Научная статья на тему 'Исследование оптимизации процесса реализации прав ребенка в институте образования (на примере МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки)'

Исследование оптимизации процесса реализации прав ребенка в институте образования (на примере МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДЕТСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛА / CHILDREN / CHILDHOOD / SOCIO-LEGAL PROTECTION / INSTITUTE OF EDUCATION / SCHOOL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бистяйкина Динара Асымовна, Панькова Елена Геннадьевна, Соловьева Татьяна Владимировна

В данной статье представлены данные социологического анкетного опроса учителей МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки, а также родителей школьников 5 11 классов, на предмет выявления проблем реализации институтом образования функции по обеспечению прав ребенка в Республике Мордовия (на примере МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки). Рассмотрены характеристики механизмов и опыта деятельности институтов образования по реализации функции обеспечения прав ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бистяйкина Динара Асымовна, Панькова Елена Геннадьевна, Соловьева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF OPTIMIZATION OF PROCESS OF REALIZATION OF CHILDREN''S RIGHTS AT THE INSTITUTE OF EDUCATION (FOR EXAMPLE, MBOU № 17 G. RUZAEVKA)

This article presents the data of the sociological questionnaire survey of the teachers MBOU № 17 g. Ruzaevka, as well as parents of students grades 5 11, to identify characteristics of the problem the implementation of the Institute of education functions to ensure the rights of the child in the Republic of Mordovia (example of MBOU SOSH № 17 g. Ruzaevka). The characteristics of the mechanisms and experience of activity of educational institutions on the implementation of the rights of the child.

Текст научной работы на тему «Исследование оптимизации процесса реализации прав ребенка в институте образования (на примере МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки)»

УДК 304. 2

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ

ПРАВ РЕБЕНКА В ИНСТИТУТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ № 17 Г. РУЗАЕВКИ)

Д.А. Бистяйкина, Е.Г. Панькова, Т.В. Соловьева

Аннотация. В данной статье представлены данные социологического анкетного опроса учителей МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки, а также родителей школьников 5-11 классов, на предмет выявления проблем реализации институтом образования функции по обеспечению прав ребенка в Республике Мордовия (на примере МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки). Рассмотрены характеристики механизмов и опыта деятельности институтов образования по реализации функции обеспечения прав ребенка.

Ключевые слова: дети, детство, социально-правовая защита, институт образования, школа.

STUDY OF OPTIMIZATION OF PROCESS OF REALIZATION

OF CHILDREN'S RIGHTS AT THE INSTITUTE OF EDUCATION

(FOR EXAMPLE, MBOU № 17 G. RUZAEVKA)

D. Bistyaikina, E. Pankova, T. Soloveva

Abstract. This article presents the data of the sociological questionnaire survey of the teachers MBOU № 17 g. Ruzaevka, as well as parents of students grades 5 - 11, to identify characteristics of the problem the implementation of the Institute of education functions to ensure the rights of the child in the Republic of Mordovia (example of MBOU SOSH № 17 g. Ruzaevka). The characteristics of the mechanisms and experience of activity of educational institutions on the implementation of the rights of the child.

Keywords: children, childhood, socio-legal protection, Institute of education, school.

Права ребенка должны соблюдаться и защищаться в любом цивилизованном государстве, на их гарантированности должна строиться национальная система образования и воспитания в любой стране мира. Система образования и система прав ребенка на практике тесно взаимодействуют, и в определенной степени, влияют друг на друга в процессе своего развития. С одной стороны, система образования, в которую включен ребенок, непосредственно образовательное учреждение, которое он посещает - это место, где ребенок проводит значительное количество времени, и именно здесь возможны (и как показывает практика, имеют место быть) прецеденты ущемления его прав. С другой стороны, именно в рамках системы образования могут быть созданы наиболее эффективные механизмы социально-правовой защиты детей.

Реализация социально-правовой защиты детства осуществляется при помощи различных механизмов. В словаре русского языка термин «механизм» трактуется как «система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности» [1, с.678].

