Научная статья на тему 'Интерактивное обучение в подготовке будущих педагогов к защите прав ребенка'

Интерактивное обучение в подготовке будущих педагогов к защите прав ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЕНКА / CHILDREN''S RIGHTS / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТСТВА / PROTECTION OF THE RIGHTS OF CHILDHOOD / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / OMBUDSMAN FOR CHILDREN / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-ОМБУДСМЕНА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE LEARNING / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE FORMS AND METHODS OF TEACHING / TEACHER TRAINING OMBUDSMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юн-Хай С.А.

В статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов к обеспечению прав ребенка. Особое внимание в статье уделяется развитию института уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия, проблеме защиты прав ребенка. Потребность общества в педагогах, готовых охранять и защищать права, интересы различных категорий детей и их семей, определила во многом необходимость совершенствования профессиональной подготовки студентов Педагогического института Бурятского государственного университета. Будущие педагоги испытывают серьезные трудности в практической деятельности, где требуется применение полученных знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Все это стало основанием, актуализирующим поиск методических инноваций, новых обучающих технологий для подготовки будущих педагогов к защите прав ребенка. Центральное место в статье отведено анализу интерактивного обучения, рассмотрению возможностей и практического значения использования интерактивных методов в подготовке будущих педагогов к защите прав ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юн-Хай С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive training of future teachers to protect children’s rights

The issue of training future teachers to ensure the rights of the child is considered in the article. Special attention is paid to the development of the institution of Ombudsman for Children's Rights in the Republic of Buryatia, the protection of children's rights. The need in educators who are ready to protect and defend the rights, the interests of different groups of children and their families in many ways defined the need to improve the training of students of the Pedagogical Institute in the Buryat State University. Future teachers experience serious difficulties in practice, which requires the use of acquired knowledge for solving specific life problems or problem situations. All this became a base to develop innovative, new learning technologies to train future teachers able to protect children's rights. The key point of the article is devoted to the analysis of online training, considering the possibilities and practical value of using interactive methods in the preparation of future teachers.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение в подготовке будущих педагогов к защите прав ребенка»

УДК 378.147

Интерактивное обучение в подготовке будущих педагогов к защите прав ребенка

© Юн-Хай Светлана Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

E-mail: swetyun72@mail.ru

В статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов к обеспечению прав ребенка. Особое внимание в статье уделяется развитию института уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия, проблеме защиты прав ребенка. Потребность общества в педагогах, готовых охранять и защищать права, интересы различных категорий детей и их семей, определила во многом необходимость совершенствования профессиональной подготовки студентов Педагогического института Бурятского государственного университета. Будущие педагоги испытывают серьезные трудности в практической деятельности, где требуется применение полученных знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Все это стало основанием, актуализирующим поиск методических инноваций, новых обучающих технологий для подготовки будущих педагогов к защите прав ребенка. Центральное место в статье отведено анализу интерактивного обучения, рассмотрению возможностей и практического значения использования интерактивных методов в подготовке будущих педагогов к защите прав ребенка.

Ключевые слова: права ребенка, защита прав детства, Уполномоченный по правам ребенка, подготовка педагога-омбудсмена, интерактивное обучение, интерактивные формы и методы обучения.

Interactive training of future teachers to protect children's rights

Svetlana А. Yun-Khay

PhD in Education, A/professor, Department of Education, Buryat State University

24 a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The issue of training future teachers to ensure the rights of the child is considered in the article. Special attention is paid to the development of the institution of Ombudsman for Children's Rights in the Republic of Buryatia, the protection of children's rights. The need in educators who are ready to protect and defend the rights, the interests of different groups of children and their families in many ways defined the need to improve the training of students of the Pedagogical Institute in the Buryat State University. Future teachers experience serious difficulties in practice, which requires the use of acquired knowledge for solving specific life problems or problem situations. All this became a base to develop innovative, new learning technologies to train future teachers able to protect children's rights. The key point of the article is devoted to the analysis of online training, considering the possibilities and practical value of using interactive methods in the preparation of future teachers.

Keywords: children's rights, protection of the rights of childhood, Ombudsman for Children, teacher training ombudsman, interactive learning, interactive forms and methods of teaching.

