих отношения внутри школьного коллектива;
• проведение мероприятий, посвящённых правам участников образовательного процесса;
• рассмотрение обращений учеников, их родителей и учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся ситуации.
Приоритетное направление в деятельности уполномоченного — защита прав и законных интересов несовершеннолетних участников образовательного процесса. При этом необходимо различать термины «охрана личных прав» и «защита личных прав».
Охрана личных прав — это установление государством правовых норм, регулирующих общественно необходимое поведение участников правоотношений по поводу конкретного блага и санкций за их нарушение.
Защита личных прав — это предусмотренные законом меры ответственности, которые применяются к нарушителям прав личности с целью восстановления или компенсации утраченных благ. Следует иметь в виду, что не все личные права восстановимы после их нарушения. Так, например, могут быть восстановлены честь и доброе имя человека, но невосстановимы повреждённое здоровье человека или его жизнь в случае смерти. Поэтому в деятельности уполномоченного в сотрудничестве с другими специалистами и учреждениями первостепенное значение приобретает профилактика правонарушений.
В процессе своей деятельности уполномоченный по защите прав ребёнка и других участников образовательного процесса взаимодействует с уполномоченным по защите прав человека Саратовской области, правозащитными организациями, органами управления образования, инспекцией по делам несовершеннолетних, отделом опеки и попечительства, управлением социальной защиты населения, ЦСОН, специалистом по работе с молодёжью. Уполномоченные по защите прав ребёнка и других участников образовательного процесса наладили между собой взаимодействие и стремятся координировать свою работу, о чём свидетельствует заключённое в 2005 году «Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации». Развивается также взаимодействие уполномоченных по правам человека и уполномоченных по правам ребёнка. Так, в 2000 году Аппаратом уполномоченного был создан сайт уполномоченного в Интернете. В образовательном учреждении уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса тесно сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних.
В настоящее время ведётся работа как на федеральном, так и на региональном уровне по созданию системы специалистов и учреждений, обеспечивающей соблюдение прав детей. Создаются различные социальные, педагогические, медицинские службы для оказания помощи и защиты интересов всех категорий нуждающихся детей.
Сегодня права учащихся часто нарушаются или реализуются лишь частично. Формирование у работников образования ориентации на уважение прав детей надо рассматривать как одну из значимых задач. Решение этой управленческой задачи предполагает в первую очередь повышение уровня правовой культуры всех участников образовательного процесса2.
2 Орлов М.И., Петрович В.Г. 8-летка уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса: от теории к практике. Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008.
Уполномоченный должен не только знать права, обязанности и ответственность всех участников образовательного процесса, но и умело применять нормативно-правовое обеспечение в своей деятельности. Изучение прав детей не может сводиться только к информированию об их существовании. Учащиеся должны иметь ясное представление и о способах реализации этих прав, и о собственной ответственности за осуществление прав, и о необходимости уважать права других людей. Конечно, лишь осведомлённость не способна обеспечить уровень правосознания и соответствующего поведения. Но знание и соблюдение законов являются обязанностью гражданина независимо от возраста. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса оказывает содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Основные формы работы уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса следующие:
• индивидуальные и коллективные беседы с учащимися;
• индивидуальные и коллективные беседы с учителями;
• индивидуальные беседы с родителями учащихся и с родительской общественностью;
• доведение до сведения администрации информации об учителях, постоянно нарушающих права учащихся;
• организация на классных часах занятий по ознакомлению с «Правилами школьной жизни»;
• защита прав конкретного ребёнка и представительство его интересов;
• расследование дел по индивидуальным жалобам детей;
• наблюдение за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов детей;
• внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в области охраны прав детей;
• содействие повышению информированности о правах ребёнка, как самих детей, так и взрослых;
• действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми
и родителями;
• представление докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросе соблюдения прав ребёнка.
Важно, чтобы общеобразовательное учреждение было готово к введению должности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса: это и высокий уровень ученического самоуправления, и взаимодействие педагогической и родительской общественности, и пропаганда правовых знаний. Но уже сейчас уполномоченные стали необходимым элементом школьной жизни при решении проблем учеников, учителей, родителей, воспитателей, действенным центром по их правовому просвещению, а правовая помощь детям максимально доступна. Соблюдение прав детей в системе образования имеет существенное значение не только для развития системы образования, но и для общества в целом.
Светлана Михайловна Зенова работает в средней общеобразовательной школе № 2 р.п. Екатериновка Саратовской области с 1990 года. В должности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса состоит в течение пяти лет.
Основные направления её деятельности:
• Развитие в рамках внеурочной воспитательной работы направлений и форм, связанных с гражданско-правовым развитием учащихся (ролевые игры, дебаты, дискуссии, мониторинги).
• Активизация деятельности органов общественно-государственного управления (Управляющий совет).
