Научная статья на тему 'Обеспечение права на образование как социальная функция школы в условиях реформирования системы среднего образования'

Обеспечение права на образование как социальная функция школы в условиях реформирования системы среднего образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
231
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самарина С. М.

Выявлен и ранжирован комплекс проблем и положительных тенденций в области обеспечения школой права на образование и определена совокупность социальных факторов, способствующих его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTENANCE OF THE RIGHT TO FORMATION AS SOCIAL FUNCTION OF SCHOOL IN THE CONDITIONS OF REFORMING OF SYSTEM OF SECONDARY EDUCATION

It is revealed and ranged a complex ofproblems and positive tendencies in the field of maintenance with school of the right to formation and set of the social factors promoting its realization is defined.

Текст научной работы на тему «Обеспечение права на образование как социальная функция школы в условиях реформирования системы среднего образования»

УДК 316.4.062

С.М. Самарина, аспирант, 8-925-879-55-32, selenytt@rambler.ru (Россия, Москва, преподаватель, ЧУ СОШ «УНА»)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выявлен и ранжирован комплекс проблем и положительных тенденций в области обеспечения школой права на образование и определена совокупность социальных факторов, способствующих его реализации.

Ключевые слова: институт образования, функции, обеспечение права, право на образование, деятельность школы.

Находясь во взаимодействии с различными социальными институтами, школа функционирует в настоящее время в различных формах: от частных негосударственных учреждений до традиционных или экспериментальных школ. При этом все типы школ проявляют свою сущность через выполнение определенных функций. По нашему мнению, в условиях реформирования образования особую актуальность приобрела такая социальная функция школы, как обеспечение прав ребенка, одной из составляющих которой является право на образование. Осуществление школой этой функции зависит во многом от объективных и субъективных причин. Одной из основных проблем при этом является противоречие между провозглашенными и ратифицированными государством правами ребенка и реальной ситуацией их соблюдения в общеобразовательном учреждении, отсутствием эффективных механизмов обеспечения.

Данные статистики и результаты современных социологических исследований [1] свидетельствуют о том, что реформы последних десятилетий привели к снижению общей культуры, ценностных мотиваций учащихся, ухудшению их здоровья и условий обучения. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс обеспечения права ребенка на образование и соблюдение его личных прав в основном институте общего образования. Эти явления усугубляются крайне низким уровнем правовой культуры в обществе в целом и среди участников образовательного процесса в частности, недостаточностью финансирования института образования, несовершенством государственной политики в отношении детей, отсутствием выстроенной системы обеспечения прав ребенка на уровне конкретного общеобразовательного учреждения. С позиций Конвенции ООН [6], право на образование включает следующие аспекты:

- Возможность посещения общеобразовательного учреждения.

- Условия образовательной деятельности.

- Содержание образования, его соответствие способностям ребенка и потребностям подготовки к самостоятельной жизни после окончания школы.

- Влияние образования на социальное, физическое, духовное, эмоциональное, этическое развитие ребенка.

- Взаимоотношения участников образовательного процесса, основанные на взаимном уважении.

Обратимся к результатам авторского социологического исследования соблюдения права детей на образование1. Прямые оценки, высказанные респондентами, достаточно благоприятны. Из данных табл. 1 видно, что высокий процент ответивших считает, что право на образование в школе соблюдается в полной мере.

Таблица 1

Степень соблюдения в школе права детей на образование (в %)

Респондент В полной мере Частично Не соблюдается

Ученики 63,2 32,5 3,7

Родители 74,9 24 0

Учителя 82,5 15,3 0

Администрация 80 20 0

Итого 71,5 25,6 1,8

Рассмотрим, насколько соблюдается право детей на образование, анализируя ответы респондентов на косвенные вопросы. Одним из аспектов этого права является возможность выбора общеобразовательного учреждения. По данным нашего опроса, небольшое количество родителей (6,6 %) не имели возможности устроить своего ребенка в школу, которую им хотелось. Отказ они получили в школах с углубленным изучением отдельных предметов (физикоматематического или гуманитарного профиля) или в гимназиях. По результатам опроса, самостоятельно ребенок выбрал школу лишь в 6,3 % случаев. С учетом мнения ребенка родители выбрали школу в 47,4 % случаев, т.е. суммарно мнение ребенка при выборе школы учитывается в