В целях государственной защиты прав детей, их соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности в Российской Федерации был создан инновационный институт уполномоченного по правам ребенка. В Бурятии должность уполномоченного по правам ребенка была утверждена указом Главы республики в 2010 г. Задачами уполномоченного являются обеспечение гарантий государственной защиты прав и интересов ребенка на территории республики, осуществление координации и взаимодействия органов исполнительной власти по вопросам защиты прав и интересов ребенка. Сегодня уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса действуют не только на федеральном и региональном уровнях, но и в отдельных населенных пунктах и школах Бурятии. Среди омбудсменов — большое число действующих педагогов. В связи с этим вопрос формирования правовой компетенции в сфере обеспечения прав ребенка должен рассматриваться и в системе вузовской подготовки будущих педагогов. Это определяется потребностью общества в педагогах, готовых охранять и защищать права и интересы различных категорий детей и их семей.

В стандартах по педагогическим специальностям знание Конвенции о правах ребенка, осознание необходимости соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, — квалификационные требования к выпускнику. В общих требованиях к основной образовательной программе подготовки будущих педагогов по дисциплинам «Правоведение», «Нормативно-правовое обеспечение образования» введена тема: «Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации». Для студентов педагогических вузов подготовлено и из-

дано учебное пособие «Педагогика» под ред. П. И. Пидкасистого, который содержит специальную главу «Общечеловеческие ценности как основа формирования профессионализма студентов педвуза» (автор З. К. Шнекендорф). В ней дано содержание Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, отражение их идей в законодательных актах РФ и в создании нравственно-правовой защищенности ребенка в деятельности учителя школы. Ряд высших учебных заведений по своей инициативе выделяет эту проблему в самостоятельный учебный курс (спецкурс, факультатив), либо включают ее в содержание изучаемых предметов на модульной основе. В большинстве случаев единственной формой преподавания являются лекции и семинары. Вместе с тем в настоящее время:

- отсутствует четкая концепция подготовки студентов педагогических вузов — будущих учителей, учительских кадров к преподаванию и защите прав ребенка;

- стандарты минимально предусматривают методическую подготовку будущих педагогов для защиты прав ребенка;

- на практике у большинства студентов, которым предстоит осуществлять воспитание детей, нередко отмечаются значительные пробелы в области правовых знаний и умений, пробелы в сфере обеспечения прав ребенка;

- будущие педагоги, получив теоретические знания, испытывают серьезные трудности в практической деятельности, где требуется применение полученных знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций [3, с. 256].

Все это является основанием, актуализирующим поиск методических инноваций, новых обучающих технологий для подготовки будущих педагогов к защите прав ребенка. А переход на практико-ориентированный, компетентностный подход предполагает изменение форм обучения, использование в педагогическом процессе активного обучения, в том числе интерактивного обучения (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга), основанного на взаимодействии обучающихся между собой. Анализируя технологии обучения в высшей школе, С. Б. Ступина приводит несколько значений понятия «интерактивное обучение», предлагаемых в современной педагогической науке:

- «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;

- «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»;

- «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог».

Исследователь подчеркивает, что интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение, т. е. опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения [1, с. 2].

Таким образом, интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, при которой организуется взаимодействие всех обучающихся; обучающиеся и преподаватель являются субъектами обучения; преподаватель выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, консультанта; интерактивное обучение — это обучение, основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, с целью получения нового опыта [2, с. 11]. В результате создаются условия, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение позволяет развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения (анализ, синтез, постановка целей и пр.). И благодаря смене форм деятельности способствует в известной мере и релаксации, снятию нервной нагрузки.

Организация подготовки студентов Педагогического института Бурятского государственного университета охватывает множество содержательных компонентов, направленных на формирование у будущих учителей способности использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности. Данная подготовка осуществляется на предметах: «Правоведение» (применение правовых знаний в целях грамотного использования при урегулировании общественных отношений, связанных с реализацией и защитой прав ребенка), «Педагогика» (знание правовых норм реализации педагогической деятельности) и т. д. Практическая направленность этих дисциплин, являющихся ведущими в решении задач правового образования будущих педагогов, позволяет студентам освоить ком-

петенции для осуществления профессиональной деятельности в образовании и других сферах.

