УДК 304. 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ
ПРАВ РЕБЕНКА В ИНСТИТУТЕ ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ № 17 Г. РУЗАЕВКИ)
Д.А. Бистяйкина, Е.Г. Панькова, Т.В. Соловьева
Аннотация. В данной статье представлены данные социологического анкетного опроса учителей МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки, а также родителей школьников 5-11 классов, на предмет выявления проблем реализации институтом образования функции по обеспечению прав ребенка в Республике Мордовия (на примере МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки). Рассмотрены характеристики механизмов и опыта деятельности институтов образования по реализации функции обеспечения прав ребенка.
Ключевые слова: дети, детство, социально-правовая защита, институт образования, школа.
STUDY OF OPTIMIZATION OF PROCESS OF REALIZATION
OF CHILDREN'S RIGHTS AT THE INSTITUTE OF EDUCATION
(FOR EXAMPLE, MBOU № 17 G. RUZAEVKA)
D. Bistyaikina, E. Pankova, T. Soloveva
Abstract. This article presents the data of the sociological questionnaire survey of the teachers MBOU № 17 g. Ruzaevka, as well as parents of students grades 5 - 11, to identify characteristics of the problem the implementation of the Institute of education functions to ensure the rights of the child in the Republic of Mordovia (example of MBOU SOSH № 17 g. Ruzaevka). The characteristics of the mechanisms and experience of activity of educational institutions on the implementation of the rights of the child.
Keywords: children, childhood, socio-legal protection, Institute of education, school.
Права ребенка должны соблюдаться и защищаться в любом цивилизованном государстве, на их гарантированности должна строиться национальная система образования и воспитания в любой стране мира. Система образования и система прав ребенка на практике тесно взаимодействуют, и в определенной степени, влияют друг на друга в процессе своего развития. С одной стороны, система образования, в которую включен ребенок, непосредственно образовательное учреждение, которое он посещает - это место, где ребенок проводит значительное количество времени, и именно здесь возможны (и как показывает практика, имеют место быть) прецеденты ущемления его прав. С другой стороны, именно в рамках системы образования могут быть созданы наиболее эффективные механизмы социально-правовой защиты детей.
Реализация социально-правовой защиты детства осуществляется при помощи различных механизмов. В словаре русского языка термин «механизм» трактуется как «система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности» [1, с.678].
Так, например, А.В. Коротун определяет механизм реализации социально-правовой защиты детства как систему социальных и правовых средств, факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения, реализации, охраны и защиты всех прав и свобод ребенка, а в определенной степени и его родителей. А.В.
Коротун выделяет следующие 2 группы механизмов: 1) механизмы, содержание которых направленно на уважение, реализацию, охрану прав и свобод ребенка и семьи (включают в себя механизмы: создания и поддержания правовой среды в микросоциуме; формирования правовой компетенции и повышения правовой культуры объектов и субъектов социально-правовой защиты; поддержки материнства, отцовства и детства); 2) механизмы, содержание которых направлено на защиту прав и свобод ребенка (юрисдикционный и неюрисдикционный) [2, с.199].
Механизм, работа которого наиболее очевидна в институтах образования (в частности в школах), - это механизм формирования правовой компетенции и повышения правовой культуры объектов и субъектов социально-правовой защиты несовершеннолетних; он включает в себя механизмы: правового информирования (просвещения) и правового образования [2, с.201].
Правовое просвещение (информирование) - вид деятельности по распространению идей права, правового государства, правомерного поведения.
Правовое образование в юридическом словаре определено как совокупность правового воспитания и обучения праву (правового обучения).
По мнению Т.И. Акимовой, правовое воспитание - «целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовое
установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру»[3]. К.В. Науменкова считает, что правовое воспитание - это «система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры» [4].
Правовое обучение - это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания [5, с.134].
С целью изучения и анализа проблем реализации институтом образования функции по обеспечению прав ребенка в Республике Мордовия, нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования в МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки. В качестве задач исследования были поставлены следующие:
- изучить степень обеспечения прав ребенка в общеобразовательных учреждениях;
- выявить применяемые инновационные школьные механизмы реализации личных прав ребенка в Мордовии;
- разработать рекомендации по совершенствованию практики реализации институтом образования функции по обеспечению прав ребенка в Республике Мордовия.
Респондентами выступили учителя (15 человек) МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки, а также родители школьников 5 - 11 классов (25 человек). Среди учителей было отпрошено 2 мужчин и 13 женщин, в том числе психолог и заместитель директора по воспитательной работе. Среди родителей все опрошенные женщины. Также необходимо отметить, что среди опрошенных родителей (80,0%) - члены родительских комитетов, т.е. те, кто занимает активную позицию и достаточно тесно включен в жизнедеятельность школы и процесс воспитания/обучения детей в рамках образовательного учреждения.
