Научная статья на тему 'Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса как субъект социально-педагогической деятельности'

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса как субъект социально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
830
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЕНКА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОХРАНА ЛИЧНЫХ ПРАВ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ / CHILDREN’S RIGHTS / OMBUDSMEN FOR PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS / PROTECTION OF INDIVIDUAL RIGHTS AND PERSONAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Людмила Леонидовна

Показано, что институт уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса является важной составляющей развития образовательного, учебно-воспитательного процесса. Постоянный контроль за соблюдением правовых норм образовательного процесса (мониторинги, социологические опросы, анкетирование) позволяет не допускать перегрузок учащихся домашними заданиями, текущими контрольными работами. Выступления омбудсмена на родительских собраниях, педагогических советах дают возможность участникам образовательного процесса не только получить правовую информацию, но и решить возникающие проблемы в цивилизованной форме. Показано, что атмосфера детской защищенности и психологического комфорта меняет стиль школьной жизни, превращает учителей, детей, родителей в союзников и единомышленников; пересматриваются педагогические позиции учителя и администрации, создаются условия, помогающие созданию и принятию ценностей гражданского общества, способов совместной деятельности людей разного возраста и пола, мировоззрения и вероисповедания, национальностей и характеров; происходит становление правовой культуры всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ombudsmen for Participants in the Educational Process as a Subject of Social and Educational Activities

Institute of Ombudsmen for participants of the educational process is an important part of the educational process. Constant monitoring of legal compliance of the education process (monitoring, surveys, questionnaires) isused to protect students from homework overload and current tests. Speeches of ombudsmen at parent meetings and teacher councils provide an opportunity for participants of the educational process to obtain not only legal information, but also to solve problems in a civilized manner. Atmosphere of child protection and psychological comfort changes school life, turns teachers, childrenand parents into allies and associates; pedagogical standpoint of teachers and administration is revised, conditions that help to create and adopt the values of civil society, the way of joint activities for people of different age and gender, ideology and religion, nationalities and personalities, is the establishment of legal culture of all participants of the educational process are introduced.

Текст научной работы на тему «Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса как субъект социально-педагогической деятельности»

From Experience of Preparing Teachers

to Work with Migrant Children in the United States

Marina V. Dyuzhakova

Doctor in Pedagogy, Professor, Voronezh State Pedagogical University, 86, Lenina str., 394043, Voronezh, Russia E-mail: d.sveta@rambler.ru

The article is devoted to analysis of the experience of preparation of teachers to work with children of migrant workers established in the educational space of the USA, the author reveals the main characteristics of the content, technology, value orientations of future teachers. Critical reflection on the experience of the United States on the implementation of the ideas of multicultural education leads to the possibility of using Russian scientists and practices accumulated in the USA positive theoretical and practical experience on the integration of multicultural education in the educational process and further reforming the national system of education based on the multicultural principle. The author gives examples of courses of professional and psychological-pedagogical cycles of the universities in the USA, which can enrich the multicultural context of the Russia state pedagogical education. Key words: multicultural education, migration, migrant children, multicultural competence, pedagogical education, systemic changes.

References

1. Veshnevskiy A. G. Politicheskiy analiz dolzhen vy-tekat' iz analiza demograficheskogo (Policy analysis should follow from the analysis of the demographic).

Politicheskiy class (Political class), 2005, № 2, pp. 47-50 (in Russian).

2. Pai Y. Cultural Foundation of Education. Columbus. New Jersey, 1990. 280 p.

3. Mak-Laren P. Zhizn' v shkolakh: vvedenie v kretiches-kyyu pedagogiku (Life in schools: an introduction to critical pedagogy). Moscow, 2007. 417 p. (in Russian).