Несмотря на достаточно серьезную теоретическую подготовку студентов Педагогического института Бурятского государственного университета, охватывающую широкий круг различных видов учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что на практике в школе они испытывают различные трудности в использовании тех или иных форм при работе с детьми, родителями учащихся, педагогами образовательных учреждений по проблеме защиты прав ребенка.

Разработка и активное внедрение интерактивных форм и методов обучения позволяют получить эффективные результаты, активизировать деятельность студентов, придав ей практико-ориентированную направленность. Основными стратегиями подготовки будущих педагогов к защите прав ребенка с использованием интерактивных методов являются работа в учебных группах; ролевые и имитационно-моделирующие игры; проектирование; обучение как дискуссия; обучение с использованием конкретных ситуаций; использование общественных ресурсов, интерактивная лекция (лекция-диалог, лекция-пресс-конференция, лекция вдвоем, интегративная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, установочная консультативная лекция). В ходе интерактивной лекции могут использоваться следующие методы: стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали»); техника «Бортовой журнал», графические приемы организации материала (денотатный граф, кластеры-блоки идей и др.), прием «рыбья кость» и др.

Например, характеристики лекции в интерактивной форме: проблемная лекция — создание проблемных ситуаций по ходу изложения учебного материала с вовлечением студентов в последующий анализ, разрешение противоречий и выводы в качестве новых знаний; лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация) — преподаватель предупреждает о допущении преднамеренных содержательных, методических и поведенческих ошибок в ходе лекции, необходимо их определить и исправить; лекция-диалог — совместный поиск ответов на вопросы, возникающие по ходу лекции; лекция-визуализация — сопровождение учебного материала визуальным рядом (слайды, видеозапись, интерактивная доска и т. д.), лекция вдвоем — работа двух преподавателей по одной теме, лекция преподносится в форме дискуссии, взаимодополняющего диалога преподавателей и студентов.

Элементы интерактивных технологий можно включать в разные формы занятий: дополнение лекций и семинаров дискуссиями, дебатами, работой в малых группах, использованием мультимедийных технологий, игровыми методами, тренинговыми упражнениями.

На сегодняшний день существует немало интерактивных методов: метод работы в парах или тройках, «Аквариум»; «Броуновское движение»; «Дерево решений», «Карусель»; кейс-метод анализа ситуаций, «Мозговой штурм» и др. Эти методы способствуют значительному повышению эффективности процесса обучения студентов, повышению их мотивации к учебно-профессиональной деятельности, повышению собственной активности к приобретению и накоплению практического опыта.

Прием «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии текста. Ствол дерева — тема; ветви — предположения, ведущиеся по двум основным направлениям («возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено); листья — аргументы в пользу того или иного мнения. Данный прием целесообразно использовать на стадии закрепления с целью анализа проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку все строится на предположении, то в речи студентов необходимо использовать конструкции будущего времени и сослагательного наклонения. При изучении вопроса «Проблемы усыновления в современной России» возможно обсуждение следующих вопросов: насколько эффективен механизм усыновления, прописанный в Семейном кодексе; оправдало ли себя международное усыновление; нужна ли тайна усыновления; есть ли альтернатива усыновлению; каковы проблемы, связанные с отменной усыновления?

Формирование правовой компетентности будущего педагога сопровождается ее рефлексивным осознанием. Рефлексия — это осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей. На данном этапе для оценки и самооценки усвоения модуля в старших классах можно предложить заполнение «Листа самооценки»:

1. На занятиях по данной теме: Я понял — осознал — овладел ...

2. Во время самостоятельных занятий: Я понял — осознал — научился — овладел ...

3. Лучше всего на занятиях у меня получилось... не получилось...

4. Наиболее эффективными для меня являлись следующие виды деятельности; формы занятий; способы решения проблемных задач.

5. Основные трудности (затруднения) такие...

6. В моей подготовке произошли следующие изменения...

7. В качестве дальнейших целей, я ставлю следующие...

8. Я знаю основные понятия — (перечислить).

9. Советы преподавателю (вучебной деятельности со мной).