Нами была сформулирована следующая гипотеза исследования: в системе российского среднего образования, в частности в Республике Мордовия, наблюдается дисбаланс между заявленными в международных и федеральных документах правами ребенка и реальной ситуацией их соблюдения.
Большинство вопросов анкет для родителей и учителей перекликаются; таким образом, мы могли увидеть соотношение ответов и мнений.
Как показал опрос, учителя довольно хорошо знают права детей и положения Конвенции о правах ребенка, они практически все дали
развернутый и полный ответ на соответствующий вопрос.
На вопрос: «Существует ли на Ваш взгляд проблема соблюдения прав детей в институтах образования в РМ?», большинство учителей 86,7% ответили, что данной проблемы нет, (были и вероятно есть некоторые прецеденты, но это нельзя назвать проблемой в полном смысле этого слова), так как достаточно много говорится о соблюдении прав человека, уделяется этому вопросу внимание как в рамках отдельно взятой школы, так и на уровне муниципалитета, министерства образования РМ; при этом 13,3% опрошенных педагогов затруднились ответить на этот вопрос.
На вопрос «Соблюдаются ли права детей в Вашей школе?» также 86,7% учителей ответили «в полной мере», а 13,3% - выбрали ответ «частично»; на аналогичный вопрос родители учеников ответили - 76,0% и 24,0% соответственно. Никто из респондентов не указал, что права детей не соблюдаются.
Важнейшее право, которое должно реализовываться в рамках образовательных институтов - это, естественно, право на образование. Мы предложили респондентам проанализировать наличие проблем в различных формах образовательно-воспитательной работы, которую ведут в школе. Результаты ответов на вопрос представлены в таблице 1. Таким образом, опрос показал, что в целом работу школы, организацию образовательного процесса оценивают хорошо и сами учителя, и родители. Проблемы, конечно, есть, и связаны они в основном с материальным обеспечением классов. При этом высоко было оценено отношение к детям со стороны учителей и администрации, уровень безопасности, условия занятий в спортзале.
Нами был задан вопрос родителям: «Имеете ли Вы возможность приобрести все необходимое для обучения в школе Вашего ребенка (учебники, канцтовары, школьная форма и проч.)». Все респонденты ответили утвердительно, при этом 80,0% респондентов указывали ремарки «это обходится достаточно дорого», «со сложностями, но обеспечиваем всем необходимым,.... так как современному школьнику нужен ноутбук...» и т.д. Соответственно, на вопрос: «Куда идут основные расходы в период обучения Вашего ребенка в школе?», большинство родителей выбрало ответ: «на обеспечение всего необходимого для школы» (76,0%), «на репетитора» (36,0%), «ремонт школы» (28,0%), на дополнительное образование (16,0%).
Таблица 1. - Результаты ответов на вопрос «Существуют ли на Ваш взгляд проблемы с... », %
«Нет» «Частично» «Да»
Учителя Родители Учителя Родители Учителя Родители
Организацией учебного 73,3 64,0 23,7 32,0 - 4,0
процесса
Работой школьной 66,7 52,0 33,3 40,0 - 8,0
столовой
Работой школьной 73,3 92,0 23,7 8,0 - -
библиотеки
Уровнем безопасности 93,3 84,0 6,7 16,0 - -
Условиями обучения 66,7 64,0 33,3 28,0 - 8,0
(соответствие мебели
возрасту ребенка,
освещенность классов,
наличием дидактических
материалов, ПК и т.д.)
Условиями в спортзале 73,3 72,0 23,7 28,0 - -
Отношением к детям со 93,3 88,0 6,7 12,0 - -
стороны учителей и
администрации
Взаимоотношениями 73,3 80,0 26,7 20,0 - -
между детьми
В МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки предусмотрена возможность получения ребенком и дополнительных образовательных услуг, об этом знали все учителя, и большинство родителей (92,0%). Так, в школе бесплатно работают кружки, секции, клубы (для учеников разных возрастов), такие как «Смысловое чтение», «Веселый английский», «Умники и умницы», «Увлекательная география», «По странам и континентам», «Юный англичанин», «Веселая грамматика», «Веселый алфавит», «Этика: азбука добра», «А ты говоришь по-английски», «Мир логики», «Юный информатик», «Юный математик», «Край, в котором я живу», «Юный исследователь», «Юные правоведы» и прочие. На занятиях дети более углубленно изучают материал, который рассматривается в процессе обычных уроков; программы составляются на основе модернизированной программы развивающих курсов и имеют социально-педагогическую направленность.