• Система правового и психологического сопровождения образовательного процесса.
• Модернизация системы мониторинга реализации конституционных прав участников образовательного процесса.
• Создание механизмов учёта мнений детей
в решении вопросов, имеющих к ним отношение.
• Организация постоянно действующего лектория для родителей «Единство прав и обя-
занностей участников образовательного процесса».
• Разработка и активизация здоровьесберегающих программ и технологий.
Помимо этого, уполномоченный в данной школе выступает на родительских собраниях и педагогических советах школы по правовой тематике, участвует в семинарах омбудсменов, активизирует работу психологической службы и социального педагога в рамках проекта «Школа — правовое пространство», совершенствует локальные нормативные акты (Правила школьной жизни, Положение об уполномоченном, Положение о внешнем виде учащихся). В рамках Недели права организует открытый микрофон, почтовый ящик «Я и закон», выпуск стенгазет по правовой тематике, проводит беседы с учителями, учениками, родителями.
Важное место в деятельности Светланы Михайловны занимает диагностическая работа. Она провела мониторинг допустимой аудиторной нагрузки по классам, загруженности учащихся домашними заданиями, количества контрольных работ. Её исследования свидетельствуют, что явной перегрузки в школе нет.
Провела опросы родителей и учащихся на тему прав человека, анкетирование учащихся с целью изучения комфортности их пребывания в школе. В анкетировании приняли участие 134 школьника 5 — 11-х классов. Результаты показали, что 47 человек имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания. 51 опрошенный имеет хорошую школьную мотивацию. Они успешно справляющихся с учебной
Социально-педагогическая деятельность уполномоченного
деятельностью. 27 учащихся имеют положительное отношение к школе, которая интересна им внеучебной деятельностью. Им интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало. 11 человек продемонстрировали низкую школьную мотивацию. Анализ анкеты позволяет сделать следующие выводы: уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса совместно с социальным педагогом и школьным психологом необходимо выяснить причину низкой школьной мотивации у некоторых учащихся и провести необходимую работу по устранению этой проблемы.
Интересные результаты были получены при анкетировании «Моя семья», в нём приняли участие 77 учащихся 8 — 11-х классов. Цель анкетирования: выявить, каковы взаимоотношения в семье, какое влияние оказывают родители на развитие личности подростка. На вопрос «Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?» 63 учащихся ответили — да, 14 — нет. 14 учащихся отметили, что несправедливость родителей заключается в том, что они применяют физическое наказание. 69 учащихся ответили, что будут воспитывать своих детей так же, как их воспитывают родители.
На вопрос «Будешь ли ты строгим родителем?» все 77 опрошенных ответили «да». Все учащиеся ответили, что они не станут баловать своих детей, а также не будут разрешать гулять своим детям после 22 часов. Если ребёнок задерживается после 22 часов на улице представителями милиции, то на их родителей накладывается штраф. 71 человек отметил, что в воспитании своих детей никогда не будут использовать физическое наказание, шесть человек отметили, что одним из методов наказания будут использовать физическое наказание.
59 учащихся считают, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя, 18 — что воспитанием детей должна заниматься жена. Образцом для подражания у 59 человек являются и мама, и папа.
Для 18 учащихся образец для подражания — мама.
Все опрошенные учащиеся отметили, что они знают своих двоюродных и троюродных братьев и сестёр, в их семьях принято частое общение с бабушками и дедушками. Все учащиеся отметили, что они хотели бы, чтобы внуки так же относились к ним, как и они относятся к своим престарелым родственникам.
22 человека ответили, что они хотели бы иметь в своей семье одного ребёнка,
42 — двоих и только 13 человек ответили, что хотели бы иметь троих детей.
На вопрос о том, смогли бы усыновить чужого ребёнка, 38 учащихся ответили — да, а остальные ответили — не знаю. Основную причину конфликтов между учащимися и их родителями ребята усматривают в отсутствии взаимопонимания.
Анкетирование позволило выявить, что в школе среди опрошенных учащихся преобладают тёплые, позитивные взаимоотношения. Родители оказывают положительное влияние на развитие личности подростка. Но всё же есть отдельные семьи, в которых физическое наказание используется как один из методов воспитания. С такими семьями намечена разъяснительная работа, так как в них нарушаются права ребёнка.
Цель анкетирования по правовой культуре — выявить уровень правовых знаний и правовой культуры учащихся. В анкетировании приняли участие учащиеся 5 — 11-х классов. Анализ показал, что у учащихся 7 — 11-х классов сформирован высокий уровень правовой культуры.
С учащимися 5 — 6-х классов предстоит усилить работу по правовому воспитанию. Необходимо больше проводить классных часов, бесед по вопросам правового воспитания.