4. Banks J. Multicultural Education: Historical Development, Dimensions, and Practice. N.Y., 1995. 256 p.

5. East Michigan University. Catalog 2010-2011. Ypsi-lanti, 2010. 388 p.

6. Boston University. Catalog 2011-2012. Boston, 2011. 356 p.

7. Yale - New Haven Teachers Institute, available at: http:// www.cis.yale.edu/ynhti/curriculum/unjts

8. University of Colorado. Catalog 2003-2004. Boulder, Colorado, 2003. 312 p.

9. University of Northern Iowa. Catalog 2004-2006. Cedar Falls, Northern Iowa, 2004. 342 p.

10. Emporia State University. Catalog 1998-1999. Emporia, Kansas, 1998. 322 p.

11. Hatyushina A. A. Teoriya I praktika povysheniya kvalifikatsii ucheteley USA (na primere shtata Yuzh-naya Karolina (Theory and practice of improvement of qualification ofteachers of the USA{on the example of South Carolina}). Moscow, 2009. 215 p. (in Russian).

12. Professional Standards for Accreditation of Teacher Preparation Institutions. National Council for Accreditations of Teacher Education. Washington, DC, 2008. 92 p.

УДК 37.061

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ

УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. Л. Васильева

Васильева Людмила Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методологии образования, Саратовский государственный университет E-mail: lap2004@yandex.ru

Показано, что институт уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса является важной составляющей развития образовательного, учебно-воспитательного процесса. Постоянный контроль за соблюдением правовых норм образовательного процесса (мониторинги, социологические опросы, анкетирование) позволяет не допускать перегрузок учащихся домашними заданиями, текущими контрольными работами. Выступления омбудсмена на родительских собраниях, педагогических советах дают возможность участникам образовательного процесса не только

получить правовую информацию, но и решить возникающие проблемы в цивилизованной форме. Показано, что атмосфера детской защищенности и психологического комфорта меняет стиль школьной жизни, превращает учителей, детей, родителей в союзников и единомышленников; пересматриваются педагогические позиции учителя и администрации, создаются условия, помогающие созданию и принятию ценностей гражданского общества, способов совместной деятельности людей разного возраста и пола, мировоззрения и вероисповедания, национальностей и характеров; происходит становление правовой культуры всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: права ребенка, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, охрана личных прав и защита личных прав.

© Васильева Л. Л, 2013

Л. Л. Васильева. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

Введение

Основой существования современного правового государства является соблюдение прав человека. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах - это необходимые условия гармоничного существования как человека, так и социума, поэтому в обществе сегодня особое значение приобретает охрана и защита прав всех граждан, начиная с самого раннего возраста. Именно дети составляют самую массовую группу наименее защищенного населения. Защита детей - это защита будущего России, формирование нашего завтра. Ребенок при любых обстоятельствах должен быть первым, кто получает защиту и помощь. В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. указано, что государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации (ст. 2, п. 2), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав ребенка (ст. 4). Конституция Российской Федерации, уставы субъектов РФ определяют обязанность Российской Федерации и её субъектов поощрять и развивать деятельность по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, способствовать их восстановлению. Реализовать некоторые провозглашенные права и свободы нелегко, они часто нарушаются, а методы их защиты несовершенны, в решении этого вопроса важная роль отводится уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса.

Институт уполномоченного по защите прав субъектов образовательного процесса

За рубежом уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса функционируют давно и накоплен большой опыт их работы, в нашей стране такие специалисты действуют относительно недавно. Институту уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Саратовской области исполнилось 11 лет. Первых защитников прав участников образовательного процесса было немного -11 человек, с сентября 2001 г.их стало 140, а с 2002 г. должность уполномоченного была введена во всех средних и основных общеобразовательных учреждениях области. Организация деятельности таких специалистов, по мнению М. И. Орлова и В. Г. Петрович, связана с некоторыми трудностями: недостаточно богата теоретическая база; должность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса является внештатной и на эту должность человек выбирается сроком всего на один

год. Из-за маленького срока работы человек не успевает усвоить теоретический материал в совершенстве и применить его на должном уровне, на практике [1].

