го и континентального права. Главенствующим фактором данной правовой конвергенции выступает Европейский союз, в рамках которого функционируют страны обеих правовых семей.
Выраженное в интеграции достоинство различных правовых систем, сближение англосаксонского и романо-германского права и создание совершенно новой правовой семьи сегодня фактически существующая и работающая реальность.
Международное и конституциионное право
В научной литературе в связи с этим вполне обоснованно констатируется, что опыт сравнительного исследования различных правовых систем и семей, так же как и опыт интеграции государств-членов Европейского союза, имеет не только региональное значение. Изучение его правопорядка полезно также при анализе проблем, связанных с интеграцией на территории бывшего СССР, и Таможенного союза России, Казахстана, Белоруссии.
УДК 341 ПРИМЕНЕНИЕ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СЛОВАКИИ Application of the Convention on the Child’s rights ________________________________in the Course of Education in Slovakia
Д. Варгова - старший преподаватель кафедры этического и гражданского воспитания педагогического факультета Университета им. Ко-менского, кандидат философских наук (Словацкая Республика)
D. Vargova - assistant Professor of ethical and civil education chair of the pedagogical faculty, the University of Komensky, Candidate of Philosophical Sciences (the Slovak Republic)
Аннотация. Автор в своей работе рассматривает проблемы реализации прав детей в условиях общеобразовательной школы Словацкой Республики, указывает на социальную необходимость реализации прав человека и ребенка в процессе образования на различных этапах осуществления Национального плана по обучению правам человека на 2005-2014 гг. Автор выделяет два основных принципа Конвенции о правах ребенка, содержащихся в статье № 3 - «действовать всегда в интересах ребенка» и статье № 5 - «заботиться о признании прав ребенка и обеспечении соблюдения его прав». Характеризует цели образования в области прав человека и его обязанностей, направленных на приобретение знаний, развитие жизненных навыков и формирование установок, необходимых для осуществления прав детей в школе.
The author dwells on the problems of realization of the rights of children in secondary schools of the Slovak Republic. The author stresses the social needfor realization of human rights and rights of a child in the educational process at various stages of carrying out the National Plan on Human Rights Education for 2005-2014. The author distinguishes the two basic principles of the Child’s Rights Convention in the Article № 3 - «always to act in the interests of the child» and in the article № 5 - «to take care of the recognition of child’s rights and the enforcement of rights». The author characterizes the aims of education in human rights and duties, to acquire knowledge, to develop life skills and to form attitudes requiredfor the implementation of child s rights at school.
Ключевые слова: права человека, права ребенка, социальные обязанности, социальная ответственность, социальные компетенции ребенка, цели воспитания в области прав ребенка.
Human rights, child’s rights; social responsibility; social liability; social competence of the child; the goals of education on child’s rights.
7
Вестник Омского юридического института. 2012. № 1 (18)
Права человека начинаются с прав ребенка. Утверждается, что «дети являются будущим человечества». Естественно, «ключевым является вопрос адекватной «конструкции» детства в условиях макрополитического (конечно, и макроэкономического) контекста»1. Вследствие своего психического состояния и физического возраста дети являются наиболее уязвимыми, они не в состоянии осуществлять свои права, поэтому нуждаются в особой защите и помощи. их защита требует внимания не только в нашей стране, но и во всем мире. Одной из возможностей является воспитание у детей ориентации в сфере своих прав и сфере прав других людей, воспитание сопереживания, терпимости и ответственности с раннего детства.
Необходимость концептуального подхода к образованию в области прав человека подчеркнула Генеральная Ассамблея ООН декларацией «декада образования в области прав человека за 1995-2004 гг.». В резолюции от государств-членов ООН требуется создать и утвердить национальные планы по обучению и воспитанию к правам человека. Министерство образования Словацкой Республики 8 февраля 2005 г. утвердило учебный план на период 2005-2014 гг. Комитет по правам ребенка Организации Объединенных Наций адресовал Словацкой республике ряд рекомендаций, чтобы осуществить имплементацию Конвенции о правах ребенка. В связи с этим Н. Ондрушкова подчеркивает важность Совета Европы, «который уделяет первоочередное внимание вопросу о правах человека и не обходит основную его часть - это дети и их права»1 2.
Международный документ, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступил в силу 2 сентября 1990 г. Его текст был опубликован в Сборнике законов под № 104/1991 Zb.z. бывшей Чешской и Словацкой Республики, подписан 30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке президентом Вацлавом Гавелом. Конвенция о правах ребенка привнесла в педагогическую науку новое определение прав детей, чтобы изменить отношение общества к ребенку. Концепция подчеркивает, что дети имеют право на безопасность, право на юридическую защиту и право участвовать
Все права принадлежат всем детям.