Так, например, А.В. Коротун определяет механизм реализации социально-правовой защиты детства как систему социальных и правовых средств, факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения, реализации, охраны и защиты всех прав и свобод ребенка, а в определенной степени и его родителей. А.В.

Коротун выделяет следующие 2 группы механизмов: 1) механизмы, содержание которых направленно на уважение, реализацию, охрану прав и свобод ребенка и семьи (включают в себя механизмы: создания и поддержания правовой среды в микросоциуме; формирования правовой компетенции и повышения правовой культуры объектов и субъектов социально-правовой защиты; поддержки материнства, отцовства и детства); 2) механизмы, содержание которых направлено на защиту прав и свобод ребенка (юрисдикционный и неюрисдикционный) [2, с.199].

Механизм, работа которого наиболее очевидна в институтах образования (в частности в школах), - это механизм формирования правовой компетенции и повышения правовой культуры объектов и субъектов социально-правовой защиты несовершеннолетних; он включает в себя механизмы: правового информирования (просвещения) и правового образования [2, с.201].

Правовое просвещение (информирование) - вид деятельности по распространению идей права, правового государства, правомерного поведения.

Правовое образование в юридическом словаре определено как совокупность правового воспитания и обучения праву (правового обучения).

По мнению Т.И. Акимовой, правовое воспитание - «целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовое

установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру»[3]. К.В. Науменкова считает, что правовое воспитание - это «система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры» [4].

Правовое обучение - это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания [5, с.134].

С целью изучения и анализа проблем реализации институтом образования функции по обеспечению прав ребенка в Республике Мордовия, нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования в МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки. В качестве задач исследования были поставлены следующие:

- изучить степень обеспечения прав ребенка в общеобразовательных учреждениях;

- выявить применяемые инновационные школьные механизмы реализации личных прав ребенка в Мордовии;

- разработать рекомендации по совершенствованию практики реализации институтом образования функции по обеспечению прав ребенка в Республике Мордовия.

Респондентами выступили учителя (15 человек) МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки, а также родители школьников 5 - 11 классов (25 человек). Среди учителей было отпрошено 2 мужчин и 13 женщин, в том числе психолог и заместитель директора по воспитательной работе. Среди родителей все опрошенные женщины. Также необходимо отметить, что среди опрошенных родителей (80,0%) - члены родительских комитетов, т.е. те, кто занимает активную позицию и достаточно тесно включен в жизнедеятельность школы и процесс воспитания/обучения детей в рамках образовательного учреждения.

Нами была сформулирована следующая гипотеза исследования: в системе российского среднего образования, в частности в Республике Мордовия, наблюдается дисбаланс между заявленными в международных и федеральных документах правами ребенка и реальной ситуацией их соблюдения.

Большинство вопросов анкет для родителей и учителей перекликаются; таким образом, мы могли увидеть соотношение ответов и мнений.

Как показал опрос, учителя довольно хорошо знают права детей и положения Конвенции о правах ребенка, они практически все дали

развернутый и полный ответ на соответствующий вопрос.

На вопрос: «Существует ли на Ваш взгляд проблема соблюдения прав детей в институтах образования в РМ?», большинство учителей 86,7% ответили, что данной проблемы нет, (были и вероятно есть некоторые прецеденты, но это нельзя назвать проблемой в полном смысле этого слова), так как достаточно много говорится о соблюдении прав человека, уделяется этому вопросу внимание как в рамках отдельно взятой школы, так и на уровне муниципалитета, министерства образования РМ; при этом 13,3% опрошенных педагогов затруднились ответить на этот вопрос.

На вопрос «Соблюдаются ли права детей в Вашей школе?» также 86,7% учителей ответили «в полной мере», а 13,3% - выбрали ответ «частично»; на аналогичный вопрос родители учеников ответили - 76,0% и 24,0% соответственно. Никто из респондентов не указал, что права детей не соблюдаются.

Важнейшее право, которое должно реализовываться в рамках образовательных институтов - это, естественно, право на образование. Мы предложили респондентам проанализировать наличие проблем в различных формах образовательно-воспитательной работы, которую ведут в школе. Результаты ответов на вопрос представлены в таблице 1. Таким образом, опрос показал, что в целом работу школы, организацию образовательного процесса оценивают хорошо и сами учителя, и родители. Проблемы, конечно, есть, и связаны они в основном с материальным обеспечением классов. При этом высоко было оценено отношение к детям со стороны учителей и администрации, уровень безопасности, условия занятий в спортзале.