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей, с этой целью в его аппарате создано специализированное Управление по правам ребёнка. Работа управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права. Значительная роль в отстаивании прав детей, безусловно, принадлежит региональным уполномоченным по правам ребёнка, которые проводят большую работу по своевременному выявлению фактов нарушения прав ребенка. В субъектах Российской Федерации активно развивается и работает сеть уполномоченных по правам человека, в составе рабочих аппаратов которых есть сотрудники, специализирующиеся в области защиты прав ребёнка.

Управление по правам ребенка нацелено на взаимодействие с уполномоченными по правам человека и уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, правозащитными и другими общественными организациями, юристами, учеными. Для наиболее полного обеспечения и реализации прав и законных интересов детей уполномоченным по правам ребенка создан Консультативный совет по правам ребёнка, объединяющий максимально широкий спектр властных, общественных и научных сил, в состав которого вошли все региональные уполномоченные по правам ребенка.

Создание института уполномоченного по правам человека Саратовской области стало началом успешного развития правового образования и правового просвещения в сфере прав человека.

Рассмотрим значение термина «уполномоченный»: буквально это слово означает «представитель, действующий от чьего-то имени». Упол -номоченный по правам человека - назначенное парламентом РФ должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса - медиатор, т.е. посредник между сторонами, который в своей деятельности обязан следовать трем принципам: нейтральности, добровольности участия сторон, конфиденциальности информации.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса избирается собра-

Педагогическая акмеология

333

нием учащихся, учителей и родителей, которых делегируют собрания учащихся класса и их родителей, членов педагогического коллектива делегирует собрание учителей. Выборы уполномоченного осуществляются открытым или прямым тайным голосованием, в них участвуют учащиеся, начиная с 7-го класса, их родители и учителя, выборы проводятся один раз в год, в сентябре. Для организации и проведения выборов уполномоченного в образовательном учреждении создаётся избирательная комиссия; предвыборная агитация проводится не более чем в течение двух недель и заканчивается за 2-3 дня до выборов. Уполномоченный избирается в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановления нарушенных прав, в своей деятельности он руководствуется Европейской конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, уставом школы, правилами школьной жизни. Он содействует исполнению законов «Об образовании» РФ и Саратовской области, совершенствованию правил школьной жизни и правовому просвещению участников образовательного процесса. Уполномоченный при осуществлении своих функциональных обязанностей независим и неподотчетен школьным органам и должностным лицам.

Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса может быть только совершеннолетний участник образовательного процесса (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель). Участник образовательного процесса, занимающий в школе административную должность, не может быть избран уполномоченным. Уполномоченный избирается на срок, установленный собранием школы (но не менее одного учебного года), он может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнении из учреждения.

Цель социально-педагогической деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса - не просто установление контроля за соблюдением прав ребенка, а «начало движения от прав Ребенка к правам Человека» [2].

Основными задачами уполномоченного являются следующие: всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса; оказание помощи родителям по вопросам соблюдения прав человека, прав ребёнка; регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека, прав ребенка; обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка, прав человека; содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

Основными направлениями деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса являются:

принятие внутренних нормативных актов, регулирующих отношения внутри школьного коллектива;

проведение мероприятий, посвящённых правам участников образовательного процесса;

рассмотрение обращений учеников, их родителей и учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся ситуации.

Приоритетным направлением в деятельности уполномоченного является защита прав и законных интересов несовершеннолетних участников образовательного процесса, при этом необходимо различать термины «охрана личных прав» и «защита личных прав». Охрана личных прав - это установление государством правовых норм, регулирующих общественно необходимое поведение участников правоотношений по поводу конкретного блага, и санкций за их нарушение. Защита личных прав - это предусмотренные законом меры ответственности, которые применяются к нарушителям прав личности с целью восстановления или компенсации утраченных благ. Следует иметь в виду, что не все личные права восстановимы после их нарушения. Например, могут быть восстановлены честь и доброе имя человека, но невосстановимы поврежденное здоровье человека или его жизнь в случае смерти, поэтому в деятельности уполномоченного в сотрудничестве с другими специалистами и учреждениями первостепенное значение приобретает профилактика правонарушений.