53,7 % ответов, и решение принимается родителями и детьми совместно. Однако 45,7 % детей респондентов были просто записаны в школу по месту жительства, т.е. почти половина родителей ориентируется в выборе школы на ее географическое положение и удобство доступа.

1

«Соблюдение прав детей в государственных общеобразовательных учреждениях» (2009 г.). Массовый опрос. Руководитель: Самарина С. М., центр «За гражданское образование» при БИПКРО. Объем выборочной совокупности - 737 человек; выборочная совокупность репрезентативна по полу и возрасту.

Результативность деятельности школы по обеспечению прав ребенка зависит также от типа взаимоотношений между учителями и учащимися, от того, какие принципы заложены в основу этих взаимоотношений. Вот как характеризуют отношения между участниками образовательного процесса дети и их родители (табл.2).

Таблица 2

Кребенку хорошо относятся иуеажают (в %)

Респон- дент Все учителя школы Большинство учителей школы Незначительное количество учителей Только некоторые учителя Всего

Ученики 20,1 % 58,6 % 10,9 % 10,3 % 100%

Родите- ли 31,4 % 56,6 % 6,9 % 4,6 % 100%

Более половины опрошенных респондентов указали на то, что большинство учителей школы хорошо относится к детям (57,6 %). Если сравнить мнение детей и родителей, то в этом пункте они практически совпадают. Больший разброс во мнении, что все учителя школы строят свои отношения на принципах уважения к учащимся. Так считает треть родителей (31,4 %), но лишь одна пятая часть учеников (20,1 %). 21,2 % детей заявили, что хорошо к ним относятся лишь некоторые учителя или незначительная их часть. Возможно, это та категория «неудобных учеников», которые имеют проблемы поведенческого характера и испытывают сложности в обучении и, как следствие, страдают от негативного к себе отношения со стороны учителей. Представим суммарные результаты ответов двух групп респондентов на рис. 1.

■ все учителя

■ большинство учителей

■ незначительное количество учителей

■ некоторые учителя

Рис. 1. К ребенку хорошо относятся и уважают (в %)

Взаимоотношения между детьми и учителями имеют в своей основе ряд составляющих: во-первых, это объективное, справедливое оценивание; во-вторых - уважение учителем прав ребенка, его человеческого достоинства. О наличии этой проблемы говорят результаты опроса школьной администрации. 52 % респондентов данной группы указали на то, что в их практике были случаи, когда к ним обращались дети или родители с жалобой на учителя, который оскорбляет и унижает их достоинство, и 64 % работников администрации рассматривали жалобы на несправедливость в оценивании учеников.

Проанализировав ответы респондентов на вопрос «Может ли ребенок оспорить выставленную учителем оценку?», можно сделать следующие выводы ( рис. 2). Больше всего утвердительных ответов дали члены администрации школ (88 %). Практически совпадает с мнением администрации количество положительных ответов на этот вопрос среди учителей (79,4 %). 31% учителей считает, что доказать свою правоту ребенок может, продемонстрировав знания по предмету.______________

100,0% -

80,0% -

60,0% -

40,0% -

20,0% -

0,0%

статус

□ ученик

□ родитель

□ учитель

□ администрация

Рис. 2. Можетлиребенок оспорить выставленную оценку?

