Научная статья на тему 'Обеспечение личных прав ребенка - одно из основных направлений деятельности общеобразовательного учреждения'

Обеспечение личных прав ребенка - одно из основных направлений деятельности общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
731
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА / ЛИЧНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самарина Светлана Михайловна

В статье освещается актуальная проблема обеспечения личных прав ребенка на современном этапе в сфере образования. Прослеживается историческое формирование понятия «права ребенка», а также понимание учеными терминов, непосредственно с ним связанных. Приводятся данные социологического исследования уровня соблюдения прав ребенка в школе, отражающие состояние проблемы. Анализируются причины, обусловившие появление проблемы, и предлагаются пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение личных прав ребенка - одно из основных направлений деятельности общеобразовательного учреждения»

УДК [ 316.74:373:342.7] - 053.5

САМАРИНА С. М. Обеспечение личных прав ребенка

- одно из основных направлений деятельности общеобразовательного учреждения

В статье освещается актуальная проблема обеспечения личных прав ребенка на современном этапе в сфере образования. Прослеживается историческое формирование понятия «права ребенка», а также понимание учеными терминов, непосредственно с ним связанных. Приводятся данные социологического исследования уровня соблюдения прав ребенка в школе, отражающие состояние проблемы. Анализируются причины, обусловившие появление проблемы, и предлагаются пути ее решения.

Ключевые слова: образование, деятельность школы, обеспечение права, личные права ребенка.

Современное состояние института образования характеризуется тем, что первостепенное внимание уделяется достижению нового качества образования; формированию нового уровня профессиональной квалификации педагогов; переходу к личностно-ориентированному образованию; развитию школы как открытой системы, способной к эффективному взаимодействию со своими социальными партнерами; обеспечению прав ребенка. Национальная доктрина образования предусматривает, что первыми ожидаемыми результатами ее станут:

■ Создание демократической системы, гарантирующей необходимые условия для полноценного образования на всех уровнях; индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и программ, учитывающих интересы и способности личности.

■ Конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Соблюдение прав детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, является необходимым условием для повышения качества образования, а также показателем достигнутого качества образования. Изучение деятельности школы,

направленной на обеспечение прав учащихся, может помочь выявить необходимые изменения в образовательном пространстве школы, ответить на вопрос, что надо делать для повышения роли учащихся как субъектов образовательного процесса. Ведь субъект-субъектные отношения между учителями и учениками предполагают, что каждый из них обладает рядом прав и с уважением относится к правам другого. Формирование новой педагогической позиции связано с анализом конкретных ситуаций в образовательном процессе с точки зрения соотношения прав и обязанностей его участников.

Тема прав ребенка как специфического субъекта права в той или иной мере прослеживается исторически. Проблема эта отражается в контексте гуманистической педагогической традиции в работах Сократа, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, М. Мон-тессори, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млинского и других. Среди разрабатываемых идей доминирующими являются признание самоценности и достоинства ребенка, его прав и свобод, опора на его индивидуальные возможности и наклонности, возможность обретения человеком личной свободы и свободы в обществе в условиях определенным образом организованного образования и воспитания.

В ходе дальнейшего исторического развития представления о существовании особых прав ребенка получают отражение в государственных документах: Женевской декларации прав ребенка (1924 г.), Декларации прав ребенка (1959 г), Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г).

Конвенция закрепила различные права ребенка: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в едином документе. В ней отражен компромисс между различными правовыми и философскими подходами, международными и национальными политическими интересами. Ее положения учитывают многообразие культур, традиций, религий, уровней экономического развития многих стран. Все это, а также существование механизма контроля за соблюдением положений Конвенции делает данный документ уникальным инструментом защиты прав детей. В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию (196 стран), обязаны «уважать и гарантировать» (ст. 1 Конвенции). Таким образом, впрямую указывается на то, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому требует и заслуживает социальной защиты. Это защита не в качестве члена семьи или какой-либо социальной группы. Ребенок рассматривается как независимая личность, и его отношение к любым другим лицам и группам не имеет значения.

При более детальном рассмотрении термина «права ребенка» можно обнаружить его взаимосвязь с такими понятиями, как «охрана», «защита», «гарантирован-ность», «обеспечение». В научной литературе встречается неодинаковое понимание, а значит, истолкование этих понятий.

