УДК 378
Aliphanova F.N., Mallaeva Z.A. COMPLIANCE AND IMPLEMENTATION OF A CHILD IN TEACHING THEORY AND PRACTICE. The article analyzes the state of compliance issues and the rights of the child in educational theory and practice.
Key words: legal education, identity, rights of the child, the declaration, the Convention.
Ф.Н. Алипханова д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: fatima2365@mail.ru; З.А. Маллаева, ст. преп. каф. гражданского права ГАОУ ВПО «Дагестанский гос. институт народного хозяйства», г. Махачкала, E-mail: Nabi1983@inbox.ru
СОБЛЮДЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
В статье проведен анализ состояния проблемы соблюдения и реализации прав ребенка в педагогической теории и практике.
Ключевые слова: правовое воспитание, личность
В своих педагогических теориях к вопросам соблюдения прав ребенка обращались многие исследователи, но особый интерес и значимость представляют работы Л.Н. Толстого, П.Ф. Ле-стгафа, П.П. Болонского, К.Н. Вентцеля, Я. Корчака, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. В процессе анализа педагогической литературы нами выявлено, что проблема обеспечения прав человека и прав ребенка в России носит глобальный характер, и изменения, происходящие в современном мире, всецело связаны с необходимостью воспитания в современном человеке и гражданине нравственной и правовой компетентности. Другой важной проблемой является устаревшее содержание образования, которое в значительной мере не соответствует познавательным запросам учащихся. В результате школьники часто учатся лишь в силу долга, а педагоги, не получающие высокой квалификации, стремятся принудить ребенка к обучению, используя репрессивные методы, что ведет лишь к осложнению педагогической ситуации. Существует и еще одна причина неполной реализации права детей на образование: невысокий уровень правовой культуры участников образовательного процесса, их представление о правах человека и ребенка.
Чаще всего под правовым воспитанием понимается процесс формирования правового сознания и поведения юного гражданина. Правовое воспитание тесно связано с гражданским воспитанием. Эти направления воспитания имеют много общего, но правовое воспитание в большей степени ориентировано на осознание восприятия законов и правовых норм и обязанностей. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона, его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребёнка (1959) и Конвенции ООН о правах ребёнка (1989). Взаимодействие права и ребёнка осуществляется, главным образом, опосредованно, через родителей и педагогов. Мы считаем, что Конвенция ООН имеет широкие возможности в правовом воспитании и может быть рассмотрена в качестве его важнейшего средства.
В настоящее время в России активно создается механизм реализации государственной политики в области защиты прав и интересов детей. Общественное мнение отечественных педагогов склоняется к тому, что содержание школьных предметов, особенно обществоведческих дисциплин и всю систему учебно-воспитательного процесса необходимо совершенствовать с позиций демократии, прав ребенка, духовности, свободы совести, толерантности. Однако информация о правах человека и правах ребенка в юридическом, идеологическом, социальном и педагогическом аспектах является до сих пор недостаточно востребованной школой. И лишь в тех учебных заведениях, где в системе ведется работа по разъяснению прав человека и прав ребенка, где рассматриваются важнейшие документы по реализации прав детей, достигнуто понимание того, что права не только инструмент для защиты личности, но и средство воспитания свободной личности гражданского общества. На наш взгляд, в современных школах направление по реализации прав личности является еще непривычным направлением учебно-воспитательной работы. Эта трудность
, права ребенка, декларация, конвенция.
обусловлена тем, что содержание материала является новым во всех его аспектах и взаимоотношения педагога и ученика строятся на авторитарном отношении.
Воспитание уважения к правам человека, основным свободам определено в Законе Российской Федерации «Об образовании», в числе основных принципов государственной политики в области образования [1]. Для его реализации введены право-ведческие курсы в старших классах, но изучение вопросов Конвенции о правах ребенка в них недостаточное («Инструктивнометодическое письмо МО РФ №391/11 от 19 марта 199бг). Как показывает практика, необходимо, чтобы изучение прав ребенка осуществлялось в рамках специальных курсов, через систему классных часов и многообразные формы внеклассной работы.
Международный опыт показывает, что вопросы изучения прав человека и прав ребенка многие годы находятся в центре внимания многих стран мира. Накопленный опыт по их преподаванию отражен в рекомендациях ЮНЕСКО и Совета Европы. Имеющие способы правового воспитания сводятся к двум моделям изучения прав человека, прав ребенка: как самостоятельный предмет и как их ограниченная интеграция в изучаемые учебные предметы. Зарубежные педагоги используют обе модели. Изучение прав человека и прав ребенка в российской школе является все еще новой областью педагогических знаний и находится в начальной стадии становления. Однако уже первый опыт отечественной школы так же свидетельствует о применении этих двух моделей.
Социологические исследования, проведенные в разных регионах страны, свидетельствуют, что многие учителя не готовы к работе по реализации основных принципов Конвенции. В педагогической печати отмечалось, что учителя, как и родители детей, не знают документов о правах ребенка. Налицо серьезные проблемы в правовой и нравственной культуре преподавательских кадров, от деятельности которых напрямую зависит воплощение этих прав в жизни сегодняшней школы и завтрашней жизни нашего общества. Неслучайно в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по педагогическим специальностям включено требование к выпускникам педагогического вуза - знание Конвенции ООН о правах ребенка [2]. Исследователи (З.К. Шнекендорф и др.) отмечают, что среди опрошенных учителей страны 46% не скрывают того, что они используют авторитарные методы в процессе своей профессиональной деятельности [3].