В аргументированном споре готовы решить эту проблему 16,8 % учителей, обратившись к администрации - 11,7 %, создав конфликтную комиссию - 13,4 %, в процессе диалога, разъяснения требований и критериев оценки - 26,8 % учителей. Отрицательно ответили на вопрос об оспаривании оценки учеником практически одинаковое количество

работников школы (8 % - администрации, 7,4 % учителей). Учащиеся более уверены в своих правах, чем представляется их родителям. О возможности оспаривания оценки заявило 76,3 % учеников (что близко к мнению учителей) и лишь 40 % родителей, но при этом большинство опрошенных родителей заявило, что подобный спор ребенок может решить лишь обратившись непосредственно к учителю, а 51,4 % утверждают, что у ребенка такой возможности нет.

Говоря об объективности оценивания, отметим, что 21,2 % учителей абсолютно уверены в том, что они объективны при выставлении оценок, а 70,4 % педагогов считают, что оценки, выставленные ученикам «скорее объективны, чем нет». Лишь 6,3 % этой группы респондентов указали на то, что иногда они необъективны.

Еще одним показателем обеспечения права детей на образование является комфортность условий, в которых дети в школе проводят большую часть своего времени, насколько эти условия сохраняют их физическое и психическое здоровье, способствуют ли они прохождению школьной программы. В большей своей массе родители (82,8 %) и дети (77,5 %) отмечают комфортность школьных условий для обучения. Можно утверждать, что школой много делается в этом направлении. По результатам опроса администрации, дополнительные материальные средства изыскиваются, благодаря тесному контакту школы и местного сообщества, работы попечительского совета, активной деятельности школы на рынке образовательных услуг (гранты, участие в конкурсах, издание учителями книг, проведение платных обучающих семинаров). Что касается оснащенности школ мебелью, которая соответствует возрасту детей, то 18,8 % родителей и 20 % членов администрации указали на ее отсутствие или недостаточное оснащение во всех классах.

Школа должна быть не только обеспечена всеми необходимыми для образовательного процесса ресурсами, но и в ней должны быть созданы безопасныеусловия пребывания детей. Однако 39,3 % учащихся указали на то, что они получали когда-либо травму в школе. Местами, где чаще всего, по оценке детей, можно получить травму, являются лестница (38,7 %), спортзал (23,1 %), коридоры во время перемены (6,4 %). Только 8,1 % учащихся указали на то, что в их школе нет травмоопасных мест. Лишь

31,8 % учащихся убеждены в том, что в их школе не надо бояться за сохранность вещей. 10,8 % школьников указали на то, что в их школе возможно распространение порнографической продукции (13,3 %) и наркотиков (8,4 %).

Обеспечение права на образование означает еще и то, что в школе дети получают возможность получения образования, соответствующего образовательным стандартам. В ходе исследования выяснялось, как выполняются учебные планы. По данным опроса, 7,6 % родителей ответили, что в их школе преподаются не все предметы, этот же факт

подтвердили 5 % представителей администрации. Главная причина -отсутствие преподавателя.

Рассмотрим ситуацию с обеспечением права школьников на бесплатное пользование школьной библиотекой. Ее услуги действительно бесплатны, но все еще чувствуется нехватка в нужной детям литературе и учебниках. 86,1 % детей указали на необходимость работы школьной библиотеки для подготовки к занятиям, 56,8 % опрошенных учащихся считают, что книг в школьной библиотеке недостаточно, чтобы удовлетворить их запросы. Конечно, вопросу обновления школьного фонда учебников в последнее время уделяется особое внимание. И здесь велика роль родительских вложений: 34 % опрошенных родителей указали на то, что основная часть их расходов идет на оплату или покупку учебников, и это самая существенная сторона расходов. При этом около 15 % родителей не имеют возможности оплаты учебников. В школах изыскивают разные средства для снижения доли родительских расходов: частичная оплата комплекта учебников, обмен с другими классами, изыскание спонсорской помощи и т.п.. Каковы же остальные статьи расходов родителей, чей ребенок учится в общеобразовательной школе, можно увидеть на рис. 3.