Такие термины, как «охрана», «защита» учеными понимаются либо как синонимы, либо как различные понятия с самостоятельным содержанием. Так, опираясь на словари В. Даля и С. Ожегова, А.В. Стремоухов1 приходит к выводу, что это

тождественные понятия. С этим согласен и Н.В. Витрук2, по мнению которого охрана прав - это деятельность, направленная на устранение препятствий в реализации прав и обязанностей, на борьбу с неисполнением обязанностей и злоупотреблениями правами, на профилактику и предупреждение нарушений прав и обязанностей. Защита же, по его мнению, наступает тогда, когда есть неисполнение обязанности и злоупотребление правом, а также когда возникает препятствие к их осуществлению или есть спор о наличии самого права и обязанности. По мнению Н.В. Витрука, «охрана» и «защита» - это синонимы.

Другая часть ученых считает, что «охрану» и «защиту» не следует отождествлять и эти понятия соотносятся как часть и целое, хотя они, конечно, взаимосвязаны. Так думают Д.А. Авдеев3, В.А. Терехин4. По мнению Н.И. Матузова5, права и интересы находятся под охраной постоянно, а защита наступает, когда есть факт нарушения, т. е. защита - это момент охраны. На стадии защиты нарушения ликвидируются, а права восстанавливаются, и защита «выполняет регулятивно-динамическую функцию, которая проявляется как обеспечение прав и свобод в динамическом аспекте. «Охрана в широком понимании - это создание условий для реализации прав, а защита нарушенных прав - это составная, более узкая часть охраны, предупреждение нарушений, возмещение вреда в случае, если предупредить или отразить нарушения и ограничения прав не удалось»6.

В.И. Абрамов считает, что «охрана - это совокупность законодательных актов и система государственных, муниципальных и общественных мероприятий, направленных на создание условий для реализации субъективных прав и охраняемых законом интересов»7. Он делает вывод, что охрана - явление субстанциональное, институциональное, а защита - функциональное, инструментальное. Вместе с тем и охрана, и защита являются способами обеспечения субъективных прав.

Для современной науки также характерно многообразие подходов к определению термина «обеспечение». Так, Н.В. Вит-рук под обеспечением прав и свобод по-

нимает «систему их гарантирования, т.е. систему и общих условий, и специальных средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию, а в необходимых случаях - их охрану»8. И.В. Ростовщиков утверждает, что обеспечение прав и свобод личности в широком понимании есть «создание благоприятных условий для их эффективной реализации»9. Эти две точки зрения, по сути, утверждают, что термин «обеспечение прав» синонимичен термину «условия реализации прав». Д.А. Авдеев предлагает понимать термин «обеспечение» в широком и узком смыслах. В широком - это создание государством гарантий для их осуществления, включающих в себя охрану прав и свобод и защиту прав и свобод. В узком же смысле обеспечение, по Д.А. Авдееву, - это деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, граждан и объединений, способствующих реализации принадлежащих человеку прав и свобод.

При таком подходе наполнение термина «обеспечение» обогащается помимо охраны и защиты еще гарантиями. Гарантия - это принятые на себя государством обязанности создавать необходимые условия и средства, обеспечивающие реализацию субъективных прав. Следовательно, обеспечение - это комплекс гарантий (в том числе гарантий реализации, охраны и защиты), а также сама охрана и защита. По-иному, охрана, защита, гарантии - это способы обеспечения права, и наоборот: обеспечение - это результат, следствие охраны, защиты, гарантий. Таким образом, обеспечение прав, в частности прав ребенка, не совпадает с их охраной, защитой, гарантиями, а является самостоятельной категорией.

Обеспечить - это сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. Если подвести итог, то охрана включает в себя защиту, а если она существует вместе с гарантированностью, то достигается обеспечение прав ребенка.

Обеспечение некоторых личных прав детей в сфере образования, провозглашенных Конвенцией ООН,непосредственно связано с деятельностью общеобразо-

вательного учреждения. Условно мы можем их разделить на три группы. Реализация прав первой группы (на отдых, досуг, охрану здоровья, участие в культурной жизни школы) зависит напрямую от организации деятельности школы и организации системы образования. Обеспечение права на свободное выражение своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, на свободу ассоциаций и мирных собраний, на личную жизнь связано с педагогическими условиями деятельности школы, социально-педагогической позицией учителей школы. Осуществление третьей группы прав (право на защиту от насилия, на социально-педагогическую и психолого-педагогическую поддержку, на консультативную помощь и помощь в выборе путей профессионального образования) предполагает создание особых механизмов, обеспечивающих возможность их реализации.

Обратимся к результатам исследования, проведенного в школах г. Брянска, и выясним, насколько эффективна деятельность школы в обеспечении личных прав детей.