Нами был задан вопрос родителям: «Имеете ли Вы возможность приобрести все необходимое для обучения в школе Вашего ребенка (учебники, канцтовары, школьная форма и проч.)». Все респонденты ответили утвердительно, при этом 80,0% респондентов указывали ремарки «это обходится достаточно дорого», «со сложностями, но обеспечиваем всем необходимым,.... так как современному школьнику нужен ноутбук...» и т.д. Соответственно, на вопрос: «Куда идут основные расходы в период обучения Вашего ребенка в школе?», большинство родителей выбрало ответ: «на обеспечение всего необходимого для школы» (76,0%), «на репетитора» (36,0%), «ремонт школы» (28,0%), на дополнительное образование (16,0%).

Таблица 1. - Результаты ответов на вопрос «Существуют ли на Ваш взгляд проблемы с... », %

«Нет» «Частично» «Да»

Учителя Родители Учителя Родители Учителя Родители

Организацией учебного 73,3 64,0 23,7 32,0 - 4,0

процесса

Работой школьной 66,7 52,0 33,3 40,0 - 8,0

столовой

Работой школьной 73,3 92,0 23,7 8,0 - -

библиотеки

Уровнем безопасности 93,3 84,0 6,7 16,0 - -

Условиями обучения 66,7 64,0 33,3 28,0 - 8,0

(соответствие мебели

возрасту ребенка,

освещенность классов,

наличием дидактических

материалов, ПК и т.д.)

Условиями в спортзале 73,3 72,0 23,7 28,0 - -

Отношением к детям со 93,3 88,0 6,7 12,0 - -

стороны учителей и

администрации

Взаимоотношениями 73,3 80,0 26,7 20,0 - -

между детьми

В МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки предусмотрена возможность получения ребенком и дополнительных образовательных услуг, об этом знали все учителя, и большинство родителей (92,0%). Так, в школе бесплатно работают кружки, секции, клубы (для учеников разных возрастов), такие как «Смысловое чтение», «Веселый английский», «Умники и умницы», «Увлекательная география», «По странам и континентам», «Юный англичанин», «Веселая грамматика», «Веселый алфавит», «Этика: азбука добра», «А ты говоришь по-английски», «Мир логики», «Юный информатик», «Юный математик», «Край, в котором я живу», «Юный исследователь», «Юные правоведы» и прочие. На занятиях дети более углубленно изучают материал, который рассматривается в процессе обычных уроков; программы составляются на основе модернизированной программы развивающих курсов и имеют социально-педагогическую направленность.

Школьники имеют возможность при необходимости получить и социально-педагогическую, и психолого-педагогическую и медицинскую помощь, это указали все учителя и родители. В школе работает психолог Бирюлева Елена Игоревна, которая оказывает помощь и консультации как ученикам, так и родителям, например, в связи со сдачей ОГЭ и ЕГЭ, адаптацией первоклашек и пятиклашек и в прочих случаях.

Выше было сказано, что и учителя, и родители указали на хорошее отношении к детям со стороны учителей и администрации. Нами был задан вопрос: «Принимает ли во внимание

администрация школы мнение детей и родителей по поводу режима занятий и учебного расписания?» - учителя ответили единогласно «всегда», родители - «всегда» (92,0%), «иногда» (8,0%). При этом, как пояснили учителя, основные занятия для всех классов проводятся только в первую смену, и больших проблем с режимом занятий нет.