13,8

| ■ Охрана

£3 Обучение по общеобразовательной программе

0 Репетитор

ПКружки

НУчебники

□ Ремонт

Рис. 3. Статьи расходов родителей на школу (в %)

Большая часть расходов идет на оплату учебников, далее следуют расходы на ремонт школы (26,5 %). Высок процент родителей,

оплачивающих услуги репетиторов (15,3 %), существенна доля родителей, которые платят за охрану (13,8 %).

Что касается благоустройства школьной территории, то 51,7 % учащихся делали это добровольно, а 39, 1 % - по принуждению, 38,5 % детей добровольно участвовали в ремонте школы, а 27,6 % - по принуждению. Каковы же причины неучастия детей в общественно

полезном труде в стенах школы? В большинстве своем школьникам не дано было права выбора, и 70,7 % детей это делали потому, что такой труд был обязательным для всех. Однако мы видим, что характер такого труда, скорее, «добровольно-принудительный»: да, это обязательно для всех, но около половины готовы трудиться добровольно. Отрадно все же, что 20,7 % хотели помочь школе, но всего лишь у 4 % учащихся была возможность заработать.

Возможность выбора образовательных программ в школе стала более доступной и приобрела массовый характер. Так, 50,1 % школьников указали, что они учатся по общеобразовательной программе, 23,2 % - по гимназической и 26,1 % - по программе с углубленным изучением отдельных предметов. Возможность выбора программы, по которой учится ребенок, предусмотрена в Уставах всех школ, где проводилось исследование. Но по опросу родителей, о такой возможности не знают 11,4 % и отрицательно отвечают на этот вопрос 26,3 %. 62,3 % респондентов ответили, что такая возможность в школе есть, т.е практически третья часть этим правом не воспользовалась, скорее всего, по незнанию или из-за недостаточности усилий администрации по информированию родителей в этой области. О возможности предоставления школой дополнительных образовательных услуг не знают 10,3 % родителей из числа опрошенных. В 18,3 % случаев в школе такой возможности нет, в подавляющем большинстве (71,4 %) она имеется. Что касается психолого- и социальнопедагогической помощи учащимся, то школы предусмотрели такую возможность в 84 % случаях.

Обеспечение права на образование будет реализовано в полной мере, если будут согласованы цели и мотивы образовательной деятельности учащихся, родителей и учителей. Приоритеты учащихся таковы (см. рис.4). Это подготовка к профессии (26,2 %), формирование учебных умений и навыков и развитие самостоятельности в решении жизненных проблем (по 14,1 %), развитие мышления (23,5 %). Появился в списке приоритетов и новый пункт, ранее имевший незначительную долю или вообще отсутствующий - развитие самостоятельности в решении жизненных проблем. В первую тройку для всех участников образовательного процесса вошли такие мотивы обучения в школе, как развитие мышления, памяти и внимания, воспитание самостоятельности в решении жизненных проблем, формирование учебных умений и навыков. Немаловажным для всех респондентов является подготовка детей к будущей профессии. Для учителей оказались важными формирование мировоззрения (11,8 %) и нравственное развитие (11,8 %) детей. Но ни родители, ни учащиеся не ждут этого от обучения в школе. Отметим, что мотивация обучения в школе у родителей, детей и учителей сблизилась. Это еще один шаг к обеспечению права детей на образование в стенах общеобразовательного учреждения.

Рис. 4. Цели и мотивы образовательной деятельности (в %)

Итак, проблема обеспечения прав детей на образование имеет несколько сторон. Стоит отметить, что право на образование тех детей, которые учатся в школе, реализуется не в полной мере. Одна из главных причин - недостаточное финансирование общеобразовательных учреждений. Следствия этого - проблема школьных библиотечных фондов и устаревшего оборудования в кабинетах технологии, физики, химии в некоторых школах. Еще одна причина частичной реализации права детей на образование -недостаточный уровень правовой культуры участников образовательного процесса. Напомним, что подавляющее большинство респондентов (63,2 % учащихся, 74,9 % родителей, 82,5 % учителей и 80 % администрации школ) считают, что право детей на образование обеспечено в полной мере, хотя это далеко не так, судя по ответам на косвенные вопросы.