В Законе «Об образовании» отмечено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, т.е. право на охрану здоровья, с одной стороны, является аспектом права на образование, а с другой - является самостоятельным личным правом ребенка. Прямые оценки, данные степени обеспеченности этого права в стенах общеобразовательного учреждения, таковы (см. таблицу 1.).

Таблица 1 - Право на охрану здоровья в школе соблюдается

Группа респондентов В полной мере Частично Не соблюдается

ученик 30,7% 56,3% 12,4%

родитель 20,0% 64,0% 12,6%

учитель 27,0% 60,8% 7,9%

администрация 16,0% 84,0% 0%

Итого 26,7% 60,2% 10,9%

Для представления наиболее полной картины по обеспечению прав ребенка на охрану здоровья в стенах школы обратимся к косвенным ответам респондентов.

57,1% родителей указали на то, что их ребенок имеет проблемы со здоровьем. В качестве причин были названы врожденные заболевания, плохая экологическая обстановка (радиационная зона), а также перегрузки в школе. 47,4% учеников назвали болезнь как причину их нерегулярного посещения школьных занятий. Мы видим, что половина опрошенных детей имеют проблемы со здоровьем, что требует особого внимания школьной администрации и учителей. В связи с этим важным становится вопрос о возможности получить медицинскую помощь или консультацию прямо в стенах школы. Оснащенность школ медицинскими кабинетами довольно высока: 89% родителей указали на наличие медицинского кабинета в школе. Отрадным является то, что 44% школьных администраторов указали на возможность обратиться в школе не только к медицинской сестре, но и к стоматологу. Из специалистов в области медицины, работающих в школе, чаще всего назывались медицинская сестра и стоматолог, терапевт или физиотерапевт в школах, где проводилось исследование, отсутствуют. Опрос представителей школьной администрации свидетельствует о том, что в 85,7% случаев ребенок, получивший травму на территории школы, может обратиться за оказанием первой медицинской помощи непосредственно в школьный медицинский кабинет.

Недостаточно благоприятная ситуация сложилась в школах с проведением профилактических медицинских осмотров детей. Половина учащихся (50,9%) и родителей (54,9%) подтверждают, что осмотры проводятся регулярно, от раза в квартал до одного раза в год перед началом учебы. Однако около трети респондентов (38,5% детей и 32% родителей) заявили, что медицинские осмотры в школе проводятся 2 раза в год или редко. 11,3% опрашиваемых затруднились ответить на этот вопрос или ответили «никогда», что свидетельствует о том, что по-

добного рода мероприятия не имели места в школе.

Сберегая здоровье школьников, учителя и администрация школы заботятся о по-сильности учебной нагрузки (78,9% опрошенных родителей считают школьную нагрузку посильной для их ребенка), при этом при составлении расписания и определении режима занятий в большинстве случаев (69,7%) учитывается мнение родителей. Проводятся профилактические и спортивные мероприятия, осуществляются прием витаминов и препаратов для укрепления иммунитета детей, в половине случаев отслеживается состояние их здоровья путем проведения ежегодных медицинских осмотров. Можно сказать о выстраиваемой в школе системе пропаганды здорового образа жизни и распространения информации о воздействии на организм вредных алкогольных и наркотических веществ. Но эта работа требует все же большей интенсивности, регулярности, выработки четкой стратегии и планирования. В 44% случаев на базе школы работают летние оздоровительные лагеря, также поддерживающие здоровье подрастающего поколения. Что касается школьного питания, то большинство школьников обедают в школьной столовой (68%), при этом половина из них указали, что они недовольны качеством, разнообразием или количеством пищи, не во всех школах у детей есть возможность получать горячие обеды (34,3%), а также поесть не спеша (на нехватку времени для принятия пищи пожаловались 55,2% школьников).

В большинстве своем право на охрану здоровья ребенка соблюдается частично. Одна из причин тому - ограниченное финансирование (имеется в виду организация бесплатного питания. Дети питаются в основном за счет родительских средств, но при этом есть небольшая дотация государства. Бесплатно питаются лишь дети из многодетных и малообеспеченных семей). Еще одна причина частичной реализации вышеуказанного права - недостаточное взаимодействие школы, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения.