Согласно ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г., «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» (ст. 1) [3, с. 224]. Профилактика правонарушений осуществляется социальным педагогом школы, заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями с привлечением правоохранительных органов и системы учреждений социальной защиты населения (социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров социальной помощи семье и детям, центров социальной защиты населения).

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса должен координиро-

Л. Л. Васильева. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

вать свою социально-педагогическую деятельность и строить свою работу во взаимодействии с другими специалистами и учреждениями: в процессе своей деятельности он взаимодействует с уполномоченным по защите прав человека Саратовской области, правозащитными организациями, органами управления образования, инспекцией по делам несовершеннолетних, отделом опеки и попечительства, управлением социальной защиты населения, Центром социального обслуживания населения, специалистом по работе с молодежью. Уполномоченные по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса наладили между собой взаимодействие и стремятся координировать свою работу, о чем свидетельствует заключенное в 2005 г. «Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации». Развивается также взаимодействие уполномоченных по правам человека и уполномоченных по правам ребёнка. Так, в 2000 г. аппаратом уполномоченного был создан сайт уполномоченного в Интернете. В образовательном учреждении уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса тесно сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних.

В настоящее время ведется целенаправленная работа как на федеральном, так и на региональных уровнях по созданию системы специалистов и учреждений, обеспечивающей соблюдение прав детей: создаются различные социальные, педагогические, медицинские службы для оказания помощи и защиты интересов всех категорий нуждающихся детей. На сегодняшний день существующие механизмы реализации и защиты прав детей совершенствуются.

Современная ситуация в образовании характеризуется тем, что права учащихся часто нарушаются или реализуются лишь частично. Формирование у работников образования ориентации на уважение прав детей надо рассматривать как одну из значимых задач, её решение предполагает, в первую очередь, повышение уровня правовой культуры всех участников образовательного процесса [1].

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса должен не только знать права, обязанности и ответственность всех участников образовательного процесса, но и умело применять нормативно-правовое обеспечение в своей деятельности, на что указывается в «Примерном положении об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса»). Изучение прав детей не может сводиться только к информированию о существовании этих прав. Учащиеся должны иметь ясное представление и о способах реализации этих прав, и о собствен-

ной ответственности за их осуществление, и о необходимости уважения к правам других людей. Конечно, одна осведомлённость не способна обеспечить уровень правосознания и соответствующего поведения. Но знание и соблюдение законов является обязанностью гражданина независимо от возраста, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса оказывает содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

Основными формами работы уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса являются:

индивидуальные и коллективные беседы с учащимися, учителями, родителями с родительской общественностью;

доведение до сведения администрации информации об учителях, постоянно нарушающих права учащихся;

организация на классных часах занятий по ознакомлению с « Правилами школьной жизни»;

защита прав конкретного ребёнка и представительство его интересов;

расследование дел по индивидуальным жалобам детей;

наблюдение за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов детей;

внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в области охраны прав детей;

содействие повышению информированности о правах ребёнка как самих детей, так и взрослых;

действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями;

представление докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросах соблюдения прав ребенка.

Правильный подход и активное участие уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса и их помощников способствует реализации правового образования и просвещения подрастающего поколения.

Конечно, общеобразовательное учреждение должно быть готово к введению должности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, показателями такой готовности могут быть: высокий уровень ученического самоуправления, взаимодействие педагогической и родительской общественности, пропаганда правовых знаний. Но уже сейчас уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях стали необходимым элементом школьной жизни при решении проблем учеников, учителей, родителей, воспитателей, действенным центром по их правовому просвещению и правовой помощи. Соблюдение прав

Педагогическая акмеология

335

детей в системе образования имеет существенное значение не только для развития системы образования, но и для общества в целом.