Отмечена также проблема обеспечения безопасного пребывания детей в общеобразовательном учреждении. Школа остается для детей

местом, где нужно бояться за сохранность вещей и где можно получить травму. Не соблюдается в полной мере принцип добровольного участия детей в трудовой деятельности по благоустройству школы.

Чтобы обеспечить соблюдение права на образование, необходимы усилия и работников школы (внутренний фактор), и государства (внешний фактор). Внутренние факторы, гарантирующие обеспечение прав ребенка в школе: правовая культура участников образовательного процесса (остается проблемной) и оказание школой информационной помощи правового характера участникам образовательного процесса, формирование демократического школьного уклада и позитивной образовательной среды.

Ко внешним факторам относятся политическая и экономическая ситуация в стране, финансирование (отмечена нехватка денежных средств), уровень правовой культуры в обществе, организация системы образования, состояние нормативной базы, взаимодействие института общего образования с социальными партнерами. Проблему недостаточного финансирования школы и оптимизации внешнего фактора соблюдения прав детей, в частности права на образование, возможно решить путем партнерства школы и местного сообщества.

Проблема соблюдения права ребенка на образование остается достаточно острой. Наличие ее отметили 65,3% учителей. В то же время сама детализация этого права свидетельствует о его развитии, о тенденции расширения круга государственных гарантий в сфере образования. С целью повышения уровня обеспечения прав ребенка в рамках института школы необходимы:

- систематический мониторинг положения детей в образовательной системе на федеральном, региональном и локальном уровнях;

- трансляция информационно-правовых знаний и повышение уровня правовой культуры участников образовательного процесса;

- развитие партнерства школы с правовыми фондами и укрепление территориальных партнерств;

- совершенствование и детализация прав ребенка в уставах

школ;

- тиражирование опыта создания и деятельности организационных структур, основной функцией которых является защита и реализация прав детей (школьный омбудсмен, центр социального проектирования и т.п.);

- совершенствование и модернизация существующих

механизмов реализации прав ребенка;

- стимулирование учащихся в создании общественных объединений и в активном участии в управлении школой как фактор реализации личных прав ребенка;

- расширение круга потребителей образовательных услуг для дополнительного финансирования как фактора обеспечения прав на образование;

- установление связи между аттестацией образовательных учреждений, педагогических и управленческих кадров и обеспечением прав детей в системе образования.

Нарушение или ограничение права детей на образование не всегда можно поставить в вину образовательному учреждению, т.к. его возможности нередко ограничены.

Список литературы

1. Голенкова З.Т. Социально-стратификационные процессы в современном обществе. М.: ИС, 2006. 291 с.

2. Декларация прав ребенка / Сборник нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы гражданско-правового образования. Брянск : Курсив БИПКРО, 2006. 120 с.

3. Дети в России 2009: стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.:ИИЦ «Статистика России», 2009. 122 с.

4. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е. Модернизация педагогического образования // Социс. 2011. №2. С. 87-89

5. Зборовский Г. Е. Образование: от XIX к XX веку.

Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. 578 с.

6. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. М. : ИНФРА-М, 2004. 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Константиновский Д. Л. Неравенство и образование: опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е - начало 2000-х). М: Центр социального прогнозирования, 2008. 551 с.

8. Яницкий О. Н. Модернизация в России и вокруг // Социс. 2011. №5. С. 136-138.

S.M. Samarina

MAINTENANCE OF THE RIGHT TO FORMATION AS SOCIAL FUNCTION OF SCHOOL IN THE CONDITIONS OF REFORMING OF SYSTEM OF SECONDARY EDUCATION

It is revealed and ранжирован a complex ofproblems and positive tendencies in the field of maintenance with school of the right to formation and set of the social factors promoting its realization is defined.

Keywords: institute of formation, function, right maintenance, the right to formation, school activity.

Получено 20.04.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.