Конвенция о правах ребенка, статья № 2
в принятии решений, затрагивающих их интересы. Ребенка начинают воспринимать как носителя прав с учетом его индивидуальных особенностей.
Концепция образования по правам человека имеет общественный характер. Новый Закон об образовании № 254 от 2008 г. был одобрен Национальным Советом Словацкой Республики 22 мая 2008 г. и вступил в силу с 1 сентября 2008 г. Реформа образования в Словацкой Республике основывается на развитии компетентности школьников и студентов в области прав человека. Целью реформы является формирование такого статуса студента, благодаря которому он будет подготовлен к жизни в сложном глобализированном мире, адаптирован к рынку труда. Ключевой проблемой является изменение содержания учебных программ.
дети являются наиболее многочисленным меньшинством, которое не в состоянии требовать соблюдения своих прав, реализовывать действия, влияющие на решения отдельных правительств. Для их индивидуального и общего развития нужно понять концепцию Конвенции о правах ребенка, чтобы знать, какие права они имеют, чтобы сочувствовали тем, чьи права были нарушены, и активно выступали за свои права и права других людей.
Конвенция о правах ребенка имеет два руководящих принципа, которые меняют философские подходы к вопросам, касающимся прав детей.
Во-первых, действовать в наилучших интересах ребенка (данный принцип содержит статья № 3). Основная идея данной статьи является выражением общих руководящих принципов Конвенции. Она говорит, что «интересы ребенка должны быть основной ценностью во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами». Статья № 3 Конвенции о правах ребенка подчеркивает необходимость учитывать в первую очередь интересы детей - не ограничиваться только той деятельностью, которая непосредственно связана с детьми (решение суда по семейным делам, чтобы доверить уход за детьми в приемных семьях, а также вопросы об-
1 Lysy J. Politicka pasca v konstrukte detstva. In.: Detske prava na konci tisfcrocia. Bratislava : Iuventa, 1999. S. 39-43.
2 Ondruskova N. Prava deti v strede zaujmu cinnosti Rady Europy. In.: Detske prava na konci tisfcrocia. Bratislava : Iuventa, 1999. S. 199-215.
8
Международное и конституциионное право
разования, детского труда, здравоохранения), но касается всех мероприятий, которые могут прямо или косвенно влиять на качество жизни ребенка (налогово-бюджетная политика государства, политика в области образования, государственная политика в области занятости и т. д.).
Во-вторых, необходимо помочь ребенку в правовой ориентации и осуществлении своих прав. Этот принцип закреплен в статье № 5 «Государства-участники обязаны уважать ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих обстоятельствах, и в соответствии с местными обычаями членов расширенной семьи или общины, законных опекунов или других лиц, несущих юридическую ответственность за ребенка, надлежащее руководство и управление в осуществлении прав, предусмотренных Конвенцией, в соответствии с их развивающимися способностями».
По утверждению Конвенции родители или другие лица, несущие по закону ответственность за ребенка, должны ознакомить ребенка с его правами, помочь ему сориентироваться в них при осуществлении своих прав в соответствии с его возрастом и развивающимися способностями. На наш взгляд, в реализации статьи № 5 Конвенции о правах ребенка важную роль играют родители, лица, заменяющие родителей, и, прежде всего, как одни из важнейших субъектов социализации ребенка - школа и учитель3.
Самым слабым местом Конвенции о правах ребенка является факт, что она не выделяет обязанности детей, соответственно, и их законных представителей. Обоснованной кажется идея обучения детей их правам и свободам в диалектике обязанностей. Безусловно, ребенок имеет право на семью, адекватную родительскую заботу, но обязанности ребенка заключаются в том, чтобы ценить своих родителей, уважать их, помогать им (соответственно возрасту). Ребенок имеет право на бесплатный профилактический уход за здоровьем, но его обязанностью является профилактика и забота о своем здоровье. Ребенок имеет право на образование, но его основная обязанность - посещать школу и учиться. Ребенок имеет право выражать свое мнение, но его долгом должно быть выражение своего мнения в культурной форме, чтобы не затронуть человеческое достоинство других граждан. Ребенок имеет право на свободу, но не может
ограничивать свободу других (например, не воровать, не оскорблять и т. д.).
Знать свои права, применять их в жизни и в то же время выполнять обязательства и нести ответственность - это не только фундаментальное право, но и обязанность каждого человека, следовательно, и обязанность ребенка. Образование в области прав человека и ребенка - это процесс, который включает в себя усвоение прав человека именно через образование, то есть обеспечение того, чтобы процесс обучения, учебные программы, материалы, методы обучения вели к воспитанию прав человека; реализацию прав человека в сфере образования, то есть обеспечение уважения прав человека для всех социальных групп и практика прав человека в рамках системы образования. Э. Мистрик рассматривает школу как место, в котором «соблюдение прав человека в поликультурном обществе имеет по своей природе свои особенности, которые не существуют в монокультурном обществе»4.