Особое внимание в МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки уделяется мероприятиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Как показал опрос, для школьников проводятся и уроки на свежем воздухе, и физкультминутки (на переменах) для младших школьников, уроки ЗОЖ, различного рода спортивные мероприятия, лекции по профилактике употребления психотропных веществ. Также в школе реализуются дополнительные программы внеурочной деятельности для школьников различных классов: «Здоровей-ка!» (направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Задачи: обучение детей здоровому образу жизни; создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся; воспитание у школьников культуры здоровья); «Азбука здоровья» (Цель - формирование у младших школьников мотивационной сферы

гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья; развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение

кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения); «Спортландия» (включает в себя подвижные игры школьников начальных классов, которые восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное

переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы); действует волонтерский отряд «Здоровье» (основная задача - пропаганда ЗОЖ, формирование у школьников такой ценности как бережное отношение к своему здоровью. Основные формы работы - проведение игр, тренингов, классных часов, акций).

Анализ ответов на вопрос: «Соблюдается ли в школе право детей на отдых и досуг?» показал, что учителя и родители выбрали варианты ответа: «в полной мере» - 86,7% и 48,0%; «частично» - 13,3% и 52,0% соответственно. Родители школьников указали, что нагрузки на детей очень большие, и если ребенок еще посещает дополнительную школу (музыкальную, художественную, спортивную и т.д.) с учетом времени, которое тратится на выполнение домашнего задания, свободного времени практически не остается.

В свою очередь, учителя говорили о том, что занятия проводятся только в первую смену, осуществляется много досуговых мероприятий, и детям есть чем заняться, увлечься и из чего выбрать. В школе организуются поездки в музеи, кино, театры, действует драматическая студия «Синяя птица», проводятся школьные дискотеки и экскурсии.

Учителя единогласно отметили, что в школе соблюдается право свободного выражения

детьми своего мнения, с этим согласились 40,0% родителей, а остальные 60,0% предпочли ответить «частично». Также все учителя отметили, что на их уроках дети могут свободно выражать свое мнение, даже если оно отличается от мнения большинства, в том числе от мнения учителя. 44,0% родители выбрали из предложенных ответов - «на большинстве уроков»; 48,0% «да, иногда»; 8,0% - «нет, не имеют такой возможности».

Как показали результаты исследования между родителями и учителями отношения строятся в русле конструктивного диалога, так все учителя и большинство родителей указали, что вовремя предоставляют и получают информацию о проблемах, самочувствии, достижениях школьников. Тем более, с созданием сайта школы, родителям стало намного проще следить за тем, какое расписание уроков, что задано, какова успеваемость их детей.

Также учителя отметили единогласно, что в школе соблюдается в школе право на свободу мысли, совести, религии, - 84,0% родители согласились и выбрали ответ «в полной мере», а 16,0% - «частично».

И родители, и учителя в курсе, что ребенок имеет право на личную жизнь, при этом большинство родителей отметили, что право это соблюдается частично (100,0%), так как нередко личная информация в школьной среде становится предметом обсуждения.

Ответы на вопрос: «Соблюдается ли в школе право на защиту от всех форм насилия (физического, психического, сексуального)?» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. - Ответы на вопрос: «Соблюдается ли в школе право на защиту от всех форм насилия

(физического, психического, сексуального)?, %

Учителя отметили, что случаи обращения детей или их родителей к администрации с жалобами на учителя были связаны с несправедливым оцениванием (40,0%); в связи с оскорблением и унижением детей (6,7%); в школе не было ни одного случая связанного с физическим или сексуальным насилием. В случае конфликтной ситуации учителя стараются решить ее путем диалога с родителями и ребенком, при необходимости привлекаются завуч или директор.

Аналогичный вопрос мы задали и родителям. Нас интересовали случаи оскорбления, унижения ребенка, применения к нему физического насилия в школе со стороны учителей, администрации школы, других школьников или родителей, родственников. 4,0% родителей отметили, что их дети испытывали оскорбления со стороны учителей, администрации; 24,0% - указали на конфликтные отношения с другими детьми; 16,0% указали, что были случаи применения физической силы со стороны других школьников.

При этом, в свою очередь, и учителя указывали на то, что в их практике были случаи, когда им когда приходилось принимать меры по защите несовершеннолетнего от злоупотреблений со стороны родителей, опекунов, родственников, выраженного в форме физического насилия (20,0%); психического насилия или чрезмерного строгого отношения к ребенку (26,7%); отсутствия заботы (26,7%).