Заключение

Таким образом, институт уполномоченных по правам участников образовательного процесса является важной составляющей развития образовательного, учебно-воспитательного процесса. Постоянный контроль за соблюдением правовых норм образовательного процесса (мониторинги, социологические опросы, анкетирование) позволяет не допускать перегрузок учащихся домашними заданиями, текущими контрольными работами. Выступления омбудсмена на родительских собраниях, педагогических советах дают возможность участникам образовательного процесса не только получить правовую информацию, но и решить возникающие проблемы в цивилизованной форме. Атмосфера детской защищенности и психологического комфорта меняет стиль школьной жизни, превращает учителей, детей и родителей в союзников и единомышленников; пересматривается педагогическая позиция учителя и администрации, создаются условия, помогающие созданию и принятию ценностей гражданского общества, способов совместной деятельности людей разного возраста и пола, мировоззрения и вероисповедания, национальностей и характеров; происходит становление правовой культуры всех участников образовательного процесса. Вся работа уполномоченных направлена на улучшение условий образовательного, учебно-воспитательного процесса, соблюдение санитарно-гигиенических норм, этических норм поведения как учащихся, так и педагогов, создание комфортного морально-психологического климата. Для того чтобы дети и другие участники образовательного процесса были осведомлены о своих правах, защищены от нарушений этих прав, необходимо активное функционирование в общеобразовательных учреждениях такого субъекта социально-педагогической деятельности как уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса.

Список литературы

1. ОрловМ. И., Петрович В. Г. 8-летка Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса : от теории к практике. Саратов, 2008. 78 с.

2. Примерное положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса общеобразовательного учреждения. URL: http://www.resobr. ru/materials/362/5879/ (дата обращения: 05.02.2013).

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Пакет нормативно-правовых актов Российской Федерации по социальной защите семьи и детей. Саратов, 2006. С. 223-250.

Ombudsmen for Participants in the Educational Process as a Subject of Social and Educational Activities

Lyudmila L.Vasilyeva

PhD in Pedagogy, Associate Professor,

the Chair at Education Methodology, Saratov State University,

83, Astrahanskaya sir., 410012, Saratov, Russia

E-mail: lap2004@yandex.ru

Institute of Ombudsmen for participants of the educational process is an important part of the educational process. Constant monitoring of legal compliance of the education process (monitoring, surveys, questionnaires) is used to protect students from homework overload and current tests. Speeches of ombudsmen at parent meetings and teacher councils provide an opportunity for participants of the educational process to obtain not only legal information, but also to solve problems in a civilized manner. Atmosphere of child protection and psychological comfort changes school life, turns teachers, children and parents into allies and associates; pedagogical standpoint of teachers and administration is revised, conditions that help to create and adopt the values of civil society, the way of joint activities for people of different age and gender, ideology and religion, nationalities and personalities, is the establishment of legal culture of all participants of the educational process are introduced.

Key words: children's rights, ombudsmen for participants of educational process, protection of individual rights and personal rights.

References

1. Orlov M. I., Petrovich V. G. 8-letka Upolnomochen-nykh po zashchite prav uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa: ot teorii k praktike. The eight-year of Inspectors by defending of educational process participant's rights: from theory to practice. Saratov, 2008. 78 p.

2. Primernoe polozhenie ob Upolnomochennom po za-shchite prav uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya (Approximate position of the Authorized to protect the rights of participants of educational process, educational institution), available at: http://www.resobr.ru/materials/362/5879/ (in Russian).

3. Federal'nyi zakon ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti I pravonarusheniy nesovershennoletnikh (The Federal Law of June 24. 1999 № 120-FZ «On Principles of Prevention of Juvenile Delinquency»). Paket normativno-pravovykh aktov Rossiiskoy Federatsii po sotsial 'noy zaschite sem 'i i detey (Packade of legal acts of the Russian Federation on social protection of family and children). Saratov, 2006, pp. 223-250 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.