Анализ «Листа самооценки» позволяет увидеть образовательный результат, выявить проблемы, трудности, сформированность компетенции по защите прав ребенка через самооценку учащихся, а также проблемы самого преподавателя в практике обучения.

Осмысление реальной ситуации предполагает использование кейс-метода анализа ситуаций, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Относясь к интерактивным методам обучения, кейс-метод формирует познавательный интерес и позиционную мотивацию, обеспечивает эмоциональную включенность студентов в учебный процесс, эффективно способствует их профессиональному становлению.

Этапы выполнения кейса:

- знакомство с ситуацией, ее особенности;

- выделение основной проблемы (проблем), выделение фактов и субъектов правоотношений, которые могут реально воздействовать;

- предложение версий, концепций или тем «мозгового штурма»;

- анализ последствий принятия того или иного решения;

- решение — предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий, указание на возможные проблемы, механизмы их предотвращения и решения).

Презентация результатов может быть групповой и индивидуальной. В качестве примера приведем ситуацию «Защита прав детей-инвалидов в современной России». Особенности данной ситуации помогают выделить следующие вопросы: какие проблемы существуют у детей-инвалидов и их семей; какие права детей-инвалидов чаще всего нарушаются в России; каков зарубежный опыт решения проблем детей-инвалидов; приведите конкретные примеры нарушения прав детей-инвалидов; что такое инклюзивное образование; какова роль педагогов по защите прав детей-инвалидов?

Удачным, на наш взгляд, является применение ПАПС-формулы. Алгоритм и выступление обучающихся с использованием данного приема могут состоять из 4-6 шагов и занимать 2-3 минуты.

П — позиция (Я считаю, что.);

А — аргумент (Потому что.);

П — пример (факты, правовая норма, правило, иллюстрирующее ваш довод).

С — следовательно (Поэтому следует.).

Право формально определено, поэтому при его изучении требуется не личная субъективная трактовка будущим педагогом нормативно-правовых актов, а обращение обучающихся к правовым документам, определенным правовым нормам.

В процессе интерактивного обучения можно применять различные формы семинаров, но наиболее оптимальным способом организации такого занятия является пространство тренинга. Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемых на практических занятиях со студентами Педагогического института Бурятского госуниверситета: это «мозговой штурм», дискуссия, ролевая и деловая игра, дебаты, «чтение со стопами», методика сотрудничества («кооперативное обучение»), проектная деятельность и другие.

Ведущую роль в формировании правовой компетентности будущего педагога по защите прав ребенка играют занятия с различными видами учебной деятельности: решением задач, анализом нормативно-правовых документов, созданием проектов правовых актов, составлением характеристики семьи, моделированием профессиональных ситуаций, различными видами работы с информацией по проблемам. С целью активизации деятельности студентов преподавателем используются различные приемы, такие как:

• вопросы открытого типа, которые не предполагают однозначного краткого ответа: Как менялось представление о детстве на различных исторических этапах? Почему Конвенция ООН «О правах ребенка» занимает особое место среди других документов в области защиты прав детей? При каких условиях воспитание может тормозить развитие ребенка? Почему поведение, описанное в загадке «Дитя еще не родилося, а уж отдано на воспитание» является фактом нарушения прав ребенка?

• «дивергентные» вопросы, которые не предполагают единственно правильного ответа: Что такое «культ ребенка»? Почему, зная основы гуманистической психологии и педагогики, в реальных условиях педагоги часто демонстрируют агрессию?

• «оценочные» вопросы, требующие от студента своей оценки, своей точки зрения: Как вы думаете, каковы причины таких явлений, как «безнадзорность», «беспризорность», «бродяжничество»? Какие права несовершеннолетних правонарушителей чаще всего нарушаются?

• aнализ проблемных (конфликтных) ситуаций, которые берутся из жизни, книг, кинофильмов, публикаций в журналах. Например, задание на определение характера проблемы (педагогическая, социальная, психологическая), поднятой в отрывке стихотворения Б. Ахмадулиной «Пашка»:

Пять лет. Изнежен. Столько же запуган.

Конфетами отравлен. Одинок.

То зацелуют, то задвинут в угол.

Побьют. Потом всплакнут: прости, сынок.

Учен вину. Пьют: мамка, мамкин Дядя

И бабкин Дядя — Жоржик-истопник.