Право ребенка на отдых и досуг также в большинстве ответов респондентов

соблюдается частично. Школа многое делает для организации досуга и отдыха детей, создает условия для творческой деятельности школьников. Нередко при этом школы компенсируют недостаточно развитую районную инфраструктуру детского и подросткового досуга. Деятельность школы в данном направлении видна: больше половины опрошенных школьников (53,8%) посещают секции и кружки непосредственно в школе, школой проводится масса мероприятий (подготовка праздников, походы в театр, музеи) с целью организации свободного времени детей. Также школа взаимодействует с учреждениями дополнительного образования. Все это позволяет вовлекать в сферу организованного досуга тех детей, которые предпочитают проводить время на улице с друзьями или же дома у телевизора.

Право на свободное выражение детьми их мнения реализуется не в полной мере (см. таблицу 2.).

Таблица 2 - Соблюдается ли в школе право свободно выражать свое мнение?

в полной мере частично не соблюдается

ученик 16,4% 60,3% 23,0%

родитель 32,0% 57,1% 9,7%

учитель 61,9% 34,4% 2,6%

администрация 72,0% 24,0% ,0%

Могут ли учащиеся свободно выразить свое мнение, даже если оно будет существенно отличаться от мнения учителя? 47,7% детей и 45,7% родителей считают, что это возможно на всех или на большинстве уроков, с этим согласились 74,7% учителей. Видна значительная разница в мнении детей, родителей и учителей. Однако практически половина опрошенных участников образовательного процесса утверждают, что к их мнению прислушиваются, его уважают учителя. 41,4% детей и 40,6% родителей считают, что свободно выразить свое мнение учащиеся могут только на некоторых уроках, а совсем не имеет такой возможности десятая часть детей. Хотя так не считает ни один учитель.

Положительной в деятельности школы является тенденция учитывать мнение ребенка при решении вопросов личного характера (перевод в другой класс, рас-

пределение по подгруппам), а также работа в направлении обучения детей аргументированному высказыванию своего мнения. Необходимо также учить детей способности работать с разными источниками информации и критически их оценивать в целях успешной реализации права детей на свободу мысли и собственного мнения. В школе еще существует проблема свободного доступа к информации, касающейся деятельности школы. Не всегда ученик может получить ответ на интересующий его вопрос о школьной жизни или же не знает, куда с ним обратиться. В этом отношении их родители находятся в более выгодном положении (70,3% родителей получили нужную им информацию о деятельности школы и состоянии дел своего ребенка беспрепятственно).

Ситуация с соблюдением права ребенка на свободу мысли, совести и религии достаточно благоприятна. 90% учеников и 94,6% родителей указали на то, что случаев ущемления права ребенка на исповедание своей религии или веры в их жизни не было. Подобного рода случаи, когда ребенку запрещали носить крестик, оскорбляли его религиозные чувства словом или делом, присутствовали в некоторых школах единично. Лишь 4,6% учащихся указали на то, что право на свободу религии ущемлялось именно в школе. Здесь, скорее, уместнее будет говорить о нетактичном поведении одного ученика к другому, оскорбленному в своих религиозных чувствах, чем об ущемлении его права придерживаться своей религии и веры. 15% детей отметили случаи, когда учителя защищали их право на свободу мысли, совести и религии.

Также одно из личных прав ребенка -это право на свободу ассоциаций и мирных собраний. Половина респондентов высказала мнение, что оно соблюдается полностью, другая согласна с тем, что оно соблюдается частично. Участники образовательного процесса подтвердили, что в половине случаев (52,3%) в школе есть детская организация и что дети участвуют в управлении школой. При этом администрация школ всячески поддерживает эту деятельность детей. Те

респонденты из числа учеников, их родителей и учителей, которые затруднились ответить, скорее всего, не имеют в своей школе детской организации или мало что знают о ее деятельности. Таких около трети опрошенных. Поэтому мы можем говорить о частичном соблюдении права на свободу ассоциаций и мирных собраний, а также права на участие в культурной и общественной жизни школы.

Право ребенка на личную жизнь, по мнению опрошенных респондентов, в стенах школы соблюдается в полной мере в половине случаев (52,6%). Треть респондентов из числа учеников, учителей и родителей указывают на частичное его обеспечение (33%) и наличие в их жизни случаев, когда учитель обсуждал публично личные взаимоотношения между мальчиками и девочками (59,1%) или отбирал личные дневники или записки (51%), а также предавал гласности личную жизнь семьи ребенка (21,6%). Учителя, возможно, из лучших побуждений принимают активное участие в личной жизни ребенка, но делают это в неправильной форме, что приводит скорее к негативным результатам, чем к положительному эффекту.