Обучение правам человека помогает понять характер прав человека и приводит к осознанию, что права человека должны быть признаны и защищены. Главный положительный аспект заключается в том, что ученики узнают о своих неотъемлемых правах человеческого достоинства, что позволяет изменить неблагоприятную ситуацию, связанную с их правовыми отношениями, осознают взаимообусловленность прав человека и гражданских обязанностей и ответственности.
Что может сделать школа в наилучших интересах ребенка?
1. Акцентировать внимание на преподавании прав человека и прав ребенка в контексте реализации программ школьного образования.
2. Реализовать цели образования в области прав человека и ребенка в образовательной деятельности инновационных форм и методов обучения (проектное обучение, групповая форма организации обучения, интегрированное тематическое обучение, методы критического и творческого мышления и т. д.). Словацкий дидактик И. Турек полагает, что цели образования в области прав человека и прав ребенка (когнитивные, аффективные, психомоторные) классифицируются в зависимости от психических процессов, в которых осуществляется обучение5. В реализа-
Vargova D. V najlepsom zaujme diet’at’a. Bratislava : Metodicko-pedagogicke centrum v Bratislave, 2007. S. 6-7. MistnkE. Pravo na vlastnu kulturu? In.: Eudske prava a multikulturna vychova v skole. Bratislava : SPU, 2009. C. 1.
См.: TurekI. O vyucovam l’udskych prav. Presov : Krajsky pedagogicky ustav v Presove, 1990. S. 17-19.
9
Вестник Омского юридического института. 2012. № 1 (18)
ции обучения ребенка правам человека и обязанностям школа может предпринять следующие инновационные шаги:
- добавление в содержание существующего раздела гражданского права, общественных наук, аспектов этического образования;
- постановка вопроса о включении проблематики прав и обязанностей человека в содержание внеучебной работы со школьниками;
- ориентация на включение в школьный компонент учебной программы ситуаций, которые позволяют смотреть на вещи и явления во взаимосвязи отношений прав и обязанностей человека;
- создание документа в области самоуправления школы «Правила поведения в школе», который обусловливает соблюдение баланса между правами и обязанностями человека. Школьные правила должны соблюдать и принцип недискриминации равноправия, уважения к человеческой личности, свободу мысли, совести и религии, свободу выражения мнения, право на информацию, неприкосновенность частной жизни, право на частную жизнь, право на справедливое судебное разбирательство в соответствии с согласованными правилами, право на отдых и досуг и т. д.
3. В соответствии с Национальным планом по обучению правам человека и утверждением прав ребенка на период 2005-2014 гг. работа с текстом Конвенции о правах ребенка 1989 г. становится обязательной для учителей школ, как и с не потерявшей актуальность Декларацией прав ребенка 1959 г., которая имеет только декларативный характер6.
4. Учитель предлагает детям понять, что относится ко всем без исключения одинаково, что человек имеет право на реализацию далеко не всех желаний, и его деятельность должна быть связана с исполнением обязанностей и ответственностью.
5. Для разработки основных направлений деятельности ребенка по реализации своих прав и обязанностей учитель должен выработать в себе специальные навыки педагогической деятельности, чтобы продемонстрировать знания, навыки и отношение к правам человека и правам детей.
6. Развитие педагогического мастерства учителей. Миссия учителя заключается в выработке наиболее эффективного способа для достижения образовательных целей, которые сформулированы в соответствии с тем, чему дети учатся. Английский педагог Х. Кириацу выделяет профессиональные, личные и моральные элементы обучения педагогическим навыкам7.
реализация данных целей и развитие навыков ребенка зависят от наличия эффективных методов обучения. Но учить детей необходимо не только в области прав человека, то есть знания содержания основных международных документов, которые являются юридически обязательными, особенно документов, которые касаются основных прав человека, чтобы дети знали и защищали свои права. Учить детей необходимо, прежде всего, тому, что каждое право человека взаимосвязано с определенной социальной обязанностью. Иметь права - значит иметь обязанности!
6 См.: KovacikJ. Dohovor o pravach diet’at’a. Rozbor a vysledky plnenia dokumentu OSN. Bratislava : Metodicko-pedagogicke centrum mesta Bratislavy, 2002. S. 8-29.
7 См.: Kyriacou Ch. KHcove dovednosti ucitele. Praha : Portal, 1996. S. 15-30.
10