- А это что? — спросил, на книгу глядя.

- Был очарован: он не видел книг.

• анaлиз рассуждений сверстников (использование сочинений, эссе, данных анкет, отчетов по педпрактике и т. п.), например, студентам предлагается составить дневник сaмообследования самостоятельно, затем в ходе общего обсуждения выбираются разделы, но основная цель данного задaния — это определение ценностных ориентаций молодежи;

• анализ противоречивых высказываний (мнения известных ученых, писателей, философов, политиков);

• анализ пословиц, афоризмов, жизненных девизов, относящихся к основам этико-правового воспитания;

• использование статистических данных, например, при разработке проектов «Правовые аспекты защиты детей в семье», «Ювенальная юстиция: за и против», «Могут ли права детей нарушать права взрослых?», «Почему Русская православная церковь выступает против ювенальной юстиции?».

Для развития правовой компетентности будущих педагогов предлагаются разные способы интенсивного обучения — игровое проектирование (ИП). Его цель — процесс создания или совершенствования проектов. Для работы по данной технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта, выбрав любой аспект нарушения прав детей. Тему для разработки проекта студенты в основном выбирают самостоятельно или преподаватель может предложить какие-то варианты. Предлагается разработать проект, полезный для практики. Игровое проектирование осуществляется с функционально-ролевых позиций, воспроизводимых в игровом взаимодействии. Это предопределяет совершенно иной взгляд на изучаемый объект с непривычной для участника обучения точки зрения, позволяющей увидеть значительно больше, что и является познавательным эффектом. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий (креативный), прогностический, аналитический. Формы проведения игрового проектирования могут быть различными (презентация, путешествия, «погружения», флип-чарт, мозговая атака, театральная постановка, тренинги, самомаркетинг и т. д.). Например, ролевая игра «Встать, суд идет!» позволяет закрепить в игровой форме знания по правовой защите детства. Заранее выбирается проблемная ситуация, связанная с защитой прав ребенка. Группа делится на членов суда и обвиняемых.

Применение в практике преподавания интерактивных методов обучения способствует становлению студента субъектом учебной деятельности; организации диалога с преподавателем и однокурсниками, активному участию в познавательном процессе, выполнению творческих, поисковых, проблемных заданий. Включение студентов в активную практическую деятельность в образовательных учреждениях в период педагогических практик и в процессе реализации активных форм обучения позволяет будущим учителям проводить классные часы и беседы с родителями, профилактическую работу с детьми из группы риска, дополнить уголки по правам детей в школах, изучить вопросы защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, исследовать проблему школьных конфликтов и роль учителя в их разрешении.

Интерактивное обучение помогает выполнить заказ общества — подготовить будущих педагогов, готовых охранять и защищать права и интересы различных категорий детей и их семей, способствует формированию правовой компетенции в сфере обеспечения прав ребенка; позволяет переосмыслить многие проблемы воспитания; помогает формировать и совершенствовать критическое мышление студентов, где основой являются гуманистические ценности.

Литература

1. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — № 2. — С. 1-18.

2. Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7. — С.11-13.

3. Юн-Хай С. А. Формирование правовой компетенции будущих педагогов в сфере обеспечения прав ребенка // Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — Вып. 1.1. — С. 255-262.

References

1. Gushchin Yu. V. Interaktivnye metody obucheniya v vysshei shkole [Interactive Methods of Teaching in Higher Education]. Psikhologicheskii zhurnal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obshchestva i cheloveka «Dubna» - Psychological Journal of International University of Nature, Society and Human "Dubna". 2012. No. 2. Pp. 1-18.

2. Klarin M. V. Interaktivnoe obuchenie - instrument osvoeniya novogo opyta [Interactive Training as a Tool for New Experience Development]. Pedagogika - Pedagogy. 2000. No. 7. Pp.11-13.

3. Yun-Khai S. A. Formirovanie pravovoi kompetentsii budushchikh pedagogov v sfere obespecheniya prav rebenka [Formation of Future Teachers' Legal Competence in the Field of Children Rights]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika - Bulletin of Buryat State University. Pedagogy. Ulan-Ude, 2012. V. 1.1. Pp. 255-262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.