Школьники имеют возможность при необходимости получить и социально-педагогическую, и психолого-педагогическую и медицинскую помощь, это указали все учителя и родители. В школе работает психолог Бирюлева Елена Игоревна, которая оказывает помощь и консультации как ученикам, так и родителям, например, в связи со сдачей ОГЭ и ЕГЭ, адаптацией первоклашек и пятиклашек и в прочих случаях.
Выше было сказано, что и учителя, и родители указали на хорошее отношении к детям со стороны учителей и администрации. Нами был задан вопрос: «Принимает ли во внимание
администрация школы мнение детей и родителей по поводу режима занятий и учебного расписания?» - учителя ответили единогласно «всегда», родители - «всегда» (92,0%), «иногда» (8,0%). При этом, как пояснили учителя, основные занятия для всех классов проводятся только в первую смену, и больших проблем с режимом занятий нет.
Особое внимание в МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки уделяется мероприятиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Как показал опрос, для школьников проводятся и уроки на свежем воздухе, и физкультминутки (на переменах) для младших школьников, уроки ЗОЖ, различного рода спортивные мероприятия, лекции по профилактике употребления психотропных веществ. Также в школе реализуются дополнительные программы внеурочной деятельности для школьников различных классов: «Здоровей-ка!» (направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Задачи: обучение детей здоровому образу жизни; создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся; воспитание у школьников культуры здоровья); «Азбука здоровья» (Цель - формирование у младших школьников мотивационной сферы
гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья; развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение
кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения); «Спортландия» (включает в себя подвижные игры школьников начальных классов, которые восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное
переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы); действует волонтерский отряд «Здоровье» (основная задача - пропаганда ЗОЖ, формирование у школьников такой ценности как бережное отношение к своему здоровью. Основные формы работы - проведение игр, тренингов, классных часов, акций).
Анализ ответов на вопрос: «Соблюдается ли в школе право детей на отдых и досуг?» показал, что учителя и родители выбрали варианты ответа: «в полной мере» - 86,7% и 48,0%; «частично» - 13,3% и 52,0% соответственно. Родители школьников указали, что нагрузки на детей очень большие, и если ребенок еще посещает дополнительную школу (музыкальную, художественную, спортивную и т.д.) с учетом времени, которое тратится на выполнение домашнего задания, свободного времени практически не остается.
В свою очередь, учителя говорили о том, что занятия проводятся только в первую смену, осуществляется много досуговых мероприятий, и детям есть чем заняться, увлечься и из чего выбрать. В школе организуются поездки в музеи, кино, театры, действует драматическая студия «Синяя птица», проводятся школьные дискотеки и экскурсии.
Учителя единогласно отметили, что в школе соблюдается право свободного выражения
детьми своего мнения, с этим согласились 40,0% родителей, а остальные 60,0% предпочли ответить «частично». Также все учителя отметили, что на их уроках дети могут свободно выражать свое мнение, даже если оно отличается от мнения большинства, в том числе от мнения учителя. 44,0% родители выбрали из предложенных ответов - «на большинстве уроков»; 48,0% «да, иногда»; 8,0% - «нет, не имеют такой возможности».
Как показали результаты исследования между родителями и учителями отношения строятся в русле конструктивного диалога, так все учителя и большинство родителей указали, что вовремя предоставляют и получают информацию о проблемах, самочувствии, достижениях школьников. Тем более, с созданием сайта школы, родителям стало намного проще следить за тем, какое расписание уроков, что задано, какова успеваемость их детей.
Также учителя отметили единогласно, что в школе соблюдается в школе право на свободу мысли, совести, религии, - 84,0% родители согласились и выбрали ответ «в полной мере», а 16,0% - «частично».
И родители, и учителя в курсе, что ребенок имеет право на личную жизнь, при этом большинство родителей отметили, что право это соблюдается частично (100,0%), так как нередко личная информация в школьной среде становится предметом обсуждения.
Ответы на вопрос: «Соблюдается ли в школе право на защиту от всех форм насилия (физического, психического, сексуального)?» представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. - Ответы на вопрос: «Соблюдается ли в школе право на защиту от всех форм насилия
(физического, психического, сексуального)?, %
Учителя отметили, что случаи обращения детей или их родителей к администрации с жалобами на учителя были связаны с несправедливым оцениванием (40,0%); в связи с оскорблением и унижением детей (6,7%); в школе не было ни одного случая связанного с физическим или сексуальным насилием. В случае конфликтной ситуации учителя стараются решить ее путем диалога с родителями и ребенком, при необходимости привлекаются завуч или директор.