Как показывает практика, не во всех школах страны уделяется должное внимание изучению прав ребенка. Опыт показывает, что в изучении прав человека и прав детей можно использовать методы самостоятельной творческой работы. Например, при изучении темы по содержанию текста Конвенции ООН, учащиеся устанавливают межпредметные связи, выделяют основные понятия, их значение для повседневной жизни, применение в своей практике.
Второй уровень - умение оперировать базовыми понятиями наук, отраженные в межпредметных связях. Например, ученики в качестве самостоятельной творческой работы создают учебный кроссворд по проблеме прав человека и ребенка.
Третий уровень - выполнение самостоятельных исследовательских заданий, связанных с проблемой прав ребенка, написание и защита проектов.
После ратификации Конвенции ООН о правах ребенка в нашей стране некоторое время Министерство образования и науки РФ ограничивалось только общими рекомендациями. И лишь в инструктивно-методическом письме № 391/11 от 19 марта 1996 года «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» четко определяется, что «гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования» [3]. Министерство образования и науки РФ рекомендует руководителям образовательных учреждений создать условия и содействовать становлению системы гражданско-правового образования.
В этих целях в основной школе наряду с действующими курсами «Политика и право», «Человек» (9 класс), появились интегрированные курсы «Граждановедение» (5-9 классы), «Введение в обществознание» (8-9 классы).
8 средней школе интегрированный курс «Человек и общество», профильные курсы «Политика и право» и др.
В Письме Министерства образования Российской Федерации «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в 1994/95 учебном году» указывается, что в базисный учебный план входит область «Общественные дисциплины», которая может включать такие предметы как История Отечества, Всеобщая история, человек и общество, основы современных цивилизаций, политология, экономика; дисциплины, отвечающие потребностям региона, интересам учащихся; специальный предмет «Граждановедение». Образовательная область может быть представлена как отдельными предметами, так и интегрированными курсами.
В настоящее время Министерство образования и науки РФ допустило или рекомендует к обучению школьников в области «Обществознание» 3 наименования учебника для учащихся 8-9 классов и 7 наименований учебников для учащихся 10-11 классов. Но в существующих учебниках учащихся только знакомят с правами человека и правами ребенка, на изучение Конвенции о правах ребенка не отводится больше одного урока, что, безусловно, является недостаточным с точки зрения правового вос-
Библиографический список
питания. И те знания, которые школьники получают в рамках изучения данных предметов, остаются без применений, т.к. в программах нет времени на отработку данных знаний, применение их на практике.
Ряд авторов в своих работах рассматривают возможность изучения прав детей в аспекте учебного курса. Так А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов предлагают к изучению в образовательных учреждениях в качестве учебного пособия для 9 классов учебник «Политика и право». В данном учебном курсе рассматриваются вопросы, касающиеся прав человека и прав детей. Также имеются отдельные учебные спецкурсы по праву и обществоведению. В предложенных курсах авторы прослеживают путь «становления» ученика общеобразовательной школы с позиции гражданина. Они уделяют внимание системе поощрений, позволяющих инициировать правовую активность педагога и ученика.
Интерес представляют учебники для учащихся 7-9 классов, изданные Российским фондом правовых реформ: «Основы правовых знаний» О.А. Василенковой для 7 класса; «Основы правовых знаний» СИ. Володиной для учащихся 8-х классов.
Таким образом, анализ состояния проблемы соблюдения и реализации прав ребенка в педагогической теории и практике показал, что:
• в основе разрабатываемых прогрессивными учеными концепций лежит идея, основанная на провозглашении человека высшей ценностью общества, на признании отношения к ребенку как самоценности, которая начала активно развиваться в ряде современных педагогических концепций;
• главная ценность гражданского общества и правового государства -права и свободы личности; ребенок - полноправный член общества и его права и свободы подлежат признанию;
• теоретические исследования и практический опыт, накопленный в разных регионах Российской Федерации, позволяют выявить нерешенные проблемы создания педагогических условий для реализации прав детей в образовательных учреждениях;
• в современной школе назрела необходимость массового изучения прав человека и прав ребенка в ходе образовательного процесса с целью развития личности ребенка, формирования его правовой информированности;
• уточено содержание понятия правового воспитания по отношению к рассматриваемому возрасту обучающего.
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1
2. Конвемнция ООН о правамх ребёнка // Резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
3. Шнекендорф, З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. - М., 2001.
Bibliography
1. Zakon RF «Ob obrazovanii» ot 10.07.1992 g. №3266-1
2. Konve?nciya OON o prava?kh rebyonka // Rezolyuciya 44/25 Generaljnoyj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 g.
3. Shnekendorf, Z.K. Putevoditelj po konvencii o pravakh rebenka. - M., 2001.
Статья поступила в редакцию 12.11.13
УДК 37.014.3
Bukreeva E.N. EDUCATION POLICY FEATURES OF CHILD PROTECTION IN THE NORTH CAUCASUS IN THE PERIOD OF 1917-1940 OF THE XX TH CENTURY. (ON THE EXAMPLE OF STAVROPOL TERRITORY). The features of a practical realization of child protection by means of educational policy in particular school system of the North Caucasus in the period of establishing of the Soviet power in Russia are reviewed in the article on the basis of historical and pedagogical analysis.
Key words: child protection, delinquency and juvenile crime, school education, out -of school education.
Е.Н. Букреева, канд. пед. наук, доц. каф. переподготовки и повышения квалификации работников образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
E-mail: lera1705@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ПЕРИОД 1917-1940 ГГ. XX В. (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
В статье на основе историко-педагогического анализа рассмотрены особенности практического решения задач защиты детей средствами образовательной политики в условиях специфической системы школьного образования Северного Кавказа в период становления советской власти в России.