Большинство родителей уверены, что в школе их ребенок имеет возможность получить необходимую помощь от учителей, администрации, психолога, и в случае возникновения спорного, сложного вопроса они узнают об этом первые.

Также большинство как учителей, так и родителей указали, что в школе соблюдается право на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, правда в большей степени данная работа проводится со школьниками выпускных классов.

В соответствии с целями исследования нас крайне интересовал вопрос о проводимой работе по информированию и защите прав детей в стенах МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки. Мы задали вопрос родителям: «Как Вы считаете, знает ли свои права Ваш ребенок?» и большинство 88,0% ответили «частично»; 12,0% «да, знают».

Анкета включала вопросы о ресурсах, которые используются для информирования детей относительно их прав, методик и технологий, направленных на повышение правовой грамотности детей; обучения и реализации ими их личных прав в рузаевской школе. Респонденты отметили, что помимо

изучения прав ребенка в рамках школьных дисциплин в школе функционирует кружок «Юные правоведы», которым руководит Курмаева Динара Раисовна. Педагог отметила, что «актуальность организации кружка «Юные правоведы» обусловлена тем, что содержание правового образования обучающихся

определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Цель программы внеурочной

деятельности - формирование у школьников правовой культуры, способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности. Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. На занятии школьники непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку».

Еще одним механизмом правозащитной деятельности, практикумом, где ребята могут проявить свою самостоятельность и отстаивать свою позицию и свои права, является площадка студенческого самоуправления.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Школьное самоуправление в МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки состоит из учащихся 5 - 11 классов. Избирается сроком на один год, по два человека от 5 - 11 классов. Функции школьного самоуправления заключаются в оказании помощи администрации школы и педагогам-организаторам в организации и проведении общешкольных и классных мероприятиях; организации школьного самоуправления: вопросы дежурства; работа со слабоуспевающими и учащимися,

систематически нарушающими дисциплину; организация и проведение операций «Чистый школьный двор», «Зона заботы». Члены думы по согласованию с администрацией школы имеют право: принимать участие в работе совета школы,

педагогического или административного совета, выходить с предложениями по улучшению школьной жизни на администрацию школы. В структуре школьного самоуправления функционируют 8 комитетов: образования, благотворительности, правопорядка, спорта, труда, шефский, культуры, школьное СМИ.

Таким образом, гипотеза исследования в целом подтвердилась: в МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки, ведется работа по обеспечению и соблюдению прав детей, но имеются прецеденты их нарушения: не все дети хорошо знают свои

права, не всегда осмеливаются или имеют возможность высказать и защитить свое мнение. В целом, как показали результаты исследования, социально-психологическая и социально-правовая обстановки в школе благоприятные, налажен конструктивный диалог между учителями, родителями и администрацией школы, а это значит, что в случае возникновения спорной, конфликтной ситуации будет найдено оптимальное решение, и права ребенка не будут нарушены.

Литература:

1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., [б.и.], 1997. - 944 с.

2 Коротун А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России / А.В. Коротун // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. - С. 197 -204.

3 Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания [Электронный ресурс] / Т.И.

Акимова. - Режим доступа: http://tsu.tmb.ru/nu/kon ^^2004/^1. 11^1^2/2//

4 Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков [Электронный ресурс] / К.В. Науменкова. - Режим доступа: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03 /sekm3.htm

5 Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: дис. ... канд. юрид. наук / Т.М. Почтарь. -М.: 2001. - 215 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах:

Бистяйкина Динара Асымовна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», Историко-социологический институт, e-mail: dinaraas@mail.ru

Панькова Елена Геннадьевна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», Историко-социологический институт, e-mail: print84@mail.ru

Соловьева Татьяна Владимировна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» Историко-социологический институт, e-mail: tanysha_v@bk.ru

Data about the authors:

D. Bistyaikina (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, Assistant of professor, Assistant of professor of the chair of social work National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: dinaraas@mail.ru

E. Pankova (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, Assistant of professor of the chair of social work National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: print84@mail.ru

T. Soloveva (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, Assistant of professor, Assistant of professor of the chair of social work National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: tanysha_v@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.