Еще одна группа прав ребенка в школе - право на защиту и помощь, включающее в себя защиту от всех форм насилия, оскорбления, небрежного или грубого обращения. Большинство опрошенных респондентов считают, что это право соблюдается в полной мере в стенах школы. Наиболее оптимистичны в этом отношении члены школьной администрации (94%), за ними следуют учителя (74,1%). 63,4% родителей и 53,2% детей придерживаются такого же мнения. Больше всего негативных оценок соблюдения рассматриваемого права детей приходится на учащихся. Более половины детей (67,3%) ответили, что они могут не бояться за сохранность в школе своих вещей, что кто-то обидит их в школе. Случаи оскорбления или унижения детей со стороны ровесников или учителей немногочисленны. Помимо этого школа работает еще и с проблемой физического и психического насилия в семье. 18,7% членов администрации указали на то, что подобные

случаи в их практике были. В некоторых школах существует институт школьного омбудсмена, оперативно реагирующий на факты насилия в отношении учащихся.

Пользование благами социального обеспечения - один из видов личных прав детей. Школа ведет активную работу по информированию родителей и направлению детей в различные социальные центры, службы, где квалифицированные специалисты могут оказать ребенку (его семье) необходимый вид помощи. В самой школе в большинстве случаев (88,9%) работают специалисты, которые могут оказать ребенку и его родителям необходимую психологическую (психолог) или социальную (социальный педагог) помощь. В такой помощи нуждаются 77,1% учеников, лишь 22,9% родителей заявили, что ребенку не нужен никакой вид помощи.

Ситуация с соблюдением права на профессиональную ориентацию оптимистична. Подавляющее число респондентов считают, что оно соблюдается в полной мере (74,6%). В школе активно ведется профориентационная работа: приглашаются представители разных профессий, вузов, колледжей, учащихся диагностируют психологи. Но все же около половины учащихся (56%) при том, что они достаточно хорошо знают свои способности и возможности, не могут четко сказать, куда они пойдут учиться после окончания школы и какую профессию выберут. В этом направлении есть над чем работать.

К внутренним факторам, гарантирующим соблюдение прав детей в школе, относится еще и правовая культура участников образовательного процесса. В 39,6% случаев учащиеся узнали о них в школе на уроках или на внеклассных мероприятиях, в 20,7% - от родителей, в 16,8% - прочитали сами. В остальных случаях услышали по радио, телевидению или от сверстников. При опросе выяснилось, что 49,7% школьников не могут назвать никаких документов, провозглашающих или обеспечивающих соблюдение прав ребенка. Только 17,8% детей знают о существовании Конвенции ООН о правах ребенка, 17% назвали Конституцию

РФ, 8,8% - всевозможные Кодексы РФ. 2,8 % знакомы с Уставом школы, 2,3% - с Декларацией прав человека и единицы -с Законами Брянской области, школьной Конституцией и Законом «Об образовании». Для информирования детей о правах учителя в основном используют классные часы (31,8%) и уроки (29,5%), а также стенды правовой информации (9,1%), приглашают специалистов, проводят лекции, используют электронную библиотеку (6,8%). Существуют также элективные курсы (4,5%), школьная газета, учебные фильмы (по 2,3%), призванные помочь учащимся в ознакомлении со своими правами в школе. По результатам опроса 47,4% школьников удовлетворены полученной в школе информацией о своих правах частично, 33,5% - полностью. Не удовлетворены 13,3%, это не много, но такие ученики есть. Только 41,6% учителей указали на то, что в полной мере знают об информационных потребностях детей и их родителей в области защиты прав человека.

Что касается родителей, то 65,7% считают, что школа достаточно хорошо удовлетворяет их потребности в информации о правах ребенка, 70,9% родителей указали на то, что удовлетворены защитой прав ребенка, которая осуществляется школой. При этом 33,1% родителей обращались к администрации школы за защитой детских прав или за помощью. В 82,7% случаев эта помощь была оказана своевременно, а просьба удовлетворена.

По сравнению с детьми учителя обладают большими знаниями в области прав ребенка. Но и у них имеются пробелы в этой области знаний. По результатам исследования с Конвенцией ООН о правах ребенка детально знакомы 78,9% учителей, с Декларацией прав ребенка - 74,2%, с Законом «Об основных гарантиях прав ребенка» - 63,2%, с Семейным кодексом - 71,6%. Закон «Об образовании» детально изучили 86,8% учителей. С региональным законами Брянской области, посвященными правам детей, дело обстоит хуже: их знают детально лишь 50,5% учителей. А с целевой программой Брянской области «Развитие гражданско-правового образования 2006-2010 гг.» не знако-

мы около 70% респондентов из числа учителей. На вопрос «Какие права ребенка в школе вы знаете?» смогли полно и внятно ответить 54,7% учителей. 30% из них затруднились с ответом на поставленный вопрос.