Аналогичный вопрос мы задали и родителям. Нас интересовали случаи оскорбления, унижения ребенка, применения к нему физического насилия в школе со стороны учителей, администрации школы, других школьников или родителей, родственников. 4,0% родителей отметили, что их дети испытывали оскорбления со стороны учителей, администрации; 24,0% - указали на конфликтные отношения с другими детьми; 16,0% указали, что были случаи применения физической силы со стороны других школьников.
При этом, в свою очередь, и учителя указывали на то, что в их практике были случаи, когда им когда приходилось принимать меры по защите несовершеннолетнего от злоупотреблений со стороны родителей, опекунов, родственников, выраженного в форме физического насилия (20,0%); психического насилия или чрезмерного строгого отношения к ребенку (26,7%); отсутствия заботы (26,7%).
Большинство родителей уверены, что в школе их ребенок имеет возможность получить необходимую помощь от учителей, администрации, психолога, и в случае возникновения спорного, сложного вопроса они узнают об этом первые.
Также большинство как учителей, так и родителей указали, что в школе соблюдается право на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, правда в большей степени данная работа проводится со школьниками выпускных классов.
В соответствии с целями исследования нас крайне интересовал вопрос о проводимой работе по информированию и защите прав детей в стенах МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки. Мы задали вопрос родителям: «Как Вы считаете, знает ли свои права Ваш ребенок?» и большинство 88,0% ответили «частично»; 12,0% «да, знают».
Анкета включала вопросы о ресурсах, которые используются для информирования детей относительно их прав, методик и технологий, направленных на повышение правовой грамотности детей; обучения и реализации ими их личных прав в рузаевской школе. Респонденты отметили, что помимо
изучения прав ребенка в рамках школьных дисциплин в школе функционирует кружок «Юные правоведы», которым руководит Курмаева Динара Раисовна. Педагог отметила, что «актуальность организации кружка «Юные правоведы» обусловлена тем, что содержание правового образования обучающихся
определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Цель программы внеурочной
деятельности - формирование у школьников правовой культуры, способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности. Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. На занятии школьники непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку».
Еще одним механизмом правозащитной деятельности, практикумом, где ребята могут проявить свою самостоятельность и отстаивать свою позицию и свои права, является площадка студенческого самоуправления.
Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Школьное самоуправление в МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки состоит из учащихся 5 - 11 классов. Избирается сроком на один год, по два человека от 5 - 11 классов. Функции школьного самоуправления заключаются в оказании помощи администрации школы и педагогам-организаторам в организации и проведении общешкольных и классных мероприятиях; организации школьного самоуправления: вопросы дежурства; работа со слабоуспевающими и учащимися,
систематически нарушающими дисциплину; организация и проведение операций «Чистый школьный двор», «Зона заботы». Члены думы по согласованию с администрацией школы имеют право: принимать участие в работе совета школы,
педагогического или административного совета, выходить с предложениями по улучшению школьной жизни на администрацию школы. В структуре школьного самоуправления функционируют 8 комитетов: образования, благотворительности, правопорядка, спорта, труда, шефский, культуры, школьное СМИ.
Таким образом, гипотеза исследования в целом подтвердилась: в МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки, ведется работа по обеспечению и соблюдению прав детей, но имеются прецеденты их нарушения: не все дети хорошо знают свои
права, не всегда осмеливаются или имеют возможность высказать и защитить свое мнение. В целом, как показали результаты исследования, социально-психологическая и социально-правовая обстановки в школе благоприятные, налажен конструктивный диалог между учителями, родителями и администрацией школы, а это значит, что в случае возникновения спорной, конфликтной ситуации будет найдено оптимальное решение, и права ребенка не будут нарушены.
Литература:
1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., [б.и.], 1997. - 944 с.
2 Коротун А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России / А.В. Коротун // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. - С. 197 -204.
3 Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания [Электронный ресурс] / Т.И.
Акимова. - Режим доступа: http://tsu.tmb.ru/nu/kon ^^2004/^1. 11^1^2/2//
4 Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков [Электронный ресурс] / К.В. Науменкова. - Режим доступа: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03 /sekm3.htm
5 Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: дис. ... канд. юрид. наук / Т.М. Почтарь. -М.: 2001. - 215 с.
Сведения об авторах:
Бистяйкина Динара Асымовна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», Историко-социологический институт, e-mail: [email protected]
Панькова Елена Геннадьевна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», Историко-социологический институт, e-mail: [email protected]
Соловьева Татьяна Владимировна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» Историко-социологический институт, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
D. Bistyaikina (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, Assistant of professor, Assistant of professor of the chair of social work National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: [email protected]
E. Pankova (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, Assistant of professor of the chair of social work National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: [email protected]
T. Soloveva (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, Assistant of professor, Assistant of professor of the chair of social work National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: [email protected]