Диагностическая работа позволяет С.М. Зеновой как уполномоченному по защите прав участников образовательного
процесса выяснить, насколько продуктивно организованы в школе процессы воспитания и обучения. Эта деятельность способствует положительным изменениям личности ребёнка и решению наиболее острых проблем организации учебного процесса в школе.
Особое внимание в школе уделяется поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Эта работа ведётся в рамках совета по профилактике безнадзорности и правонарушений, социально-психологической службы, включает в себя индивидуальные консультации, беседы с учащимися, их родителями или законными их представителями, диагностику эмоционального состояния. Светлана Михайловна в интересах защиты прав участников образовательного процесса активно сотрудничает с психологом, социальным педагогом школы, проводя психологическое сопровождение учащихся и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявляя и сопровождая детей-инвалидов.
Уполномоченным были посещены родительские собрания для разъяснения правовой процедуры проведения ГИА, ЕГЭ. Родителей учащихся волнуют следующие проблемы: несвоевременно выставление учителем оценок в дневник; задание старшеклассникам на каникулы; нарушение дисциплины учащихся (пользование мобильными телефонами, плеерами на уроках); невыполнение родительских обязательств в отношении своих детей. Были вопросы о работе столовой (скудный ассортимент, холодные завтраки или обеды).
Основная работа уполномоченного — рассмотрение обращений и жалоб. Большинство обращений типа «ученик — ученик». В текущем учебном году были единичные обращения по поводу нарушения этики поведения учителя. Светлана Михайловна ведёт разъяснительную работу среди учителей о недопустимости нарушений норм этики, обращая особое внимание на корректное, выдержанное, терпимое отношение к мнению учащегося.
Тенденция к разрешению конфликтов в цивилизованной форме укрепляется. Наличие в школе уполномоченного по правам с каждым годом даёт детям, учителям, родителям опыт улаживания конфликтных ситуаций,
умение пользоваться своими правами, понимая обязанности и ответственность.
Выявленные нарушения не остаются без внимания администрации школы, всего педагогического коллектива. Ежемесячно проводятся совещания при директоре, еженедельно — совещания с руководителями структурных подразделений, заседания методических объединений, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся соблюдения прав детей. На дисциплинарных линейках администрация школы не только награждает победителей различных мероприятий, но и ведёт разъяснительную работу по соблюдению прав и обязанностей участников образовательного процесса.
Для обеспечения работы омбудсмена в школе был проведён ряд организационных мероприятий. Оформлен стенд, где размещены Правила школьной жизни, Устав школы. На стенде размещены материалы:
• статья «Кто такой — омбудсмен?» (история становления института уполномоченного);
• выдержки из Декларации о правах человека, Конвенции о правах ребёнка;
• обзор российского законодательства «Права и ответственность несовершеннолетних»;
• контактная и текущая информация.
В средней общеобразовательной школе № 2 р.п. Екатериновка Саратовской области за время работы уполномоченного увеличилось количество обращений от родителей и учителей. Снизился процент учащихся, которые опасались обращаться к уполномоченному. Отношения между директором, администрацией и омбудсменом стали носить партнёрский характер.
Атмосфера детской защищённости и психологического комфорта меняет стиль школьной жизни, превращает учителей, детей, родителей в союзников
и единомышленников; пересматривается педагогическая позиция учителя и администрации, создаются условия, помогающие принятию ценностей гражданского общества, способов совместной деятельности людей разного возраста и пола, мировоззрения и вероисповедания, национальностей и характеров.
Вся работа уполномоченных направлена к тому, чтобы улучшить условия образовательного, учебно-воспитательного процесса, соблюдать санитарно-гигиенические нормы, устанавливать комфортный морально-психологический климат, придерживаться этических норм поведения.
От редакции: проблема формирования человеческого потенциала как составной части человеческого капитала стала профильной для нашего журнала с тех самых пор, как мы стали поводить Международный конкурс им. А.С. Макаренко. Актуальность проблемы и темы обусловлена тем, что сегодня доля человеческого
капитала в стоимости устройств, машин и любой другой продукции превышает 50%, но при этом качество человеческого капитала в России остаётся крайне низким и продолжает деградировать. Так, доля высококвалифицированных рабочих ниже, чем в США и ЕС в 10 раз, производительность труда в 5 — 10 раз. И проблема как раз в том, что в нашей школе нет условий для превращения человеческого капитала в эффективный, работающий, создающий прибавочную стоимость, человеческий капитал. Полное отсутствие в нашей школе операции капитализации наработанного там же человеческого потенциала — то есть, практически использования знаний и способностей в целях создания продукта с потребительской стоимостью — является грубой стратегической ошибкой. Поэтому любое дальнейшее наращивание образования, в том числе умощнение профориентации, без повседневной практики капитализации собственных талантов и способностей — пустая трата времени и других ресурсов! НО