Налицо проблема невысокого уровня правовой культуры среди учеников и недостаточности знаний в этой области учителей. Это создает предпосылки для нарушения или неполной реализации личных прав детей. Многое зависит и от уровня профессиональной квалификации педагогов, некоторая часть которых оказалась не подготовленной к изменению характера общения с детьми в условиях гуманизации и демократизации системы образования.

К внешним факторам, гарантирующим соблюдение прав детей в учреждениях образования, относится прежде всего их финансирование. Именно нехватка финансовых средств является причиной недостаточной оснащенности медицинских кабинетов, однообразности и скудности школьного питания, недостаточного числа мест в оздоровительных учреждениях и т. д. По мнению учителей и членов школьной администрации, основным фактором, имеющим решающее значение для соблюдения прав детей в школе, является уровень правовой культуры в обществе (так ответили 43,8% респондентов). Не менее важны в этой области организация системы образования (15,6%), а также политическая и экономическая ситуация в стране (15,6%), состояние нормативной базы для определения прав детей (9,4%). По мнению работников школы, в основном создание необходимых условий для обеспечения прав ребенка в школе зависит от администрации школы (23,4%) и от федеральных органов власти (21,6%). С себя учителя ответственности не снимают: 14,9% высказались, что решение этой проблемы зависит и от них в том числе, а также от органов управления образованием (12,9%).

Одной из причин недостаточного уровня соблюдения личных прав детей является также разобщенность учреждений, призванных заботиться о здоровье детей,

их отдыхе и культурном досуге, контроле за условиями трудовой деятельности. Мы видим: чтобы обеспечить полное соблюдение прав ребенка, необходимы усилия и работников школы (внутренний фактор), и государства (внешний фактор).

Таким образом, по мнению большинства опрошенных учителей (66,1%), проблема соблюдения личных прав детей в общеобразовательном учреждении существует. Конечно, школой многое делается для того, чтобы она стала менее острой. Можно сказать, что обеспечение прав ребенка стало одной из функций школы на сегодняшний момент. Несомненно, школа ищет новые способы и механизмы обеспечения этого права.

Это создание демократического школьного уклада и формирование позитивной образовательной среды. Сюда же мы можем отнести введение в школе детского самоуправления и создание детских организаций и общественных объединений. Способствует обеспечению прав детей введение в образовательное пространство гражданско-правовых программ и курсов правового просвещения. Такие социальные механизмы реализации прав детей, как социальное проектирование, локальные документы (Устав школы, детского общественного объединения и т.п.), институт школьного омбудсмена, также помогают обеспечить надлежащее соблюдение прав ребенка в общеобразовательном учреждении.

Возможно, в более эффективном соблюдении прав детей поможет усовершенствование системы аттестации школ и учителей. По мнению 85,3% учителей и членов администрации, при аттестации школы необходимо учитывать степень соблюдения в ней прав ребенка. 81,1% счи-

тают, что этот же фактор должен учитываться и при аттестации самих учителей.

Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей можно считать защиту учащихся от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребенка и его мнению. Но немаловажно и гарантирование других вышеуказанных личных прав, чье обеспечение еще осуществляется не в полной мере.

1 Стремоухов А.В. Правовая защита человека. Теоретический аспект // Дис. на соискание уч. ст. доктора юрид. наук. СПб., 1996. С. 24.

2 Витрук Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан // Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1990. С. 195-196.

3 Авдеев Д.А. Охрана, защита, обеспечение прав и свобод человека и гражданина // Российское правовое государство. Итоги формирования и перспективы развития. Ч. 1. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2004. С. 11.

4 Терехин В.А. Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан (Вопросы теории и практики) // Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. - С. 9. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. С. 131.

5 Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. С. 131.

6 Нечаева А.М. Проблемы охраны прав совершеннолетних в Российской Федерации // Автореф. дис. на соискание уч. ст. доктора юрид. наук. М., 1995. С.43.

7 Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка // Государство и право. 2006. № 6. С. 72.

8 Витрук Н. В. Указ. соч. С. 196.

9 Ростовщиков И. В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР. М.: Изд-во ВСШ МВД СССР, 1990. С. 197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.